Лого vc.ru

Cтать своим среди чужих: 10 правил по созданию сайта для театра

Cтать своим среди чужих: 10 правил по созданию сайта для театра

Исполнительный директор компании по разработке сайтов Greenlabs Анна Королева об отличиях театра от других digital-заказчиков на примере МДТ.

«Зачем вы показываете нам сайт Новозеландской оперы? Как это называется? Референсы? Наш театр уникален, такого нет больше нигде, зачем вы вообще это принесли?!»

Не самая лучшая реакция в ходе первого знакомства с заказчиком, не так ли? Когда ведешь дела с деятелями культуры, градус эмоций иногда зашкаливает.

Когда ведешь дела с деятелями культуры, градус эмоций порой зашкаливает (фото МДТ, спектакль «Гамлет»)

В работе над интернет-проектами есть свои шаблоны и привычные инструменты, которые берут начало еще из практики рекламных агентств. Заполнить бриф, собрать референс-лист, оформить презентацию. Но когда в качестве заказчика выступает театр, первое, что вам придется сделать — отказаться от шаблонов и завоевать доверие.

Люди в культуре — немного герои, немного дети

К тем, кто работает в коммерческих компаниях, работники из сферы культуры сначала относятся настороженно. Мы про деньги, они про искусство. Наш подход кажется им поверхностным. Единственный человек, которого они готовы воспринимать — это дизайнер, хотя им больше нравится слово «художник». Такому заказчику поначалу не очень интересны ваши технические компетенции — ему важнее убедиться, что вы с ним на одной волне.

Работники из сферы культуры сначала относятся к коммерческим компаниям настороженно (Фото Михайловский театр, спектакль «Богема»)

Прежде чем вас допустят до дизайна, придется посетить все значимые спектакли, поработать с архивом контента, выстроить отношения в ходе многочасовых обсуждений и споров. И главное — получить от этого удовольствие. После этого вы из чужака, пришедшего «быстро продать и заработать», начнете постепенно превращаться в собеседника, партнера, соавтора.

И конечно, общаясь с таким заказчиком, нужно понимать, что сбор требований, обеспечение целостности решения — это ваша зона ответственности. Ты в ответе за тех, кого приручил.


Для театра само собой разумеется, что у него есть разные составы, приглашенные артисты, разная расстановка мест в зале. То, что роль, которую раньше играл актер А, теперь играет актер Б, и есть масса других нюансов, политики, негласных правил, которые требуют от интерфейсов и админки большой гибкости.

Самое страшное в театре — кого-то обидеть, не упомянуть, забыть. Вам доверяют — будьте профессионалами. Разговоры «а это не входило в список задач» за месяц до запуска — это не то, что поможет выстроить отношения.

Нельзя просто так взять и согласовать дизайн

В коммерческом проекте есть дедлайн. В проекте для культуры дедлайн будет сдвигаться до тех пор, пока у заказчика не появится ощущение, что сделан тот самый, единственно правильный и возможный выбор.

Запаситесь терпением, вас ждет эмоционально насыщенный и творческий путь: поиски, попытки, эксперименты, споры, полемика, и иногда — возврат на исходные позиции.

Единственный способ заслужить доверие — доказать заказчику, что ты на его стороне, что вы вместе на стороне проекта.

Когда есть доверие, многое становится возможным (фото Михайловский театр, балет «Любовь есть везде»)

Как заслужить доверие деятеля культуры

Погружайтесь в тему. И это значит не просто сходить на свежие спектакли театра и на экскурсию за кулисы — нужно почувствовать место этого театра на театральном ландшафте, его основные стилистические принципы, его метод.

Понять его визуальный язык, его позиционирование. 
Для сравнения: Малый театр в Москве — оплот традиций, чистого русского языка, классических трактовок. Малый театр в Петербурге — новатор, экспериментальная площадка, зона авторского высказывания.

Переводите тренды на язык заказчика. Казалось бы, какая может быть связь между трендами веба и сценографией? Но мы её нашли. Чтобы начать разговор о видеоанонсах для спектаклей, мы нашли в репертуаре театра схожее решение (в «Вишневом саду» МДТ элементом декорации служит экран, на котором отображается черно-белое кино) — это позволило нам говорить о видео и динамике в интерфейсе, но не как о «фишке», а как о приеме, который присущ художественному методу театра).

Видео в декорации «Вишневого сада» породило идею оформления страниц всех спектаклей на сайте (фото МДТ, спектакль «Вишневый сад»)

Находите параллели между эстетикой культурного учреждения и возможными визуальными решениями будущего проекта. Мы изучали афиши театра — черные, с крупными шрифтами — и взяли за основу ту же контрастную типографику и черно-белую цветовую гамму для сайта.

Афиша к спектаклю «Коварство и любовь»
Афиша к спектаклю Guadeamus

При этом мы всю дорогу отстаивали право пользователя на понятность, четкость и структурированность в подаче информации. Для «креатива» оставили четко дозированные, но заметные места. Например, парадоксальность и новаторство додинского театра нашли отражение в неожиданном для многих расположении меню — внизу, а не вверху.


Когда есть доверие, многое становится возможным. Получается и быть полезным пользователю, и найти стилистику, адекватную творческой манере театра, и быть на острие технологий.

Театр — немного секта, немного монастырь

Перемены — всегда риск. У театра есть свой зритель, и важно сохранить тесную кровную связь с этой своей, годами наработанной аудиторией. Но нужно привлекать новую публику: раздвигать социальные, возрастные и географические рамки аудитории.

Важно не потерять связь со своей годами наработанной аудиторией (фото НОВАТ, балет «Лебединое озеро»)

Внутри театра многие вещи кажутся очевидными. Важно донести до заказчика, что пользователь — не равно зритель. Это менее подготовленный, менее лояльный, менее информированный человек, которого нужно провести по понятному маршруту. Поэтому сколь бы сложным ни было содержание сайта — структура и подача должны легко считываться и не отталкивать непосвященных.

Новый пользователь еще не знает театра, но структура сайта не должна отталкивать непосвященных (фото Михайловский театр, балет «Слепая связь»)

Мы составили 10 правил, которые позволят одновременно и сохранить эстетику театра, и привлечь новых зрителей.

10 правил театрального сайта

Атмосфера

Никто уже не ходит в театр просто посмотреть «Ревизора». Людей интересует авторское прочтение, как поставили пьесу конкретно в этом театре. Поэтому в дизайне важно с помощью цвета, типографики, изображений и анимации передать, чем этот театр отличается от других.

Что, где, когда

Нужно держать в фокусе утилитарные задачи, с которыми люди приходят на сайт. Чтобы пользователь мог сразу понять, что идет вечером, когда начинается спектакль, как найти театр. Начните с простого.

Все дороги ведут в кассу

Главная цель — привести пользователя в зрительный зал. Поэтому куда бы он ни пошел на сайте — в фото со спектаклей, в биографии актеров, в рецензии — он должен иметь оттуда прямой путь в кассу онлайн-продажи билетов.

Изобразительность

У всех театров есть старые сайты, где размер и количество картинок были ограничены плохим качеством интернета. Сейчас проблем со связью нет, а картинка, как известно, лучше тысячи слов. А тем более видео. Важно донести до клиента, что именно изображение доносит атмосферу, вовлекает пользователя.

Гибкость работы с составами

Как уже было сказано выше, у спектаклей может быть несколько составов актеров, могут быть замены (и из числа труппы, и из приглашенных артистов).

Зрителю важно знать, какой состав будет именно в тот день, когда он пойдет на спектакль. Поэтому нужно заложить возможность гибко и быстро редактировать состав актеров на спектакле. Это должно быть реализовано в админке, без привлечения разработчика.

Персона как продукт

В труппе театра могут быть звезды, которых народ знает по сериалам или кино. На них приходят даже те зрители, которые не знакомы с театром. Чтобы персона стала источником нового постоянного зрителя, на нее нужно цеплять другие разделы — гастроли, прессу, рецензии.

Если пользователь пришел на сайт посмотреть на звезду, нужно зацепить его другими разделами и глубже погрузить в жизнь театра (фото МДТ, спектакль «Король Лир»)

Спектакль как продукт

Когда пользователь заходит на страницу спектакля, например, посмотреть рецензии на увиденный спектакль, мы должны дать ему возможность глубже погрузиться в театр, показать, что там есть еще: другие спектакли этого режиссера, с этим же актером, другие рецензии, награды, гастроли, интервью. 
Связи, перелинковки, предсказуемая единая логика подачи — от частного к общему, от того, что привело — к новому, пока неизвестному.

Межсезонье как повод для знакомства

Летом, когда сезон заканчивается, или во время гастролей основной кейс — что идет сегодня или в ближайший уикэнд, — отходит на второй план. 
Но для пользователя лето — время отпуска, у него больше свободного времени, когда он может планировать свое культурное развитие, поездки, самообразовываться и расти.

Чтобы не упустить такого пользователя, сайт должен оставаться привлекательным и информативным даже в тот период, когда билеты не продаются и спектакли не идут. Работать на перспективу, рассказывать о гастролях, о будущем сезоне, о грядущих премьерах, подводить итоги сезона — оставаться на связи со своим зрителем и воспитывать зрителя будущего.

Мобильные устройства

Разумеется, сайт должен быть адаптивным. Если заказчик так не считает, боритесь до конца. У нас был случай, когда в начале проекта вся команда со стороны заказчика еще не пользовалась мобильным интернетом.

Наверное, это уже сложно представить, но иногда заказчику кажется, что это хороший повод сэкономить. Это не так: все задачи, которые человек хочет выполнить на сайте (в том числе покупка билета и выбор места в зале), должны быть легко доступны с мобильного телефона.

Никакого MVP

Многие разработчики исповедуют коммерческий подход, когда продукт можно запускать в сыром виде, с багами, дорабатывать и что-то менять по ходу. Для сайта театра такой метод не подходит.


Сайт театра в момент релиза — это полностью готовая качественная работа. С выверенным контентом. С билетной системой, которая выдержит нагрузку при начале продаж на «громкий» спектакль со звездным составом. Это репутация, это мнение, которое сложится у аудитории, критиков и коллег по цеху. Поэтому всё должно быть сделано на высоком уровне сразу. «Если вам не стыдно за ваш проект, то вы опоздали» — это не тот случай.

Присылайте свои колонки и интерфейсные кейсы на interface@vc.ru.

0

Театр, субсидированный из госбюджета!!! Для театров есть агрегаторы билетов с API, тратить бюджетные деньги на мега сайт — чтобы потешить самолюбие и возможно откатить —должно подпадать под статью о растрате! Есть метрики по соотношению продаж билетов напрямую через сайт и через агрегаторы —насколько увеличилась прибыль от продажи билетов? Какой бюджет был потрачен на сайт и какие сроки окупаемости при условии перехода на эксклюзивную продажу билетов только через сайт и отказ от агрегаторов? Выбор технологий сомнительный Twitter Bootstrap, jquery и еще куча всего в нагрузку. В 2017 году react, webpack идут по определению. хотя опять же вопрос квалификации.

0

Такой разраб модник... Нынче jquery не в тренде.

Если Вы изучили что-то новое, то зачем им тыкать всех в лицо. Есть понятие - проверенный инструмент. И вопрос квалификации тут вообще не при чем.

0

чёрный фон — это, вообще, эпик!

0

А где вы прочли про переход на эксклюзивную продажу билетов только через сайт и отказ от агрегаторов? Билетный оператор на сайте остался прежним.

0

С ужасом вспоминаю старый сайт МДТ. Рад, что начало нулевых у них наконец-то прошли.

Немного позанудствую:
1) Зачем при КАЖДОМ визите на главную выводить заставку с логотипом театра? Что мне даст полторы секунды лицезрения названия театра на черном фоне? Представляю, что это даст для сайта - отказы
2) Запуск аудио при открытии страницы считается плохим тоном как минимум, со 2 мая 2000 года (Пар. 51 "Ководства"). Зачем? К тому же, когда это так криво реализовано (при изменении размера окна последнего Хрома звук почему-то отключается). О чем речь: mdt-dodin.ru/plays/vragnaroda/?event=358
3) Странная логика покупки билета. Почему неактивна кнопка "купить" без авторизации в ЛК? Что мешает повестить редирект на авторизацию вместо разрушения юзер-кейса "увидел - выбрал - купил - оплатил"?

В моем представлении, сайт театра должен повышать продажи. Действительно, интересно было бы сравнить метрики "до" и "после". Все эти свистопляски с фоновым аудио, заставками и анимацией повышению конверсии явно препятствуют. И по-моему, вашей задачей, уважаемый топикстартер, было не сделать Льву Додину приятно и красиво, а объяснить, как правильно и продавить свое решение. При условии, конечно, что вы сами понимаете, что такое "правильно".

Ну и замечу как человек, определенным образом в прошлом связанный с театром. Теги "новаторство, экспериментальная площадка" к МДТ очевидно неприменимы.

За театр рад, сайт красивый. Но перемещение навигации вниз решение спорное, я при первом визите вообще не понял, где меню. Подобное реализовано на Афиша.Daily, но там меню перемещается вверх при прокрутке страницы. В общем, спорный продукт, спорная статья.

Спасибо за отзыв. Две первые претензии - в компетенции самого театра. Мы с нетерпением ждем, когда к нашему мнению присоединится еще некоторое количество значимых для заказчика голосов, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Но мы не ломаем заказчика через колено. Ему нужно оставить пространство для принятия решений.

Что касается третьего - а где вы обнаружили неактивную кнопку Купить? Она доступна без авторизации по всему сайту.

Ну а то, что МДТ не новаторы... Для кого как. Я не театровед, сошлюсь на более компетентный источник: www.colta.ru/articles/theatre/14479, в частности: "...в появлении нынешней, многих раздражающей театральной «движухи» и его большая вина. Или его огромная заслуга. Это уж кому как угодно."

0

Насчет билетов - прошу прощения, я не прав. Ввело в заблуждение неактивное состояние кнопки (без нажатого чекбокса согласия с правилами продажи), отсутствие "кликабельного" состояния курсора и моя невнимательность - конечно, при клике появляется авторизационное модальное окно. Имеется ввиду экран с выбором места в зале.

Насчет заставки подумайте - может, ограничить ее появление одним разом за пользовательскую сессию? Так и волки будут целы, и овцы сыты.

Приведенный вами источник - супер-компетентный. Однако, стоит учесть, "Гамлет" - кажется, единственный постдраматический экзерсис Додина. МДТ знаменит в первую очередь поддержкой и развитием психологической театральной традиции, которая т.н. современным театром отчасти отрицается. Короче говоря, остальные Додинские спектакли "новаторскими" и "экспериментальными" не являются, что никак не умаляет их достоинств. Говорю вам, как поклонник МДТ)

Если интересно - изучите работы этих товарищей www.redbird.ru/sites, они специализируется на московской театральной тусовке и уже несколько лет активно делают всем подряд веб-сайты примерно одинакового качества.

Влад, я поняла, в чем наша с вами разница. Глядя из Москвы, новаторами считаешь Серебрянникова, Богомолова и Вырыпаева. Но для Питера Додин вполне себе новаторская фигура.

0

Не совсем так)
В Петербурге есть Театр Post, АХЕ, перезагруженный БДТ, новая сцена Александринского театра, Балтийский дом. В конец-концов, в Михайловском активно экспериментируют уже несколько лет, приглашая режиссеров драмы на музыкальные спектакли.

В среднем по больнице "коэффициент новаторства" у двух столиц, по-моему, одинаковый - достаточно взглянуть на шорт-листы Золотой Маски последних лет.

Разница у нас с вами в том как мы понимаем понятие "новаторство" и "эксперимент" в театре.

0

Любительский театр - это прикольно, ребята стараются а гос., по мне у.г.

0

Что-что, простите?)

Прямой эфир
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления