Лого vc.ru

Как устроен франчайзинг: основные правовые и бизнес-аспекты

Как устроен франчайзинг: основные правовые и бизнес-аспекты

Основатель и руководитель юридической фирмы «Сергей Мартынюк и партнеры» Сергей Мартынюк написал для vc.ru колонку о том, как устроен бизнес по франшизе. Автор рассказал, как грамотно выбрать франчайзи или франчайзера, каких подводных камней стоит остерегаться и рассмотрел основные правовые аспекты франшиз.

Поделиться

Франшиза — отличный способ заработать. Например, у вас есть магазин в Москве, а вы берете и открываете ещё три — в Уфе, Новгороде и Самаре. На местах за работу отвечают те, кто купил права на бренд. Вы следите за процессом, оставаясь в своем городе, и получаете прибыль: чем больше представителей, тем выше доход.

По такой схеме работают многие. «Макдоналдс» начинался с ресторана в Сан-Бернардино, а потом появились филиалы. Теперь их 36 тысяч в мире, а прибыль компании выросла до $300 млрд в год. Ещё один пример — московский автосервис «Вилгуд», который начал продавать франшизы в 2015 году. Сегодня в его сетке — 26 филиалов по России. До 2020 года компания рассчитывает открыть еще полтысячи автосервисов: у нас и за рубежом.

Франчайзинг полезен всем. Купив франшизу, предприниматель-новичок быстрее выходит на рынок и получает прибыль. Ему не надо думать о маркетинге, закупках, обучении сотрудников. В его руках — продукт, на который есть спрос. Владелец бизнеса получает дополнительный источник прибыли, а его компания развивается. Сегодняшняя статья — о том, как работает франчайзинг, кто им занимается, и как на нём зарабатывают. Начнём с терминов.

Понятия, без которых вы ничего не поймете

1. Франчайзер и франчайзи

Вася — владелец пиццерии «Томато». Её визитная карточка — курьеры, которые за полчаса привозят пиццу в любой район Москвы.

К Васе обращается Митя. Он хочет открыть филиал пиццерии в Санкт-Петербурге. Там никто не доставляет пиццу за полчаса. Митя хочет заработать на этом. Вася соглашается. При условии, что Митя будет соблюдать условия франшизы. Он даст Мите право использовать товарный знак (или логотип), маркетинговые материалы, дизайн точек продаж, название пиццерии, рецепты и оборудование, систему обучения персонала. Поможет наладить контакт с поставщиком продуктов. Но взамен хочет получать часть прибыли.

Теперь Вася — франчайзер, а Митя — франчайзи. Они будут работать вместе.

2. Коммерческая концессия

Чтобы продать франшизу, Вася должен заключить с Митей договор коммерческой концессии. В российском Гражданском кодексе коммерческая концессия — то же самое, что франчайзинг. Для заключения договора коммерческой концессии обязательно нужно, чтобы был зарегистрирован товарный знак. Договор заключают в письменной форме. Затем обязательно регистрируют в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Без регистрации договор недействителен.

Если же у Васи ещё нет товарного знака, то тогда заключается комплексный лицензионный договор, касающийся всего остального, что есть у Васи в его франшизе: маркетинговых материалов, рисунков, дизайна, системы обучения.

Обычно в таком договоре указывается, что знак находится на регистрации, и даже номер заявки. Ну, а после того, как Вася получит свидетельство на свой товарный знак, то уже заключается договор коммерческой концессии.

Документ дает Мите право зеркально «скопировать» бизнес Васи. Теперь он получит доступ ко всем коммерческим секретам пиццерии, а главное — наконец-то узнает, как доставлять пиццу за 30 минут.

3. Паушальный взнос

Стартовая компенсация, которую Митя платит за выход на рынок под васиной маркой. В этот взнос, как правило, закладывают расходы на рекламу, обучение сотрудников, аренду помещения, исследования рынка. Франчайзи выплачивает паушальный взнос один раз. Какой будет эта сумма, решает франчайзер.

Бывают франшизы и без паушального взноса. Но так обычно работают не пиццерии, а производители товаров массового потребления: косметики, одежды. Франчайзи при такой схеме выступает дилером под маркой продавца.

4. Роялти

Процент от дохода, который Митя платит Васе. Это регулярная плата: раз в месяц или квартал. Вася указывает размер взноса в договоре. Чаще всего размер роялти вычисляют в проценте от оборота продаж. Оборот — вся прибыль Мити после выплат заработной платы сотрудникам, расходов на аренду и других жизненно важных для компании расходов.

Размер роялти обычно составляет от 1 до 5 процентов. Митя платит эти деньги не только за использование бизнес-модели, но и за хлопоты. Если у него что-то пойдет не так, Вася расскажет, как исправить проблему. Если в пиццерии обновится меню, — объяснит, как правильно готовить по новым рецептам.

А бывает так, что роялти нет? Бывает. Если франчайзер хочет привлечь большее количество франчайзи, то может исключить роялти из договора. Бывают ещё скрытые роялти. Их включают в стоимость продукции, которую франчайзер предоставляет франчайзи. Часто отсутствие роялти — тревожный знак. Это значит, что после подписания договора франчайзер не хочет помогать франчайзи, а преследует цель — заработать на паушуальном взносе.

По статистике 25% предпринимателей смутно представляют, как устроены франшизы: что можно и нельзя делать, если ими занимаешься. Если они решают пойти в отрасль неподготовленными, их ждут проблемы. Чтобы не прогореть на старте, давайте разберемся, какие права у вас есть. И какую ответственность вы берете, начиная работать по договору коммерческой концессии.

Что может и не может франчайзи

Когда вы заключаете договор концессии, у каждой из сторон есть права и обязательства перед своим партнером. В типовом договоре перечень обязанностей франчайзи выглядит примерно так.

Можно Нельзя
Использовать товарный знак франчайзера.

Пользоваться коммерческой информацией.

Получать консультации, инструкции по ведению бизнеса.

Работать с поставщиком франчайзера.

Передавать франшизу по договору субконцессии (объединяться в своем регионе с еще одним франчайзи).
Разглашать коммерческую информацию.

Менять изображение товарного знака, название компании,

Заключать аналогичный договор с конкурентом франчайзера.

На практике требований может быть ещё больше. Какими они окажутся, зависит от того, что за франшизу вы покупаете.

На дополнительных пунктах легко прогореть. Подписываешь договор, не вникая в детали, — потом жалеешь. Наступает час икс, а ты наобещал такое, что не веришь своим глазам. Отсюда первое правило: чтобы не заработать неприятности, смотрите каждый пункт как под лупой.

1. Выбор поставщика

Распространенная ситуация: франчайзер заставляет вас работать со своим поставщиком. Он доверяет ему и не хочет экспериментов с вашей стороны. Поставщик, зная что он один, безнаказанно задирает ценник на свою продукцию. Уйти к другому поставщику вы не можете.

Выход: предложите франчайзеру определить стандарты качества. Договоритесь, что будете предъявлять их другим поставщикам и лично отвечать за результат. Если франчайзер ни в какую, требуйте гарантию, что цена для вас внезапно не поднимется.

2. Запрет на конкуренцию

Ещё один случай. Франчайзи открывает магазин в торговом центре. Когда магазин начинает приносить прибыль, точку «захватывает» франчайзер.

— Постойте, такое бывает?

Да, бывает. Ваш франчайзер договорился с хозяином ТЦ и по праву владельца бренда заезжает на пригретое вами место.

Выход: проследите, чтобы в договоре было чётко прописано: франчайзер не может конкурировать с вами на вашей территории. Ещё важно указать, что он не имеет права продавать франшизу кому-то, кто работает на вашей территории. Иначе вы рискуете помещением — и это как минимум.

3. Гарантия сопровождения

Вся соль покупки франшизы — в том, что франчайзер консультирует вас и даёт инструкции, как вести бизнес. Иначе толку от франшизы мало. Случается так, что на полпути франчайзер перестает помогать франчайзи. Не отвечает на звонки, игнорирует письма. Дело встаёт. Такой сценарий не редкость, особенно в договорах без роялти. Оказывается, что вашего франчайзера интересовал паушуальный взнос, а не сотрудничество с вами.

Выход: вы и ваша наёмная команда имеете право постоянно получать консультации франчайзера. Ключевое слово — постоянно. Убедитесь, что в договоре именно так и написано.

4. Компенсация

Случай четвёртый. Франчайзер неожиданно ликвидирует свой бизнес раньше, чем кончился договор. Например, объявляет о банкротстве. Если это произошло, вы остаетесь не у дел. Главный вопрос в таком случае — компенсация: будет она или нет?

Выход: заранее укажите в договоре положение о компенсации на случай, если бизнес франчайзера вылетит в трубу. Попросите вписать сумму и порядок выплаты, на которые вы сможете рассчитывать. Если не сделать это, вы рискуете лишиться денег.

Какие права есть у франчайзера

Отбор франчайзи — головная боль. На отсев бесполезных кандидатов могут уйти недели, а то и месяцы. Хорошая новость в том, что вы — король положения. Вы сами готовите договор коммерческой концессии, сами назначаете правила. Чтобы защитить себя от ненадежных франчайзи, вы можете устанавливать требования ещё до подписания договора. Так делают многие компании, торгующие франшизами. Вы как бы вешаете табличку: не нравятся мои правила — не ходи ко мне. Теперь посмотрим, что можно писать в договоре. И что можно делать до того, как он подписан.

1. Отсев неугодных

Итак, вы продаёте франшизу. Словно из ниоткуда полсотни франчайзи по вашу душу. Как выбрать надежного и адекватного? Ведь личная встреча не гарантирует, что в бою человек не натворит бед.

Выход: вы имеете право отбирать франчайзи любым способом, не противоречащим закону. Разработайте обучающие курсы с экзаменом. Проведите день открытых дверей. Наложите вето на людей в грязной одежде. Любой фильтр, который вы считаете адекватным, допустим.

2. Выбор помещения

Представим, что у вас сеть закусочных «Матадор». Вы работаете в просторных светлых помещениях. Гордитесь тем, что у кассы не толкаются злые люди. К вам ходят, потому что у вас чисто и приятно. Но вот вы решили продать франшизу и напуганы. Вдруг франчайзи захочет сэкономить и откроет ваш драгоценный «Матадор» в сыром подвале на окраине, где парни в трениках отнимают смартфоны у школоты?

Выход: установите чёткие требования к помещению, которое арендует франчайзи. Боитесь окраин — запрещайте их своим царским указом. Желаете, чтобы в окнах был свет — укажите это требование в договоре.

3. Отбор сотрудников

Предположим, вы уверены, что перед вами вменяемый человек. Обучили его работе по вашим правилам. Успокоились. Но как быть с персоналом, который будете нанимать не вы?

Сидеть в одном городе, и следить за чужими работниками в другом — не вариант. Посылать своих — тоже.

Выход: возьмите пример с «Додо-пиццы». Перед запуском пиццерии они проводят 22-дневное обучение для франчайзи и трёх его работников. После экзамена их отправляют на учебную кухню, где франчайзи и его коллеги узнают весь цикл работы пиццерии. Цель школы: отфильтровать любителей легкой наживы и посмотреть на человека в бою.

4. Контроль качества

Вы владелец сети кофеен. Продали франшизу. Через некоторое время узнаете, что франчайзи под вашей маркой продаёт клиентам растворимый кофе вместо того, чтобы готовить фирменный апельсиновый раф. Все это кончается гневными отзывами на вашем сайте и в социальных сетях.

Выход: назначьте штрафные санкции за несоответствие продукта или услуги оригиналу. Собирайте отзывы клиентов и реагируйте на них. Способы оценить, грамотно ли франчайзи обращается с вашей продукцией, бесконечны.

Что в итоге

Как видите, главная задача франчайзи — не проморгать подводные камни в договоре, и избежать сделки с недобросовестной компанией. Задача франчайзера: найти себе надежного партнера, с которым не страшно оказаться в бою. И тому и другому помогает договор, в котором прописаны его права и обязательства перед партнером. Главное помнить: не бывает сотрудничества, построенного на подавлении. Работа по франшизе должна быть комфортной для обеих сторон.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

спасибо за наглядные примеры, это лучше для понимания!

Без наглядки и с оглядкой на франшизу слабо?

Cпасибо за статью, отличное введение для начинающих

Супер, когда прибыль подсчитывать будешь. А счас пока рано суперовать.

Люблю, когда сложные вещи объясняют простыми словами :)

Отличная статья, побольше бы подобных.

>Ему не надо думать о маркетинге, закупках, обучении сотрудников.
И о чем думать тогда? Весь фан интерпренерства за бортом.

0

А о маркетинге пущай брендовая франшизная тетка думает? За ваши же мани?

Да не слушайте Вы их. Им лишь бы франшизу впарить.

Я вот во франчайзинге ни в зуб ногой. Но вот сколько ни читал отзывов(неформальных) на различных ресурсах, такое впечатление, что франчайзинг какая-то характерно убыточная пакость.
Мое мнение, если есть бабки, то и не надо лезть в эту сферу. Или всем так нравится за бренд переплачивать шо ли? Быть под брендом и не покупать ничего на стороне кроме бренда?

Думаю со мной согласятся многие, что поколение студентов из "бизнес-молодости" убило франчайзинг.

У них даже модель есть (в одном из видео видел), развиваем бизнес в основном шлаковый (либо перекуп товаров с алиекспресс, либо кофейню) и масштабируем бизнес, т.е создаем франшизу и бизнес живет не за счет прибыли, а за счет покупки их шлако-франшиз.

На мой взгляд, если и приобретать франшизу, то у крупных компаний. В пример, недавно открыли у нас в городе KFC по франшизе, идет очень неплохой доход за счет популярности бренда. А что даст вам хостел от LIKE (загуглите кому интересно, на чем строится бизнес холдинга LIKE) это большой вопрос.

Кстати сорри, ведь автор статьи тоже студент Бизнес-молодости, но сказанное выше не в обиду ему.

Согласен насчёт проверенных временем брендов. Из российских имён в области общепита мне импонирует «Додо Пицца« Фёдора Овчинникова. Искренне нравится их драйв и скорость развития, уверен, это бренд на года, десятилетия. У них, кстати, отличный блог: sila-uma.ru/

Артем, еще раз спасибо. Все окей)

Кстати, сейчас в бизнес-молодости есть хороший курс по франчайзингу. Делали практики в этой области из разных сфер.

Думаю, что каких-то фейковых франшиз в России будет гораздо меньше в ближайшем будущем. Рынок квалифицируется все же и выживают действительно твердые и ценностные компании. Так и должно быть.

0

Артем, благодарю за комментарий. Франшизы бывают разные, это правда. Конечно же крупные бренды выигрывают, потому как, как минимум, у них должна быть уже своя хорошо отстроенная и работающая бизнес-модель.
Для начинающих предпринимателей часто характерно отсутствие нормально работающей модели, но тут на самом деле все зависит от конкретного человека - владельца бизнеса - его отношения к собственному делу, умению управлять, находить оптимальные условия, давать ценность и много всего другого. Собственно, статья в том числе и про то, как понять, где твердое, а где пустое во франчайзинге и на что обращать внимание.

0

Если уж исправляете, то исправляйте до конца :)

0

Алексей, и Вам большая благодарность :)

0

Рафаэль, благодарю за участие в этом великом деле )

0

Бутстрапер, кто же еще..

Статья очень понравилась простотой изложения, теперь мучает один вопрос. Почему "паушУальный"? Он же "паушальный", разве нет? Не встречала до этого такого варианта написания, это опечатка или новая лексическое норма?

Это безграмотность. Паушальный, конечно.

0

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

0

Уже не требуется, ошибки были оперативно исправлены и в этой статье, и на сайте компании. Это была не единичная опечатка, а постоянное употребление слова с ошибкой, теперь же всё отлично!

0

Прекрасная "азбучная" статья в теоретической плоскости. На практике, нормальный франчайзи работает ровно столько, сколько нужно, чтобы вникнуть в бизнес-процессы, скопировать концепцию от и до, после чего сворачивает пиццерию "Томато" и открывает, положим, "Помидорро".
Законодательство в части франчайзинга в России, к сожалению, находится в зачаточном состоянии.

0

Мне кажется или есть ошибка в пункте про роялти? Обычно роялти это процент от прибыли или от оборота, а здесь эти понятия смешали. Процент от прибыли будет ниже, так как он получается после вычета стоимости аренды, расчета с сотрудниками, налогов и т.д. А процент от оборота - без вычетов. И на это тоже следует обращать внимание при заключении договора.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Johnny Vorony

Конечно. А также номера мобильных телефонов.

Основатель «Банки.ру» Филипп Ильин-Адаев объявил о запуске социальной сети для банкиров — Bankir.com
0
Владимир Березин

Уже почти, это здорово... Вот только у меня есть плата. И переход на другой тариф означает увеличение ежемесячной платы. За что? За то, что в других банках бесплатно?
Ограничение на сумму есть, да. Межбанк в ТКС это 800 тысяч, 800 и без комиссии. А в Альфе 150 и с комиссией не маленькой.
Все карты с кэшбеком это для особой категории людей, с очень большой тратой.
Поймите, конкуренция огромная. ТКС, Тачбанк... Это те банки, где не я плачу, а банк мне. Так зачем мне Альфа?
Альфа, которая похоже пошла не в сторону развития услуг, а постоянных редизайнов. Вот это я регулярно и давно наблюдаю, вы все перепиливаете и уродуете, увы. Вот такое частное мнение вашего клиента. Тот же ТКС тоже сайт передел и первое время было неудобно, слегка неудобно. А вы сайт переделали год назад, а у меня до сих пор отторжение от него, ибо это монстр какой-то, не рассчитанный на удобное использование.

Кейс из России: Зачем команда «Альфа-Мобайл​» меняет дизайн своего приложения
0
Сергей Достовалов

Ну и я так раньше получал. А тут мне решили "помочь". В итоге -3 часа жизни.

Видео: Герман Греф в «костюме инвалида» в отделении «Сбербанка»
0
Τамара Ρодионова

Сервис будет проверять указанные при регистрации email-адреса по собственной базе дворников?

Основатель «Банки.ру» Филипп Ильин-Адаев объявил о запуске социальной сети для банкиров — Bankir.com
0
Ilyes Garif

>>Сильно понравилась мысль автора о том, что нужно тратить меньше чем зарабатываешь

Хочется добавить: и как я сам до этого не догадался?! :)

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Показать еще