Лого vc.ru

Стоит ли использовать в проекте бесплатные шрифты

Стоит ли использовать в проекте бесплатные шрифты

Раз в неделю в рамках рубрики «Интерфейсы» ЦП выбирает самые интересные и актуальные темы из мира юзабилити и UX, снабдив их мнением ведущих отечественных экспертов. В первом выпуске — рассказ дизайнера Джеремайи Шоафа (Jeremiah Shoaf) о том, стоит ли дизайнерам пересмотреть свое отношение к бесплатным шрифтам и начать использовать их в своих проектах, и комментарий по теме от руководителя отдела проектирования и дизайна интерфейсов в Mail.Ru Group Юрия Ветрова. 

Поделиться

Встреча Шоафа с бесплатными шрифтами произошла довольно типичным для индустрии образом. В начале карьеры в 2003 году его начальник отказался тратить деньги, вручив ему вместо этого CD под названием «5000 бесплатных шрифтов» со словами о том, что такой диск нужен каждому дизайнеру, чтобы даже мысли не возникало о подобных тратах.

Естественно, на этом диске были в основном некачественный примеры — «типа современные» и ретро, шрифты для Хэллоуина, техношрифты, был даже шрифт, в котором буквы были сформированы из котов, принимавших разные позы. Кернинг, глифы и рендеринг этих шрифтов ввергали в ужас. В общем, ни один из них не мог бы быть использован профессиональным дизайнером даже под страхом смерти. В итоге Шоаф решил обратиться к старой доброй Гельветике.

Неудивительно, что на протяжении всей последующей карьеры при упоминании фразы «бесплатные шрифты» дизайнер тут же вспоминал тот ужасный диск. Но времена меняются: появляется все больше по-настоящему качественных бесплатных шрифтов, которые совсем не стыдно использовать в популярных проектах.

Откуда берутся бесплатные шрифты

В прошлом бесплатные шрифты появлялись двумя способами: их «ради фана» или в процессе шлифовки мастерства могли делать опытные дизайнеры или профессионалы, которые выпускают один бесплатный шрифт, чтобы привлечь внимание к остальным платным работам.

Все изменилось. Не так давно даже такие крупные компании, как Adobe и Google, начали делать свои шрифты открытыми, передавая их участникам разработки различных open source-проектов. Профессиональные дизайнеры также не сидят сложа руки и активно продвигают свою экспертизу, публикуя целые шрифтовые семейства на сервисе Google Fonts.

В результате усилий open source-сообщества, теперь в мире есть настолько качественные бесплатные шрифты, что их не побрезгует использовать в своем проекте даже какой-нибудь сноб типографики. Вот несколько примеров шрифтов с разнообразными вариантами начертаний и соответствующих стилей. Они подходят как для заголовков, так и для текста в теле веб-страницы. Они же отлично рендерятся для отображения как на обычных экранах, так и на небольших устройствах.

Alegreya

Alegreya — это известный шрифт, выбранный ATypI одним из 53 «Шрифтов десятилетия» во время недавнего конкурса Letter.2. Он доступен для скачивания на Google Fonts, однако большинству дизайнеров Alegreya до сих пор неизвестна, поэтому встретить данный шрифт где-нибудь в вебе всё ещё довольно трудно.

Проект Beef использует Alegreya для текста на страницах сайта, придавая тексту солидности, что отлично контрастирует с заголовками, набранными шрифтом Avenir

Красивый курсив Alegreya использован для заголовка на странице с вакансиями на сайте Beef. 

Source Sans Pro

Выпущенный Adobe в августе 2012 году Source Sans Pro является первым открытым шрифтом компании. Дизайнер Пол Д. Хант вдохновлялся готикой начала ХХ века, например, такими шрифтами, как Franklin Gothic и News Gothic. Шрифт предназначен для пользовательских интерфейсов, так что отлично рендерится даже на малых экранах. Доступно 6 начертаний («весов») шрифта, что позволяет добиться широкой вариативности его применения.

CAST83 использует на своем сайте  Source Sans Pro, наглядно демонстрируя разносторонность шрифта; большие заголовки выполнены шрифтом с меньшим весом, а более тяжелое начертание используется для надписей меньшего размера и в верхнем регистре, что создает уникальный типографический контраст в рамках одного сайта. 

Plentific использует экстра-легкий и обычное начертание Source Sans Pro для создания контраста между заголовками разного уровня. 

Open Sans

Разработанный известным дизайнером Стивом Маттесоном и использовавшийся Google Open Sans — это один из самых распространенных в вебе бесплатных шрифтов. Именно на нем основан новый фреймворк Foundation 5 от Zurb, этот шрифт присутствует на многих страницах Google, прошедших редизайн. Пять начертаний с соответствующими им курсивами этого шрифта без засечек позволяют использовать его в самых разных ситуациях. 

