Лого vc.ru

Маргарита Зобнина, ФРИИ: Потребительские тренды в стартапах

Маргарита Зобнина, ФРИИ: Потребительские тренды в стартапах

Аналитик ФРИИ Маргарита Зобнина написала для ЦП колонку, в которой собрала различные исследования потребительских трендов и выделила пять макротрендов в интернет-сегменте на ближайший год.

Поделиться

Часто источник идей для стартапов — это копирование успешных зарубежных примеров. Проверенный путь проще, но в этом случае у компании остается ограниченный местный рынок: сейчас в мире 2 909,3 млн интернет-пользователей, а в России 68,7 млн и, как правило, мало времени на развитие, — до локализации оригинала. О глобальном рынке речь в этом случае даже не идет. 

Мы собрали и проанализировали различные исследования потребительских трендов и выделили пять макротрендов в интернет-сегменте на ближайший год.

Маргарита Зобнина, аналитик ФРИИ

Новая индустриальная революция

С ростом доступа к разнообразным инструкциям «сделай сам» и средствам производства, люди начинают самостоятельно производить все большее количество предметов и услуг для собственного потребления: продукты питания, косметика, игрушки, аксессуары и одежда, программирование. Развивается неокустарное производство, люди переходят от потребления к потреблению-творчеству.

3D принтеры и доступность онлайн-образования только усилят этот тренд. Найти свое призвание и поменять область деятельности становится все проще. С развитием интернет-коммерции, ее простотой и мировой экономической ситуацией, цепочка создания ценности сокращается: пользователи самоорганизуются в «оптовиков» для закупок, заказывают продукцию напрямую у производителей, сами производят товары и услуги и продают их друг другу. Платформы, объединяющие отдельных индивидуальных производителей товаров и услуг заменяют собой корпорации.

Новый образ жизни

Потребители ищут всевозможные способы быть все более эффективными во всем, чем они занимаются: диеты, занятия спортом, использование ресурсов и пространства. Отсюда популярность многофункциональных устройств и приложений, помогающих потребителям планировать, распределять и управлять своими ресурсами и своим образом жизни.

Из этого тренда появилась мода на трекинг себя (quantified self). Набирают популярность приложения, сами ведущие дневник за потребителя на основе снимаемых им фотографий и геолокации, отслеживающие развитие ребенка по вводимой информации об уходе и достижении им контрольных точек. С ростом количества смартфонов потребители ожидают приложений, обслуживающих все их интересы, развлечения и хобби, работу и поездки.

Потребители отвечают на рецессию мировой экономики сменой стратегий потребления и модой на smart shopping: аутлеты, секондхенды, купоны, отслеживание скидок, гаражные распродажи. Со стороны предпринимателей это выражается так же в сокращении издержек и увеличении гибкости бизнеса: распространение pop-up магазинов, кафе, ресторанов, клубов, предполагающих низкие издержки по сравнению с традиционными форматами и быстрое обновление в случае смены спроса или условий.

Гиперсоциализация и безопасность

С развитием технологий и ростом заинтересованности в сборе и анализе данных о потребителях, становится практически невозможным остаться невидимым для корпораций и государства. Пример: экраны Amscreen, анализирующие лица проходящих людей и демонстрирующие рекламу, в зависимости от их пола и примерного возраста. 

Это вызывает ответную паранойю и отторжение у пользователей тех технологий и сервисов, которые связаны с персональными данными. Согласно исследованию Ericsson Consumerlab, 56% дневной интернет-аудитории обеспокоены вопросами безопасности своей персональной информации, но при этом только 4% ответили, что они бы снизили из-за этого интернет-пользование, но 93% предприняли бы усилия (софт, избегание опасных сайтов, отказ от предоставления данных ненадежным сайтам), чтобы снизить риски интернет-активности.

Повсеместный интернет

С ростом разнообразия пользовательских устройств доступа растет продолжительность использования интернета (в США в среднем 60 часов в неделю) и возникает необходимость получать доступ к своему контенту и продолжение взаимодействия с ним с того же момента с любого девайса.

Вещи перестали быть пассивными и стали вести активную жизнь, становясь менеджерами своих владельцев. Переход от адаптации под индивидуальные требования отдельного потребителя (массовая кастомизация) к их предвосхищению и управлению ими. Браслеты, велосипеды, шлемы, одежда, автомобильные сидения собирают информацию (о работе системы, пользователе, его близких и домашних животных) и автоматически отправляют сигнал (владельцу, врачу, другим гаджетам) в случае необходимости. Пользователи со своей стороны выражают все больший интерес к ним.

Психологический комфорт

Этот тренд начался с поддержания физического здоровья и начинает распространяться на помощь гаджетов в поддержании психологического здоровья: распознавание стресса и снижение его уровня, расслабление, концентрация, распознавание и формирование настроения: наушники, распознающие настроение и сами ставящие соответствующую ему музыку, игры с использованием биосенсоров, в которых управление осуществляется на основе управления уровнем стресса, приложение для записи снов, устройство мониторинга концентрации и анализа влияющих на него факторов. В условиях постоянного стресса, низкого доверия окружающим и миграции от дома, гаджет становится другом и психоаналитиком своего владельца.

Из-за открытости информации и связанной с этим ответственности и давления, потребители начинают искать свободы от социума и его ограничений, возможностей для «выпуска пара» в виде мини-приключений (Клаустрофобия, Дозор, Схватка), анонимных высказываний и действий (именно так стал использоваться Secret), или временного ухода от обычного окружения и связи с ним (бары с ограничением сотовой связи, фермерский и эко-туризм, ретриты).

Статьи по теме
Исследование PwC: Выручка от рекламы в Рунете вырастет в 4 раза05 июня 2014, 12:44
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

С индустриальной революцией мимо. Вот виртуальная индустриальная революция - да.

Маргарита Зобнина в гостях на даче у Константина Панфилова.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
K M

Вот именно, самая частая ситуация

Сервис поиска попутчиков BlaBlaCar ввёл комиссию 20% с пассажиров в России
0
Денис Шинкаренко

вы б редактору сразу ссылку в следующий раз кидали, чтоб "реклама" была полной, а редактору и посетителям не пришлось чего-то там искать по популярному слову;-)

«Подделки принесли нам 1,5 миллиона рублей за два месяца»
0
K M

Фикс тоже не совсем то. Могли бы сделать меньше комиссию, потолок 10%, но с водителей, включением в цену поездки. Тупо брать комиссию с выгодотерятеля, а не получателя

Сервис поиска попутчиков BlaBlaCar ввёл комиссию 20% с пассажиров в России
0
Alexey Gorodishenin

Автор статьи, обрати внимание на математику. 75 млн трудоспособного населения в возрасте от 16 лет. Но я так понимаю, что нужно убрать школьников, студентов и т.п. И сколько будет? Дальше какая-то цифра 68 млн человек, которые не должны платить. Но при этом есть информация, что 62 млн человек платят. Далее какая-то цифра в 7 млн появляется, откуда она?

Минтруд и Минфин выступили за налог на бесплатное лечение для неработающих россиян
0
Денис Файзулин

Зубер уже запустили

Один день начинающего предпринимателя из Кремниевой долины
0
Показать еще