Лого vc.ru

Вызовите мозг на поединок: во что лучше играть, чтобы стать умнее

Вызовите мозг на поединок: во что лучше играть, чтобы стать умнее

Аналитик и тренер по креативному мышлению Кася Шаховская написала для vc колонку о том, зачем корпорации строят в своих офисах игровые комнаты, как, играя, каждый может стать почти гением и почему офисные клерки должны разбираться в видеоиграх.

Дети с рождения узнают жизнь через процесс игры, который улучшает память, стимулирует рост коры головного мозга, добавляет удовольствие в процесс обучения и значительно ускоряет развитие человека. Игра учит мыслить креативно и находить ответы на вопросы, имеющие несколько решений.

Привычка легко запоминать интересное сохраняется у человека и во взрослом возрасте. Вы можете играть в одиночку или с животным, но лучше позовите несколько человек, чтобы дать мозгу отдохнуть от сенсорной перегрузки электронными гаджетами и улучшить ваши социальные навыки.

С помощью игр можно также сделать любую работу более продуктивной и приятной, чем с радостью пользуются международные корпорации, позволяя своим сотрудникам развлекаться в офисе. Почему играть полезно?

1. Игры помогают снять стресс

Благодаря естественной реакции на опасность стресс переводит людей в боевое состояние. Когда это происходит, надпочечники выбрасывают в кровь гормон кортизол, что дает телу прилив энергии и силы. Краткая мобилизация всех ресурсов тела, сменяющаяся затем периодом покоя, благоприятна для человека.

Но постоянный стресс истощает организм и приводит к еще большему стрессу. Получается замкнутый бублик. Бороться с этим можно, например, нейтрализуя кортизол другими гормонами, отвечающими за ощущение счастья. Игры могут помочь человеку добывать такие гормоны радости.

Эндорфины, вырабатывающиеся от физических нагрузок во время активных и спортивных игр, способствуют общему ощущению благополучия и даже могут временно облегчить боль. Видеоигры активизируют выработку дофамина, отвечающего за чувство веселья.

Именно дофамин толкает людей на подвиги и открытия (в надежде найти новый источник стимуляции), поэтому он помогает человеку решительно выбираться из стрессовых ситуаций. Социальное взаимодействие с коллегами во время игр также помогает почувствовать себя более защищенно.

2. Игры улучшают работу мозга

Логические игры, головоломки и особенно шахматы действительно делают вас умнее, развивая обе половины головного мозга, помогая научиться творчески мыслить, улучшить память, концентрацию и стратегическое мышление.

Мозг игроков в шахматы не похож на среднестатистический. Например, у великих гроссмейстеров он отличается большей активностью лобной и теменной коры — именно тех участков, которые ответственны за фокусирование на решении проблем и осознанность. Не нужно заниматься шахматами всю жизнь, чтобы стать немного умнее.

Школьники в Австралии, игравшие в шахматы в течение 18 недель, показывали более высокий уровень интеллекта, а студенты, которых научили играть на первом курсе университета, на старших курсах были более академически продвинуты, особенно в математике, анализе и способности логически мыслить по сравнению с контрольной группой, в шахматы не игравшей.

3. Игры улучшают отношения

Совместное веселье и игры могут способствовать сопереживанию, состраданию, доверию и близости с другими людьми. Офисные игры — это отличный способ сплочения команды. Игрой может быть не только специфическая активность, но и состояние ума.

Развитие игривого веселого характера может помочь вам расслабиться в стрессовых ситуациях, сломать лед в общении с незнакомыми людьми, завести новых друзей и формировать новые деловые отношения.

4. Игры сохраняют здоровье

Азарт и веселье возвращают нас в детские годы, дают прилив энергии. Как говорил Джордж Бернард Шоу: «Мы не прекращаем играть, потому что мы стареем; мы стареем, потому что перестаем играть».

Счастливые и веселые люди более устойчивы к болезням и на 35% меньше рискуют умереть. Может быть, вместо очередной прививки от гриппа предложить своему работодателю в этом году сделать в офисе новую комнату отдыха с диваном и настольными играми?

