Лого vc.ru

Насколько для российских стартапов важны отношения с государством

Насколько для российских стартапов важны отношения с государством

Бывший совладелец холдинга Dream Industries (проекты «Теории и Практики», Bookmate, Zvooq и др.) Алексей Остроухов рассказал англоязычному изданию The Next Web о специфике создания стартапов в России. По его мнению, большую роль в успехе компании играют отношения с представителями власти, которые удается наладить далеко не всем предпринимателям.

Поделиться

В апреле 2014 года завершился затяжной акционерный конфликт в интернет-холдинге Dream Industries (DI). По его итогам сооснователь и бывший генеральный директор DI Алексей Остроухов продал свою долю в размере 22% другим акционерам компании, выручив, по данным «Коммерсанта» от $5 до $7 млн. Теперь Остроухов живет в Лондоне и дает отечественным предпринимателям советы о том, как следует себя вести, чтобы избежать проблем при развитии бизнеса в России.

Слева: Алексей Остроухов

Общение с государством

По мнению Остроухова, главной ошибкой Павла Дурова, который сначала был вынужден продать свою долю во «ВКонтакте», а затем потерял должность гендиректора и уехал за границу, заключалась в том, что он не смог выстроить «здоровые отношения» с представителями власти.

В России поначалу закрыться от внешнего мира и сосредоточиться на выстраивании компании — отличный шаг. Но в определенный момент времени необходима большая открытость, компания должна быть прозрачной, в том числе для государства. [...]

Власти хотят понять перспективные компании — что это за новая вещь, как она работает, может ли быть полезна при решении их задач? У людей, обладающих властью, множество странных советников. К тому моменту, как они заинтересуются какой-то компанией, у них уже есть свое представление о ней, которое необязательно соответствует реальности. Иногда они просто не могут понять интернет-бизнес, и как он работает. [...]

Если с представителями государства не разговаривать, они начинают злиться. Если они не понимают бизнес, это их тоже злит...может не злит, но, как минимум, они начинают чувствовать себя неуверенно, а неуверенность человека, облеченного властью, часто ведет к проблемам.

Остроухов уверен, что российскому правительству, несмотря на все попытки диалога, не удалось достучаться до молодых предпринимателей, которые опасаются иметь дело с властями.

В России предпринимательское сообщество, в целом, негативно относится к государству, и когда кто-либо из его представителей пытается начать диалог, это пугает людей.

Инициативы вроде «Сколково» по мнению бывшего совладельца Dream Industries, не приносят ожидаемых результатов из-за того, что их развитием занимаются люди, которые не ставят перед собой целью изменить ситуацию в стране к лучшему. Поэтому часто все сводится к «раздаче» денег в виде грантов, которые молодые компании, чьи основатели не обладают большим опытом, просто не в состоянии эффективно потратить:

Получить грант в «Сколково» непросто, но вполне реально. Я знаю много компаний, которым эти деньги очень помогли. Однако, из-за того, что это [государственные, а значит] бесплатные деньги, помимо которых стартапам не предлагается никакой поддержки, для некоторых проектов они только все ухудшают. Такие неопытные предприниматели получают деньги и расслабляются, снижая требования к себе в плане развития бизнеса. Конечно, это приводит к возникновению проблем.

Недостаток инвесторов

Сооснователь Dream Industries считает, что понимания ИТ-бизнеса недостает не только представителям государства, но и многим инвесторам, которые вкладываются в технологические стартапы.

В стране наблюдается бум стартапов, но сама экосистема не растет. В России слишком мало хороших инвесторов, которые разбираются в технологиях. На рынок постоянно приходят неопытные в ИТ люди с деньгами, которые только усложняют ситуацию.

По мнению Остроухова, этот факт способствует тому, что российские предприниматели больше настроены на поиск инвестиций за рубежом. Однако, в связи со сложной внешнеполитической обстановкой и возможными санкциями по отношению к России, иностранные инвесторы, не спешат вкладывать средства в компании из нашей страны:

Недавно я работал над несколькими инвестиционными сделками, в которых были задействованы российские компании и американские инвесторы. В некоторых из этих случаев все было практически готово, но в последнюю минуту американские партнеры приостановили работу над соглашением из-за политической ситуации. Это не очень хорошо для стартапов из России.

Что делать

Созданная Остроуховым Dream Industries оценивалась в $120 млн и привлекла $30 млн инвестиций, однако в результате акционерного конфликта, сооснователь был вынужден покинуть свой проект. В разговоре с The Next Web предприниматель дал шесть советов предпринимателям, которые планируют развитие бизнеса в России:

  1. В самом начале жизни компании необходимо нанять адвоката или, по крайней мере, иметь друзей этой профессии. Всегда стоит консультироваться со специалистами при заключении юридически обязывающих соглашений.
  2. При поиске денег Остроухов советует прежде всего обращаться к зарубежным инвесторам.
  3. Когда компания выросла до определенного уровня, стоит озаботиться выстраиванием конструктивных отношений с представителями государства.
  4. Бизнес с друзьями — не лучшая идея. Остроухов описывает эту ситуацию словами «слабый партнер, хуже сильного врага».
  5. Основатель компании должен прислушиваться к своим ощущением — никто не знает созданную им компанию лучше его самого.
  6. В технологическом бизнесе провал зачастую важнее успеха, поскольку позволяет двигаться вперед и создавать более качественные продукты в будущем. Партнеры предпринимателя должны разделять это мнение.

Редакция ЦП попросила Российских предпринимателей прокомментировать слова Алексея Остроухова о важности отношений бизнеса с государством:

Филипп Ильин-Адаевгенеральный директор Банки.ру

Интернет-бизнес в России может чувствовать себя совершенно спокойно до тех пор, пока он не заходит на «поляну», где присутствуют интересы государства. Все что требуется от небольших и средних по размеру компаний – исправно платить налоги, держать белые зарплаты и использовать легальный софт. В этом случае вероятность конфликта с властью минимальна. 

А вот если ваш бизнес связан с политикой или через него можно так или иначе воздействовать на массы, тогда да – риски повышаются. Политические СМИ, телевизионные каналы, социальные сети и прочие проекты с большой аудиторией должны понимать, что в сегменте, где они работают, государство имеет свои интересы и вряд ли им кто-то позволит их игнорировать. Эту проблему каждый решает для себя сам. Например, «Яндекс» продал золотую акцию Сбербанку и чувствует себя вполне комфортно. Дуров выбрал другой путь, и финал этой истории был предрешен. Россия здесь не уникальна – в любой стране мира такую соцсеть как «ВКонтакте» быстро принудили бы к сотрудничеству. Большая политика диктует свои правила игры, игнорировать которые нельзя.

Денис Крючковоснователь «Хабрахабра»

Если говорить об успешном бизнесе (цитата Алексея Остроухова), я думаю, это не совсем так. На некоторых рынках в России вполне можно построить успешный бизнес без налаженных контактов с властями. Возьмем, например, sports.ru — успешная и привлекательная компания, работает в нише спортивных медиа и вряд ли, как мне кажется, каким-то либо образом вынуждена контактировать с государством, чтобы быть успешной. Другой пример — Look At Media. Еще один успешный бизнес, который основатели построили сами и, как я опять же могу представлять, никаких контактов с властью совершенно не требуется, чтобы построить такой бизнес, который будет успешно конкурировать с традиционными издательскими домами. 

Если же говорить про действительно крупный бизнес, тут, конечно, без контактов действительно сложно, как мне представляется. Особенно если бизнес становится социально и общественно значимым, а самое главное, способен влиять на общественное мнение. Таковы, к сожалению, реалии ведения бизнеса в современной России, и здесь я согласен с Алексеем. Это нужно держать в уме, такое возможно.

Сергей Плуготаренкодиректор РАЭК

Сегодня совершенно очевидно, что мы имеем беспрецедентное по своей интенсивности внимание государства к регулированию интернета (различных его сегментов и направлений работы). Эта ситуация была совершенно иной еще 3-4 года назад. Крупный российский интернет-бизнес признает, что это внимание — абсолютно объяснимо и связано с тем огромным влиянием, которое интернет оказывает на офлайн (бизнес, госуправление, социальные процессы и т.д.). Позиция бизнеса такова: мы живем и работаем в правовом государства, и если закон принят — мы обязаны его выполнять, каким бы странным, нелогичным или негативным для работы нашего бизнеса он ни казался.

Однако очень многие новые законопроекты и законы, регулирующие Рунет, не прошли достаточную степень экспертного обсуждения, они разрабатывались и принимались с безальтернативной оперативностью, зачастую без должных консультаций с отраслью. Как результат — не все новые законы являются адекватными современному уровню развития технологий и не учитывают реалии и возможности российских интернет-игроков по их выполнению.

Все что может интернет-бизнес в этой ситуации: лоббировать изменения, дополнения, перерабатывать нормативно-правовую базу, формировать адекватную практику правоприменения. И уже на этом этапе бизнес конечно же будет проигрывать, не имея должных «связей», контактов и устойчивого диалога с государством. В меру сил РАЭК старается наладить такой диалог, но не всегда это удается сделать эффективно: инициатив слишком много, зачастую налицо политическая воля по ускоренному принятию тех или иных законов, не всегда отрасль успевает оперативно и компетентно реагировать. Ведь это огромный и сложный пласт работы: собирать мнения игроков, приводить их к общему знаменателю, консолидировать, описывать на бумаге, переводить на «чиновничий» или юридический язык, отправлять в профильные ОГВ, ходить «ногами» по кабинетам, принимать участие во всех экспертных заседаниях, круглых столах и обсуждениях (куда зовут и куда не зовут), добиваться ответов и постоянно держать руку на пульсе.

При этом зачастую бизнес-игроки сами работают в том же направлении, параллельно с Ассоциацией. И если же говорить о «связях бизеса с государством» такого типа, то они конечно также полезны, но не являются определяющими факторами успеха, на мой взгляд. И происходящее с «ВКонтакте» – тому пример. При всем при этом считаю важным не опускать руки, ни ассоциациям, ни компаниям – ни в коем случае не снимать актуальность работы по направлению GR и лоббирования интересов отрасли на государственном уровне и экспертизы законодательных инициатив.

Статьи по теме
Война за Dream Industries: рейдерский захват или разногласия21 декабря 2012, 14:28
От Таиланда до Крыма: пять стран для вашего стартапа25 июня 2014, 12:12
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

"Политические СМИ, телевизионные каналы, социальные сети"

Эти направления, да, не могут игнорировать власть. А остальные проекты, которые не затрагивают интересы государства, могут быть спокойны. Естественно с легальным контентом.

А то, что у нас в стране тяжко с бизнесом, это да. Я говорю про крупный.

0

Удивительно, бизнес не хочет водить дружбу с добрыми, справедливыми и честными людьми. Белая кость нации! Непонятно.

Это точно! Государство же помогает своим соотечественникам развиваться)

0

у меня у одного характерно сжимается что внутри, когда я вижу слово "государство" на стартап ресурсе?

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
K M

Потому что бизнес- это ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ деятельность приносящая прибыль. Воровство и грабеж- это не человеческая деятельность, ее результат не доход, а добыча

«Подделки принесли нам 1,5 миллиона рублей за два месяца»
0
Эдуард Малой

Черное зеркало это шедевр в каждой серии

На выходные: cписок фильмов для разработчиков от команды агентства «Мануфактура»
0
K M

И? Политика- это выражение экономики. В Италии борются с подделками итальянских фирм, в Швейцарии швейцарских. Во Франции наверно с подделками парфюмерии также жестко обходятся. А в целом по миру это погоду меняет?

«Подделки принесли нам 1,5 миллиона рублей за два месяца»
0
Артем Акулов
Digital Cowboys

В мире не нужно всем быть предпринимателями. Предпринимательство - это стиль жизни. "Работаешь на наемной работе" не равно "неудачник, лох, паскуда". В каждой компании есть сотрудники-дебилы и сотрудники-ангелы, вопрос в том, как сотрудник относится к работе в принципе: как к повинности или как к интересному делу. Любую работу, даже самую грязную, можно полюбить. И все же я уверен, что предпринимательство - это врожденное. Любо ты отсюда, либо нет. Не верьте шарлатанам, которые втирают через свои ублюдские тренинги и вебинары, что бизнесменом может быть любой. Предпринимательство, лидерство, бизнес (особенно большой) вообще не для каждого.

«Предпринимательство — это не про деньги, славу и IPO»: мнение бывшего бизнесмена о преимуществах наёмного труда
0
kpower

Нет, в России еще круче. Попробуйте узнать про бизнес в какой-нибудь Германии, узнаете, сколько отдадите налогами. Проблема наших - сокрытие настоящих цифр, однако финальные не будут в процентах сильно хуже (скорее лучше). Останется крыть только уровнем жизни))) По факту, мы одна из немногих стран, где можно начать кучу разных вещей, имея три рубля.

«Предпринимательство — это не про деньги, славу и IPO»: мнение бывшего бизнесмена о преимуществах наёмного труда
0
Показать еще