Лого vc.ru

Александр Лысковский, основатель Alawar: Игры по фильмам — будущее кросс-промоушена

Александр Лысковский, основатель Alawar: Игры по фильмам — будущее кросс-промоушена

Игры по кинолицензиям долгое время считались самыми низкокачественными проектами, так как разрабатывались в условиях сжатых сроков и небольших бюджетов. Но с приходом мобильного рынка и free-to-play ситуация изменилась в лучшую сторону.

Александр Лысковский, основатель и генеральный директор Alawar Entertainment, рассказал ЦП о собственном опыте разработки мобильной игры по лицензии, будущем этого направления в индустрии и доходах таких известных лицензированных игр как The Simpsons: Tapped Out и «Холодное Сердце».

Поделиться

Игровая индустрия сама по себе достаточно молода, но внимание к ней растёт впечатляющими темпами. Всё больше людей понимает, что игры — это серьёзный источник прибыли, а в последнее время стало возможным ещё и не тратить огромные бюджеты на разработку AAA-тайтла, зарабатывая на мобильных играх и популярной сегодня модели монетизации freemium.

Как и любая другая индустрия, игровая не существует обособленно и привлекает внимание самых разных сфер бизнеса.

Например, создатели фильмов пытаются завладеть умами игроков чуть ли не со времени зарождения игровой индустрии как таковой. Одной из первых игр по фильмам была печально известная E.T., миллионы невостребованных копий которой в итоге решили от греха подальше зарыть в пустыне — настолько всё было плохо.

Долгое время проклятие плохой игры по фильму сохранялось, что можно легко проследить по рейтингу подобных игр на Metacritic — он редко переваливает за 60. Тем не менее, в последнее время произошло качественное изменение в жанре, связанное с переходом от платного к бесплатному контенту и freemium, и мобильные игры по фильмам сегодня воспринимаются пользователями гораздо лучше. Сказывается это и на выручке — микроплатежи в таких играх обеспечивают впечатляющий дополнительный источник прибыли от бренда.

Скажем, игра по хитовому мультфильму «Холодное сердце» — «Frozen. Free Fall» — заработала на данный момент около $10 млн и долгое время входила в топ-10 App Store в 64 странах. Один из наиболее успешных примеров кросс-промоушена в сферах телевидения и игр — это игра The Simpsons: Tapped Out от компании Electronic Arts. В то время как сам мультсериал уже не так популярен, как раньше, его вселенная прекрасно себя чувствует вне экранов телевизора в мобильном мире: daily revenue игры составляет почти $49 тысяч, а среднее количество установок в день — больше 25 тысяч. В конце 2013 года были опубликованы данные о том, что за первый год своего существования игра заработала $105 млн.

Причины популярности игр по фильмам на мобильных платформах просты: благодаря узнаваемости бренда, будь то фильм или сериал, повышается конверсия. Гораздо более вероятно, что пользователь «клюнет» на игру по «Ёлкам», чем на очередной китайский tower defense с эльфами и орками.

Отечественный рынок пока отстаёт, но с каждым годом хороших российских фильмов выходит всё больше, и их продвижение может быть не менее эффективным, чем у зарубежных. Сериальная индустрия в России и за рубежом также велика, и конверсия в ней ещё выше за счёт постоянного выхода новых серий.

Кроме того, исследования показывают, что киноманы — более продвинутые в техническом отношении люди (74% посетителей кинотеатров имеют как минимум четыре гаджета). А среди контента, созданного для гаджетов, до 40% составляют игры. Поэтому они уже сейчас являются одним из основных способов монетизировать те сервисы, которые связаны с потреблением контента через интернет и гаджеты: соцсети, мессенджеры, сторы и так далее. Даже когда идет речь о том, что соцсети зарабатывают на рекламе, огромная часть этого бюджета — реклама игр.

И всё же потенциал игр использован далеко не полностью. Сейчас чаще всего разработчики эксплуатируют раскрученность медийного бренда, чтобы получить больше выручки.

Модель обычно выглядит следующим образом: в раскрутку фильма вкладываются большие деньги, создается и популяризируется конкретный бренд, издатель получает дополнительные деньги, выпуская игру на основе бренда или лицензируя бренд для производства игры.

