Лого vc.ru

Провалившийся стартап в резюме: минус или свидетельство опыта кандидата

Провалившийся стартап в резюме: минус или свидетельство опыта кандидата

Пользователи сервиса вопросов и ответов Quora обсудили, стоит ли указывать в резюме отрицательный предпринимательский опыт — то есть закрывшиеся или близкие к закрытию стартапы. ЦП выбрал самые интересные ответы и попытался выяснить, как предприниматели оценивают подобный опыт.

Поделиться

Пользователь Quora Гейл Лаакманн МакДауэлл считает, что рассказывать о своих неудачах в резюме нужно. Стартап может закрыться по целому ряду причин, многие из которых не зависят от его основателя. Даже опытные инвесторы и венчурные фонды не всегда могут предсказать судьбу конкретного проекта.

Большинство людей в технической отрасли, по мнению МакДауэлл, прекрасно представляет, насколько сложно создать успешную компанию. Поэтому, даже если стартап провалился, упомянуть его в резюме всё-таки стоит — это говорит об инициативности соискателя и наличии некоторого опыта:

Этот пункт не просто удачно дополнит ваше резюме — скорее всего, он станет его лучшей и самой интересной частью.

Сооснователь Quora Чарли Чивер отмечает, что упоминание провального проекта в резюме в любом случае будет выглядеть гораздо лучше, чем разрыв в несколько лет между предыдущей и следующей работой. К тому же, говорит он, запуск собственной компании означает, что существует область, в которой человек чувствует себя уверенно. С ним солидарен пользователь Quora Ян Петерс-Кэмпбелл — пустое место в резюме выглядит, по его словам, как минимум подозрительно.

То, что ваш стартап потерпел крах, не делает вас полностью недееспособным. Потенциальному работодателю хотелось бы знать не только почему проект провалился, но и как вам удалось довести его до той стадии, на которой он находился до закрытия.

— Босун Адегбой, пользователь Quora

Ещё один комментатор — Джеймс Ху — опирается на свой собственный жизненный опыт. Он запустил стартап, который впоследствии был вынужден закрыть. На всех собеседованиях, которые происходили после этого, интервьюеры всегда интересовались негативным опытом Ху.

Ху рассказывает историю своего проекта: он основал сервис для заказа совместных поездок на такси в Китае, когда об Uber и GetTaxi ещё никто не слышал — рынок оказался не готов. Несмотря на то, что компании удалось попасть в стартап-акселератор 500Startups и выиграть множество наград от таких крупных компаний, как MIT, Castrol и Lenovo, публика не приняла проект, и Ху был вынужден его свернуть.

Джеймс Ху говорит, что даже если бы он знал, какая судьба уготована его сервису, он бы всё равно не отказался от идеи — в конце концов, он получил ни с чем не сравнимый опыт.

Сооснователь системы персонализованного мерчандайзинга Crossss Даниил Ханин на своей странице в Facebook 5 ноября поделился новостью: проект не может получать прибыль, и поэтому Ханин покидает компанию. Он цитирует американского предпринимателя Стива Бланка:

В Кремниевой долине и в других местах, где «живет» предпринимательство, провал равен опыту. Наша культура позволяет нам много раз «стрелять в цель». Мы лучше как предприниматели, не потому что умнее русских или китайцев. Мы лучше как предприниматели, потому что наша культура разрешает провалиться, встать и попробовать снова. И именно это делает нас продуктивнее — а не умнее, чем другие. Это вопрос культуры, а не ума. Культура, экономика и верховенство закона позволяют нам действовать креативно и не считать, что провал — это завершение процесса.

В комментариях к записи пользователи Facebook просят Ханина поделиться полученным опытом — подписчики считают, что он мог бы о многом рассказать стартаперам, и что человека, построившего такой многообещающий сервис, с радостью примут на работу в другие компании.

ЦП попросил бывшего генерального директора закрывшегося сервиса аналитики для маркетологов Oh My Stats Алексея Куличевского рассказать, чем для него оказался полезен опыт сворачивания проекта, и дать совет предпринимателям, попавшим в схожую ситуацию.

Алексей Куличевский,бывший генеральный директор Oh My Stats

Закрыть стартап просто. И опыта здесь никакого особенного нет. Гораздо важнее то, как и почему его закрывать. То есть ценный опыт — это те пара месяцев раздумий и анализа.

На бумаге все выглядит просто. Стартап — это набор гипотез. Команда последовательно проверяет гипотезы и принимает решение, стоит ли двигаться дальше, нужно ли изменить направление, или лучше вообще остановиться. Похоже на научный эксперимент. На практике все существенно сложнее. Во-первых, добавляются эмоции: воодушевление, привязанность, страх, привычка, усталость. Они усложняют принятие решений. Во-вторых, редко удается получить на 100% убедительное подтверждение или опровержение гипотез.

Например, в Oh My Stats мы несколько лет бились над увеличением продаж. Сначала продукт был в закрытой бета-версии (MVP, если хотите). Мы разослали 200 приглашений. Нормальный open rate, нормальный click rate. Продаж нет. Почему? Наверное, потому что мы разослали первым двумстам подписчикам, а среди них большая доля наших друзей, разработчиков, дизайнеров, стартаперов. Они подписались из любопытства. Им не нужен продукт.

Хорошо, разослали еще 1000 приглашений, на этот раз предварительно перемешав базу рассылки. Промежуточные показатели опять неплохие. Продаж опять нет. Делаем вывод, что что-то не так с самим продуктом. Так как он в бете, то очевидно, что с ним много что не так. Составляем роад мап, инвестируем в разработку.

После нескольких месяцев разработки открываем продукт публике. Получаем первые несколько продаж. Хорошо. Но мало. Хотим больше. Смотрим, на каком этапе воронки отваливаются клиенты. Видим, что на этапе интеграции. Инвестируем в онбоардинг и обучение. Результаты есть, но, опять же, печальные.

И так еще несколько итераций: обучающие видео, консалтинг, найм аккаунт-менеджеров.

В итоге мы поняли, что для продукта просто нет рынка. Топ 20 компаний (которые контролируют 80% рынка) используют свои инструменты. Нижние 75% довольны бесплатными инструментами. И посередине небольшая прослойка "подростков". Они наши идеальные клиенты. Но их всего несколько десятков во всех стране. На таком рынке бизнес не построить. Поэтому решили сказать «стоп».

Сейчас я понимаю, что можно было привлечь агентства, построить партнерскую сеть, нанять продавцов из Groupon, чтобы они ходили и «впаривали» продукт, начать продавать в СНГ, где вообще поле непаханное, можно было изменить ценообразование, сделать продукт бесплатным и зарабатывать на консалтинге. Что бы вы ни делали, всегда останется что-то, что вы еще не попробовали. И понять, когда остановиться, — и есть самое сложное решение и самый ценный опыт.

Мне принять решение помогла книга «Ловушки мышления» братьев Хиз. Авторы описали очень простой и мощный алгоритм принятия любых решений в принципе. Стоит ли покупать новую квартиру, нужно ли поменять работу, жениться или бросить все и уехать на Гаваи.

Основателям стартапов, которые сейчас стоят на распутье (я знаю, ребят, вы каждый день стоите на распутье), я бы порекомендовал выделить пару дней, вдумчиво прочитать книгу, попробовать разложить по полочкам дилемму. Принять то или иное решение станет гораздо проще.

Указывать ли неудавшийся стартап в резюме — тут все просто. Однозначно, указывать. Даже если вам очень за это стыдно. Рынок маленький, все друг друга знают, и грамотный HR всё равно узнает о стартапе. И тогда у него в дополнение к вопросу «почему закрылись» появится еще один — «почему пытались умолчать». Учитесь нести ответственность за собственные решения с высоко поднятой головой.

Статьи по теме
Стоит ли упоминать в резюме свои успехи в World of Warсraft19 августа 2014, 19:58
Какой формат резюме наиболее эффективен — обсуждение на Quora16 октября 2014, 13:59
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Опыт, он и Африке опыт. Даже если и негативный. Надо писать обо всём. :)

зачем столько букв печатали, чтобы донести простую и старую мысль что "плохой опыт это тоже опыт"?

ехал стартап через стартап
стартап стартап стартап

сколько можно))

А мне вот очень полезным оказался комментарий Алексея Куличевского, видел его блог. Читал. Не знал что они закрылись. Казалось, что набирают силы.

Если работодатель - очень крупная и крутая компания, то да, поделиться своей историей будет плюсом и "изюминкой". Ты проявил себя как лидер, ты вложил много времени и сил, ты молодец.

А если это фирма, которая только-только создала себе хоть какое-то имя (где зашкаливает пафос), то указать провал в резюме - это все равно что подарить бесплатный совет новому работодателю, ущемить свое самолюбие (ведь пришлось закрыть свое дело и прийти в компанию того же уровня) и доставить руководству этой фирмы много радости. И в копилку историю о том, что "у меня работает чувак, у которого был такой же проект, но он провалился на такой мелочи хаха"

Думаете? Экспириенс есть экспериенс.

В конце концов стартап это все-таки бизнес. У человека может не быть предпринимательской жилки, но он может оставаться отличным наемным работником.

Не все могут пахать под грузом ответственности

0

Я сейчас её не найду, но где-то видел статистику о том, что 80% крупных стартапов в Долине, не считая гигантов вроде Facebook, делаются людьми, которые до этого уже повалили один или несколько проектов.

Да, тоже что-то такое читал. Там еще было, что в среднем у успешного стартапера уже было до того пара-тройка проваленных проектов.

Мне кажется, что для работодателя - это первый знак того, что человек хочет работать не на кого-то, а только на себя, ему интересно воплощать свои идеи в реальность, а не заниматься чужими. Следовательно, на работу такого лучше не брать, потому что он не будет заинтересован на 100% :)

Всегда можно договориться. Например человек обладает какими-то уникальными экспертными знаниями, но он будет нужен на какой-то определенный срок (полгода, год). Почему бы не взять его в команду на этот период?

Артем, возможно. Или, например, взять в долю проекта, чтобы была заинтересованность :)

А, насколько по своему опыту понял - инициативных и умных у нас не любят, может видят в сильных людях конкурентов или же думают, что с такими проблемно будет работать, т.к. придется считаться с его мнением, даже не знаю из-за чего, но подозреваю, что чего-то опасаются от таких )))

Илья, даже в суровый интерпрайз таких ребят берут, и именно потому, что они не будут тихо сидеть в уютном теплом болоте, разведенном менее инициативными коллегами.

У меня 2 таких самых лучших пункта CV, работаю над третьим, но в этот раз, сделав выводы, хочу после просто сжечь резюме за ненадобностью.

A curriculum vitae (C.V.) gives an overview of a person's experience and other qualifications.

0

А строго говоря нет нормального аналогичного русского термина, со всеми нюансами. CV - это ваша трудовая биография, со всеми достижениями, навыками, опытом. Особо важна в академической среде: там все научные работы, публикации, ссылки и т.п. приведены.

А вот ее краткая выжимка, резюме - собственно и называется резюме (по-аглицки - résumé) :)

Часто, впрочем, в Буржуинии краткое резюме называют CV. А у нас наоборот, пишут резюме, а получается CV.

Знаю только "по-русски". А по делу, Константин всё верно сказал.

0

Возьмите меня в суровый энтерпрайз, таких ещё не проваливал. Зато в болоте не сижу.

0

Ну нет, до консультирования я пока не пал

0

Нужен человек, который сможет Javой ворочать большой Hadoop, реально огромный. От 200.

Как-то приглашали поработать техническим директором в крупную компанию, которая запускала новое направление в бизнесе (по сути внутренний стартап). Посмотрев, что у меня в резюме есть опыт ведения собственного бизнеса и запуска стартапов, испугались, что я снова в них пущусь (хотя я от них этого не скрывал и сам говорил, что этот проект будет мне интересен максимум 2 года). Часто корпораты хотят сотрудников на десятки лет, а не на 1-2 года.

0

Есть такое. На практике приходишь, делишься, а все наизнанку переворачивают. То амбиции их не устраивают, то "скучно будет вам у нас". И вроде с одной стороны, понятны риски компании, но с другой неужели они меньше в том случае, если брать человека без этого опыта? По мне так, эрудированность за рамками своей основной компетенции - это хороший бонус, но видимо не у нас в стране. Поддерживаю слова С.Бланка, у нас культура не та.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Игорь Арнаков

Хорошая статья(нет).В том смысле хорошая, что хорошо демонстрирует логику стандартного работодателя.Суть тонны текста в ней легко свести к одной фразе:сложно найти нормального спеца на нашу смешную зарплату-мир несправедливо устроен,хнык-хнык. Причем отсутствует понимание элементарной вещи (которую даже школьник в состоянии понять)-хороший специалист и низкая зарплата-понятия в принципе несовместимые.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Ефим Дутый

Скорее нет, чем да.
Правильно вокруг пишут, на нынешнем рынке труда быть "просто дезигнером" - дыра. Либо вы "круты", что в области дизайна означает в первую очередь громкие имена студий/заказчиков (потому что оценить сам дизайн в портфолио не может чуть менее чем никто, а тут - верификейшен). И стучите всем этим "аж кушать не можем как хотим гениального дизайнера на 700 баксов в месяц" по губам. Либо вы не круты, и идете по десять штук рубль, шо те старушки.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Ефим Дутый

Ааааабажаю такие "статьи".

1. Мы предлагаем уг "вычесть из опыта" проекты и смешные зарплаты. Так что все приличные дизайнеры уехали от нас в Москву или за границу. Бида бида!
2. Здорово бы найти гения из оставшихся. Чтоб чудо-работал и чудо-терпел. По слухам, они есть в фейсбуке.
3. Такие ребята нарасхват, но все равно хорошо было бы, чтоб они написали нам МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО! (Всегда лучший ПОВОРОТ подобных кулстори)
4. Десять пунктов мало описать, какие придурки и неумехи шлют нам мотивационные письма.

Число пи, простите, здец.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Andy Avramenko
Trendy NYC

Проглядел начало, сорри. Можете поделиться статистикой - сколько офис cisco набирает ежегодно людей в русский офис на стажировку? Сколько из них через год переводится по L1 в США?
У меня просто есть такая статистика по IBM - 0. Именно столько интернов/градюэйтов перевелось из российского офиса в офисы США, поэтому очень любопытно увидеть где это сильно отличается

10 актуальных стажировок для ИТ-специалистов за рубежом
0
Matvey Kukuy

Все реальный опыт, я сейчас прохожу стажировку на которую дал ссылку. Какие именно подробности интересуют?

10 актуальных стажировок для ИТ-специалистов за рубежом
0
Показать еще