Лого vc.ru

Как отечественному проекту выйти на китайский рынок

Как отечественному проекту выйти на китайский рынок

Илья Гутов, директор по международному развитию диджитал-агентства Movements, написал для ЦП колонку о том, что стоит предусмотреть при выводе интернет-проекта или мобильного приложения на китайский рынок.

Поделиться

Учитывая все последние изменения и флуктуации как на политической, так и на экономической международной арене, все больший интерес представляет китайский рынок.

Если раньше Китай воспринимался не иначе как «купить дешевле — продать дороже», неважно, через оффлайн-ритейл, или через лендинги в духе «Бизнес-Молодости» — то сейчас перестраивающийся на удовлетворение гигантского внутреннего спроса китайский рынок имеет огромный потенциал в том числе и в ИТ-отрасли (хотя и сейчас обороты выглядят более чем серьезными), чем обуславливается рост заинтересованных в выходе на Китай, и мы наблюдаем это в том числе и среди наших входящих запросов.

Но, очевидно, в работе с Китаем существует тысяча подводных камней, и в рамках данной колонки я постараюсь обрисовать основные из них, сконцентрировавшись на интернет-проектах и продвижении веб-сервисов и мобильных приложений.

Для начала немного статистики. По данным Newzoo и TalkingData, в 2015 году общая мобильная выручка в США составит $6,3 млрд, и Китай сравняется с лидирующим (и самым дорогим) рынком, а в ближайшие три года существенно обгонит. В игроках это будет выражаться в 475 млн в Китае и в 157 млн в США, соответственно. При этом средняя игровая сессия в Китае составляет 35,5 минут — что является, пожалуй, одним из самых высоких показателей в мире.

Средний retention (хоть это и «среднее по больнице»), но тем не менее все равно выше — Day1 — 29%, Day 7 — 9%, в то время как в США это составляет 21% и 8% соответственно. Самые денежные жанры — это RPG и карточные игры. В целом, вовлеченность в мобильные приложения очень высока, я лично наблюдал, как стоящий рядом в метро китаец крайне пожилого возраста играл в match3 игрушку и донатил прямо на моих глазах. Также немалая часть всей наружной рекламы (а в Китае, поверьте, её в разы больше чем в РФ) посвящена мобильным приложениям.

Китайский мобильный рынок отличается от прочих следующими базовыми элементами, которые необходимы для понимания перед какой-либо деятельностью:

  1. Менее 1% китайцев знают английский язык, необходимость локализации очевидна. Но, к сожалению, переводческие конторы далеко не всегда обеспечивают должный уровень, проверить их достаточно затруднительно, не имея в команде хороших китаистов и востоковедов. Поэтому здесь нужно быть очень аккуратными, плохая локализация работает примерно так же, как отсутствующая. Кроме того, не забудьте на начальном этапе хотя бы об одном сотруднике, который сможет решать вопросы техподдержки на китайском. Об этой мелочи часто забывают, но это может оказаться решающим фактором — китайцы любят техподдержку по любому поводу.
  2. Раньше китайский рынок был очень сильно закрыт несколькими крупными издателями (Tencent, Game+, и так далее), но сейчас их доля рынка постепенно снижается. Причина этому понятна — чаще всего решать все проблемы самостоятельно кажется сложным и затратным, плюс отсутствие необходимых специалистов на рынке труда. Но надо отметить, что китайские издатели чаще всего требуют крайне весомую долю прибыли, и на текущий момент, при грамотном подходе, более чем реально монетизировать китайскую аудиторию своими продуктами самостоятельно, не делясь прибылью.
  3. Google Play в Китае нет. И маловероятно, что он появится в обозримом будущем, несмотря на все старания коллег из Google посещать все крупные китайские конференции. Поэтому если в iOS продвижение, за некоторыми моментами, повторяет принципы работы с любым другим магазином приложений, то с Android-приложениями дело обстоит следующим образом: существует более 20 значимых локальных магазинов дистрибьюторов, каждый из которых работает в своем регионе (кроме самых крупных), и с каждым нужно налаживать отдельные отношения. Но толк от этого — прямой, ведь более ⅔ из описанных выше игроков имеют Android-смартфоны, и в отличии, например, от отечественных пользователей, китайцы платят. Кроме того, если вы начнете зарабатывать в одном магазине, с большой долей вероятности другие магазины придут к вам сами.
  4. Про платежи — настраивая in-app в китайской версии продукта, не забывайте о том, что вам придется заводить юрлицо в Китае, и привязывать счет в китайском банке туда. Просто так подключить к своему базовому банку получение микротранзакций, насколько нам известно, не получится.
  5. Copycat. Дело в том, что китайцы копируют. Копируют много и часто. В целом, данная проблема характерна для любого рынка и для любого успешного приложения, поэтому не стоит думать, что мы как-то отличаемся. Все равно, в конечном итоге все решает контент и качество сервиса, поэтому бояться этого не нужно. В качестве примера — в Китае навалом местных провайдеров такси «аля Uber», но при этом Uber не испытывает от этого никаких проблем.

Если говорить про стоимость мобильного трафика — пока что это гораздо дешевле, чем какой-нибудь западноевропейский или американский трафик. Но есть немалое подозрение, что это скоро закончится. Учитывая общий объем рынка — одного его может быть достаточно для колоссального расширения компании. Учитывая до сих пор низкую конкуренцию среди западных компаний — уверен, что множество отечественных продуктов может замечательно масштабироваться на рынок наших основных партнеров по многим направлениям.

Кстати сказать, во многих технопарках Китая (которые несравнимы со Сколково и им подобным — гуглить, например, Tianfu Software Park) аренда рабочего места не стоит ничего, если проект, которым вы занимаетесь, стоящий. Более того, в него будут заинтересованы вложить деньги. Поэтому не думайте, что открыть свое представительство в Китае — это невероятные инвестиции, вовсе нет. А учитывая, что китайцы до сих пор предпочитают личные встречи по любым вопросам, то представительство себя окупит весьма быстро.

Конечно, в рамках вводной статьи много конкретики описать не получиться, поэтому пишите в комментариях, о чем было бы интересно узнать — постараемся осветить в следующих статьях.

Статьи по теме
Запуск стартапа в Китае: плюсы, минусы, подводные камни10 июля 2014, 20:31
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

2500 руб месяц - простите это негуманно для малого бизнеса.

Промахнулся темой

0

> Про платежи — настраивая in-app в китайской версии продукта, не забывайте о том, что вам придется заводить юрлицо в Китае, и привязывать счет в китайском банке туда. Просто так подключить к своему базовому банку получение микротранзакций, насколько нам известно, не получится.

Допустим, создали юр.лицо (представительство? филиал?), принимаем микроплатежи от китайских пользователей.

А потом удастся эти деньги перевести материнской компании? Ну, после налогов.

Нет, нельзя. Так и останутся там, как монополия на редкоземельные металлы -_-

0

Разумется возможно, если вся процедура регистрации, устава организации, составление всех юр. и бух. документов выполнено в соответствии с правовыми нормами и интересами компании. Упростить задачу можно выбранной платежной системой для in-app, которых появляется бесконечное множество.

0

> Но, к сожалению, переводческие конторы далеко не всегда обеспечивают должный уровень

Китайцы не парились с переводом и это им не мешало. И вы не парьтесь =)

0

Это уже вина тех кто такой товар закупает и привозит, не указывая поставщику на их ошибки. Радует, что не все в мире подходят к делу как попало

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Nikolay Grinko

Как маркетолог по контенту и блогер (www.dominantblogger.com) могу с сожалением сказать, что все лучшее снова на западном рынке.

Спасибо за подборку. И еще раз хочется сказать, что контент - король.

С Уважением,
Николай.

Контент-маркетинг, большие данные и влияние в социальных сетях: 10 свежих книг для маркетологов
0
Sergei Parfionov

Она переехала.

«Я видел, как людей увозили в степи Казахстана в рабство. Это дисциплинирует»
0
Николай Поляков

в следующем абзаце " , Финк смотрит новости и ложится спать в 10:30, чтобы снова проснуться в 5:45 на следующий день." Он работать еще во сне начинает ?

«Я — Аладдин»
0
Aleksandr Efimov

примеры пожалуйста.Я сколько раз не сталкивался со сбером все операции очень четко и согласно регламенту выполняются. Да часто гораздо медленнее чем в других банках, но не непрофессионально уж точно

Греф заявил о рекордной за всё время прибыли «Сбербанка» по итогам восьми месяцев
0
Вася Петров

Прочитав заголовок, думал боятся разочаровать в том, что оказывается можно пользоваться электронными приборами в самолете, а раньше всех наебывали(

Авиакомпания Korean Air отказалась от Wi-Fi на борту из-за страха разочаровать пассажиров
0
Показать еще