Лого vc.ru

Как развивается рынок образовательных технологий по всему миру

Как развивается рынок образовательных технологий по всему миру

Инвестиционный аналитик ФРИИ Максим Калюжный подготовил для vc.ru обзор рынка Edutech и раccказал, какие перспективы ждут сектор образовательных технологий, выгодно ли в него инвестировать и что происходит в этой сфере в России.

Сектор образовательных технологий (Edutech) стал центром непрекращающихся дебатов: можно ли говорить о повсеместной «цифровизации» и повышении доступности образования или же это новый «пузырь» и дистанционное образование не может заменить индивидуальные занятия с преподавателем?

Так или иначе, этот рынок очень сложный: такие стартапы тяжело монетизировать, их фаундеры на пути встречают много административных барьеров, а для запуска образовательного проекта нужен обширный опыт не только в предметной области (чему обучать людей), но и во множестве смежных областей (как вообще работает мозг человека, что мотивирует его учиться, как и почему он усваивает материал).

Мировой рынок

По оценкам Education International, рынок образования во всем мире оценивается в пять триллионов долларов с потенциалом роста до 6−7 триллионов уже в ближайшие несколько лет. При этом объем рынка e-learning составляет «всего» $165 миллиардов (около 3% от общего рынка) с прогнозом роста до $240 миллиардов к 2020 году.

Бум образовательных стартапов в мире начался примерно в 2012 году с привлечением первых серьезных венчурных инвестиций такими, как сейчас уже кажется, «столпами» Edutech, как Coursera, Udemy и Udacity. В 2015 году стало понятно, что на этом рынке можно неплохо заработать, когда LinkedIn купил Lynda (портал образовательных курсов) за $1,5 миллиарда, а капитализация Pluralsight (платформа для обучения профессиональным навыкам) достигла $1 миллиарда. Именно в этот период инвестиции в сектор достигли своего максимума — за 2015 было проинвестировано около 300 компаний на сумму более $2,2 миллиарда.

Разочарование настигло инвесторов в 2016 году, когда изначальные ожидания по темпам роста не оправдались, а та же Coursera в поисках стабильного заработка в очередной раз сменила бизнес-модель. Инвестиции резко сократились и вернулись на уровень 2013 года по количеству компаний (около 240) и на уровень 2014 года по объему финансирования (~$1,5 миллиардов).

Объем и количество инвестиций в сектор Education&Training

Значит ли это, что сектор «остыл» и не стоит делать на него ставку в ближайшее время? Рискну предположить, что пессимистические настроения пока преждевременны.

Во что инвестируют миллионы

Для начала разберемся, что вообще происходит в секторе, куда вкладываются деньги и к чему это приведет. Как это часто бывает, наиболее объемные инвестиции идут в самые предсказуемые с точки зрения заработка сферы. Соответственно, стоит разделить между собой наиболее финансируемые сегменты образовательных технологий и трендовые (перспективные) сегменты развития — тот самый future of edtech.

В 2016 году, по данным портала Hackeducation, четыре самых «горячих» сектора (по числу проинвестированных компаний и суммарному объему инвестиций) были следующие.

Наиболее активные сферы инвестирования в Edtech в 2016 году

Рассмотрим подробнее каждый из них. Навык программирования, согласно мнению многих экспертов, является обязательным в 21 веке, поэтому обучающие курсы по этой тематике, безусловно, очень востребованы. Кроме того, обучение программированию не в цифровом виде просто невозможно, что является дополнительным стимулом для развития таких удобных и массовых решений, как Codecademy (онлайн-платформа по обучению программированию) или Galvanize (онлайн-платформа по обучению ИТ-специальностям).

Второй сегмент — репетиторство и подготовка к тестированиям — является, очевидно, очень денежным рынком и вместе с тем относительно легко поддающимся «цифровизации» и алгоритмизации. Соответственно, заход инвесторов в этот сектор также предсказуем.

Причем, если в США этот тренд наметился еще пару лет назад, то в этом году наиболее ярко проявили себя Китай и Индия. В этих странах сейчас происходит настоящий бум образовательных технологий — множество компаний в edtech привлекли десятки и сотни миллионов долларов за последние несколько лет (Byju's, iTutor Group, 17zuoye, Zuoyebang и другие).

Вопреки тезису «образование для всех и бесплатно» и несмотря на огромное количество контента в свободном доступе, платное и действительно высококачественное образование только дорожает. Причем даже изначально бесплатные инициативы типа edX и Coursera в условиях сжимающегося потока финансирования от венчурных фондов все больше фокусируются на заработке денег и прибыльных бизнес-моделях. Отсюда интерес к кредитованию обучения — в частности, выход в этот сегмент «почти единорога» Affirm (сервис моментального кредитования онлайн-покупок).

Наконец, онлайн-обучение — достаточно размытый сегмент — включает в себя обучение всему и вся. Несмотря на спорный коммерческий успех MOOC-платформ, инвесторы продолжают вкладывать в них значительные суммы, пытаясь найти новые и необычные решения. Инвесторы экспериментируют как с бизнес-моделями (от покупки курсов или набора курсов и специализаций до подписки на обучение), так и с контентом.

Одной из нестандартных находок является, например, проект MasterClass, который предоставляет возможность поучиться у звездных мастеров своего дела: актерскому мастерству — у Кевина Спейси, теннису — у Серены Уильямс и так далее.

Любопытно, что крупные инвестиционные раунды 2016 года зачастую происходили в других не отмеченных выше сегментах. Например, $150 миллионов было проинвестировано в Age of Learning (и их флагманский продукт ABCmouse — набор обучающих игр для детей двух−восьми лет), а еще $100 миллионов — в LMS-платформу HotChalk. Это говорит, во-первых, о разнообразии проектов в сфере edtech, а во-вторых, о продолжающемся поиске инвесторами своего «золотого Грааля».

Что касается трендов и перспективных направлений, которые пусть не так очевидно монетизируются, но представляют огромный интерес на горизонте трех−пяти лет, то здесь отмечу следующие несколько направлений.

Во-первых, основные надежды, связанные с digital education, состоят в персонализации образования и адаптивном обучении. Проблема традиционных образовательных институтов в том, что в них заложена универсальная методология, направленная на максимально быстрое обучение большого количества людей. В итоге никто не попадает идеально под эту методологию, и обучение каждого конкретного человека происходит не оптимально.

Задача цифровых технологий — с помощью алгоритмов, подбора подходящего контента и подстраивания под способности каждого человека, максимально эффективно и быстро его обучить. Сейчас практически все топовые стартапы так или иначе говорят о персонализации, но наиболее ярким примером является компания Knewton, предлагающая такую адаптивную платформу для высших учебных заведений (общий объем инвестиций превысил $150 миллионов).

Во-вторых, имеются явные тенденции к расширению инструментария образования. Речь идет не только об интерактивных учебниках и продвинутых медиаинструментах (планшеты, экраны и прочее), но также и про технологии дополненной и виртуальной реальности. Конечно, про AR и VR и их возможный расцвет в ближайшие пару лет не говорит только ленивый, но именно в образовании эти технологии могут привнести тот самый пресловутый disruption.

Области применения одновременно и очень обширны, и не сильно отработаны, поэтому компании пытаются пробовать все подряд — от моделирования сложных хирургических операций до виртуальных тренажеров для отработки навыков переговоров.

Можно ли заработать деньги в Edutech

Во-первых, несмотря на сократившийся в 2016 году объем инвестиций, самые сильные проекты все равно успешно подняли очередной раунд финансирования — половина из топ-10 самых дорогих Edutech-стартапов совместно привлекли $440 миллионов.

Наиболее дорогие компании, привлекшие инвестиции в 2016 году (источники: Pitchbook, CB Insights)

Во-вторых, 2017 год стартовал довольно резво, уже в первые дни отметившись привлечением $400 миллионов в Laureate Education (одна из крупнейших мировых сетей платных образовательных институтов) для подготовки к IPO в феврале.

Кроме того, если посмотреть на сделки выхода в секторе, то окажется, что успешные проекты оценивается инвесторами достаточно высоко как по абсолютной стоимости компании, так и относительно зарабатываемой ими выручки.

Оценки и мультипликаторы по крупным сделкам (источники: Pitchbook, CB Insights)

Более того, 2016 год не сильно просел по количеству выходов по сравнению с 2015 годом, а мультипликаторы P/S (цена к выручке) по сделкам даже неожиданно подскочили со своего среднего уровня в 3−4х до почти 9х. Вряд ли ли такой показатель можно считать устойчивым, но даже выход с троекратным мультипликатором, вероятнее всего, позволит инвестору неплохо заработать.

Статистика по основным выходам в секторе (на основе данных Pitchbook)

А что в России

По данным индекса образовательных стартапов Edutainme, сейчас на рынке насчитывается около 180 проектов, развивающих российский Edutech-сегмент. Подозреваю, что в реальности их еще больше, а список включает в себя лишь наиболее сильных игроков.

Порядок сумм и количество сделок, конечно, сильно ниже, чем на мировом рынке. Относительно крупные раунды были в 2012—2013 годах (Дневник.ру и LinguaLeo), а затем было небольшое «кризисное» затишье в 2014—2015 годах.

На удивление, сегмент достаточно быстро оправился, и 2016 год принес целых две крупных сделки — сначала в конце лета Mail.Ru Group приобрела долю в сервисе для обучения программистов GeekBrains, а затем Sistema VC проинвестировала $2,5 миллиона долларов (150 миллионов рублей) в российско-британский сервис MEL Science (подписка на наборы «юного химика» с элементами дополненной реальности).

Стоит заметить, что сделка с GeekBrains стала своего рода знаковой, потому что стратегический инвестор впервые приобрел долю в российском проекте в сфере образовательных технологий.

Наиболее значимые сделки в России в секторе Edutech (на основе публичных данных и данных CB Insights, суммы пересчитаны в рубли по среднему курсу на момент инвестирования)

Во ФРИИ мы составили «карту» проектов в Edutech на основе тех компаний, которые попали в наш фокус внимания. На мой взгляд, почти в каждом подсегменте есть любопытные решения, но основной вопрос — кого будут покупать и зачем?

Карта Edutech-стартапов России

Перспективные тренды на российском рынке

Как я уже говорил, многообещающие проекты есть почти в каждом подсегменте Edutech, но отдельно хочу выделить несколько направлений, часть из которых специфична именно для России, а часть — лишь подтверждает общемировые тренды.

Перспективные направления в российском Edutech

Во-первых, уже упомянутые сферы дошкольного и школьного обучения. Здесь есть несколько ярких игроков (например, бесконечный тренажер для школьников «ЯКласс»), но если отбросить подготовку к ЕГЭ и развивающие игры, в остальном сектор выглядит достаточно пустынно. Важно отметить, что российская система образования достаточно сильно отличается от мировых (например, нет такой стандартизации как в американской K-12 системе), поэтому выход сюда крупных зарубежных игроков очень маловероятен.

Во-вторых, новые форматы обучения для детей — сюда можно отнести курсы программирования, дизайна, робототехники, инженерные классы нового формата и другое. Здесь, наоборот, в последний год наблюдается огромная активность, появляется все больше и больше различных проектов (например, «Кодабра» — обучение программированию через дизайн игр).

Предположу, что такие проекты, хоть они не чисто онлайновые, а с достаточно весомой долей офлайн-компонентов, могут быть особенно интересны стратегическим инвесторам, которые хотят готовить себе подходящие кадры с максимально раннего детского возраста. Сами форматы вызывают восторг не только у детей, но и у взрослых, которым остается только сожалеть о том, что в их детстве таких интересных штук еще не было.

Третий сегмент — это проекты в сфере human cognitive improvement (HCI, развитие мозговой деятельности). Сегмент, безусловно, интереснейший, и деньги туда вкладываются немаленькие (например, топ-5 самых профинансированных стартапов привлекли около $400 миллионов).

Главное, за последние пару лет в нем было несколько выходов, последний из которых (покупка мажоритарного пакета акций в разработчике приложения Peak) состоялся в декабре 2016 года. В России очень любопытно понаблюдать за развитием проекта «Викиум» (онлайн-тренажер по развитию умственных способностей), который собирается составить конкуренцию зарубежным грандам вроде Lumosity и Neuronation.

Наконец, AR и VR — при всем уровне шума вокруг этих технологий в образовании громких проектов еще не было. Согласитесь, строение молекулы воды запомнится гораздо лучше, если вы сможете руками ее повращать и разобрать до атомов? Именно это позволяют делать такие компании, как Eligovision или MEL Science.

Вместо заключения

Таким образом, интерес инвесторов к сектору не только не угас, а основные игроки только начинают пробовать его на вкус. Безусловно, на волне всеобщей шумихи многие сделали свои первые ошибки, и часть компаний, а также темпы их роста были переоценены.

Однако более успешные стартапы успели сменить направление развития, а на смену менее успешным пришли новые, изначально сфокусированные на перспективных направлениях — таких, как персонифицированное обучение, инновационное обучение детей младших классов и другое. Именно эти команды продолжают успешно поднимать новые раунды инвестиций и имеют все шансы на пресловутые «золотые горы» через несколько лет.

Статьи по теме
Фонд Sistema VC инвестировал $2,5 млн в сервис для обучения с помощью VR-технологий MEL
Mail.Ru Group выкупила контроль в сервисе для обучения программистов GeekBrains

Я понимаю, что большинство аудитории vc про рынок ЭдТеха знать не должно. Но аналитики-то должны?

Находясь внутри рынка очень забавно читать "аналитику", которая базируется на западных исследованиях и поиску по первым страницам Яндекса и Гугла.

Я буду прям по пунктам:
1. Нетология групп и Нетология — это не одно и тоже. Там еще и Фоксфорд есть. А Нетология - это не только и не столько курсы для IT специалистов.
2. Добавили "Незнайку" - сборник тестов к ЕГЭ. Не в обиду Незнайке, но добавьте тогда ege.yandex.ru, 4ege, ctege и еще сотню сайтов с тестами ЕГЭ.
3. "но если отбросить подготовку к ЕГЭ и развивающие игры, в остальном сектор выглядит достаточно пустынно." - а как должен выглядеть сектор? Большая часть бизнеса сосредоточена на ЕГЭ - это бизнес такой. А развивающие игры это что? Учи.ру, например, делают очень хорошие вещи и вряд ли называют себя "развивающими играми".
4. В обзоре почти нет ни одного нового игрока рынка вроде Skillbox.
5. Нет в принципе категории "образовательное онлайн-сми". Например, mel.fm многое делает для развития EdTech и почему бы его не добавить в аналитику, если уж мы говорим про рынок?
6. Мне особенно обидно за Фоксфорд. У нас уже миллион школьников и учителей, тысячи выпускников ежегодно, но видимо мы не достаточно заметные для ФРИИ. Надо работать на поисковой оптимизацией и таргетингом для аналитиков. ИнтернетУроку кстати тоже ;)

Пожалуйста, прежде чем делать следующую аналитику рынка, поговорите с представителями отрасли. Они гораздо лучше понимают конкурентную среду, направления развития, перспективы, риски и аудиторию. Это правда будет ценно)

Ну или хотя бы посмотрите подборки МиФа — blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/12/08/35-sajtov-s-kotorymi-shkolnaya-programma-stanet-proshhe-i-interesnee/

Евгений, спасибо за комментарий! Одной из целей обзора было как раз привлечение внимания представителей отрасли. Безусловно, есть интересные стартапы, которые по разным причинам не попали к нам на "радары", и я с удовольствием с ними познакомлюсь.
Далее по пунктам:
1, 6 - Фоксфорд так или иначе объединен с Нетологией, поэтому с точки зрения инвестирования их логично рассматривать вместе.
При этом успешность (и заметность) самого Фоксфорда не подвергается никаким сомнениям.
2 - С Незнайкой знакомы, поскольку они подавались к нам в акселератор. По поводу отличий от аналогов можно спорить, но в этом случае мы по крайней мере знаем команду и видим в ней потенциал вырасти в более интересное решение (особенно с учетом трафика на уровне 2 млн просмотров в месяц (в пике до 4-5)).
3 - я очень высокого мнения о продукте Учи.ру (чего только стоят 9-тилетние блоггеры, которые выкладывают на youtube видео о том, как они решают задачки на платформе:), но основная идея остается прежней - кроме них, в этом потенциально очень перспективном секторе практически никого нет.
Кроме подготовки к ЕГЭ, хочется видеть продукты, которые улучшают, упрощают или изменяют обучающий процесс в школах - опять же, из известных мне, - это только ЯКласс.
4 - как уже говорил, буду рад познакомиться со всеми новыми игроками, которых не заметил, не добавил и не включил :)
5 - соглашусь, что, в принципе, можно добавить образовательные СМИ, но все-таки они не так интересны с инвестиционной точки зрения. По этой же причине не включен не менее важный для индустрии портал Edutain.me (одни из организаторов EdCrunch). В перспективе, если mel.fm сможет успешно монетизировать, например, свой рейтинг школ, то проект станет привлекательнее для инвесторов. С другой стороны, мессенджер classto (от создателей портала mel.fm) выглядит очень любопытно и попал на "карту".

Максим, спасибо за ответ. С вашими комментариями стало гораздо понятнее как надо читать аналитику и на что сделан акцент.

0

У вас есть выручка? За счет чего?

Георгий, конечно есть. В основном (но не только) за счет продажи курсов: дополнительное образование для детей с 3 по 11 класс и учителей.

Вот тут все перечислено: netology-group.ru/about#1

Максим, только поправьте про нас:
Нетология-групп получила суммарно $4,2 миллиона.
Оценка компании по третьему раунду - $16,2 миллиона.

Данные из первоисточника ;)

0

спасибо, где-то закралась ошибка:) сообщу в редакцию

0

Мы делаем и продаем LMS для VR и сам контент в VR - m.facebook.com/xlabcloud внесите на карту.

Да, нам в SkillBox тоже немного обидно, что несмотря на кучу уникальных курсов с лидерами рынка, нас нет в подборке, хотя мы явно крупнее многих из списка.
И кстати, я может пропустил, но разве уже есть нормальные клинические исследования о пользе "тренажеров умственной деятельности". Если не касаться узкого сегмента пенсионеров.

0

Денис! Хватит добаебить и иди работай! К тому же чепуху несешь.

есть клинические исследования, что "тренажеры умственной деятельности" по назначению не работают, от слова "никак"

Денис, про human cognitive improvement есть несколько точек зрения) С одной стороны, есть кейс Lumosity, которых засудили за misleading advertising (сложно перевести на русский - по-простому, за обман) о том, что их тренажеры защищают от "умственных" болезней, хотя клинически это не доказано. С другой стороны, есть реальные отзывы людей, которые замечают у себя улучшения (больше внимательности, меньше рассеянности и тд). Кроме того, у Викиума, насколько я знаю, есть научная база об эффективности их тренажеров.

Про Skillbox давайте пообщаемся отдельно :)

автор всю тему свел к инвестициям и стартапам. Но этот рынок совсем другой. В штатах-британии это тысячи школ у которых есть бюджет на IT которые имеют бюджеты и закупают IT решения. Есть множество компании которые уже продают а не ждут "захода инвестора"
Стоит посмотреть на учасников BETT Show и EduTECH.

Я к курсам отношусь скептически. Считаю, что образовательные проекты нужно пока интегрировать с образованием в школах и институтах и развиваться дальше. Предлагать считай, что революцию в образовании вот так резко не правильно, лично мое мнение.Курсы и онлайн обучение хорошо, но пусть они будут непосредственно связанны с образованием в школах и институтах и будут дополнять, а потом и смогут заменить.

В целом-то нам из HTML Academy не обидно. Мы есть на карте.

Но там уголок у логотипа обрезан – вот это обидно.

0

Хорошие курсы у вас, обучался, понравилось. Спасибо!

"Одной из целей обзора было как раз привлечение внимания представителей отрасли"

А можно привлечь внимание иным образом? Ну типа позвонить/написать?

А ты смешно же. Открытое образование - стартап. Ага. А прекрасная Постнаука - платформа. Ну да. Про Фоксфорд написали выше.

Лекториума (Стартап года 2015 по версии РБК) вообще на карте нет.

Но в любом случае спасибо.

0

Лекториум, честно, не попадался на глаза) Добавлю)

А про большую четвёрку МООК платформ РФ вам тоже не известно?

0

Яша, они не правы. нО не правы в другом там в схеме все МООК проекты лишние. Это хороший проекты, но не венчурная история.

Вот так пощелчку вы же не будете стоить как проект в 20 раз больше, ну только если портфель заказов на съёмку курсов не увеличите в 20 раз. Или пока не станете барыжить Курсами

То что скайенг они не включили в картинку ну да фейл не большой и ещё штук 10 коммерческих успешных, но не таких распиаренных лавок с тихими инвестициями или без них но кто тихо работает в своём темном углу.

Вообще конечно образовательный рынок очень мутный. Всегда найдётся 2-3 крутых Проекта из ниши о которой да игроки рынка не знают, а она есть.

Но если смотреть на наш рыночек глазами инвесторов. То скучно теже три процента рынка английского что есть у крупняка если сравнивать образовательную нишу другой сферой. То к примеру в билетных сервисах: у эвентбрайта есть 3% рынка продажи билетов, но где остальные компани. Те кто просто билеты продают так такие на вес продаются томуже эвентбрайту или концертному или звукозаписывающему лейблу. Ну есть парочку самостоятельных, но их стоимость миллионы долларов а не лярд как у Эвентбрайта.

А поскольку инвестор в РФ существо ссыкливое то в нишу с изучением языков вкладывать больше не захочет. Типа есть же уже и лингвалео и скайенг.

Я не очень понимаю зачем все пилят 120 LMS для дистрибуции платных курсов как saas сервисы, а главное кто в это инвестирует. Но видать деньги лишние.

Все таки прорыв в Edutech случится тогда, когда будут в полной мере реализованы возможности AR/VR, когда можно будет на диване ощутить дух аудиторной лекции и откровенно покраснеть за неподготовленное ДЗ.

Это, конечно, халтура полная, а не аналитика. Где данные по российскому рынку, кроме переписанного из базы РБ.РУ куцего списка сделок?

0

Александр, какие интересны данные? Можно попробовать их собрать и опубликовать в следующем материале. Целью данной статьи было скорее оценить инвестиционную активность в сегменте и рассмотреть основных игроков, нежели, например, оценить объемы рынка.

Скажите, а что вы добавили вот к этому? Ну по сути.
rb.ru/deals/?&niche=6

0

классификацию, визуализацию и немного своих размышлений :)
что еще хотелось увидеть в статье, но вы в ней не нашли?

Ага, skyeng и html academy убрать из переспективных. Смешно прямо.

0

здесь, скорее, наоборот - SkyEng - один из сильнейших игроков в России. В сегменте английского языка есть так же easy10, LinguaLeo. Туда уже поздно идти, на мой взгляд.
Аналогично c htmlacademy - классный проект, но там уже тоже тесновато, особенно с учетом покупки Geekbrains

Вот в этом и проблема. Что рынок такой, что упомянутая троица это в сумме 3% рынка ТОЛЬКО АНГЛИЙСКОГО. И если сильнейшие игроки заняли всего 3 процента в сумме и есть проверенная бизнес-модель, то, конечно, "туда идти поздно".

Вы же серьезно это пишете... Кошмар.

0

Максим, спасибо за интересную, но действительно, не совсем полную аналитику. По данным Ambiend Insight одним из наиболее быстро растущих сегментов в сфере EdTech (около 20% в год) являются Game Based и Simulation Based решения. При этом, на мой взгляд, в вашем обзоре именно этому сегменту практически не уделено внимания. К примеру, в нем отсутствует, бизнес-симуляционная платформа simformer.com , которую в 2016 году американский журнал Elearning! Magazin номинировал на звание Best of Elearning! 2016 в своем сегменте) Интереснейший по деньгам и темпу роста сегмент, и один из заметнейших игроков в этом сегменте упущен)

0

Жаль о нас не вспомнили
www.01math.com
01Математика.рф
онлайн-учебник по математике

Getcourse.ru нет на карте.
Мы только за прошлый год 250 млн рублей заработали и все без каких либо инвестиций из вне.

Расходимся это оборот, при том не их, а тех кто через них продаёт. У них подписка если я правильно понял, при среднем чеке 12 к в месяц.

Реальная выручка наверно лям в месяц.

0

Помимо сдачи платформы в аренду они продюсируют разных коучей за %.
А клиенты, если верить цифрам на сайте, за 2016 оборот получили 985 млн. руб.

Читал ваш отчет - вы конечно люто мочите! Молодцы.

пожалуй лучшая аналитика этого года

0

J'son -- конец предыдущего года, но тоже очень неплох, согласен.

Что плохого не попасть в отчет от ФРИИ? все так разнервничались, хотя скорее радоваться нужно ))

Рядовой в самоволке ночью врезается в генерала.
- Вы знаете, кто я?
- А вы знаете, кто я?
- Нет.
- Слава богу! - и ныряет в кусты.

0

Радоваться нечему. Представители рынка расстроены тем, что даже аналитики не понимают их рынок и не хотят общаться с рынком.

0

ну так дело в аналитиках фрии, а этом и был смысл моего сообщения

0

Я бы еще к данной аналитике добавил рынок международной сертификации (в том числе авторизованного обучение разработчиков, вендоров). Основные платформы Certiport/Pirson VUE (один бизнес направленный на разные сегменты), Prometric, Ecdl. В среднем каждая платформа ежегодно реализует около 15 миллионов экзаменов по всему миру, стоимостью от 10$ до 250$ за экзамен. В России за прошлый год прошло около 10000 экзаменов.

0

ФРИИ составила карту проектов в Edutech в секторе "Школьное образование" и, к сожалению, многие ведущие российские разработчики были просто не названы. Согласна с Евгением Лебедевым (Нетология/Фоксфорд), что несколько очень заметных стартапов в секторе школьного образования не упоминаются. Один из примеров - образовательная онлайн-платформа "Мобильная Электронная Школа" от компании "Мобильное Электронное Образование"(mob-edu.ru) А ведь она также стартап и полностью российская разработка. Полноценная LMS-ка, при разработке которой изначально включён необходимый инструментарий для построения персонализированного обучения в условиях массовой школы, в том числе для реализации инклюзивного образования. Система управления образованием+инструменты персонализации+весь необходимый образовательный контент по всем предметам. Тысячи школьников из разных регионов России, в том числе из отдалённых и труднодоступных местностях Российской Федерации, детки, которые по состоянию здоровья длительное время находятся на стационаром лечении уже получают образование посредством онлайн-системы "МЭШ". Компания хорошо известна экспертам ФРИИ сектора "Образование".

0

Что бы окончательно превратить дискуссию в фарс, добавлю:

Самые большие бабки в EduTech делаются на торговле поддельными сертификатами о прохождении повышения квалификации

И на решении ДЗ и рефератов.

Не верите посмотрите цену клика в контексте на эти темы )

Прямой эфир
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления