Лого vc.ru

Google Analytics для предпринимателя

Google Analytics для предпринимателя

Генеральный директор агентства интернет-маркетинга Artilleria написал для рубрики Growth Hacks материал о том, почему предприниматели и топ-менеджеры компаний должны разбираться в системе Google Analytics — какую информацию из неё они могут получить и как эти сведения можно использовать для развития бизнеса.

Поделиться

Как мне кажется, для многих из вас Google Analytics — это черный ящик, про который много говорят и много пишут. Многие утверждают, что этот черный ящик необходим вашей компании, но никто толком не объясняет, чем именно он так важен.

В этом материале я бы хотел приоткрыть черный ящик под названием Google Analytics и показать на реальных примерах, почему эта такая же необходимая бизнесу система, как например 1С или CRM.

Сразу скажу, что эта статья не для специалистов по интернет-маркетингу, а для менеджеров и владельцев бизнеса. На мой субъективный взгляд, материалов для специалистов как раз хватает — практически любой технический вопрос освещен на том или ином форуме, в социальной сети или на сайтах профессиональных изданий.

Мой же опыт общения с клиентами показывает, что именно руководители компаний плохо понимают выгоду от использования этого инструмента и поэтому не инвестируют в него ресурсы компании.

Факты о Google Analytics

Для начала, несколько фактов о Google Analytics:

  1. Система абсолютно бесплатна, хотя имеет и платную версию для сайтов с огромной посещаемостью.
  2. Google Analytics установлен на 80% всех сайтов в мире.
  3. Google Analytics установлен на 67% всех сайтов компаний из списка Fortune 500 (по отчету компании e-nor.com в 2014 году).
  4. Google Analytics имеет сообщество компаний — партнеров по всему миру (в настоящий момент в мире их уже более 500, а в России около 15).
  5. Google Analytics предлагает каждому желающему пройти онлайн-тест и получить сертификат, который называется GAIQ (Google Analytics Individual Qualification) — этот сертификат подтверждает определенный уровень владения инструментом Google Analytics.

Один из частых вопросов, который мне задают: почему Google Analytics бесплатный?

Другими словами, зачем компания Google инвестирует свои ресурсы в этот инструмент, если он не приносит ей денег?

Ответ на этот вопрос очень прост: один из основных источников дохода Google — система Google Adwords (система размещения контекстной рекламы). Рекламодатели только в том случае будут использовать Google Adwords, если реклама, которую они размещают, будет окупаться.

Google Analytics — это система, которая создана для того, чтобы рекламодатели могли влиять на эффективность своих сайтов и рекламы и повышать рентабельность вложений в маркетинг (ROMI — Return On Marketing Investments). Google Analytics для компании Google является косвенным источником прибыли.

За последние пять лет мне удалось поработать с очень большим числом компаний, как лидеров рынка в своих сегментах, так и компаний поменьше. В разное время услуги оказывались всей четверке сотовых операторов, крупнейшим банкам, Ozon.ru, KupiVip.ru, Kaspersky, Acronis и прочим.

Точную статистику я, конечно, не собирал, однако наблюдения показывают следующее:

  • 60% всех руководителей, с которыми я имел удовольствие общаться, полагают, что Google Analytics — это счетчик статистики, который считает ограниченное число малополезных показателей, таких как посещаемость, время на сайте, просмотренные страницы и так далее;
  • 80% всех компаний считают самым важным показателем эффективности рекламы в интернете «стоимость за целевое действие» (во сколько компании обходится одна заявка или один звонок, которые поступают через сайт);
  • 95% всех топ-менеджеров не могут ответить на вопрос о соотношении расходов на интернет-рекламу и доходов от этих вложений (другими словами, не считают рентабельность инвестиций);
  • 99,9% всех компаний допускают серьезные ошибки в подсчете ключевых показателей эффективности рекламы в интернете, за которыми следуют неправильные выводы и бесполезные или даже вредоносные действия, которые негативно влияют на прибыль.

И, наконец, самый важный вывод, который я сделал для себя: при должном подходе (использовании Google Analytics) эффективность почти любой рекламной кампании в интернете можно увеличить на 50% как минимум.

Для тех, кто в танке или для тех, кто читает через строчку, переформулирую: если вы размещаете рекламу в интернете, то почти наверняка можно увеличить прибыль от этих вложений на 50% как минимум, если применять аналитику. Дальше – как и что для этого можно сделать.

Всё может Google Analytics

Воронка продаж

Наверняка, каждый из вас слышал термин «Воронка продаж». Воронка продаж — один из самых любимых отчетов генеральных директоров, руководителей отделов продаж и маркетинга и других топ-менеджеров.

Несмотря на то, что воронка продаж в каждом бизнесе разная, суть остается неизменной — залейте в широкое горло воронки побольше целевой аудитории, часть которой появится в ее узком месте в виде клиентов компании.

Google Analytics позволяет автоматизировать процесс построения «Воронки продаж».

Как это будет выглядеть в интерфейсе Google Analytics?

Зачем нужен этот отчет?

Мы получаем возможность изучать, сколько посетитетелей переходит на сайт по каждому рекламному и не рекламному (как, например, прямые переходы на сайт) каналу, сколько из них регистрируется на сайте, сколько из них оставляют заявки на бесплатные продукты, сколько на платные продукты компании, сколько было оплат, а также выручку по каждому каналу.

Хотите изучить тот же самый путь, но в разрезе городов России? Нет проблем:

Аналогичные действия можно выполнить более чем с 200 параметрами Google Analytics (такими, как кампании, объявления и ключевые слова контекстной рекламы, типы устройств посетителей, половозрастные характеристики и так далее).

Все это позволяет найти узкие места воронки продаж и повлиять на это.

Возможно, на этом моменте у кого-то из вас может возникнуть вопрос: откуда в Google Analytics оплаты и выручка? Дам короткий ответ: Google Analytics интегрируется с CRM и бухгалтерией. Как? Это тема для отдельного материала.

Анализ рекламы

Для того, чтобы повысить рентабельность вложений в рекламу первое, что необходимо сделать — это проанализировать текущую ситуацию. Понять, где вы находитесь. Найти точку А. Если говорить более профессионально – посчитать рентабельность вложений в рекламу.

Google Analytics отлично справляется с этой задачей:

Google Analytics автоматически подсчитывает эффективность вложений в рекламные каналы контекстной рекламы «Яндекс.Директ» и Google Adwords.

Хотите ту же самую статистику, но на уровне рекламных кампаний «Яндекс.Директа»?

Пожалуйста:

Хотите детальную статистику по контекстной рекламе?

Число показов объявлений, число кликов, стоимость, CTR (отношение кликов к показам), средняя цена за клик и опять же выручка.

Изучайте, какие рекламные кампании приносят деньги, а какие только тратят. Влияйте на это.

Сейчас как никогда уместна фраза знаменитого Джона Ваннамейкера: «Я знаю, что половина моего рекламного бюджета тратится впустую, но не знаю, какая именно».

Google Analtyics однозначно ответит вам на этот вопрос.

Повышение конверсии сайта

Вам хотелось бы, чтобы все посетители сайта становились клиентами вашего бизнеса? К сожалению, это утопия, которой нет места в реальном мире. На конверсию влияют слишком много внешних факторов (например, экономическая ситуация в стране).

Однако к этой утопии нужно стремиться. Нужно стараться максимизировать конверсию сайта.

Как подойти к вопросу повышения конверсии сайта?

Правильно, понять, на каком этапе взаимодействия с вашим сайтом посетители понимают, что вы им не интересны.

По сути, один из этапов воронки продаж — сайт компании, мы рассматриваем как отдельную микроворонку, в которой посетители передвигаются от страниц входа до момента обращения в компанию.

Google Analytics отлично справляется и с этой задачей:

На каком этапе взаимодействия с вашим сайтом посетители «отваливаются»? Если бы вы знали это, то захотели бы исправить?

Продуктовый анализ

Представьте, что вы владелец магазина одежды. Или техники. Или магазина продуктов питания.

Вам хотелось бы знать, на какие полки магазина нужно поставить товары, чтобы они лучше покупались? Товары с каких полок посетители кладут в корзину чаще?

В интернет-магазинах происходит то же самое.

А Google Analytics позволяет это контролировать и влиять на это:

Google Analytics однозначно ответит вам на вопрос: какие продуктовые категории являются лидерами по соотношению «увидел — купил», а также на многие другие вопросы про ваш ассортимент.

У вас не интернет-магазин, а, например, услуги? Нет проблем.

Настроим передачу данных из CRM в Google Analytics и получим следующую таблицу:

Продажи услуг в разрезе городов России.

Не нравится табличное представление? Всегда есть возможность применить визуализацию:

Заключение

В наше экономически непростое время каждая компания должна стремиться к максимальной эффективности. В противном случае, конкурировать со временем будет все сложнее и сложнее. Необходимо оптимизировать ресурсы, находить лучших поставщиков, важно работать над эффективностью отдела продаж и, конечно, оптимизировать маркетинговые и рекламные расходы.

Интернет, в отличие от классических рекламных инструментов и форматов, полностью поддается количественному исчислению. Другими словами, вы можете посчитать практически всё, что касается вложений в интернет. В нем нет места рейтингам, панелям, пипл-метрам и другим методам измерения офлайн-рекламы.

Google Analytics, без сомнений — один из самых продвинутых и популярных инструментов аналитики маркетинга для бизнеса.

После прочтения статьи у вас не должно остаться никаких сомнений в том, что приведенные в этой статье примеры — это все возможности, которые предоставляет Google Analytics. Отнюдь. В этот материал не вошли такие важные темы, как многоканальные последовательности (или как оценить эффективность каналов интернет-рекламы, если посетитель взаимодействует с несколькими рекламными каналами до совершения покупки), мультидевайс взаимодействия (как оценить эффективность рекламы, если клиент утром зашел на ваш сайт с мобильного устройства, а вечером с домашнего компьютера), аналитика звонков и многое многое другое.

Продемонстрированные примеры графиков и отчетов — это, скорее, необходимый каждому менеджеру набор, позволяющий контролировать ключевые показатели бизнес-процесса привлечения клиентов через интернет.

А разбираться в причине отклонения ключевых показателей от плановых значений поручите аналитикам.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

первый, жду когда кто-то бомбанет по поводу БМ ))

Мне понравилось. Все по делу.

0

Ну про "тормознутость" GA, наверное, не стоит упоминать ... насколько код аналитики подтормаживает сайт и что некоторое количество отказов от просмотра связаны именно с этим )))

0

Ставьте gtm и будет счастье

Использую Яндекс.Метрику по вышеуказанной причине + другие ресурсы, например Ковнид. Тормоза пропали. Продукты Гугла всерьез с некоторых пор не рассматриваю по ряду причин.

0

Зачем закрашивать на первом (и не только) слайде цифры, если они дублируются в не закрашенной области, прямо под закрашенной?

Так всё таки, можно ли пользоваться гугл аналитиксом для подсчёта ROMI? В одной из Ваших прошлых статей (vc.ru/p/gh-data-money) Вы указываете что аналитикс в этом плане не годится. В этой же статье - у него одни плюсы).

Я не слежу за статьями данного автора и получилось, что прочел совершенно случайно .. мне показалось статья рекламной. У ЯндексМетрики, например, все как-то проще и шустрее, на мой субъективный взгляд.

0

В Яндекс.Метрике вы не сможете реализовать многое из того, что перечислено в статье
Например, импорт расходов из рекламных систем или интеграция с CRM

0

Интересно, а как же Битрикс получает эти данные из Метрики? ))

0

Имеется в виду передача данных В систему аналитики, а не из нее
Прочитайте мой прошлый материал, там про это написано

0

Александр, я просто считаю что должны быть приоритеты: банк для клиента или клиент для банка. Так и с аналитикой.

0

Станислав, не путайте ROMI и ROI:)

GA неплохо справляется с задачей оценки эффективности рекламы, если нет "нюансов". Например, разная маржинальность товарных категорий.

Если такой нюанс есть, а также есть ряд других, GA просто становится недостаточно

0

Да уж) Саша бывает противоречив, что добавить

0

Вот с этим не могу согласиться:)

0

1. Можно ли в GA анализировать эффективность менеджеров из amoCRM?

2. Можно ли в GA делать ссылку обратную на отчёты amoCRM?

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Дмитрий Лимонов

потому что ресторан не означает "дорого, бохато", как привыкли в РФ. Это всего лишь пункт общественного питания. Да, есть элитные рестораны, а есть в формате закусочных. Мир не кончается там, где ваши представления о нём не совпадают с реальностью.

«Будьте нашим гостем»: кому McDonald's даёт право бесплатно есть в своих ресторанах
0
Владимир Тихомиров

Похоже, пора на собеседовании в Яндекс спрашивать, в самом конце: вилкой в глаз или в жопу раз? И оценивать креативность процесса поиска правильного ответа... Будем перенимать международный опыт с адаптацией под наши условия, так сказать

Бывший глава Google затруднился ответить на один из традиционных вопросов компании на собеседованиях
0
Александр Васильев

Тогда и накопления пойдут больше и быстрее - мы же одинаковые условия считаем, если при ипотеке зп выросла, то берем что и при вкладе зп растет. Разница безусловно будет, но не на порядок.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Artem Zinnatullin
Juno

Не собираюсь оправдывать ролик сбера, но если вы про вот это видео с футболистом youtu.be/VGEfNcvntno, то оно ничем не лучше, тк там блин оператор(ы) по полю бегают, сверху съемка ведется и рядом с полем люди явно не на телефон снимают. Всем участникам было понятно, что это какой-то прикол. Была бы скрытая съемка — без вопросов.

Так можно и в сбере снять реального инвалида, но с кучей операторов, камер и режиссером рядом, понятное дело, его будут обслуживать максимально хорошо.

Видео: Герман Греф в «костюме инвалида» в отделении «Сбербанка»
0
Artem Zinnatullin
Juno

Я может не понимаю, но в чем большая разница между "в имитирующем инвалида костюме" и "под видом инвалида"?

Не вижу "небо и земля" на скриншоте. У всех одинаково желтушные заголовки.

Видео: Герман Греф в «костюме инвалида» в отделении «Сбербанка»
0
Показать еще