Лого vc.ru

Google Analytics: Почему главные метрики популярного сервиса аналитики не работают

Google Analytics: Почему главные метрики популярного сервиса аналитики не работают

Аналитик Энни Кушинг написала в своем блоге материал о том, почему, по ее мнению, отчеты Google Analytics по пользователям или посетителям не отражают актуальные данные о них, а лишь отслеживают устройства, с которых пользователи заходят на сайт. Редакторы Growth Hacks публикуют адаптированный перевод материала.

Поделиться

Предполагается, что отчет Google Analytics «Тип посетителей» предназначен для того, чтобы измерить соотношение «новый пользователь vs вернувшийся» на сайте (Google до сих пор колеблется между терминами «пользователь» и «посетитель» в номенклатуре этого отчета). Но на деле, такая информация не представляет ценности. В этой заметке я расскажу вам, почему я так считаю.

Поскольку проблемы, существующие в отчете «Тип пользователя», в той же мере присутствуют и в метриках, я собираюсь увеличить область моего исследования на все пользовательские KPI. Сюда входят пользовательские параметры («Уникальные посетители» и «Активные пользователи»), к которым можно получить доступ через персонализированные отчеты и через «Обзор» (в разделах «Обзор аудитории» и «Обзор конверсии» соответственно).

Так кто же это, Google: посетитель или пользователь?

Ошибочное предположение

Владельцы сайтов, маркетологи и аналитики уже давно состоят почти в любовных отношениях c этими KPI. Но KPI с самого начала были плохо продуманы. Все было основано на предположении, что для того, чтобы зайти в интернет, вы пользуетесь только одним устройством и одним и тем же браузером или приложением на этом устройстве. Даже в давние времена это не соответствовало действительности для тех людей, у кого были компьютеры дома и на работе, и для тех, кто постоянно перескакивал с Internet Explorer на Netscape и обратно.

Повседневная аналогия

Называть клиентов уникальными посетителями или пользователями всё равно, что подменить номер паспорта государственным регистрационным номером автомобиля. У одного человека может быть много различных транспортных средств для передвижения. Но моя машина — это не я.

Поэтому мои подруги могут пользоваться моей машиной без риска быть арестованными за хищение моих персональных данных. Аналогично, ваше приложение-клиент — это транспорт, которым вы, посетитель, пользуетесь, чтобы попасть на сайт. Это не вы. Проблема с ориентированными на пользователя KPI в Google Analytics заключается в том, что они измеряют государственные регистрационные номера, а не номера паспортов.

Проведем эксперимент

Мои девайсы. У меня есть два ноутбука (один Mac и один PC), стационарный компьютер (iMac), один iPad и один iPhone.

Мои браузеры. На ноутбуках и стационарном компьютере установлены четыре браузера: Chrome, Firefox, Safari и Internet Explorer.

Мои привычки в браузере Chrome. Усложним еще больше: я пользуюсь несколькими экземплярами Chrome, потому что с браузером Chrome у мня сложились особые теплые отношения.

Мои приложения. Я пользуюсь большим количеством приложений, которые, в основном, установлены на iPad и iPhone.

Мой квест по покупке бокалов для вина Redneck. Первая фаза

Теперь посмотрим, что происходит, когда я ищу бокалы для вина в стиле redneck в двух различных экземплярах Chrome. Я устанавливаю расширение Google Analytics Debugger, и перехожу на блог One Hundred Dollars a Month, на котором нахожу пост о бокалах для вина.

Затем я проверяю в консоли, какие данные собрал обо мне Chrome. Он показывает, что это моя первая сессия (ранее известная как посещение) и присваивает мне ID посетителя за номером 712640405. Это правильные данные. На этом сайте я раньше не была. И никогда не пила вино из бокалов Redneck.

На этом сайте установлена классическая версия Google Analytics. Если бы здесь была версия Universal, можно бы было увидеть ID клиента, вместо ID посетителя, как это видно на изображении ниже.

Почему Google вдруг поменяла «ID Посетителя» на «ID Клиента»? Потому что Google Analytics измеряет клиентов, а не посетителей. К несчастью, этот сдвиг не отображается в отчетах сервиса, потому что они все еще дают возможность делать отчет по пользователям.

В настоящий момент всё-таки можно измерить актуальное количество посетителей с помощью Google Analytics, вернее его новой версии Universal, но придется преодолеть несколько препятствий, прежде чем вы сможете этого добиться.

