Лого vc.ru

Геймификация для персонала: Встреча нового сотрудника как увлекательный квест

Геймификация для персонала: Встреча нового сотрудника как увлекательный квест

Кирилл Наумов, директор по продажам и маркетингу строительной компании Firstville, написал для ЦП колонку о том, как превратить процесс адаптации нового сотрудника в команде в «квест», помогающий новичку быстро сориентироваться в коллективе и скорее приступить к работе.

Поделиться

Нет. Я не буду терпеть! Я свободный человек и легко смогу найти новую достойную работу. Да что он возомнил о себе?! Царек. В отпуск нельзя, за переработки не платит, зарплату задерживает, хамит и унижает. Пошел в… Ноги моей здесь не будет!

Знакомый внутренний монолог? Уверен, хотя бы раз в жизни вы проговаривали похожий эмоциональный текст и спустя какое-то время либо продолжали терпеть, либо увольнялись.

Я выбирал второй вариант просто потому, что не выношу идиотов. Они меня не переваривают тоже, видимо, догадываясь, как я окрестил их, руководствуясь профессиональными навыками и качеством проделанной работы. Мне повезло. Идиотов я встречал крайне редко, но, пожалуй, чтобы отличить профессионала от идиота, иногда необходимо поднатореть во встречах с примитивными инфузориями.

Мы не любим менять работу. Во-первых, из-за страха не найти подходящий вариант и потратить много сил впустую. Во-вторых, большинство из нас ленивы в подборе подходящих вариантов: здесь мой стул, начальник меня знает, я крестил его детей, можно ходить на перекур в любое время. Зарплату не задерживают. Кайф. Дешевая столовая. Красивая секретарша. Вкусные котлеты. Не контролируют мои посиделки в интернете. Или контролируют, но вида не подают. Если есть на свете рай…

Уверен, многие из читателей — совсем не такие. Я утрирую, но мы постоянно встречаем людей, которые жалуются на свою работу, и у меня даже перестала возникать мысль сказать громко и четко: «Так поменяй ее уже наконец». Мы всегда находим оправдания находить оправдания. Мы их вызубрили и талдычим всем возможным друзьям и знакомым. Да, у нас кредиты и многочисленные ипотеки. Да, мы снимаем квартиры. Да, нам надо кормить детей. Да, нам надо обеспечивать семью. Да, да, да.

Но жить и работать надо там — по крайней мере, стремиться и прикладывать максимум усилий — жить и работать надо там, где вам комфортно. Я уверен, что в 20 лет мне было бы вполне комфортно жить на нефтеперерабатывающей станции в датских морях на огромном корабле, работая вахтовым способом, потому что в таком возрасте — это приключение. Мы перестали думать о приключениях, а жизнь — это, скорее всего, самое интересное путешествие, и неужели его нужно прос… просидеть в неприятном офисе с неприятными людьми?

Мы с вами родителей не выбирали, но в выборе профессии и компании — мы короли! Мы Шивы! Только успевай отправлять резюме и корректировать его под перечисленные требования (как вам такой лайфхак? Долго и странно — согласен).

Представим, что текст вас воодушевил и вы приняли смелое решение: сменить место работы. Представим, что вы откликнулись на миллион вакансий, и вам пришло пять приглашений. Не смотрите на конверсию откликов. Она непредсказуема.

Как-то ко мне на собеседование пришел молодой человек с MBA и тремя высшими образованиями, с опытом работы в Англии более трех лет на позиции менеджера по продажам. Он три месяца ходил по собеседованиям в России.

Есть такой термин — overqualified specialist. Иногда, когда я больше месяца не мог найти работу, я называл себя именно так.

Жена упростила термин, интонацию, да и подтекст, но я был уверен, что ее посыл примерно такой: мой муж слишком хороший специалист со слишком хорошим опытом работы в слишком хороших компаниях. По правде говоря, было лето, и найти работу в июле действительно сложно.

Вернемся к нашей истории: вам пришли приглашения. Вы нагладили брюки, рубашку, поставили телефон на вибросигнал и отправились в неизвестный бизнес-центр (если повезет, офис может оказаться в самом необычном месте — в институте, в гаражах, на складе, у черта на рогах). На проходной предъявили документ, удостоверяющий личность, и, натянув самую обаятельную и неагрессивную улыбку из арсенала обворожительных и упомрачительных улыбок, шагнули в лифт.

Шагнув в лифте в здании БЦ «Москва-сити», например, можно приехать немного не на тот самый этаж, который вам нужен. Будьте внимательны и осторожны. Двери закрываются. На рецепции вас встречает симпатичная секретарша (плюс 5 баллов к рецепции и 2 балла за симпатичность).

Она интересуется целью вашего визита, вы вежливо, немного кашлянув (утро, еще ни с кем не успели пообщаться, поэтому голос непривычно высокий или низкий для вас — рекомендую до встречи с рекрутерами поговорить с самим собой, настроив речевой аппарат. Актерские разминки и скороговорки тоже не помешают — никто не любит слушать зануд и прислушиваться к вашей великой истории жизни).

Так вот, она вежливо спрашивает фамилию рекрутера и просит присесть на удобные диваны в холле. Для тех соискателей, которые давно ходят на собеседования, момент присаживания на диван — самый приятный: на тебя никто не смотрит (ниндзя), ты никому не интересен (фонарщик из «Маленького принца» — самая экзистенциальная роль в детской книге), ты Каспер — призрак из мультфильма.

Появляется она. Редко он. Чаще она. Ей чуть за сорок, на ней очки в роговой оправе, она улыбается. Вы узнали эту улыбку: утром, перед зеркалом, вы тоже пытались ее надеть, но она не очень хорошо сочеталась с синим галстуком. Ощущение, что вы уже встречались, не покидает вас обоих ни на минуту. Еще бы: для нее вы уже двадцать девятый рассказчик небылиц только за сегодняшнее светлое утро, для вас — она уже триста двадцать шестая женщина в роговой оправе и чуть за сорок.

Вы проходите в приятную переговорную, садитесь, и тут начинается «Санта-Барбара». Она подает вам давно знакомые реплики, вы ловко маневрируете между шутками и серьезными цифрами о планах продаж и достижениях, она продолжает изображать Мюллера из «Семнадцати мгновений», вы, как Штирлиц, молниеносно парируете все возражения, не забывая как Плейшнер посматривать периодически на окно: цветка быть не должно, иначе провал.

Цветок — это ваши завышения показателей, присвоение чужих достижений, слишком яркое описание предыдущей компании, которую вы так любили, но уходите по причине «надоело», «некуда расти», «хочется попробовать себя в новой сфере» и бла-бла. Потом вы приходите еще на одно собеседование, с непосредственным руководителем, он старается не задавать банальных вопросов, демонстрирует свои знания, выглядит добрым самаритянином, как гаваец, первым шепнувший своему другу, что в этом Куке что-то есть, пряча за спиной хмели-сунели. Спустя пару дней вам присылают оффер. Вы приняты!

Первые дни работы на новом месте являются наиболее стрессовыми для любого сотрудника. Вам необходимо совершить множество действий на открытой и незнакомой местности.

  1. Познакомиться с коллегами.
  2. Узнать расположение всех необходимых объектов (бухгалтерия, отдел персонала, рабочее место, кабинет руководителя или свой кабинет, столовая или кухня, курилка, ближайший кулер, зона отдыха, принтер и сканер, секретариат и много-много всего полезного).
  3. Запомнить имена коллег (редко при ошалелом утреннем знакомстве активизируется память. Напомню, что активизируются стресс и подхалимство, даже если вы — серьезный и взрослый человек. Модель подыгрывающего и подающего не отпустит вас в течение как минимум пяти дней, а то и всех трех месяцев испытательного срока).
  4. Настроить почту и доступы.

Здесь я немного поделюсь своим опытом первых рабочих дней. Компанию называть не стану. Приводить к ним лидов после прочтения инструмента — последнее дело. Объясню свой настрой: такого наплевательского отношения в первые два дня я не видел нигде.

Я лишь скажу, что компания, в которой мне пришлось трудиться меньше трех недель и откуда я с радостью убежал, высказав все, что я о них (владельцах) думаю, занимается современными маркетинговыми инструментами, и я бы никогда не подумал, что подобные стартапы могут так плохо выстраивать отношения с топ-менеджментом компании (я был третьим в иерархии компании после двух владельцев).

Но суть сейчас не в моей демотивации, а в первых пяти часах, когда первый звоночек безумным набатом прошелся по моим нежным ушам. Мое рабочее место не было подготовлено никак. Его просто не было. Я сидел целый час и ждал, когда два кофаундера, генеральный и исполнительный директор придумают, куда посадить руководителя отдела продаж.

Сложная задачка, не правда ли? Необходимо просчитать все варианты, выстроить стратегию и только потом принять решение. Приняли решение и дали компьютер. На компьютере не работал тачпад. Стали искать мышку. Нашли мышку. Не сделали почту. После обеда придумали почту и пароль, передали на бумажке. Wi-Fi тормозил на фоне всех этих мучений нещадно. База знаний оказалась в одном месте, документы на Google Drive, еще документы в другом облачном сервисе.

Доступ к Google Drive, на котором хранились все пароли от многочисленных сервисов для получения знаний и доступов в разные системы, я получил в 16:00, придя на работу к девяти. Поверьте, друзья, я не сидел и не молчал, но после третьего подхода к одному из сооснователей, стало понятно, что самостоятельность здесь приветствуется с первой минуты работы. Бросили — плыви.

Я ценю такой подход только в случае с экстремальными цейтнотами и немыслимыми дедлайнами, но любого сотрудника необходимо ввести в должность плавно и, самое главное, комфортно для него самого. Он должен иметь наставника, способного ответить даже на самый глупый вопрос. В случае с моей должностью, наставником должен был стать один из владельцев, чего не произошло и в последующие 3 недели.

Новый компьютер я получил через пять дней. Доступ к Google Drive мне заблокировали на второй день работы. Я выпрашивал пароль еще пять часов. За 3 недели в этой прогрессивной компании, я научился одному главному принципу: бежать надо сразу же, как только почувствуешь фарс, профанацию и дилетантство.

Уф.

Вернемся к нашим пунктам на первом этапе работы:

  1. Узнать обязанности и должности сотрудников, с которыми необходимо взаимодействовать.
  2. Наметить план работы на ближайшее будущее с непосредственным руководителем.
  3. Начать изучение нового для вас продукта (не всегда мы переходим в компании с похожим спектром услуг в сравнении с предыдущим профессиональным опытом).

Основные пункты обозначены. Минимум месяц вы посвящаете зачеркиванию каждого пункта. Вы 22 дня тратите на пункты, которые можно закрыть, выполнить, уничтожить за три дня. Я расскажу вам, как.

Как внедряем

Внедритель: HR-отдел.

Первый день работы

Обязанностью менеджера по персоналу должна стать встреча нового сотрудника у входа. Он уже бывал в компании в переговорной комнате, но больше в офисе он ничего не знает. Не забудьте заказать постоянный пропуск! Я часто наблюдал ситуацию, когда новый сотрудник ругался с охранником в свой первый рабочий день, так как не хотел опаздывать на работу.

Возможно, функции проводника в мир офисной жизни и новой работы исполнит коллега-наставник или руководитель, не важно — главное, чтобы этот человек провел с новым сотрудником максимальное количество времени в первый день — день, когда вы зададите ритм и настроение последующих нескольких месяцев или лет работы.

Эффективность нового работника напрямую связана с первыми ощущениями и знакомствами, с первыми выводами и впечатлениями. Самая лучшая форма для плавного входа сотрудника в ритм работы — welcome-quest, основной целью которого является не только получение перманентных знаний о жизни офиса, но и вовлечение в трудовую деятельность компании с помощью игровых элементов.

Многие из нас помнят удивительные квесты, такие как Syberia Бенуа Сокаля, созданный в стиле стим-панка и рассказывающий историю молодой юристки Кейт Уолкер, приехавшей для подсписания договора о покупке завода механических игрушек во Французские Альпы. Подготовка для написания сценария, по словам автора, заняла около года. Он изучал происхождение мамонтов, устройство игрушек и создал действительно потрясающий и красивый мир.

Нельзя не вспомнить серию «Петька и Василий Иванович», ворвавшуюся в мир российского квеста в 1998 году и продолжающую победное шествие на Android и iOS-устройствах в наше время. Почему мы до сих пор, спустя почти 20 лет, готовы наслаждаться прохождением легендарных игр, переживая за прорисованных героев, разгадывая головоломки и сложные задачи, двигаясь к сюжетной развязке? Квесты устроены таким образом, чтобы вы, в первую очередь, получали удовольствие шаг за шагом. Механика любой игры подразумевает легкий и интересный стартовый отрезок, знакомящий вас с инструментами и навыками, которыми обладает ваш персонаж.

Посмотрим, из чего состоит квест.

Цель. У каждого процесса должна быть опеределенная, четко сформулированная цель — как мы, бизнес-тренеры любим говорить, она должна быть «просмартована» (SMART). Основная цель первого дня работы сотрудника — получить необходимый объем информации для эффективной работы в первые месяцы работы.

Мотивация. Зачем ему это нужно? Почему просто не рассказать вкратце о компании в целом, открыть доступ к корпоративному порталу, и пусть сидит за компьютером, изучает гору позиций незнакомых сотрудников, историю бренда, продуктовую линейку, иерархическую систему, увлечения и хобби руководства.

Все просто: каждый сотрудник важен для нас. Жизненно важно показать его значимость в новой компании и продемонстрировать искреннюю заботу и уважение. Почти все компании, даже самые крупные, бросают работника на амбразуру, и потом руководство удивляется, почему через 2 недели продукт так и не выучен до конца? Чем он занимался 10 рабочих дней по 9 часов? Бил баклуши? Сидел в социальных сетях? Ходил курить в любой удобный момент, когда начальник отвлекся и зоркий орлиный глаз помутнел от усталости?

С другой стороны, форма квеста должна быть подана так, чтобы выполнение заданий не превратилось в шутовство или трагикомедию. Квест не должен, извините за сленг, напрягать. Игровая форма используется для легкости восприятия информации, для улучшения коммуникаций между сотрудниками и снятия напряженности в отношении незнакомых людей.

Механика. Есть такой термин в игровой индустрии — «point-and-click». Он означает «укажи и щелкни». Я думаю, многие из вас, кто играл в квесты, знает, что для получения необходимой информации или поиска нужных предметов надо навести курсор на активную область и кликнуть мышью по нужному предмету.

Именно закон Фиттса заложил основу для создания больших кнопок в интерфейсе, акцентируя внимание на важности данной кнопки, по которой так и хочется кликнуть мышкой. Подобные увеличения и гиперболизацию объекта мы можем наблюдать на посадочных страницах или лендинг-пейджах. Кнопки и самые важные факторы увеличены, в первую очередь, для привлечения внимания зрителя к объекту.

Вы можете сделать большие красочные таблички с надписями «Спросить», «Взять предмет», «Посмеяться», «Поблагодарить». Такие же таблички обязательно сделайте для людей, в общении с которыми будет нуждаться наш новый коллега. Чем они веселее, тем лучше. Разделите таблички на 2 категории: обязательные и для фана.

Не забывайте про инвентарь: разработанные вами задания могут содержать инвентарь, передающийся из рук в руки, например, передать бухгалтеру Ангелине степлер, без которого через 15 минут все материальные процессы в компании остановятся и наступит глобальный коллапс. Если новый сотрудник действительно замешкался, включите через некоторое время сирену и объявите о коллапсе.

Только заранее предупредите персонал о ложной тревоге по электронной почте, иначе катастрофа станет приобретать реальные очертания. Объявление по радио демонстрирует новому сотруднику, что в эту игру играют все, пусть и не обращают внимания на привычную беготню незнакомого парня или девушки по коридору. Сделайте инвентарь ярким и крепким. Не нужно давать реальный степлер — напрягитесь и купите огромный плюшевый степлер оранжевого или корпоративного цвета.

Беготня с плюшевым степлером вызовет улыбку и навеет воспоминания сотрудникам, уже прошедшим через этот веселый и самый яркий первый рабочий день в компании.

Процесс игры. Подготовьте распечатанные материалы на картонной бумаге, чтобы новому работнику было удобно передвигаться по офису и документы имели должный вид. Их должно быть приятно держать в руках. Они тоже влияют на восприятие места и пространства.

Я не шучу. Задания, напечатанные на использованной или исписанной бумаге, произведут впечатление ненужного действия. Возникнет чувство, что менеджера по персоналу или коллегу, отвечающего за первый рабочий день новобранца, просто заставили и никакого желания нянчиться с ним нет.

В первую очередь, определите для себя поинты, так называемые точки, где будут располагаться коллеги для получения нужной информации со стороны игрока. Задания могут быть самыми разными — все зависит от вашего креатива и желания. Главное — определите круги общения будущего коллеги по степени важности: самый главный круг обязан быть в конце путешествия. Начните с сотрудника, который знает о компании все и даже больше. Старожилы смогут рассказать забавные истории и задать тон квесту. Закончите руководителем — он даст вводные данные и план работы, поделится знаниями в игровой форме и просто скажет теплые напутственные слова.

Первый рабочий день — это знакомство с коллективом и командой, с историей компании и местом нахождения всех необходимых объектов. Сделайте его насыщенным с точки зрения эмоций и впечатлений. Не перегружайте сотрудника терминами и продуктами. Дайте ему почуствовать свою важность и готовность коллектива пойти на встречу в любой, даже самой сложной ситуации.

Второй рабочий день

Второй рабочий день должен быть посвящен изучению списка обязанностей и плана работы на испытательный период. Попросите сотрудника кратко и тезисно сформулировать задачи, которые, как ему кажется, необходимо будет выполнить. Подкорректируйте его наброски в мягкой форме и познакомьте с коллективом, выбрав для общения неформальный поход на обед или простое совещание о планах и проделанной работе.

Новичок увидит взаимосвязи в команде, выделит для себя лидеров мнений и серых кардиналов, выберет социальную модель поведения и просто получше узнает своих коллег. Здесь роль проводника частично может взять на себя руководитель, так как именно он обязан ставить цели и задачи для будущего командного игрока и важного человека в жизни и успехе компании.

Третий рабочий день

Практически каждый сотрудник обязан знать миссию и цели компании, но наиболее приоритетным знанием становится знание и специфика предлагаемого продукта. Я вспоминаю welcome-тренинг в одной очень крупной компании, занимающейся производством товаров для сна.

Стоит сказать, что тренинг был построен и подан на высшем уровне. Он не содержал игровых элементов, но влюбиться в компанию и продукт помог мне однозначно. Я посетил производство, где использовалсь японская модель оптимизации процессов «Кайдзен», старейшины рассказали о том, как пришли работать в компанию и с каким удовольствием продолжают получать дополнительное образование, чтобы работать более продуктивно и быть полезным для тех людей, которые принимали их на работу.

Да, не скрою, такой подход немного напоминает советские собрания, с лозунгами и бравадой, но согласитесь, во многих современных компаниях нет и такого посыла.

Продукт следует упаковать в форму тренинга или создать электронное тестирование, когда по мере изучения, сотрудник еще и отвечает на вопросы, тем самым закрепляя полученные знания. Встройте в систему обучения творческие задания, но не задавайте вопросов, чтобы можно было изменить или как можно улучшить продукт.

Цель третьего дня — первое свидание с продуктом. Должна возникнуть энергетическая связь, в дальнейшем способная развиться во влюбленность и преданность. Когда мы с моим коллегой вели тренинги для продавцов техники Apple, мы пять дней влюбляли их в продукт, ипользуя важные принципы:

  • Теория с классными кейсами.
  • Презентация.
  • Демонстрация.
  • Практические занятия и отработка.

Сотрудник обязан уметь не только демонстрировать и рассказывать про продукт, но и, при желании, обучить простейшим навыкам любого потенциального клиента. Я говорю не только про профессию менеджера по продажам или продавца, я говорю про каждого сотрудника компании, потому что, как известно, каждый сотрудник должен уметь продавать, ведь никто не знает, на какой вечеринке мы окажемся завтра и кто может захотеть купить наш уникальный продукт или даже компанию в целом.

Пусть первые дни вашего нового сотрудника станут самыми яркими и светлыми в его профессиональной карьере. Постарайтесь, друзья. Да поможет вам HR. Или я.

Статьи по теме
Мотивация сотрудников: Почему в работе с людьми лучше не использовать геймификацию19 ноября 2014, 19:34
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Очень понравилась Ваша сказка. Напишите продолжение

Эээ... дяденька, а вы точно директор по продажам?

Мало кто в реальности будет заниматься такой геймификацией.

Как быстро и интересно ввести нового сотрудника в курс дела? Поручите ему проект по оптимизации какого-то, пусть небольшого или даже переферийного процесса в компании (официальным распоряжением, чтобы его не футболили): пусть сходит, изучит, нарисует на доске, познакомится со всеми, потом предложит улучшения.

Заодно и поймете о сотруднике многое - умеет ли ладить с людьми, умеет ли понимать процессы, формулировать мысли в записке, чертить в поверпойнте...

На третеьм экране чот бросил читать. У чувака столько много времени и лишних слов, что до сути дойти надо постараться.
Конспективно - внедрять все эти квесты в работу компании можно, пока не призовёт Большой Босс и не спросит: - Вася, а чем ты вообще тут занимаешься, кроме этой херни? На твои картонки уже ежедневно жалуются.

Подумаешь первый день! Вот последний, с заполнением обходного листа и сбором подписей, да еще в какой нибудь организации советского образца, вот это квест!
Один квест на подпись главбуха, чего стоит.

0

Это ужасный текст. Может быть там где-то была обещанная в анонсе тема, но я не смог продраться через лес переживаний автора. Зато зацепил кусок про работу, с неподготовленным рабочим местом и сломанным Google.drive. Возможно, автор как раз попал на квест, но просто этого не понял.

Упаси меня бог когда либо участвовать в психически нездоровых фантазиях явно неадекватной личности. Ходить с табличкой "Посмеятся" или "передать бухгалтеру Ангелине степлер".

Какой чудовищный бред!
Если кадровик в компании не справляется с обязанностями, и точно так же не помогают новые коллеги, то у сотрудника всего один квест - делать оттуда ноги, пока ещё есть возможность.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Культурный Код

Евгений Хашин, вы путаете негатив с критикой. У меня ко ФРИИ конкретные претензии. Если видели мои комменты, то их знаете. И про лекции тоже. Откровенно, повторяться нет желания.

ФРИИ отобрал для десятого акселератора 33 проекта
0
Артём Перепёлкин

Александр, я думаю, ни вы, ни я, в итоге не являемся репрезентативной выборкой. Наша с вами полемика так и останется в стенах комментариев на vc, а смысл останется прежним. Да, вы безусловно правы как клиент, который приобретает определённую категорию продуктов через интернет. Но фабула моих комментариев как раз и сводится к тому, что данный шаг я.м. однобокий, рассчитанный на определённых потребителей определённых товаров. Причём процент присутствия на я.м. потребителей этих товаров совсем не 90% и даже не 80. И пока часть покупателей выиграет от такого шага, другая часть, и немаленькая, будет вынуждена связываться с магазинами в обход я.м.

«Яндекс.Маркет» отдаст приоритет карточкам товаров с возможностью заказа без перехода на сайт магазина
0
Вячеслав Быков
KARCHER

1. Заказываешь у конкурента на пол миллиона через Я.Маркет с десятка аккаунтов.
2. Клянешься, что заказ будет принят, чтобы передали в доставку.
3. Отказываешься в последний момент.
4. У конкурента весь дневной/недельный бюджет уходит в Яндекс.
Пара-пара-пам!

Письмо в редакцию: «У вас проблемы с бизнесом, если больше 40% заказов — из "Яндекс.Маркета"»
0
Андрей Загоруйко
Quest.ai

Про топорик смешно. А Galaxy S7 уже убрали из каталога?

Письмо в редакцию: «У вас проблемы с бизнесом, если больше 40% заказов — из "Яндекс.Маркета"»
0
Дмитрий Кедов

> И если их тысячи, это не значит, что технология не мертва

А что это значит? Зачем сайты с миллионной аудиторией используют мёртвые технологии?

«У них так принято» — ключевые идеи из книги Росса Маккаммона
0
Показать еще