Лого vc.ru

Трудные времена геймдева: Эскперты Nival, Alawar, Epic Games и Pruffi о возможном кризисе в отрасли

Трудные времена геймдева: Эскперты Nival, Alawar, Epic Games и Pruffi о возможном кризисе в отрасли

В середине октября 2015 года в Москве прошла конференция для игровых разработчиков White Nights Moscow. В числе прочих спикеров на ней выступала основательница рекрутингового агенства Pruffi Алёна Владимирская. Позднее она привела часть тезисов из своего выступления в публикации на Facebook — автор заметки рассказала о том, почему в отрасли наступил кризис.

Редакция vc.ru собрала реакцию экспертов на запись Владимирской — своими мнениями о ситуации на рынке игровой разработки поделились руководители таких компаний, как Nival, Alawar и другие.

14 октября на проходившей в Москве игровой конференции White Nights Moscow основатель рекрутинговой компании Pruffi и курса «Антирабство» Алёна Владимирская выразила своё мнение о том, что в ближайшее время ждёт отрасль игровой разработки.

По мнению специалиста, в сфере намечается кризис. Своё мнение Владимирская подкрепляет несколькими тезисами:

Итак, несколько циферок, почему все плохо:

Сначала общий тезис: сейчас в интернете нет подотрасли с большим кризисом (не кадров), а именно кризисом в целом, чем геймдев. Это усугубляется ещё и тем, что геймдев как подотрасль привык жить очень широко. Поэтому рецессию и стагнацию переживает особенно неприятно (нет привычки экономить).

  1. Зарплаты внутри геймдева не растут прежними темпами уже более полутора лет.
  2. Время «вкусных» опционов прошло: отрасль уже достаточно старая, поэтому первая самая сладкая волна опционов прошла, а второй и третьей (ну я про значительные опционы) не возникло из-за того, что отрасль после нескольких мировых неуспехов не пошла на IPO и не случилось очень громких продаж стратегам. Отсюда потеря ещё части денег — геймдев стал значительно менее интересен инвесторам любого уровня.
  3. В отрасль мало идут умные кадры извне: прежде всего, из-за первых двух пунктов, но ещё и из-за того, что отрасль находится в ментальном кризисе, все ищут новую модель, но пока её нет, отрасль не привлекательна для безумных гениев-новаторов, какие массово туда шли 15 лет назад.
  4. Отрасль впервые стала испытывать конкуренцию за кадры не только внутри (что было всегда), но и извне.
— Алёна Владимирская

Последний тезис основательница Pruffi и «Антирабства» раскрыла подробнее:

Года три назад впервые большой интернет обнаружил, что в геймдеве есть очень качественные кадры. Абсолютно необходимые другим отраслям, и это не программисты.

  • Маркетологи, которые умеют монетизировать. Их стал забирать ecommerce, крупные стартапы на стыке онлайна и офлайна, крупные не онлайновые компании, которые пошли в онлайн (банки, ритейл).
  • Продюсеры. Их стали забирать крупные стартапы и онлайн-образование.
  • Пиарщики. У них оказался бесценный опыт выхода на азиатские рынки, который сейчас остро необходим.
  • Аналитики. Забирают все: от порталов и банков, до телекома и пригосударственных медиа.
  • Ну и мобильные разработчики, конечно.

По мнению Владимирской, профессионалы уходят из игровой разработки, так как им предлагают более интересные проекты и высокие зарплаты и опционы. «Люди уходят, а притока нет. Геймдев перестал быть таким привлекательным и одновременно уже выбрал (фактически выкупил) ресурс провинциальных студий, за счёт которых решал кадровую политику в последние годы», — пишет Владимирская.

Представители игровой отрасли прокомментировали публикацию основательницы Pruffi на Facebook:

Леонид Сиротиннезависимый эксперт

Очень объемный комментарий придётся написать. А учитывая, что фактически в стране существуют несколько независимых геймдевов — ММО, мобильная и социальная разработка, как минимум, придётся писать комментарий за каждый из них отдельно. И ещё надо оспаривать совершенно все частности типа умеющих монетизировать маркетологов и прочих мифических зверей, но при этом соглашаться с основным постулатом про кризис.

Поэтому я для краткости скажу — да, наступают трудные годы, крепитесь.

Александр Лысковскийоснователь Alawar

Все правильно. В геймдеве стало сложно рождаться и расти новым компаниям, как было раньше — лет 5-7 назад — сейчас нет ниш и платформ с низким порогом входа. А много больших и средних компаний в России испытывают кризис идей, кризис управления, кризис качества. И уж точно все испытывают кризис в вопросах ликвидности и инвестиций.

Тут и общая ситуация на рынке срабатывает и все эти истории про «Крым наш».

Но есть масса классных команд (особенно вне Москвы), которые пришли в геймдев не потому что всё перло и потому что раздавали опционы и инвестиции, а потому что можно «делать игры!». И сейчас их проекты особенно заметны — они сделаны с любовью, они снова выглядят как искусство, а не конвейер, они интересны и свежи — это не просто клоны, которыми грешили крупные и стабильные.

Это именно та молодая шпана, что сметёт крупных корпоративных монстров в игровом бизнесе с лица Земли. У них иногда страдает профессионализм, но зато много страсти. Профессионализма им можно добавить, а вот страсть не купишь ни за какие опционы.

Мы в Alawar очень любим с такими людьми и такими командами работать последние месяцы — это для нас тоже новый шанс.

Антон Аграновскийоснователь Destiny Development

Когда мы начинали заниматься играми, это занимало всю жизнь, свободную ото сна и работы (в больницах и на скорой) и не приносило первые четыре года лично мне ни копейки денег.

Нельзя заниматься творчеством ради денег.

Если из кино удалось построить индустрию хитов, то и из игр получится. Только останется три-четыре компании, внутри которых студии будут делать то, что им хочется, а не клоны Clash of Clans с жестким дедлайном за восемь месяцев. Такие игры, как показывает практика, аудитории не нужны больше.

Для всех игроков рынка сегодня стоит всего один вопрос: а смогу ли я затащить себя в эти три-четыре компании, или придётся смириться с ролью студии внутри холдинга.

Сергей Орловскийоснователь Nival

Игры должны делать люди, которые без этого жить не могут. Это как с писателями. Можешь не писать — не пиши. А то, что на локальном всплеске последних десяти лет, вызванном приходом новой бизнес-модели, в индустрию пришло много людей за деньгами, и то, что индустрия готова была их платить — это аномалия. Люди, которые пришли за деньгами, должны уйти. Люди, которые без игр не могут жить, останутся. И всем будет счастье.

Сергей Бруйоснователь Vizor Interactive

Проблемы в индустрии с кадрами нет (то есть не так — эта проблема перманентна, но как константа, не особо меняется), как нет и кризиса (для того, чтобы был кризис, должен был быть взлёт, что-то подсказывает, что сейчас индустрия на пике заработков).

Есть смена бизнес-моделей, лидеров рынка и, как следствие, миграция кадров. Из индустрии уходят случайные люди, абсолютно поддержу Сергея Орловского.

Нам в Минске на 99% не интересны дорогие динозавры, строившие банковские системы в EPAM, не интересны их продажники и прочее. Их маркетологи не помогут продвинуть наши продукты и так далее. Геймдев — это пунктик, если он в человеке есть — его можно вытянуть откуда угодно.

Основой успеха игровых компаний становится умение находить и воспитывать кадры, а не переманивать дорогих людей с огромным багажом (релевантного-то багажа почти ни у кого и нет).

Сергей Романенкодиректор по развитию Playflock

Вот таки не удержался, напишу. Кризис в геймдеве? Рецессия и стагнация? Серьезно? Видимо сейчас вызову гнев зубров геймдева, но ситуация представлена крайне однобоко.

Для начала, пожалуй, надо сразу проставить рамки, мы ведь сейчас говорим сейчас о российском геймдеве? А значит, мы говорим сейчас о российском рынке, на котором в целом дела не слишком-то хорошо, верно?

Пробежимся по тезисам:

  1. Зарплаты не растут как раньше? А почему они должны расти как раньше? Ситуация была аномальной, рынок рос взрывообразно, сейчас этого нет, поэтому сейчас рост зарплат нормальный, обычный и лучше, чем в целом по РФ.
  2. Время «вкусных» опционов прошло. Здесь аналогично. Да, прошло, вместе с завершившимся периодом взрывного роста.
  3. Мало умных кадров извне? Кадры из другой сферы приходят, но их здесь уже не ждут, здесь уже хватает людей с опытом именно в геймдеве. Ничего плохого в этом нет.
  4. Конкуренция за кадры извне. Да, ок, опять же, причина в том, что индустрия ещё не постарела, но в ней уже накопились опытные кадры, и они интересны и в других отраслях. Нюанс в том, что тот, кто хочет делать игры, не уйдет, им ещё и платят за это достойно, и это тоже нормально, каждый должен быть на своём месте.
  5. Тезис «люди уходят, а притока нет». Уходят те, для кого это был очередной интересный тренд, они так и будут прыгать по трендам, это просто стиль жизни. Остаются те, для кого геймдев сам по себе был целью. На тот объем проектов, что сейчас есть, тех, кто остался, вполне хватает. В итоге приток появится вместе с проектами, а они появятся вместе с тем, как растут спецы внутри компаний.

И да, люди едут за пределы РФ, но геймдев здесь совсем не особенный, это в целом для страны сейчас так.

А теперь немного о другой, позитивной стороне медали.

  1. Объём российского рынка в деньгах растёт, где быстрее, где медленнее, но растёт.
  2. У тех, кто работает на зарубежных рынках, всё шикарно. У варианта фифти-фифти, тоже все хорошо, ибо ФОТ в рублях, а заработки в зарубежной валюте в том числе. Те, кто работает только в России, ошибся в стратегии, и к рынку это имеет мало отношения.
  3. Я не могу привести пример отрасли в РФ, где всё сейчас все гладко. Или хотя бы лучше, чем в геймдеве.
  4. Во времена кризиса люди играют больше, что нивелирует потери от того, что они меньше платят.
Алексей Савченкоевангелист Epic Games

Раз в два-три года мы традиционно ритуально хороним индустрию, чтобы она ожила на утро с новой силой.

0

Алексей, цифр ПЛОХО и не будет, да кризис, да в кино и рестораны люди стали ходить меньше, не так как раньше. НО! Сидеть дома за компьютером не кто не переставал, рынок игр просто перестал расти снежным комом, но как рос так и ростет. Люди как игра, так и играют, тратят деньги и развлекаются тихо, мирно дома по онлайн.

0

А то что пишет Алёна Владимирская, так вы ее статьи почитайте у нее что не месяц или год - ВСЕ ПЛОХО И МЫ ПРОПАЛИ!

Гонка вооружений за последние 15 лет очень избаловала игроков. Если сравнить Quake 3 и того же Ведьмака 3, то тут такой прогресс, что цена игр за копию должна была бы вырасти раз в 100 (без учета кризисов и прочих крымов).
Консоли и фри2плей прогресс немного стабилизируют и замедляют. Но появление доступных инструментов "для людей из внешнего мира" и прочего "инди" тоже принижает цену и авторитет разработчика, как state of the art. Раньше было проще:"Смог сделать свой движок? Делаешь игры. Не смог? Не делаешь". Unity, Epic Games и Crytek можно считать основоположниками кризиса. Нельзя быть добрыми со всеми и разбрасываться многолетней интеллектуальной собственность. Обязательно кто-нибудь воспользуется добротой в своих корыстных целях.

Я тут попробовал вспомнить, какого очень крутого игрового продюсера забрало онлайн образование. Ну такого, чтобы он сел, придумал проект, довел до релиза, потом до сотен тысяч, а то и миллионов долларов дохода и... ушел из геймдева... в онлайн образование. Не смог. Наверное, есть примеры, но они очень редкие и никакого массового стока успешных (!) продюсеров из геймдева нет. Красивых громких мужчин, "стоящих рядом" с зарабатывающими играми - может и забирали массово, не без их личной инициативы... В общем высказывания не столько плохие или ошибочные даже, сколько однобокие. Видно, что Алена общается с некой гранью геймдева, в которой ситуация выглядит так. Вид этот грусноватый, но тоже имеет право на жизнь

а пиращика на азию вспомнил ? а то мы с коллегами не смогли (

0

ребята в группе PR in Gamedev пытаются вспомнить вроде...

0

Я про Инну Ушакову (Zenna Apps) думаю, но не могу никак ее в контекст выступления воткнуть.

0

Вставляй без контекста)

0

Елена Масолова? Pixonic > Eduson. Не совсем та ситуация, но самое близкое, что смог вспомнить.

0

я Елену никогда не знал, поэтому не хотел бы врать про ее прошлое, но мне она никогда продюсером не казалась. (со)Владелец бизнеса? Да... в едусон она пошла опять же им же) Формально ее никто не хантил)

0

Потому и говорю, что не совсем та ситуация, но ближе вроде нет.

0

Есть одна ближе и думаю речь про нее, но она комичная) в ЛС давай уже это)

В декабре 2014 помниться были другие слова - "работа в геймдеве снова станет престижной", "повезет играм для западного потребителя". А сейчас вдруг трудные времена настают)

а мусарня горит, а толя поет, а время идет (с) :)

Очень понравился ответ Сергея Орловского. Когда игры перестали быть творчеством и стали бизнесом - тогда и начался упадок. И теперь даже искренне хорошие проекты просто давятся теми, кто просто "больше вбухал".

Игры были, есть и будут бизнесом. Как и любой развлекательный продукт. Но никто не мешает делать бизнес с душой и оправдывать не только целевые показатели но и ожидания людей :)

0

Ну само собой, по хорошему двигателем процесса разработки должно быть желание сделать игру, а потом уже только зарабатывание денег.

А я поверил, что кто-то из Epic Games действительно дал комментария к этому бреду.

0

Почему бы не дать комментарий к посту в Facebook?

Я тоже клюнул на Epic Games в заголовке

0

И даже не упомянули Галёнкина?

0

он не комментировал оригинальный пост, тут нет внешних комментариев - только обсуждение из треда.

Абсолютно неправильная статья.
Почему никто из участников не взглянул на ситуацию глазами пользователей?
Помните ту супер-статью одного европейца про "кризис в музыкальном бизнесе"?
Выяснилось, что в самом музыкальном бизнесе нет кризиса, кризис - у больших компаний, которые не смогли справиться с прогрессом в компьютерных технологиях...
Так и с играми. Один я помню заметку про школьника из Ростова-на-Дону, который В ОДИНОЧКУ за три года сделал аналог World of Tanks?
Так что давайте называть вещи своими именами !

0

А итоговую свою мысль вы формулировать планируете или остановитесь на упоминании двух статей разной направленности?

0

Итоговая мысль так проста, что я подумал, что её все поймут без меня:
Нет кризиса на игровом рынке, просто произошло изменение правил работы игрового рынка.
Соблюдайте новые правила работы на рынке - и будет вам счастье.
Неужели непонятно?

0

нет, непонятно, у вас проблема вообще давно прослеживаемая с цельным изложением мыслей. Когда объяснили - к мысли претензий нет

0

Сергей, спасибо за комментарий.
Ещё один вопрос - "не в службу, а в дружбу":
вот на дисплее в правом верхнем углу я вижу своё фото в кружочке. А справа - число 24. (вчера было 13).
Вы знаете, что означает это число?
Это количество лайков на мои комментарии?

0

это количество взаимодействий с вашим профилем - ответных комментариев и оценок

0

Аналог - очень громкое слово, но если уж на то - World of БоевыеКорабли, а не Танки.

И да, факт есть - инструменты и среды разработки уже настолько низкий порог входа имеют, что любой школьник может свой WoBWob сделать, с вундервафлями и фритуплеем.

А толку? Я так понимаю, вы тоже плохо видите разницу между "сделать игру" и "сделать игру, в которую интересно играть", молчу про "игру, которой можно гордиться, как предметом искусства".
"Тоже" здесь - отсылка к "верхам", в виде зубров геймдева, и к низам, в виде школьников-геймдевелоперов.

Жаль, что мобильные разработчики - не программисты :)
Судя по тезисам поста, ТС негодует о том, что связанные с обслуживанием продукта кадры чересчур мобильны в отрасли в целом.
Покуда разработчики делают игры - индустрия будет жить. А эти ваши кризисы - нормальная и закономерная ступень развития любых процессов.

0

Вот, господин Сергей Бабаев, Алексей Замороженный быстрее вас понял мою мысль!

вы братья по разуму значит) Я в сторонке)

Тетку слушать можно только в Камеди-Клаб. Никогда ее по сути не воспринимал. А по сути, наши еще и не начинали геймдевить, одни фермы, да студентчиские работы.

0

Как могут кого-то успешного забирать из геймдева? Тут в целом можно много чего написать про изначальный пост (хотя зачем), но конкретно этот тезис абсолютно абсурден, как фактически, так и даже самой формулировкой, подразумевающей, что человек не сам принимает решение, а его кто-то там куда-то забирает. Ну и да, примеры в студию. Особенно продюсеров, ушедших в онлайн-образование.

Охохо, можно открывать шампанское - мастодонты конвеера клонов Farmville и жанров hidden object / Match3 пакуют манатки и собираются вымирать.

Смешно, когда взрослые дяди свой бизнес под баннером "лох - не мамонт" называют Геймдевом, с большой буквы, да и нужно быть полным кретином чтобы не предвидеть "трудные времена" для бизнес-плана "взять 5 приемов привлечения и удержания клиентов, не меняя содержания как можно быстрее наштамповать 1000 игр".

0

Господи, ты просто с языка снял, как боженька смолвил.

А у кого такой б/п?
Сходу смогу назвать одну успешную компанию, которая живет штамповкой клонов. И это не GI - что странно, ведь кроме Леонида там, кажется, никто не согласился с Аленой.

Вообще, рассуждения про бизнес-модель напоминают обратный карго-культ, мол любой дурак может построить самолет, берем рисунок самолета, кокосовую веревку, бамбуковую палку и начинаем ХУЯРИТЬ ПРОХОЖИХ ПАЛКОЙ ЧТОБЫ ОТСЫПАЛИ МИКРОТРАНЗАКЦИЙ.
Но нет, это так просто не работает.
Затруднюсь назвать другую профессию, где с такой же скоростью нужно осваивать новые трюки и приемы просто чтобы тебя просто не выкинули с рынка, пока ты ждешь появления новой ниши, куда еще, возможно, и не успеешь вписаться. Провел бы аналогию с твоей работой, чтобы нам было проще - но не нашел, кем ты работаешь :(

0

Кем я работаю не важно. И я не подписываю под одну черту АБСОЛЮТНО все геймдев фирмы, нет. Есть компании которые стараются выпускать относительно новые продукты, осторожно копая в корень и прогибая механики под игру, а не наоборот.

Но это редкость. И мне откровенно жаль "поломанных" геймдизайнеров из таких офисов, основной задачей которых годами является писанина сотен цитат для бота-помощника на ферме, или раскидывание объектов по нарисованным комнатам, или еще какая конвеерная работа без особого смысла и фантазии.

Лично мне крайне трудно общаться с такими "изуродованными" индустрией людьми.

Я им про Рафа Костера, они мне про монетизацию - такая вот грубая метафора.

0

Ну вообще-то очень важно кем вы работаете. Если вы тестер начинающий скажем - то это просто искажение вашего восприятия или реали тех компаний, которые вас были готовы приютить и обучить. Никто вам не затыкает рот(вы же не забанены скажем)) ) - но и большого внимания вашим словам тогда тоже можно не уделять. А вот если вы опытный продюсер - то поговорить интересно. Не призываю вас к диалогу, если что...

0

Ну вот именно поэтому и не важно :)
Я понимаю, у нас на этом все общество стоит - у кого рубль больше, тот и прав. Но извиняйте - устраивать браваду мелкими заслугами, меряться какими-нибудь метриками, стажем или занимаемой должностью я не буду.
Насколько выраженное мной мнение в той или иной степени объективный взгляд на вещи или сумбурный бред - решайте сами. Разработчиков игрового ширпотреба нагуглить несложно, как и проанализировать их линейки продуктов, как и посмотреть их вакансии и требования к соискателям, - это смотря какую часть из написанного мной вы хотите подтвердить или опровергнуть.

Как только перестает работать модель заработка, начинается поток слез. Это уже все было неоднократно.

ты про чью модель заработка - Алены?

Вкусные опционы, сладкая волна. Покормите ее кто-нибудь.

Не понимаю как это может мешать делать игры?
Меня пугает слово "опционы" - понятия не имею что это такое, и никаких трудностей в разработке не встретил из за этого.

ну кратко можно назвать системой мотивации на рост компании, не кратко (и не так косячно соответственно) лучше вычитать отдельно (ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD). На рынок разработки игр, заинтересованными в играх профессионалами, это не повлияло.

0

Давайте называть всё своими именами? Вы хотели сказать "делать демки в Unreal Engine", а не "командой в 50 человек делать игру для 50 000 000 пользователей, которая окупится за год и принесет прибыль"?

0

Я про проект который на конференции White Nights привлёк внимание EPAM, Nvidia и других крупных "богатых шишек геймдева" с которыми начат диалог по сотрудничеству.
Это если называть все своими именами.

0

Я так понял, Нвидеа уговаривала всех выходить на новом Щилде - им это нужно гораздо больше, чем разработчикам. Вы про это сотрудничество?

Не уговаривала, и не знаю как насчёт всех. Нвидиа готова инвестировать, это я точно знаю. Хотя инвестиции можно переформулировать как "уговаривать" :)

0

Про инвестиции не в курсе, это другое дело.

0

не мне пишете, но вмешаюсь...поясните идею плиз, очень много кавычек и намеков, как по мне, не понял к чему вы ведете и что пытаетесь подколоть? Масштаб современного геймдева? Анриал энджин? Маленькие команды? Все игры у которых меньше 50млн игроков?

0

Ребята, не пишите длинные комменты, лень читать

тяжко вам приходится с изучением классиков русской литературы наверное...

как бы и этот комментарий не превысил лимит по знакам :)

0

Вы же не хотите сравнить свой комментарий с произведениями классиков русской литературы ?

что вы, я даже не хочу продолжать эту беседу...

0

Новая монетизация от Кефира - OneLife

0

Нету материала :(

0

Офигенный комментарий от Савченко, возьму на заметку.

0

Мне кажется, единственный кризис в индустрии - это кризис идей. Никакие чудо-маркетологи и PR-специалисты по азиатским рынкам не смогут впарить очередной tower defense как что-то новое и захватывающее. Где страсть?

0

Идеи есть. Просто они эти идею зачастую есть у самих игроков.
Которые непосредственно не имеют шанса попасть без какого либо опыта и связей на должность гейм-диза.

Ну да, либо связи либо через постель.
И ладно бы продюсеры были, как в музыке или кино - спортивные, подтянутые... Но это же геймдев: тут продюссеры либо избыточно корпулентные, либо жутко бородатые, либо корпулентно-бородатые :(
Но за идею пострадать не грех! Вдруг первая же идея спасет продажи ассасина или поможет доте победить в моба-гонке - а первый раз, как известно, не считается.

Наверное, игроки предлагают разработчиков связывать, не иначе.

0

Ну сейчас многие для себя откроют такое чудо - как прототипирование ;)

Нет никакого кризиса идей. Большинству игроков не нужны новые игры. Им нужны старые игры с новым графоном, сюжетом, фишечками.

0

Ну это вы уже левую тему поднимаете какую-то

0

А пока что игровые рынки растут. А так же растет и доля крупных компаний в них.

Прямой эфир
Узнавайте первым
о важных новостях
Мы будем присылать вам только срочные уведомления в браузере
Mail.Ru Group получила полный контроль над «ВКонтакте»
Хочу знать!
Не нужно