Стираем все и повторяем весь процесс в другом экземпляре Chrome. Вторая фаза

Теперь посмотрим, что произойдет, когда я зайду на тот же сайт, с того же ноутбука, но используя другой экземпляр Chrome.

В этот раз мне был присвоен ID посетителя за номером 1140255071. Рискую показаться кэпом, но 1140255071 не равно 712640405. И тут так же сказано, что это моя первая сессия.

Получается, что по данным cookie, я абсолютно новый посетитель. Это плохо, ведь ничего не подозревающий сайт понятия не имеет, что я тот же самый человек, который только что нашел сайт через поиск Google.

Дальше хуже.

Если я зайду через Firefox, то стану третьим посетителем. Safari — еще одним. Через iPad — еще один. Через браузер на iPhone — еще. Ну и приложения на iPhone или iPad. А если учесть, что на каждом своем компьютере, я могу зайти еще и через разные экземпляры Chrome, то на тех сайтах, куда я хожу регулярно, я вполне могла бы быть принята за десять различных пользователей.

Например, на всех своих девайсах я пользуюсь интернет-банкингом, у меня также установлены банковские приложения на телефоне и планшете. Так как для интернет-банкинга я всегда пользуюсь только одним экземпляром Chrome, в любой день, я могла бы появляться на сайте под одним из пяти клиентских ID: с двух моих ноутбуков, стационарного компьютера, приложений на iPhone или iPad.

Почему всё это чушь

Если меня не идентифицируют как одного и того же человека, когда я использую один и тот же браузер и одно и то же устройство, то как Google Analytics собирается идентифицировать меня как одного и того же пользователя, если я начну менять устройства? Никак.

Поэтому я буду считаться «вернувшимся клиентом», если я зайду на сайт с помощью одной и той же версии, одного и того же браузера с одного и того же устройства. И каждый раз, когда я захожу на ресурс с другого устройства, через другой браузер (или его экземпляр), через новое приложение, или киоск, я буду считаться «новым посетителем».

Поэтому, когда вы добавляете ключевые показатели эффективности к своему ежемесячному отчету, вы вообще-то оцениваете не новеньких, недавно заполученных посетителей (хотя, я уверена, что в этой куче данных где-то есть и настоящие новые посетители), вы скорее получаете отчет о разнообразии. Ведь некоторые из ваших посетителей захотят зайти на сайт с помощью разных устройств и браузеров.

Кто может пользоваться ориентированными на пользователя KPI

Вы можете пользоваться ориентированными на пользователя KPI, если вы соблюдаете все нижеперечисленные требования:

1. На сайте есть авторизация. Это самый важный компонент. Должны быть какие-то способы установить подлинность уникальных посетителей. У сайтов типа Facebook не будет проблем с идентификацией уникальных пользователей, потому что абсолютное большинство пользователей авторизовано. Поэтому не имеет значения, каким устройством, браузером или приложением я пользуюсь, потому что Facebook знает, кто я. И, возвращаясь к нашей аналогии с автомобилем, они знают не только мой государственный регистрационный номер, но и мой номер социального страхования.

2. Пользователи авторизовываются, чтобы пользоваться сайтом. На моем сайте есть опция «логин» для подписчиков на мой курс по работе с панелью инструментов. Однако, невероятно много посетителей заходят на сайт не авторизуясь. Мой контент доступен не только тем, кто подписан на рассылку, поэтому если посетители сайта хотят почитать мой блог, можно и не авторизоваться.

3. Вы пользуетесь сервисом Universal Analytics. Если вы хотите использовать все преимущества новых возможностей Google Analytics, то вам придется освоить Universal Analytics, так вы в самом деле сможете отслеживать уникальных пользователей.

4. Вы модифицировали код отслеживания в Google Analytics так, чтобы получить User ID своих подписчиков. Вы можете пользоваться ID покупателей, авторизационным ID, ID подписчиков — всем, что помогает CRM идентифицировать пользователей. Но для Google это совершенно не подходит, поэтому имена, адреса и все подобное исключается. Джастин Кутрони написал хороший пост об использовании свойств User ID.

5. Вы настроили такую выборку, которая использует User ID, чтобы определять новых и вернувшихся посетителей вместо клиентов. После того, как вы добавили дополнительный код, для того, чтобы собирать данные о User ID посетителей, вам понадобится создать также новую выборку, чтобы все заработало. Google не перерабатывает данные так, как, например, Kissmetrics, поэтому, если вы вводите новую характеристику, вам придется начинать с начала. Больше на эту тему можно почитать в разделе о конфигурации User ID.

Эта новая выборка будет отслеживать посещение сайта исключительно авторизовавшимися посетителями. Но все поменялось,и Google Analytics больше не отслеживает, был ли посетитель на сайте ранее по устройствам, теперь сервис смотрит на User ID этого пользователя. В результате этих изменений, Google может предоставлять новые отчеты об использовании сайта на нескольких устройствах.

Лучше, но все еще не идеально

Благодаря всему вышеперечисленному у аналитиков появляется способ идентифицировать пользователя на различных устройствах и браузерах. Конечно, совсем без ошибок пока нельзя. Например, я могу зайти на сайт своего банка и поискать информацию о том, как совершить перевод денег электронно, при этом не авторизовываясь в своей профиле.

Также, если пользователь зарегистрирован на сайте, и авторизован в текущем браузере, но не авторизован на сайте, то эта сессия тоже не будет отражена в том представлении. У Kissmetrics есть преимущество над Google Analytics во всем, что касается способности идентифицировать уникальных пользователей, даже если они не авторизовались. Но это хотя бы шаг в нужном направлении.


Присылайте собственные кейсы, в результате которых вам удалось заметно улучшить (или, наоборот, ухудшить) показатели проекта. Интересные эксперименты обязательно попадут на страницы рубрики Growth Hacks.
Статьи по теме
21 расширение Google Chrome по версии Growth Hacks27 июня 2014, 17:50
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

кто-то до сих пор не перешел на Universal?))

Насколько я знаю, google очень активно пытается сейчас этот вопрос (кроссплатформенность и кроссбраузерность) решить, причем не привязываясь к регистрациям и аккаунту gmail.

Он вроде автоматически переводит на UA

0

Автоматически у всех сейчас поддерживается UA. Миграция техническая прошла в марте-апреле.

Но для работы UA — нужно обновить код, как минимум. А далее передавать User Id, если необходимо.

Какая-то капитанская статья. GA никогда не скрывал, что пользователь = кука, также как UA никогда не скрывал, что в работе с UserID есть свои очевидные ограничения.
Все эти аналитиксы - это лишь способ быстро и наглядно посмотреть в интерфейсе циферки в некоторых "условных единицах" и оценить соотношение между ними.

какая то капитанская статья на самом деле...

А что, кому-то в голову все еще приходит для новых сервисов использовать GA вместо UA?

Всегда обновляй комменты перед тем как комментить своим комментом

У меня глобальный вопрос. Я пользуюсь ноутом с установленным хромом. Но у меня также имеются все остальные популярные браузеры. Моя девушка иногда использует мой ноут, но запускает огнелиса для серфинга. Вопрос, как компьютеру отличить, кто запустил второй браузер? Статья на самом деле бесполезна.

0

компьютер сам ничего не определяет. поисковый робот анализирует запросы, поведение на сайте и делает вывод кто ты м/ж. Но есть один нюанс, если твоя девушка зашла на сайт через браузер который ты постоянно юзаешь, в счетчике она будет отображаться как "мужчина"

0

Ого! Поподробней про анализ можно? Это как Золотой грааль или единорог, все про это говорят, но никто не видел.

0

поэтому нужно пользоваться аналитикой и метрикой одновременно. потому что ни один из счетчиков не работает корректно на 100%. но Я и G отлично взаимодополняют друг друга если юзать вместе.

0

Чего не хватает GA что есть у ЯМ?

Лично мне не хватает там 2 вещей:
1. В GA нет возможности сделать составную цель из ссылок и событий. Только из одних ссылок можно, что очень не удобно.
2. В GA нет тепловых карт и карт кликов.

0

Неудобство ведь только в том, что приходится накручивать статистику виртуальными просмотрами. Но они-то легко фильтруются

0

" я собираюсь увеличить размах моего исследования на все ключевые показатели эффективности"

Ээээ?
Так охладите трахание. Я рассматриваю ее пользу.

Нужно уточнить, что показатели новые, вернувшиеся и уникальные никогда не были Меккой для маркетолога. И хорошие маркетологи всегда знали, как работает система и почему именно так.

Ещё автор не учла, что если ей прям надо посчитать прямо живых людей и они не хотят авторизоваться — можно выйти за пределы обычной cookie.

