Лого vc.ru

«Трафик просел на 20%, а на девятый день — на все 50%»: переезд интернет-магазина на новый домен и протокол HTTPS

«Трафик просел на 20%, а на девятый день — на все 50%»: переезд интернет-магазина на новый домен и протокол HTTPS

Основатель интернет-магазина iLounge.ua Александр Цыбарт написал для vc.ru колонку о том, как его команда планировала переезд сайта на новый домен и протокол HTTPS и работала над этим процессом. Цыбарт рассказал о потерях, ошибках и сложностях, с которыми столкнулись специалисты.

Основатель интернет-магазина iLounge.ua Александр Цыбарт

iLounge.ua — нишевый интернет-магазин аксессуаров для мобильных устройств и гаджетов на Украине. Основные товары — чехлы, зарядные устройства, кабели, защитные пленки, умные часы и фитнес-трекеры. Основан в 2010 году.

До переезда

Мы постепенно развивались, улучшая качество и скорость обслуживания, а также юзабилити сайта. Своими силами мы продвигаем и оптимизируем сайт, внедряем новые функции. Стараемся первыми доставать горячие новинки по нашей теме и тут же отдавать на обзор для популярных сайтов.

До переезда нас посещали в среднем 100 тысяч человек в месяц. Из них 75% приходили из органического поиска (88% из Google и 11% из «Яндекса»). Конверсия составляла 1,2-1,4%. Идея по переезду возникла после успешной регистрации торговой марки в 2015 году. Уже тогда очень хотелось сменить длинное com.ua на короткое и приятное ua. Но мы быстро её откинули, сославшись на «лишние проблемы» и желание сохранить то, что имеем. И правильно.

Подготовка и переезд

Мы начали активную подготовку к переезду и его планирование, когда Google протрубил про намерение помечать сайты HTTP как небезопасные с января 2017 года в новой версии Chrome. До этого в компании сообщили, что HTTPS является одним из факторов ранжирования. Мы решили, что это неизбежно и как ни крути для пользователей HTTPS более безопасный. Заодно улучшим скорость сайта, подключив HTTP2.

Было два варианта:

  • Просто сменить протокол и остаться на com.ua.
  • Переехать на новый домен + HTTPS.

Скорее всего, самым разумным был первый вариант, он бы дал больше шансов для сохранения позиций и трафика. Второй вариант, как оказалось позже, был сильным стрессом для Google. Но мы, посоветовавшись и проанализировав массу информации, решили, что лучше уж провести всё одним махом, чем делать это в два этапа. Тем более, ранее у нас уже был опыт по переезду на новый домен, но без смены протокола — тогда всё прошло гладко. У нас была возможность все спокойно настроить и потестить, так как мы переезжали на новый домен.

Работы по подготовке

  • Поднимаем копию сайта на новом домене.
  • Меняем внутренние ссылки на относительные. Прогоняем шаблон на наличие абсолютных ссылок и заменяем их на относительные. Все ссылки типа http://site.com.ua/page/ нужно сменить на /page/ или //newsite.ua/page/. В последнем случае будет подставляться протокол сайта. Это же касается и картинок. Не забываем проверить теги canonical, очень часто их задают в абсолютном виде. Для массового изменения протокола в описаниях товаров и статьях мы воспользовались поиском по БД «http://», частично проверив найденные варианты, применили массовую замену с «http://» на «https://». В файлах стилей для директивы @import и других так же меняем протокол.
  • Меняем подключение внешних скриптов и другого контента на относительное без протокола. Например, подключение библиотеки jQuery было такого вида (в тэге script): type="text/javascript" src=«http://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/1.8.2/...">, а стало: type="text/javascript" src="//ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/1.8.2/jquery.min.js". Здесь важно вручную проверить доступность каждого ресурса по протоколу HTTPS.
  • Настройка SSL сертификата на сервере Мы выбрали сертификат типа EssentialSSL от Comodo. Также мы приобрели отдельный сертификат в сервисе CloudFlare. По стандарту там общий сертификат для нескольких доменов, который по нашим тестам ограничивал доступ для ботов. Еще были проблемы с доступностью с некоторых серверов на Украине. CloudFlare рекомендуют устанавливать режим шифрования Full (strict) в разделе SSL, для его работы и требуется отдельный сертификат на сервере. Настройку сервера мы отдали нашему внештатному специалисту, весь процесс занял один час. В итоге мы получили сертификат класса A+ и HTTP2. Проверить настройку и оценку сертификата можно тут. Постарайтесь выполнить все условия, чтобы получить А или A+.
  • Настройка CMS под HTTPS. В нашем случае необходимо было внести правки только в один файл. Подробную информацию вы сможете найти на форуме или FAQ вашей CMS. Скорее всего она с коробки поддерживает SSL.
  • Внутренние редиректы. Сразу настройте и проверьте внутренние редиректы по новому сайту, с HTTP на HTTPS и на основной домен с «www» или без.
  • Тестируем. Открываем сайт через Chrome или Firefox и листаем основные разделы (главную страницу, категорию товаров, карточку товара, блог, информацию страницы и так далее). Везде должен быть HTTPS и, как правило, иконка замка. Увидев предупреждение о непроверенных источниках, смотрим консоль и правим код сайта. Chrome обозначает их иконкой щита с красным крестиком. Если все стабильно и ошибок нет, идем дальше.

Работы по переезду

  • Правим файлы robots.txt на старом и новом сайте. На старом прописываем новые директивы Host и Sitemap, а также разрешаем индексацию для всех документов. Для Host важно указать полный адрес с протоколом.
  • Для старого сайта файл robots.txt выглядит так:
  • На новом сайте так же правим Host и Sitemap.
  • 301 редирект. Нужно сделать так, чтобы все страницы старого сайта перенаправлялись на такие же на новом. Например, с http://site.com.ua/product/item-name на https://newsite.ua/product/item-name">https://newsite.ua/product/item-name. Дополнительно смотрим 301 редирект с http://www.site.com.ua/ на https://newsite.ua/. Мы проверяли редиректы через браузер и этот сервис. Важно исключить редирект для robots.txt —так «Яндексу» будет проще склеить домены, когда он прочитает директиву Host с новым доменом. Для этого отредактируйте на старом сайте файл .htaccess, добавив правило:

RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} robots.txt$ [NC]

RewriteRule ^([^/]+) $1 [L]

  • Рассказываем о переезде для ПС. Добавляем новый сайт с протоколом HTTPS в Google Search Console. Указываем в настройках «Основной домен». Для старого сайта в разделе «Изменение адреса» выбираем новый, только что добавленный сайт, и отправляем запрос. На новом сайте добавляем актуальную XML-карту. Если для старого домена был файл с отклоненными ссылками, загружаем его для нового сайта через Disavow Tool. Проверяем доступность через функцию «Просмотреть как Googlebot».
  • В «Вебмастер.Яндекс» так же добавляем новый сайт с протоколом HTTPS. Подключаем sitemap.xml. В настройках старого ресурса в разделе «Переезд сайта» выбираем новый и отмечаем пункт «Добавить HTTPS», сохраняем.
  • Переносим поддомены старого сайта на новый. Позже, из беседы с Сергеем Кокшаровым (веб-специалистом, автором блога Devaka.ru — прим. ред.) мы поняли, что забыли о сайте на поддомене старого домена, который нужно было сходу перенести на новый домен. Мы это упустили. По его словам, есть шанс, что Google в этом случае может воспринять переезд основного домена как временный, несмотря на 301 редирект.
  • Тестируем. Когда все настроено, нужно еще раз — желательно компанией — потестировать все узлы переезда на наличие любого рода ошибок и быстро исправить их.

В течение следующих дней после переезда постоянно следите за тем, как проходит переиндексация сайта, нет ли у поисковиков проблем с доступом к отдельным страницам, какие позиции у сайта по основным ключам. В Google Console мы отслеживаем разделы: «Анализ поисковых запросов», «Статус индексирования» и «Ошибки сканирования», сравниваем с результатами старого домена, исправляем ошибки индексации.

Мучительные ожидания и аудиты

Проделав всё это, мы стали наблюдать и анализировать процесс в надежде, что всё пройдет без проседаний по трафику, а через месяц еще и даст свои плоды в плюс. Первые три дня всё было как прежде, трафик держался на том же уровне, в индексе был старый домен. Главная страница стала показываться с новым доменом в Google спустя несколько часов.

На четвертый день основные отслеживаемые позиции в поисковых системах с первых мест ушли за топ-10, появляясь под новым доменом. Трафик просел на 20%, а на девятый день — на все 50%, это был шок. По недельному отчету чистая прибыль упала на 35%.

Позиции до и после переезда — спустя пять дней

Всё держалось практически за счет постоянных клиентов, спасибо им. В этот период мы начали выживать, запустив ряд кампаний:

  • Email-рассылки происходили чаще, а скидки были больше.
  • Настроили Adwords, раньше даже не думали о нем.
  • Подключили все доступные прайс-агрегаторы, до этого всё происходило только на одной площадке.
  • Настроили товарный ремаркетинг в Adwords.

Всё это помогло остаться на плаву и немного поднять продажи. В тот момент мы осознали, насколько важны постоянные клиенты, мы полностью пересмотрели наши гарантии и расширили их. На товары, у которых нет гарантии от производителя, мы даем свою сроком в 30 дней. Все обращения клиентов с проблемами начали рассматриваться в другом порядке.

Параллельно мы обратились к ведущим гендиректорам компаний и специалистов с заявкой на аудит нашего переезда, а также создали тему на форуме веб-мастеров Google. Серьезных ошибок не нашлось, всё было сделано верно. Проанализировав все ответы, мы поняли, что такие переезды поисковые системы переносят плохо и в любом случае наблюдаются потери по трафику и позициям.

Google начинает с нуля пересчитывать поведенческие и ссылочные факторы для домена, к тому же возраст старого теряется, а «Яндекс» просто долго клеит домены. Выход один — запастись терпением и ждать несколько месяцев для полного восстановления. Нашей основной ошибкой стало неудачно выбранное время. Лучше переезжать не в сезон, то есть в нашем случае нужно было сделать это летом.

Восстановление

Хорошие новости появились спустя три недели, когда восстановились все позиции в «Яндексе». Это сильно радовало, хоть и составляло лишь 10% от того, что может Google.

Google медленно работал, забирая запросы у старого домена, отдавая новому, опуская вниз по позициям. Также он обрезал расширенные сниппеты для нового домена. Все это длилось семь недель с момента переезда. Только в конце седьмой недели все позиции резко взлетели вверх, заняв прежние места практически для всех отслеживаемых запросов. Мы выдохнули с облегчением.

Органический трафик Google вернулся:

В результате общие органические посещения восстановились и даже подросли, а к общему показателю посещений добавились еще и платные каналы. Как следствие, продажи тоже подросли.

Итог

Сейчас можно уверенно сказать, что переезд пошел на пользу, и не только в плане короткого домена и защиты SSL. Например, во время консультаций по переезду нам указали на другие слабые места сайта, в результате мы заказали полный аудит и исправили кучу ошибок в коде и структуре. Потеряв львиную долю органического трафика, мы подключили платные каналы, с которых, как оказалось, есть неплохой выхлоп.

Мы осознали, что большинство покупок совершают именно постоянные клиенты, в результате еще активнее пошли им навстречу, расширив гарантии и запустив внутреннюю систему лояльности. Вряд ли мы бы проделали всё это за столь короткое время без «пинка под зад» со стороны переезда. Не верьте тем, кто говорит, что можно переехать на новый домен без потерь. Они однозначно будут. Воспринимайте потери как инвестицию в будущее вашего проекта.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru.

0

Интересное соотношение трафика из Гугла и Яндекса.

0

Ну, вот у нас, например, в зоне ru Google в три раза больше Яндекса, и разрыв продолжает увеличиваться.

Вангую, что львиная доля переход с гугла это переходы с моб устройств и эта доля постоянно растёт?

0

Удобное и приятное предположение, но увы. Гугл растет на всех платформах.

0

Мне кажется, всё больше людей уходит с Яндекса, потому что поиск в Гугл работает лучше, хотя в Яндексе тоже есть классные фичи. Мне например, нравится сервис Яндекс.Картинки.

Ладно, я могу понять CMS из интернета (на первых парах это даже ок, проверить бизнес-гипотезу). Но Апач! Это же просто ебаный стыд!

(то есть я догадываюсь, что сейчас сюда набегут звероящеры, которые будут утверждать, что ничего шкварного в апаче нет и всё прекрасно; но сорян, в апаче уже несколько лет как нет ни малейшей необходимости)

0

Большие магазины не так следят за новыми технологиями.
Вот зачем переезжать на Нжинкс, при чем услышьте меня в рамках полугодового или годового бюджета!

Экономия на железе? Ускорение отдачи страниц (что положительно для seo)?

0

Извините, не совсем компетентен.

Посещения же — 100 000 в месяц, то есть в сутки примерно 3-5 тысяч.

Мы говорим о существенных вещах по скорости при такой нагрузке?

Зависит от железа (и от софта на нем). Но в любом случае, nginx (в большинстве изучаемых случаев) отдавал контент быстрее. Не зависимо от нагрузки на железо.

0

понятно, что Нжинкс действительно статику отдает быстрее, вопрос в экономике — насколько целесообразно все менять?

Я правильно понимаю, что нужно:
- выделить хостинг
- развернуть сервер Нжинкс
- дублировать сайт
- все доработать
- снова заняться переносом сайта

Игра стоит свечь?

Эмм... Нет. Абсолютно все не правильно. Во-первых, дело не только в статике. Но это уже технические моменты.

Во вторых - чтобы сменить apache на nginx надо... максимум прописать конфиг в nginx. Ни дорабатывать ничего не надо, ни, тем более, дублировать сайт... Откуда вообще подобные мысли?)

0

Да, все так... и не сложно и быстрее... Спасибо, я просто с Нжинксом сам сейчас разбираюсь... Джанго ставлю, понимаешь ли :)

0

Интересно почему не ставят его? Видимо приоритеты другие и отдел разработчиков весь в работе.

0

> CMS из интернета
Фреймворк или нативное приложение круто, ничего лишнего и супербыстро... но решает ли полумиллионная разработка бизнес-задачу запустить с минимальным бюджетом и быстрым сроком?

Сайт с чехлами для Айфонов за 2000 рублей, а контент написан в десятки раз лучше, чем для лифтов, спецтехники, квартир и сотни тысяч товаров других компаний с ценником от 10 тысяч до 100 млн рублей.

> iPhone 6/6s устанавливается в небольшом кармане с отверстиями для вентиляции, чтобы позволить потоку воздуха охлаждать смартфон во избежание запотевания. Сенсор смартфона в чехле Trainer практически так же отзывчив, как и без оного, к тому же Вы сможете общаться по телефону и делать еще много привычных для себя вещей не снимая чехла. Правда, стоит понимать, что чем-то все-таки придется жертвовать и некоторые неудобства все же возникнут, к примеру, придется какое-то время не пользоваться датчиком Touch id и некоторыми другими функциями.

Не хотел бы я встретить текст в десятки раз хуже.

0

Вы правы :) Не всматривался...

А почему нельзя было сначала переехать на https, подождать и уже после этого на новый домен?

0

хотелось видимо всё сразу сделать, а вообще конечно надо было сначала на https переехать, а потом не новый домен ехать. Тогда бы не просели

0

Ну вот и я о том же. Переезд на ssl гугл переживает вполне нормально по моему опыту. А тут всё сразу и непонятно что пошло не так

0

да, я тоже недавно переезжал на https и всё ок. Правда гугл уже всё отработал, а Яндекс всё еще "переезжает".

0

Добрый. А можете поделиться, какую cms используете?

Перевозил два сайта на https. Проблем не возникало. Все чётко и ровно.
Но скажите одну вещь: до сих пор кто-то прописывает внутренние ссылки как абсолютные вместо относительных?🙄

0

от кривизны рук программиста зависит

0

Спасибо, интересно было узнать когда поднимать панику. Да, не вовремя вы решили перейти. Был один переезд на https, после него решил с таким экстримом завязать.

0

Переехали на https из за того что сайт умер, трафик сел ровно в два раза из поиска, но медленно растет. Там правда еще несколько факторов наложилось.

Самый интересный и информативный материал ща последнее время. Спасибо

0

Из 5 сайтов 3 показали рост.
Просадка была временна на 2х.

0

Мы переезжали без смены домена и по ключевым запросам поднялись с третьей страницы гугла на первую.
Не претендую на роль эксперта, а точно с robots.txt всё правильно сделали? Может быть надо было оставить просто редирект 301 и всё? Зачем в robots.txt рубить?

Ололо как же я люблю владельцев бизнеса "Я все умею сам и SEO компания мне не нужна" :)

Во первых, не нужно было клеить Яндекс 301ым сразу. Нужно было приклеить его через host к новому домену, а от гугла новый домен закрыть. И только когда Яндекс поделится ставить 301 и открывать для гугла!

Во вторых если вы переехали не только на https а еще и на новый домен - это две совершенно разные вещи.

Такими постами вы только вредители коллегам и вводите их в заблуждение.

Проекты, которые имеют основной трафик с Яндекса, никогда, слышите, никогда не делайте так, как авторы поста!

Зачем закрывать новый сайт от гугла? Он при наличии двух доступных протоколов сам выбирает каноничным с https.

0

Они же домен еще меняли.

С чего вы взяли что он выберет какое-то зеркало сам?
Он просто задублит и возьмет в индекс оба. А в худшем случае просто выплюнет из индекса http, обнулив веса страниц и доставив много радости оптимизаторам и владельцам сайта.
Именно по-этому и нужно закрывать https от Гугла, пока host от Яндекса не прилипнет к https.

Интересный и волнующий опыт. Мы тоже тащили сайт на домен diagnostic-auto.ru
2 месяца прошло, позиции восстановились не все, но мы ещё и cms меняли.
А в целом, перепрыгивая на https будь те готовы иметь бюджет на рекламу, чтобы поддержать трафик на уровне, иначе можно очень сильно потерять.

0

Переезд осуществляли некорректно, поэтому проседание было.

0

Интересная статья. Не думал, что может так просесть трафик... "переезжайте - говорили они, все будет хорошо - говорили они".

Короче, сделали всё неправильно при переезде и удивляются почему трафик просел.
Сайт был видимо очень кривой, раз потребовалась "подготовка к переезду"

0

Перевели workout.su на SSL за 1 день. Без проблем и проседаний в позициях. Думаю, тут основная порция негатива (проценто 90) от смены доменного имени.

Неделю назад перевели на HTTPS сайт fastandroid.org/ + HTTP/2 + HSTS.
Сразу был поставлен 301 редирект, добавление в G вебмастере, В Я.Вебмастере - "Добавить в HTTPS"
Пока скажу, что в гугле просел траф около 20%. В выдаче еще не все страницы https.

0

Потеря поискового трафика при нормальной подготовке сайта к переезду составляет не более 10%. Ребят, поискали б спеца по SEO или порыли форумы вебмастеров Google на худой конец и перезд был бы без потерь.

Переезжали в сентябре с похожей историей — сразу и https и домен, остались при своих. Ничего не просело.

Написали инструкцию, что нужно не забыть при переезде roman.ua/internet-marketing/kak-perejti-na-https/

Прямой эфир
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления