Лого vc.ru

Как работать с рекомендациями при приёме кандидатов на работу

Как работать с рекомендациями при приёме кандидатов на работу

Cпециалист рекрутингового агентства DigitalHR Алина Хацела поделилась пошаговым руководством к общению с рекомендателем.

Алина Хацела, DigitalHR

Заведите CRM-систему

База понадобится для оптимизации рекрутинга (сойдет и документ в Excel, если поток кандидатов не превышает десяти человек в месяц). Аккуратно ведите историю собеседований и рекомендаций. Если не удастся заполучить специалиста сейчас, вернетесь к кандидатуре через год или два, и повторный опрос рекомендателей позволит оценить профессиональный рост кандидата.

Если кандидат вышел на работу, но спустя время его продуктивность упала, обратитесь к информации в базе. Возможно, вы не учли информацию от предыдущих работодателей: кандидат плохо работает в условиях минимальной загрузки или теряется в большой рабочей команде. При желании сохранить кандидата, измените рабочие условия или поставленные задачи.

Получите контакты рекомендателей

Добросовестный кандидат предоставит по одному контакту с каждого места работы. Полезно получить обратную связь от всех клиентов или партнеров специалиста. Но часто кандидат указывает один контакт в резюме. Уместно спросить на интервью, почему выбор пал именно на этого рекомендателя. Если вас интересует информация о работе кандидата в конкретной компании, но тот не указал контактный телефон, смело звоните на общий телефон и просите соединить с HR-отделом. Возможно, удастся поговорить напрямую с бывшим руководителем кандидата.

Остерегайтесь подставных рекомендателей. Недобросовестные кандидаты часто просят друзей или родственников сыграть бывших работодателей.

Мы не показываем клиентам даже топовых специалистов, если те не готовы предоставить контакты. Практичный рекомендатель уточнит, на какую позицию рассматривается кандидат. Например, из одного и того же человека получится эффективный project-менеджер, но посредственный product-менеджер.

Общение с рекомендателем

Не пренебрегайте бизнес-этикетом. Поинтересуйтесь, удобно ли говорить собеседнику, предупредите, сколько времени займет разговор. Телефонный разговор может не сложиться — особенно в ИТ-индустрии, где могут попросить перенести разговор в мессенджер. Мы настойчиво рекомендуем формат телефонного разговора: так легче задавать уточняющие вопросы и уловить сомнения в ответе собеседника.

Однажды мы искали кандидата на роль менеджера по развитию бизнеса с перспективой роста до директора по развитию. Кандидат сам собрал рекомендации со всех мест работы. Обратная связь была позитивной: менеджер никогда не срывал сроки, оперативно выполнял задачи и всегда помогал коллегам.

Когда же мы связались с компаниями самостоятельно, выяснилось, что кандидат никогда не укладывался в сроки, несколько раз пропадал и не выходил на связь, оправдываясь депрессией после расставания с девушкой. Вывод: всегда самостоятельно собирайте рекомендации, желательно по телефону.

Основная информация о кандидате

Спросите рекомендателя о должности кандидата в компании, сроках работы, уточните, в каких проектах и с какими клиентами он работал. Зачастую руководство не раскрывает подробности, но обрисует портрет компаний-клиентов: были ли это крупные международные холдинги или небольшие ИП в Подмосковье. Обязательно спросите о причине ухода: было ли это самостоятельным шагом кандидата или решением руководства.

Всегда ищите отзывы от нескольких рекомендателей. Однажды мы искали нового фронтенд-разработчика для компании. Разработчик был дружелюбным человеком с хорошим послужным списком, но с положительной рекомендацией не с предыдущего, а с позапозапрошлого места работы.

Подвох был в том, что последние две команды ему совершенно не подходили: кандидату приходилось работать с ними, стиснув зубы. На новом месте работы он продержался полтора месяца, потому что не показывал результата в команде. Он оказался одиночным игроком, который привык работать в своем темпе.

Список вопросов рекомендателю:

  • имя кандидата и рассматриваемая позиция;

  • кто берет рекомендацию;

  • кто даёт рекомендацию;

  • должность рекомендателя;

  • сроки работы, посещения и отпуск:

  • причина ухода.

Навыки кандидата

Не следует пытаться через рекомендателя проверить соответствие кандидата на должность. Не нужно подробно перечислять программное обеспечение или просить оценить навыки кандидата по десятибалльной шкале.

Спросите про тип проектов, с которыми работал кандидат. Если это разработчик: какая была нагрузка, фронтенд или бэкенд, в сфере b2b или b2c. Если рассматривается менеджер по продажам, спросите про клиентскую базу, систему мотивации кандидата, ее эффективность и бонусы. Важно проверить не числа (их никто вам не раскроет), но темп и объем работы, который смог выдержать кандидат на предыдущем месте работы.

Как-то мы брали рекомендацию на маркетолога. Кандидат сильно хотела, чтобы ее назначили руководителем группы на новом месте. Но ее прошлый руководитель отметил, что та всегда будет на вторых ролях. Мы передали информацию о кандидате клиенту. Но её всё равно повысили — через год мы узнали, что та не оправдала ожиданий, а руководство недовольно ее работой.

Будьте осторожны при рекрутинге sales-менеджеров, которые хорошо умеют себя продавать. Берите рекомендации с нескольких мест, не стесняйтесь уточнить, как специалисты справлялись с планом продаж (если информация об объемах засекречена, попросите предоставить информацию в процентах). Однажды мы выяснили, что кандидат соврал о сроках работы, не проработав в компании и половину того времени, указанного в резюме.

Список вопросов рекомендателю:

  • ​виды проектов, с которыми работал кандидат;
  • технические навыки и качество работы;
  • уровень самостоятельности;
  • сильные стороны кандидата;
  • слабые стороны;
  • тайм-менеджмент, сроки и распределение работы;
  • общение с клиентами​.

Личные качества кандидата

Самая опасная часть разговора. Как показывает практика, кандидаты редко лгут о своих навыках, но часто скрывают конфликты в коллективе. Спросите о готовности работать сверхурочно и лояльности к смене офиса — это актуально для молодых компаний.

Спросите о работе в команде. У нас был фронтенд-разработчик без опыта управления, которого рассматривали на позицию ведущего разработчика в крупную российскую компанию. Клиенту понравились его технические навыки, но были сомнения в его способности сработаться с коллективом.

Мы запросили информацию от бывших коллег и выяснили, что разработчик в принципе не готов работать в команде. На прежнем месте он постоянно пытался переделать чужую работу, вел себя некорректно с backend-разработчиками и даже намеренно вывел сервер из строя.

Список вопросов рекомендателю:

  • взаимоотношения кандидата с командой;
  • инициатива и отношение к работе;
  • честность и добросовестность;
  • готовность работать сверхурочно;
  • способность работать самостоятельно или в команде​.

Завершение разговора

Пришло время для самого главного вопроса: «Наняли бы вы бывшего сотрудника снова?» Обратите внимание на интонацию собеседника. Есть разница между «Если бы я только мог!» и «Наверное, взял бы». Поблагодарите собеседника за уделенное время, так как вы наверняка еще раз к нему обратитесь.

  • В какой сфере эффективнее всего будет работать кандидат?
  • Какой потенциал роста?
  • Наняли вы бы бывшего сотрудника снова?​

Вместо заключения дадим один совет: для более точных рекомендаций о кандидатам делайте ставку на нетворкинг. Некоторые недоговоренности лучше прояснять, обратившись к коллегам по цеху.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru.

Всегда звоню на прошлые места работы соискателей(благо все друг друга знают).
Очень полезно узнать, что человек с отличным резюме запойный алкоголик и не брать его на работу.
Или, что чувак позиционирующий себя как суперпрофи, на самом деле вялый мешок который куда кинешь там и валяется.
Ну и мне соответственно звонят. На, что почти всегда получают негативный отзыв о соискателе (потому, что толковые от нас не уходят)

А мысли, что люди просто не договорились и не подошли друг другу не возникало??? Как должен отозваться работодатель, которого послали нахуй при неадекватных запросах или загибании по цене?

Запойный пьяница имеет красный фейс и амбре метра за три даже когда трезвый. Продолжайте в том же духе, пока ваша контора не загнётся. Все же кругом пидарасы, одни вы и те кого вы знаете в белом пальто.

Понятно. Сервис спецтехники. Тут другой момент может быть.

Представьте что от того кого вы знаете ушёл действительно хороший спец. Хороший, но просто за 30к в месяц работать не хотел и громко матерясь хлопнул дверью.
Вы уверены, что советчик (он же конкурент) делает вам как сопернику добра и процветания? Проще наврать в три короба, чем допустить чтобы у конкурента в ремзоне Бог работал.

Я звоню тому с кем у меня хорошие личные отношения и кто врать не будет (и это вовсе необязательно владелец конкурирующей организации, а например мастер приемщик или мастер цеха).
Я несколько раз брал толковых(реально толковых) ребят вопреки предупреждению от бывшего работодателя про залеты с алкоголем. И каждый раз жалел об этом.
Месяц два три, потом привет запой. Пропадает на неделю две, детские отмазки и тд.
А у нас нулевая терпимость к алкоголю в организации(от качества выполненных работ зависят жизни людей).

> Продолжайте в том же духе, пока ваша контора не загнётся.

отвечу динамикой выручки.

Ну а что мне ответить на слова про скорое загибание?
Первый квартал 17го года это +50% к аналогичному периоду 16года.
Текучки кадров нет. Алкоголиков нет(вы верно подметили что это бич автопемонта), персонал замотивирован на результат и достойную ЗП.
Значит наверное все правильно делаю.

Олег, я понимаю, что очень хочется повыебываться перед нами - комментаторами на vc.ru, но тогда надо давать конкретные цифры по чистой прибыли, а не абстрактный график по выручке. Вдруг у вас было 3 000 рублей выручки в 2012 году, и за 4 года вы смогли увеличить ее до 6 000 рублей. Прост это тогда не покажет всю крутизну вашей фирмы, а судя по ответу выше должно бы.

Выебываться особо нечем. Малый бизнес все так.
16год вал 100млн.
Первый квартал 17 - 33млн.
Я это выкладывал в ответ на слова что бизнес скоро загнется. Если загнется то почему растет?

> цифры по чистой прибыли

Какие такие прибыли? Сплошные убытки (с) старый анекдот

> Запойный пьяница имеет красный фейс и амбре метра за три даже когда трезвый.
Увы нет.
Вот только недавно расстались с электриком-диагностом, который проработал три месяца. Интеллигентного вида мужчина с высшим образованием, грамотный специалист. Но в один прекрасный ень не выходит на работу не берет трубки три дня, на четвертый день берет в 8 утра и заплетающимся языком что то рассказывает про какую то болезнь. Он согласен, алкоголизм это действительно болезнь.

0

Видел такое в жизни, конечно. Особенно в глубинке. Автослесарь любит бухать, как и человек со стройки. Чаще конечно история с полной удовлетворенностью небольшим окладом и нежеланием даже за премии и бонусы шевелиться. Бич автомобильного сервиса.

У нас таких нет.
Отсекаются на этапе собеседования.

Более тупого сценария сбора сплетен не придумаешь.

0

Ок, тогда вопрос к HR.

Если специалист подходит, но работодатель, как товарищ выше, не может отпустить спокойно сотрудника и по телефону говорит не совсем хорошие факты. Вы ответите отказом?

Думаю, что HR не будет устраивать очную ставку и просто ответит отказом такому кандидату.

> но работодатель, как товарищ выше, не может отпустить спокойно сотрудника и по телефону говорит не совсем хорошие факты.

Я говорю правду.
У меня люди практически не увольняются по собственному желанию.
Мы расстаемся с неэффективными сотрудниками, алкоголиками и ворами.
И отзыв они получат соответствующий.
Если человек пойман на воровстве почему я не должен сказать об этом?
Если человек алкаш почему я не должен сказать об этом?

0

В большинстве случае подобное заявление трактуется не в пользу соискателя с формулировкой "конфликтный".

Нет, мы возьмём еще несколько рекомендаций, что представлять картину целиком. Как правило кандидаты заранее предупреждают о недопонимании у предыдущего работодателя

0

В большинстве случае подобное заявление трактуется не в пользу соискателя с формулировкой "конфликтный".

Если рекомендации с предыдущих мест нет (кроме последнего) тк люди поменялись\связи потерялись?

Вы недобросовестный кандидат значит))

Это типичный hrский бред ) hr нужно максимально точно закрыть бумажку, на которой они сами не понимают что написанно и больше они ни о чем не думают ) зачастую это женщины, у которых давно не было ) избегайте собеседований с hrами, требуйте менеджмент или собственников

Мдаа... Хотел сначала прокомментировать некоторые моменты, но думаю что бесполезно... именно поэтому когда на собеседованиях узнавал про агентсва, завершал собеседования и более с ними дела не имел. Хотя такое конечно и у HR-ов в штате может быть :(

0

Спасибо за полезную статью!