Есть flash cookie, которые не привязаны к браузеру. Есть ever cookie, которые попробуй сотри.

Но для отслеживания компьютер - планшет - телефон — все равно нужно настраивать User Id.

0

Статья у автора ни о чем, потому что суть описываемой проблемы предполагает что для решения нужно авторизовать пользователя, а большинству сайтов нужно считать неавторизованных пользователей. Это не проблема Гугл-аналитики, это просто фундаментальная проблема. Мой айпад может взять и кто-то другой, как верно подметила автор, это не будет означать что это один и тот же пользователь, даже если его учесть как одного пользователя вместе с браузерной сессией в ноутбуке. Ну и пофиг - для большинства задач не нужно отслеживать пользователей между устройствами.

0

У Яндекса та же проблема, но автор больше пугает. Большая часть людей, которая покупает такие бокалы вина, не знает ничего о 3-х браузерах, поэтому масштаб проблемы, имхо, еще не на столько велик.

Другие дело, что returning visitors, которую выводит гугл вообще чушь полная. Если вы были новым пользователем, а потом еще раз открыли этот же сайт, но в другую сессию, то вы попадете и в новые и в вернувшиеся.

Тем не менее, для значимое доли сайтов, есть проблема "зашел с работы / зашел из дома / зашел с мобилы".

Яндекс, к слову, внутри умеет ставить хотя бы flash-куку (раньше умел). И часть аналитики, наверное, умеет давать по ней.

0

Насколько я знаю Яндекс использует флеш куки только для своей внутренней аналитики. А в Метрике дает обычные куки.

У вас есть пруф обратного?

0

Роман, я и писал про "внутри".

Увы, внутри не доступно для обычных пользователей Метрики, насколько я знаю. Это как 2 сервиса одной компании, между которыми вход в одну сторону — данные идут к Яндексу, но не от.

Точно так же Гугл внутри может узнавать пользователей и их пол и возраст по google аккаунту. Но эти данные не передаются в GA.

0

А custom dimensions разве никак не помогут в вопросе идентификации юзера?

0

Честно говоря, профессиональный веб-аналитик никогда не сможет поставить себя на место user/visitor-а.
Посудите сами, обыватель вроде меня пользуется исключительно одним браузером на протяжении дня (если мы говорим об офисном сотруднике со стационарным PC). Вот реально, кто использует больше одного браузера, да еще и несколько модификаций одного и того же браузера?
Но касательно входа с разных девайсов - тут выглядит правдиво)

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Дмитрий Лимонов

потому что ресторан не означает "дорого, бохато", как привыкли в РФ. Это всего лишь пункт общественного питания. Да, есть элитные рестораны, а есть в формате закусочных. Мир не кончается там, где ваши представления о нём не совпадают с реальностью.

«Будьте нашим гостем»: кому McDonald's даёт право бесплатно есть в своих ресторанах
0
Владимир Тихомиров

Похоже, пора на собеседовании в Яндекс спрашивать, в самом конце: вилкой в глаз или в жопу раз? И оценивать креативность процесса поиска правильного ответа... Будем перенимать международный опыт с адаптацией под наши условия, так сказать

Бывший глава Google затруднился ответить на один из традиционных вопросов компании на собеседованиях
0
Александр Васильев

Тогда и накопления пойдут больше и быстрее - мы же одинаковые условия считаем, если при ипотеке зп выросла, то берем что и при вкладе зп растет. Разница безусловно будет, но не на порядок.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Artem Zinnatullin
Juno

Не собираюсь оправдывать ролик сбера, но если вы про вот это видео с футболистом youtu.be/VGEfNcvntno, то оно ничем не лучше, тк там блин оператор(ы) по полю бегают, сверху съемка ведется и рядом с полем люди явно не на телефон снимают. Всем участникам было понятно, что это какой-то прикол. Была бы скрытая съемка — без вопросов.

Так можно и в сбере снять реального инвалида, но с кучей операторов, камер и режиссером рядом, понятное дело, его будут обслуживать максимально хорошо.

Видео: Герман Греф в «костюме инвалида» в отделении «Сбербанка»
0
Artem Zinnatullin
Juno

Я может не понимаю, но в чем большая разница между "в имитирующем инвалида костюме" и "под видом инвалида"?

Не вижу "небо и земля" на скриншоте. У всех одинаково желтушные заголовки.

Видео: Герман Греф в «костюме инвалида» в отделении «Сбербанка»
0
Показать еще