Лого vc.ru

Михаил Акулов, Hobby World: В кризис спрос на настольные игры растет

Михаил Акулов, Hobby World: В кризис спрос на настольные игры растет

Михаил Акулов, генеральный директор российского издательства настольных игр Hobby World, специально для ЦП рассказал о становлении культуры настольных игр в России, знакомстве отечественной аудитории с «Манчкином», сложностях производства деревянных деталей, создании Kickstarter-кампаний для новых тайтлов и выводе собственной игры на рынок.

Поделиться

Hobby World — крупнейшее российское издательство настольных игр, прошедшее путь от маленького фанатского игрового клуба до компании, которая входит в топ-10 мировых производителей настольных игр.

В нашей стране, которая изобилует шахматными гениями, как ни странно, никакой культуры настольных игр не существовало. Все сходилось к классическим настольным играм шахматно-шашечных типов или к играм механики «Менеджера» и «кинь-двинь».

К началу 2000-х мои друзья, путешествуя за рубежом, постепенно начали привозить в качестве подарков настольные игры, которые к тому времени уже были легендами — «Каркассон», «Властелин колец» и, в том числе, сложные, то есть «хардкорные» игры типа коллекционной карточной игры Magic: The Gathering или многочасовой военной стратегии с миниатюрами Warhammer. 

Однако игры, подобные МТG и Warhammer, требуют коллекционирования, а еще компании таких же увлеченных людей. Но аудитория в России, на которую они могли быть рассчитаны, по объективным причинам была сильно ограничена. B то же время эта аудитория была единственной динамо-машиной в российском настольном мире, делая МТG И Warhammer самыми ходовыми настольными играми, помимо наших традиционно любимых «ходилок фишкой по полю».

Обрадовавшись существованию такого комьюнити, мы открыли игровой клуб «Лабиринт», для которого закупали эти игры. В клуб мог прийти любой желающий. Если говорить доступнее — это было нечто похожее на антикафе, с множеством попыток монетизации: от платы за вход до открытия бара внутри клуба. Мы верили в светлое будущее настольных игр в России и надеялись на успех за его пределами.

Вдохновившись успехом «Лабиринта», мы отправились на крупнейшую индустриальную выставку в Германии, где подписали контракт с западным издателем о производстве игры в России. Фактически, свершилась история. Мы были первой российском компанией, разработавшее алгоритм работы с зарубежными производителями, которым сейчас пользуется любое порядочное отечественное издательство.

Локализовав «Колонизаторов» в 2002 году и познакомив с этим воплощением идеальной классической настольной игры европейского типа широкую аудиторию, мы, фактически, разорвали шаблон у российского потребителя. С момента издания «Колонизаторов» мы знакомим все больше людей с культурой настольных игр. После продолжительного застоя в индустрии, который продолжался вплоть до начала XXI века, первостепенная сложность в популяризации — борьба со стереотипами. 

Неджентельменский набор мнений о настольных играх — «это скучно», «это Монополия», «это для детей».

И самый простой способ популяризации как «тогда», так и «сейчас» — посадить человека за игру. Прямая реклама в нашем случае не работает.

Первый производственный опыт

Первый же опыт общения с подрядчиками сразу заставил задуматься об инвестициях в собственное производство. Буду тысяча первым человеком, который посетует на производственные сложности в начале пути: в России, к величайшему удивлению, невозможно производить деревянные компоненты. Вообще никак. А в первом тираже «Манчкина», к нашему стыду, покупателям пришлось вынимать игровые карты из цельных листов.

Как здравомыслящие люди, мы попытались решить эту проблему при помощи западных партнеров. Всё бы здорово, за исключением жестких нарушений дедлайнов и огрехи в контроле всех циклов производства. А дело в том, что, в большинстве своем, только российские издатели имеют собственные типографии. На западе команда, занимающаяся разработкой игр и производством разделены, то есть работы по печати и производству компонентов игр ведутся через подрядчиков.

Итого, чтобы в конечном итоге получить отменный продукт, мы, по возможности, стараемся максимально перенести производство на наши собственные заводы в Россию.

Разработка игры

Гениальную игру для локализации найти в России гораздо сложнее, чем на западе, так как на западный рынок новые игры выходят в бешеном количестве. И не потому что у нас талантов нет — их просто еще не воспитали. Культура настольных игр на нашей родине находится в пубертатном состоянии.

Обратный процесс издания не сильно проще. Как только ты находишь шедевральную настольную игру, встает вопрос адаптации под российский менталитет из-за большого количества текста, смысловой нагрузки и разницы культур. Мы посмеемся не над каждой американской шуткой. И наоборот.

Самый наглядный пример — вышеупомянутая пародийная игра «Манчкин».

Выводить собственные настолки на западный рынок ещё одно хлопотное, но занимательное занятие. Не будучи носителями языка и культуры, мы проделываем титаническую работу по локализации игр на английский язык. Из-за огромного желания взорвать рынок и нежелания облажаться. И, конечно же, не забывая о качестве.

Чтобы оценить ожидания атакуемого нами рынка, мы провели кампании на Kickstarter, и затраты на них примерно равнялись сумме, которую мы ожидали собрать. Проекты «Берсерк» и «Голливуд» оказались суперуспешными, каждый из которых собрал свыше 300% от ожидаемых сумм. Краудфандинг — отличный способ привлечь внимание дистрибьюторов (в нашем случае это иностранные издательства), которые придут к тебе сами. Если ты классный.

При идеальном раскладе маркетингом продуктов на Западе займутся сами дистрибьюторы, что избавляет компанию от затрат на рекламу.

Как выйти на рынок с собственным продуктом

Если у вас есть идея отличной игры, и вы хотите её реализовать — есть два варианта развития событий. Первый путь — прийти в издательство, которое выкупит у вас лицензию на издание игры, доработает и сделает её коммерчески успешной, займётся маркетингом и дистрибуцией, а в последующем вы будете получать от 5 до 10 процентов с продаж.

Если же есть уверенность в неотразимости своего проекта, то можете пойти по пути, аналогичному Hobby World (по моей личной оценке, вывод продукта на рынок обойдется порядка полутора миллиона рублей): напечатать стартовый тираж, запустить рекламную кампанию и найти каналы сбыта.

В кризис спрос на «многоразовые» развлечения растет — люди меньше тратят и больше времени проводят дома. Даже в такое нелегкое время настольные игры остаются ходовым продуктом. Я убежден, что рынок настольных игр — один из самых привлекательных в России.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Все отложат свои ipad`ы с Hearthstone и начнут играть в монополию... как-то сомнительно :) В наше то время.

Здесь речь скорее о том, что когда друзья позовут собраться где-то (в баре, кафе, ресторане), многие с радостью примут приглашение поиграть дома за настольными ламповыми играми.

Hearthstone — это про поиграть одному по сети с друзьями.

давно в кафе рядом с молодыми пользователями смартфонов/планшетов сидели? какие монополии, какие офлайн игры? все сидят и тупят в экраны - игры, соцсети, инстаграмчик... печально конечно всё это :( но ничего не поделаешь, такова реальность.

В чайхоне, кстати, часто вижу людей, которые играю в классику типа шахмат и нард)

Это очень хорошие люди! :) Жаль что таких всё меньше и меньше :(

Мы играем в настолки, сидя в баре.
Мы играем в настолки в антикафе.
Куча моих знакомых дарят настолки друг другу. Это дико развитое сейчас направление.

0

Богдан внимательно прочитал про монополию ))) :

Неджентельменский набор мнений о настольных играх — «это скучно», «это Монополия», «это для детей».

Да, любителей настольных игр очень много, есть нормальные любители которые играют в несложные игры, а есть задроты которые умудряются играть в войнушку с эльфами и магией при помощи карточек)) Эта категория людей мне совершенно непонятна) Или у них фантазия как у Джобса или они наркоманы :)

ЗЫ. С настольно-игровым бизнесом знаком есличо. Как раз одной настолкой занимаюсь, правда экономической типа монополии но приближенной к реальности)

0

знаю человека, который настольный Warhammer 40.000 коллекционировал (ну и играл активно разумеется), учась в Лондоне, потом при возвращению в Россию - аккуратно перевозил все сюда. К слову, не все смог перевезти, чем был огорчен)

0

И самый простой способ популяризации как «тогда», так и «сейчас» — посадить человека за игру. Прямая реклама в нашем случае не работает.

Было бы интересно узнать что пробовали из "прямой" рекламы и почему не получилось.

попробуем опросить Михаила о продвижении подробнее, раз интересно

По-моему все логично. Речь идет о совершенно новых для человека ощущениях, и он вряд ли заинтересуется покупкой большой дорогой коробки, просто увидев рекламу.

0

но ведь цель рекламы - заставлять вас и нас покупать большие дорогие коробки.

0

Хобби, огромное вам спасибо за вашу деятельность, особенно за сотрудничество с ФФГ - вы дарите нам невероятные повторяющиеся приключения за смешные деньги.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Павел Сайк
Студия Палыча

Конечно вырос, но только посчитать на сколько размазался доход, считая по формуле: (доход года)/(кол-во участников)

Исследование: Доход издателей приложений для iOS и Android вырос на 40% в 2016 году — до $35 млрд
0
Павел Сайк
Студия Палыча

Skoda Yeti нету

Caradar — сервис для подбора автомобиля на основе предпочтений, образа жизни и ежемесячных расходов
0
Владислав Пасека

Только что пришло новое письмо, где они написали, что подорожание будет только после окончания прошлой годовой подписки ( у меня в июле), до этого писали что с февраля. Разобрались там судя по всему.

Adobe повысила стоимость подписки на Creative Cloud более чем в два раза
0
Sergey Gaydar
Bfab.my

- а это проверенная инфа?
- да хрен знает, щя в ватсапе написал брат, свата свекра по тещиной линии - он все знает!

****прошло 3 часа****

- б@@@я! быстрее сноску "обновлено" запилите, сказали, что не было такого.

***обновлено в 10.49 все персонажи оказались не настоящими, совпадения случайными.

Roem.ru: Сервис для бронирования отелей Oktogo продал сайт Travel.ru конкуренту — Biletix
0
Андрей Бушмакин
Bezriska.biz

Пользуюсь платной подпиской на lingualeo 3-й год. Использую в первую очередь как тренажер, одновременно посещая очные курсы.

Занятия по Skype или уроки с носителем языка: сколько стоит выучить английский язык в России
0
Показать еще