Лого vc.ru

Почему среди «друзей» в Facebook нет друзей

Почему среди «друзей» в Facebook нет друзей

Как работают интеллектуальные алгоритмы формирования ньюсфида в Facebook и почему они считают, что людям интересно читать посты практически незнакомых «френдов». Журналист издания The Verge с непривычным для русского уха именем Эллис Гамбургер написал пост, в котором поднял актуальный вопрос «качества» друзей в соцсети.

Поделиться

Когда в 2007 году я только поступил в Университет Мичигана, каждый человек говорил мне добавиться в друзья на Facebook. В то время даже после самой короткой встречи можно было быть уверенным в том, что при следующем заходе в соцсеть там обнаружится несколько новых заявок на добавление в друзья. Получался такой интересный микс — с одной стороны, это давало ощущение популярности, а с другой — позволяло быть хорошо информированным о том, как идут дела у ближайших друзей и знакомых. 

В ленте было много всего интересного — от цитат разных девочек из Курта Воннегута до фотографий со вчерашней вечеринки. Более затягивающую веб-страницу, чем ньюсфид Facebook, было трудно себе вообразить.

Теперь, когда я уже давно не в колледже, и друзей у меня куда как меньше, посты людей из прошлой жизни всплывают у меня в ленте, как какие-то призраки в ночи. Интеллектуальные алгоритмы Facebook почему-то считают, что мне всё ещё есть дело до того, как идут дела у людей, которых я сто лет не видел. Почему именно события их жизни должны быть в моей «газете», как в последнее время часто описывает свою соцсеть Марк Цукерберг? Это получается какая-то вчерашняя газета, а в результате — Facebook становится все менее релевантным.

В реальном мире потеря контакта с людьми происходит естественным и безболезненным образом, но в Facebook нельзя просто взять и расфрендить человека — это может повлечь обиды и недопонимание, да и вообще воспринимается как какой-то акт агрессии. В итоге — лента забита постами-призраками от людей, которые уже давным давно забыты в обычной жизни. Каждый пользователь соцсети сталкивается с этой проблемой — когда список «френдов» в соцсети превышает число реальных друзей, включая в себя всех, с кем так или иначе человеку удалось пересечься лет за 8-10, в ньюсфиде начинается какая-то вакханалия.

Поэтому для тех, кто пользуется Facebook уже много лет, этот сервис просто не работает так, как должен. Учитывая скорость, с которой у новых пользователей растут контакт-листы, скоро все прелести этой проблемы на своей шкуре ощутят и они.

Университет

Годы колледжа — отличное время для социальных взаимодействий. Именно в университете модель дружбы «по Facebook» имеет смысл. Тогда тот факт, что кто-то добавил вас в друзья, означал получение полного доступа к фотографиям, статусам, событиям и новостям в прошлом, настоящем и будущем этого человека.

Несколько лет спустя использование Facebook превратилось в нахождение в толпе родителей, учителей, друзей, двоюродных братьев и сестер, одноклассников и коллег, каждый из которых публикует кучу самого разного контента — кто-то хвастается своими свершениями, кто-то просто делится информацией о том, что съел на обед. Исследования показали, что люди теперь рассматривают Facebook как публичное пространство. Если в компании Марка Цукерберга хотят, чтобы пользователи относились к ленте новостей, как к важному источнику информации о своих близких, то, видимо, им следует пересмотреть свое определение «дружбы».

Феликс Рид-Точас из Оксфордского университета провел 18-месячное исследование жизни 25 выпускников вузов, которые перешли от учебы к взрослой жизни на работе. Выводы довольно любопытны:

Несмотря на то, что общаться сейчас легко, как никогда, похоже, наша способность устанавливать близкие эмоциональные отношения конечна. Человек может поддерживать близкие отношения лишь с небольшой группой людей, и новые друзья вытесняют старых.

Это значит, что даже при наличии смартфонов, под завязку упакованных социальными приложениями, студенты-испытуемые не смогли завести больше друзей, чем у них было до того. Просто на смену старым, менее важным людям, пришли новые и более актуальные.

Facebook, очевидно, хочет опровергнуть «Числа Данбара», теорию, которая описывает число максимально возможных социальных связей для человека, но исследование Рид-Точаса говорит, скорее о том, что переделать людей довольно трудно, и мы по-прежнему не можем иметь чересчур много близких друзей. Дружба непостоянна, а реальная жизнь — не колледж. Многие социологи убеждены, что для возникновения дружеских отношений должны одновременно выполняться три условия: общие интересы, повторяющиеся контакты и общая комфортность общения. 

Возможность собрать в одном месте вообще всех своих знакомых больше не является чем-то новым и необычным. Никто из нас не хочет каждый день читать новости людей, с которыми раз или два пришлось мельком пересечься.

Интеллектуальные алгоритмы Facebook пытаются показывать нам только релевантный контент, но в ситуации, когда новые друзья добавляются куда быстрее, чем удаляются старые, часто вся их работа сводится к тому, чтобы стараться не показывать одного человека слишком часто. Наверняка, когда кто-то говорит «Я ненавижу Facebook», на самом деле имеется в виду что-то вроде «я хотел бы, чтобы мне показывали больше постов от моих реальных друзей, а не от незнакомцев».

С другой стороны, Facebook пытается стимулировать как раз более кулуарный обмен информацией с помощью функции списков людей, которые будут видеть определенное сообщение. Но у таких постов в ньюсфиде нет каких-то особых отметок, и понять, что это написали только для тебя, довольно трудно. В Snapchat, к примеру, такой проблемы нет — там все ясно сразу. Несмотря на то, что забивать в список людей по одному — это лишняя работа, исследования показали, что пользователи Snapchat публикуют контент, в среднем, чаще, чем аудитория Facebook.

Facebook позволяет также добавлять пользователей в специальный список, только члены которого смогут приглашать пользователя на события и писать ему личные сообщения, но при этом будут видеть только публичные посты. Этот список — яркая иллюстрация архаичности модели друзей в соцсети. В нем объединено слишком много функций и связанных с ними упрощений. Например, если вы дали кому-то свой номер телефона, это еще не значит, что вы хотите, чтобы этот человек видел все ваши фотографии за годы жизни. Facebook планирует обновить настройки шэринга таким образом, чтобы пользователям стало понятнее, делятся ли они в конкретный момент информацией с широким кругом людей или лишь с некоторыми из своих друзей. Но этот подход неверен. Нет проблемы друзья VS публика. Проблема в том, что в списке друзей больше нет друзей.

В прошлом декабре Facebook добавил кнопку «Отписаться» на профили пользователей, что дало возможность убирать людей из ленты, без необходимости удалять их из друзей. Эта функция была и раньше, но она называлась по-другому и была закопана глубоко в меню. 

После нововведений число отписок на Facebook втрое превысило все предыдущие показатели — явное подтверждение тезиса о том, что пользователи не прочь разобраться с перегруженностью своих лент.

Параллельно с этим, в других приложения (например, в том же Instagram) успешно функционирует другая модель, когда пользователи видят контент не на основе абстрактной дружбы, а просто подписавшись на того или иного человека. В таких сервисах пользователи куда сильнее ограничены во взаимодействиях, что является благом по сравнению с Facebook, где тот факт, что кого-то добавили в друзья, дает человеку право бомбардировать пользователя приглашениями на события, написывать сообщения и постить надписи на стену, которые могут увидеть родственники и друзья. 

Facebook пытается соответствовать чаяниям своих пользователей, но пока что соцсеть лишь обновляет и дополняет уже имеющуюся систему, не меняя ее кардинально. Можно было бы перейти от модели друзей к пониманию изменчивости реальной дружбы в реальной жизни, ну или по крайней мере сильнее выделять в ленте посты, которые предназначены лишь для небольшого числа глаз. 

В конце концов, можно было бы сделать отдельный список контактов в мессенджере — ведь, если вы хотите кому-то написать сообщение, не факт, что вы не прочь дать ему доступ к своим детским фотографиям.

Конечно, сказать проще, чем сделать — тот же пример Google+ говорит о том, что людям неинтересно поддерживать различные круги друзей. Проблема очень сложна и идеального решения нет, но модель Instagram кажется более адекватной и дает больше возможностей для управления своим ньюсфидом.

Конечно, не нужно полностью убивать возможность «публичного» шэринга. У этой функции есть свои плюсы, например возможность видеть фото, в которых отметили друзей, а не только фото, которые эти друзья сами опубликовали. Нужно лишь сделать так, чтобы эта публичность не была основной чертой Facebook. Многие люди хотят поделиться своими новостями с коллегами, семьей или друзьями, многие из них в таком случае пишут электронные письма, а не посты в соцсети. А, значит, Facebook есть над чем поработать. Группами в Facebook пользуются более 500 млн человек, и недавно Цукерберг говорил о том, что компания планирует уделить этому сервису больше внимания в будущем.

Существует множество способов для общения, которыми хотят пользоваться люди, и собирать все их в одно красивое синее приложение нет никакого смысла.

Лучшие друзья #прямосейчас

Несмотря ни на что, Facebook остается простейшим способом связаться со всеми друзьями и членами семьи. Параллельно с этим пользователи (особенно на мобильных устройствах) переходят к использованию более узкоспециализированных сервисов — Snapchat для общения с близкими друзьями, Slack для общения с коллегами по работе, различные мессенджеры для быстрого общения, Instagram для фотографий и т.д. В этом плане стремление Facebook «объять необъятное» выглядит странновато. Да, соцсеть все еще лучшее место в интернете, чтобы поделиться фотографиями с друзьями, но думать , что все знакомые, которые у нас появились в течение жизни, являются нашими друзьями — это какой-то устаревший подход к социальности.

Будущее соцсетей за более четкими и ясными взаимодействиями. Делиться чем-либо со всем миром, как это принято в сегодняшнем Facebook — не лучшая идея. Но, похоже, что в компании это понимают, так что в скором будущем мы можем увидеть интересные новые ходы со стороны социальной сети. 

Статьи по теме
Конец Facebook, каким мы его знали14 апреля 2014, 22:28
Facebook признал свои настройки приватности слишком сложными09 апреля 2014, 12:28
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Мне одному показалось, что Эллис Гамбургер просит разрешения расфрендить друзей? Ведь "нельзя просто взять и расфрендить человека — это может повлечь обиды и недопонимание"

Я уже год того-же мнения. Я правда рад что девушка с которой я последний раз говорил в 7-ом классе вышла замуж... Но зачем мне в ленте каждый день фото ее будней и еды?! (и не нужно рассказывать про скрыть из новостей и т.д.)

Пытаюсь близких друзей в кол-ве человек 10 перетащить в Path, но что-то не очень получается)

Просто надо относиться к facebook и vk как к цифровым записным книжкам, которые позволяют вам не потерять из вида людей, с которыми вы давно знакомы. А для чтения интересного контента использовать сервисы с функционалом фолловинга - Instagram и Twitter.

Мне очень нравится лента в ВК, можно полностью убрать посты некоторых людей из ленты, можно забанить репосты всяких тупых пабликов сразу от всех друзей. В настройках фильтров можно отключить различные ненужные ивенты, типа новых друзей друзей. Ну и то, что друзей заменили на подписчиков, сделав связь односторонней, очень удобно. Теперь можно удалять друзей без всяких зазрений совести.

0

Ничего не имею против ВК, но разве в FB всего этого нет?

0

Не люблю facebook за то, что он считает себя умнее меня. Оглядываясь на ВК, я не могу подобрать какого-то алгоритма, чтобы мне показывались именно те новости, которые я хочу видеть. У меня есть в друзьях люди, с которыми я ни разу не то, что лично не виделся, но даже не общался онлайн. Однако, мне интересно читать их новости. И наоборот, есть люди, с которыми я вижусь в живую очень часто, но тем не менее я отключил их отображения в новостях. Лично для меня, более правильного рецепта, чем в ВК, нет.

Единственное, наверно можно включить в фид немного новостей, на которые я не подписан, но которые в зависимости от моего поведения в сети, могут быть мне интересны. В раздел Рекомендации я никогда не заглядываю, а вот в общем потоке это могло бы пригодиться.

Читал это вчера на Verge, был свято уверен, что автор - женщина. Уже хотел съязвить, ан нет...

0

Блин, только сейчас заметил. Отличный редизайн, ребят!

0

В чем проблема - не нравятся "друзья" - удалите.
а сейчас и сами многие удаляются, напиши что ы за Украину и Майдан - и многие верные путинцы от тебя сами сбегут!

Вопрос не первый раз в сети мусолится. Может уже стоит социалкам реализовать простой односторонний фолловинг. Интересный аккаунт? Подписался и читаешь. Безо всяких уведомлений для этого самого аккаунта.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Актуальная Птица

у соседа на заборе тоже написано :)
исполнятся одни желания, появятся другие
а если желаний нет то вы уже почти святой.

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Kirill Nikolaev

Да тут та же самая проблема, как на фрилансе. Смотрим портфель, смотрим квалификацию.
Заплатили за шлак - пишем в ТП.

Bramio — поиск экспертов и решение задач с помощью видеозвонков
0
Kirill Nikolaev

Короче, вот:
1. Я зарегистрировался. Почему-то смутило, что в блоке "номер телефона", на вкладке "верификация" номер телефона отображался, как верифицированный. Хотя я его только лишь ввёл.
2. Ребята, пожалуйста, UX, UX, UX в личном кабинете.
3. А где работа-то? Одна заявка двухмесячной давности. Или я не вовремя зашёл?
4. Деньги через пейр. Только пейр. Вы серьёзно? В 2016м? А что не онли догекоины? Я честно создал второй акк, чтобы потестить, как происходит сам "процесс", но, к сожалению, после составления контакта баланс я так и не смог пополнить, хотя в пейре я всё-таки зарегистрировался (ну за что)
5. Опять же, классификаторы и рубрикаторы очень надо адекватные делать. Очень. Надо.

Резюмирую (очень субъективно):
Очень сыро, но задатки хорошие.
Самая боль - это ux и биллинг. Я понимаю, что вы можете заставлять пройти 9 кругов ада, чтобы вывести деньги. Но дайте мне, чёрт возьми, возможность их туда завести так, как мне удобно.

Bramio — поиск экспертов и решение задач с помощью видеозвонков
0
Andre Vlasov

Эцсамое. Во первых Amy Tunick это женщина, а во вторых ник fuck Jerry - это не "переспать с Джерри", а "ну его Джерри ***** (на половой член)". Причём там Под Джерри имеется в виду комик Джерри Сайнфелд. Ну и ещё, beigeCardigan это вроде его девушка. А в остальном все верно. Спасибо, пожалуйста.

«Брендам должно быть комфортно»: как американский блогер под псевдонимом FuckJerry завоевал популярность рекламодателей
0
Слава Діонісьєв

К роскомдозору стоит очередь

Роскомнадзор заявил об отсутствии претензий к Netflix из-за «непопулярности сервиса» в России
0
Показать еще