Очевидным последствием такой ситуации является создание игр только по топовым брендам, поскольку лишь они могут принести дополнительную прибыль. Однако значение игры можно сильно повысить. Игра может быть частью трансмедийной кампании по продвижению фильма.

Потенциал игры по продвижению медийного контента очень велик. Например, перспективной является возможность встраивания в игру инструментов прямой продажи билетов или переадресации пользователей на соответствующие сайты онлайн-продажи, инструментов переадресации клиентов на ресурсы, где медийный контент монетизируется через платный или бесплатный (с рекламой) просмотр.

При этом эффективность таких инструментов, в свою очередь, может быть значительно повышена за счет организации координированных мероприятий, проводимых внутри игры (конкурсы, события, фестивали), внутри групп фильма или сериала в социальных сетях, на сайте.

Игра может и должна стать инструментом дополнительного взаимодействия со зрителем, который как минимум удешевляет такое общение, а как максимум — приносит дополнительные доходы. Кроме того, возможно и включение таких опций, как общение пользователей между собой или оставление отзыва на популярных киносайтах с помощью игрового приложения. При таком подходе создание игр по медийным брендам перестаёт быть уделом только раскрученных топовых брендов и становится необходимым элементом трансмедийного продвижения для широкого круга видеопродуктов.

Более того, благодаря тому, что вовлечённость в игры гораздо больше, чем, скажем, при просмотре тематического веб-сайта или группы в соцсети, то и удерживать пользователя, транслировать ему контент она будет куда эффективнее.

В России прецедентов с превращением игры по фильму в канал дополнительного взаимодействия с пользователем не так много. Но буквально через неделю в кино выходит новая часть популярной франшизы, «Ёлки 1914», по которой компания Alawar делает одноимённую игру для пяти платформ в жанре «3-в-ряд» (уже доступна в Google Play).

Кроме собственно игры, в приложении можно купить билеты на фильм, а также получить свежую информацию о кино и дополнительные медиа-материалы. Мы гордимся этим проектом и можем смело говорить, что это вещь пусть и не масштаба киновселенной Marvel, но для российского рынка очень важный прецедент. Уверены, что в будущем игра как инструмент будет использоваться в нашей стране эффективнее, чем сейчас – благо, хороших отечественных фильмов становится с каждым годом больше.

Мы наблюдаем важные изменения в сфере развлечений: происходит консолидация различных средств развлечения для службы одному большому медиа-бренду. Процесс, запущенный когда-то экранизациями и «игроизациями» отдельных развлекательных франшиз, сегодня подходит к своему логичному развитию: появляется единое развлекательное поле, которое «покрывает» человека полностью, тем самым в разы повышая эффективность бренда как такового.

Посмотрите, например, на то, что делает Marvel со своей вселенной. Цикл, который в случае игр раньше состоял из действия «поиграть», сегодня разрастается до «скачать игру» — «поиграть» — «сходить на фильм» — «купить футболку или йогурт» — «посмотреть сериал по вселенной фильма» — «подписаться на группу в Facebook» и дальше.

В будущем связь между этапами этого цикла будет только укрепляться, и роль игр как самого интерактивного, гибкого и эффективного этапа в нём крайне велика.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

>Игры по фильмам — будущее
Погодите, я думал, что игры по фильмам, как и фильмы по играм – это наше прошлое и настоящее. Качественный прирост в последние годы связан, на мой взгляд, с общей популяризацией игр.

Вот ИГРЫ ПО ИГРАМ – это я понимаю, будущее. Пока что этот рынок изведан плохо, но Telltale здесь идет уверенным шагом, так что я ожидаю новых попыток и от других разработчиков.

Я думаю, Александр к тому, что бренд успешной картины сильнее и массовее бренда успешной игры. И "волна", накрывающая качественную (!) игру по фильму соответственно больше. Была беда с качеством, но сейчас заметно улучшение.

0

Это да. Качественная игра по качественному фильму имеет все шансы стать хитом.

Мы вот тоже запустили игру по мультфильму. Посмотрим, как пойдет :).

это вы молодцы, но последний ваш комментарий и соответствующие ему ответы от других пользователей - удалены. Лучше от подобных заявлений воздерживаться в будущем...

А кстати, игры по фильмам, очень круто! Только вот не говно неинтересное, а на самом деле что-то стоящее. Я не фанат игр, но во что-то классное поиграть часок могу. И если разработчики потратят много лет на что-то шедевриальное, типа игры по фильму Терминатор 2 или Трансформеры, тогда да! Но только чтобы сюжет был такой же, а не понятная чушь, и графика, а не так, когда выпустили Аватар по фильму. Это был просто жёсткий пиз...ц!

Не знаю зачем я это написал. Пошли в жопу.

Игры по фильмам страшное говно, как и наоборот.
Я сейчас имею ввиду всю историю игродела на ПК, в расчете на "узнаваемость" всем посрать на качество игры. Вспомните например Doom и кино Doom. Или Tomb Rider (кино). Или еще кучу дерьма, типа Alone in the Dark (кино).

Среди отвратительных игр по фильмам: есть например по How to Train Your Dragon игра. Отвратительна. Бесконечные низкобюджетки, где единственной фичей является рыло ГГ из фильма.

Есть и исключения (Batman) но их исчезающе мало. И они относятся скорее не к фильмам, а к вселенным (Marvels).

На телефонах наверное ситуация будет получше - никто не предъявляет (пока) требования к хорошему и качественному сюжету, а Unity дает одинаковое качество графики для любой студии. Так что в mobile покатит. Взял какой-нибудь "тетрис", прилепил к нему ГГ из какого-нибудь "Аватара" и греби бабло

Как вам последний "Властелин Колец"?
Симпсоны и Грифины мобильные (не важно сейчас отношение мобилкам в целом) - выполнены достойно. "Марвел: Чемпион" - достойный файтинг по супергероям. Тут важна динамика, и она положительная.
Плохие игры по лицензиям прибили в один год кучу трэш-компаний, а остальные стали умнеть на глазах.

South Park™: The Stick of Truth™ пока лучшее во что я играл в этой теме.

> Тем не менее, в последнее время произошло качественное изменение в жанре, связанное с переходом от платного к бесплатному контенту и freemium, и мобильные игры по фильмам сегодня воспринимаются пользователями гораздо лучше.

А откуда инфа о восприятии пользователями, интересно?
На мобилках пользователи вряд ли вообще знали, что у игр по лицензиям есть какая-то репутация. И если на консолях/пк игры выходят относительно нечасто, стоят денег и можно потратить время на сравнение/ревью, на мобилках это тысячи, тысячи в день, разумеется лицензию предпочтут какому-то непонятному IP. А так всё как и раньше: клон какой-то известной игры с другим скином, ноль новых идей, о каком «качественном изменении в жанре» речь, не очень понятно.

на самом деле это действительно важный момент - на мобильниках игры по лицензии не успели набить плохую репутацию в принципе. Тут два фактора: 1. сделать качественную мобильную игру по лицензии быстрее и дешевле, чем консольную. А если условия позволяют сделать хорошо, только идиот намеренно сделает плохо (примеры есть, но их меньше чем в больших платформах). 2. пик развития мобильного рынка пришелся уже на тот период, когда многие студии на подсосе заказов по лицензиям крупных издателей официально признались в финансовых проблемах. Т.е. эта бизнес модель (быстро-хреново-по лицензии) - уже стала умирать к тому моменту. В итоге ниша вполне хорошая, не дискредитированная

0

Ниша отличная, стоимость лицензий только ох. Ну, то есть лицензию по «Ёлки 1914» (что это вообще такое?) наверное не очень сложно получить, но что-то более-менее узнаваемое... Симпсонов и Фрозен делали внутренние студии компаний (интересно, у них есть какое-то лицензирование между подразделениями и как это вообще работает?), но чтобы получить любую лицензию для сторонней компании у того же Диснея надо столько денег выложить, что я такие числа только в кино и бюджетах некоторых стран видел, что автоматически закрывает нишу для почти всех разработчиков. И тут наверное возникает вопрос: нужно ли тратить очень много денег (с учётом того непонятно, отобьются ли они), нужно ли тратить немного денег на какую-то непонятную региональную лицензию (кому за пределами российского стора нужны российские лицензии? и кому нужен русский стор?) или лучше бы потратить те же деньги на маркетинг для своей собственной IP :/

