Лого vc.ru

Евгения Смородникова, Founder Institute: Как эмоции основателя влияют на успех стартапа

Евгения Смородникова, Founder Institute: Как эмоции основателя влияют на успех стартапа

Евгения Смородникова, директор «Founder Institute Санкт-Петербург» и сооснователь бизнес-инкубатора CoffeeLab.vc, написала для ЦП колонку о том, что происходит с психикой основателей стартапов и как это влияет на успех их бизнеса.

С точки зрения Смородниковой, отождествление себя со стартапом и стрессы, которым подвергается основатель, влияют на шансы бизнеса на выживание гораздо больше, чем принято считать.

Поделиться

В последнее время многие люди и издания стали уделять огромное внимание «эмоциональной стоимости» запуска стартапов. Брэд Фелд из TechStars в своей колонке про «стартап-депрессии» рассказывает предпринимателям о том, как важно не скрывать свои проблемы, новый стартап от Y Combinator под названием 7 Cups Of Tea открывает бесплатную линию онлайн-поддержки для основателей стартапов.

Business Insider пишет о том, что 49% предпринимателей страдают от того или иного вида психологического расстройства (депрессия, синдром дефицита внимания и гиперактивности, повышенный уровень тревоги, навязчивые и панические состояния), а университет Сан-Франциско годами изучает тот факт, что предпринимательство само по себе — и есть отклонение от нормы, и даже придумали этому название — Entrepreneurizm.

Вопрос в том, что первично — курица или яйцо? Стартаперы такие ненормальные, потому что они стартаперы, или они стали стартаперами потому, что немного ненормальные? На самом деле и то, и другое.

Любой предприниматель немного ненормален. Нормальный человек, когда хочет рискнуть, идёт в казино, где его ставка на условное «красное» будет иметь понятный риск с быстрым результатом. Предприниматели играют в игру с шансами 1 против 99 и ставят не только деньги, но и годы своей жизни.

Так что мы можем признать, что предприниматели находятся где-то на тонкой границе между нормальностью и реальными психологическими проблемами. Согласно психологу Джону Гартнеру, который изучает этот вопрос уже давно, предпринимателей можно назвать гипоманами — «легкими маньяками» без сильных побочных эффектов.

У них немного более приподнятое и активное настроение, чем положено, завышена самооценка, более бурный поток мыслей и идей и больший процент целенаправленной деятельности.

Я за последние несколько лет пообщалась с сотнями начинающих предпринимателей, а со многими из них общалась очень близко и в течение длительного времени. Найти проблемы в идее или дать конкретные рекомендации «что делать» — это легко. Понять же, почему он делает всё именно так, почему ошибается, почему не видит более эффективных решений — гораздо сложнее. Потому что на самом деле это всё происходит где-то на подкорке.

Две базовых вещи, которые объясняют, что происходит с основателем стартапа и что его отличает от нормальных людей:

  1. Первое — это полное отождествление себя со своей деятельностью. Я — это стартап. Стартап — это я. Это моя компания, её победы — это мои победы, её неудачи — это мои неудачи, её сотрудники — это люди, которые верят в меня, её инвесторы — это люди, которые верят в меня. И так далее. Если компания растёт — я победитель. Если умерла — я неудачник. Особенно это верно для first time founders — тех, кто впервые решился на создание своей компании.
  2. Второе — это беспрецедентный поток разнообразнейших стрессов и стрессовых ситуаций, которые при этом никогда не повторяются.

Сегодня у тебя нет денег — и ты переживаешь, как тебе заплатить за квартиру и одновременно заплатить программисту. Завтра у тебя слишком много денег — и на тебя наваливается огромная ответственность, потому что ты не можешь больше оправдать отсутствие прогресса недостатком ресурсов. Сегодня у тебя нет сотрудников, и ты грустишь от того, что не можешь никого убедить за тобой последовать, завтра у тебя слишком много сотрудников, и ты понимаешь, что сотрудников прибавилось, а реальной скорости нет, и чувствуешь себя беспомощным.

Сегодня у тебя нет пользователей — и ты думаешь, что ты неудачник. Завтра у тебя много пользователей и ты истерически носишься, держа один сервер ногой, второй левой скулой, а правой рукой отвечая на письма в суппорт. Сегодня ты нашел кофаундера и он был тебе братом, завтра он сказал тебе, что не переведёт домен на компанию, пока ты не отдашь ему миллион.

Сегодня три инвестора хотели тебе дать денег, и ты был счастлив, а потом они же три месяца раздумывают, и ты в депрессии.

Ни в одной другой деятельности не кроется столько разнообразных стрессовых ситуаций, которые могут возникнуть за столь короткий промежуток времени.

И что в итоге? В итоге среднестатистический стартап — это компания, с которой себя идентифицирует и которую полностью контролирует человек с легкими расстройствами психики, проходящий через беспрецедентный поток стрессов и эмоциональных ловушек, вынужденный их скрывать от всех окружающих и не имеющий нормальных возможностей для отдыха.

Всё это влечёт за собой массу печальных последствий, которые ведут к провалу стартапа. Будучи, в большинстве своем, людьми эмоционально нестабильными, стартаперы реагируют на стресс скорее эмоционально, чем логически, выбирая одну из базовых реакций — бежать, атаковать или замереть.

И если посмотреть на исследования CrunchBase Insights на тему причин провалов стартапов и поразмыслить над ними, то вы придете к выводу, что за большинством этих причин стоит именно страх, чрезмерная самоуверенность или ступор.

Эмоции, которые напрямую влияют на принятие неправильных решений в стартапе

1. Страх

Разновидностей страхов, через которые проходит основатель, бесчисленное множество, но в основном этот страх называется «Я — неудачник». Он проходит после первого более или менее успешного проекта, потому что у вас на руках появляется доказательство, что это не так. Именно поэтому фразы в стиле «на ошибках учатся», «ошибки — это нормально» или «failed entrepreneur = experienced entrepreneur» вы, в основном, можете услышать только от тех, у кого всё получилось хотя бы один раз.

Но до этого времени эти страхи будут влиять на наши решения.

Мы боимся услышать, что мы недостаточно хороши.

  • Поэтому мы лучше будем кодить на кухне годами, боясь показывать свой продукт пользователям.
  • И будем поменьше общаться с экспертами или гуглить, чтобы не дай бог не столкнуться с фактами, которые подтверждают наши страхи.

Мы боимся сами выяснить, что мы недостаточно хороши.

  • Поэтому технари сопротивляются продажам, а продажники — погружению в вопросы продукта.
  • Поэтому мы хватаемся за первое попавшееся решение вместо лучшего.

Поэтому мы боимся сделать пивот — ведь это означает признаться себе, что ты недостаточно круто всё придумал сразу.

2. Чрезмерная самоуверенность (нарциссизм)

Эта проблема является, по сути, защитной реакцией от страхов и базируется на постоянном убеждении себя в том, что я тут — самый умный. Последствия могут быть разнообразными.

Мы выдаем ложные результаты за реальные.

  • Поэтому после получения инвестиций можно себя вознаградить дорогим креслом.
  • Радуемся ванильным метрикам и вбухиваем все деньги в огромную команду разработки или неработающий канал продвижения.

Закрываемся и не слушаем всех, кто с нами не согласен.

  • Годами идём в сторону тех рынков, которые, очевидно, не принимают ваш продукт.
  • Не слушаем клиентов.

3. Ступор

Это все случаи, когда стартап останавливается в развитии и превращается в «зомби» — или закрывается. Сюда относится выгорание, нежелание совершать крупные шаги (например, выход на новые рынки), ступор после подъема инвестиций, отторжение компании, которая слишком долго вытаскивала человека за пределы его зоны комфорта, депрессия и возня с деталями.

Избежать всех этих эмоций невозможно. Они подстерегают каждого из нас в той или иной степени, даже если мы себе в этом никогда не признаемся. Весь трюк в том, чтобы вам хватило сил подумать и принять решение не с эмоциональной, а с практической точки зрения. Сохранить осознанность, не выдуманную, где ваш мозг подсказываем вам кучу логических объяснений вашим действиям, а реальную.

Все советы, которые вам дают книжки, акселераторы, менторы, эксперты и инвесторы, могут быть полезны только в том случае, если вы способны сохранить рациональность в принятии решений и не дать подсознательным эмоциям сбить вас с пути.

Венчурные институты всё ещё не принимают во внимание эмоциональную составляющую как главный фактор риска.

Надеюсь, к этому моменту нам удалось вам показать, что эмоциональные переживания основателей напрямую влияют на успех стартапа, и, скорее всего, влияют больше, чем что бы то ни было ещё.

На самом деле, этому факту уделяется незаслуженно мало внимания. Проводят ли инвесторы due diligence психики основателей? Нет. Помогают ли акселераторы или инвесторы справляться со стрессами, через которые проходят основатели? Нет. Они их даже подгоняют, что провоцирует ещё больший стресс.

Но при этом и те, и другие инвестируют деньги, полагаясь на свой субъективный выбор тех людей, кто, по их мнению, сам со всем справится.

Но согласитесь, это странно? Вот есть у стартапов проблемы с финансированием — и вокруг появляются бизнес-ангелы, венчурные фонды, гранты и так далее, которые решают эти проблемы.

Или, например, проблемы связей. Для их решения существуют кучи митапов, встреч с экспертами, профильных конференций. Есть проблемы знаний — и мы видим кучу книг, образовательных программ, менторских сессий. Но что даёт нам стартап-экосистема, чтобы справится с основной проблемой стартапов — эмоциональным состоянием основателя и его способностью принимать правильные решения?

К сожалению, хоть как-то это учитывается только на уровне отбора.

Y Combinator не берёт команды менее чем из двух человек, руководствуясь простым мотивом, что сооснователи смогут разделить друг с другом все сложности, и не будут одиноки на этом пути, что повысит их шансы. Инвесторы внимательно смотрят на наличие предыдущего опыта стартапов, понимая, что если человек прошел через это один раз, то второй раз ему будет уже значительно легче.

Founder Institute вообще принимает к себе только на основании психологического тестирования. Но если это действительно главный фактор риска, то достаточно ли обращать на него внимание только при отборе? Возможно, есть пути снизить этот риск?

Как справиться с предпринимательским стрессом

В идеале надо помнить, что рано или поздно, если очень стараться, придет первый успех, который снимет главный страх под названием «а вдруг я всё-таки неудачник».

После этого люди начинают меньше бояться, учатся здраво принимать собственные ошибки и сохранять трезвую голову в трудных ситуациях. Именно это опытные предприниматели и пропагандируют потом новичкам, только начинающие предприниматели просто не могут к ним прислушаться, потому что это почти невозможно сделать рациональным образом.

В начале пути вы можете только признать, что стартап — это, прежде всего, ваш личный стресс-марафон, и справляться с ним так же важно, как справляться с процессом разработки продукта.

Метод 1. Найди помощь на стороне

Одним из самых распространенных и пропагандируемых решений является личное наставничество, в рамках которого основателю дают осознать свои страхи или дают по башке за излишнюю самоуверенность. Почти все успешные предприниматели, уже добившись чего-то, рассказывают о важности личного наставника, который помогает не стартапу, а основателю.

Наставник (я сознательно не употребляю слово ментор, потому что их люди воспринимают, как тех самых людей в офисе акселератора с чашечкой кофе, которые будут с вами общаться 10 минут за всю вашу жизнь) видит ситуацию со стороны и задаёт важные вопросы, которые могут выдернуть предпринимателя из потока стрессов и указать ему на конкретную эмоцию, которая владеет им в настоящее время и мешает развитию бизнеса.

По сути, все наставники — это просто личные психотерапевты, которые обладают достаточной квалификацией, чтобы общаться с предпринимателем на его языке.

Главные признаки хорошего наставника:

  • он может понять, о чём вы говорите;
  • он заинтересован в вас лично, а не только в вашей компании;
  • ваши отношения позволяют ему говорить вам правду о вас;
  • ваши отношения носят долгосрочный характер, а не являются встречей за чашкой кофе в офисе какого-нибудь акселератора раз в месяц.

У Уоррена Баффета, Марка Беньоффа, Ричарда Бренсона и многих других такие люди были.

По данным Startup Genome research, стартапы, которые получают и используют советы успешных менторов, привлекают в семь раз больше денег и в три с половиной раза быстрее наращивают клиентскую базу.

Но хорошего наставника всегда очень сложно найти. Наставников нельзя мерить по их экспертизе или опыту запуска кампаний, их главный признак — им не всё равно, что будет лично с вами. Поэтому если вы встречаете кого-то, кто вызывает не только уважение, но и проявляет личный интерес — поддерживайте эти отношения. Но рассмотрите и другие варианты.

Часто хорошими личными менторами могут быть:

  • ваш профессор из университета;
  • ваш бывший начальник;
  • ваш бывший коллега или просто друг.

Метод 2. Помоги себе сам

Есть несколько простых советов, которые могут помочь

1. Контроль образа жизни

Александр Лысковский, основатель компании Alawar, советует завести себе хобби и время от времени устраивать себе адреналиновые вспышки (горы, экстремальные виды спорта, различные физические достижения).

Для меня сработало избавление от компьютера дома. Это гарантирует, что вы проведете хотя бы один час утром перед уходом в офис и пару часов вечером после прихода домой в цифровой тишине. Традиционно помогают регулярные занятия спортом, поскольку они опустошают мозг на некоторое время и очищают его.

Алкоголь, кофе и прочие стимуляторы в краткосрочном режиме помогают, а в долгосрочном — усиливают ваш стресс.

Обязательно нужно включать в свой регулярный круг общения людей, которые не хотят и не будут с вами общаться про стартапы. Старые друзья не из индустрии, ваша мама — прекрасные кандидатуры, а Tinder — ваш лучший друг. Заведите себе за правило хотя бы раз в неделю проводить время с кем-то «не про работу».

2. Контроль принимаемых решений

В каждый отдельный момент у вас должна быть одна совершенно конкретная цель, которая является фокусом. Например:

  1. 10 платных пользователей.
  2. Первая тысяча установок вашего приложения
  3. Retention — 50%.

При выборе это цели хорошо применять метод Эрика Риса из Lean Startup — задавать себе три раза вопрос «Почему?». То есть «А почему именно эта цель на самом деле самая важная?». Тогда вы сможете быть уверены в том, что выбрали что-то осознанно.

Все остальные свои действия каждый день вы можете фильтровать со следующей точки зрения: «Является ли то, что я делаю прямо сейчас самым эффективным с точки зрения достижения цели?». Если нет — второй вопрос — «А действительно ли всё рухнет, если я этого не буду делать?». И если ответ нет — то не надо этого делать. А если ответ да — то делать. Точно такой же процесс — при составлении плана на день или плана на неделю.

Почему это помогает:

  1. Один фокус помогает исключать кучу ненужных действий, которые только кажутся необходимыми.
  2. Он позволяет более или менее контролировать происходящее, потому что на любую входящую проблему или возможность можно задать себе вопрос на тему «Помогает ли это мне приблизиться к ближайшей цели?» и получить ответ — скорее всего, отрицательный.
  3. Это создаёт более стабильный эмоциональный фон, потому что вы не мечетесь и можете быть уверены в том, что то, что вы делаете — это осознанно принятое решение, которое сфокусировано на самом главном.

3. Сливайте негатив

Нет наставника, нет кофаундера? Найдите любого, которому вы сможете рассказать о том, как вы злитесь на сотрудников, как боитесь не поднять денег, как расстраиваетесь из-за того, что у вас плохие конверсии. Любого, кто готов это слушать. Можно рассказывать маме, можно подушке, можно собаке. Главное — хоть куда-то сливать накипевшее и произносить это вслух.

Выводы

Я действительно считаю, что то, что происходит с основателями на эмоциональном уровне, является ключевым фактором, который определяет судьбу стартапа, при этом крайне недооцененным.

Как стартап, так и предприниматель подвергаются потоку стрессовых ситуаций, с которыми им нужно справляться. И именно способность предпринимателя сохранять рассудок и определяет успех стартапа. Недаром в рамках исследования Founder Institute среди успешных основателей эмоциональная устойчивость встречалась гораздо чаще, чем интеллект.

Если вы предприниматель — задумайтесь о том, что ваше состояние — это главный ресурс вашего стартапа. Если вы инвестор — поразмыслите над тем, что основным риск-фактором ваших инвестиций является то, что происходит у основателя даже не в голове, а в подсознании.

Но лучшим советом для предпринимателей будет поиск своего собственного наставника. Он может не быть очень успешным предпринимателем (которых очень мало) или суперэкспертом (которых тоже мало), но это должен быть умный человек, который заинтересован в вас лично, понимает вас и может сказать вам правду о том, что с вами происходит.

Желаем вам всем такого человека найти — его важность для вас лично и для вашего стартапа сложно переоценить. Но если такого человека у вас нет — вам придется быть Мюнхгаузеном и выстаскивать себя за волосы из болота самому.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Любого "промышленника" с детства преследует "чувство постоянной неустроенности" во всём. До самой смерти. Если человек хочет с этим бороться, он становится (чаще) инженером, потом - предпринимателем (в современном понимании).

Если меня минусуют персы с видео вконташле, где один мужик порет другого, я всё делаю правильно или не совсем? О_о

Я в ужасе, пойду-ка я лучше работать

0

Мне кажется, что любой умный человек, не обязательно технического склада ума, видит больше проблем в жизни.

Потому что во многой мудрости много печали;
и кто умножает познания, умножает скорбь.
www.bible-center.ru/ru/bibletext/synnew_ru/ec/1:17-18

0

> эмоции спасут стартап
> эмоции главный фактор
Сразу видно, что девушка писала. "Дайте нам денег! Чиииз!" - "А что вы умеете?" - "Какая разница? Чиииз! Чиииииииз!"

а вы сколько лично своих стартапов запустили?

Без подколки. Просто только когда лично столкнешься с проблемами в своем бизнесе и преодолеешь их, начинаешь понимать насколько важна сила духа и позитивное мышление.

Как не-девушка подтверждаю: стартап - дело очень эмоциональное. И нету нянек, которые будут смотреть за твоим личным состоянием. И об этом нужно заботиться и управлять.

А человек, который ругает то, в чём не разбирается, не понимает, где граница его собственной осведомлённости хуже сознательного дурака. Дурак хотя бы знает, что может, а что нет.

Я для себя выбираю роль по-умолчанию дурака: если что-то не изучал и не пробовал, то я в этом дурак.

"Эмоциональный интеллект" погуглите)

0

Это касается не только стартапов, но и любых бизнесов которые тянуться с нуля на одном горбу. Стрессы сильные, депрессию приходится выдавливать из себя каждый день.

Дмитрий, отличие стартапов, что чаще всего проблемы, с которыми проект сталкивается, нетиповые, в отличие от стандартного бизнеса, где - подвел поставщик, пришла проверка, банк заблокировал счет и тд

Игорь, у меня есть и то, и другое. И честно сказать, я не совсем понимаю тогда ваш критерий разделения на "стандартный бизнес" и стартап. Стартап это тоже бизнес, просто в него ещё вложено меньше и его путь короче. У него больше проблем, но они в то же время мельче и сессия их решения как правило до недели. В уже сформировавшемся бизнесе такие же нетиповые проблемы бывают, но в масштабе они крупнее и по нервишкам бьют очень сильно.

Дмитрий, да, в обычном бизнесе стрессов тоже хватает, тут мы с вами солидарны.
Что же касается разделения стартапа и бизнеса - то оно очень простое - это фактическая и потенциальная скорость роста. Завод не может расти на 100% неограниченное время и измерять периоды удвоения неделями, равно как и магазин, цех, нефтедобывающая скважина и тд. Соответственно и ключевые проблемы стартапа - это преодоление этих потолков, в которые компания регулярно упирается, если конечно вообще растет :)

0

Вы почему-то странно представляете себе бизнес. Бизнес это не обязательно скважина или завод. Это может быть студия дизайна, интернет-магазин, консалтинг, маркетинг, и всё прочее. Стрессов там и рисков - дозвезды, вне зависимости от того что там нет быстрого роста.

Со многим согласен.
Человек = идея. И если гаснет человек, то гаснет и его идея, а проект это и есть воплощении идеи.

Напишите про влияние выпитого смузи на эмоциональный фон и сколько нужно проехать километров на лонгборде чтобы справится со стрессом

Ты напиши, если можешь. Надеюсь, будет интересно почитать.

0

Абсолютно точно сказано о необходимости наставника. Сам сейчас нахожусь в поиске такого.

Евгения, прекрасная статья! Эмоциональные качели - самое жесткое испытание за время запуска стартапа, когда сегодня все летит, а завтра падает, чтобы послезавтра вновь взлететь. Подпишусь под каждым словом в статье

Шикарная статья, так как самого в последнее время трусит!

Женя, толково и верно!

Отличная статья, все в точку. Очень приятно понять, что это не ты тряпка, а всех так накрывает 😊

Спасибо за диагноз!

Можно вопрос всем: Считается ли 1-2 часа игры на приставке, отдыхом или снятием стресса? Не вредно? Ежедневно

0

ну вам виднее по самочувствию. Для себя понял, что это перебор. Всё равно мозг грузится игрушками.

0

Это вполне может быть переключением. Где-то читала кейс психотерапевта, который советовал программистам, работающим в больших зданиях в центре города (где некуда деться, негде гулять и т.д.) в перерывах - каждые час-два по 15 минут играть в игрушки и вроде как это работает. Но на самом деле нужно просто проверять, люди же разные. Для меня игрушки просто отвлечение, такой же дистракшен как фейсбук, а никак не отдых или снятие стресса.

0

Оставлю тут - большое спасибо Павлу Правдину за то, что он помог мне структуризировать все эти мысли, и Александру Лысковскому за конструктивную обратную связь на мои черновики.

Статья - в точку на 200%. Сам голову не так давно ломал о том как двигать проект и стоит ли,ю. Решил попросить помощь зала в Фейсбуке, мой давний друг откликнулся, поделился с ним всеми мыслими, и он реально помог потому что в теме, опыт кое какой есть. Вообще это естественная херня на самом деле. Просто как правило таких людей под боком нет. Приходится вот сетками пользоваться, суррогатом эдаким))

0

Псевдонаучная статья, спекуляции автора не имеют сколь значимой предсказательной силы. Обобщить их нельзя. Ссылок на исследования нет.

Чистой воды профанация из ключа "сейчас тетя директор расскажет вам мудрость"

0

Игорь, возможно, вам было бы проще их обобщить и для себя что-то вынести, если бы вы были целевой аудиторией данной статьи. С точки зрения чистого "critical thinking" такого профессионала как вы, которые всю жизнь работает на хорошие крупные компании, это все может казаться спекуляциями. Для тех же, кто проходит этот путь - оно выглядит несколько по другому и является частью жизни.

0

Очень круто. Во всех акселераторах должны висеть памятки о том, сколько предпринимателей после факапа покончило жизнь самоубийством не дожив до 30 или какие распространенные болезни от стрессов... Дети должны знать.

Рекомендую всем ознакомиться (а лучше прочитать одноименную книгу) "Эмоциональный интеллект". Не то что бы, после прочтения стало все шито-крыто, но контент действительно полезен (чем больше практики - тем больше успеха). Можно продолжить тему не только осознанием и управлением своих эмоций, но и умением работать с чужими, что также важно в команде проекта.

Вот очень подходящая иллюстрация) Жалко, что я ее только сегодня встретила.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Ярослав Белов

*Подготовка спецификации ужасно утомительна, и если она делается вручную, то занимает ужасно много времени.*
Если бы в stand up были дизайнеры, это была бы основная тема монолога. Спасибо за статью, зациклился на этой боли.

Обзор инструментов для создания дизайн-спецификаций: Avocode, Sympli и Zeplin
0
Misha Senseev

Генераторы говносайтов были. Поисковики их банить научились. Ход за Амазоном :)

Программист заработал более $3 млн на продажах некачественных книг на Amazon
0
Den Xxx

С регистрацией.

Mercedes-Benz представил электромобиль Generation EQ — конкурента Tesla Model X
0
Роман
ShareBike

Ну да, российские продукты от Яндекса до Призмы никому не известны. То ли дело гремящие на весь мир украинские стартапы :)

«Половина украинцев — это программисты, копирайтеры и маркетологи»
1
Никита Егоров

Клуб компьютерных игр :)

«Подделки принесли нам 1,5 миллиона рублей за два месяца»
0
Показать еще