Лого vc.ru

«"Яндекс.Маркет" консолидирует весь рынок и станет отечественным Amazon»

«"Яндекс.Маркет" консолидирует весь рынок и станет отечественным Amazon»

Генеральный директор группы компаний «Фотосклад.ру» Алексей Банников написал для vc.ru колонку, в которой рассказал о том, как в будущем может измениться рынок ecommerce в России. По мнению Банникова, лидером отрасли станет «Яндекс.Маркет», который консолидирует рынок и станет отечественным аналогом Amazon.

Поделиться

На российском рынке ecommerce сложилась уникальная ситуация: в стране существует огромное количество интернет-магазинов, но среди них нет ярко выраженного лидера. Рынок вошел в фазу консолидации и, вероятнее всего, джек-пот сорвет кто-то из уже существующих игроков. Все доказательства указывают на то, что это будет «Яндекс.Маркет».

Получится привычная история: богатые будут богатеть, а бедные — беднеть

«Яндекс.Маркет»

Сейчас «Яндекс» — это самый крупный и, соответственно, самый интересный игрок в российском ecommerce. Изначальная суть «Яндекс.Маркета» заключалась в том, что он был торговой площадкой, размещавшей продукты сторонних магазинов по системе CPC (сумма за клик). Со временем амбиции компании переросли рамки торговой площадки. Руководители «Яндекс.Маркета» заявляют о намерении пойти по пути крупнейшей мировой компании в сфере ecommerce — Amazon. Чего же ждать от «Яндекса» в будущем?

Первым этапом перемен, который уже начался, становится введение программы «Заказ на маркете». Теперь все действия по оформлению покупки совершаются прямо на сайте «Яндекс.Маркета», а перехода на сайт магазина не происходит. Такая модель меняет и схему оплаты услуг «Яндекса» для магазина: теперь оплата происходит по системе CPO (сумма за заказ). Если сейчас сторонний магазин платит 2% за размещение, в дальнейшем, процент будет расти. Это, несомненно, скажется и на ценах на товары.

Вторым этапом станет создание магазина «Яндекс.Маркет» в рамках существующей торговой площадки. Чтобы понять, что именно это означает, снова можно обратиться к Amazon: большинство ходовых товаров Amazon размещает от своего магазина, оставляя другим магазинам только небольшой процент рынка и, соответственно, значительно меньшую прибыль.

Сейчас «Яндекс.Маркет» обладает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы плавно осуществить переход к модели Amazon. Имея самую большую товарную базу, зная статистику продаж товаров, закупочные цены и так далее. Кроме того, «Яндекс» — это ведущий поисковик в России. Если ввести в поиске любой товар, сначала появится реклама «Яндекс.Директа», потом — «Яндекс.Маркета».

Все это вполне логично, если посмотреть на остальные сферы, в которых «Яндекс» уже присутствует — это «Яндекс.Доставка», которая агрегирует транспортные компании, «Яндекс.Телефония» — виртуальная АТС, позволяющая организовать телефонию для интернет-магазина. Плюс, «Яндекс» обладает финансовыми ресурсами, которые позволяют проводить рекламные кампании огромного масштаба.

Последний и, пожалуй, самый сложный шаг для «Яндекс.Маркета», который отделяет «Яндекс» от собственного магазина — это «Яндекс.Склад».

Если компания пойдет по этому пути, рынок России совершенно определенно изменится. Можно предположить, что нелегкие времена настанут для владельцев более мелких интернет-магазинов. К примеру, трафик брать будет попросту негде, а тот, что останется, поднимется в цене.

Конечно, останется возможность работать через «Яндекс.Маркет». Он будет давать клиентов, но и забирать основную часть прибыль. Кроме того, если товар будет интересным, или прибыльным, «Яндекс» попросту начнет продавать его самостоятельно именно так, как делает Amazon.

Все магазины Москвы уже были принудительно переведены на программу «заказ на маркете». В конце сентября это затронуло категории с карточками моделей, а в конце октября и остальные категории. В 2017 году компания собирается полностью перейти на эту систему.

Эти перемены, пожалуй, станут положительными для покупателей. Не нужно будет выбирать магазин, беспокоиться о доставке, оплате, качестве товара или гарантии. Безусловно, имея все необходимые ресурсы, «Яндекс.Маркет» сможет осуществить сервис высокого уровня.

Но есть у этой медали и обратная сторона: «Яндекс.Маркет» перестанет быть точкой входа для поиска низких цен. А именно на этом он в свое время и вырос. Уменьшение конкуренции и комиссия, которую будет взимать «Яндекс.Маркет» просто не позволит магазинам ставить низкие цены. Это уже даст шанс конкурентам «Яндекса», таким как Mail.ru, воспользоваться освободившейся нишей и привлечь аудиторию, для которой по-прежнему важна цена, на собственную торговую площадку torg.mail.ru.

Ситуацию, которая ждет рынок ecommerce, не является новой, достаточно просто посмотреть на то, что произошло с такси. После внедрения «Яндекс.Такси» у мелких таксопарков не осталось самостоятельности: единственный шанс удержаться на рынке для них — подключиться к «Яндекс.Такси».

Несомненно, есть еще несколько крупных компаний, которые продолжаю борьбу за клиента. Но я бы не поставил на них в этом забеге. Пользователи же наверняка согласятся, что перемены на рынке такси оказались позитивными. А то, что изменения вытеснили с рынка слабейших, так это еще старик Дарвин обосновал в концепции естественного отбора. Ничего с этим не поделаешь.

Aliexpress

Самый крупный интернет-магазин в России — это не Ozon и не «Юлмарт». Это — Aliexpress, посещаемость которого составляет 640 млн визитов в месяц и 28% из них — это наши соотечественники. Это больше чем аудитория всех российских интернет-магазинов вместе взятых.

В чем секрет успеха Aliexpress? Все очень просто: компания не ведет деятельности на территории России. Все товары AliExpress поставляет, используя дыру в российском таможенном законодательстве, освобождающую от уплаты налогов и пошлин товары стоимостью до 1000 евро. Разумеется, и цены на AliExpress намного ниже, чем у российских интернет-магазинов, и доставка бесплатна.

Российские интернет-магазины

Кто же еще имеет шансы в будущем побороться с растущим «Яндекс.Маркетом»? В первую очередь, это крупнейшие универсальные магазины: Ozon и «Юлмарт».

Пока в гонке лидирует Ozon — за октябрь 2016 года магазин имеет 28 млн посещений. Следует за ним «Юлмарт» с 26,5 млн. За ними уже можно назвать крупные федеральные сети электроники и бытовой техники, которые активно расширяют ассортимент:

Показатели у всех почти равны. Примерно каждый пятый житель России заходит на этот сайт хотя бы раз в месяц.

А вот так выглядят показатели лидеров ecommerce в других странах:

Компания Посещаемость в месяц Количество посещений в месяц на одного жителя страны
Amazon 2,3 млрд 4,5
Ebay 1,1 млрд 1,9
rozetka.com.ua 36 млн 0,8
Ozon 28 млн 0,2

Как показывает мировой опыт, хорошие шансы на выживание остаются у магазинов, являющихся лидером в определенной нише.

Вот несколько примеров таких лидирующих компаний:

Резюме

Как всегда, хочется подвести итоги всего вышесказанного. Что будет ожидать рынок ecommerce через 10 лет? Трудно сказать точно, но можно предположить.

По нашему прогнозу, «Яндекс.Маркет» уверенно займет 50% рынка. 20% поделят между собой 2-3 крупных универсальных магазина. Остальных ждет либо поглощение, либо, к сожалению, разорение. Нишевые магазины, правда, смогут отвоевать еще 20% рынка, а 10 последних процентов останется за трансграничной торговлей. Ее доля существенно упадет, в случае изменений в законодательстве и поддержке государством отечественных компаний.

От автора. Цифры и данные приведены по данным similarweb.ru. Расчеты даны с некоторой погрешностью.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

«Простая математика говорит нам о том, что 179 млн российских пользователей предпочитает совершать покупки именно там. А это — больше чем аудитория всех российских интернет-магазинов вместе взятых».

Это вообще-то больше, чем население России. Вместе взятое

Простая математика говорит нам о том, что на Али покупают не только старики и младенцы до 2-х лет, но также и усопшие в России граждане в период с 2009 по 2016 год.

640 млн Визитов, а не пользователей

0

Что курил автор?
146 519 759 чел. население РФ. Откуда цифра 179?

Больше похоже, что забыли поставить пометку "Реклама")

0

а ФАС тут может вмешаться?
т.к. Яндекс является монополистом в поиске, и используя в том числе это положение - он отвоевывает рынок.

ну такие статьи, с такими ссылками в интернет-журналах для домохозяеек прокатили бы, но здесь?!?)

Не согласна с категоричными отрицательными мнениями некоторых комментаторов. Считаю за Яндекс.Маркетом большой потенциал. Дело времени. Веские доводы - статистика. И против нее не попрешь!!

0

Какой бред, ну как Я.Маркет (по сути агрегатор) может конкурировать с Амазоном (гигантская площадка со своими товарами) не имея нормальной логистики? Попытается переложить все логистические проблемы на магазины? Как будет обрабатывать возвраты? Через транспортные компании? Через Почту России? И кому потом жаловаться в итоге в данной цепочке?

Большая часть мелких интернет-магазинов не в состоянии даже складские остатки посчитать. Это точно будет похоже на Амазон или очередная помойка типа Викимарта?

А что мешает яндексу начать продавать товары?

0

А что мешает Гуглу открыть сеть ресторанов быстрого питания?

Ничего если захотят. Автор же ПРЕДПОЛАГАЕТ, что все идет к прямым продажам от Яндекса. Время покажет прав он или нет. Вы тоже можете предположить, что он не прав, но не полностью исключить такой вариант

0

Так Amazon сам доставляет только те товары, которые сам и продает. Товары мерчантов они доставляют сами, там Amazon выступает арбитром и бьет их по голове, если они лажают.

0

А в чем проблема Яндексу все взять под свой контроль? У вас столько вопросов от того, что вы просто не понимаете, как это будет работать. А они понимают, раз собираются взяться за это.

0

Я думаю с возвратами как-то решат,не в каменном веке живем. Например, мне будет легче купить товар на Яндексе и получить его быстрее, а не через месяц или более. Я только за, чтобы Яндекс открыл свою торговую площадку

0

Я извиняюсь конечно, вы понимаете, что такое логистика? У Яндекса НЕТ службы доставки. У Яндекса НЕТ складских помещений. У Яндекса НЕТ сети почтоматов типа Amazon.Locker. Как вам Яндекс привезет товар быстрее?

Кстати, ближайший "типа-Амазон" под названием Юлмарт - на грани банкротства. Содержать свою службу доставки очень дорого.

И еще. Вы видели склады Амазона когда-нибудь? Там роботизированные логистические хабы на территории всей страны, при этом товары перетекают на тот хаб, где на него ожидается больший спрос.

Когда даётся какой-либо прогноз желательно указать мат. аппарат и/или инструменты которым пользовались при составлении прогноза. Иначе баба Ванга получается.

По такой логике любой прогноз можно называть бабой вангой. Автор же привел аналогию с тем же Яндекс Такси. Здесь схема уже проявила себя и я не думаю, что с магазином все будет кардинально разнится.

0

про "дыру" с таможней, это же бред, дыра это когда неофициально и если уменьшить сумму в 1000 в гораздо меньше, то настоящая "дыра" и начнется, когда официально просто никто не увидит посылок

0

Имеется в виду, что магазины платят 1) ндс 2) за доставку. При покупке с алиэкспресс цена меньше и доставка бесплатная за счет почты россии

0

бесплатного не бывает, есть тайное соглашение NDA скорее всего с почтой китая

0

Пользователь этого нда не видит, он видит, что при покупке с москвы + доставка, а с китая доставка 0. Что там за сценой как-то пофиг.

0

Никакой бесплатной отправки с китая не существовало и не существует. Выбирая практически любой товар на али вы можете обратить внимание что есть товар за 2000руб с доставкой бесплатной а есть такой же за 800 и доставка в Россию стоит 1200.
Продавцы по сути сами закладывают цены доставки в стоимость покупки.
Помимо всего прочего почтой России отправляют далеко не все. Многие пользуются разнообразными транспортами компаниями китая - и только на территории РФ посылки попадают в руки почты России.

Так о том и речь, что на территории России почта доставляет и пользователь ВИДИТ что доставка бесплатная. Ясное дело она стоит чего-то, но я как потребитель в это не вдаюсь, я вижу цену и бесплатную доставку, этого достаточно, чтобы предпочесть али

0

Продавцы в Китае получают от государства компенсации за почтовые услуги. Этим объясняется куча барахла по 0.99-10$, на которой они еще умудряются зарабатывать.

0

Ну да, но есть и товар за 50р включая доставку. Попробуйте что-нибудь из Москвы в Новосибирск к примеру отправить за 50 рублей и еще что-то заработать на этом.

0

Одно дело заниматься АйТи, когда из физического имущества у вас дай бог сервера, а всё остальное — арендованный офис, арендованные мозги и горы интеллектуальной собственности. И совсем другое — крутить розничный бизнес, где добавляются тысячи нюансов, связанных с логистикой, гарантией, хранением и возвратом товара, организацией точек самовывоза и т.д.

Можно во всём этом разобраться, но уж точно не по щелчку пальцев. И зачем это может понадобиться Яндексу, у которого есть куча привлекательных айтишных направлений для расширения, тоже не очень ясно.

Магазин у Яндекса как раз таки немногое, что сделано очень качественно и реально полезно. То, что именно его хотят развивать - шаг в правильном направлении. Трудно, конечно, будет ему конкурировать с будущим маркет-плейсом от Сбербанка (если он всё же состоится), но других весомых конкурентов у него нет и не предвидится. В то же время, резервы для улучшения сервиса еще не исчерпаны. В общем, успеха проекту.

0

У яндекса есть свой трафик, а значит конкурировать ему ни с кем не трудно.

0

Да, это так. Но у Сбера тупо больше денег, ему даже Яндекс купить не слабо, если уж дело пойдет на принцип ;-)

0

> Тем более удивительно, что «Почта России» обрабатывает сотни миллионов посылок от китайских магазинов, работая при этом в убыток и получая дотации от государства. Получается, что фактически этот «банкет» оплачивает наш налогоплательщик.

Окей - я плачу налоги, за эти деньги почта доставляет мне мои посылки. В чем проблема?

Эти так называемые онлайн ретейлеры (мвидео, эльдорадо) - просто паразиты. Никакого доп. сервиса, кроме "купил дешевле-продал дороже" у них нет. Десятилетиями! А, нет, забыл. Также традиционным источником доходов является "предложение" пенсионерам дополнительных гарантий и прочих недоуслуг. И вот эти ретейлеры каждый месяц ноют как им тяжело живется и надо сделать так, чтобы в конечном итоге, россиянам не выгодно было бы покупать за границей. Чем скорее, их смоет с рынка, тем лучше.

Про али автор пишет " Все товары AliExpress поставляет, используя дыру в российском таможенном законодательстве...Разумеется, и цены на AliExpress намного ниже, чем у российских интернет-магазинов, и доставка бесплатна." Возможно автор не знает, но на али работает множество магазинов из РФ, платящих налоги и т.д и ценник там не ниже чем можно найти в ЯМ. Есть отдельный раздел, магазины доставляющие из РФ. Преимущество али вовсе не в цене, а в том что на этом маркетплейсе покупатели не боятся предоплаты(защита покупателя) и готовы ждать посылку отправленную почтой. Соответственно, если ЯМ двинется в этом направлении со своими ресурсами (Я.деньги +Я.доставка) то он вполне может стать маркетплейсом №1. При условии что это ему нужно. Но вешать на себя камень который тянет любого ритейлера ко дну, в виде собственного склада, остатков и т.д. зачем ?

Знаете кого-нибудь, кто заказывал русские товары на Али? Зачем?
Я даже не знал, что они там есть. И теперь еще сомневаюсь :)

0

" множество магазинов из РФ" это не равно "магазины продающие русские товары" Понимаете разницу ?

0

Вообще неплохо, что Яндекс.Маркет станет лидером на рынке интернет-магазинов. Согласен, что действительно так будет удобнее покупателям, а Яндекс сможет так организовать работу, что будет нам предоставлен сервис высокого класса.

0

Собрать всех нелегалов проживающих в России, наберется и побольше чем 179 миллионов, как бы. А прочитать на википедии - каждый не дурак)

Давно уже пора Яндекс Маркету было этим заняться. Реально ведь самая нормальная площадка, где и купить можно, и настоящие отзывы почитать, и пользоваться ей удобно. Согласен с автором.

0

Согласна со статьей. Сейчас такая тенденция: поглощение мелких рыбешек акулами. Собственно, Яндекс не плохой вариант (для потребителя), а на счет тех кто будет поглощен или разорен - ну они себе и своим потомкам до седьмого колена на безбедную старость наверняка уже заработали.

0

На данный момент на Яндекс.Маркет можно найти все что угодно, и я бы уже назвала его лидером рынка. Перспективы его развития весьма заманчивы, как мне кажется они добьются своей цели!

0

На самом деле это не хорошо для маленьких магазинов или тех кто начинает стартапить, открывая свои интернет-магазины. Получается, что строить бизнес на основе интернет-магазинов уже не получиться.

0

Это хорошая новость для тех, кто покупает товары через интернет магазины, как правило, не дешевые, нет необходимости искать подходящий и надежный интернет магазин. Все можно купить в одном месте. Конечно, для мелких магазинов это будет огромный провал в сфере бизнеса, количество клиентов будет намного меньше.

0

Молодцы, давно пора!!! Лично я считаю, что давно уже пора переходить с зарубежных рынков на отечественные!! А Яндекс-маркет вполне может стать хорошим конкурентом Амазону и Али

0

Несомненно Яндекс.Маркет» займет 50% рынка, все указывает на это...и то что «Яндекс.Маркет» имеет самую большую товарную базу.. Ну а более мелкие интернет-магазины соответственно будут поглощены. .

0

Как мне кажется у Яндекс.Маркет есть все шансы чтобы стать монополистам на российском рынке. И это хорошо, уже давно пора создавать здоровую конкуренцию зарубежным магазинам.

0

>Первым этапом перемен, который уже начался, становится введение программы «Заказ на маркете». Теперь все действия по оформлению покупки совершаются прямо на сайте «Яндекс.Маркета», а перехода на сайт магазина не происходит.

На самом деле видны эксперименты и кнопка "перейти в магазин" периодически видна у магазинов, перешедших на CPA. Это стало заметно в последние недели.

>К примеру, трафик брать будет попросту негде, а тот, что останется, поднимется в цене.

Знает ли автор что-нибудь про компанию Гугл и его сервисы Merchants и AdWords, а также долю Гугла, почти сравнявшуюся с Я?

>После внедрения «Яндекс.Такси» у мелких таксопарков не осталось самостоятельности: единственный шанс удержаться на рынке для них — подключиться к «Яндекс.Такси».

Знает ли автор про компании Убер, Гетт, Рутакси?

Аналитика ок, конечно.

0

Я думаю лидерство Яндекс Маркет было очевидно, это самый большой конкурент среди интернет-магазинов. Да и в будущем он только будет набирать популярность среди покупателей. Интересная статья!

0

Мелкие магазины никуда не денутся. У них есть серьезное преимущество в виде налогообложения. Крупняк вынужден платить все налоги, средние налоги оптимизируют, а мелкие их вообще не платят (притом что для них и налоги небольшие). Возьмите топ выдачи маркета по цене по любому популярному товару - они не принимают банковские карты, принимают прямой перевод на карту физлица, принимают оплату на расчетный счет от юрлица в лучшем случае с плюсом процентов 5 к цене - это все признаки ухода от налогов. И за счет этого обеспечиваются цены ниже, чем в Озоне и Юлмарте.

0

Крупняк налоги не оптимизирует? Страшно далеки вы от народа )) "И за счет этого обеспечиваются цены ниже, чем в Озоне и Юлмарте." не просветите, где все-таки выше продажи ?

0

Я не пойму, это боты Яндекса выше комментируют или ЦП накручивает поведенческие?

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
K M

"В это же время обвалился китайский фондовый рынок. Будущее ИТ-отрасли, пишет Мансон, выглядело туманным."- мдаааа

«Я потратил $10 млн и два года на то, что мог выяснить за 4 недели»: основатель Twenty20 об ошибках проекта
0
Алексей Матыцин

На данный момент бизнес в США стал очень популярен и многие переходят на зарубежную арену. Я сам себе уже подискал несколько вариантов тут prifinance.com/american-companies/ и теперь думаю, что за рубежом у меня все получиться прекрасно.

«Я потратил $10 млн и два года на то, что мог выяснить за 4 недели»: основатель Twenty20 об ошибках проекта
0
Matvey Kukuy

Полно, вокруг меня много людей, кто приехал по L1. Обычно устраиваются на удаленку после стажировки. Воообще, у каждого история уникальна- нет "стандартного" пути. Про marketing/sales ничего не знаю, в основном все программисты

10 актуальных стажировок для ИТ-специалистов за рубежом
0
Alex Matytsin

да это точно, просто у нас так всегда все делаеться, не знаешь где и бизнес уже начать

«Я потратил $10 млн и два года на то, что мог выяснить за 4 недели»: основатель Twenty20 об ошибках проекта
0
Ilya Tarasov

Да с этим даже не поспорю. У самого 3 года был автосервис. И пока на работало 4 человека, всех кто дружил с головой и гарантию нормальную давали и очередь на месяц вперед была. После укрупнения пришлось закрыться(
Ну вот теперь касательно карфикс, что если они донесут, что они своего рода сервис регулятор который занимается как раз качество образованием например?

Mail.Ru Group закрыла запущенный в 2013 году сервис объявлений о продаже авто
0
Показать еще