Лого vc.ru

Соседний рынок всегда перспективнее

Соседний рынок всегда перспективнее

Директор по продукту ЦП Влад Цыплухин рассказывает историю о том, как разного рода соблазны то и дело заносили его в абсолютно инородные и неинтересные для него сферы — от аналитики до игровой индустрии.

Поделиться

Ещё полгода после увольнения из «ВКонтакте» я практически ничем не занимался. Сидел дома и размышлял над тем, что буду делать дальше. Вместо того, чтобы исходить из собственных интересов, стал искать «перспективные и легкие рынки». Посмотрел на своих друзей из игровой индустрии — шикарно живут: дорогие машины, отели, постоянные путешествия. То, что надо, подумал я. Да и чего там эти игры делать для школоты. Они справились — и я смогу.

Назначил встречу другу, работающему в этой отрасли. Пришёл в ресторан и напал на него со своим эксклюзивным предложением:

— Хочу сделать игру вместе с тобой.
— Какую?
— Да любую. Вот на Facebook есть популярная игра, похожая на «Угадай мелодию». Механика простая, монетизация понятная. Перенесём её на «ВКонтакте».
— Ну (уже улыбается), и как будем делать?
— У тебя же есть разработчики. Сделают её, опубликуем и вперёд.
— Так, а ты мне здесь зачем?
— Как зачем? Пиаром буду заниматься.
— (Громкий смех)

После этого я прослушал двухчасовую лекцию о том, как устроен рынок игр. Как просчитывается их сложная математика, как они тестируются и запускаются. И сколько ребята шли к тому, чтобы зарабатывать деньги, и через что прошли. Напоследок этот самый друг дал очевидный совет: «Занимайся тем, что тебе нравится».

И вроде бы я тогда проникся его словами. Крепко задумался. Но уже через пару месяцев, наслушавшись очередного нытья своего окружения о том, что перспектив у медиа нет, а рекламу продавать сложно, я пришёл к техническому директору TJournal и предложил ему сделать систему аналитики наподобие SocialBakers: «SMM — наша тема, точно получится. И рынок большой — корпоративные клиенты, все дела».

Писали её два месяца. Выкатили альфу для внутреннего использования, и даже недурно получилось: сортировали контент публичных страниц по популярности, выделяли аудиторное ядро (по количеству лайков, комментариев и репостов), показывали его активность по времени суток и определяли темы, которые нравятся ядру. Проблема только в том, что каждый раз, когда дело доходило до развития сервиса, мне приходилось в буквальном смысле слова заставлять себя им заниматься. Я просто садился за компьютер и готов был делать что угодно, но только не придумывать метрики. Повозился ещё месяц — и всё-таки отказался от этой затеи. Часть написанных сервисов решили просто сделать общедоступными для наших пользователей в будущих версиях TJournal.

Пройдя по кругу, я снова вернулся к истине, которая, вероятно, многим людям доступна по умолчанию: заниматься нужно тем, что тебе действительно интересно. Проанализировав свою деятельность за последние шесть лет, выявил тенденцию: где бы я ни работал, тянуло всегда в одну и ту же сторону — к созданию медиа. Если не вспоминать совсем примитивные попытки построить сообщество своей школы на сайте narod.ru, первое подобие медиа я создал в 2007 году, на третьем курсе университета. Сайт Vladis.eu, где публиковались короткие заметки о происходящем в рунете, почти вырос в самостоятельный проект. Сначала я писал туда в одиночку, затем открыл раздел «Читатели», куда даже при посещаемости в 400 человек (!) бодро писали незнакомые люди.

Но как раз из-за этого блога меня заметили в газете «Деловой Петербург» и забрали к себе на работу. А уже оттуда вытащил Дуров, от которого я затем уехал в Москву. Блог я забросил ещё в момент перехода на работу в газету — так меня снова унесло в сторону. В Москве вектор размазался ещё сильнее — то и дело оказываюсь втянут в какую-то абсолютно непрофильную отрасль. За фразой «Влад, нужна только пара советов» не замечаешь, как оказываешься низкооплачиваемым сотрудником-консультантом, пишущим пресс-релизы для какой-нибудь непрофильной компании.

