Лого vc.ru

Зачем Facebook провел эксперимент над пользователями

Зачем Facebook провел эксперимент над пользователями

Необъявленное тестирование новостной ленты Facebook вызвало бурное обсуждение в социальных сетях. Компания вынуждена была разъяснить, почему выдача новостей в общей ленте у разных групп пользователей стала работать на основе разных факторов, хотя сами пользователи не давали согласия на такое «полевое» тестирование.

Поделиться

Один из организаторов данного тестирования, Адам Крамер, сотрудник подразделения Facebook Core Data Science Team, подробно прокомментировал происходящее.

По его словам, исследование было проведено именно так, чтобы получить неискаженную эмоциональную картину использования новостного контента в ленте Facebook. Крамер полагает, что когда участники исследования предупреждены заранее о том, какие посты (с позитивным или с негативным эмоциональным фоном) будут показаны в их ленте, это снижает результативность и валидность эксперимента. Единственной ошибкой компании, по его мнению, было отсутствие оперативных разъяснений о причинах, которые привели к появлению эмоционально окрашенного контента различного типа в новостных лентах Facebook.

Как сообщает Mashable, даже такое подробное разъяснение не успокоило критиков, которые считают нарушением прав несанкционированное проведение экспериментов над пользователями и их поведением и эмоциями в интернете. Критики указывают, что подобные действия администрации Facebook нарушают условия использования социальной сети.

По сути компании и Крамеру, как представителю Facebook, не удалось переубедить пользователей, что намеренное сокрытие контента из новостной выдачи было «ради всеобщего блага». О результатах эксперимента не сообщается, но менеджерам Facebook пришлось извиняться за то, что происходящее огорчило пользователей и привело к искажению новостей и постов в общей ленте.

Реакция сообщества на признание самого факта несанкционированной манипуляции была диаметрально противоположной, сообщает Mashable. Ситуацию осложняет заявление профессора журналистики Нью-Йоркского университета Джея Розена, что среди заказчиков эксперимента в социальных сетях значилось армейское ведомство, связанное с министерством обороны США. Комментарии о справедливости такого утверждения журналистам Mashable получить не удалось.

В TechCrunch также отмечают, что команда Марка Цукерберга нарушила ряд этических норм и перепутала А/В тестирование с подменой контента и несанкционированным вмешательством в личные настройки и предпочтения пользователей социальной сети. То, что подавалось как схема сравнительного тестирования двух разных типов новостной ленты, по сути оказалось необъявленной проверкой гипотез и сценариев, на которое никто из участников не давал согласия.

Как заключает обозреватель Мashable Адарио Стрэндж, пока трудно оценить, чего больше принесет этот эксперимент компании Facebook — репутационных потерь и негативного мнения о соцсети (вплоть до оттока пользователей) или положительных результатов в таргетировании контента.

Денис Алаев, руководитель социальной сети «Мой Мир», полагает, что из-за подобных скандальных ситуаций отказываться от А/В тестирования не следует.

Денис Алаевруководитель соцсети «Мой Мир»

Мы постоянно используем различные A/B-тестирования в «Моем Мире», но жалоб практически нет, так как каждый конкретный пользователь видит только один вариант интерфейса. В современном мире такая практика неизбежна. Конечно, есть большие изменения, о которых оповещаются пользователи, пишутся пресс-релизы и переписываются разделы помощи, но значительная часть работы — это небольшие изменения.

У нас есть огромное количество идей, но все эти идеи необходимо проверять статистикой использования. О таких изменениях нет смысла рассказывать, потому что они незначительные, и их довольно много. Большая часть тестируется на небольшом проценте пользователей, и если выпустить новость, то кто-то может прочитать о нововведении, а у себя его не увидеть. Кроме того, некоторая часть изменений откатывается из-за того, что не прошла проверку. А в конечном счете пользователю не важно, стала кнопка зеленой или синей, важно, что интерфейс в результате этих изменений стал удобней в использовании. Поэтому мы считаем, что такого рода неафишируемые изменения — это тоже часть заботы о пользователе, и не стоит лишний раз забивать его инфопространство ненужной информацией.

А/В тестирование и необъявленные метаморфозы новостной ленты в Facebook могут быть связаны с попытками улучшить показатели охвата и удержания аудитории брендов в социальной сети. Проблемы начались, когда существенно изменились структура и характер выдачи контента в общем потоке новостей для разных групп пользователей. В середине июня текущего года в Facebook объявили о том, что кнопка Like и аналогичные ей инструменты соцсети будут использоваться для рекламного таргетинга (хотя до сих пор команда Марка Цукерберга всячески отрицала такой вариант использования этой кнопки).

Параллельно с не очень удачными экспериментами соцсети администраторы страниц, рекламодатели и SMM-специалисты отмечают продолжающееся падение органического охвата на страницах брендов в Facebook. В июне стало известно, что вовлеченность подписчиков 10 крупнейших компаний на Facebook снизилась на 40% за последний год — и это несмотря на то, что число публикаций на страницах увеличилось на 20,1%.

Происходящее с Facebook-лентой отчасти напоминает эксперименты «ВКонтакте» по внедрению микроблога в 2010 — 2011 году для всех пользователей с попыткой полностью отключить традиционную «стену» пользовательских записей (что привело к появлению мема «Дуров, верни стену» и целого ряда групп в социальной сети, где пользователи протестовали против такого эксперимента).

Статьи по теме
История слежки: Как Facebook отрицал трекинг для кнопки Like23 июня 2014, 11:47
Отчет Simply Measured: вовлеченность постов на Facebook упала на 50%16 июня 2014, 15:05
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Передайте Денису Алаеву, что никто не видит его экспериментов, потому что в социальной сети никто не сидит ;)

Фейсбук вроде и не скрывал, что персонализирует выдачу на основе машинного обучения.
Полтора года назад в московские ВУЗы приходили ребята из фейсбука, рассказывали про работу и т.д. И не скрывая, говорили что стараются персонализировать всю выдачу на основе таргетинга и поведенческих факторов.

0

Потому что мог!

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Vladislav Kharchev

я лично кошельком не пользуюсь.

Но если бы он у меня был, я бы наверно зимой таскал его в штанах (а не в куртке). Так что надо слазать в штаны за кошельком, достать карту (paypass наверно через кошелек не сработает), приложить к терминалу, засунуть карту, засунуть кошелек. То есть тоже много действий.

«Азбука вкуса» первой из российских ритейлеров запустила оплату покупок с помощью отпечатка пальца
0
Илья Смирнов
Rock Flow Dynamics

это всё конечно заботливо и добродушно, а куда прикажете деться прогрессу?
что же пришлось делать человеку, который всю жизнь зарабатывал производя счётные машинки?

«Таксисты должны быть рады снижению тарифов»
0
Татьяна Минаева

Как минимум государство будет иметь доступ к этой базе.

«Азбука вкуса» первой из российских ритейлеров запустила оплату покупок с помощью отпечатка пальца
0
Татьяна Минаева

Добровольная дактилоскопия.

«Азбука вкуса» первой из российских ритейлеров запустила оплату покупок с помощью отпечатка пальца
1
Сергей Макаров

Т.е. что кассир или кто-то другой может сфоткать вашу карту Вас беспокоит, а то что ваш отпечаток пальца начнёт гулять по просторам сети абсолютно не настораживает?

«Азбука вкуса» первой из российских ритейлеров запустила оплату покупок с помощью отпечатка пальца
0
Показать еще