0

Тут немножко про это успел рассказать Леша Сазонов - про их лицензию на Warhammer 40 000 siliconrus.com/2014/11/herocraft/

Лично я не вижу профита от локальной лицензии. Может так получиться, что вы и фикс на нее потратите, а потом еще и маркетинговый бюджет на ее популяризацию) Лучше в этом случае не жадничать и брать что-то общеизвестное, если средства позволяют. Мы сейчас интересуемся рядом крупных лицензии, которые можно применить к нашему файтингу, если выгорит - я поделюсь инфой на эту тему (в дозволенных NDA рамках конечно)

0

Про Вархаммер товарищи рассказывали, кстати, что его довольно просто получить, но у этой лицензии есть проблемка: очень рьяные и хардкорные фанаты, которые обосрут всё, что не поправилам; в то же время казуалы о ВХ ничего не знают. Получается не совсем понятно, за что платишь. У Herocraft как раз, по моему скромному мнению, получилось как раз это непоймичё: от ВХ там только картинка и графика, а сама игра, к сожалению, не очень (возможно исправили что-то в новых версиях и возможно она очень прибыльна и моё мнение нерелевантно).

0

У вархаммера охват "чета слышавших" большой на самом деле. Поймут не все, но знакомое название сагрит пользователя и привлечет к иконке игры лишнее внимание в сторе. Тут не прогадали. Про игру ничего не скажу, не так много играл - не фанат тактики в целом. Что лицензия из-за хардкорности ее аудитории сложная - соглашусь.

Да, конечно, внимание в любом случае привлекает. А померить, стоила лицензия того внимания или нет, наверное невозможно :)

0

Елки - это фильм Елки, новые части которого запускают перед НГ вот уже несколько лет. Такая стабильная "новогодняя премьера". Для отечественного рынка - хорошая ставка. Для мирового - нет, разумеется.

0

С одной стороны это правильно, с другой как-то эта тема заезжена. Вот сейчас популярны игры про зомби, все так и думают, что заработают миллион долларов сделав перса и ботов, которые на его бегут (безусловно есть и нормальные). Кстати, на счет популярности, сейчас каждый будет делать клон Rust or DayZ.

0

На подходе фильм по ВОВ, фри ту плей во Вахе и фильм по нему же Инквизитор. Тоже интересно будет поглядеть, что получится на выходе.

0

"Долгое время проклятие плохой игры по фильму сохранялось, что можно легко проследить по рейтингу подобных игр на Metacritic — он редко переваливает за 60. Тем не менее, в последнее время произошло качественное изменение в жанре, связанное с переходом от платного к бесплатному контенту и freemium"

Этот тезис очень сомнительный. Хороших игр по фильмам хватает и их было много задолго до эпохи расцвета бесплатного контента. GoldenEye 007, The Chronicles of Riddick: Escape From Butcher Bay, Dune, Indiana Jones and the Last Crusade: The Graphic Adventure, Blade Runner, изрядное количество игр по "Звездным войнам" - от Super Star Wars до Star Wars: Knights of The Old Republic, ряд проектов по "Звездному пути". Если учитывать и мультики, то можно вспомнить The Adventures of Batman & Robin, The Simpsons: Hit & Run, Castle of Illusion Starring Mickey Mouse, шикарные платформеры от Capcom по динеевским мультфильмам - DuckTales, Darkwing Duck, Aladdin.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Андрей Суханов

Не только крупный бизнес двигается по "трендовым" мемам, но и мелочь за ними поспевает)
sweetbags.ru/news/vzhuh-jeto-kakaja-to-sumochnaja-magija

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Valentin Dombrovsky
Travelabs

Вы будете смеяться, но акками компаний, вероятней всего, рулят миллениалы.

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Valentin Dombrovsky
Travelabs

Северсталь -> ТУИ -> Утконос - казалось бы, странная передача "эстафеты"... Если не вспомнить, что это всё компании Мордашова.

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Дмитрий Красильников

разработчик mYgento это, конечно сильно.

Наиболее высокооплачиваемые ИТ-вакансии в городах России и Казахстана на сайте HeadHunter за ноябрь
0
Юлия Панецкая

Вы сделали мой день)

«Товарооборот на 44% превысил ожидания маркетологов»: история акции с «Прилипалами» в «Дикси»
0
Показать еще