В апреле этого я года нашёл в себе силы поставить точку, предложив Андрею Загоруйко создать совместную компанию и объединить наши усилия. Мне понадобилось три месяца на то, чтобы завершить все свои отношения в Москве (уехать отсюда оказалось ещё сложнее, чем приехать). На следующей неделе собираю вещи и переезжаю в Петербург. Буду выстраивать редакционные процессы и напрямую взаимодействовать с разработкой по вопросам TJ, ЦП и Spark.

Я по-прежнему слышу разговоры знакомых о том, куда катится рынок медиа в России. Вижу, как корячится «Дождь», закрываются издания, беснуется Роскомнадзор, и что самые крупные игроки готовятся перейти на платную подписку. Но если опыт показал, что у других не легче, и всё остальное не вставляет, — начинаешь относиться к делу иначе. Не то чтобы каждый день как последний. Просто пропадают сомнения в принятии решений, а все надвигающиеся проблемы воспринимаются как «рабочие моменты».

Самое смешное, что осознав всё это спустя три года, я выяснил, что практически ничего не понимаю в любимом ремесле. Что всегда хватал по вершкам и занимался им в свободное время. Теперь пирамида перевернулась — приходится начинать с нуля. Но лучше уж сейчас, чем ещё лет через пять.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Когда мир-таки порадуют новыми медиа?

Хочется знать, какие проекты будут в ближайшей перспективе, и есть ли возможность в них поучаствовать:)

0

Какие перспективы у Spark'а?

0

Супер! А конкретнее расскажете? Вот мы пилим стартап. Карточку заполнили, посты какие-то опубликовали, а на вакансии никто не откликался, комментов нет, переходов тоже. Да и внутри все выглядит красиво, чистенько, но непопулярно.
Что делать-то планируете? Больше всего внимания собирают фичерд-статьи, но не сами стартапы. Как-то не выглядит это как angel.co, как планировалось. Будет пивот или будете развивать как сейчас?

Конкретнее смогу сказать вам в 20-х числах. Вы не пропустите новости.

А как же авиация?

0

Я так и не определися, где больше ада, в игрострое или в медийке. Хотя, наверное, за исключением топ-менеджмента, с теми, кто занимается играми, работать приятнее.

0

Идти в какую-то нишу потому что там много историй успеха - изначально провальная затея.
Во-первых, если многие зарабатывают на этом деньги, то рынок уже достаточно развит и, как следствие, сформирован, возможно образовались свои "акулы". Во-вторых,пришедшие на него первыми игроки уже имеют опыт, клиентов, связи итд, а вы оказываетесь в положении догоняющего.
В-третьих, обычно первые игроки пришли в эту нишу как раз из-за интереса, что выгодно отличает их стратегию и мотивацию от желающих "срубить бабла".

0

Однажды я по доброте душевной решил помочь другу с организацией дизайн-студии. Выглядело перспективно, хотя это далеко не мой профиль. Неосторожно вляпался на полтора года и только сейчас заканчиваю последний проект.
Мотивации нет, прибылей нет. И ужасно много времени потеряно.

Так что в итоге пришел к простому выводу: делай то, к чему душа лежит. Так я вернулся к моей давней задумке с Википедией — wikify.ru

0

Все как написано у Алтучера в «Как стать мастеров в любом деле». Сначала варишься в котле мыслей, потом понимаешь с кем говорить, потом понимаешь что делать.

.S. Я просто оставлю это тут:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
И Случай, бог изобретатель

0

Материал Владислава Цыплухина заставил задуматься. Я, конечно, личность не такого масштаба, однако бывал в ситуациях, которые он описывает. Ушел из большой успешной компании, уехал в другой город, хотел заниматься тем, что действительно нравится. И да, как и Влад Цыплухин, предлагал свои услуги в сфере PR, сознавая потом, что в большинстве проектов на начальном этапе это далеко не самое важное. Рядом со мной тоже были люди, жившие в дорогих отелях, ездящие на дорогих машинах, постоянно путешествующие.

Я сперва долгое время искал ту сферу, где можно заработать денег на такую жизнь. Хотел, чтобы это дело мне еще и нравилось, хотя это было не принципиально. Потом я стал искать конкретно то, что нравится и уже было не важно даже сколько я буду зарабатывать на начальном этапе. Я поверил, что свое дело рано или поздно выведет меня «на красивую жизнь», а пока я буду просто счастлив делая то, что мне действительно нравится.

Теперь я просто живу. Материалы, подобные этому тексту Цыплухина, воспринимаю цинично. Искать нужно лишь ту работу, ту сферу деятельности, которая дает тебе выживать. Как бы ни печально это звучало, но пройдя через свои круги ада, я пришел именно к такой жизненной философии. Сейчас у меня по-прежнему нет возможности вести «красивую жизнь» - я не могу позволить себе двухнедельный отпуск в отеле стоимостью больше 2 тысяч за номер, я не могу сам устанавливать себе время отдыха, я обязан приходить к девяти утра на работу, у меня нет машины, ипотеку на 3 миллиона рублей мне могут дать не меньше, чем на 50 лет и вдобавок я живу в очень небольшом городе России.

Да, при этом по меркам своих знакомых, по меркам жителей моего города, я живу достаточно хорошо. Я не гневаюсь на судьбу. Мне действительно хватает на то, чтобы быть человеком. Быть человеком в моем понимании, это когда нужно купить еду – ты идешь в магазин и покупаешь. Когда нужно купить лекарства – ты идешь и покупаешь. Когда нужно купить одежду – просто идешь и покупаешь что-то из среднего ценового диапазона. И из туалетной воды ты можешь себе позволить себе купить что-то дороже тысячи рублей.

Всё остальное в моей жизни растворилось. Я вижу, как всё вокруг трещит буквально по швам, что нигде нет никакой определенности, знаю насколько низко оценивается труд россиян (и каким бы ты не был хорошим специалистом, зарплату «выше рынка» тебе мало кто предложит), знаю, что в одиночку не смогу создать успешный бизнес, а достойных партнеров так и не нашел (см. разговор Цыплухина с работником игровой отрасли). Это раньше я верил, что можно пройти мимо хаоса, что если хочешь чего-то добиться – ты этого добьешься. Тебе повезет.

Знаете, есть такая история про девушку, которая выучилась на библиотекаря – высшее образование, пять лет университета – и очень хотела пойти работать по специальности, но жить при этом как нормальный человек. Она искренне верила и однажды увидела объявление прямо на улице. Посольство одной иностранной страны искало библиотекаря для своей небольшой библиотеки. Профильное образование позволило девушке легко обойти всех претенденток на эту должность.

Я думал, что так однажды и получится и у меня, что во всем мире хаоса сложится так, что моя способности и мои умения найдут самое выгодное применение. Но не сложилось. Не повезло. Не у меня. Так бывает не у всех – как бы ты не верил. А эти знакомые с дорогими машинами, постоянно путешествующие, живущие в отелях пять звезд – да, они счастливчики, так бывает. Хотя и тут нередко возникают вопросы, никто же не знает, что за красивым фасадом. Сколько денег, которые они тратят украдены и какие риски в этих тратах. В итоге я просто живу. Да, возможно, как в клетке, однако я не вижу из неё выхода, и не верю вообще, что он существует.

Искать нужно не то, что интересно тебе. Искать нужно лишь ту работу, которая тебя не раздражает и которая приносит деньги на уровне нормального человека, другого не дано. Мои жизненные скитания привели меня именно к такой мысли. Да…

Вот никогда не понимал, откуда у ITшников жалобы на жизнь. В плюсах - интересная работа, хорошая зарплата (обычно в 2-3 раза выше средней по региону), часто плюшки типа гибкого графика, высокая востребованность и хорошие возможности для трудовой миграции или удаленной работы.
Ну а чтобы заработать на Феррари - так это в любом месте надо строить свой бизнес, а не работать с 8 до 5.
Про разговор Цыплухина с товарищем из геймдева очень показателен - если ты не разбираешься в данной отрасли (и скорее всего не нужен там даже как наемный работник), то тем более не нужен и как равноправный партнер. Но даже при этом, сейчас такие сомнительные сервисы как "живой будильник"(не в обиду Будисту) получают миллионы баксов инвестиций.
Так что сейчас для умных и активных мир открыт как никогда, главное перестать везде видеть "клетки" и начать делать хоть что-то хорошо и востребованно.

Радует наличие отличительных, я бы даже сказал, более приближенных к реальности, комментариев на ресурсе. Есть ещё оказывается адекватные читатели, а не одни ванильно-розовые "стартаперы".

0

И поныл, и сайтик пропиарил)

Влад, для примера - я сменил два с половиной десятка работ. В разных областях.

0

Можно вопрос, а почему покинули ВК? Там свиду красивая тусовка такая, интересная :)

0

Да, близок опыт, оказывается. И покинуть хорошее место, зону комфорта, это трудно. Особенно если не можешь себе позволить 6 месяцев безденежного существования :)
Мне кажется, удовольствие от того, чем ты занимаешься, зависит по большей мере от успеха. А успех от чего зависит? От скиллов.
А как преодолеть период, когда скиллов еще не хватает для успеха, и соответственно удовольствия немного - это пока для меня тайна.

что что, а колонки Влада всегда читать интересно и (если честно) полезно для опыта. По-крайней мере мне

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Денис Демидов

По моему скоро блокировщиков рекламы приравняют к пиратам...
Правда а в чем отличие в просмотре фильма без оплаты и в просмотре контента без оплаты (как минимум своим временем на просмотр рекламы)? Ведь и туда и туда вложены деньги, время людей.
Но и реклама часто такой треш и угар что просто вырви глаз!!!
Я вот например не хочу чтоб весь контент со временем превратился либо в нативную рекламу которая блокировщикам не позубам, либо в материал сделанный пользователям типа пикабу, а ведь блокировщики рекламы к этому и ведут все.
По мне так видится такой глобальный выход:
Создаются четкие стандарты допустимой рекламы, нельзя использовать более столько то % поверхности сайта, нельзя запускать видео/звук без согласия пользователя, нельзя использовать скрипты в рекламе, будь то javascript или flash
Далее государство или группа государств четко говорит всем, если будете блокировать рекламу на сайтах которые подстроились под стандарт то будете преследоваться административно.
А иначе думаю вся журналистика вымрет как вид, останется одна нативная реклама (которая будет пудрить мозг выдавая себя за приличную статью) и созданный пользователями контент

Блокирование рекламы: почему это серьёзно и как с ним борются издания по всему миру
0
Роман
ShareBike

Яндекс - это международная компания, основанная в России. Как и Касперский, например, и многие другие.

«Половина украинцев — это программисты, копирайтеры и маркетологи»
0
Рустам Галиев
RC Group

Хочешь - сей, а хочешь - куй, всё равно потратишь на "другие нужды компании".

«Надеюсь, нам удалось вдарить рок в этой дыре»
0
Mila Volkova

все это прекрасно - охват и т.д. Но сколько покупателей, как повлияло на покупку...Я не увидела. Пропустила?

Рекламная кампания на основе данных об эпидемиях и погоде: опыт препарата «Кагоцел»
0
Лев Третьяков

Спасибо огромное

Alfamart24 — интернет-магазин товаров для дома, дачи и офиса без складов и салонов продаж
0
Показать еще