Лого vc.ru

Геймификация: Как превратить работу над проектом в квест

Геймификация: Как превратить работу над проектом в квест

Специалист по геймификации компании-разработчика приложений Infoshell Иван Середкин написал для ЦП колонку о том, как превратить рабочий процесс в соревнование.

Поделиться

Еще в детстве я удачно геймифицировал рутинные рабочие процессы. Например, чтобы не скучно было заниматься земледелием на даче, я прицельно кидал картофелины в лунки с большого расстояния. Это было весело — с каждым броском чувствовал, как повышается уровень моего мастерства. Когда стал взрослым и стал заниматься геймификацией — почти ничего не изменилось. Только вместо картофелин стал разбираться с реальными проблемами, с которыми к нам обращаются заказчики.

Что такое геймификация

Фактически, геймификация — это процесс, применения игровых механик к неигровым событиям. В России эта система чаще всего внедряется в схему взаимодействия с сотрудниками компании и улучшения производительности их труда.

Понять, что вашей компании нужна геймификация, очень просто: у сотрудников перестали гореть лампочки над головами, а их глаза больше не сияют. Потеря вовлеченности в жизнь компании и снижение мотивации – первый звонок. Когда все это происходит, в рабочем коллективе создается мрачная обстановка, как в том зачарованном лесу, где птицы не поют и животные не бегают. Причин тому может быть очень много: отсутствие поощрения и внимания со стороны руководителей, профессиональный потолок, неинтересные задачи. Все это приводит к упадку работоспособности и тянет в глубины невозврата целые фирмы.

Главная задача геймификации — совершить подмену в сознании сотрудника, заменить рабочие трудности на увлекательные игровые цели. Тут работает известная аксиома: вовлеченность в игровые процессы гораздо выше, чем в рабочие. Так почему же этим не пользоваться? Существуют разные психотипы людей как игроков: одни склонны к постоянному соперничеству, другие предпочитают следить только за своим прогрессом, есть социофилы, есть исследователи. Соответственно, каждый получает удовольствие по-своему, но механизмом для получения этого удовольствия в данном случае становится рабочий процесс. 

Интересное свойство геймификации, которое поможет справиться с практически любой задачей — это индивидуальный подход к существующей проблеме. Совершенно не важно в какой отрасли специализируется ваша компания, сколько в штате сотрудников и каков их возраст — это не ваши заботы, а специалиста, который придумает оригинальную и интересную форму подачи материала для любой аудитории. Единственная ваша задача, которая должна быть отработана на отлично — правильно обозначить проблему и выбрать хорошего подрядчика. 

Если система не работает, то это в большинстве случаев связано с непониманием реального корня проблем компании. Если сотрудник пашет от заката до рассвета уже три месяца без выходных, да еще и бесплатно, тогда, думаю, геймификация будет лишь подорожником для борьбы с раком. 

Все получится, если трезво смотреть на ситуацию в целом. Перед тем, как начать внедрять игровой процесс, нужно точно диагностировать проблемы, которые есть в команде. Важно удостовериться, что показатели, которых вы хотите добиться от своих сотрудников, реальны.

От слов к делу

Стоит сказать, что геймификация может вносить существенный вклад не только в работу компании, но и в борьбу с глобальными проблемами современности. 

Отличный тому пример — Recycle Bank. Эта компания занимается материальным поощрением участников проекта за совершаемые ими положительные действия, направленные на сохранение экологии. Это и экономия домашнего электричества, и утилизация мусора, и сокращение потребления воды. Все очки, которые пользователи зарабатывают за свои бытовые подвиги, обмениваются на скидочные купоны или на призы. А все эти призы финансируются за счет сэкономленных государством денег на переработку мусора. Один только Голливуд, где две трети жителей стали участниками проекта в первый год его запуска, сэкономил 500 тысяч долларов на утилизации отходов.

Еще один отличный пример вовлеченности участников в рабочий процесс — весьма интригующий проект под названием Classcraft. Это геймифицированный продукт в сфере образования, который в качестве эксперимента был введен в одной из зарубежных школ. Смысл таков: у каждого ученика есть свой виртуальный игровой персонаж, которого он развивает за счет получаемых бонусов за выполненное домашнее задание. 

Класс Шона Янга, который сам разработал и внедрил эту систему в учебный процесс, состоит из воинов, магов и лекарей. Воины могут есть в классе, маги способны телепортироваться с уроков на несколько минут, а лекари могут пользоваться подсказками преподавателя на экзаменах. Идея очень интересная, я бы в свое время порадовался таким нововведениям, как и множество моих одноклассников. В среднем успеваемость учеников гениального оптимизатора увеличилась на 20-25%.

Для успешного внедрения технологии специалисту-разработчику игрового механизма необходимо самому вникнуть в специфику компании и изучить все внутренние рабочие процессы. Нужно не только проанализировать информацию, полученную от представителя компании, но и самостоятельно собрать необходимые данные о ситуации в организации. После этих шагов можно приступать к моделированию концепции и составлению плана на разработку и внедрение необходимых механизмов. 

Без тестирования на реальных людях будет сложно понять, какие механизмы оставить, а какие — выкинуть за ненадобностью. Не стоит забывать о поддержке и периодическом обновлении уже реализованной системы,  ведь организация — это живой механизм, который постоянно меняется, разработанная программа должна изменяться вместе с компанией и всегда быть актуальной и интересной для сотрудников. 

При выполнении этих несложных, но требующих особого внимания шагов, можно повысить производительность труда как минимум на 10% на начальных этапах геймификации. Все получится, если трезво оценить ситуацию в компании и понять корень существующей проблемы. Остальное для вас сделают специалисты, ведь для них каждый новый проект — это квест, который непременно должен быть выполнен.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

"у сотрудников перестали гореть лампочки над головами, а их глаза больше не сияют" - это как раз таки, как понять, что гамификация уже не нужна.

Где пример успешной реализации в InfoShell?

Студия Кечинова делала что-то подобное пару лет назад. Никто не слышал чем закончилось?

0

Как раз у себя приступили к запуску процессов геймификации. Отлично понимаю Ивана Середкина, ведь построение системы геймификации является еще более интересным занятием, чем непосредственно само участие в этих процессах.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Fedor Skuratov
Combot

Привет, отличная статья!
Что будете делать с наработками?
Если там есть то, что можно продавать хотя бы как кастомное решение - есть под это клиенты.

5 советов о том, как провалить проект
0
Inglip Resummoned

Для ностальгии web.archive.org/web/20120303085046/http://www.facebookru.com/

5 советов о том, как провалить проект
0
Egor Bogachev

Раз вы даже не знаете про проблему выгорающих пикселей на оледах - о чем разговор? Вы понятия не имеете о чем говорите)

iPhone 7: первое знакомство
0
Andrey Harchenko

Один вопрос интересует - вы как основатель, что конкретно умели делать - программировать, дизайн / верстка или что-то связанное с обработкой данных - сервера, базы. Т.е. руками вы что-то сами умеете на хорошем уровне?

5 советов о том, как провалить проект
0
Андрей Захаров

Сложно сказать. У Люмии есть предустановленный офис, от Микрософта, он несколько уступает настольному, но пользоваться можно (что я и делаю). Броузер Эйдж на телефоне работает так же, как и на PC (если через док станцию телефон подключить к монитору, то и не отличить)

Мне приложений хватает (пока).

iPhone 7: первое знакомство
0
Показать еще