Девочка-звонилка демонстрирует свою важность. При этом, готов поспорить, не в курсе что такое структурированное интервью и не сможет разработать качественный гайд.

0

а что означает фраза «разобрать качественный гайд»? Я из крестьянских окрест :) не понятно мне просто, но уверен, что я с вами согласен!

0

По науке, интервью проводится по специальному гайду. В нем вопросы по ключевым компетенциям и принципы интерпретации ответов.

0

сложна,сложна, если правильно понял:

- интервью == собеседование (соискатель же тоже ищет место работы),
- специальный гайд == инструкция,
- ключевые компетенции == навыки,
- принципы интерпретации == ... это не осилил,
- наука == HR (как математика, но другая наука?)

то согласен с каждым словом :)

Короче — Цукерберга бы на работу не взяли, рекомендаций нет, тк студент и фрилансер, все что придумал, то слил в интернет, отзывы с учебы тоже так себе... ну его на х$#

0

Справедливости ради - шанс найти второго Цукерберга среди студентов и фрилансеров без рекомендаций и сомнительным опытом работы весьма мал, поэтому им можно пренебречь.

0

По существу вопроса хочется в парламентских выражениях возопить "зачем?", хотя душа кричит "wtf?!!!". Вся эта HR работа начинается со лжи. Зачем? Нельзя спросить прямо - вы пьёте? Что вас может сбить с рабочего ритма? Как быстро вы можете решить такую вот задачу? Как у вас дома, всё в порядке? Может быть наша компания сможет вам помочь? Вы не будете всех нас подводить? Задания должен давать будущий руководитель, желательно познакомить с коллективом. Ну как так? Приходит человек, его принимает HR по формальным признакам и ... Слов нет. Вы же с людьми работаете, а не с роботами. Как так, за спиной, выяснять все о человеке? Это же уже оскорбление и очень тяжелое. Это не будет командой. Лучшие часто бывают особенными. И компании решать быть ей посредственной, но легко управляемой или лучшей. Бывают кандидаты неисправимые и с "плохой историей", но это не отменяет человеческого отношения.

Вопросы задаём напрямую. Но рекомендации тоже нужны: компании не всегда могут полагаться только на честное слово кандидатов (приплюсуем сюда еще и социально желательные ответы интервью). Задача - найти кандидата, который сможет эффективно работать и чувствовать себя комфортно в команде

Статья - дикий трэш из серии "по чекам из мусорки мы узнали, что потенциальный сотрудник Пепси пьёт Кока-Колу", а значит не подходит на должность. Интересно это профессиональный заворот мозгов? или личностный.

Такое впечатление, что все статьи про HR на vc.ru пишет один и тот же человек.

Меня жутко бесят "показал результат в команде", "одиночный игрок", "позиция". Вы тут не на hr портале, пишите на русском языке. Своими слэнгом понтуйтесь у себя на раё... на конференциях.

Я на собеседовании рассказываю, что надо будет делать. Что мы лидеры и надо будет реально делать дело лучше всех. Если ты не готов, то нафига тебе тратить свои пару месяцев и наши пару месяцев?

0

Мне вот интересно, почему HR — это обычно молодая девушка?
Совпадение?

0

"Спросите о готовности работать сверхурочно" - бесит. Почему бы сразу в вакансиях не писать а работе сверхурочно?
Особенно треш, когда это все в рамках рыночной зп, никаких тебе доплат или бонусов.

"разработчик в принципе не готов работать в команде. На прежнем месте он постоянно пытался переделать чужую работу, вел себя некорректно с backend-разработчиками и даже намеренно вывел сервер из строя." - как-то однобоко освещается ситуация. Представьте другую. Что фронтендщик работает совместно с джуном бекендщиком, который делает свою работу через жопу. А все попытки помочь сделать норм - рассматриваются как некорректное отношение к бекенд-рабу. И дабы при запуске не пошло все по пи... отключил сервер. И при данной трактовке некомпетентен бекенд-раб, а страдает фронтендщик.

Прямой эфир
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления