Лого vc.ru

Решающие 250 граммов

Решающие 250 граммов

Во вторник, 22 декабря, Государственная Дума РФ приняла сразу во втором и третьем чтении законопроект № 752189-6 «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части использования беспилотных воздушных судов». Роман Бузько, партнер адвокатского бюро Buzko Kokorin, рассмотрел основные принципы, предлагаемые законопроектом для регулирования беспилотных воздушных судов и объяснил, какие беспилотники потребуют регистрации.

Поделиться

В мировом тренде

В первую очередь стоит отметить, что российский законодатель не увидел причин для создания некой особой регуляторной среды для российских беспилотников и в целом учел опыт других стран и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

К слову сказать, те 250 граммов, о которых упоминается в названии, используются и в других странах в качестве отсечки, превышения которой требует регистрации беспилотника. Такие правила, например, начали действовать в США буквально за день до рассмотрения законопроекта в третьем чтении.

Формирование понятийной базы

Законопроект вводит ряд важных определений. В первую очередь, дано определение «беспилотному воздушному судну», под которым понимается:

Беспилотное воздушное судно — воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

До этого момента единственное упоминание беспилотного судна содержалось только в актах Правительства РФ, где давалось определение беспилотному летательному аппарату:

Беспилотный летательный аппарат — летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.

Невооруженным взглядом видно, что «новое» определение не включает в себя беспилотники, управление которыми осуществляется в автоматическом (автономном) режиме, то есть по заданным маршрутам без участия человека, в то время как «старое» определение однозначно распространяется на такие аппараты.

Является ли это противоречие преднамеренным — вопрос, с которым Правительству РФ и Государственной Думе РФ предстоит определиться.

Законопроект также вводит такие термины, как экипаж и командир беспилотника:

Экипаж […] состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна.

Командир беспилотного воздушного судна руководит работой экипажа беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение полета.

Из буквального толкования законопроекта и изменений, вносимых в ст. 57 Воздушного кодекса РФ, следует, что командир беспилотника должен будет обладать свидетельством внешнего пилота.

Регистрация и учет

В соответствии с законопроектом все беспилотники, предназначенные для выполнения полетов, будут подлежать обязательной государственной регистрации, за исключением беспилотников с максимальной взлетной массой 0,25 кг и менее.

Для наглядности давайте посмотрим, какие беспилотники можно купить без превышения дозволенных 250 грамм:

Порядок и детали регистрации беспилотников еще предстоит установить Правительству РФ. По словам людей, участвовавших в разработке законопроекта, для «игрушечных» беспилотников планируется установить упрощенную регистрацию. В качестве примера можно опять же взглянуть на порядок регистрации в США: там пошлина составляет $5, регистрация осуществляется онлайн через сайт федерального ведомства, а каждый зарегистрированный беспилотник подлежит обязательной маркировке (нанесению номера).

Помимо регистрации, законопроект также предусматривает, что беспилотники, ввезенные в РФ или произведенные в РФ, подлежат учету в порядке, который также еще предстоит Правительством РФ. В данном случае, по всей видимости, речь идет не просто о закреплении конкретного аппарата за пользователем (регистрация), а об учете в статистических целях всех имеющихся в обороте беспилотников.

Заключение

На сегодняшний день (до вступления в силу законопроекта) любые беспилотники приравнены к традиционным воздушным судам и подпадают под все административные требования, в том числе необходимость получения сертификата летной годности, плана полетов, разрешения на использование воздушного транспорта и прочее.

Законопроект, с одной стороны, выводит из под регулирования беспилотники массой менее 250 грамм и, с другой стороны, формирует принципы, на основании которых Правительству РФ предстоит в будущем урегулировать этот рынок.

В то же время законопроект уже вызвал неоднозначные отзывы в сообществе любителей авиамоделирования, которые боятся, что их обяжут регистрировать и сертифицировать даже небольшие модели, используемые для личных целей, а их самих — получать свидетельства внешних пилотов.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Ну, вроде и хорошо, только пока не очень продумано.

Не, ну а че.
Вот взлетит такой аппарат над городом, упадет и повредит автомобиль или причинит вред здоровью. Кто сейчас за это отвечает? Никто. Выбросил пульт от дрона, убежал и все, чистенький. По дрону владельца очень трудно если вообще возможно найти.

Как насчет "перед носом, а лучше - турбиной двигателя взлетающего самолета"? Кстати, DJI начиная с какой-то версии прошивки уже так не сможет — забили GPS-координаты известных ВПП и программно запретили направлять дроны туда. По ходу, решили не дожидаться законов — а скорее исков на 100500 миллионов из-за какого-нибудь даже не террориста, а охотника за эффектными фотками.

0

Подскажите, вот у меня китайская копия dji фантома - я ей летаю по городу и снимаю видосы красивые. Так теперь что мне летать нельзя? Если вдруг кто прицепится, что какой-то штраф будет или что?

0

Если я не ошибаюсь, то да, будет. Но это даже не связанно с этим законопроектом.

0

не надо светиться
надо писать так "а у одного моего знакомого есть китайская копия..."

0

Ну ок, напечатать несуществующий бланк регистрации, про который никто не знает, как он выглядит. Ментов заставить искать весы, если подойдут. Как и с телефонами было. У меня была бумажка, что это радиостанция портативная

Сделали как в штатах. Там тоже от 250 гр надо регистрировать.

0

Так понятно уже, как будет проходить регистрация дрона? Нужно ли получать какие-то права пилоту? Можно ли все сделать он-лайн? И если возишь дрон с собой по разным странам, то на него нужно будет клеить несколько номеров? Я всегда беру коптер в путешествия. А разрешат ли официально летать на территории Москвы? После статьи больше вопросов, чем ответов. Или ответов пока нет?

Как владелец 3 кг DJI Inspire, могу точно сказать, что нормальная регистрация и регулирование дронов необходимо. И весы не нужны, чтобы определить, что дрон больше 250 гр. Очень часто аварийная посадка или падение не зависит от пилота, а может быть браком аккумулятора или перебоями сигнала.

В Европе почти нигде нельзя летать над городом. Во Франции штраф 80 000 евро и уголовное наказание за полеты над Парижем. В США летал свободно, как раз до недавно вышедшего закона.

0

как владелец 5 кг коптера, считаю, что регистрироваться надо.
Но в качестве рекомендательной практики, как в США. Т.е. зашел на сайт, сделал регистрацию за 5 баксов, налепил стикеры на дроны и летай. Правда и там непонятно, будут ли эти 5 баксов раз в год, или на все время.

Могу поспорить, что у нас сделают все через такую жопу, что люди забьют и будут летать на авось.

Ну в сша это сделали 2 дня назад) тоже регистрацию поддерживаю. Соблюдение мер безопасности все равно ничего не гарантирует. Но главное, чтобы не пришлось запрашивать за месяц через диспетчерскую выход в воздушное пространство на высоту в 70 метров.

В принципе, по опыту последних лет, хочу отметить, что контролирующие и карательные органы рф стали очень мобильными) так что может быть запрашивать полет будем через мобильное приложение, но за деньги.

0

Вот в этом главная проблема. А то получится как с платоном, о котором много говорят. Будут по 5 баксов за минуту полета требовать. В итоге это станет очень дорого и не рентабельно для любителей.

"Ну в сша это сделали 2 дня назад) "
Я слежу за ними как только начали говорить о законе. Там крайней каплей стало, когда инспаир упал на провода, и отключил от электричества дофига народу)

0

Кстати, говорят, что в Израиле воздушное пространство настолько успешно контролируется спецслужбами, что при любом несогласованном полете на дроне они просто берут управление на себя и автоматически его сажают.

0

Не верьте, чушь говорят.
Без понятия о протоколе, частоте, кодировании... Прямо джедаи.

Ну охренеть теперь. Можно подумать, что на каждого человека в стране по дрону приходится, что их нужно контролировать.

Доллар по 70 рублей, самый дешевый дрон из серии DJI - $699, на наши это 49 000 рублей. Не самая дешевая игрушка, чтобы ее покупатель оказался полным дегенератом, не способным соблюдать технику безопасности при запуске.

Лучше бы вон запретили в городах запускать небесные фонарики, которые стоят 50 рублей и могут залететь в окно/на крышу и спалить к черту целый дом, были уже случаи.
Законопроекты ради законопроектов и имитация работы госдумы какие-то.

чего только не делают депутаты, лишь бы не работать =)

0

Некоторые дегенераты умудряются и на самолет наскрести (и успешно его разбить), про автомобили я вообще молчу.

0

И как теперь снимать сисьге соседки этажом выше?😳

Можно делать дроны которые будут весить до 250г и при этом собираться в один большой. Прямо в воздухе.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Культурный Код

И нафига это Disney? Разве они знают, как дальше развивать Twitter?

Bloomberg: Disney наняла консультантов для оценки стоимости Twitter
0
Alexey Pakhomov

На днях тоже об этом вспомнил, глянул на ебее майнеры, глянул в калькуляторе, сколько можно намайнить при их мощности. Ничего не изменилось за последние 3 года. Вроде как примерно за полгода окупается, НО учитывая постоянный рост сложности (и уменьшение доходности), на практике окупится может через год, а прибыль к тому моменту станет копеечной. Так что заработать на майнинге можно разве что производя майнеры.

Можно ли заработать на майнинге криптовалюты
0
Авдей Прохоров

Жаль получается как с Яндекс.такси, будет яндекс.ненужная.фигня, яндекс.мынеотвечаемзасервиспартнеров.

«Яндекс.Маркет» отдаст приоритет карточкам товаров с возможностью заказа без перехода на сайт магазина
0
Nyse Tanuki

Ну ну ну)))) большей глупости и не слышал))) удачи с работником нанятым за сутки через интернет и в Корее)))

Кейс из России: как найти сотрудника в Корее за 70 рублей и 12 часов с помощью сообщества-однодневки во «ВКонтакте»
0
Культурный Код

я не понял, каким образом отправитель узнает контакт кому отправляет?

Google рассказала о работе над сервисом для чтения сообщений без установки мессенджеров
0
Показать еще