Лого vc.ru

Карта народов мира: чем отличаются стартаперы в разных странах

Карта народов мира: чем отличаются стартаперы в разных странах

Стартапы во всём мире решают примерно одинаковые проблемы. Они вовремя хоронят гениальные идеи, делают пивоты, занимают деньги, чтобы продержаться до контракта с клиентом, учатся принимать сложные решения и крутиться в условиях ограниченных ресурсов.

Эксперты, друзья и партнёры стартап-акселератора GenerationS рассказали, как выглядит типичный стартапер в разных странах мира.

Материал подготовлен совместно с РВК и GenerationS.

Поделиться
Надия Черкасовачлен правления ВТБ24, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса

Немецких предпринимателей мотивирует свобода от корпораций.

В Германии сформирована культура стартапов, есть необходимая инфраструктура: акселераторы, инвестиционные хабы, фонды и тому подобное. В рамках проекта «Travel for ideas» в прошлом году я познакомилась с предпринимателями и их проектами в Берлине. Многие проекты не только стали национальными, но и вышли на международный рынок.

Берлин — одно из лучших мест в Европе для старта нового бизнеса. Большим преимуществом является доступ к международной базе талантов, здесь особая атмосфера нетворкинга. Наиболее популярные направления стартапов: гейминг, маркетплейсы, adtech и другие. Отношение к предпринимательству в Германии особенное: многих мотивирует свобода от корпораций и корпоративных правил и возможность создавать свои правила и культуру в собственном бизнесе. Реализация идеи и вывод на рынок новой оригинальной модели или продукта первичны.

Несмотря на то, что в берлинской экосистеме создаются и запускаются интересные проекты, найти серьёзные инвестиции предпринимателям непросто. Рынок венчурного капитала здесь не достиг уровня Лондона или Кремниевой долины.

Важная особенность немецких стартапов, на мой взгляд, — это готовность получить отрицательный опыт. Это не считается провалом. В Берлине неудача не воспринимается негативно коллегами по цеху, здесь очень много вдохновения, много смелости и решительности, поэтому компании не боятся выводить на рынок абсолютно новые продукты. Это очень важно для молодых и амбициозных проектов. У меня осталось впечатление, что все вокруг готовы с тобой обсудить твой проект, дать практический совет и помочь с контактами.

Гульнара Биккуловачлен правления РВК, руководитель стартап-акселератора GenerationS

Успешные армянские стартаперы инвестируют в свою страну.

В начале этого года в поисках новых проектов для GenerationS мы решили расширить географию на страны СНГ, и одной из первых точек нашего маршрута стала Армения.

Здесь, на базе частной школы «Айб», мы с командой экспертов МТИ (Московского технологического института) провели РСПК (региональную сессию практического консалтинга) — трёхдневный тренинг по созданию технологического стартапа. В число учредителей школы входит наш соотечественник и человек мира Давид Ян.

Последние восемь лет мы ежегодно проводим десятки таких сессий в России, и состав аудитории всегда очень показателен. Буквально в первые полчаса знакомства со слушателями можно составить впечатление о том, какие научные школы сильны в регионе, насколько активна в плане поддержки инновационных проектов местная власть, есть ли здесь предпринимательский дух, насколько аудитория находится в контексте мировых трендов.

В Армении сложились, на мой взгляд, зачатки уникальной предпринимательской среды. В нашей аудитории было много достаточно взрослых людей с фундаментальным образованием в области точных наук, которые последние 20–25 лет были вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью, далёкой от их академического профиля: торговлей, продуктами питания, медицинскими услугами и прочее. В общем, выживать.

Сейчас эти люди стараются реализовать свою предприимчивость, накопленный жизненный опыт и знания и найти свое место в новой экономике в тех сферах, которые им наиболее понятны. Параллельно формируется генерация «глобальных» предпринимателей.

Как известно, в Армении сейчас проживает около 3 миллионов армян, и около 6 миллионов живут за пределами страны. При этом у армян достаточно сильно развита национальная идентичность, независимо от места проживания, и это также поддерживается на государственном уровне. Для меня, например, приятным открытием было, что в армянских школах обязательным предметом, формирующим мировоззрение каждого ребёнка, является урок национального танца. Кстати, второй необычный, но обязательный урок — шахматы.

Сегодня армяне, добившиеся успеха в других странах, помогают своей стране, инвестируя деньги, время, связи в развитие в том числе инфраструктуры для инноваций: школ, специальных курсов в университетах, инкубаторов и так далее.

Всё это вместе пока не формирует целостную систему, и многих инструментов, например венчурных фондов, не существует, но есть очень интересные инфраструктурные проекты. Например, центр TUMO, где несколько тысяч подростков изучают основы веб-дизайна, учатся делать фильмы и игры, создавать роботов, недавно открыл свой инкубатор. Один из его резидентов — компания PicsArt, сервис по редактированию фотографий. Команда уже попала в Топ-5 бесплатных приложений в AppStore и недавно привлекла 10 миллионов долларов инвестиций от партнеров Sequoia Capital.

В Армении много примеров того, как появляются международные бизнесы, объединяющие соотечественников в разных странах. Во многом помогают и такие характеристики, как доверие друг к другу, высокий уровень социальных амбиций, качественная академическая база, умение адаптироваться и философски относиться к неудачам. В определённом смысле технологические предприниматели уже давно перешли к сетевой, наднациональной структуре ведения бизнеса и по-настоящему глобальны.

Елена Серёгинадиректор департамента корпоративной социальной ответственности «МТС»

Основной фокус внимания индийского стартапера — решение острых социальных проблем.

В 2014 году Елена Серёгина масштабировала конкурс «Телеком Идея» на международный уровень. Коллеги из Sistema Shyam Teleservices (MTS India) приняли эстафету и с успехом провели конкурс среди сорока индийских вузов.

Как выглядит типичный индийский стартапер? Это всегда улыбающийся молодой человек или девушка от 17 до 35 лет, в строгом деловом костюме. Флешка с мобильным интернетом — его неотъемлемый атрибут, так как в Индии пространство с Wi-Fi — очень большая редкость.

Он мыслит масштабно — от мирового рынка к локальному. Наверное, самой важной отличительной чертой индийского стартапера является то, что он не стремится создавать маркетплейсы и социальные сети. Основным фокусом его проектов является решение социальных проблем: уровень жизни, экология, безработица.

Несмотря на то, что индийский стартапер находится в ситуации жёсткой конкуренции во второй по населению стране мира, он демонстрирует оптимизм и растущую уверенность в развитии индийского стартап-сообщества.

Олег ПалийCEO Sola Team, Finland

Финский стартапер сразу строит планы по завоеванию мира.

В Финляндии среднестатистический стартапер — это бывший сотрудник компании Nokia, теперь компании Microsoft. В компании он проработал 5–15 лет, и его опыт, будь он инженер или менеджер по развитию бизнеса, основан на работе в глобальной корпорации. Зачастую этот человек за время своей карьеры успел поработать в офисе компании Nokia в другой стране, помимо Финляндии, и имеет международный опыт. Таким образом его видение — это, как правило, мировой рынок и крайне редко — развитие локального бизнеса. Поэтому финский стартапер, даже если он из маленькой деревушки и работает практически в лесу, сразу строит планы по завоеванию всего мира. Финляндия — как маленькая страна — его мало интересует. Он хочет покорить весь мир, как это сделали новые финские гиганты, Rovio и Supercell.

Надия Черкасова член правления ВТБ24, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса

Российские стартапы улучшают карму добрыми делами.

Если оценивать объёмы финансирования, количество успешных стартапов в России значительно ниже, чем в Европе. Текущая экономическая ситуация в РФ негативно повлияла на отрасль, иностранные инвестиции катастрофически сократились. При этом открылись и новые возможности, связанные с импортозамещением и разворотом страны на поиск внутренних ресурсов, особенно в нишах производства продуктов питания, туризма по России, включая разработку приложений, трэвел-маршрутов и многое другое.

Ещё одно преимущество России — наличие большого количества высококвалицифированных инженеров-программистов. В исследовании The Global Startup Ecosystem Ranking 2015, посвящённому развитию стартап-экосистем разных городов мира, Москва — вторая в списке. Есть, чем гордиться. Выпускники московских вузов считаются одними из лучших в мире разработчиков программного обеспечения.

Средний возраст московских предпринимателей — 30-32 года, хотя в некоторых исследованиях московских предпринимателей называют самыми молодыми и указывают цифры от 25 лет. На мой взгляд, в России пока недостаточно опытных эдвайзеров и бизнес-ангелов. В Берлине с этим дела обстоят значительно позитивнее. Да и мероприятий и конференций для малого бизнеса здесь огромное количество, проще расширить профессиональную сеть. Стартаперы активно делятся опытом и помогают коллегам, возможно, улучшают карму добрыми делами.

Олег Мальсаговсерийный предприниматель, руководитель направления BiotechMed стартап-акселератора GenerationS

Я называю китайцев идеальными предпринимателями.

Чтобы понять, как выглядит китайский стартапер, оглянитесь немного назад. Китай был родоначальником многих технологий современности. Например, порох: китайцы уже в первом веке до нашей эры научились обрабатывать селитру, а в девятом веке нашей эры делали продвинутое пороховое оружие. Европейцам это тогда ещё и не снилось.

Современный Китай потрясает размахом и масштабом. Еще 30–40 лет назад было смешно говорить о научно-техническом прогрессе Поднебесной, они чудовищно отставали от развитых стран. Но китайцы умеют трудиться и сосредоточились на развитии в стране новых технологий.

Какие области науки интересуют Китай? Да все. Двадцать лет назад десант из китайских студентов высадился в ведущих российских вузах, чтобы изучить экономику и бизнес по заданию партии. Сейчас китайцы переключились на технические специальности. Их интересуют новейшие разработки, технологии прогресса.

Китай строит дороги, новые сооружения, развивает военный и аграрный комплекс. Они стали лидерами в производстве аккумуляторов, практически с нуля за 15 лет создали автопром, который уже выпускает конкурентные на внешнем рынке автомобили. В стране появились научные и технологические парки, инкубаторы и особые зоны развития. Миллионы китайцев работают на инновационное развитие страны.

Как выглядит усреднённый китайский стартапер при таком окружении? Ему 27–45 лет. Он умён, получил образование в вузе с мировым именем. Он потрясающе работоспособен. И самое главное — всегда ориентирован на извлечение прибыли, динамичен, практичен. Китайские стартаперы не питают иллюзий и не разводят рассуждения из серии «я запустил стартап, чтобы попробовать свои силы». Они идут в бизнес, включая сложный технологический, только за прибылью и на благо государства. Иногда я называю их идеальными предпринимателями.

Юлия Позднякоснователь студии Fishartis и проекта Flower Power, ментор и консультант фонда Faber Ventures (проект Maily)

В Португалии деньги — не основная мотивация для стартаперов.

Типичный португальский стартапер — это мужчина 25–35 лет с высшим образованием. Среди предпринимателей почти нет новичков в бизнесе — в основном это люди, поработавшие в отрасли и получившие необходимый опыт и навыки. В большинстве случаев они открывают стартап в той сфере, в которой работали. Там у них контакты, связи, партнёры, поставщики — весь необходимый социальный капитал, чтобы успешно стартовать в собственном бизнесе. Основные направления — информационные технологии, телеком. Бизнес, как правило, ориентирован на внутренний рынок, поэтому на глобальном рынке о португальских стартапах известно немного.

У успешного португальского предпринимателя мало свободного времени: работа занимает 10–12 часов в сутки. Такая тотальная занятость с лихвой компенсируется интересным окружением единомышленников, так как стартапер предпочитает работать в коворкингах или бизнес-хабах, где и происходят все основные события португальской предпринимательской жизни. Интересно, что деньги — не основная мотивация для португальских стартаперов. Важнее возможность поучаствовать в интересном проекте.

Чаадаш Онен (Cagdas Onen)Lyzico. Выступает ментором и помогает масштабировать турецкие стартапы на международный уровень

Турецкие стартапы всегда знают, когда похоронить свою идею.

В Турции не очень развит венчурный рынок. Инвесторов мало, свободных денег тоже. Поэтому турецкие стартаперы очень сильны в том, чтобы сделать крутой продукт и развить бизнес в условиях крайне ограниченных ресурсов. Сильная сторона наших ребят — это маркетинг и продажи. Но приятно видеть, что уровень разработчиков тоже подтягивается.

Для турков экономические спады — привычное явление. Благодаря им наши стартапы научились важной для бизнеса вещи: они всегда очень чётко понимают, когда лучше похоронить свою идею или сделать пивот. Это позволяет минимизировать риски и избежать финансовых проблем в попытке вдохнуть жизнь в изначально нежизнеспособный проект.

В Турции сейчас сформировалось молодое поколение активных пользователей интернета, что создаёт хорошую возможность для развития мобильных приложений и веб-сервисов».

Рустам Тайгеруправляющий партнёр Tiger Consulting Group, член наблюдательного совета стартап-акселератора GenerationS

Израильские стартаперы набрались опыта и заматерели.

Израильский стартапер, как правило, старше и «умудрённей», чем его российский или американский коллега. Помню, недавно ко мне в Израиль приезжал руководитель ведущего международного акселератора, и первое, что он спросил после знакомства с топ-стартапистами: «Боже, а что же они у вас все такие старые-то?» Если усреднённому стартаперу в России и в Долине лет так двадцать пять, то в Израиле ему аж под сорок, и он уже имеет солидный жизненный и профессиональный опыт.

Одна из причин этого — армия. В Израиле все служат в армии три года, а многие ещё берут время до и после армии, чтобы «погулять по миру и повидать жизнь». Таким образом, израильтяне изначально вступают в профессиональную жизнь более взрослыми и мудрыми.

Армия также является одной из самых важных «колыбелей» многих стартапов. Многие создают компании на базе знаний, накопленных в славящихся на весь мир элитных технологических подразделениях, либо просто знакомятся в части с будущими кофаундерами и проходят с ними в буквальном смысле «проверку боем», что немаловажно для последующего успеха. Например, так была основана компания Outbrain, мировой лидер контент-маркетинга, который сейчас на пути к миллиардному IPO.

Другая причина — большие возможности для молодых талантов, которых ещё с университетской скамьи заманивают либо многочисленные привлекательные стартапы, либо R&D-центры практически всех крупных международных компаний. В них потенциальные предприниматели набираются опыта и знакомятся с будущими кофаундерами, а затем уходят из компании и создают что-то своё. Несколько отличных стартапов в моём портфеле именно так и были созданы.

Вообще, в последнее время израильская индустрия стала более «взрослой». В 90-е и 2000-е годы практически все израильские стартапы продавались относительно рано и недорого — за десятки или сотни миллионов долларов. Фаундеры, как правило, не имели амбиций вырасти в более крупную самостоятельную компанию стоимостью в миллиард.

Яркий пример — всем известная ICQ, проданная AOL в 1998 за 400 миллионов долларов, один из крупнейших тогда выходов. Йоси Варди, интернет-гуру и главный инвестор и бизнес-двигатель в ICQ, и вовсе говорил, что выходить надо рано, пока «суровая реальность первых продаж не разрушила розовую мечту». Инвесторы же, если и пытались вырастить более крупный бизнес, часто старались сместить израильского фаундера и привести на его место матерого американского CEO, обычно неудачно.

В последнее же десятилетие израильские стартаперы, да и инвесторы тоже, существенно заматерели и стали более опытны и амбициозны. Фаундеры в основном изначально настроены на самостоятельный глобальный рост. Инвесторы уже не собираются смещать израильского фаундера, и теперь чаще «матёрый американец» приходит под руководство израильского CEO, а не наоборот. Результат налицо: в последнее время Израиль каждый год производит несколько миллиардных выходов под руководством израильских фаундеров-CEO.

Евгения Шамисгенеральный директор «Шерпа С Про», сооснователь международного воркшопа «Инновации и кластеры: бизнес-возможности» (Бразилия)

В Бразилии стартапы вырастают из университетов.

В Бразилии принято говорить про бизнес, обсуждать открытие своего дела, продвижение, бизнес-модели. Это типичная тема для застольной беседы на семейных и дружеских посиделках. К этому относятся совершенно нормально. И вопрос создания и развития стартапов для них стоит так же актуально, как и для нас.

Многие стартапы вырастают из университетов. Это либо те отрасли, которые в Бразилии традиционно сильны: инжиниринг, биоинжиниринг, ИТ, дизайн, медицина и медицинские устройства, сельское хозяйство, либо стартапы под конкретные запросы и потребности, которые озвучивают предприятия и корпорации.

В Бразилии многое завязано на университеты. В соответствии с национальными законами, корпорации сложно обратиться к малому или среднему бизнесу за решением в обход вуза. Получается, что компаниям сложно работать напрямую с малым бизнесом. Кроме того, если стартап связан с вузом, то вуз получает роялти за интеллектуальную собственность, поскольку предоставляет свои площади, оборудование, инвестирует в стартап деньги и ресурсы. Так что бразильские университеты напрямую заинтересованы в развитии стартап-среды.

Что касается рынков, бразильцы ориентированы в первую очередь на Америку: Южную, Центральную и Северную. Довольно часто речь может идти даже не про национальный рынок (в Бразилии живёт более 203 миллионов человек), а про локальный на уровне одного штата.

Возрастные группы в стартапах могут быть разные. Основная часть — молодёжь от 25 до 32 лет. Есть студенты младше 25, которые тоже пытаются создавать свои бизнесы. Есть стартапы, которые создают профессора и сотрудники вузов — им может быть и 40, и 50 лет.

С точки зрения инфраструктуры бразильцы мне кажутся очень похожими на нас. Есть акселераторы и технопарки, которые помогают выращивать стартапы. Чаще всего они получают государственное финансирование. Есть получастные структуры, созданные в партнёрстве с федерациями промышленности штатов.

Федерации промышленности — это структуры, объединяющие первых и вторых лиц компаний, находящихся в штате, которые работают и как лоббистская организация для отраслей, и как лоббисты штата. У нас в России им нет аналогов. Это сильные организации, отстаивающие интересы бизнеса на уровне штата и всей страны. Они тоже влияют на развитие стартап-среды и исследований.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Что-то про португалию не то написано.
Читал инвестора, что там людям просто лень так впахивать. В португалии % людей с высшим образованием около 5.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Константин Замуренко

Не могу, я атеист.

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Камаз Узбеков

Переезд ту Даблин

Переезд компании в Ирландию: опыт сервиса BikesBooking.com
0
Maximka Eronin

не когда не поздно начать ее) тем более ВР и ДР, скоро будут рвать рынок, что свет туши!)

«Одноклассники» открыли доступ к созданию игр для личных сообщений всем разработчикам
0
Alexey Bolshov

Это не утрирование. Это его решение. А ему уже каждый накидал, как бы он поступил на его месте. Или прикалывается над его решением. Может он любит машину именно этой марки, или просто мудак.

Но кем надо быть, чтобы быть увереным, что знаешь мотивацию другого - вот загадка.

«Когда совершаешь прыжок веры, ты не можешь не добиться успеха»
0
Justin Sane

имхо, Вы ошибаетесь. БП вполне себе удобен. И форумы очень даже решают тем, что узкоспециализированы. Почти для всего ходового на рынке можно найти любую инфу на форуме. Понятно что нам хотят сделать крутую удобную штуку, но наверно надо для консультации людей хоть пригласить, которые в теме или самим перелопатить кучу сайтов, коих в рунете достаточно

«Омоймот» — сайт для подбора мотоциклов с блогами пользователей
0
Показать еще