Лого vc.ru

Лучшее на Medium: История падения издания Gigaom

Лучшее на Medium: История падения издания Gigaom

10 марта одно из старейших технологических изданий Gigaom объявило о своём закрытии. Один из его бывших сотрудников Майкл Вольф в своём блоге на Medium рассказал историю издания и порассуждал о том, почему влиятельному технологическому медиа пришлось закрыться.

ЦП публикует адаптированный перевод заметки.

Поделиться

«На прошлой неделе мы потеряли Gigaom. Мне очень приятно, что столько читателей и коллег выразили свои чувства по поводу закрытия издания. Это очень трогательно», — пишет Майкл Вольф.

Майкл Вольф в течение двух лет занимал должность вице-президента Gigaom и еще два года работал внештатным аналитиком. Он отмечает, что, как бывший сотрудник, он обладает некоторой информацией, которой не обладают другие — и хотел бы поделиться с читателями своими размышлениями о том, почему Gigaom пришлось закрыться, а также вспомнить, как всё начиналось и чем жила компания в течение девяти лет после своего открытия.

Как и большинство из нас, я был шокирован, когда услышал о закрытии Gigaom. В конце концов, буквально год назад компания привлекла $8 млн.

Как отмечает Вольф, сразу после привлечения дополнительных инвестиций в феврале 2014 года многие из руководителей Gigaom говорили о том, насколько хорошо идут дела в издании. Создатель проекта Ом Малик и топ-менеджер Пол Уолборски рассказывали о росте и развитии компании. Со стороны казалось, что никаких проблем Gigaom не испытывает.

Поэтому новость о том, что издание больше не в состоянии платить по счетам своим кредиторам, стала такой неожиданностью для всего ИТ-сообщества, считает Майкл Вольф. «Мы потеряли команду, которая старалась создать что-то новое и необычное и всегда придерживалась заданной линии».

Как отмечает Вольф, если сейчас оглянуться назад, причины падения Gigaom кажутся не такими уж неочевидными — просто большая часть ИТ-сообщества не обращала на них внимания. И главным здесь является не то, что большую часть средств издание тратило на научные исследования, хотя и они сыграли свою роль. Основной причиной закрытия компании Майкл Вольф считает огромное количество венчурного финансирования и неспособность руководства адекватно сопоставить свои реальные возможности с амбициями.

Gigaom и другие технологические медиа в 2007-2009 годах

В 2007 году технологических изданий было не так много. Большинство из них были независимыми — например, VentureBeat, ReadWriteWeb или Gigaom. Некоторых уже успели или ещё только собирались приобрести крупные корпорации — такими были Engadget и TechCrunch.

Издание Gigaom благодаря своим принципам, воспитанным в сотрудниках его основателем Омом Маликом, как рассказывает Вольф, быстро завоевало уважение среди читателей и коллег и стало влиятельным игроком в среде технологических медиа. В Gigaom, по мнению Вольфа, подобралась команда действительно хороших авторов. К тому же, публике было в новинку общее направление, которого придерживалось издание — слишком резко оно противопоставлялось привычным технологическим медиа.

Авторы Gigaom избегали провокационных заголовков и вели себя не так серьезно, как другие журналисты.

В то же время издание не выходило за рамки собственных тем и не было известно тем, кто не интересовался ИТ-инсайдами — в отличие от TechCrunch или Engadget, которые охватывали множество тем. Это, по мнению Вольфа, сыграло на руку Gigaom — таким образом изданию удалось заработать кредит доверия в Кремниевой долине, хорошую репутацию и получить определенную власть и связи с технологическими гигантами.

Уже на ранней стадии развития компании руководство Gigaom решило заняться построением бизнеса — и начать не с простой рекламы, а с организации собственных мероприятий. «Многие заметят, что большинство медиа-стартапов начинают с проведения мероприятий. Это так, но Gigaom — особенный случай именно потому, что это был “инсайдерский” технобренд».

Мероприятия от Gigaom посещало множество известных в ИТ-кругах личностей — в том числе, Рид Хастингс (генеральный директор Netflix), Вернер Вогелс (генеральный директор Amazon) и Джек Дорси (основатель Twitter). Как отмечает Майкл Вольф, подобные конференции были очень хорошо продуманы. Команда тщательно отбирала спикеров и избегала рекламных выступлений — для того, чтобы попасть на мероприятие, доклад компании должен был быть действительно интересным.

Конференции Gigaom, пишет Вольф, приносили изданию прибыль. Компания начала расширяться и проводить конференции, охватывающие и другие, непривычные для команды темы — облачные вычисления и big data.

Но, хотя проведение мероприятий и приносило изданию доход, масштабировать их было очень трудно. На их организацию было положено много сил, и пришедший в издание в 2008 году в качестве генерального директора Пол Уолборски начал искать новые возможности для монетизации издания.

Одно из принятых им решений — размещение платного контента.

Проект Condor

Задача Уолборски заключалась в том, чтобы найти новые пути для расширения бизнеса и масштабирования компании. В это время Ом Малик, основатель Gigaom, руководил редакцией ресурса. Пол Уолборски полагал, что paywall — не лучшее решение для Gigaom, в отличие от других технологических изданий вроде Ars Technica, — и что читатели издания должны получать информацию в полном объеме.

Уолборски решил, что аудиторию Gigaom будет достаточно легко заинтересовать научными докладами и исследованиями на тему экотехнологий, облачных вычислений, будущего мобильных платформ и так далее. Так родился раздел Gigaom Pro, который изначально носил имя Condor, а позднее получил название Gigaom Research.

Модель монетизации была следующей: сделать такие исследования доступными и понятными большинству пользователей, чтобы у тех возникло желание заплатить за доступ к ним. Сами по себе подобные исследования обходятся достаточно дорого, но издание планировало привлечь собственных аналитиков и сделать результаты их работы доступными для всех читателей за умеренную плату.

В конце 2008 года компания привлекла $4,5 млн венчурного финансирования — этих денег, по мнению автора заметки, не было достаточно для того, чтобы нанимать штат дорогостоящих специалистов. Вместо этого издание Gigaom начало сотрудничать с независимыми аналитиками.

Нам показалось, что маркетинговые исследования — это очень перспективная область, в которой работает множество независимых профессионалов.

Многие из них даже никогда не сотрудничали с крупными исследовательскими агентствами — и для них проект Gigaom Research стал первой возможностью проконсультировать большие организации.

Издание решило организовать нечто вроде виртуальной аналитической сети, привлекая внештатных исследователей без необходимости платить им большие деньги.

Четыре месяца проект работал в закрытом режиме — команда привлекала исследователей и аналитиков, создавала научно-исследовательские проекты и создавала новый сайт. По словам Вольфа, специалистам понравилась такая инициатива — они оценили новизну подхода и возможность поработать с Gigaom.

В то же время издание планировало предоставить и своим постоянным авторам возможность время от времени погружаться в аналитику и писать исследовательские тексты. Как считает Вольф, это могло бы стать хорошей практикой — читатели, которым нравятся тексты тех или иных редакторов, с удовольствием почитали бы более глубокую аналитику от них, и с большей вероятность оплатили бы подписку на Gigaom Research.

Проект был запущен в мае 2009 года. Создатель Gigaom Ом Малик написал в своем блоге большой материал о новой инициативе. Информация о ней появилась и в крупных изданиях — например, New York Times. На момент запуска на сайте было опубликовано около десяти работ, а сеть аналитиков включала в себя около двадцати специалистов.

Начальная стоимость годовой подписки на Gigaom Research составила $79. По словам Вольфа, некоторые скептики утверждали, что столь низкая стоимость подписки может заставить пользователей сомневаться в качестве предлагаемых исследований. При этом, чтобы обеспечить окупаемость проекта, сайту нужно было удерживать посещаемость на уровне двух-трех миллионов уникальных пользователей в месяц.

По словам Вольфа, руководство было готово идти на риски.

Мы знали, что занимаемся созданием продукта, который никто не делал раньше.

Масштабирование с привлечением венчурного капитала

К середине 2009 года у Gigaom было $4,5 млн инвестиций и три основных направления развития — новостной блог, проведение мероприятий и исследовательский проект Gigaom Research. Большая часть сотрудников занималась развитием блога, пара человек вместе с внештатными аналитиками работали над Research и еще несколько — над организацией мероприятий.

Как говорит Майкл Вольф, обычно инвесторы, вкладывающие свои деньги в стартап, ожидают десятикратный возврат средств — но в случае медиа-проекта достичь таких показателей крайне сложно. В отличие от TechCrunch, Huffington Post и Ars Technica, у Gigaom была не такая большая аудитория и подобные цифры казались астрономическими.

Учитывая, что на тот момент инвестиции в Gigaom составили около $6 млн, инвесторы хотели бы получить возврат в размере $60 млн. В конце 2010 года издание привлекло еще $2,5 млн — таким образом, желаемая прибыль должна была составить $80 млн.

Куда были потрачены деньги

Тем временем редакция росла. По словам американского медиа-аналитика Мэттью Инграма, на момент закрытия в штате работали 22 автора. Для развития научного проекта были наняты еще несколько человек — в том числе, научные руководители и маркетологи. Росла и техническая команда, отвечавшая за поддержку сайта. В QA-отделе, по словам одной из бывших сотрудниц компании, работало пятеро специалистов.

Кроме того, компания оплачивала аренду офисов, организацию мероприятий, налоги, проценты по кредитам, а в 2011 году еще и  поглотила новостной агрегатор PaidContent.

Мэттью Инграм и Ом Малик

После ухода из издания Вольфа, для исследовательского проекта, по его словам, было нанято ещё около семи человек. В итоге Gigaom Research начал приносить до 60% выручки компании. В одном из интервью в конце 2014 года Пол Уолборски рассказал, что годовой доход Gigaom составил $15 млн — следовательно, исследовательская деятельность принесла $9 млн из них.

Так ли уж нужно было Gigaom продолжать инвестировать в исследования? Мне кажется, Пол решил, что у него просто нет выбора. Хотя выбор, конечно, был.

Как отмечает Вольф, ничто не мешало изданию отказаться от исследовательского проекта и сосредоточиться на развитии блога и проведении офлайн-мероприятий. Услуги аналитиков со временем дорожали и затраты на содержание команды росли.

Вольф полагает, что совет директоров хотел увидеть быстрый рост компании — и поэтому было принято решение несмотря ни на что поддерживать все три вектора развития издания.

Падение Gigaom

В этом и есть одна из основных причин кончины Gigaom, как считает Майкл Вольф, — в излишне поспешном расширении бизнеса. Компании пришлось оплачивать работу множества специалистов — а прибыль при этом была не столь велика, чтобы содержать большой штат. Кроме того, появилось большое количество накладных расходов — вроде внештатного и временного персонала, аренды офисов, выплаты процентов и отчислений.

Мне непонятно, как можно за год потратить $8 млн финансирования. Это очень много, и до этого компания прожила более семи лет, потратив, в общей сложности, около $12 млн.

По словам Вольфа, он обсуждал это с несколькими знакомыми — и они пришли к выводу, что на компанию могло свалиться требование о единовременной выплате задолженности от кредиторов. Вольф отмечает, что это говорит лишь о неспособности руководства держать убытки проекта на «управляемом» уровне.

Пол Уолборски

«С самого начала издание Gigaom было стартапом, существующим на деньги инвесторов и не приносящим прибыли. Все старания руководства были направлены на монетизацию проекта. Начальство было уверено, что инновационность Gigaom Research поможет компании  привлечь подписчиков и удержаться на плаву».

По мнению Вольфа, руководство в стремлении вывести все три направления развития Gigaom на прибыльный уровень не смогло проконтролировать рост расходов.

Велика вероятность того, что $8 млн, привлеченных Gigaom в 2014 году, нужны были руководству для погашения долгов. В любом случае, мы никогда не узнаем, что именно произошло и почему проект прошел точку невозврата.

Майкл Вольф отмечает, что в последнее время, по его сведениям, Gigaom вела переговоры с рядом инвесторов о привлечении дополнительных средств. «Самая большая загадка для меня — почему команда решила всё бросить и закрыть бизнес. Есть множество вариантов, которые позволили бы им двигаться дальше — например, объявление о банкротстве, сокращение штата, отказ от одного из направлений».

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

А я смогу их ник в Твиттере утащить?
А то прямо таки кошерные две буковки

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Oleg Pikaruk

Появились бы сервисы по консолидации посылок.

Власти России намерены снизить беспошлинный порог для ввоза интернет-посылок до 500 евро с середины 2018 года
0
Stas Sokolov
Hands4U

Как соберете, рядовой, скиньте на мыло майор(сАбака)очевидность.ру На первый второй рассчитайсь!

«Одноклассники» запустили денежные переводы администраторам сообществ
0
Данил Петрусёв

Какая комиссия сервису за такую услугу?

Суд отменил арест 9 млрд рублей IKEA после вмешательства бизнес-омбудсмена Бориса Титова
0
Елена Богатырева

Илья, тут нет рецепта. Вы экономите на свой страх и риск или проверяете. Мастер не может зависеть от исхода сделки. Он свою работу сделал. Примерно как с вашим здоровьем. Вы делаете обследование. Как часто и насколько разные методики используются - ваше решение.

DamProdam — сайт покупки-продажи подержанной техники
0
Данил Петрусёв

Сук, я так себе велосипед не закажу никогда такими темпами

Власти России намерены снизить беспошлинный порог для ввоза интернет-посылок до 500 евро с середины 2018 года
0
Показать еще