Мобильные приложения с играми для тренировки мозга

Если вам важно видеть прогресс и результаты развития, начните заниматься со специальными программами в телефоне. Я пользуюсь Lumosity или Peak. На мой взгляд, это две лучшие системы логических развивающих игр для взрослых. Бесплатная версия позволит вам тренироваться с новыми играми каждый день и сравнивать результаты, платная — даст доступ к десяткам игр и расширенной статистике.

Существуют исследования, подтверждающие и опровергающие эффективность этих приложений. Однозначного ответа нет. Я пользуюсь ими, чтобы сконцентрироваться. Во время сложного рабочего дня, в понедельник или перед важной встречей я часто играю одну-две игры. Это занимает всего несколько минут, но последующие два часа мои мозги работают как от чашки хорошего эспрессо.

К сожалению, подобные игры хотя и довольно «вкусные» своей интересностью для мозга — все же не дают человеку новых знаний, а лишь совершенствуют имеющиеся навыки. Оказывается, не только мышцам тела для роста нужен отдых после тренировок, но и главному мыслительному органу человека тоже нужны передышки.

Исследования показали, что если наш мозг упражнять слишком часто по одному и тому же принципу, то он привыкает и перестает развиваться. Поэтому рассматривать такие приложения стоит только как один из инструментов развития для игры несколько раз в неделю или реже.

Чем полезны для мозга компьютерные игры

Исследования демонстрируют длительный положительный эффект от видеоигр для таких основных психических процессов, как восприятие, внимание, память и принятие решений. Активные видеоигры требуют, чтобы игроки быстро двигались, следили за многими элементами одновременно, сразу же обрабатывали новую информации и выдавали решения за доли секунды.

Многие из способностей, отточенных такими играми, психологи считают основными строительными блоками интеллекта. Они помогают улучшению пространственного внимания, развивают способность отслеживать движущиеся объекты, снижают импульсивность, помогают преодолеть дислексию.

Видеоигры улучшают способность мозга решать несколько задач одновременно (мультитаскинг) и повышают гибкость ума (исследования один, два и три).

В Женевском университете профессор Дафна Бавельер сравнила визуальные способности геймеров и не-геймеров. Испытуемые должны были следить за положением нескольких объектов, движущихся на экране, и постоянно переключать свое внимание с одной части экрана на другую, в то же время оставаясь бдительными для других событий.

Оказалось, что люди, которые играют в видеоигры, выполняют такое задание значительно лучше, чем те, кто этого не делают. Такая игра учит мозг обрабатывать входящую визуальную информацию эффективнее и быстрее.

В другом исследовании испытуемые играли в Super Mario в течение двух месяцев, а их мозг с помощью МРТ изучался медиками Института развития и обучения человека имени Макса Планка в Берлине. Они обнаружили, что три области мозга выросли в объеме: префронтальная кора головного мозга, правый гиппокамп и мозжечок (все они участвуют в навигации и точности управления моторными функциями).

С точки зрения нейрологии, видеоигры сами по себе буквально являются противоположностью депрессии. За последние несколько лет многочисленные исследования, в том числе в Стэнфордском университете, уже заглянули в мозг геймеров.

Их результаты показывают, что, когда мы играем в видеоигры, две области мозга постоянно гиперстимулированы: система внутреннего подкрепления, отвечающая за мотивацию и ориентацию на цель, и гиппокамп, связанный с обучением и памятью.

Люди в процессе игры постоянно сосредоточены на цели. Нужно ли им решить загадку, найти скрытые объекты, достичь финиша или набрать больше очков, чем у других игроков — цель акцентирует наше внимание и создает ощущение мотивации и определения. Пока мы ориентированы на успех и ожидаем награды, мозг стимулирует нас приятными ощущениями. Поэтому люди испытывают радость от игры, что помогает бороться с депрессией.

Исследовательская группа, возглавляемая профессором Салли Мерри из Оклендского университета, разработала ролевую игру для подростков Sparx, основанную на принципах когнитивной поведенческой терапии (КПТ — прим. ред.), которая призвана помочь молодым людям справиться с депрессивными расстройствами.

Эта игра значительно уменьшает депрессию, безнадежность и беспокойство у молодых игроков, и она так же хороша, как традиционные методы лечения. Разработчикам игры удалось сделать Sparx интересной: большинство молодых людей, попробовавших в нее поиграть, заявили, что будут рекомендовать Sparx своим друзьям.

Видеоигры улучшают производительность труда, особенно для профессий, требующих хорошей координации «глаз-рука-внимание-память» и быстрых решений. Например, геймеры лучше обращаются с дронами, даже если никогда не обучались быть пилотами, а молодые неопытные хирурги, также бывшие заядлыми игроками, во время исследования превзошли опытных хирургов: новички совершали на 37% меньше ошибок и заканчивали операции на 27% быстрее.

Видеоблогер Алекс Олней тестирует манипуляторы игры «Underground»

Хирург Хэнк Хоедэмакер создал игру «Underground» для Nintendo. В ней двое друзей проходят через тоннели, а управление игрой осуществляется с помощью специальных устройств, похожих на медицинские. Игра учит базовым навыками хирургии. На этом видео понятно, как работает механизм манипулирования, а здесь сами создатели объясняют все принципы.

Вариант для вашей бабушки

Видеоигры помогают остановить снижение умственных способностей, сопровождающих старение. Когнитивная гибкость, внимание, оперативная память и абстрактное мышление — все это имеет тенденцию к ухудшению с возрастом.

Но не обязательно становиться овощем, который ничего не понимает: покажите своим бабушкам и дедушкам компьютерные игры. Многие эксперименты с пожилыми участниками показывают значительное улучшение всех этих способностей после игры.

Угадайте игру, полезную для пожилых людей? World Of Warcraft (WoW — прим.ред.). Другие исследователи изучили реакцию людей в возрасте от 65 до 77 лет. Ученые выбрали WoW, потому что игрокам во время прохождения необходимо одновременно обрабатывать и держать в памяти большое количество информации.

Сначала участники прошли тесты, чтобы оценить свои игровые навыки, двигательные рефлексы, время реакции и когнитивные способности. Затем каждый участник две недели вечерами играл в течение двух часов.

После группу проверили еще раз, и результаты показали даже те, кто изначально получил самый низкий бал. Некоторые геймеры-новички даже превзошли тех, кто изначально играл хорошо. Исследователи пришли к выводу, что эта игра может повысить нейронную пластичность у пожилых людей.

Профессор Адам Газзалей из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и команда дизайнеров создали игру Neuroracer специально для пожилых людей.

Я заинтригован идеей, что в будущем психиатр или невролог уже не будет выписывать рецепт на лекарство, а напишет что-то вроде «каждый день играть по три часа два месяца в эту игру» Это будет рецепт цифровой медицины.

— Адам Газзалей

Во время игры человеку необходимо управлять автомобилем и параллельно выполнять другие задачи. Уже после 12 часов использования показатели пенсионеров улучшились, и они уверенно обыгрывали двадцатилетних детей, пробующих систему впервые. Ученые также заметили у пожилых людей улучшение рабочего объема памяти и внимания.

Игры в корпорациях

Если вы все еще опасаетесь вредных эффектов от видеоигр, существует множество поводов присмотреться к ним: положительные эффекты от умеренной игры (без насилия в ней) можно назвать реальными. Видеоигры способствуют развитию навыков, приобретающих в современном мире все более важное значение.

Даже короткие сессии в смартфоне помогут вашим сотрудникам расслабиться. Исследования показывают, что если работники проводили около двадцати минут из восьмичасового рабочего дня, играя в простые игры на своих телефонах, то чувствовали себя счастливее.

Конечно, никакой работодатель не хотел бы, чтобы его команда регулярно отправлялась в игровой мир вроде «Цивилизации» на несколько часов или даже дней. Поэтому идеальные игры для офиса — командные и не требующие сессий дольше получаса.

Я видела семь офисов Google, в том числе огромный в Цюрихе, два в Лондоне и в Нью-Йорке. Игровые комнаты наполнены книгами, настолками и автоматами. Еще там есть теннис, бильярд, баскетбольные кольца и ворота для минифутбола и даже поле с лунками для минигольфа.

Но больше всего меня порадовали комнаты с музыкальными инструментами. Ведь сочинение музыки — это не только самая лучшая тренировка для мозга, но и прекрасный способ развития идеального управленца, внимательного к деталям и обладающего стратегическим мышлением. Все это тренирует музыкальная деятельность.

Думаю, вам в офисе тоже совершенно необходимы несколько гитар и барабанная установка в звуконепроницаемой студии. Представьте картину: ваш лучший продавец Вася, красный от бешенства, летит на метле из переговорки в такую студию, прыгает за барабанную установку и десять минут по ней молотит со всей дури «сонату номер всех-ненавижу».

Потом выходит улыбающийся, меняет мокрую рубашку, и через 20 минут после осатанения он снова может разговаривать по-человечески. Больше не нужно тратить человеко-часы и дорогой виски для аналогичного эффекта. А того паренька-геймера, любителя стратегий из отдела техподдержки, попробуйте перевести в аналитику. У него получится делать бомбические отчеты.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru.

Потрясающий материал. Кате огромное спасибо за подборку. Посмотрела все ссылки с большим удовольствием. :)

Хотелось бы немного дополнить.
2 года назад мы начали разрабатывать игру в виртуальной реальности Cerevrum Game cerevrumgame.com/ ,так как многие brain trainings apps очень скучные, а такие как Lumosity вообще не эффективны. A вот год назад сделали исследование в рамках нашего проекта. Отчет можно посмотреть вот здесь: cerevrum.com/uploads/presentations/CerevrumGame_Results.pdf

Честно скажу, установок у нас через Окулус Стор для GearVR не много, около 150.000 всего лишь. Но на следующей недели мы запустимся на Rift с Touch контроллерами и Steam (HTC VIVE). Хочется верить что с контроллерами эта игра станет веселее.
Буду рада ответить на все вопросы. Если вдруг.

0

Касе:)
Телефон меня неправильно поправил.
Приношу извинения.

Почему это играть в люмосити не эффективно?) 2 раза покупал премиум аккаунт на год и остался доволен.

Лично мне очень понравилось и положительный эффект я ощутил, хоть его и сложно описать словами :)

После регулярных игр, мозг ощутимо стал "живее". Я стал быстрее считать в уме. На кассе в Ашане с точностью до десятков знаю, какой будет общий чек, даже если покупка на 1500 грн. и в корзине 50 товаров.

Легко стал запоминать цены на разные продукты в разных магазинах, даже если это весовой товар. Еду по рынку, смотрю на мандарины за 23,99, а в уме всплывает картина с мандаринами из Фоззи по 19,99 + отчетливо помню, как они выглядят и понимаю, что в Фоззи мандарины не только дешевле, но и лучше. Одними мандаринами дело не ограничивается :) Так практически со всеми продуктами, которые я регулярно покупаю.

У меня всегда была проблема с запоминанием имен. После регулярных игр в люмосити эта проблема прошла. Мало того, я начал вспоминать, как зовут друзей из детского сада и воспитательниц.

Мозг стал лучше вспоминать прошлое. Я поражался, как много я начал вспоминать событий и людей из своей жизни. И воспоминания эти очень детальны. Ребята, очень детальны! :) Например я могу детально, по часам, описать весь день 31 декабря 2010 года.

Значительно улучшилась концентрация. Я думаю, не потому, что люмосити тренирует концентрацию, а потому, что усилилась ментальная энергия в целом. Типовые умственные задачи решаются практически без затрат энергии, которую можно пустить на концентрацию.

В целом, мозг стал легко мыслить масштабно. В уме длительное время удерживаются большие массивы разнородных данных.

Повысилась стресоустойчивость.

Лично я рекомендую всем люмосити.

0

Я тоже несколько лет пользуюсь этой игрой, и вижу результаты, но научного доказательства в виде исследования серьезного я не нашла.

У меня муж всерьёз думает над тем, стоит ли в резюме указывать многолетний опыт игры в ММОРПГ, в том числе успешное руководство крупными гильдиями :) Слишком у многих ещё прочно сидит в голове стереотип, что игры - это только развлечение и ничего полезного дать не могут.

Зависит от сферы. Для некоторых работодателей такое дополнение будет как сокровище, а кто-то не только не поймет, но и сочтет легкомысленным. И зря.

я несколько лет играл тоже в ММОРПГ (WoW) на евро-сервере. постоянное общение с "бургами", как-то сам по себе подтянулся разговорный английский, указал этот период в резюме, написав, что был в длительной командировке в ряде европейский государств. раза 3 устраивался с этой строчкой на работу, было большим плюсом. так что главное как подать)

0

Оригинально) Стоит взять на заметку.

0

"Три раза устраивался с этой строчкой на работу" звучит как "я был женат три раза, и все три раза успешно"..

0

а что мне, на одной работе всю жизнь сидеть? будет и 4, и 5, и 10 если потребуется.

Социальное взаимодействие с коллегами во время игр также помогает почувствовать себя более защищенно. - это гормон окситоцин (доверие к миру).

По поводу дофамина хотелось бы сказать - он заставляет действовать перед получением вознаграждения. Как раз наивысший пик достигается во время действия для получения желаемого. В момент получения награды он снижается. Так вот - видеоигры и другие искусственные методы получения дофамина приводят к дофаминовой зависимости в связи с уменьшением чувствительности дофаминовых рецепторов. Нужно очень аккуратно и эффективно взаимодействовать со своей гормональной системой и выстроить ее так, что при, казалось бы, незначительной активности (книжку почитать, на тренировку сходить, денег заработать:) ощущения от этих действий будет значительно приятнее, благодаря тому что рецепторы дофамина чувствительные. Это как с ожогом языка - после ожога плохо чувствуется вкус, температура, но как только они восстанавливаются - все возвращается. Именно так природой и задумано, а не имитацией удовлетворять потребность, повышая дозу. Это что касается гормонов. А в целом статья интересная и игры - полезная часть жизни, правильно только ней управлять нужно.

0

Самый правильный комментарий.

0

И как-нибудь можно этим рецепторам повысить чувствительность?

0

Можно, снижая нагрузку на эти рецепторы - воздержание от информации (отложите на время ленту фб, вк и т.д.), половое воздержание (разумное), ограничения в пище. Можно для общего понимания это видео посмотреть - vk.com/video-116156521_456239055.

Потренируйтесь :) Простая и посложнее. Ответы не писать.

0

в смысли не писать) давайте кто нить правильный, а то я слабоват. За один ход там или как?

0

Надо найти сильнейший ход, который приведёт к выигрышу за белых.
Непонятна первая или вторая?

0

Под выигрышем (вообще всегда) подразумевается мат или большие материальные приобретения. Мата в 1 ход там нет.

Первая совсем простая, вторая поинтереснее, но тоже просто)

Так по мне такие игры как кс го, дота также хорошо развивают мыслительные способности, реакцию и т.д. Большинство людей критикующих такие игры сами проводят вечера за просмотром фильмов, хотя фильмы как раз и не дают нагрузку на мозг. Единственный минус в этих играх, это то, что в них в основном играют школьники, которые кроме игры в жизни больше ничего не видели и никак развиваться больше не хотят)

0

Да, развивают. В некоторых пределах.

0

в CS:GO слишком слабые боты, в 1.6 я на Expert не мог вынести 1 против 2, а тут слишком просто.

Так с ботами же не интересно, надо с живыми людьми играть))

0

я люблю Backalley и 747, так что трудновато с людьми.

0

А как же серия Portal, например?
Ну и в хороших, годных РПГ нет ничего плохого.

0

Про шахматы и предпринимательство
youtu.be/9pq9DzQOpKk?t=2m58s

Попробуйте Syncomania. Там надо управлять сразу четырьмя героями, при этом решая логические головоломки и стараясь по ходу оптимизировать процесс. Согласно исследованиям, наш мозг способен одновременно выполнять не более 7 операций. Вот эта играчка - практически на грани возможностей. Мозг скрипит, но привыкает. goo.gl/CfFI39

0

Есть игры, у которых цель напрямую развивать мозг. Недавно играл в Lumosity. Когда надоела начал играть в Elevate и Peak.

Прямой эфир
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления