Лого vc.ru

Законно ли продвигать свои проекты через спам в iMessage и какая эффективность у канала

Законно ли продвигать свои проекты через спам в iMessage и какая эффективность у канала
Поделиться

Добрый день, меня зовут Авдей. Недавно ко мне с коммерческим предложением обратились представители сервиса рекламных рассылок через iMessage. Прикладываю текст письма:

Добрый день, компания «***». Предлагаем рассмотреть выгодный инструмент рекламы с возможностью отслеживания конверсии — iMessage-информирование. Наша компания работает на привлечение НОВЫХ клиентов, рассказывая о акциях, скидках и специальных предложениях. Более 5 лет мы занимаемся СМС и iMessage-информированием клиентов по Санкт-Петербургу и по всей территории РФ.

Услуга iMessage-информирования осуществляется только по номерам владельцев iPhone. О вашем приложении для Iphone узнают абоненты, являющиеся вашей целевой аудиторией,что определенно повысит количество новых клиентов. ВАЖНО! Наша услуга является полностью законной! Операторы сети никак не участвуют в доставке данных сообщений. Информирование происходит как при e-mail-рассылке, по внутренней сети компании Apple. Если вы заинтересовались данным предложением, то пишите мне на почту: a********@m*******.ru, либо звоните по указанному телефону. Мы с радостью ответим на интересующие вас вопросы. Спасибо!

2 июля Государственная дума в третьем чтении утвердила законопроект, запрещающий SMS-рассылки, осуществляющиеся без согласия абонента. Однако, как справедливо отмечается в обращении компании, в данном случае рассылка фактически приходит не по SMS, а через отдельный протокол iMessage. Расскажите, насколько это всё законно и как с этим можно потенциально бороться?

На вопрос отвечает Николай Бегер, юрист компании «Аск Энд Вин»

Вопрос законности осуществления массовых рассылок коротких сообщений по сетям связи затронут среди прочего федеральными законами «О рекламе» (от 13.03.2006 N 38-ФЗ) и «О персональных данных» (от 27.07.2006 N 152-ФЗ).

1. Так, согласно части 1 статьи 18 федерального закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

В данной норме [ст. 18] приводится определенный перечень видов электросвязи, на распространение рекламы посредством которых распространяются положения комментируемой части — телефонная, факсимильная, подвижная радиотелефонная связь. Однако данный перечень не является закрытым, соответственно, положения данной части распространяются и на случаи распространения рекламы по иным видам электросвязи. Указанные требования распространяются в равной мере и на рекламу, распространяемую в интернете.

При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Следует также учитывать, что автоматическая рассылка рекламных сообщений в соответствии с пунктом 2 упомянутой выше статьи не допускается. Так, в деле, рассматривавшимся Высшим Арбитражным Судом РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 31.03.2009 N 15732/08 по делу N А79-334/2008), для оспаривания решения антимонопольного органа МТС пришлось доказывать наличие специалиста в штате для данных целей.

Не лишним будет отметить, что статья 5 ФЗ «О рекламе» устанавливает также требования к самому содержанию рекламного сообщения.

2. Как указывалось выше, рассматриваемый нами вопрос затронут также федеральным законом от 27.07.2006 N152-ФЗ «О персональных данных».

Например, обработкой персональных данных, куда входит в том числе и номер телефона, могут заниматься как оператор, так и специально уполномоченные на то лица.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О персональных данных», персональные данные — любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор — это и государственный орган, и муниципальный орган, и юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных , если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключенного с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее поручение оператора).

В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые совершены лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обработанных персональных данных в соответствии со ст. 19 указанного Закона.

Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» следует, что если оператор поручает обработку персональных данных третьему лицу, ответственность перед субъектом персональных данных несет оператор.

В соответствии ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

По данному вопросу существует целый пласт судебной практики, которым предъявляются серьезные требования к выражению такого согласия (вплоть до отдельного соглашения для целей обработки персональных данных).

Таким образом, для законной SMS-рассылки на данный момент необходимо согласие адресата рекламы на обработку персональных данных (согласие на обработку персональных данных), так и для целей размещения рекламы путем рассылки (согласие на получение рекламы). Любое отклонение от данной нормы видится нарушением.

Что можно сделать, если вы стали получать SMS-спам?

1. Обратиться к нарушителю закона с целью пресечь рассылку

Так, например, на основании Закона «О персональных данных» у вас есть право на защиту персональных данных. В соответствии с ч. 3 ст. 20 этого закона оператор обязан прекратить использование незаконно полученных персональных данных в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня представления субъектом персональных данных или его представителем требований относительно дальнейшего использования персональных данных. 

Оператор также обязан уведомить субъекта персональных данных или его представителя о внесенных изменениях и предпринятых мерах и принять разумные меры для уведомления третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы.

2. Обратиться в государственный орган с целью привлечения нарушителя к ответственности

Можно обратиться с письменным заявлением в Федеральную антимонопольную службу России.

Для установления факта правонарушения антимонопольному органу необходимо обладать достаточными доказательствами, к которым согласно письму ФАС России от 31.10.2013 N АК/43077/13 «О рекламе посредством СМС-сообщений» относятся:

  • заявление абонента о получении им рекламы посредством электронной связи (с указанием номера телефона, на который поступило СМС-сообщение, а также номера телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама);
  • изображение рекламы, поступившей абоненту (фотография, скан-копия СМС-сообщения и т.п.);
  • подтверждение факта поступления рекламы абоненту (например, детализация услуг связи от оператора, содержащая указание на факт соответствующего соединения);
  • информация об отсутствии согласия абонента на получение такой рекламы;
  • сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу.

В случае невозможности предоставления вышеуказанных доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.

При этом, антимонопольный орган не может самостоятельно получить информацию о поступлении абоненту СМС-сообщения и изображение такого сообщения, а также об отсутствии согласия абонента на его получение, поскольку сведения о соединениях конкретного абонента определенного номера телефона по сетям электросвязи составляют тайну связи.

Для направления соответствующих запросов и получения необходимой информации антимонопольному органу требуется согласие абонента на получение антимонопольным органом необходимых сведений от оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи, о факте поступления нежелательного СМС-сообщения и о лице, его направившем, следующего содержания:

Я, ФИО, серия и номер паспорта, даю согласие на получение ФАС России информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных на/от абонентский номер телефона в сети оператора сотовой связи название оператора сотовой связи.

На основании проверки ФАС России организация, занимающаяся незаконной рассылкой, может быть привлечена к административной ответственности. Всё зависит от полноты доказательной базы.

Порядок обращения в Роскомнадзор указан здесь.

3. Компенсация морального вреда

Гражданским законодательством в статье 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права (читай — получение SMS-спама) либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Идти по этому пути лучше после прохождения одного из первых двух способов решения проблемы. Хитрость в том, что либо нарушитель спокойствия сам признает наличие своих противоправных действий, либо ФАС России в ходе собственного производства соберёт все необходимые доказательства. Но отмечу, что это может быть не совсем обязательно при совпадении некоторых обстоятельств.

После всего этого, вам лишь останется доказать в суде, что спам-рассылка на ваш телефон с предложением отдохнуть в сауне «по-взрослому» травмировала вас и нанесла вам мучительные нравственные страдания, например, в виде сильнейшего стресса и, как следствие, бессонницы. Что-то суд вам и присудит.

В любом случае, за конкретной консультацией лучше обратиться к профессиональным юристам, так как всё может быть индивидуально.


Эффективность подобных рассылок для бизнеса

На сайте упомянутой в письме Авдея компании указано, что для одного из клиентов было разослано 350 тысяч сообщений, что помогло привлечь около двух сотен новых клиентов. ЦП обратился за комментарием к разработчику одной из российских CPA-сетей, которая успела оценить эффективность канала. Он согласился дать анонимный комментарий:

Мы месяц писали софт под OS X на Xcode. Парсили базу и отправляли сообщения, по одному. Проблема заключалась в слишком медленной скорости рассылки и в том, что аккаунт постоянно банили. Пришлось писать авторегистратор в Apple ID (что не так просто) и создавать постоянно новые аккаунты. В общем, много было сложностей. Но самое главное, что выхлоп абсолютно никакой. Конверсия практически нулевая.

Статьи по теме
ЦП и ФРИИ запускают совместный проект «Проблемы и решения»23 сентября 2014, 07:08
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

"Более 5 лет мы занимаемся СМС и iMessage-информированием"
Какой красивой вуалью прикрыт срам спам-рассылок...

"Более 5 лет мы занимаемся iMessage-информированием"
"Технология и служба iMessage были анонсированы 6 июня 2011 года на конференции разработчиков WWDC-2011"

0

Я ни за что не поверю, что нормальный бизнес будет рекламироваться через туфтовые сервисы рассылок.
Да и будучи потребителем, я такие предложения игнорирую.

Я ни за что не поверил бы что мастер банк обманывает своих клиентов. Такой мощный банк солидный. Не надо судить от себя. Рынок есть рынок. Мне лично уже полгода ничего не приходит кроме Мвидео и спортмастера.

СМС-спамеров надо убивать, медленно и растягивая удовольствие угандошивать.
Особенно в последнее время - после всех осложнений с короткими номерами, теперь даже черный список не спасает - все рассылки приходят с левых номеров.

Айфонами не пользуюсь, но предполагаю что спам (а это блять спам, а не рассылка!) в иМессаге - вещь неприятная.

И кстати - кто-то хоть раз на эти спам-рассылки откликался?

Да а потом еще убить их семьи детей родителей.

0

Общался с коллегой из строительной компании.
СМС-спам (в том числе недавно получил iMessage от них) на много эффективнее, чем затраты на медийку, ppc, наружку и ТВ. Впрочем они, конечно, не отказались от других видов, но каждый раз проводя рассылку по базам всех питерских операторов, наблюдается шквал звонков и высокая конверсия в продажу.

0

Тут есть нюанс, особенность покупателей недвижимости.

Никто из них не ведется на "Новый проект и т.д.",
ведутся только на акции "А у нас сегодня дисконт 15%".
Т.к. это дорогие покупки, по нескjлько миллионов рублей,
то съэкономить несколько сотен К рублей никто не откажется.

НО - опять же - работает в полубюджетном и бюджетном сегментах.
В бизнес-классе, люксе, виповой элитке - на рассылку не ведется никто

0

Вопрос спорный. Ведутся в элитном сегменте вещей. Один известный питерский бутик так задвигает вещи где одна вещь с средним чеком 20-30. Дело в том что среди 1000 пролетариев записался один цеховик.

0

Все дело в том, что я сам плотно сижу в продажах недвижимости от застройщика. Поэтому в силу специфики - прекрасно разбираюсь в том что и как тут работает.

Элитные вещи - хз, это все равно _не_крупные_покупки_ (по сравнению с квартирой/домом/участком/зданием/особняком), поэтому скорее всего спам здесь привлекает людей на случайную покупку...

0

Везде есть свои инструменты. И не всем подходит одинаковые рекламоносители. Квартиры тоже покупают люди ниже среднего достатка. Просто если кому то нужна квартира и ему придет месендж "Аннушка уже пролила масло. Акция от застройщика. Kremlin.ru" то возможно человек перейдет и заинтересуется предложением. Возможно что таких не будет вообще. И целесообразно бить по тем кто в поиске именно.

0

>> И целесообразно бить по тем кто в поиске именно.

ЭТО - ГЛАВНОЕ.
Мы сейчас готовы дать очень хорошие условия человеку,
который знает где водятся те кто в поиске по нашему сегменту недвижимости.

Чем и как ударить у нас есть, но сейчас бьем "не тех" : (

0

В мегафоне можно отправить текст спам-сообщения на бесплатный номер 1911, обещают разобраться с отправителем.

Отсылаю на этот номер практически весь спам, вроде становится меньше с каждым разом.

Информирование о нежелательных сообщениях, отправленных через iMessage -
support.apple.com/kb/HT5821?viewlocale=ru_RU&locale=ru_RU

0

Они мне приходят десятками в сутки, целый день буду тратить на жалобы.

0

Самое интересное, что я сам обратился с заявлением в наш татарский ФАС. Пока что-то не двигается.

Блокирую номера, с которых ведется спам с помощью встроенной функции.

0

Там нужно довольно много действий совершить, чтобы заблокировать номер. Плюс они всегда с разных шлют, так что это не вариант.

Шлют они всегда со шлюзов, так что вариант.

0

С каких шлюзов? 0_о

0

с смс-шлюзов - блокировка в айфоне номера проста - заходишь в данные контакта, листаешь вниз и видишь заблокировать номер.

0

Вот бы можно было просто не показывать все смс по ключевому слову. "Кредит" "такси" и "подробности" убили бы процентов 90 всего спама.

Они уже давно используют разные символы — «Kрeдиm нaлuчныMи Зв0ниmе», например. Так что это не так-то и просто.

0

Ты очень умный. В если такси приехало? Такси такое ваша машина подана? А как об одобрение такси присылать смс?

Мне на прошлой неделе прислали спам в WhatsApp.

Там была ссылка на установку приложения- дешевый и сердитый способ подняться в топ ) Вот только ссылка была на довольно известную компанию

Ватсап ввел фильтры после обновления от 23 числа теперь ничего не придет.

0

Ок. У меня спам от 20 числа был

0

На Билайне уже 2-3 месяца ни единой СМС спама. Это круто!

0

Светлаков помог

0

11 числа поправки выйду к закону о связи. На билайне и мегафоне спама не будет. А iMessage сделают фильтр чтобы модно было только в сутки например слать три смс тому кого нет в контактах. Все это легко пофиксить.

0

Раньше я хотел кастрировать тех, кто занимается рассылкой спама. Потом его запретили. И я захотел это делать с теми, кто занимался спамом в iMessage.

В итоге я перешел на Android и я счастлив. Теперь хочу кастрировать других людей.

Оу, ловить вирусы на ведре? И так же получать стуки через вибер телеграмм ватсап?)

0

Их ровно ноль. Из всего, что ты перечислил. Спам в iMessage приходил раз в два дня в среднем. Иногда (в начале месяца, видимо как РК оплачивали) - по 3-4 сообщения в день.

0

Жди спама по Gtalk. Делов то.

0

Никуда спам не денется.
Операторы с этого уже год как кормятся очень активно, они же перевели все потоки на себя.
При жалобе, когда спамер и не прячется, они просто разводят руками и предлагают в черный список заносить, хотя должны штрафы выставлять дикие отправителю.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Юрий Кушниров

Какие инструменты вы используете для поиска гипотез. Вот есть у меня лог всех действий пользователя - читать его по не прозреешь? Или у вас есть приблуда, чтобы восстанавливать по логу действия пользователей?

«Выясняйте, почему пользователи остаются, а не почему они уходят»
0
Alexander Seliverstov
Intech

Он знает слова, а наш реально умеет этим пользоваться:)

«Боты станут умнее, а вы потеряете свою работу»
0
Sasha Zivers

Это кто-то к прошлому футуристическому прогнозу кинул ссылку и вот оно уже тут)
Думал там что-то интерсное, а там типичные женские бредни, только не про гороскопы, а про будущее.

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
GunRoman

АХахах) Как то тусил с универским друганом (а он такой типичный консалтер в известной конс. фирме) - он мне рассказывал как он джуниоров и прочую мелочь собеседует, давал мне их кейсы и задачки на пробу. Я их порешал, мы пообсуждали.

Потом мне это надоело и я сказал "Все это клево, но вот тебе жестче тема" - ну и как вы поняли пошла в дело Великая Задача О Двух Стульях.

С учетом того, что в общем то в ответе есть своя логика и даже общий принцип решения таких вещей - он не смог решить ее)

Бывший глава Google затруднился ответить на один из традиционных вопросов компании на собеседованиях
0
Rostislav Pankratov

Мне нравится развитие статьи: в заголовке это Мильнер и Цукерберг, в описании к ним присоединился еще и Грин, а к концу оказывается там есть ещё и "другие ИТ-предприниматели".

Мильнер и Цукерберг назвали лауреатов своей научной премии Breakthrough Prize фондом $25 млн
0
Показать еще