На сайте Vitor Andrade Open Sans используется  минималистичным образом; дизайн не привлекает внимание к себе, позволяя посетителям сфокусироваться на контенте, который представлен на сайте. 

Легковесный Open Sans использован для набора заголовков новостей на сайте The Industry

Anonymous Pro

Anonymous Pro — это моноширинный шрифт, который известен удивительно малому числу дизайнеров. Его создал Марк Симонсон — дизайнер, который стоит за проектом Proxima Nova. Моноширинные шрифты сейчас пользуются популярностью у многих профессионалов.

Другой моноширинный шрифт — Inconsolata — является более распространенным. В него, однако, не включены стили курсивов, в отличие от Anonymous Pro. Набирать текст на веб-странице моноширинным шрифтом обычно не лучшая идея, но его использование в правильном контексте может сильно освежить общий внешний вид сайта.

Per Sandström использует  Anonymous Pro для текста на страницах сайта, в комбинации с заголовками, набранными шрифтом Futura, получается на удивление красиво. 

На сайте Per жирное начертание Anonymous Pro используется для надписей на кнопках. 

Playfair Display

Playfair Display — высококонтрастный шрифт с засечками, созданный Клаусом Эггерс Соренсеном. Он чем-то напоминает Baskerville, а его идеология восходит к шрифтам, использовавшимся в конце XVIII века. Несмотря на то, что Playfair Display создавался для использования в заголовках и названиях, наличие трех начертаний с соответствующими стилями делает возможным набор с его помощью и небольших отрывков текста. Для набора более длинных текстов, Playfair Display можно эффективно сочетать с Georgia.

В Playfair Display есть красивый курсив, который можно встретить, в частности, в заголовках на сайте Boompa Records. 

Жирное начертание Playfair Display используется в заголовках на сайте Digital Abstracts. 

Roboto

Шрифт Roboto обвиняют в том, что это «Франкеншрифт» — смесь Гельветики, DIN и Myriad. В этом есть доля правды, что не отменяет и его плюсов. После выхода статьи с обвинениями в заимствованиях, Roboto был значительно доработан и улучшен. Шрифт хорошо работает на экранах разных размеров и разрешений.

Roboto использован в проекте Type & Grids, шрифт хорошо рендерится на дисплеях малых размеров с высокой плотностью пикселей. 

Paone Creative вариант Roboto легкого веса можно встретить в блоге. 

Lato 

На польском Lato значит «лето». И название отлично подходит этому теплому шрифту без засечек. Дизайнер Лукаш Дзидзич изначально создал Lato в качестве проприетарного шрифта для крупного клиента. После того, как этот клиент решил двинуться в другом дизайнерском направлении, Лукаш сделал свою работу открытой. Lato выглядит скромно и неприметно, когда используется для текста небольшого размера, но вариант с курсивом очень яркий и узнаваемый. Lato используется в теме по-умолчанию в WordPress под названием Twenty Fourteen, что обеспечивает ему рост популярности. 

Фрэнк Чимеро (Frank Chimero) элегантно использует  легкий вес шрифта в статье «Чего хотят экраны» — большие надписи набраны в верхнем регистре, что является неплохой находкой для такого легкого варианта шрифта. 

На сайте «100 лет дизайна» от AIGA применяется доработанная «безточечная» версия Lato. 

Merriweather

Созданный Эбеном Соркиным Merriweather — шрифт с засечками, который предназначен для чтения прямо с экрана. Merriweather сейчас активно развивается, и улучшения происходят постоянно. Существует версия без засечек. 

Легкий вес Merriweather на сайте Dickson Fong придает дизайну элегантности. 

В футере на странице Vtcreative можно увидеть легкую курсивную надпись, набранную шрифтом Merriweather 

Karla 

Гротескный шрифт от дизайнера Джонатана Пинорна под названием Karla полон разных интересных символов. Он может показаться чересчур широким для набора текста на веб-странице, а его кернинг – слегка «шатким», но все же Karla хорошо подходит для придания дизайну индивидуальности. 

Проект Borsch, Vodka & Tears uспользует Karla для небольших кусков текста на сайте, выглядит вполне неплохо. 

Kalyn Nakano применяет обычное и жирное начертание Karla на своем сайте-портфолио.   

Clear Sans

Clear Sans — это недавний вклад Intel в дело открытых шрифтов. Он создавался с мыслью о том, чтобы его было легко читать с экрана, поэтому все символы выглядят четко и понятно. Clear Sans хорошо подойдет для интерфейсов, где важнее всего ясность. 

Деликатный, легкий вес Clear Sans использован для набора текста на сайте самого шрифта. 

Fira Sans

Разработанный для Firefox OS шрифт Fira Sans выпущен под открытой лицензией. Он много чем похож на FF Meta, что неудивительно, ведь оба они разработаны дизайнером Эриком Спайкерманном. Существует и моноширинная версия Fira Sans под названием Fira Mono. Интересный факт — на сайте самого шрифта почему-то использован не он, а известный нам Open Sans. 

Еще несколько неплохих бесплатных шрифтов 

Бесплатные шрифты подходят не всегда

Какими бы приятными и интересными ни казались шрифты, описанные выше, не стоит использовать бесплатные разработки бездумно. Чаще всего качество бесплатного несравнимо с тем, что могут предложить профессионалы за деньги. Стоит закладывать бюджет на покупку профессиональных шрифтов в любом проекте. Однако, если такая покупка по разным причинам невозможна, не нужно отчаиваться — найти неплохие варианты можно и среди открытых шрифтов.


Мнение: Юрий Ветров, руководитель отдела проектирования и дизайна интерфейсов в Mail.Ru Group

Я бы разделил вопрос на две части: стоит ли использовать кастомные шрифты, и если да — имеет ли смысл платить за них. Мы в Mail.Ru Group активно занимаемся обновлением продуктов, и хорошая типографика, естественно, важна в этом процессе. Сейчас ситуация благоприятная — все больше хороших кириллических шрифтов для самых разных задач, а благодаря сервисам типа Google Web Fonts и Typekit их подключить технологически несложно.

Правда, при попытке использовать их на практике, возникает куча вопросов и проблем. Если вы ответственно относитесь к своей работе, делаете её не для портфолио, а для пользователей — нужно помнить о технических ограничениях и нюансах: 

  • Главная задача типографики в нашем случае — обеспечивать комфорт чтения и сканирования информации. Поэтому проверяйте рендеринг в браузере на реальной верстке, а не в Photoshop. Хотя в его версии Creative Cloud появился приближенный к системному рендеринг, все равно в итоговой реализации возможны как минимум отхождения. А в худшем случае — абсолютная нечитабельность. Я собираю коллекцию таких примеров (картинка ниже), можете попробовать угадать сервис (скриншоты сняты на Chrome для Windows 8). Проверяйте в Windows 7, Windows 8 и Mac OS. 
  • В продолжение — для сервиса с большой посещаемостью необходимо помнить о Windows XP и иметь механизм деградации до Core Fonts for the Web для нее. Хотя все профессиональное сообщество ненавидит ОС, и ее официальная поддержка официально прекращена, там до сих пор сидит приличное количество пользователей. В системе очень сложная ситуация со сглаживанием шрифтов (зависит от комбинации сервис-пака и браузера), и если вы посмотрите на кастомный шрифт в IE6 пару минут, то глаза медленно вытекут.  
  • Следите за размером подгружаемых шрифтов. Чем больше начертаний вы используете, тем тяжелее этот обвес для пользователя — оставляйте только действительно нужные. Помните, что у него может быть дорогой трафик и медленная скорость. Также можно оптимизировать сам шрифтовой файл, убрав оттуда ненужные вам символы типа иероглифов и арабской вязи. Хотя тут надо быть осторожным – многие производители шрифтов запрещают это в лицензии, поскольку есть риск поломать его тонкие настройки.    
  • Кастомный шрифт можно использовать для заголовков и выделений, а также для основного текста. Для обывателя основной эффект достигается акциденциями, для задач дизайна они также дают наиболее видимый эффект, при этом проблем с их рендерингом меньше за счет меньших объемов и большего кегля. Почти весь геморрой с рендерингом – как в раз в основном тексте, и проблемы в нём хуже всего влияют на читабельность. Возможно, вам будет достаточно ограничиться заголовками. 

Печальные последствия отсутствия проверки рендеринга на реальной верстке 

Второй вопрос — использование платных шрифтов. Тут, с одной стороны, все просто: хотите уникальности — покупайте лицензию; хотите подешевле — берите бесплатный вариант. Сейчас свободных кириллических все больше, и даже если вы пересечетесь по использованию такого шрифта с парой других сайтов, все равно будете хорошо выделяться из общей массы. К тому же, есть неявный профит – этот шрифт может быть уже закеширован в браузере пользователя и загрузка не потребуется. 

С платными на практике все непросто. К сожалению, лицензионная политика сервисов аренды типа MyFonts или Fonts.com абсолютно крохоборская для больших компаний. С нас берут деньги за ежемесячное количество показов, причем за масштаб экономию вы не получите. Так что за год проект с многомиллионной аудиторией может заплатить десятки тысяч долларов за использование шрифта — не очень разумное вложение денег. В некоторых ситуациях выходит, что разработать свой шрифт — дешевле аренды существующего! На круглом столе тематической конференции «Серебро набора 2013» я задал вопрос на эту тему и получил в ответ, мол, «раз вы такие большие – поделитесь!». Не особо конструктивно. 

Из ситуации есть интересный выход — найти хороший и малоиспользуемый шрифт, договориться с автором о его кириллизации. В итоге вы получите уникальную для отечественного рынка типографику по достаточно вменяемой цене. По этому пути пошли, например, ребята из 2ГИС в недавнем редизайне. 

Как обычно, все зависит от вашей задачи. На промо-сайте у вас полно свободы — его посещаемость не зашкаливает, пользователи заходят сюда как правило один раз и сканируют информацию, не читая большие объемы текста. В персональном блоге также не будет массового наплыва аудитории, но тут уже нужно думать об удобочитаемости. Для веб-сервиса важна скорость загрузки, хотя текст, как правило, ограничивается интерфейсными элементами. А в востребованном контент-проекте критичны все составляющие — любые проблемы выливаются на большое количество пользователей. 

Что касается Mail.Ru Group, то в прошлом году начали активно появляться продукты, использующие кастомную типографику. В 2014 это станет системным — ожидается много обновлений, и сервисы постепенно выстраиваются вокруг нескольких шрифтовых решений. Ограничений и нюансов при большом масштабе много, так что будет чем поделиться – в виде развернутой статьи или презентации

Статьи по теме
Дизайнер Google: Детали улучшают настроение и юзабилити16 апреля 2014, 12:15
Библиотека стартапера: «Эмоциональный веб-дизайн»09 апреля 2014, 19:55
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

гайз, вы бы ревью по кириллическим шрифтам делали — не все тут разрабатывают форсквер-инстаграм-дейтинг с геошерингом и блютусом, совершая намаз у Пола Грэма.

Логичное замечание, спасибо. Учтем на будущее обязательно

0

Roboto, Clear Sans, возможно что-то ещё из этой статьи, поддерживают кириллицу.

0

А с кирил-шрифтами всегда проблема. Найти что-то стоящее и оригинальное почти невозможно. Выбора практически нет.

0

Почти всегда достаточно набора из трех десятков кириллических шрифтов в Google Fonts. В остальных случаях можно взять любой шрифт и сконвертировать "белкой".

0

Юрий все правильно рассказал о нюансах использования шрифтов. Однако у нас есть еще одна проблема. Малое(относительно латиницы) количество шрифтов помножено на непонимание как ими пользоваться. Например, какой шрифт лучше подойдет для заголовков, абзацев, цитат и пр. Почему важен интерлиньяж и количество символов в строке, где уместно использовать italic или bold и т.д.

В западной тусовке типографике уделяют очень много внимания, публикуя различные статьи и рекомендации, а у нас все пока в зачаточном состоянии.

И еще. Слово "тестировать" должно приходить на ум сразу же, как только вы задумали использовать нестандартный шрифт. Надо взять это за правило. Иначе последствия могут быть печальными.

я просто оставлю это здесь webfont.ru/

Что за "безточечный" шрифт?
P.S. Мелкий Serif шрифт у вас в редакторе комментариев это ...словарного запаса не хватает.

0

Он еще и моноширинный :) Консолька парктически :)

0

Да, все же в кириллической зоне находимся.

0

Все будет, обязательно

0

Weight переводится «начертание», а не «вес». Поразительная безграмотность человека, пишущего о шрифтах. Подборка, кстати, довольно странная, хотя это дело вкуса.

Алекскй, если вы такой эксперт, может поможете с комментариям для следующих статей рубрики? Как раз приеры проектов приведете

Отличная статья Нужно больше таких, а то заходишь выбирать шрифт для сайта и просто не знаешь какой для чего подойдет. Выбираешь тупо по тому какой понравится. А тут еще оказывается сочетать можно: для заголовков одни для текста другие, причем еще зависит от колличества текста и назначения его...

0

И ещё не забывайте зацеплять шрифт не файлом, а через base64, чтобы всё быстро грузилось

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Igor Blinowski

Ох уж эти аналитики. По вашим рассчетам выходит, что каждый третий - полицейский, да?
На картинке последняя графа отражает количество полицейских на 100000 жителей.

Онлайн-ритейлер Amazon показал офлайн-магазин без касс и продавцов
0
Данислав Жуков

Какое у меня к тебе внимание? Ты очередной школьник, который чушь сморозил и теперь в обратку.

Онлайн-ритейлер Amazon показал офлайн-магазин без касс и продавцов
0
Anton Smelov

"Женщину вынули, автомат поставили" (с)

Онлайн-ритейлер Amazon показал офлайн-магазин без касс и продавцов
0
Antony Sedov

Таким темпом мобильные игры повторят судьбу консольных.

Что такое «налог на Google» и как он изменит индустрию: мнения юристов и игровых разработчиков
0
Igor Kovryzhkin

Справка дня: Этот мост стоит дороже чем голден гейт.

Автогонщик вслепую проехал по недостроенному мосту для рекламы Mazda
0
Показать еще