Лого vc.ru

Зачем Facebook провел эксперимент над пользователями

Зачем Facebook провел эксперимент над пользователями

Необъявленное тестирование новостной ленты Facebook вызвало бурное обсуждение в социальных сетях. Компания вынуждена была разъяснить, почему выдача новостей в общей ленте у разных групп пользователей стала работать на основе разных факторов, хотя сами пользователи не давали согласия на такое «полевое» тестирование.

Поделиться

Один из организаторов данного тестирования, Адам Крамер, сотрудник подразделения Facebook Core Data Science Team, подробно прокомментировал происходящее.

По его словам, исследование было проведено именно так, чтобы получить неискаженную эмоциональную картину использования новостного контента в ленте Facebook. Крамер полагает, что когда участники исследования предупреждены заранее о том, какие посты (с позитивным или с негативным эмоциональным фоном) будут показаны в их ленте, это снижает результативность и валидность эксперимента. Единственной ошибкой компании, по его мнению, было отсутствие оперативных разъяснений о причинах, которые привели к появлению эмоционально окрашенного контента различного типа в новостных лентах Facebook.

Как сообщает Mashable, даже такое подробное разъяснение не успокоило критиков, которые считают нарушением прав несанкционированное проведение экспериментов над пользователями и их поведением и эмоциями в интернете. Критики указывают, что подобные действия администрации Facebook нарушают условия использования социальной сети.

По сути компании и Крамеру, как представителю Facebook, не удалось переубедить пользователей, что намеренное сокрытие контента из новостной выдачи было «ради всеобщего блага». О результатах эксперимента не сообщается, но менеджерам Facebook пришлось извиняться за то, что происходящее огорчило пользователей и привело к искажению новостей и постов в общей ленте.

Реакция сообщества на признание самого факта несанкционированной манипуляции была диаметрально противоположной, сообщает Mashable. Ситуацию осложняет заявление профессора журналистики Нью-Йоркского университета Джея Розена, что среди заказчиков эксперимента в социальных сетях значилось армейское ведомство, связанное с министерством обороны США. Комментарии о справедливости такого утверждения журналистам Mashable получить не удалось.

В TechCrunch также отмечают, что команда Марка Цукерберга нарушила ряд этических норм и перепутала А/В тестирование с подменой контента и несанкционированным вмешательством в личные настройки и предпочтения пользователей социальной сети. То, что подавалось как схема сравнительного тестирования двух разных типов новостной ленты, по сути оказалось необъявленной проверкой гипотез и сценариев, на которое никто из участников не давал согласия.

Как заключает обозреватель Мashable Адарио Стрэндж, пока трудно оценить, чего больше принесет этот эксперимент компании Facebook — репутационных потерь и негативного мнения о соцсети (вплоть до оттока пользователей) или положительных результатов в таргетировании контента.

Денис Алаев, руководитель социальной сети «Мой Мир», полагает, что из-за подобных скандальных ситуаций отказываться от А/В тестирования не следует.

Денис Алаевруководитель соцсети «Мой Мир»

Мы постоянно используем различные A/B-тестирования в «Моем Мире», но жалоб практически нет, так как каждый конкретный пользователь видит только один вариант интерфейса. В современном мире такая практика неизбежна. Конечно, есть большие изменения, о которых оповещаются пользователи, пишутся пресс-релизы и переписываются разделы помощи, но значительная часть работы — это небольшие изменения.

У нас есть огромное количество идей, но все эти идеи необходимо проверять статистикой использования. О таких изменениях нет смысла рассказывать, потому что они незначительные, и их довольно много. Большая часть тестируется на небольшом проценте пользователей, и если выпустить новость, то кто-то может прочитать о нововведении, а у себя его не увидеть. Кроме того, некоторая часть изменений откатывается из-за того, что не прошла проверку. А в конечном счете пользователю не важно, стала кнопка зеленой или синей, важно, что интерфейс в результате этих изменений стал удобней в использовании. Поэтому мы считаем, что такого рода неафишируемые изменения — это тоже часть заботы о пользователе, и не стоит лишний раз забивать его инфопространство ненужной информацией.

А/В тестирование и необъявленные метаморфозы новостной ленты в Facebook могут быть связаны с попытками улучшить показатели охвата и удержания аудитории брендов в социальной сети. Проблемы начались, когда существенно изменились структура и характер выдачи контента в общем потоке новостей для разных групп пользователей. В середине июня текущего года в Facebook объявили о том, что кнопка Like и аналогичные ей инструменты соцсети будут использоваться для рекламного таргетинга (хотя до сих пор команда Марка Цукерберга всячески отрицала такой вариант использования этой кнопки).

Параллельно с не очень удачными экспериментами соцсети администраторы страниц, рекламодатели и SMM-специалисты отмечают продолжающееся падение органического охвата на страницах брендов в Facebook. В июне стало известно, что вовлеченность подписчиков 10 крупнейших компаний на Facebook снизилась на 40% за последний год — и это несмотря на то, что число публикаций на страницах увеличилось на 20,1%.

Происходящее с Facebook-лентой отчасти напоминает эксперименты «ВКонтакте» по внедрению микроблога в 2010 — 2011 году для всех пользователей с попыткой полностью отключить традиционную «стену» пользовательских записей (что привело к появлению мема «Дуров, верни стену» и целого ряда групп в социальной сети, где пользователи протестовали против такого эксперимента).

Статьи по теме
История слежки: Как Facebook отрицал трекинг для кнопки Like23 июня 2014, 11:47
Отчет Simply Measured: вовлеченность постов на Facebook упала на 50%16 июня 2014, 15:05
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Передайте Денису Алаеву, что никто не видит его экспериментов, потому что в социальной сети никто не сидит ;)

Фейсбук вроде и не скрывал, что персонализирует выдачу на основе машинного обучения.
Полтора года назад в московские ВУЗы приходили ребята из фейсбука, рассказывали про работу и т.д. И не скрывая, говорили что стараются персонализировать всю выдачу на основе таргетинга и поведенческих факторов.

0

Потому что мог!

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Alexander Kuzmin
Retail&HoReCa

"До чего порой обидно, что хозяина не видно - вверх и в темноту уходит нить..."
Конечно банк Открытие купил Петрокоммерц, но мой вопрос не про форму консолидации активов, а про реального собственника всей финансовой структуры. Банки создаются для обслуживания конкретных финансовых потоков, так? Что у Ханты-мансийского банка, что у банка Петрокоммерц, генератором основного денежного потокока была и остается группа Лукойл - отсюда и вывод/вопрос про "настоящего хозяина". Лукойл - крупнейшая частная ВИНК (вертикально интегрированная нефтяная компания), отсюда неудивительно, что "Открытие" - крупнейший в РФ частный банк) Надолго ли? Видимо, это вопрос нужно адресовать Игорю Сечину - перехватив у Лукойла Башнефть, он может вскоре поглотить и сам Лукойл. И тогда "Открытие" в пять секунд станет филиалом ВБРР - «Всероссийского банка развития регионов».
Отвечать мне не нужно - четверть века в топливном бизнесе научили меня задавать вопросы только тогда, когда знаю точный ответ)

«Теперь наши конкуренты — не банки, а передовые ИТ-компании»
0
Антон Пискунов
Beastgaming

Прекрасно, но может быть вы бы ответили на вопрос? Что произошло при первой такой ситуации когда у вас всё еще есть пять бесплатных правок, а менеджер просит с вас денег?

В статье это не описано.

Письмо в редакцию: Стартап «Логомашина» требует отказаться от негативных отзывов при расторжении договора
0
Gregory Golovanov

Ясность не лишняя, хоть бы и к шутке)

Письмо в редакцию: Стартап «Логомашина» требует отказаться от негативных отзывов при расторжении договора
0
Pavel Doronin
SmartCAT.ai

Постоянно пробую и покупаю подписки в разных сервисах (основной уже пару лет — Deezer), чтобы посмотреть, у кого что новенького. Так вот главная проблема — в переносимости своей истории из одного сервиса в другой. У меня в Deezer есть огромный плейлист с эмбиентом для работы. Ну вот перешёл я на Apple Music или Яндекс.Музыку, треки там почти все есть, но плейлист придётся заново составлять. Или любимых исполнителей лайкать, чтобы обучить движок, или любимые песни.
У Яндекс.Музыки был классный ход, когда можно быть залогиниться через VK и автоматически составить плейлист из этой же музыки, что у тебя в аудиозаписях (если песни есть на сервисе). Если не ошибаюсь, VK потом закрыл им такую возможность.
Если бы был какой-то единый стандарт переноса своих предпочтений между сервисами, было бы очень удобно мигрировать: сегодня на Spotify, завтра на Deezer, летом на Яндекс.Музыке.

«Яндекс» впервые раскрыл число платных подписчиков сервиса «Музыка»
0
Anonimus Anonimusov

Это же шутка, алло

Письмо в редакцию: Стартап «Логомашина» требует отказаться от негативных отзывов при расторжении договора
0
Показать еще