Лого vc.ru

Фейсбук закрывается от сервисов-паразитов?

Фейсбук закрывается от сервисов-паразитов?
Поделиться
Не секрет, что самая главная ценность Фейсбука - социальный граф, и последние события показали, что просто так делиться этим сокровищем с конкурентами крупнейшая соцсеть не собирается.

Только за последние несколько недель  Фейсбук отрезал от соцграфа:

+ много других, менее известных сервисов



Фейсбук знает как вас зовут,  какие у вас интересы, какие сайты вы посещаете, какие приложения используете и кучу всего другого. Цукерберг собирал эти данные девять лет, и рассчитывать на то, что вы сейчас слепите на коленке дейтинг, фотошэринг с геолокацией или подобное приложение, увеличивающее энтропию, которое будет подключаться к соцграфу и делать за вас всю работу, а Фейсбук будет на это покорно смотреть - ну, несколько наивно.

Все началось еще в 2010 году, когда ФБ отключил Твиттер от поиска друзей на Фейсбуке. Совсем недавно Твиттер кинул ответочку, заблокировав поиск друзей в Инстаграме по своему графу.

Voxer был отключен, по словам самого Фейсбука, как из-за того, что являлся конкурирующей платформой для обмена сообщениями, так и из-за того, что не "отдавал назад" практически ничего - спрятанная в глубине интерфейса кнопка "Share to Facebook" не очень нужна в IM-клиенте с поддержкой голосовых сообщений.

Vine не спасла и действительно полезная кнопка шейра. Контент из Vine отлично ложился на потребление внутри Фейсбука, но видимо, очевидная угроза, исходящая от Твиттера заставила менеджеров Фейсбука вольно трактовать правила своей платформы.

Эксперты говорят, что в силу повсевместного закрытия своих платформ со стороны ключевых игроков (Фейсбук, Твиттер), разработчикам придется полагаться на более традиционные способы набора аудитории - телефонные номера, имейлы и т.д.

Разработчики перестают воспринимать Фейсбук как "открытую" платформу, и стараются не рассчитывать только на него, имея про запас другие варианты регистрации, распространения и источников данных.

Wonder от Яндекса, находившийся в разработке около года, был отключен от соцграфа через три часа после запуска.
According to Section I.12, no data obtained from Facebook can be used in any search engine or directory without the company’s written permission. The reason behind Facebook’s decision to revoke our access to their data appears to be that they do consider Wonder to be a search engine, while our understanding of what it is differs from this view.

Впрочем, Platform Head Фейсбука Justin Osofsky успокоил разработчиков, мол "продожайте делать то, что делаете":
Reciprocity and Replicating core functionality: (a) Reciprocity: Facebook Platform enables developers to build personalized, social experiences via the Graph API and related APIs. If you use any Facebook APIs to build personalized or social experiences, you must also enable people to easily share their experiences back with people on Facebook. (b) Replicating core functionality: You may not use Facebook Platform to promote, or to export user data to, a product or service that replicates a core Facebook product or service without our permission.

То есть, если вы используете возможности FB API, вы должны дать пользователям возможность делиться контентом обратно в Фейсбук. Но, как мы видим, Vine это не помогло. К вопросу о честной конкуренции.

Изменения в правилах платформы являются всего лишь одним из многих факторов, которые могут напугать разработчиков. Есть еще, например, скорость, с которой Фейсбук разрабатывает свои "оригинальные" продукты. Все помнят взрывной успех Snapchat, который в декабре прошлого года собрал всю прессу. За 12 дней Фейсбук выпустил приложение Poke, которое некоторые называли "клоном Snapchat", и внезапно Snapchat начал нарушать правила платформы. 

Стартаперы, которые выбирают идеи для разработки должны выбирать их аккуратнее, и следить за тем, чтобы Фейсбук случайно не выбрал ту же идею, как только ее жизнеспособность будет доказана трекшоном (который Фейсбук видит раньше всех).

[caption id="" align="aligncenter" width="370"] Девиз Фейсбук приобрел новое значение в свете последних событий. Когда это твои things которые они break[/caption]

Планируемый запуск своего собственного news discovery сервиса - абсолютно логичное развитие для Фейсбука. Говорят, что они будут показывать какое-то превью окно внутри соцсети и не будут выпускать пользователей наружу. Где-то мы это уже видели.

Вот, например, рассказ Сергея Шалаева из Surfingbird про то, как они боролись с Фейсбуком за "сердечко":
... в ответ получили отказ, потому что "The following examples make use of Facebook's logos and icons" (то есть because fuck you. "Большой палец вверх" это теперь «Facebook's logos and icons»)

... пока идет бокс по переписке с Facebook, у нас есть запасной вариант с сердечками вместо thumb up.  Наша основная проблема это то, что facebook может активно давить на  сторонних девелоперов, как ему вздумается, пока те не выполнят его требования.

Также мы пару месяцев делали приложение, которое рекомендует тебе ссылки от твоих друзей и друзей друзей (если нам позволяют дотянуться до них настройки приватности). На что нам тоже дали недвусмысленно понять, что facebook не рад подобным приложениям.

Таким образом используя апи и open graph в чем-то более серьезном чем просто авторизация, можно купить себе билет в один конец.

Интересными инсайтами на эту тему поделился Макс Левчин (на видео с 16:45, но стоит посмотреть его полностью):



  • Если вы работаете на чьей-то платформе, то "создание ценности"  (для платформы) является единственной страховкой, которая может спасти вас от проблем.

  • Как разработчик для платформы, постоянно представляйте что будет, если платформа прекратит свое существование. С чем вы останетесь? Достаточно ли будет того, что у вас останется,  для продолжения развития, или вы просто закроетесь?


Популярные статьи
Показать еще