Лого vc.ru

Кризис в i-Free: Как компания собирается компенсировать двукратное падение продаж

Кризис в i-Free: Как компания собирается компенсировать двукратное падение продаж

Группа i-Free, в которую входит двадцать две компании, занимающихся цифровой дистрибуцией контента, электронными платежными системами, микроплатежами и прочим, объявила о финансовых итогах 2014 года. По сравнению с прошлым годом общий объем продаж компании упал на 48% до $130 млн, а выручка — на 29% до $92 млн. Представители компании заявили, что трудности связаны с поправками к закону «О связи».

ЦП пообщался с представителями компании и выяснил, как i-Free собирается пережить кризис.

Поделиться

Поправки в закон «О связи» изменили модель предоставления мобильных допуслуг и контента населению, вследствие чего объем рынка сократился более чем на 60%, отмечается в пресс-релизе компании. Совокупный объем продаж компаний, входящих в группу i-Free, по сравнению с 2013 годом уменьшился на 48% и составил $130 млн, а выручка сократилась на 29% и составила, соответственно, $92 млн.

В качестве антикризисных мер i-Free закрыла проект мобильных допуслуг UFT и входившую в него компанию FounDreams, проект искусственного интеллекта AI Assistants, направление развития голосового управления «умными домами», а также отдельные игровые студии. Штат компании в результате сокращений уменьшился на 40%.

Сооснователь компании Кирилл Петров рассказал Roem.ru, что в игровом направлении компания укрепила свои позиции: «17% от общего дохода группы в прошлом году пришло к нам от продажи игр, и мы ожидаем здесь рост».

Кирилл Петров, сооснователь i-Free

По словам Петрова, у компании есть продукты с брендами и со своей аудиторией: «По ним кипит работа, создаются новые версии, заключаются новые партнерства, ориентированные на середину и конец этого года»:

Основным источником доходов здесь является международный рынок, поэтому ослабление национальной валюты, в какой-то степени, только усиливает положение этих компаний.

Кирилл Петров рассказал ЦП, что для компенсации сокращающегося рынка компания начала перестраивать бизнес еще в прошлом году, а готовиться к ожидаемому спаду еще раньше. «Вообще, первые инвестиционные сделки в i-Free возникли еще в 2006, 2007 годах, когда мы инвестировали в Aigrind и Herocraft — сегодня это успешные и прибыльные компании, создающие мобильные и онлайн-игры», — расказывает Петров.

В 2010 году была создана структура i-Free Innovations, в рамках которых мы пытались сами создать проекты в перспективных областях, а в 2013-2014 годах в i-Free действовал уже системный процесс поиска и инвестирования в новые проекты и стартапы, частью которого была «Академия i-Freе», регулярные инвесткомитеты, система менторства, i-Space (площадка для коворкинга), предпосевной и венчурный фонды. Появилось много интересных проектов, некоторые отсеивались.

— Кирилл Петров, сооснователь i-Free

По словам Петрова, к маю 2014 года, когда доходы компании резко упали, далеко не все стартапы успели выйти на самоокупаемость: «И к сожалению, хотя мы и готовились к принятию поправок к закону, всё равно всё получилось достаточно болезненно — нам пришлось прекратить финансирование части из них». В их числе оказались, например Qppi, работающем на рынке онлайн-микроплатежей: «Мы смогли выйти с выгодой для себя (в конце года новым инвестором проекта стала группа “Финстар")».

К счастью, наиболее перспективные проекты всё же удалось сохранить, почти все они сейчас окупаются, часть этих бизнесов сейчас растет. Также, в результате реорганизации, вновь прибыльными стали и сохранившиеся у нас операционные компании.

— Кирилл Петров

В рамках реорганизации, i-Free выделяет в структуре группы управляющую компанию, а также отдельную компанию, обслуживающую инфраструктурные потребности проектов: «Мы даем каждому из бизнесов больше самостоятельности, даже если это на 100% принадлежащие нам активы. Теперь во многих компаниях у менеджмента появляются опционы, по отдельным проектам мы ведем переговоры о вхождении стратегических партнеров и инвесторов, способных помочь проектам не только инвестициями, но и выходом на новые рынки, синергией, технологиями». Среди подобных проектов, например, Last Backend — он работает на базе площадки ФРИИ и постоянно взаимодействует со своим партнером – Microsoft.

Петров рассказал ЦП, что в рамках реорганизации пришлось оптимизировать штат как операционных компаний, так и инвестиционных проектов, отказаться от части непроизводительных затрат: «Это были сложные месяцы, пришлось расстаться с многими людьми и командами, о многих из них мы очень сожалеем. Но в целом, для компаний группы это пошло на пользу и на текущий момент мы видим, что у большинства из них весьма неплохие перспективы, период падения остался позади, сейчас большинство компаний — растут».

Одной из наиболее перспективных компаний, в которую инвестировала i-Free, является CardsMobile с продуктом «Кошелек», работающая на рынке NFC-платежей, считает сооснователь Петров. По словам сооснователя i-Free и генерального директора компании CardsMobile Кирилла Горыни, интерес к технологии на мировом рынке растет в том числе и в связи с появлением новых крупных игроков на рынке (Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay).

Кирилл Горыня, сооснователь i-Free

«Модель работы "Кошелька" очень похожа на Apple Pay, нашими партнерами являются NXP, MasterCard и крупнейшие банки – сегодня прямо в приложении можно эмитировать карты банков "Тинькофф", "Русского Стандарта", в ближайшем времени этот список расширится, — рассказывает Горыня. — Сейчас приложение предустановлено уже более чем в 900 тысячах популярных смартфонов HTC, Sony и Philips». По словам гендиректора CardsMobile, сервис оплаты транспорта уже запущен в эксплуатацию в Вологде и Ангарске. Также в планах компании запуск проекта оплаты общественного транспорта в Петербурге, Москве и Екатеринбурге.

Roem.ru со ссылкой на слова Петрова рассказывает и про другое приоритетной направление развития i-Free — Китай. «За 2013 год объем продаж игр и других продуктов i-Free China в Китае превысил $5 млн. Но в конце 2013 года китайские операторы ввели отдельные ограничения в этой сфере, при этом все игроки ожидали там бум и конкуренция к этому моменту очень сильно обострилась: на рынке появились местные компании, которые поднимали большие раунды инвестиций в расчете на будущее IPO, под издательство ведущих брендов, и платили существенные авансы разработчикам».

В тот момент мы просто не выдержали такой острой конкуренции и в начале весны потеряли несколько ключевых продуктов из своего портфеля. В результате, в i-Free China тоже началось падение объемов, которое продолжалось до конца лета. За это время удалось найти новые тайтлы,успешно издать несколько новых игр, что и обусловило начало новой фазы роста. Кроме того, некоторые ушедшие от нас бренды, поработав с другими локальными игроками задумались о том, чтобы вернуться к нам.

— Кирилл Петров

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Куппи.ру мы, а не Qppi, можно поправить? Спасибо)

Чтобы увидеть полную картину, вам было бы хорошо пообщаться с бывшими сотрудниками. Они обычно рассказывают про полный ахтунг в компании, как там все было организовано через ж.

0

вставлю свои пять копеек. Не могу назваться полноправным бывшим сотрудником, поскольку проходил там курсы гейм-дизайна(правда это длилось около года), но могу сказать, что устроено было и есть как раз очень круто: у каждого сотрудника была возможность запилить свой проект и представить его на внутреннем инвестиционном комитете и получить фидбек и, быть может даже, финансирование и команду + спрос за каждый отчетный период, так что все идеи тестировались для начала, а потом жестко контролировались их реализация, если кто-то косячил, то проекты убивались только так.
Просто если ты всю жизнь продавал машины, а потом внезапно оказалось, что условия резко поменялись и пришлось перейти на экскаваторы, то каким бы ты ни был крутым и гибким предпринимателем, тебе для начала придется зафиксировать убытки, а потом уже развивать новое направление.

что-то фигня какая-то получается.

380 сотрудников, если каждому по сотке рублей в месяц, то это 456 лимонов в год на всех, это $7M.

Выручка за год аж $92M - они должны в деньгах купаться, но при этом

> На настоящий момент основная часть долга реструктурирована, компании группы начали ее погашение.

Получается, они имеют очень малую долю прибыли с этой выручки..

компания питерская, средняя зарплата явно меньше сотки.

Там было очень много высокооплачиваемых сотрудников + не стоит забывать, про налоги, мед. страхование, аренду и обслуживание офисов высокого уровня и так далее, можно смело умножать зарплату на 2.

0

Роялти забыли , они видимо огромные

0

А по-вашему только з/пл сотрудников это расходы? Ничего другого не входит туда? :)

0

А в чем суть и что за закон о связи. Хотя бы в двух словах сделали сеоску. А то вообще не понятно в чем проблема, что стреслось и перевернулось

цена за смс поднялась с 5 до 50 копеек.

0

хотели ввести доп. счет для платных смс (на короткие номера), но это отстояли операторы и в законе это не прошло. Теперь же, когда пользователь покупает что-то с помощью короткого номера, ему приходит смс подтверждение на операцию. Т.к. большинство таких покупок импульсивное, закон убил рынок

0

Уведомления и прочая хрень. Локеры социалок теперь не польешь (((

0

Поправки регулируют рынок смс информирования и правила игры на нем - конкретизировано понятие смс рассылок, поставщику услуг необходимо иметь прямой договор с оператором связи, выросла стоимость смс (печально, но факт), абонент может отказаться от рассылки с помощью звонка оператору сотовой связи, становится меньше мелких компаний, рассылающих ковровый спам по краденым базам.

0

О да, детка, на этом рынке уже никогда не будет, как прежде!

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Яков Сомов
Лекториум

Кстати, Спасибо - отличный проект. Просто отличный.

«Подделки принесли нам 1,5 миллиона рублей за два месяца»
0
Gofman Evgeny

ну чо петухи, будите пропускать выборы в следующий раз?

Минфин анонсировал повышение единого налога для малого бизнеса
0
Татьяна Минаева

ушлепки

Минфин анонсировал повышение единого налога для малого бизнеса
0
Olga Luchkiv
vc.ru

спасибо, поправили

«Почему бы не взять правильную?»: Miller обвинила Bud в несерьезности рекламных кампаний
0
Смарт Элло
Ontime Audio

Не спотифай, а саундклауд

FT: Spotify намерена приобрести музыкальный сервис SoundCloud
0
Показать еще