Лого vc.ru

Кейс: Как сервис по доставке посылок путешественниками Gransjoy собрал 230 тысяч рублей на Boomstarter

Кейс: Как сервис по доставке посылок путешественниками Gransjoy собрал 230 тысяч рублей на Boomstarter

Евгений Пинигин, один из создателей интернет-сервиса Gransjoy.com, помогающего организовать доставку с помощью путешественников, рассказал ЦП о своем успешном опыте краудфандинга, совершённых ошибках и способах их решения. В результате проведённой кампании проекту удалось собрать 230 тысяч рублей и рассказать о себе целевой аудитории.

Поделиться

Летом 2014 года мы проводили краудфандинговую кампанию на Boomstarter и собрали 230 153 рублей на улучшение и доработку нашего сайта. Хотим поделиться своим опытом и помочь будущим проектам обойти грабли, на которые мы неоднократно наступали.

Gransjoy — сервис, который позволяет передавать посылки в любую точку мира или заказывать вещи из-за границы с помощью путешественников. Те, кто заказывают — экономят, а путешественники делают доброе дело и получают приятные бонусы. Например, вы можете попросить путешественника привезти тайский ром или синий чай, а взамен подвезти его из аэропорта.

Как мы пришли к краудфандингу

В начале работы проекта осенью 2013 года с нами связался менеджер Boomstarter.ru и предложил провести краудфандинг, чтобы привлечь дополнительные средства для разработки сайта, а также донести идею до еще большей аудитории. В тот момент наш сайт находился в разработке, а все доставки осуществлялись с помощью группы «ВКонтакте».

Тогда мы отказались: денег на разработку сайта хватало, привлекать дополнительную аудиторию только для группы «ВКонтакте» не имело смысла, и мы решили отложить эту идею на потом. После успешного запуска сайта в начале 2014 года и первых нескольких тысяч пользователей мы получили достаточно много обратной связи от пользователей, и у нас сложилось четкое видение дальнейшего развития проекта. В этот момент нам потребовались средства на дальнейшее улучшение Gransjoy.com — и мы вспомнили про Boomstarter. Через полгода мы приступили к подготовке краудфандинга и в конце июля 2014 года запустили кампанию.

Подготовка к старту

Подготовка заняла достаточно много времени — более двух месяцев. Изучили множество различной информации по краудфандингу. Самыми полезными оказались статья «Простой Науки», материалы от Crowdhunters и статьи Boomstarter «Как они это сделали» и «Продвижение проекта — контент». Правда, материалы от Boomstarter мы получили уже после старта проекта, поэтому воспользоваться смогли ими только отчасти. Требуйте материалы заранее!

Особенности проекта

Во время подготовки к краудфандингу важно учесть особенности вашего проекта. Мы выделили несколько таких особенностей для Gransjoy и выписали плюсы и минусы каждой.

  • Интернет-сервис, минусы: нет конечного продукта, который можно пощупать и предложить в качестве вознаграждения; мало успешных примеров российского краудфандинга.
  • Новая амбициозная идея, минусы: «слишком много рисков», «у меня была такая же идея», постоянная критика; плюсы: нет равнодушных, привлекательность для путешественников, любителей заграничных штучек и людей, которым нужно что-то срочно доставить.
  • Проект уже работает, минусы: необходимо правильно объяснить, зачем нужны деньги и нужны ли они вообще; плюсы: пользовательская база, поклонники, сплоченная команда.

Подобный проект

Найдите несколько подобных успешных и не успешных краудфандинговых проектов. Проанализируйте графики их сборов на crowdsourcing.ru (статистика проектов только с июля 2014г.). Были ли у проекта равномерные сборы в течение всей кампании, или 90% суммы было собрано в последний день с помощью одного спонсора? Были ли какие-то мощные публикации, отличные шаги в этот день или команде проекта пришлось поддержать себя самой? Попробуйте связаться с авторами проектов, чтобы узнать какие-то важные вещи в подробностях и попросить совета. Обычно краудфандеры — открытые люди и готовы помогать друг другу.

Команда

Наша команда состоит из шести человек. Одна половина команды занималась краудфандингом с утра до вечера, а вторая — в свободное от учебы или основной работы время.

Цели проекта

Так как проект является работающим интернет-сервисом, то нам необходимо было грамотно сформулировать цели кампании и рассказать, зачем же нам нужны деньги. Мы постарались отразить в целях глобальные задачи (сделать сервис международным) и пожелания пользователей, которые позволят увеличить эффективность и удобство работы сайта.

Остановились на следующем варианте: 

Чтобы сделать Gransjoy.com международным, нужно уже сейчас сделать его максимально удобным для пользователей, поэтому нам требуется 200 000 рублей на:

  • Создание удобной мобильной версии сайта. Пользователи часто пишут нам, что мобильная версия совершенно непригодна для использования, и находят много дефектов.
  • Добавление новых функций на сайт. Планируем сделать автоматические уведомления о новых маршрутах, возможность переписки на сайте, добавление в друзья (чтобы не теряться с уже знакомыми людьми), обновить дизайн основных страниц (сделать сайт более простым и понятным) и т.п.
  • Увеличение количества доступных маршрутов на сайте до 700. Ежедневно на сайте около 350 маршрутов, опубликованных пользователями, но и среди них не всегда можно найти подходящий, особенно для небольших городов.

Как бы просто ни выглядели сформулированные цели, это один из тех пунктов, над котором мы ломали голову не одну неделю.

Вознаграждения

Вознаграждения спонсорам также являлись сложным моментом — конкретного материального продукта, который можно представить в качестве вознаграждения, у нас нет, поэтому рассчитывать на то, что спонсоры будут поддерживать нас только за вознаграждения, не приходилось: все-таки в нашем проекте главное — это идея. 

После длительного мозгового штурма мы пришли к варианту вознаграждений — сувенирки в веселом дизайне, которые были бы интересны путешественникам и большинству людей. Для этого мы полностью переработали дизайн символа нашего проекта, бабули Gran, чтобы он лаконично смотрелся на открытках из путешествий Gran, термокружках и толстовках с веселыми фразами из жизни проекта. Созданием бабули занималась дизайнер-аутсорсер из Крыма.

Сразу после изготовления дизайна мы заказали тестовую сувенирку, чтобы проверить качество на себе и сделать фотографии для оформления проекта на Boomstarter и PR-кампании.

Математика

Когда продумываете вознаграждения, очень важно правильно просчитать бюджет: помимо целей проекта, деньги понадобятся на сувенирку и доставку, всевозможные комиссии. Комиссия Boomstarter — 5%, комиссии платежных систем — 5%,  налог — 13% (если вы физическое лицо), или наш вариант — 6% (УСН). 

Вознаграждение для разных спонсоров имеет разный вес, поэтому учитывайте самый затратный случай. Например, из вознаграждения 100 рублей (статус на сайте) на развитие сервиса мы получали 84%, а из вознаграждения на 1000 рублей примерно 50%. Бюджет был рассчитан таким образом, чтобы на развитие сервиса в итоге ушло не менее 50% собранных средств.

Описание проекта на Boomstarter и видеоролик

Следующим этапом было заполнение заявки и создание видеоролика. Описание проекта переделывали много раз, необходимо было сделать так, чтобы его было не только интересно читать, но и чтобы после прочтения человек загорелся нашим проектом и поддержал нас.

Видеоролик снимали своими руками: нашли знакомого оператора с камерой, придумали сценарий и сцены, подготовили и выучили тексты, отсняли материал и смонтировали — на это ушла еще пара недель. Мы сфокусировали внимание на социальной значимости, успешном запуске и работе проекта, историях наших пользователей о доставке и возможности выйти на новый уровень с помощью краудфандинга.

Готовим спонсоров

Параллельно с подготовкой заявки велась проработка людей, которые нас поддержат на начальном этапе и помогут собрать 20% от всей кампании. Это — друзья, родители, коллеги, хорошие знакомые и активные пользователи проекта. Мы запустили опрос в нашей группе, отправляли личные сообщения, делали email-рассылку пользователям с ссылкой на опрос. На время начала краудфандинга в опросе приняли участие около 300 человек. 

Распространяйте опрос только среди целевой аудитории, иначе любопытные люди испортят вам статистику и поставят ложные ожидания. Была создана табличка в Google Docs, где каждый член команды выписал минимум по 20 друзей, которых можно попросить о поддержке. Друзей также просили участвовать в опросе и рассказывали про то, как важно поддержать проект на первом этапе.

Дополнительная подготовка

Мы наметили темы и даты обновлений на Boomstarter, рассылку, группы в соцсетях. Был составлен список СМИ, блогеров, социальных сообществ, с которыми планировали связаться, подготовлен пресс-релиз. Контакты некоторых СМИ у нас уже были, тем, кого не знали, планировали рассылать пресс-релиз. 

Блогерами и пабликами путешественников занималась Аня. Она сама является заядлым путешественником и ведет свой блог. У путешественников есть что-то вроде общей диаспоры, почти все следят и читают друг друга. Есть очень много сайтов путешественников, где они делятся опытом путешествия по конкретной стране — такие ссылки Аня обычно сохраняет на будущее. Поэтому большая часть списка была составлена из знакомых контактов. Также много путешественников удалось найти по обычному поиску в соцсетях и блогах.

Выбрали несколько десятков успешных и тематически близких проектов с Boomstarter, которых планировали попросить упомянуть нас в обновлении для спонсоров.

Очень важно подготовить и разместить информацию о краудфадинговой кампании на всех своих ресурсах. На сайте мы разместили баннер о старте краудфандинга и информационную полоску над главным меню с просьбой профинансировать проект и кнопкой «Подробнее». В группе во «ВКонтакте», в своих статусах в соцсетях — везде были добавлены ссылки с призывом поддержать проект. Вроде бы очевидный момент, но всегда уходит из виду, так как нужно подготовить все материалы заранее, а опубликовать только после старта проекта.

План

План продвижения кампании был составлен на основе такой схемы:

1 неделя: цель — собрать 20% суммы. Вкладывается команда. Личные сообщения друзьям, фанатам сервиса, участникам опроса. 

2 неделя: цель — собрать 50% суммы. Публикации в соцсетях, рассылки про старт кампании. Призывы поддержать проект и делиться публикациями. Стать «Проектом дня» на Бумстартере. Личные сообщения знакомым и участникам опроса. Пинги всем, кто пообещал поддержать. Договориться о публикациях в успешных проектах с Boomstarter. 

3 неделя: цель — собрать 75% суммы. Обновления в соцсетях, рассылки про результаты кампании. Публикации в СМИ, блогах, дружественных группах в соцсетях. Личные сообщения знакомым. Пинги всем, кто пообещал поддержать. Публикации в успешных проектах с Boomstarter. 

4 неделя: обновления в соцсетях, рассылки про результаты кампании. Публикации в СМИ, блогах. 

5-6-7 неделя: запасные.

Длительность 45 дней ~ 6,5 недель. 

Денег в продвижение краудфандинговой кампании мы не вкладывали. Это один из основных принципов нашей работы: пока проект является некоммерческим — весь PR мы делаем своими руками. 

Вот более наглядный вариант плана:

Как всё прошло в итоге: 

Зеленым выделены позитивные моменты краудфандинга, красным — негативные.

Ход кампании

Первая неделя. 30 июля — 3 августа. Запуск проекта и «Проект дня». 

Запуск прошел замечательно. Сразу же после начала кампании мы начали отправлять личные сообщения друзьями, участникам опроса и получили от них огромную поддержку (конечно, до этого мы лично рассказывали им о том, как важно поддержать наш проект именно в первые дни кампании). В первые дни мы занимались рассылкой сообщений с просьбой поддержать проект везде, где только можно. Кому-то высылали сразу с инструкцией (например, родителям и тем, кто не на ты с компьютером). Если человека не было в друзьях (например, он участник опроса), то сначала высылали сообщение без ссылок, чтобы не уйти в спам: 

За первый день краудфандинга мы собрали около 27 тысяч рублей и уже на следующий день стали «Проектом дня» на Boomstarter. Это совершенно не входило в наши планы, так как «Проект дня» — это прекрасный информационный повод, который нужно использовать в СМИ и соцсетях для привлечения внимания. Но публикации в соцсети о старте краудфандинга мы планировали сделать только на второй неделе, после того, как соберем 20% суммы. Конечно, мы были рады тому, что попали на главную страничку Boomstarter так скоро, и пришлось быстро реагировать на это событие и запускать публикации.

И все бы было прекрасно, но именно в этот день сайт Boomstarter перестал работать. Просто упал. Поэтому с Boomstarter никакого трафика не было, те, кто уже решил нас поддержать не могли это сделать, а ребята которые переходили по ссылкам из соцсетей, просто попадали на неработающую страничку.

Очень грустная ситуация, так как одна из отличных возможностей оказалась наполовину упущенной (все-таки полдня с перебоями сайт проработал). Вернуть эти полдня на главной странице нам, к сожалению, не удалось.

Также мы попали в еженедельную рассылку Boomstarter, но и это не дало почти никакого эффекта, потому что перебои с сайтом продолжались еще половину пятницы.

В эти стартовые дни также произошла еще одна неприятная вещь, связанная с сайтом Boomstarter. Наша страничка со спонсорами не работала, поэтому люди не могли посмотреть, кто уже поддержал проект, найти там своих знакомых и так далее. Техподдержка занималась решением этого вопроса около пяти дней. Тем не менее, технические неполадки не испортили нам старта краудфандинга, и к концу первой недели (за 4 дня) нам удалось собрать 61 500 рублей.

Вторая неделя. 4 августа — 10 августа. Работа со СМИ, блогерами и пабликами в соцсетях. 

На второй неделе мы продолжили писать личные сообщения лояльной аудитории проекта и участникам опроса. Также добавилась задача посылать вежливые напоминалки тем, кто пообещал поддержать проект, но не смог сразу этого сделать. Напоминалки нужно посылать осторожно, потому что многих людей они будут раздражать.

СМИ

График работ со СМИ сдвинулся на неделю вперед: статус «Проект дня» необходимо использовать как можно быстрее. По нашим дружественным контактам появилась первая публикация в СМИ, затем неожиданно для себя мы попали в «Обзор самых интересных краудфандинговых проектов за неделю» на «Цукерберг Позвонит». Мы также связались с пресс-службой «Академпарка» (являемся резидентами бизнес-инкубатора «Академпарка» Новосибирска с весны 2014 года), чтобы они помогли нам с рассылкой пресс-релиза по СМИ. Пресс-служба отреагировала достаточно быстро: старый пресс-релиз пришлось серьезно доработать, и уже в конце недели новая версия была разослана в СМИ. 

Публикации не заставили себя ждать: 7 августа появилась статья на Firrma, 8 августа на Rusbase. Также мы договорились с публикацией на Crowdsourcing.ru (эти ребята открыты для всех краудфандинговых проектов). 

Статьи в блогах, посты в пабликах путешественников и туристических групп

Активно начали писать путешественникам-блогерам. Самым эффективным было связываться с ним лично через вконтакте/фейсбук. Здесь вероятность того, что ваше сообщение прочтут намного больше, чем через email или ЖЖ. Даже если находили сайт-блог путешественников, то все равно искали их личные профили в соцсетях, чтобы договориться о публикации. 

Успешные краудфандеры

На этой неделе мы начали заниматься успешными краудфандерами и публикациями в различные группы в соцсетях — результаты получили на третьей неделе.

Веселые аватарки

Была попытка сделать всем желающим веселые аватарки с бабулей Gran и Бумстартером, но, к сожалению, она не зашла. Хотя командой мы, конечно, повеселились.

Дополнительные вознаграждения

Мы проанализировали размеры спонсорских взносов. Разрыв между вознаграждением в 1000 рублей и 3000 рублей оказался достаточно большим, поэтому было введено специальное вознаграждение за 2000 рублей, включающее только фирменную толстовку. Ввести дополнительное вознаграждение можно через менеджера Boomstarter.

Итоги двух недель.

За вторую неделю удалось собрать чуть больше 32 тысяч рублей. Это в два раза меньше, чем за первую неделю, но суммарный результат за две недели нас радовал — 94 тысячи из запланированных 100. Хочется отметить, что первые две недели мы занимали первое-второе места на главной страничке Boomstarter в разделе «Популярные». Эффект от этого оценить было сложно из-за большого количества событий в эти дни, но в любом случае это способствовало повышенному вниманию к проекту. 

Третья неделя. 11 августа — 17 августа. Публикации и подготовка больших статей. 

Основным занятием на этой неделе стала подготовка публикаций на «Хабр» и «Пикабу». 50% средств уже было собрано, поэтому появилось время хорошо проработать статьи, чтобы они принесли максимальный эффект. Основная сложность работы с этими ресурсами заключается в том, что на них не любят рекламные статьи (в том числе про краудфандинговые проекты) как пользователи, так и модераторы (правда, модераторы с уважением относятся к платной рекламе). 

Вдохновленные успехами «Простой Науки» и других проектов с Boomstarter, которые собрали достаточно большие суммы не без помощи «Хабра» мы решили сделать публикацию на этом ресурсе. Проанализировав самые удачные посты, мы подготовили свою статью. На подготовку, проверку, доработку текста ушло около 3-4 дней. Мы договорились со знакомыми ребятами из «Академпарка» с личным «Хабр»-аккаунтом сделать статью, в которой бы они представили нас хабровскому сообществу и рассказали про наш проект и краудфандинговую кампанию с призывом поддержать нас. Призыв поддержать проект, конечно, является рекламным, но смысла публиковать статью про сервис (что может быть тоже признано рекламой) или тематическую статью про краудфандинг интернет- сервисов не было, потому что к достижению цели «привлечь спонсоров» это бы нас особо не приблизило.

Мы написали более чем 25 успешным проектам с Boomstarter с близкой тематикой с просьбой написать про нас. Кто-то не читал наших сообщений, кто-то с радостью откликался и соглашался включить в обновление. Некоторые публиковали в свои группы в соцсетях, но не публиковали в обновлениях. У каждого свои причины и своя история. Несколько ребят даже с удовольствием поддержали наш проект и дали дельные советы. Для нескольких обновлений пришлось готовить специальный тематический пост, что потребовало дополнительное время.

Нам удалось попасть в 7 обновлений различных проектов. По нашим меркам, это хороший результат, хотя многие публикации не выстрелили. Но после пары обновлений мы получили заметный поток спонсоров: по нашим оценкам, нам удалось собрать с этого ресурса 10-15% всей суммы. Эффективность публикации в первую очередь зависит от текста, который будет в обновлении. Чтобы получить наибольший эффект, лучше всего попросить автора ознакомиться с вашим проектом и подать его так, чтобы это было максимально интересно для его аудитории. Это могут быть ключевые слова или какая-то из особенностей вашего проекта. Мы очень благодарны всем, у кого в итоге получилось помочь нам. 

В это же время мы написали более 150 группам и путешественникам. За время краудфандинговой кампании было сделано около 50 таких публикаций.

Итоги третьей недели

За третью неделю было собрано около 25 тысяч рублей, при цели 50 тысяч. Спад результатов можно объяснить перенасыщенностью событиями в первые две недели — нам пришлось сдвинуть план и начать кампанию в социальных сетях раньше запланированного. 

Таким образом, запланированные результаты за первые две недели были достигнуты большим количеством инструментов, но потенциал всех инструментов не был использован полностью. На третью же неделю эти инструменты показались нам отработанными. 

Четвертая неделя. 18 августа — 24 августа. Борьба с ««Хабром», часть 1

Публикация на «Хабре» была назначена на 18 августа, в понедельник — самое начало прекрасной недели, на которой мы хотели собрать запланированную сумму полностью. Эта вера укрепилась после публикации: около 2000 просмотров за 2 часа, около 300 переходов на страничку на Boomstarter, достаточно теплые комментарии, положительный рейтинг статьи и первые спонсоры после публикации.

Но после обеда наша радость подошла к концу. Аккаунт наших друзей и саму статью забанили.

В принципе, причины были ясны, поэтому писать администрации «Хабра» и узнавать причины блокировки мы не стали. Тем более, до этого уже был неприятный опыт общения с «Хабром», который никак не может толком объяснить порядок регистрации бесплатных корпоративных аккаунтов для стартапов — если вы подходите под описанные ими требования, то это еще не факт, что вы все-таки подходите. 

У нас появился план B: попробовать сделать публикацию от корпоративного аккаунта. Для корпоративных аккаунтов рекламные статьи вроде как не запрещены. На помощь пришли знакомые ребята из Witget, которые как раз начали серию публикации в своем корпоративном блоге на «Хабре» про проекты, друзья из ФРИИ (до этого мы были в онлайн-акселераторе ФРИИ). После небольшой переработки вступления оригинального текста мы согласовали дату публикации на 26 августа. 

Для публикации на «Пикабу» мы хотели использовать самую вкусную часть из «Хабр»-статьи: «Что привозят путешественники» и кусочек с просьбой поддержать наш проект, оформив все это дело в длиннопост. Нашли нескольких друзей и пользователей-пикабушников, чтобы они поддержали пост на старте. Но с продвижением статьи на «Пикабу» оказалось еще сложнее, чем с «Хабром». Секрет того, как зацепить пикабушников, мы не открыли, и поэтому достигли только рейтинга в +20. Один из пикабушников подлил масла в огонь и пригласил администратора забанить пост за рекламу, что админ вскоре и сделал. Еще один забаненный пост. 

Мы связались с администрацией «Пикабу», и они нам очень быстро помогли разобраться, что же не так. Публикацию сделать все же хотелось, чтобы старания не пропадали зря. В итоге вырезав всю рекламу, мы подтвердили с админами «Пикабу», что все ок, и запланировали пост на следующую неделю после второй публикации на «Хабре». 

Пятая неделя. 25 августа — 31 августа. Борьба с «Хабром» часть 2. Усталость

Мы с нетерпением ждали второй публикации на «Хабре». Второй день Х наступил: публикация, теплый прием, комментарии, 2 000 просмотров за пару часов и много переходов на сайт. Но и план B провалился, причем опять сразу после того, как мы отошли пообедать (может, это и есть истинная причина): теперь «Хабр» забанил корпоративный блог наших друзей и опять же нашу статью про краудфандинг. 

Причем бан статьи удивил нас уже не так сильно, как бан корпоративного блога. Просто зарубили на корню. Мы очень забеспокоились за блог наших друзей (восстановить корпоративный блог сложнее, чем обычный аккаунт) и отправили «Хабру» письмо с извинениями, ребята также связались с администрацией, чтобы решить вопрос, и в итоге аккаунт удалось восстановить. Нервные клетки удалось спасти. 

Количество спонсоров за время второй публикации увеличилось не сильно, часть пользователей уже видела публикацию, ну а большая часть ее никогда и не увидит. Больше проверять «Хабр» не имело смысла: статьи про действующие краудфандинговые проекты в независимости от типа вашего аккаунта больше делать нельзя. Очень спорное решение одного из лучших ИТ-сообществ в России. Позволяя публиковать такие статьи, «Хабр» очень сильно помогал краудфандинговым проектам (в особенности тем, у кого был интересный и сильный проект), но теперь он почему-то начал вставлять российскому краудфандингу палки в колеса. 

Очень кстати появился ресурс «Сохабр», который сохраняет пост с «Хабра», даже если они были заблокированы администрацией. Вторую нашу публикацию можно посмотреть вот здесь

Вторая публикация на «Пикабу» уже была не рекламной. Специальным продвижением мы не занимались, и поэтому успеха она не принесла, хотя проблем с модераторами мы не испытали. Ссылка на публикацию здесь

К сожалению, публикации на «Хабре» и «Пикабу» никак себя не оправдали и стали самой большой ошибкой во время нашего краудфандинга. Мы потеряли очень много времени на их подготовку и очень много нервов во время публикаций. Причем в обоих случаях публикации с призывом поддержать проект были заблокированы администраторами.

Итоги пятой недели

Неудачи с «Хабром» и «Пикабу» и неудовлетворительные сборы 15 тысяч рублей за неделю подбили наш боевой дух. Оставалось собрать еще 40 тысяч, и на это у нас было полторы недели. Нужно было что-то предпринимать. 

Шестая неделя. 1 сентября — 7 сентября. Отдых и подготовка к последнему рывку

Было решено взять небольшую паузу на отдых и отвлечься, чтобы на максимуме провести последние 7 дней кампании. Активности с 31 августа по 5 сентября для команды были сведены к минимуму. После возвращения к работе уровень сборов был на уровне прошлой недели: с 1 по 5 сентября было собрано около 10 тысяч рублей. Это было неплохим результатом, достигнутым по инерции после предыдущей работы.

6 сентября мы собрались, чтобы распланировать последние 7 дней краудфандинга. Кампанию нужно было обязательно сделать успешной, так как более 75% суммы уже было собрано. Ребята, успешно завершившие краудфандинг, советовали перейти отметку 100% по сборам заранее, потому что это помогает активизировать самых нерешительных спонсоров, готовых поддержать только заведомо успешные проекты.

Мы поставили следующие цели на 10 сентября: 

  1. Попасть на первое место в раздел «Популярные» на главной страничке Boomstarter. 
  2. Собрать 100% суммы. 

Должны были предпринять следующие действия: 

  • 8 сентября: публикации в соцсетях «Это последний шанс поддержать проект» (пример поста). Просим друзей/текущих спонсоров сделать перепосты. 
  • 8 сентября: письмо на рассылку «Последний рывок». Просим всех делать перепост постов в соцсетях;
  • Рассылаем пинги всем знакомым, друзьям и коллегам, кто хотел поддержать проект, но еще не успел сделать этого;
  • Публикации и перепосты в тематические группы в соцсетях. 

Если мы не собираем 100% к 10 сентября, то добавляем свои деньги, чтобы закрыть краудфандинг заранее и побудить нерешительных спонсоров поддержать проект. 

Все сразу же пошло не так, как мы запланировали: через пару часов после составления плана нам пришло сообщение о новом спонсоре на 10 тысяч рублей. Но в этом случае мы только обрадовались.

Седьмая неделя. 8 сентября — 13 сентября. Окончание краудфандинга

Мы строго следовали нашему плану и уже в понедельник активизировали соцсети на полную. Постепенно наш проект стал выбираться на первую страничку Boomstarter в раздел «Популярные» (это зависит от количества просмотров странички и наличия новых спонсоров). 

8 сентября нас поддержал 21 новый спонсор суммарно на 11 300 рублей, и мы стали первыми в разделе «Популярные». Теперь уже уверенность, что мы соберем всю сумму без самовложений, не покидала нас, и мы продолжали в том же духе. Бесконечные пинги давали свои плоды, многие люди наконец-то созрели и поддержали нас. Также один из блоггеров-путешественников сделал отдельный пост про наш краудфандинг. 

9 сентября нас поддержало еще 14 спонсоров и осталось собрать совсем немного — 3200 рублей.

10 сентября утром все закончилось! У нас все получилось, и мы стали успешными на Boomstarter, цель была выполнена. Наши пользователи сами объявили в нашей группе, что краудфандинг успешно завершился — видимо, переживали не меньше нас. 

11 сентября утром произошла большая и приятная неожиданность. Кто-то поддержал нас сразу на 20 тысяч рублей. Это был самый крупный спонсор на Boomstarter. 

Мы сделали официальные посты об успешном краудфандинге в соцсетях. 12 и 13 сентября нас поддержало еще 11 человек, и мы закрыли краудфандинг на сумме 230 153 рублей (115%).

График сборов

Подробную статистику по сборам можно посмотреть вот здесь.

Что сработало и что не сработало

Сработало напрямую: 

  • Опрос во «ВКонтакте» + личное общение (друзья, родственники, коллеги, лояльные пользователи, стартап тусовка) ~ 35% от всей суммы;
  • Успешные краудфандеры ~ 10% от всей суммы. 

Сработало косвенно: 

  • «Проект дня» на Boomstarter;
  • «Популярные» на Boomstarter;
  • Пресс-релиз от «Академпарка»;
  • Публикации в блогах, соцсетях и перепосты, обновления в соцсетях и на Boomstarter;
  • Публикации в СМИ.

Вообще не сработало: 

  • Публикация на «Хабре» (5% от всей суммы, забанено две статьи);
  • Публикация на «Пикабу» (сложно сделать публикацию популярной).

Что можно было бы улучшить 

Самой большой ошибкой мы считаем желание повторить успех ребят, ранее публиковавшихся на «Хабре». Мы выделили очень много времени на подготовку публикации, поиск и переговоры с ребятами, которые помогут нас опубликовать, но результатами стали два бана и потерянные нервные клетки. Публикации, которые были разрешены ранее, теперь безотказно банятся. 

Публикация на «Пикабу» также была ошибочным ходом. Чтобы пройти администрацию, поднять пост в «горячее» и донести до читателей мысль поддержать проект, нужно сделать что-то из ряда вон выходящее. Возможно, это под силу крутым пикабушникам, но мы к этой задаче были не готовы. 

Не уверен, что мы правильно выбали продолжительность кампании. В нашем плане осталось достаточно много запасного времени: скорее всего, мы смогли бы уложиться и в 30-35 дней, просто в этом случае вся команда работала бы эффективнее из-за более жесткого дедлайна. С другой стороны, многие спонсоры ждут зарплаты, чтобы поддержать понравившийся проект, и для них большая продолжительность краудфандинга имеет значение. 

Правильность выбора вознаграждений также можно подвергнуть сомнению. Скорее всего, вознаграждение так и осталось приятной плюшкой для тех, кто решил поддержать проект из-за идеи. Но на момент старта краудфандинга это были наши лучшие варианты.

Технические неполадки

От технических неполадок тоже никто не застрахован, будьте к ним готовы. За время краудфандинга произошло следующее: 

  • Boomstarter — падал полностью несколько раз, суммарно примерно на сутки;
  • Boomstarter, страничка с нашими спонсорами — не работала около 5 дней;
  • «ВКонтакте» — падал полностью несколько раз, суммарно примерно на сутки;
  • Наш сайт — не работала логинка через «ВКонтакте», разбирались пару дней;
  • Даже «Хабр», который забанил нашу статью, падал на пару часов. 

Также заметили одну вещь. Многие пользователи, которые пишут вам в личку на Boomstarter и задают вопросы по проекту, не отвечают. Скорее всего, это связано с тем, что у них не подтверждена почта и они просто не получают уведомления. 

Не отвечают примерно 70%! Будьте внимательны и не упустите своего спонсора. Некоторые спонсоры не смогут поддержать вас именно через Boomstarter в силу технических ограничений: например, с web-money нельзя сделать перевод больше 15 тысяч рублей, МДМ-банк отказывается проводить оплату, часть тарифов мобильных операторов не поддерживают мобильный платеж, кто-то не умеет платить через сайт и так далее. 

Используйте эту возможность и позвольте всем желающим профинансировать вас. 

Получение денег после окончания краудфандинга 

Бумстартер перечисляет деньги в течение 30 дней со дня получения подписанного отчета агента, который составляется только после окончания проекта (отчет включает итоговое количество спонсоров и вознаграждений). 

Наша краудфандинговая кампания закончилась 13 сентября. Отчет агент был подписан и отправлен Boomstarter 17 сентября. Деньги пришли нам 13 октября, то есть Boomstarter в указанный срок уложился. Мы были готовы к такому длительному ожиданию, поэтому особого недовольства это не вызвало. Но для проектов, в котором собранные деньги необходимо использовать сразу после окончания краудфандинга, эти моменты нужно продумывать заранее.

Доставка вознаграждений

Мы отказались от стандартного метода «доставка Почтой России, оплата за ваш счет» и решили передать все вознаграждения, кроме открыток, с путешественниками, используя наш собственный сервис. Несмотря, на немаленькое общее количество спонсоров (321 спонсор), вопрос с доставкой оказалось решить не так сложно. 

По итогам краудфандинга нам нужно было доставить следующие вознаграждения: 

  • Открытки и наборы открыток ~ 147 человек;
  • Термокружки (+ открытки) ~ 46 человек;
  • Толстовки (+ кружки + открытки) ~ 11 человек;
  • Толстовки (+ открытки) ~ 8 человек;
  • Коробочки (+ толстовки + кружки + открытки) ~ 7 человек.

Открытки и наборы открыток мы отправили по почте (для новосибирцев — раздали сами), потому что стоимость отправки невелика (15 рублей по России), а привлекать и искать путешественников для такого количества открыток как минимум не разумно. В случае, если открытка не доходит до адресата, мы всегда можем выслать еще раз. 

Для всех остальных вознаграждений (~72) было необходимо искать путешественников. Сначала мы отобрали города с наибольшим количеством спонсоров: 

  • Новосибирск ~ 20 спонсоров;
  • Москва ~ 24 спонсора;
  • Челябинск ~ 6 спонсоров;
  • Санкт-Петербург ~ 4 спонсора.

В Новосибирске был организован пункт самовывоза в нашем офисе в Технопарке и в центре города. В Москве, в Челябинске и в Санкт-Петербурге мы попросили друзей-спонсоров помочь с раздачей вознаграждений, а сами вознаграждения отправили им с помощью путешественников. 

Чтобы передать все подарки спонсорам в Москву, потребовалось целых три отважных человека. Для остальных городов пришлось проявить изобретательность. Их получилось немало, причем не только в России. На нашем сайте путешественники нашлись не по всем направлениям, поэтому мы сделали рассылку спонсорам и попросили их зарегистрировать свои поездки — возможно кто-то сам сможет приехать в один из пунктов выдачи. 

Ребята откликнулись: сестра одного спонсора вылетала из Новосибирска в Калининграда уже завтра, поэтому мы в течение дня передали ей вознаграждение, и на следующий день оно было уже у спонсора. Многие спонсоры возвращаются из заграницы на родину, поэтому ребята из Дюссельдорфа, Пафоса и Бреды согласились получить вознаграждение в Москве. С путешественниками удалось договориться передать вознаграждение за вкусный бонус, и мы сэкономили очень много денег на доставке (потерянных посылок у нас не было). Поэтому практика передачи вознаграждений с помощью путешественников себя полностью оправдала.

Итоги краудфандинга

Наша команда осталась очень довольна результатами краудфандинговой кампании. Конечно, итоговая сумма средств, которая идет на развитие проекта, намного меньше, чем те деньги, что вы соберете на Boomstarter. Особенно это актуально, если сувенирка-вознаграждения не является продуктом проекта. В нашем случае только около 60% собранных средств пошло на развитие проекта. 

Но есть много плюсов, которые поначалу не так очевидны. Во-первых, краудфандинг — это отличный информационный повод, который позволяет активизировать вашу текущую аудиторию и привлечь новых пользователей. Есть много людей, которые будут рады вам помочь, нужно только донести до них информацию и попросить. Во время краудфандинговой кампании посещаемость нашего сайта выросла более чем в два раза. 

Во-вторых, повышенное внимание к проекту и возможность найти инвестиции. За время краудфандинга нам поступило несколько предложений об инвестициях и разного рода сотрудничестве. Сложно говорить о серьезности всех этих предложений, так как на данном этапе у проекта другие цели, и в детальные диалоги мы входить не стали. После того, как все заканчивается, очень сложно отвыкнуть от привычки заходить каждый 15 минут на Boomstarter и проверять, не появился ли новый спонсор. Зато жизнь становится более спокойной. Будьте гибкими и готовыми, что все пойдет не плану.

По нашему мнению, идеальный план по краудфандингу должен включать несколько проверенных и контролируемых каналов для привлечения средств, которые по вашим оценкам дадут 150%-200% от цели по сбору. Таким образом вы сведете риски неуспеха и самовложений к минимуму. 

Всегда что-то может не сработать, и вместо запланированных 150%, вы получите 100%. Мы планировали, что этими каналами будут: опрос + лояльная аудитория (20%), успешные краудфандеры (20%), публикации в блогах, группах путешественников и СМИ (20-30%), пост на «Хабр» (30-40%) — и они дадут нам в сумме 100%. Но так как пост на «Хабр» совсем не удался, мы получили итоговые 60% с других каналов за три недели и не знали, что делать дальше. Дополнительный запас времени в этот момент был очень кстати и сильно выручил нас. Надо выкладываться по-полной!

Многие думают, что достаточно красиво оформить интересную идею, снять видео, запустить проект — и можно спокойно сидеть и считать спонсоров. К сожалению, в наших реалиях это не работает. Люди запускают краудфандинговую кампанию, ничего не делают и получают неуспешный проект с 10% собранных средств через месяц. Не становитесь такими, плохих примеров уже и так достаточно.

Успех вашего краудфандинга зависит от многих факторов и мелочей, поэтому делайте все старательно и с максимальной самоотдачей. Так же, как и публикация в крупном СМИ с 10 тысячами просмотров может принести 1 тысячу рублей, обычный перепост в социальной сети способен сделать вашу краудфандинговую кампанию успешной в один миг. Даже если это перепост человека, который отказался вас профинансировать.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

6 человек месяц собирали 230 тысяч, из которых они получили, в лучшем случае, половину.
С одной стороны, подробнейшая статья и все такое, с другой — картофельный салат, ага.
В общем, есть ощущение, что вы делаете что-то не совсем то.

Хотя могли заработать за 2 недели

0

Согласен. Устроились бы на работу - было бы больше денег.

Ребята из Новосибирска - молодцы, стараются!

А вот про нас тут не пишут! Хотя наш проект народной почты ТУДАТУДА tudatuda.com/ мы сделали на собственные инвестиции и своими же силами сделали даже мобильную версию m.tudatuda.com/ - тут нет инфо-повода, наверное)))))

Дык напишите о нем, разместите в сми или вы думаете за вами кто-то бегать должен из-за того, что вы такие красавцы?

0

Так о нас пишут и даже показывают))) это у siliconrus'а жесткая позиция :)

0

В краудфандинге никто не собирает деньги.
Это:
а) рекламная площадка из ресурса
б) повод для пиара (типа статьи на силиконе "как мы собирали деньги)
в) проверка работоспособности идеи
г) привлечение инвесторов
д) рынок сбыта (ранние продажи под видом награды за донат)

Никто, повторяю - никто - в конце 2014 года не смотрит на краудфандинг как на привлечение денег. Это статья расходов в обмен на все вышеперечисленное.

Никогда, повторяю, никогда не пиши так категорично, иначе есть риск обделаться.

Чтобы не показаться козлом, напишу все-таки спасибо за кейс! Успехов ребят!

Слишком длинно.

0

Муторно это все . На мой взгляд потратили много времени и сил . Сумма денег небольшая . Цель была стать более узнаваемыми ? Может быть это плюс в ваш актив .

Мне за последнее время понравилась акция по сбору денег на планшетник Jolla : Компания объявила о сборе средств на сайте IndieGoGo, и уже через два часа собрала нужную сумму - 380 тысяч долларов. Но на этом пользователи не остановились. Прошло почти два дня с момента начала сбора денег, а сумма пожертвований уже достигла отметки в 950 тысяч долларов.

Денис, а вы не думали о рекламном бюджете Jolla и сколько в нем нулей?

Все не так просто с успешными кейсами с Kickstarter

Про то, что никто не собирает деньги - см выше.
И то, что 380 тысяч за два часа это 99% развод (сами себе кинули) - всем очевидно.
Но еще момент: индигого (в отличие от кикстартера) вообще никак не контролирует проект и никак не защищает пледжеров. Поэтому даже выбор площадки - сразу повод усомниться в проекте.

0

Весьма любопытно было узнать про этот опыт.

Ребят, если кто-то читает эти комментарии, насколько активно вы работаете с блоггерами-путешественниками? Я, например, тоже путешественник и про ваш проект ничего не видел ни у коллег, ни где бы то ни было еще.

Вообще, идея проекта замечательная. Вот только направленность, судя по всему, исключительно социальная. Можно что-то делать, но разве что ради развлечения. Может, воспользуюсь, привезу кому-нибудь что-нибудь из Мексики )) Хотя, еще нескоро вернусь.

0

Мы активно пиарились во время краудфандинговой кампании, и в том числе сотрудничали с разными тревел-блоггерами (было порядка 40 публикаций). Ранее о нас была статья на Lifehacker и в региональных интернет СМИ

Блоггеров много, поэтому мы планируем сотрудничать с теми, кто о нас уже писал, и заручиться информационной поддержкой новых. Будем рады, если напишите о нас:)

А про социальность не совсем понятно что вы имели ввиду...
Если правильно понял, что речь идет про пользу для путешественника "Зачем ему помогать с доставкой", то тут несколько вариантов: во-первых, экономия - можно не тратить деньги на такси и аэроэкспрессы из аэропортов/вокзалов, если вас подвозят или оплачивают доставки. Во-вторых, это может быть обычное материальное вознаграждение за помощь с доставкой. Также в качестве благодарностей можно брать ответную услугу, например, экскурсия по городу или получить местных вкусностей.

Есть множество примеров - вот один из них: Аня совершила 9 доставок за путешествие и окупила поездки на такси и аэроэкспрессах до аэропортов (gransjoy.com/ru/post/38)

Бегунки скинулись

0

2 месяца подготовки, 6 человек команды, съемка фильма, куча работы, и 45 дней нервяка с кампанией,адовое задрачивание всех друзей и знакомых, блоггеров и СМИ, это даже после прохождения акселератора ФРИИ... и все это для того, чтобы получить какие то жалкие 100-150 тысяч? Это вы называете успешным кейсом? Да это просто позор! Потратили бы это время на программирование и развитие проекта. Похоже у вас программист в комманду вообще не входит? А чем занимаются 5 девочек в проекте? Вы точно делаете что то не то. Заработали тут только бумстартер и платежный агрегатор.

Спасибо за критику. Развитие интернет проекта на подобие нашего - это далеко не только программирование, но и привлечение и работа с пользователями. Если детально поизучать подобные проекты (а такие были и до нашего сервиса), то у них все заканчивалось на этапе привлечения аудитории, несмотря на то, что был отличный сайт и команда из программистов. Краудфандинговая кампания помогла нам привлечь не только деньги (сумма, конечно небольшая) на дальнейшую разработку, но и новых пользователей и множество полезных бизнес контактов.
Будем рады увидеть ссылки от вас на успешные веб проекты в российском краудфандинге, которые привлекли большие суммы по вашему мнению.

0

Использовать такой логотип для сувениров - жесть!

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Fedor Skuratov
Combot

Привет, отличная статья!
Что будете делать с наработками?
Если там есть то, что можно продавать хотя бы как кастомное решение - есть под это клиенты.

5 советов о том, как провалить проект
0
Inglip Resummoned

Для ностальгии web.archive.org/web/20120303085046/http://www.facebookru.com/

5 советов о том, как провалить проект
0
Egor Bogachev

Раз вы даже не знаете про проблему выгорающих пикселей на оледах - о чем разговор? Вы понятия не имеете о чем говорите)

iPhone 7: первое знакомство
0
Andrey Harchenko

Один вопрос интересует - вы как основатель, что конкретно умели делать - программировать, дизайн / верстка или что-то связанное с обработкой данных - сервера, базы. Т.е. руками вы что-то сами умеете на хорошем уровне?

5 советов о том, как провалить проект
0
Андрей Захаров

Сложно сказать. У Люмии есть предустановленный офис, от Микрософта, он несколько уступает настольному, но пользоваться можно (что я и делаю). Броузер Эйдж на телефоне работает так же, как и на PC (если через док станцию телефон подключить к монитору, то и не отличить)

Мне приложений хватает (пока).

iPhone 7: первое знакомство
0
Показать еще