Лого vc.ru

Как уволить сотрудника с минимальными финансовыми затратами — советы юристов

Как уволить сотрудника с минимальными финансовыми затратами — советы юристов

Совладелец и главный эксперт правового сервиса 48Prav.ru Александр Трифонов и эксперт по трудовым спорам Ксения Печеник написали для vc.ru колонку о том, как максимально безболезненно для бизнеса провести сокращения сотрудников в кризис.

Почему не стоит оповещать об увольнении в пятницу, как не нужно увольнять сотрудников и какую помощь можно предложить сокращённому, чтобы показать ему свою лояльность.

Поделиться

Уволить по собственному желанию

Российский бизнес в целом и ecommerce переживает массовые сокращения: с одной стороны санкции, политическая и валютная нестабильность, сложность инвестирования и прогнозов, а с другой стороны происходит схлопывание рынков, и при сокращении доходов — нещадно режутся косты.

Ещё в прошлом году многочисленные аналитики и HR-консультанты предрекали масштабную волну увольнений и сокращений, но обещали, что после опыта кризиса 2008 года новая рецессия пройдет со статусом light. Однако этот год внёс свои коррективы: если во время прошлого кризиса работник мог уйти в «свободное плавание» с вполне приличным «золотым парашютом», то теперь его «уходят» с двумя окладами. Какие тенденции в сокращениях диктует нынешний кризис и как грамотно расстаться с сотрудником, не боясь испортить репутацию, но при этом порезать ФОТ?

Как увольняют в этом году

1. Увольнение по ст. 74 ТК (изменение условий трудового договора). Под изменение организационных условий труда подгоняют всё: от улучшения условий обслуживания клиентов до банальных изменений организационной структуры, а также уменьшение заработной платы. Несогласным предлагают уволиться с двухнедельной компенсацией.

2. Увольнения за нарушения: опоздание на четыре минуты, раскапывание старых «грехов», перерасход представительских расходов на встрече с клиентом, блокировка пропуска в здание для фиксации «прогула». Пока сотрудник сообразит, что делать, прогул обеспечен.

3. Увольнения с одним-двумя окладами по соглашению.

4. Отправление под принуждением в неоплачиваемые отпуска и невыплата премий.

5. Исчезновение компаний вместе с трудовой книжкой и последней зарплатой в один день.

6. Принуждение к увольнению с переходом на гражданско-правовые отношения: сотруднику предлагают открыть ИП и платить самому налоги. Так работодатель снимает с себя риски по больничным, отпускам, декретным и гарантиям по увольнению.

Данная статья рассчитана на некрупные компании и средний бизнес, стремящийся к быстрому развитию. В качестве примеров эксперты 48Prav.ru использовали реальные кейсы из своей практики.

Парашют не раскрылся

Плохие новости: денег ни у кого нет. Их нет у работодателей, которым приходится бороться с падением потребительского спроса, нестабильностью на валютном рынке и арендой в условных единицах, ростом налогов в торговле и других сферах, невыполнением обязательств контрагентами и ростом дебиторки и секвестром бюджета.

Как следствие — масштабное сокращение штата и точечные увольнения. Совсем недавно о своих планах по сокращению персонала заявил «Билайн» — компания, которая, казалось бы, не бедствует. По факту сокращения происходят во всех индустриях и экономиках бизнеса, а некоторые филиалы российских и международных страховых компаний и банков увольняют офисом в полном составе. Чего уж говорить о предприятиях послабее или среднем бизнесе.

Увольнение топ-менеджеров — дело весьма опасное и дорогостоящее. На одном крымском предприятии совет учредителей решил поменять директора, который участвовал в создании организации. Трудовой договор с экс-руководителем заключен не был, и тот, конечно же, обратился в суд, предоставив все необходимые документы и требуя компенсации из расчета оклада свыше 10 млн рублей в месяц. Точка в этом деле ещё не поставлена, но спор изрядно мешает нормальной хозяйственной деятельности компании и наносит ей колоссальные репутационные риски.

Но ведь и у работников денег тоже нет, и они готовы биться «до последней капли крови», угрожая судами и разглашением конфиденциальной информации с целью получить от бывшего работодателя «вкусные» отступные.

Если ещё три-четыре года назад юристам, сопровождающим увольнения, удавалось отсуживать от 12 до 24 окладов на человека плюс бонусы, сохранение медицинских страховок и красивые рекомендательные письма, то с февраля 2015 года массовые хорошие «выходы» закончились. Максимум, что можно получить в сотрудничестве с грамотным юристом — это 5 окладов. Но чаще всего бывший сотрудник и предприятие расстаются по соглашению, с одним-двумя окладами. Кстати, в том же вышеупомянутом «Билайне» офисные сотрудники получают при сокращении и по три оклада, и уходят по соглашению сторон.

Тенденция нынешнего кризиса — минимум официальных сокращений. Увольнять невыгодно: нужно платить компенсации, отпускные, соблюдать положенные законом процедуры. Поэтому выгоднее уволить сотрудника по соглашению сторон или вынудить его уйти: невыплаты зарплаты, отключение рабочей учетной записи, постановка невыполнимых задач, изменение условий трудового договора — перечисление способов можно продолжать до бесконечности.

Да, есть риск подпортить свою карму и встретиться с бывшим работником в суде, однако карма — это понятие виртуальное, а в суд побежит далеко не каждый уволенный. Всё-таки если сотрудник начинает судиться с работодателем, например, в том же узком профессиональном мире, будь то банковский или страховой мир, он рискует не получить хорошее предложение от нового работодателя. Экономия налицо. Однако такой способ экономии весьма сомнителен.

Биться до последней капли крови решил сокращённый программист одной московской организации. 4 года он судился со своим работодателем и 4 раза был восстановлен на рабочем месте по решению суда. Каждый раз программист получал годовой оклад после процесса и каждый раз директор предприятия находил причины и увольнял неугодного сотрудника уже через пару дней после восстановления. После очередного, четвертого по счету восстановления на работе, работодатель сделал настойчивому сотруднику предложение о выплате суммы в четыре годовых оклада в качестве компенсации по увольнению.

Процесс увольнения в кризис стал всё больше походить на партизанскую войну: руководство старается разглашать как можно меньше информации, пускать в ход разные уловки, вынуждая сотрудников уйти по собственному желанию или находя провинности, за которые можно уволить.

Однако и увольняемые не сдаются: в ход идут разбирательства в суде, разглашение подробностей интимной жизни начальников, конфиденциальной информации, касающейся «внутренней кухни» и сомнительных сделок, которые компания бы хотела сохранить в тайне. Конечно, с этим можно бороться в судебном порядке, находить виновного, привлекать его к ответственности, удалять информацию. Но дело-то уже сделано — репутация испорчена.

Кроме того, то, как увольняют сотрудников, сказывается на отношении к компании тех, кто ещё работает в компании: как поступили с бывшими коллегами, могут поступить и с ними. Соответственно, конкурентоспособность компании на трудовом рынке тоже падает.

Казнить, нельзя помиловать

Сокращения — дело тонкое, и каждый увольняемый сотрудник может доставить проблемы компании.

Например, при увольнении менеджеров по продажам нужно помнить о том, что оклад составляет только треть от их реального заработка. Естественно, при сокращении возникает вопрос о выплате бонусов. Если предприятие не готово платить и начинает разговоры о том, что решение о выплате бонусов будет принято по итогам финансового года, что надо разговаривать с аудитом, и вообще всячески уходит от прямого ответа, сотрудник прямиком идет в суд, поскольку его с бывшим работодателем уже не связывают какие бы то ни было моральные обязательства. Судебные же споры, в любом случае, являются лишними финансовыми издержками.

Кроме того, «продажники» умеют торговаться и «продавать себя», поэтому гораздо проще выплатить им 30–40% от бонуса и расстаться друзьями, чем втягиваться в долгие судебные тяжбы. Не стоит забывать и о том, что с момента уведомления об увольнении сотрудник может «подстраховаться» и скопировать клиентскую базу, а также собрать массу конфиденциальной информации, которую позже не преминет пустить в ход.

Вообще, человеческий фактор при увольнении играет решающую роль. Руководитель или сотрудник отдела HR, произнося фразу: «Нам всё равно, что с вами будет. Наша задача — вас уволить», по сути, провоцирует увольняемого на ответные действия. А если к этому добавляется утаивание какой-либо информации о реальном состоянии дел в компании или причинах увольнения конкретного работника, то он гарантированно пойдёт в суд и будет судиться с единственной целью — причинить максимум неудобств бывшему работодателю.

Ещё одна ошибка, которую допускают очень многие руководители и HR службы — это оповещение об увольнении в пятницу. Во-первых, у сотрудника и его семьи будут испорчены выходные. А во-вторых, за выходные он найдёт юриста и проконсультируется с ним.

Если сокращается несколько человек, они могут объединиться и выработать общую стратегию поведения. Например, узнав о грядущем увольнении, но ещё не получив официального уведомления, сотрудники могут в тот же день создать профсоюз и обвинить работодателя в нарушении процедуры увольнения. Или уйти с понедельника на больничный, таким образом выигрывая время.

Решив морально подготовить сотрудников к увольнению и сообщив им готовящемся сокращении, работодатель часто допускает ошибку. Нередки дела, когда работникам в пятницу говорили о том, что в понедельник им вручат уведомление об увольнении. Посоветовавшись с юристом, увольняемые создавали профсоюз, который потом судился с работодателем. В двух случаях сокращаемые расстались с бывшим местом работы с весьма приличными компенсациями, а в одном случае необходимость увольнения вообще отпала — предприятие поняло, что ему выгоднее держать этих работников, чем уволить их с требуемыми «отступными».

Расстаться друзьями

Увольнять сотрудников и проводить реструктуризацию — это законное право работодателя. Но как уволить подчинённого и остаться в хороших отношениях? Единого рецепта не существует, так как всё крайне индивидуально. Но открытость и человеческий подход — самая верная тактика.

Так, если предстоят массовые увольнения, то руководитель предприятия должен лично об этом объявить на собрании, объясняя все причины и факторы, обусловленные рыночной ситуацией и сложным состоянием дел в компании. Если есть возможность избежать сокращений за счёт общего уменьшения заработной платы, этот вариант нужно предложить. В некоторых компаниях работники добровольно пошли на такой шаг, чтобы избежать увольнения некоторых коллег.

Если же такой возможности нет, открытая позиция руководства и прозрачность процесса помогут избежать ненужной агрессии тех, кому «не повезло», а также уменьшить их ожидания по компенсациям.

Если предстоят точечные увольнения, то весьма эффективными будут индивидуальные беседы, в которых директор или начальник отдела донесут до увольняемого сотрудника, что компания сожалеет о необходимости сокращения, не имеет к нему претензий и всячески готова его поддерживать. Например, можно предоставить работнику право свободное посещение или вообще освободить его от необходимости быть на рабочем месте, чтобы человек мог спокойно искать новую работу.

Все кадровики знают: если создается другой отдел, он появляется через некоторое время после увольнений и сокращений. Однако на практике, почему-то, это не всегда соблюдается. Как итог — обида и попытки мести со стороны тех, «кого не позвали». Гораздо более безболезненно в таких случаях расформировать отдел и создать должности, которые не подходят под опыт, квалификацию или обязанности увольняемых сотрудников. Во-первых, у самих работников будет меньше претензий. Во-вторых, если дело дойдет до суда, то у работодателя будет весомый аргумент на руках.

Говоря о планировании сокращения штата, нельзя не упомянуть об особой категории сотрудников, которые в силу склада характера или высокого уровня доходов не понимают, что ситуация на рынке изменилась. Они живут в счастливом неведении о последствиях кризиса и экономической ситуации в целом, получая свой оклад и премии. Такие люди не готовы идти на компромиссы, их не устроит компенсация в два-три оклада и они сделают всё, чтобы как можно сильнее навредить компании.

С такими людьми нужно работать индивидуально и жёстко, желательно привлекая внешних специалистов. Когда такой сотрудник будет понимать, что против него будет запущена целая кампания с участием профессиональных юристов, он быстрее пойдет на компромисс.

Сокращение персонала — это стресс для всех участников процесса: не только для уходящих сотрудников, но и для тех, кто увольняет, для организаторов увольнений и для всего коллектива. Если в компании планируется сокращение штата, лучше доверить эту работу специалистам.

HR может быть компетентным в найме персонала, но допустить множество ошибок при сокращении. Поэтому взаимодействие со специалистом в области трудового права (а не юристом общей практики) поможет не только грамотно и относительно безболезненно провести сокращения штата, но избежать возможных судебных тяжб и мести обиженных сотрудников.

Статьи по теме
Какие уловки используют работодатели, чтобы уволить сотрудника, и как их избежать26 февраля 2015, 15:19
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Алексей, на каких иных моментах на ваш взгляд нам бы следовало остановиться поподробнее? Что мы упустили и где ошиблись?

Нет, мы не занимаемся такими делами. Объяснить почему?

Прежде всего все способы увольнения делятся на этичные и неэтичные.
Самый этичный способ - честно рассказать, что доход, приносимый сотрудником не окупает издержек на него (з/п, отчисления и т.п) или что сотрудник не генерирует дохода явно, а пост.издержки подкосили компанию и грозят увольнением ВСЕХ. Что сотрудник показвает результаты хуже коллег, поэтому тяжелый выбор пал на него...
И не слишком жадничать с компенсациями - снижение мотивации коллег уволенного в случае проявления работодателем злобности обойдется дороже.

как раз "честно рассказать, что доход, приносимый сотрудником не окупает издержек на него" совсем не этично, т.к. в 99% случаев это не вина конкретно этого сотрудника (1% оставим злобным распиздяям-вредителям, умеющим дурить голову работодателю), а ситуации на рынке.
А требовать от работника "войти в положение" руководства и согласиться со своим увольнением - бред, простите)

Какая разница, чья вина?
Увольнение - это не наказание, а экономическая операция. Если сотрудник не окупает себя - с ним надо вежливо прощаться и это самое правильное, что тут можно сделать.

Эх, кругом одни "продажники". Даже сотрудник у них "не окупает себя"... Вот только, извините меня, фраза эта для базара больше подходит, где баба Люся у ИП Баранова яблоками торгует, а тут все-таки несколько иная ситуация.

еще можно сделать харакири

0

/offtop

Дорогой человек, злобных распиздяев-вредителей далеко не 1%. В некоторых компаниях я наблюдал до 70% таких :)

0

Смешали все в кучу, и этичное, и неэтичное, и законное, и подозрительное, и безопасное, и потенциальное опасное для работодателя... И ничего толкового и дельного, ибо "Если в компании планируется сокращение штата, лучше доверить эту работу специалистам."
Вспомнила старое жесткое SEO, когда нужно было больше "воды", больше ключей.

Ваши воспоминания - ваши проблемы. Мы юристы, которые без лишних эмммоций и соплей работают на клиента. Сегодня клиент компания? Ок, Завтра клиент - сотрудник, которого увольняет компания. Вы в курсе сколько компаний проиграли нам? Вот тогда и поговорим предметно -:)

Вы и тут по сути ничего сказать не можете. Качество ваших юридических услуг я и не пыталась оценивать, ибо не специалист.
Мои претензии касались только качества текста. Статья плохо структурирована, только треть статьи соответствует теме, то есть содержат советы, обещанные заголовком. Остальное - "вода" для объема, какие-то примеры без конкретики, "тенденции рынка", бесполезные заголовки. Дочитала только из проф. интереса.
Не верю в успешные компании, которые не могут найти несколько тысяч на хорошую PR-статью.

Не дай бог с таким юристом столкнуться у которого в предложении по 5 ошибок.

Нужен ответ на вопрос, как уволить человек и прописать ему в нос, да чтобы не присесть. Иногда очень нужно.

0

как-то действительно всё в кучу
Есть законное основание для увольнения в ситуации, когда бизнесу по каким-то причинам больше не нужны люди и называется оно сокращение. В этом случае у работодателя появляется обязательство уведомить работника за 2 месяца, выплатить 1 средний заработок при увольнении и в случае, если работник встанет на учет в службу занятости и будет исправно выполнять условия (а они там не самые радужные) и приносить справки, то может рассчитывать еще на 2 средних заработка. Ситуация, когда по каким-то причинам работодатель не хочет соблюдать эту процедуру (время, деньги, сохарнение мотивации у оставшихся работников), должна приводить к переговорам и поискам компромиссного решения по соглашению сторон, а не к поиску ухищрений как переложить ответственность на работника за экономические условия и сложившуюся ситуацию в компании

>"угрожая судами и разглашением конфиденциальной информации с целью получить от бывшего работодателя «вкусные» отступные"

Это как так? Сотрудник не может разглашать конфиденциальные сведения и, если он озвучил это, то дело плохо.
СБ придёт к нему домой с набором паяльников

0

сотрудник не может разглашать коммерческую тайну. Коммерческая тайна у 90% компаний - миф. СБ работает у оставшихся 10%, да и то набор паяльников превращается в чемоданчик денег после прокуратуры. По факту работник выигрывает в суде почти всегда.

Юрист бывшего работодателя рассказывал, что в РФ коммерческой тайной признаются только распечатанные документы с пометкой "коммерческая тайна"и сотрудник должен предварительно подписать бумажку, мол я в курсе, что это это коммерческая тайна, а не хуй собачий. А экспорт из корпоративной CRM - нетайна. И была какая-то громкая история, когда менеджер унес всех клиентов компании, в корой работал - и на суде это было доказано, но его все-равно признали невиновным, потому что на выгрузке пометки о коммерческой тайне не было. В общем, в России это не работает.

Спасибо, вот теперь понятно

0

Илья,ну это не совсем так. Электронные документы очень даже могут быть коммерческой тайной. Просто, как Вы правильно сказали, сотрудник должен подписать документы о том что он к коммерческой тайне допущен. Это можно сделать в самом начале трудовых отношений.
Основная проблема защиты коммерческой тайны - то, что кроме NDA почти никто в компаниях не подписывает, а его недостаточно.

0

CRM это не документ, а софт и постоянно меняющаяся в нем информация, не знаю можно ли внести это дело в список КТ (да мне и неважно, пересказал что знаю). Там ниже резонные вопросы задают и обратите внимание на коммент от Ивана.

0

Я Вам даже больше скажу: коммерческая тайна - это только то, что компания признала таковой в установленном порядке и, соответственно, приняла соответствующие меры для исключения свободного распространения таких данных. А если на документе просто написать "Ето наша тайна, о ней никому не говорить", юридически от данного действия вообще никакого эффекта не будет.

0

Более того, такого понятия как NDA в РФ нет. Так что все эти подписанные NDA - сказки для простачков.

0

Константин, вот посмотрите тут же на VC.ru про свежий кейс -
"Решение о расставании с частью сотрудников принято за нарушение NDA. Они разглашали третьим лицам информацию, составляющую коммерческую тайну компании, включая данные о разработках и планах сервисов. Им было предложено покинуть компанию. ЯНДЕКС"
вот подробный материал - vc.ru/p/kino-cut

А вы заметили что под NDA в данном случае попала ком тайна? Более того если эта коммерческая тайна не была оформлена соответствующим образом - то решение по увольнении может быть оспорено в суде. Номинальным образом можно уволить за что угодно, хоть за грязные ногти, вопрос что делает уволенный дальше.

0

la guerre comme à la guerre
Если компания "может" незаконно сотрудника уволить "по собственному", то почему сотрудник "не может"? Типа бумажки какие-то подписывал? Дык и компания тоже при приёме обязывалась свято соблюдать ТК.

И да, всякие страшилки по "кровавую СБ" оставьте лохам-терпилам. После обращения в прокуратуру СБ становится мягким добрым и пушистым.

Виталий, а поделись реальной судебной практикой по прокурорским обращениям в трудовых спорах, или гуляй. Два выходных впереди -:)

Пиздец у вас стиль общения...

Желаем авторам, чтобы их увольняли в полном соответствии с их советами))) они должны остаться довольны.

Вероника, мы не работаем ни на кого. Лично вам повторюсь. Редакция заказали статью про увольнения в интересах бизнеса. Вы понимаете, что такое заказ статьи? Или не понимаете? Мы работаем и с бизнесом и с работниками. И бывает по разному.

Ой вэй, Ксюше надоело сидеть в смрадном офисе класса B, строча комменты на юрклуб и она решила замутить стартап со стартапером и закинула доляху малую на вк.

Сокращение среднестатистического нормального сотрудника дешевле его запросов без регистрации и смс: создание для него невыносимых условий, либо обман сотрудника, либо фальсификация доказательств для суда. Все три варианта пахнут фигово. Только деньги не пахнут, чо.

Мамкины работодатели, которые готовы объяснить увольнение сотрудника тем, что содержать его экономически невыгодно - самая сладкая группа в этом треде. С такими разговорами вы можете подходить только к своему гей-партнеру-кофаундеру, типа стартап не взлетел, продаем общий макбук на авито и разбегаемся. Людей, которых нанимают работать за оклад, не должны волновать остальные проблемы.

Ксения Печеник известный трудовой юрист, и в отличии от Вас работает больше 5-ти лет в офисе класса "А", котенок-аноним... Попробую сделай себе офис в Военторге -:)

То, чем занимается Ксюша, не право, а выдача работодателю инструкций, какие бумажки подготовить для суда, чтоб судья без боязни за пятую точку мог вынести нужное решение. Текст решения на флешке тоже можно подготовить, районные суды такие загруженные.

У меня из офиса вид получше, чем из военторга, уж поверьте.

Смайлы? Вы серьезно?

В этих комментариях есть предприниматели и владельцы компаний? Это же ЦА данного ресурса. Редакторский пул - зачем вы заказали нам статью именно о том - как бизнес увольняет сотрудников? Надо было заказать статью о том, как сотрудники увольняются в меду и с шоколадом -:) Друзья мои хотите такую статью? Напишите в редакцию и мы сделаем. Открою вам секрет БОЛЬШОЙ и циничный. Мы работаем с клиентом - клиент компания и мы защищаем его, клиент - работник, еще лучше. Все свои предложения в редакцию шлите письмами и мы расскажем вам как увольняться хорошо -:) У нас коллеги увольнялись только по соглашению сторон более 10 раз (по трудовой видно). Выбирайте юристов и адвокатов на www.48Prav.ru и будем говорить о деле предельно предметно и по теме -:) А так все комменты ни о чем, при всем уважении -:)

Александр, то, что вы написали для компаний тоже весьма отрывочно, местами с "водой", без структуры изложения и не очень профессионально. Я бы вас никогда не порекомендовала в качестве юристов для работодателей, потому что вы рассуждаете не на языке права, а на бытовом уровне

Ок. Давайте предметно Наталья. Что не так и почему? Ждемс...

Александр, можно практически каждый абзац прокоментировать. Ну вот смотрите:
- "Однако этот год внёс свои коррективы: если во время прошлого кризиса работник мог уйти в «свободное плавание» с вполне приличным «золотым парашютом», то теперь его «уходят» с двумя окладами" и "Как увольняют в этом году... и перечисление способов"
Откуда эти данные? Это опыт какого количества компаний? Читается как собственная вольная интерпретация.
- дальше идет ляля про кризис и вынужденность сокращать штат, где профессиональная экспертиза?
- потом вы приводите в подтверждение своих слов то, что и в Билайне тоже сокращают. Кстати, в начале вы пишите, что будете рассказывать на примерах своих кейсов. Подскажите, кейс "Увольнение в Билайне с 3 окладами" ваш? Откуда информация? Давал ли Вымпелком согласие на обнародование этих цифр? Вы как их представитель рассказали?
- "Если ещё три-четыре года назад юристам, сопровождающим увольнения, удавалось отсуживать от 12 до 24 окладов на человека плюс бонусы" Скажите, по каким основаниям удавалось добиться таких больших конпенсаций? Вы же знаете, что максиум при сокращении это 5 средних заработков (и то с поправкой на то, что это с учетом 2-х месяцев предупреждения, 1 выплатой при увольнении и 3 месяцами стояния и исполнения обязательств в центре занятости)
- «Тенденция нынешнего кризиса — минимум официальных сокращений».
Откуда эти данные? Вы провели исследование? Какая была выборка?
- «Увольнять невыгодно: нужно платить компенсации, отпускные, соблюдать положенные законом процедуры» Ваша компания может предложить какой-то законный способ при любом виде увольнения не рассчитать отпускные, а уж тем более не выплатить их? Даже если воспользоваться всеми вашими методами, которые вы перечисляете дальше, то вам все равно нужно будет совершить эти выплаты.
- «Вынудить его уйти: невыплаты зарплаты, отключение рабочей учетной записи, постановка невыполнимых задач, изменение условий трудового договора — перечисление способов можно продолжать до бесконечности.» Ваши советы просто опасны и грозят штрафами для компании, особенно это касается изменений условий трудового договора и невыплат зарплаты.
- «Да, есть риск подпортить свою карму и встретиться с бывшим работником в суде, однако карма — это понятие виртуальное, а в суд побежит далеко не каждый уволенный» Если сделать как вы пишите выше, то в суде вы действительно встретитесь и если уж говорить о деньгах компании потратите гораздо больше, чем при любом мирном расставании с сотрудником. Это даже без учета репутационных рисков и падения мотивации у работающей команды. Прибавьте сюда проверки, которые неминуемо будут и возможные штрафы.
- «Всё-таки если сотрудник начинает судиться с работодателем, например, в том же узком профессиональном мире, будь то банковский или страховой мир, он рискует не получить хорошее предложение от нового работодателя»
Это касается только страховых и банковских бизнесов? Вы продаете собственникам идею о том, что отстаивать свои интересы со стороны работника нанесет ему урон? Какое это имеет отношение к практике и оформлению увольнений?
- «Сокращения — дело тонкое, и каждый увольняемый сотрудник может доставить проблемы компании” Почему в статье про сокращение не написано ни слова о процедуре сокращения? Что она не так страшна? Что оформить ее не так сложно?
- «Например, при увольнении менеджеров по продажам нужно помнить о том, что оклад составляет только треть от их реального заработка. Естественно, при сокращении возникает вопрос о выплате бонусов»
Это вообще какая-то каша. Есть оклад, с ним понятно, есть система премирования, условия которой закреплены ЛНА или трудовым договором. Выполняет условия – выплачиваете, не выполняет – не выплачиваете. Многие положения об оплате учитывают возможность увольнения – и где-то выплаты происходят, а где-то нет.
Если вы говорите про сокращение, то все компенсационные выплаты завязаны не на оклады, а на средние заработки, где учтены все выплаты, тогда как вообще может встать вопрос о выплате или невыплате бонусов?
- Дальше идет много-много воды ни о чем, просто рассуждения на тему, которые ни чем не подкреплены. Так мог бы рассуждать дилетант, а не профессиональный юрист. Для профи, чтобы предложить решение в конкретной компании, нужно получить информацию как и что устроено в компании ,какими документами регламентируется работа, что написано в основных кадровых документах, какие договоренности закреплены с сотрудниками. И на основе этих данных он может предложить решение – какой вариант расставания с сотрудниками будет лучше с правовой точки зрения.

Наталья, Вы специально изложили свои комментарии так, что бы на них не было возможности нормально ответить? Очень жаль. Кратко - да, статья написано на личной консультационной и судебной практике авторов. Очевидно, что у вас определенный опыт в сфере HR, делитесь на страницах - пишите в редакцию. Советов я давать вам не буду, пусть все будет хорошо -:)
Скажу вам так - есть профессиональные журналы для юристов, там как раз излагается все на "птичьем" языке как говорят журналисты, а есть деловые издания, где тот же "юридический язык"- не приветствуется и считается сухим.
Можете посмотреть другие мои и разные публикации.
Вот на не юридическом языке, например на сайте журнала "Секрет Фирмы" - secretmag.ru/authors/aleksandr_trifonov/topics
Или вот статья в Бизнес-журнале деловым языком на юридическую проблематику - b-mag.ru/2015/nalogi/osporit-kadastr

Александр,
не совсем поняла про отсутствие возможности ответить на мои комментарии и злонамеренность моих действий :-) Вы попросили предметно, я написала вам максимально предметно, потратила свое время, а теперь вы просто нашли повод соскочить с разговора.
Ок, понятно, плохому танцору - яйца мешают :-)

Хорошо, что мой опыт в HR для вас очевиден, жалко что ваш нет.

Всего доброго! Удачи!

Согласен с Натальей. Статья слабо структурирована.
Что важно бизнесу при увольнении работника? Важно:
1) Сколько это стоит,
2) Какие риски в себе содержит каждый способ;
3) Как минимизировать демотивационный эффект на оставшихся сотрудников;
4) Как организовать процесс;

Вот этого вполне бы хватило. Способов то по сути 3:
1) Вынуждение ПСЖ - самый дешевый, но с большими рисками: при обращении работника в суд - в большинстве случаев суд встанет на сторону работника;
2) Официальное сокращение: самый дорогой (3-5 окладов), но при этом менее рискованный при соблюдении процедуры. Еще способ самый долгий по времени
3) Соглашение сторон - обычно оптимальное решение. Юридические риски минимальные и стоит дешевле (2-3 оклада). Единственная проблема - это упрямые работники, которые не захотят договариваться.

Способы с ликвидацией компании, заключение ГПХ и прочте серые схемы я не учитываю.

Вот это расписать поподробнее и с кейсами и была бы супер-статья.

Забыл еще про увольнение по статье, но я бы его очень не советовал, если нужно сокращать из-за экономической ситуации. Самый большой негативный эффект на вовлеченность и большие риски в суде (просто ошибиться при сборе доказательной базы).

Василий, приветствую, спасибо за конструктив и позитив!

0

есть. Пообщались щас с парочкой сидящих тут, говорят, что вы написали херню, которую комментировать западло. Дальше что?

"Сидящих", "Херня" и "Западло"? Нам не о чем говорить с вами, мы таких слов не знаем, не понимаем.
Надеюсь, что вы не потребуете скинуть вам 100 Р. на номерочек телефончика?
Дальше что? Удачи вам в изучении норм трудового законодательства -:)

Комментарии в стоковырнадцатый раз подтверждают, что аудитория vc - не предприниматели, а офисный планктон, причем довольно трусливый, раз его уверенность в завтрашнем дне шатает любая стать про увольнение (и любое взаимоотношение с сотрудником, кроме целования в попку и повышения оклала).

Причем тут это? Лично я увидел негатив от самой статьи, стиля ее изложения и количества слабоаргументированной истирии и воды.
Статья которая должна была занимать 5 абзацев растянута как удаф, причем растянута не фактами, а домыслами и водой. Именно это, имхо, и не нравится. А еще стиль изложения, как будто гопник писал, ей богу.

0

Перечитайте комменты - там не особо много претензий к стилю и фактам. Наталья, конечно, роскошно расписала - но она такая одна.
Остальное (в основном) - вопли избалованной хипстоты, мол как вы смеете, да за что, да как вам не стыдно, да мне все вокруг должны, да я буду жаловаться в спортлото, да то, да се.
Какой-то ебнутый всерьез договорился до мысли, что сотрудника не надо сокращать, даже если тот не окупается. Сотрудник, значит, получает зарплату, а предприниматель - убыток; и так будет всегда, потому что нельзя же сократить такую муси-пусечку, а деньги сами образуются, они же на деревьях растут, ага.
И это типичная реакция

Возможно вы правы. Я рассматривал это со своей колокольни, а нытье хипстоты уже на автомате пропускается. Но нельзя сказать, что статья полезная для предпринимателя, набор вредных советов на пополам с домыслами автора.

0

Не готов обсуждать статью - до сих пор в покете валяется, не доберусь никак.

0

Если так будут все делать, то все владельцы компаний будут мудаками. Как собственно и те, кто писал "колонку".

Начало статьи футуристическое. Какая еще статья 74?! Суд разберется, какая там статья...

0

Мне кажется что в статье есть замечательный совет :)

"Открытость и человеческий подход — самая верная тактика."

Да, да, очень очевидный совет, хочется чего-нибудь сверхестественного.
Но чудес не бывает.
И надеюсь что работодатели, прочитав эту статью, будут придерживаться этого принципа.

Статьи о трудовых отношениях вообще достаточно тяжело воспринимаются аудиторией, тема - то болезненная.

Мы в свое время писали про то, как защищаться от работодателей и тоже получили свою порцию критики :) vc.ru/p/dismission-tricks

Всем добра, хороших сотрудников или работодателей) И расставаться по-хорошему.

Павел, мне кажется, что ваши комментарии как раз демонстрируют высочайший уровень правила по профессиональной оценки материалов коллег по цеху. Так держать! Спасибо

0

да ладно, у вас нормальная статья. Я бы, правда, в любой статье писал, что у нас ТК излишне на стороне работника. Гибкость для бизнеса отсутствует, вот и многие компании занимаются серыми схемами.

Где излишне?
В большинстве организаций зп + премия.
При отсечении премии зп становится сильно нерыночной и мотивирует сотрудника быстро искать новую работу.

0

если премия платится постоянно, то по суду её тоже придется выплатить.

0

Вообще не сказано, что делать с рисками "недовольного сотрудника".

0

а вы Диктатора посмотрите, он очень ловко риски минимизировал.

0

Полная ерунда и дурацкие рекомендации. Афтору жирный минус.
Мне достаточно того факта, что 90% судебных решений в пользу РАБОТНИКА, поэтому мне плевать с высокой колокольни, какую очередную гадость придумает ненормальный работодатель.
Против блокировки доступа, например, в офис-вообще проще паренной репы)) Идёте в ближ. отделение почты и отправляете заказную телеграмму на имя руководителя об этом факте, всё вы его предупредили. В суде копию телеграммы только показать.
И всё-таки автор непорядочный, вам не показалось?

"Мне достаточно того факта, что 90% судебных решений в пользу РАБОТНИКА" - Алена, поподробнее с этого самого места -:)
Если вы Алена, а не Артем конечно...

александр трифонов, СВИНЬЯ ты. и рекомендации твои свинские. Ты еще завтра опубликуй к примеру, "как изнасиловать девушку и не получить срок". Свинья ты.

+ 1.
Дорогой мой человечек, зачем же ты создаешь профиль только для того чтобы написать мне мелкую пакость.
"Гусь свинье не товарищ. Улетаю"

ТЫ просто дурак, трифонов. Делать мне больше нечего, из-за тебя дурака еще профиль создавать. Ты даже зайти и посмотреть на мою страницу не можешь, что бы увидеть мои публикации еще за 2010 год на моей странице. Ну и дурак ты все же!

Я прекрасно понимаю, что ты хотел себе клиентов нагнать по этой публикации, но оказалось что ты выставил себя полным профаном.
Все увидят твоё истинное лицо. т.е проще говоря, ТЫ поросенок, даешь рекомендации людям, как НАВРЕДИТЬ другим людям. Поэтому ты и поросёнок. И я тебе это могу в лицо повторить хоть 100 раз. Я не побоюсь.

0

Молодец! Рад, что хоть кто-то ВСЕ прекрасно понимает -:)
Мое истинное лицо вот тут - 48prav.ru/#!/about

Ругай меня, не бойся

Теперь все знают куда придти и в лицо тебе плюнуть за такие советы.

Юрист, млин, с "15ти летним опытом" (15 лет одно дело вёл? 15 раз переделывал?), сидит в рабочий день в интернете и постит свои перлы каждые 20-30 минут.
Не сомневаюсь, что нет у вас никакой работы.

0

Не сомневающихся и брызжущих слюной анонимов совсем не боимся. Удачи!

Бросать надо эту бесполезно затею , как работа на частника . Живут одним днем , людей берут на работу , они им жизнь свою отдают , а потом на как хлам на выброс и еще с гордо поднятой головой . В России два пути или Государь батюшка или собственное дело , остальное бесполезное прожигание жизни . Обидно за бесцельно прожитые годы . (

Только вот имея собственное дело - ты сам становишься частником и видишь ситуацию с другой стороны.

А вы у этих людей не пробовали спрашивать, зачем они свою жизнь дарят дяде-начальнику? И почему они от этого дяди ждут, чтобы он их жизнь смыслом и радостью наполнил? Самим-то что, неохота за свою жизнь отвечать?
Собственно, знаю немало наемных сотрудников, и на частника, и на государство работающих, кто воспринимает работу как работу, а не смысл жизни. И вполне довольные люди, у них есть ЖИЗНЬ и она не заканчивается на работе))

вот. и что HR делает? Для чего он? подсечь вовремя? или все-таки понимать зачем?

0

делай бизнес с чиновником
делай бизнес для чиновника
(с) Вадим Арнольдович Перекрестов

0

Исходя из вашей логики, на работе как работе люди сдают себя в аренду , а потом Жизнь , как хочешь . Зная основной график НАШЕЙ НЕОБЪЯТНОЙ 5×2 ,вывод прост , СИНДРОМ МЕНЕДЖЕРА (доказано) , пять дней в аренде и два для себя , пьянка гулянка диско и панки "отпетые мошенники " , ГУЛЯЙ МУЖЕЧИНА (

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Владислав Шолеров

Иван, а на «Груше» вас ждать?

«Надеюсь, нам удалось вдарить рок в этой дыре»
0
Victor Chikunov

Так и вижу диалог:
-Пошли в Дикси купим продуктов там и по мелочи чего, а то холодильник-то совсем пустой?
-Ты, что совсем далбоеб?! Видел их новый лого, нахуй, больше ни ногой туда.

Конструктор с нарезанными брендами: представители брендинговых агентств дали оценку логотипу ГК «Дикси»
0
Юрий Ковалёв

Абу пошёл на сделку с дьяволом 🙈

Mail.Ru Group предоставила «Двачу» бесплатную защиту от DDoS-атак
0
Смарт Элло
Ontime Audio

На базе процессоров, а не процессов.

Минпромторг выделит 30 млрд рублей российским производителям на создание отечественного телеком-оборудования
0
Дмитрий Субботин
PairTodo.com

Читал, и ждал того момента, когда придут "братки"/"менты", а получилось никто не пришел? Все-таки магазин в центре города...

«Подделки принесли нам 1,5 миллиона рублей за два месяца»
0
Показать еще