Лого vc.ru

Мода, домашние роботы и шоу-бизнес: куда развиваться современным устройствам

Мода, домашние роботы и шоу-бизнес: куда развиваться современным устройствам

Специалист по развитию бизнеса Юрий Гугнин написал колонку о том, в каких направлениях может развиваться современная электроника, почему она быстро теряет свою стоимость и что делать компаниям, чтобы не потерять рынок.

Сегодня производители бытовой электроники уже не знают, что придумать для стимуляции продаж гаджетов. По-моему, главная ошибка в том, что они пытаются продать устройство. А что же им делать? Не закрывать же компании?

Ускользающая ценность

Коллеги из AEI (Американский институт исследования бизнеса) полгода назад опубликовали очень интересный график за 1996−2016 годы:

Красное дорожает быстрее инфляции:

  • Учебники.
  • Обучение в колледже.
  • Уход за детьми.
  • Медицина.
  • Еда и напитки.
  • Аренда и покупка жилья.

Синее дешевеет или дорожает медленнее инфляции:

  • Новые автомобили.
  • Предметы декора интерьера.
  • Одежда.
  • Сотовая связь.
  • Программное обеспечение.
  • Игрушки.
  • Телевизоры.

Для любителей покопаться в цифрах: интерактивная версия графика и исходные данные.

На другом графике можно посмотреть результат исследования Департамента занятости США о том, какие части типовой корзины товаров подорожали сильнее и какие товары больше повлияли на цену корзины.

Если кратко, быстрее инфляции дорожает:

  • С огромным отрывом: образование, уход за детьми, медицина.
  • С небольшим опережением: еда, жилье и энергия.

Резко дешевеют машины, одежда и гаджеты. Причем, электроника дешевеет быстрее всего.

Примечание: Да, на графике выглядит странным резкое подорожание учебников, но тут подробно объясняют, что виновата коррупционная монетизация трафика американской системой образования. Конечно же учебники по 400 долларов продаются только потому, что студентам некуда деваться. И это дополнительный стимул для развития альтернативных систем образования на замену устаревшим.

Примерно до конца 1990-х считалось круто иметь дома телевизор и видеомагнитофон. Даже если ты их не смотрел — это был объект вожделения, статуса и гордости. В начале 2000-х было круто, если у тебя дома был компьютер, даже если ты им толком не умел пользоваться.

Я с детства был любителем техники и быстро научился собирать компьютеры из запчастей: так я мог себе позволить современный компьютер по минимальной цене. Последний компьютер, который я собрал дома вручную в 2002 году, обошелся мне примерно в тысячу долларов. Причем я хорошо разбирался в комплектующих, знал оптимальные модели по цене-качеству, а в день покупки потратил несколько часов на хождение по Савеловскому рынку в поиске самых низких цен. Если бы я как массовый потребитель купил похожий готовый компьютер в розничном магазине, я бы потратил 1 500−2 000 доллларов.

Сегодня компьютеров такой мощности нет в помине, а в рознице полно ноутбуков ценой до 200 долларов: то есть при росте качества электроника подешевела в десять раз за 15 лет. Про мобильные телефоны я вообще молчу: их уже раздают бесплатно, лишь бы продать контракт на сотовую связь, а в начале 2000-х кнопочные Nokia стоили по несколько сотен долларов.

Вот еще одно наглядное подтверждение слов: с учетом инфляции за одну и ту же сумму денег 50 лет назад можно было купить телевизор в обрамлении комода, а сегодня — оборудовать техникой весь дом.

В каталоге подарков на Рождество 1964 года телевизоры продавались по цене от $750 до $800 (по нынешним ценам $5 800−6 200). Сегодня в Штатах на $6 200 можно купить холодильник, газовую плиту и духовку, стиральную машину, посудомоечную машину, морозилку, ноутбук Toshiba Satellite 15,6″, навигатор Garmin, фотоаппарат Canon EOS Rebel T5i, домашний кинотеатр Sony с 5.1-канальным звуком и Blu-Ray, телевизор Samsung 55″ Smart HDTV, Apple iPod Touch 64GB, Apple iPhone 7 Plus.

Кроме того, маржа с продажи планшетов и смартфонов стала настолько микроскопической, что ритейлеры вцепляются зубами в каждого покупателя, чтобы он не ушел без покупки аксессуаров (чехлов, наушников, защитных пленок и прочих наворотов).

Да, Nokia в 90-е и начале 2000-х имела сразу несколько моделей, которые продавались по 250 миллионов штук каждая. Но лучший по продажам iPhone 6 и 6S дотянул лишь до ста миллионов. Все данные по рынкам домашней электроники даже в узких нишах показывают насыщение и плавный выход на стагнацию: даже бабушки и дети уже накупили себе гаджетов.

К тому же в электронике почти нет движущихся деталей, то есть нечему ломаться, поэтому устройства спокойно служат годами. Волею судеб я пишу эту статью с MacBook Air 2008 года выпуска, и он до сих пор симпатичнее и легче большинства ноутбуков, а его мощности спокойно хватает для современной Mac OS Yosemite, приложений Microsoft Office, работы с браузером и просмотра фильмов в HD.

До сих пор продажи гаджетов стимулировали тем, что гаджеты становились все мощнее, но сейчас настало время делать их полезнее и незаметнее. Кто поставит человека и его потребности на первое место в приоритетах — тот и сорвет банк.

Благодаря удешевлению производства устройства больше не представляют никакой ценности. Поэтому если производители электроники хотят выжить, им необходимо понять, какую ценность они могут донести людям

Объект моды

Поскольку гаджет как железка не имеет ценности, первое, что приходит в голову — сделать из него модную штуку. Люди во все времена хотят выделяться из толпы и прикасаться к красивым вещам.

За последние 20−30 лет было много успешных попыток создания модного объекта из электронного устройства. Например, Motorola RAZR V3, впервые выпущенный в 2004 году. Этот телефон-раскладушка был прорывом в дизайне для своего времени: отполированный тонкий корпус, модная подсветка клавиатуры, два экрана, золотая версия от Dolce & Gabbana.

Он распродан тиражом в 130 миллионов и вошел в топ-10 самых продаваемых телефонов за всю историю, несмотря на обилие критики неудобного интерфейса и высокой цены. Важный момент: RAZR V3 обогнал по продажам даже самый популярный из айфонов (iPhone 6), проданный в количестве 100 миллионов. Смотрите, какой шик:

Компания Intel уже давно пробует подступиться к модной теме.

В 2014 году Intel совместно с Kenzo выпустила браслет MICA, который активно пиарился в интернете и офлайне, как ультрамодный премиальный аксессуар с возможностями гаджета. Однако отзывы о продукте были противоречивыми: слишком дорогой ($500), давал мало полезных приложений, не подходил каждому по стилистике. В общем, эксперимент получился не самый удачный.

Зато в 2016 году Intel совместно с Fossil Group запустила целых 100 часов и браслетов по доступной цене (от $175) и с более мейнстримовым дизайном под популярными брендами: Michael Kors, Armain, Diesel, Fossil. Получился достаточно разумный продукт, который пресса встретила теплее.

Интересно, что Apple, которая своими алюминиевыми iMac и MacBook подняла планку дизайна компьютеров на новую высоту, с часами Apple Watch отработала откровенно слабо. Ритейлеры признаются, что продажи идут не очень весело, что в целом понятно: при цене в полтора раза выше, чем у конкурентов, часы выглядят простеньким устройством для гиков. Даже с ремешком Hermès, который поднимает цену до космических $1 300.

В целом рынок моды уже откровенно разделился на два сегмента: народ берет либо доступный fast fashion вроде Zara или H&M, либо совсем премиальные бренды. Посмотрите на список Forbes, и все станет понятно. Бренды для среднего класса выживают с трудом, потому что их целевая аудитория неустойчива: качнуло вниз — сразу экономят, жизнь чуть наладилась — хотят порадовать себя дорогими вещами.

Например, в Штатах недавно за несколько месяцев схлопнулась гигантская сеть магазинов одежды Limited, которую старательно развивали 50 лет. Вместе с ней плавно уходят Sport Authorities (за год закрыто 460 магазинов), и даже Macy's сокращает около десяти тысяч сотрудников и несколько сотен магазинов.

Если наделить модный аксессуар свойствами современного гаджета, то при адекватной цене получится продаваемый продукт

Развлечения

Что можно быстро продать почти всем людям на земле, потратив копейки на доставку? Контент.

Странно, что крупные производители стали понимать это совсем недавно, хотя в среде малого бизнеса уже давно выстроилась очевидная последовательность. На старте, когда у тебя нет денег и нужна максимальная рентабельность, продавай контент: знания или развлечения. Накопив капитал, можно оказывать более сложные услуги с маржой среднего размера. И уже потом стоит задумываться о создании производства.

Мировые производители устройств в лице Apple за несколько лет смогли трансформировать рынок продажи музыки и фильмов и сняли сливки в момент, когда в iTunes было море контента. Но время идет, Google не дремлет, появляется множество более мелких платформ со своими плюсами и минусами. Поэтому морем контента сегодня никого не удивишь — оно расплескалось повсюду. Теперь встает вопрос кураторства: отбора классного контента под конкретные запросы.

Но и тут Apple проявили себя во всей красе: Apple Music Festival — это уже настоящий шоу-бизнес, который помимо заработка на продаже билетов примагничивает народ к экосистеме Apple и ее гаджетам. Это по сути гала-концерт мировых звезд, ничуть не скромнее MTV Music Awards или Coachella. Основная фишка — только обладатели iTunes (а значит, телефонов и компьютеров Apple) имеют возможность смотреть онлайн-трансляцию, а потом и видео-запись концерта. То есть они продают не просто классный контент, а эксклюзивный доступ к нему раньше всех остальных.

Интересная попытка сыграть на эксклюзивном доступе получилась у Jay-Z с его сервисом Tidal, который всего за год набрал 2,5 миллиона подписчиков. У Apple Music 11 миллионов за несколько лет, так что результат Jay-Z вполне приличный.

Фишка была простая и эффективная: подборка уникального контента от классных исполнителей, которые публикуют новые треки на Tidal на месяц-два раньше, чем на других платформах. Благодаря всего трем альбомам Kanye West, Rihanna и Beyoncè этот музыкальный стартап за год взлетел как ракета.

Но у Tidal был ряд проблем: цена на подписку в два раза выше конкурентов, упор на супер-высокое качество звука, которое никто не мог почувствовать, и нехватка денег, чтобы дождаться выхода на операционную рентабельность. Ходят слухи, что Samsung планирует приобрести этот сервис, дошлифовать и встроить в свою экосистему: благо пользователей гаджетов у них достаточно много.

Samsung сделал еще один проект в этом направлении: при покупке современного телевизора клиент получает в подарок 25 фильмов в современном разрешении 4K UHD.

Да, в целом это хороший подход. Но промо-кампания выглядит слабовато из-за подборки довольно старых фильмов: сериалы про человека-паука, людей в черном и охотников за привидениями, плюс несколько блокбастеров трехлетней давности. Слава богу, начало положено. Надеемся, в следующей версии коллеги порадуют свежим интересным контентом.

В последние годы активно обсуждается тема трансформации сети библиотек из хранилища бумажных книг в полноценный медиапортал и место для досуга с книгой, писателями и единомышленниками.

Производители электроники могут создать экосистему электронной библиотеки: с богатыми возможностями умного поиска и рекомендательными системами. Так можно получить огромный охват регулярных пользователей.

Есть и более экзотичные проекты вроде Ocula: онлайн-платформы для дистанционного участия в выставках предметов искусства. Вполне интересная ниша, которую можно отработать так же, как музыку и кино.

Не стоит забывать и про еще одно популярное развлечение: компьютерные игры. Да, рынок игровых компьютеров уже не так бурно растет, но его динамика лучше остальной индустрии. Помимо этого есть еще и гигантский рынок игровых стримеров: когда человек ведет онлайн-трансляцию своей игры, а другие ее смотрят. Как бы это не казалось смешно, но это уже миллиардный рынок. И там тоже можно продавать эксклюзивный доступ к очень ценному контенту.

Гаджет и его экосистема должны быть окном в дивный мир желанных уникальных развлечений. Производителям электроники придется освоить шоу-бизнес.

Домашние роботы

Под словом «домашний робот» я понимаю не ходячую куклу с руками и головой, которая говорит сипло-звонким прерывистым голосом, а умное устройство, которое выполняет полезные действия с минимальным контролем человека.

Например, умный термостат Nest сам изучает, когда вы дома, когда вас нет, какой климат снаружи и внутри, и на основе этих данных регулирует в доме влажность и температуру. Он умеет столько полезного, но с виду это маленькая почти незаметная шайба на стене. И да, эта шайба продается на $340 миллионов в год всего через пару-тройку лет после запуска продукта. В прессе пишут, что проект не полностью оправдал ожидания Google. Но кто просил отдавать за стартап безумные 3,4 миллиарда долларов? Для любого нового продукта такой рост продаж — мечта.

Еще одно применение домашних роботов — обучение людей. Еще в 90-е, когда я учился в школе, программирование стало обязательным навыком для изучения в школах наряду с умением писать, читать и считать. К сожалению, в то время набор инструментов для обучения был очень ограничен, да и сами инструменты были сложными. Поэтому уроки программирования давались детям с трудом.

Root учит детей программировать

Зато новый миниробот Root имеет простой интерфейс и много возможностей для интерактива. И стоит всего 200 долларов (12 тысяч рублей) по цене пуховика или пары зимних ботинок. На эти деньги в Москве можно получить несколько часов платного учителя программирования. Народ быстро понял, что это хорошее предложение: проект собрал на Kickstarter почти $400 тысяч всего за месяц.

Пока писал статью вспомнил, что лет в семь родители подарили мне игрушку, определившую мою дальнейшую жизнь: «Планетоход Электроника». Это был программируемый робот с простым набором команд: ездить по сторонам, стрелять и издавать звуки. Но для семилетнего ребенка в начале 90-х это был просто снос крыши. Кто не в курсе — можете посмотреть видео.

Одомашнивание роботов дошло до того, что за $1 500 можно купить себе Dobot — роборуку почти промышленного качества по цене одного Apple MacBook. Робот полезен в быту: украшает торты, взбивает тесто, печатает 3D-принтером игрушки, помогает детям изучать программирование, геометрию и механику.

Dobot поможет не только по домашним делам, но и малому бизнесу

Но самое главное — благодаря парочке таких ботов любой человек с навыками программирования может открыть у себя в гараже небольшой бизнес: от подарков и игр с лазерной гравировкой на любых поверхностях до производства ювелирных изделий или конвеерного производства продуктов.

Уже вторая версия этого робота собирает на Kickstarter $400 тысяч всего за месяц.

Для разрядки приведу в пример Somabar — робота-бармена, который за полтора месяца собрал от народа $300 тысяч. Внимание: всего за $400 вы получаете пожизненного бармена. Мне кажется, это надо продавать не частникам, а барам и ресторанам, потому что за $400 живой бармен не проработает и месяца.

Somabar — робот-бармен

У крупных производителей электроники благодаря масштабу есть множество вариантов монетизации темы домашних роботов. В порядке повышения уровня абстракции и широты охвата:

  1. Покупать потенциально интересные проекты, подсмотренные на Kickstarter или других платформах. Самый дешевый и быстрый способ.
  2. Создать свои модели домашних роботов. Главное, чтобы они имели адекватную цену и были максимально простыми в использовании.
  3. Создать экосистему для домашнего конструирования приложений и роботов. Даже замороченный Arduino, дорогие и ограниченные по функционалу Magformers и Lego Technics пользуются дикой популярностью. На таком рынке качественный конструктор роботов и приложений с широкими возможностями и простым интерфейсом сможет завоевать большую долю.
  4. Создать экосистему для создания конструкторов. Хорошие аналогии: Android или Apple iOS как экосистемы для разработки приложений для гаджетов. А если добавить к экосистеме создания роботов и приложений платформу для простого обучения нейросетей, то мы получим новый рынок конструкторов роботов с искуственным интеллектом для решения целого ряда задач для дома и бизнеса. Сегодня есть Tensor Flow от Google, но для ее освоения надо стать супер-ботаником. Еще есть свежий конструктор Alexa от Amazon, заточенный под обучение голосового управления с искуственным интеллектом. Несмотря на свою ограниченную функциональность, он уже привлекает множество разработчиков приложений.

Ритейл

За последние пару лет только ленивый не написал про персонализацию выдачи магазинов в онлайне и офлайне, но заметных успехов в этом достиг разве что Amazon, а в остальном кажется, что-либо нет доступных технологий, либо продавцы товаров и услуг ленятся их внедрять.

Я уже много лет подряд являюсь клиентом «Билайна», «Мегафона» и X5 Retail. За это время они могли собрать про меня огромное количество информации: какие сайты я посещаю, какие темы меня интересуют, что я покупаю и с какой периодичностью. Они уже давно могли составить мой детальный портрет и делать мне супер-точечные предложения с высокой конверсией в покупку.

Но нет. «Билайн» и «Мегафон» агрессивно обзванивают меня под конец кварталов с какими-то массовыми предложениями. Бог с ними, с предложениями: я каждый раз прошу оператора внести в CRM, что мне надо писать SMS или email, а не звонить, но звонки продолжаются, а акционеры тратят свои деньги впустую.

X5 Retail в свою очередь сделал все, чтобы я не смог получить и активировать карту лояльности «Перекрестка». Я понимаю, что экстенсивный рост еще не совсем подошел к концу и в стране еще остался простор для открытия новых офлайн-магазинов, но сани надо готовить летом. В Штатах сети, проспавшие онлайн-торговлю, схлопываются одна за другой.

Причем тут производители электроники? Притом, что «умный» ритейл уже приходит прямо домой:

Amazon Dash Button — это маленькая кнопочка, которую можно прилепить на любую поверхность. По нажатию на нее в Amazon автоматически создается заказ на доставку домой нужного товара. Например, на стиральной машине можно прилепить кнопку доставки порошка, а на холодильнике — несколько кнопок с едой.

Понятно, что это лишь первая версия, и пока прибор больше похож на игрушку. Но:

  1. Игрушка уже разошлась по миллионам людей.
  2. Очевидно, что в следующих версиях будет одна самообучаемая кнопка, которая сама будет предлагать заказ и удобное время доставки.

А вот и следующая версия умной кнопки: Amazon Echo Dot, сделанная на базе голосового самообучающегося движка Alexa. Маленькая шайба слышит ваш голос из разных комнат и со временем учится распознавать слова, даже если вы чистите зубы, жуете или только проснулись.

Сейчас случаются казусы, когда дети просят родителей купить какую-то игрушку, а Echo воспринимает это как команду к созданию заказа на Amazon. Но это мелочи бета-версии, которые легко починить: Echo сам обновляет программное обеспечение через интернет.

Помимо создания экосистем для умных домашних ритейл-гаджетов, чтобы каждый магазин мог настраивать их под себя, производители электроники могут создавать экосистемы для автоматизации работы самих ритейлеров.

Камеры и другие сенсоры для мониторинга активности людей, интеграции с программами лояльности для опознавания клиентов. Все тот же Amazon планирует создать сеть «магазинов без единого сотрудника», но кто даст им и другим ритейлерам инструменты для создания такой среды?

В интернете уже начали муссировать идею о том, что потребительский рынок гаджетов уже иссякает, но B2B-пространство еще достаточно пустое. Если производители электроники создадут удобную программно-аппаратную среду для экономии или роста продаж в бизнесе, тогда бизнес будет покупать тысячи устройств. Вот хороший пример от Intel: умные очки Recon JetPro с контекстными подсказками и инструкциями, дистанционным подключением помощника из офиса и множеством других полезных вещей.

Самое дорогое

Образ жизни: обучение, здоровье, питание.

В начале статьи я приводил график того, что уже много лет дорожает или дешевеет относительно инфляции. Напомню, что обогнать инфляцию денег смогли только образование, медицина, питание и аренда или покупка жилья.

Образование сегодня стоит дорого в основном из-за:

  • Устаревшей логистики. Надо собрать большое количество людей и разного оборудования в одном физическом месте.
  • Чрезмерных административных расходов. В топовых университетах США административного персонала в три-четыре раза больше, чем учителей, а на содержание кампусов тратится львиная доля бюджета. В России учителя постоянно жалуются, что чуть ли не треть времени тратят на ведение отчетности перед контролирующими органами.
  • Искусственно завышенной точки входа в этот бизнес: лицензирование, аккредитации и так далее.

Я уверен, что мой трехлетний сын не будет ходить на учебу в универ, потому что университетов в нынешнем понимании к 2025 году не должно остаться. А если и останутся, то как места для проведения лабораторных работ на дорогом или объемном оборудовании. Школы к этому времени вполне могут трансформироваться в хостинг для набора кружков, куда дети ходят по персонально разработанной программе обучения.

Уже сегодня на рынке есть множество онлайн-платформ дистанционного образования (МООС) — Coursera, Udemy, EdX и десятки других, специализированных по возрастам и тематикам. На платформах есть тысячи качественных и полезных курсов по любым дисциплинам для школьников, студентов и пенсионеров. Цена курсов — от $10 до $200, в сотни раз дешевле офлайна. По сути дела, вопрос «Где найти учебные материалы?» исчез. На первое место выходят три темы:

  1. Построение персональных образовательных путей длиною в жизнь. Общеобразовательные программы — это пережитки индустриальной эпохи. Во-первых, 150 лет назад государству и бизнесу нужны были одинаковые люди с одинаковыми навыками, с детства приученные работать и есть по звонку. Во-вторых, тогда не было интернета. Сегодня каждый человек может обучаться с детства до старости по индивидуальной траектории, в зависимости от своих талантов, слабых сторон и личных интересов.
  2. Трекинг. Проблема онлайн-курсов в том, что до конца курса не доходит около 80% пользователей. В большинстве своем люди — безвольные создания, которых надо постоянно пинать. Роль трекера состоит в регулярной стимуляции студента: подбадривание, напоминание, удары палкой и далее по списку.
  3. Менторство. Роль ментора — расширять кругозор и раздвигать рамки того, что позволяет себе студент, вдохновлять на энергичное качественное развитие, задавать правильные вопросы, помогать формулировать цели.

Где тут производители гаджетов? Все там же — в экосистеме. Почему считается нормальным поставлять вместе с операционной системой напоминалки, календарь и счетчик пройденных километров, а систему постановки и выполнения целей — нет?

Почему бы не создать и популяризировать приложения для разработки персональных образовательных треков и менторства. Согласно исследованиям, большинство людей воспринимают телефон как орган тела: испытывают страх его потерять, регулярно проверяют его наличие и «здоровье». Уровень доверия человека к своему смартфону огромный, грех этим не воспользоваться.

В России уже есть попытки создать системы, которые помогают формулировать цели, а потом достигать их. Первопроходцем можно назвать «Бизнес-Молодость» с их проектом The Game.

Узкая прослойка творческой интеллигенции посмеивается над тем, что «БМ» разговаривает на языке студентов и птушников. Но в сухом остатке через них прошли десятки тысяч людей, из которых как минимум сотни получили кратный рост личного дохода и качества жизни, причем в довольно юном возрасте.

Еще один заметный проект: The WAAY. Он более закрытый и узко специализируется на продаже банкам как дополнение к их услугам. Но с виду проект вполне технологичный: есть API для встраивания в сторонние приложения, есть алгоритмы полуавтоматического ведения человека к цели.

В завершение темы с персонализированным образованием хочу отдельно подчеркнуть важный тренд: интернет будет плавно смещать экономику от глобальной работы по найму к глобальному фрилансу, персональному или командному. Уже сегодня каждый человек может продавать свои товары и услуги на мировом рынке: за любую валюту и в любую страну. Вопрос только в популяризации этой истории (смотрите книгу The End of Jobs) и все большем количестве успешных самостоятельных людей.

Перед рассказом о медицинских гаджетах стоит посмотреть пару важных графиков:

В населении мира доля людей старше 65 растет, а доля детей до пяти лет снижается. Источник: CNS News.

Доля людей старше 65 лет в США неуклонно растет. Источник: Центр контроля и профилактики болезней.

Население мира заметно стареет. Все больше людей живет в городах, а это основное давление на рождаемость: дорогая недвижимость, дорого содержать и обучать детей, дети не могут помочь в хозяйстве до 16−18 лет, много издержек на зарабатывание денег и так далее. Во-вторых, верхняя планка возраста растет благодаря медицине и снижению различных рисков, из-за которых в начале 20 века люди редко доживали до 30 лет.

А чем старее население, тем больше у него свободного времени, потребности в контроле состояния здоровья и персональном оздоровительном треке для поддержания тонуса. За последние несколько лет практически с нуля был создан рынок умных домашних медицинских устройств. Мониторинг состояния организма по множеству параметров: ЭКГ, артериальное давление, температура, активность, потоотделение, уровень глюкозы в крови. Успокоение приступов астмы и болей в спине, пластырь который контролирует параметры и отправляет врачу.

Причем устройства настолько маленькие и скромные с виду, что их даже нет смысла фотографировать: почти на всех промоматериалах просто изображены люди, и это хороший тренд. Последний писк: съедобные сенсоры в виде бесцветных таблеток.

А если еще добавить к этому гигантскую индустрию ухода за домашними животными. Этот рынок даже в кризисы падает меньше, чем остальные. Для многих людей домашнее животное имеет статус, сравнимый с ребенком, поэтому на него готовы тратить последние деньги.

Возможно производители массовых гаджетов не хотят залезать на рынок медицины, но как минимум можно создать встроенное в операционную систему приложение, которое помогает наладить здоровый образ жизни.

Я не прошу заставлять людей бегать марафоны каждую неделю. Речь о довольно простой системе, которая плавно приводит к более осознанной и здоровой жизни: хорошо спать, пить много воды, не переедать, прогуливаться пешком на свежем воздухе, делать разминку и даже отключать устройство, чтобы человек уделил время себе и семье.

В итоге люди смогут меньше тратить на дорогое лечение болезней и больше — на себя любимых. Опять же, нейросети позволят адаптироваться под нужды каждого человека, исходя из его пола, возраста, психотипа и жизненных приоритетов. Плюс, исходя из собираемых данных, можно делать очень точные и полезные предложения товаров и услуг.

Уже сегодня Siri сама пишет мне по утрам, что дорога до офиса на машине займет столько-то времени, а летом по субботам предлагает маршурты на дачу. Почему бы не расширить ее полезным функционалом, и не сделать из нее полноценного помощника по здоровому образу жизни.

Рекомендую посмотреть на эту тему фильм «Она» (2013 год) про любовь человека к операционной системе

Резюме

Основная идея этой статьи — гаджет за 30 лет прошел полную эволюцию и пришел к освобождению от своего физического тела подобно человеку, который совершил восхождение по семи чакрам. После освобождения от материального тела остается только дух (смысл, путь), который у гаджета очевиден: окно для расширения возможностей живых существ.

Производителям электроники важно понять, что железка не стоит ничего, а полезные возможности всегда в цене. Для этого необходимо создавать новые рынки и новые экосистемы, выходить на поле шоу-бизнеса, образования, медицины, конструирования индивидуального здорового образа жизни.

Это не только экономически полезно, но и выгодно с точки зрения создания своей корпоративной религии, вовлечения в свою орбиту клиентов, сотрудников, инвесторов и СМИ. Люди хотят быть причастными к созданию новых миров, ведь это вдохновляет.

P. S. Есть еще более глобальные темы: очистка воды, мониторинг окружающей среды, энергетика, аккумуляторы, но это уже совсем другая история, достойная отдельных публикаций.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru.

Статьи по теме
«Последние 10−15 лет ритейлеры занимались только открытием новых магазинов»

Осталось это перевести на корейский и отправить в Самсунг. А то они там и не знают

0

уверен, что колонку написали на впечатлениях от корейских прессрелизов.
Так что неизвестно с какого на какой переводили,
выдавать чужое за своё вообще шик.

0

Рад за Jay-Z, Бизнес-молодость и Спайка Джонса, если они активно участвуют в корейских пресс-релизах :)

У них достаточно людей умеет говорить по-русски, сами переведут :))

Бизнес-молодость головного мозга

0

Юра, спасибо, отличная статья. Много познавательного.

0

1. Читаю данную статью
2. Вижу ссылку на лэндинг БМ - захожу (интересно).
3. Вижу цену в 3.5К - ок... Переходу на сайт БМ
4. Вижу статью где персонаж рассказывает как он потерял $2M на форексе и пытается вернусь через chargeback (и попутно чешет, что на этом он делает бодрый гешефт).
5. Еще раз понимаю всю глубину пословицы "Без лоха и жизнь плоха".

И там много слоев лохов... Очень много...

А статья хорошая. Интересная. Не без плэйсмента, но ведь и автору надо что-то кушать...

За статью спасибо!

0

Я прям ожидал, что упоминание БМ вызовет волнения :)) пост не проплачен, дорогие коллеги :) Да и, как в любом мало-мальски приличном исследовании, я привёл их конкурента для полноты картины.

Прямой эфир
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления