Лого vc.ru

Роль акселератора в поиске ценности проекта: украинский стартап Latio

Роль акселератора в поиске ценности проекта: украинский стартап Latio

Чтобы масштабировать свой стартап и найти новые пути для реализации своих идей и продуктов, можно и не переезжать в Кремниевую Долину.  Редакция ЦП пообщалась с командой украинского стартапа Latio, использующего новую технологию от Apple: протокол iBeacon. 

Поделиться

CEO Latio Артур Кюльян рассказал ЦП, нужно ли подавать свой проект на рассмотрение отечественного акселератора и чем такой опыт может быть полезен для дальнейшей судьбы самого стартапа.

ЦП: Расскажите, с чего всё начиналось: как пришла вам в голову идея проекта, сколько человек было в команде, как начинали разрабатывать приложение?

Артур Кюльян: Идея использования Bluetooth Low Energy для собственного продукта появилась после того, как я увидел тренд роста технологии. Еще в начале прошлого лета несложно было заметить, что что-то грандиозное грядет, что-то такое, что изменит наше представление о взаимодействии девайсов с окружающими нас вещами. А в сентябре стало ясно, что это неизбежно и что Apple будет первопроходцем этой технологии: они в открытую заявили о своем протоколе iBeacon.

На тот момент я как раз активно начал читать западную прессу о стартапах и не пропускал ни одного сообщения из RSS-фида Hackernews. Тогда мне уже было понятно, что самому создать технологический стартап не получится или будет очень сложно. Поэтому я начал искать сооснователей. Так я подбил на это дело Ивана и Дениса. Мы трое — выпускники одной из кафедр винницкого политеха, а именно кафедры искусственного интеллекта, как бы громко это ни звучало (смеется).

Поскольку все трое — программисты и любим делать сложные и умные вещи, то вдохновиться идеей «интернета вещей» и донесением релевантной информации с помощью новой технологии было легко.

ЦП: Расскажите немного о том, что сейчас из себя представляет продукт.

А.: Наш продукт — мобильное приложение для посетителей кафе, баров и ресторанов. У нас три основных составляющих функциональности: приглашения, квесты и цифровое меню заведения. Приглашения и цифровое меню — именно та часть, в которой используется iBeacon/BLE.

Вся фишка в релевантности и использовании этого нового понятия «близости», которое ввел Apple со своим протоколом iBeacon. Теперь мы точно знаем, насколько близко человек к месту и зашел ли он в него, соответственно, можем показывать ему полезную и нужную информацию в нужный момент времени. GPS таких возможностей предоставить не может.

С помощью приглашений заведения могут заинтересовывать проходящих рядом людей. Мы часто используем аналогию с флаерами, которые раздают на улице. Надеемся, что новый формат привлечения клиентов будет более прогрессивным и менее раздражающим, хоть и является, по сути, инновационным методом рекламы на смартфонах. Также планируем запуск программы лояльности по проведенному времени и посещениям, получили хороший фидбек от заведений и сейчас активно тестируем эту часть функциональности.

ЦП: На каком этапе собственной разработки поняли, что нужно искать выход на акселератор? Как искали подходящий акселератор?

А.: Конкретно поиском акселератора мы не занимались. Я лишь сделал все необходимые вещи, чтобы нас могли заметить, а именно зарегистрировал профили на всех возможных сайтах для стартапов и заполнил как можно больше информации. В результате, на angel.co к нам постучался и попросил intro один из партнеров EastLabs. Так все и началось.

Конечно, после получения предложения мы начали смотреть, какие еще есть возможности акселерации у нас в Украине, но не увидели каких-то особенных плюшек от других акселераторов и приняли предложение EastLabs. До приезда в акселератор наш этап развития проекта сложно было назвать «разработкой». Это были лишь бесконечные брейнштормы, куча идей и очень мало реализации.

ЦП: По акселератору пройдемся — какие условия выдвинули вам в Eastlabs? Как  вообще выглядит процедура отбора и приема в выбранный вами акселератор?

А.: Одно из важных условий EastLabs — это бросить все и полностью отдаться проекту. Нам пришлось переехать из Винницы в Киев и сразу же начать работу над проектом, так как мы пропустили начало цикла на неделю.

По инвестициям тут все стандартно: 20 тысяч кэша за 15% компании, ну и конечно же так называемые конвертируемые инвестиции (3 рабочих места в офисе в центре Киева, обучение, юридическая помощь). Я бы даже сказал, что деньги — это не самое важное и дорогое, что предоставляет акселератор. По процессу приема: обычно акселератор получает сотни заявок каждый квартал, отбирают команды по своим внутренним критериям. Сейчас в нашем цикле 7 команд.

ЦП: Из каких этапов состоит программа сотрудничества с акселератором?

А.: Программа акселерации состоит из менторских сессий. Обычно по графику в неделю запланировано от одной до двух тематических сессий. Формат такой: есть небольшой объем заданий, которые нужно подготовить к сессии, и есть эксперт, который собственно и приходит на сессию (в некоторые дни было несколько экспертов). К примеру, на сессию по питчингу нужно было подготовить питч. Пришло 3 человека, выслушали питчи и дали расширенный фидбек как по поводу проектов, так и по поводу самого питча. Очень крутой формат!

ЦП: И что дает программа?

А.: Очень многое. Объемы знаний, которые нужно усваивать паралельно с писанием кода, просто огромны. Начиная от того, что такое Operating Plan, заканчивая Capitalization Table. Программа покрывает весь спектр необходимой информации для начинающих предпринимателей.

ЦП: Каких-то результатов уже достигли?

А.: Запустились перед майскими праздниками на модном украинском «Фестивале уличной еды», проверили несколько гипотез и на данный момент активно подключаем клиентов и набираем пользователей. Сотрудничаем с 20 заведениями Киева. Намечается несколько стратегических партнерств.

ЦП: Когда мы обсуждали это интервью, вы сказали, что у вас изначально идея никак с едой связана не была. Расскажите о том, как сменили фокус целевого приложения.

А.: Изначально была идея использовать bluetooth-маячки в ритейле, а именно — в магазинах одежды. Даже сделали небольшой прототип. Но ситуация в стране и скептичность украинского ритейла намекнули нам на то, что proof of concept мы не сделаем в этой нише. Потому пошли в кафе/бары/рестораны и получили отличный фидбек и желание сотрудничать. В результате буквально за несколько дней все передизайнили и переделали под другую нишу. Благодаря тому, что мы все делаем сами и ничего не аутсорсим, мы смогли «развернуться» очень быстро.

ЦП: Как считаешь, какие основные ошибки были вами допущены, которые привели к рескейлингу и смене фокуса?

А.: Наверное, незнание предметной области и отсутствие человека из ниши негативно отразилось на наших попытках залезть в ритейл. Знали бы мы, как все сложно, вероятно, не пошли бы туда в Украине.

ЦП: Что посоветуешь тем стартаперам, которые еще не попробовали работать с акселераторами?

А.: Посоветую идти в акселераторы и получать опыт там, поскольку этот опыт во много раз превышает писание стартапа на коленке по вечерам после работы. Ну и конечно же, не слепо верить в крутость акселератора, а общаться с выходцами программы и спрашивать об их опыте: это очень важно.

ЦП: Чем собираетесь заняться после того, как выпуститесь из программы? Какой план до конца 2014 года?

А.: Развивать продукт, подтверждать бизнес-модель и масштабироваться, все по канонам! Конечно, хотелось бы попробовать запустить проект на зарубежном рынке, но пока у нас слишком много гипотез, которые нужно проверять, как со стороны продукта, так и со стороны самой технологии.

ЦП: Спасибо за ответы. Назови, если не сложно, три самых полезных навыка или совета, которые вы почерпнули за период в акселераторе? 

А.: Быть гибким. Уметь слушать советы и принимать их через призму своего виденья. И работать, много работать.

ЦП: И наш традиционный вопрос про автомобиль — на чем ездите?

А.: Нет машины, поддерживаем имидж голодных и нищих стартаперов (смеется). Хотя, в столице ощутили острую нужду в собственном транспорте.

Статьи по теме
30 знаковых ИТ-предпринимателей в возрасте до 30 лет04 мая 2014, 17:26
Почему рост для стартапа — это не всегда хорошо29 апреля 2014, 16:19
Стартап ITOP.FM — украинский ответ Spotify26 апреля 2014, 17:07
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Не читал, но осуждаю.

>>> Посоветую идти в акселераторы и получать опыт там, поскольку этот опыт во много раз превышает писание стартапа на коленке по вечерам после работы.

Ну ну.


>>>Чем собираетесь заняться после того, как выпуститесь из программы? Какой план до конца 2014 года?
>>>А.: Развивать продукт, подтверждать бизнес-модель и масштабироваться, все по канонам!

То есть по канонам стартапу дали кеш, а они за 3 месяца (или сколько там) даже не запустились? Что только после акселерации будут подтверждать бизнес модель. Круто.

Уж лучше на коленке после работы сделать продукт, коленке запустить и самому проверить бизнес модель, а не попивать смузи в лекториях слушая рассказы менторов о важности команды, цели и отделения мух от котлет в построении ярдовой истории.

Ничего личного, успехов, конечно.
Но как по мне - лажа.

То есть по канонам стартапу дали кеш, а они за 3 месяца (или сколько там) даже не запустились? (c) внимательное чтение интервью и 2 приложения в гуглплей и аппстор вам помогут

0

Как предложение - при описании стартапов сделайте в самом начале статьи табличку вроде:

1. Название + ссылки на сайт или гугл плей
2. Краткое описание
3. CEO
4. Количество сотрудников
5. Раунд инвестиций
6. Текущая стадия
7. Краткие планы
и только потом статья целиком

Просто кому-то, конечно, интересно узнавать про новые стартапы и их "непохожие друг на друга истории" вроде "мы собрались, придумали идею, попали в фонд, сделали прототип, выпустились из фонда, есть прототип, проверяем бизнес-модель, у нас все хорошо".

за идею спасибо, это кстати интересно

>> "По инвестициям тут все стандартно: 20 тысяч кэша за 15% компании"

Что на счёт долей авторов? Стандарт, вроде, 4х летний вестинг. Как это выглядит в случае Latio?

0

Да, именно так, вестинг.

Таки четырёхлетний? Почему интересуюсь, слышал западные инвесторы и акселераторы требуют непременно 4х летнего вестинга. Таким образом, получается, что на начальном этапе у основателей на порядок меньше долей, чем у инвесторов. В вашем случае это так?

0

На самом деле все зависит от акселератора, у нас в этом плане свобода выбора, какой хотим вестинг - такой и делаем, тоже самое с опционами.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Дэн

Интересно, как будет управляться оружие? Было бы круто, если бы был дополнительный гаджет типа джостика или полной имитации (насоколько это возможно) для полного погружения, так сказать.

Mail.Ru Group анонсировала свою первую игру для виртуальной реальности VR Invaders
0
Erik Gimaletdinov

Лично я при колебаниях (принимает nfc или нет) сперва прикасаюсь картой (а вдруг), если нет, то более традиционным способом карту юзать. В случае с телефоном (если кроме касания еще что-то нужно будет делать) да, лучше спросить продавца.

«Ведомости» анонсировали запуск Apple Pay в России в октябре
0
Igor Kachura

Мы впилим сервисную часть, бронь стола, депозит, покупка билета, программа лояльности. ФБ не подходит под эти задачи.

Почему сайты о ночной жизни умирают и что с этим делать
0
Серега Котанов
Bitemup

разбирающихся людей 100%, экспертов нет

Mail.Ru Group анонсировала свою первую игру для виртуальной реальности VR Invaders
0
Серега Котанов
Bitemup

"Системами «виртуальной реальности» называются устройства, которые более полно по сравнению с обычными компьютерными системами имитируют взаимодействие с виртуальной средой, путём воздействия на все пять имеющихся у человека органов чувств." - из вики.
"прорыв" подобных устройств случился буквально 2 года назад, и только сейчас крупные компании могут предложить продукт боле менее адекватный. О каких экспертах идет речь? которые знают как устроены подобные девайсы? которые сами могут собрать что то аналогичное? привнести нечто новое? либо это просто написано дабы придать "важности" этому проекту?

Mail.Ru Group анонсировала свою первую игру для виртуальной реальности VR Invaders
0
Показать еще