Лого vc.ru

Стартап Indexisto - "правильный" поиск на ваших сайтах

Стартап Indexisto - "правильный" поиск на ваших сайтах
Поделиться

Фаундер проекта Indexisto, предлагающего умный поиск для сайтов, мобильных сайтов и мобильных приложений, рассказал ЦП о своем продукте, о моде на бигдату и о том, почему совет «запускайся быстрее» — очень правильный.

Алекс Пеганов: Можешь для начала - в двух словах про себя, свой бэкграунд?

Андрей Углев: Привет. У меня менеджерско­-программисткий бэкграунд, смешанный с шароваро­стартаперским (если кто помнит такое слово), стандартное для многих технарей образование (факультет информатики и вычислительной техники).

Я занимался и своими проектами и работал в разных компаниях связанных с интернетом. Последние 3 года я работаю в Mail.Ru Group.

Мейл.ру? Невероятно. А расскажи — структурно ты сотрудник Мейл.ру? Indexisto принадлежит тебе? Где она зарегистрирована?

Да, я сотрудник Mail.Ru Group, но у нас есть определенные договоренности. В компании поддерживают интересные внутренние начинания. Не могу сказать, что Mail.Ru Group это прямо-таки инкубатор и каждый тут в узких штанишках и рэйбэнах, но свою идею при желании всегда есть кому рассказать.

Раньше я работал над одним из проектов, но сейчас мы изолированы и не имеем отношения ни к какому подразделению Mail.Ru Group. Кое­-чем нам помогают, но не можем прийти в большой поиск и сказать — «запилите нам то-то и то-то к такому-то числу». Так что относись ко мне как к стартаперу.

Если еще добавить про Mail.Ru Group – у нас тепличные условия. Нас не дергают, не говорят что делать, а чего не надо. Есть показатели, которых мы должны достичь. Если не достигнем будет веселенький разговор, но не раньше. Что касается инфраструктуры здесь мы в шоколаде. Представьте себе самый навороченный сервер на hetzner, умножь все конфигурации на 2 и таких 10 штук – нет проблем. Сон технического кофаундера.

Как вы пришли вообще к идее поиска?

Я увлекаюсь технологиями, пробовать про всякое «бигдата». И люблю подмечать ниши. Сопоставив сколько времени и денег стоит на хорошем уровне запилить фичу (поиск к примеру), с тем, какими ресурсами обладают сайты поскромнее, чем Mail.ru, я подумал, что здесь может быть интересно, и здесь еще нет такого столпотворения как во всяких системах "умной" аналитики для интернет магазинов.

Наша ниша — некрупные проекты. Вряд ли, например, Озон поставит себе наш поиск. У них сидит 10.000 лучших программистов мира, которые в перерывах между печеньками и кофе что­-то запилят в итоге месяца за 2­-3. Но есть огромный пласт вебмастеров (и просто владельцев сайтов), которые никогда не видели linux консоль. Или видели, но боятся. Или видели, но нет денег поднимать отдельный сервер. Мы приходим и даем все готовое бесплатно.

Ну допустим, ОК - вебмастер поставил наш поиск. Но дайте­-ка мне вспомнить, когда я в последний раз что­-то искал через поиск на сайте? Это был наш основной concern. Будет ли хоть кто­-то пользоваться поиском? Поэтому мы изначально очень сильно думали на тем, что есть наш продукт, и какими качествами он должен обладать, чтобы им захотелось пользоваться. Наш поиск должен быть важнейшим элементом навигации, примерно как spotlight на Маке.

И вот мы запускаем наш прототип, по знакомым начинаем первые подключения и начинаем собирать свою статистику. Для нас в статистике был важен % заходов с поиском. И тут выясняется что там разброс от 0.0001% до 30%. Нельзя сказать, что на среднем сайте в среднем ищет 3% посетителей. Небольшой пример: у чисто новостного сайта процент поисков в разы меньше чем на новостном сайте который публикует законодательные акты. Хотя на первый взгляд ниша одна. На проектах с "вечным" контентом, не теряющим актуальность через 30 минут после публикации (например, журналы), ищут еще больше.

А теперь представьте все сайты с посещаемостью, ну скажем, до 150.000, которые еще не окрепли достаточно, чтобы их админы и программисты занимали все 26 этажей в здании с красивым видом на Москву и Ленинградский проспект? Это очень много в мировом масштабе. Когда нас спрашивают про рынок, на котором мы работаем — мы говорим, что наша цель — 2­-3% мирового трафика. И первые результаты без какого-­либо серьезного маркетинга дают нам определенные надежды.

Сайт выглядит по­-взрослому. У вас есть первые отклики от клиентов? Это удобно? Расскажи в двух словах о том, как это работает?

У нас была задача — мы должны отличаться от того что предлагают конкуренты. Для начала нам нужны были «чистые» структурированные данные (то есть, нам нужна была статья со страницы, а не блоки справа «Сергей Бодров жив”). Для этого мы сделали некий коннектор к базе данных, который настраивался и быстро выгребал оттуда данные. Те, кто ставил себе поисковый сервер, знают, как это делается; однако этот способ оказался очень трудоемким . Человек, который хочет поставить наш продукт, должен заморочиться почти также, как если бы он поставил с нуля Сфинкс. Мы поняли это, когда неделю подключали первого клиента.

Вообще этот совет — «запускайся быстрее» — на самом деле очень правильный. У нас была куча идей и возвышенных мыслей: мы думали, что важна скорость индексации (речь о минутах), что мы сразу же сделаем релевантность по user behaviour, будем подтягивать какие-то метрики от поставщиков данных (это зашла девочка, это мальчик т.д.). В общем можно были "пилить" еще года 3. Все это оказалось полной чушью на первом этапе. Первое, что нужно было — простота и автоматизация подключения. Мы сели за краулер, и в итоге быстро все сделали. У нас есть система извлечения статей и другого значимого контента со страницы (даже если нет никакой семантической разметки).

Мы запустили версию с краулером и сразу поняли, что это была win идея. Представь, что раньше мы долго переписывались с админом какого­-нибудь ресурса, долго что-­то помогали настраивать. В общем, это была целая интеграция с перепиской на 50 писем. А тут мы нажимаем f5 в админке и видим — сегодня наш поиск установило 10 сайтов в день у них 300 показов поисковой выдачи. Это явно больше похоже на интернет­ проект. Ну и напоследок мы запилили REST API. Всем привычно, всем понятно.

Еще один важный опыт — надо периодически показывать продукт людям. Мы в админке сделали много всего. Везде были настройки, все гибко. Тут тебе и XML, и JSON, и CSS, и HTML, и шаблонизатор. Множество никому не нужных вещей. Сейчас мы все это убираем под advanced mode, для крупных клиентов которых мы помогаем подключать.

Допустим, я захочу установить ваш поиск. Это долго?

Если ты придешь к нам со своим вордпресс­ блогом, все подключение займет минут 5 от силы. Надо просто ввести урлу на главной indexisto.com — все начнет активно краулится, и секунд через 20­-30 ты увидишь готовую выдачу. Остается вставить JS на сайт. Многое зависит от того что у тебя с семантичнской разметкой. Я в первую очередь говорю об OpenGraph тегах, MicroData и семантических тегах HTML5. Всем кто читает эти строки - делайте семантическую разметку, вас полюбит не только Indexisto, но и большие братья.

Теперь о том, что испытывает пользователь такого поиска. У нас очень лихой дизайн поисковой выдачи, все куда­-то уезжает, что­-то перекрывает и вообще черное. Мы сильно переживали по этому поводу. Но фишка в том, что он понравился всем. Начиная от гиков и заканчивая аудиторией Леди Мail.Ru. Посыл этого дизайна — если человек что­-то хочет найти — дайте ему нормальный экран, а не тесную «выпадушку». Нас вдохновляли new.myspace.com и windows 8 – довольно смелые продукты.

О показателях. У всех разные результаты, но у всех положительные. Например, на срезе тех, кто использовал поиск на Мaximonline.ru, выросли просмотры страниц на человека и время, проведенное на сайте, также подрастает процент ищущих. На Леди Mail.Ru вырос процент посещений с поиском. У всех что-­то растет, но по-разному. У нас также есть несколько e­commerce клиентов, когда мы соберем с них полную статистику, будет тоже очень интересно.

Сейчас, я слышал, модно делать бигдату и ходить по e­commerce со словами «мы вам что­-то увеличим на ХХ%». Мы скорее ждем, когда к нам сами придут миллион мелких сайтов. Это, конечно, шутка, но для активных хождений нужен человек, которого у нас пока нет.

Ок, конкуренции не боитесь?

Если мы говорим о продуктах которые почкуются от больших поисковиков - здесь нет конкуренции. Мы при встрече с такими продуктами их вытесняем, кастомный поиск всегда лучше. Основные конкуренты – open source поисковые серверы: Sphinx, Solr и ElasticSerach и те кто их предлагает hosted. Админы часто говорят, что мы все поставим сами. Тут вопрос в тонкой настройке, доп фичах, стабильности и скорости работы. На западе умеют считать деньги, и если окажется что работа по установке и настройке при зп программиста $25-30 в час займет дней 5, плюс стоимость отдельного сервера - может быть выгоднее взять готовый продукт. Так живут например наши конкуренты.

На этапе идеи я всячески старался ее проверить, поговорить с умными людьми. Был и на Стартап weekend от Морейниса. Это был замечательный опыт, но больше я его никогда не повторю. Среди приглашенных «гуру» венчурного инвестирования я встретил каких­-то бабушек-­деканов, которые говорили в духе «восхитительно»; пацанчиков, которые обещали «свести с нужными людьми»; студентов на очень серьезных щщах, которые, строго выслушав, важно произнесли «нет!». То, что делал тогда Морейнис, в целом было правильно, но я бы тщательнее отбирал людей в эксперты — и, глядишь, идея бы жила.

Мы списывались с одним успешным российским фондом, который «специализируется на инвестициях в технологические проекты». Кстати, это было самое адекватное общение. Там упирали на то, что уже есть Sphinx.

В целом, мы много с кем поговорили и вынесли кое-какие уроки. Каждый может поддержать разговор, если с ними говорить начинали SnapChat или Instagram (так называемые «ярдовые истории»). Если же это e­commerce или uber — все сложнее. Тут ребята с MBA садятся, считают. И есть разные «мутные» стартапы «от сохи». Кто­-то что-­то где-­то подметил. Что Git можно не поднимать локально, что файлы неплохо бы синхронизировать между устройствами, что шаблоны для сайтов хорошо бы смотрелись в одном удобном месте. Такие вещи самые сложные. Инвесторы вообще не в теме. Очень тяжело объяснять.

Важно правильно относиться к тому, когда вас хвалят или когда вам говорят нет. Когда хвалят вас — это вдохновляет, и вы начинаете делать, переставая думать. Но при этом, если вы облажаетесь, вы же не пойдете обратно со словами «слушай, а ты вроде говорил, что это круто...». Про вас вас забудут через день. Еще круче, когда вам говорят «нет».

Мы подавали заявку в Y Combinator. Заполнили растиражированную везде длинную форму и ждем. Через пару недель ответ — так и так, вы не подходите. Причин, как известно, Y Combinator не объясняет. А через некоторое время читаем уже не техкранче: «Y Combinator­ Backed Swiftype Builds Site Search That Doesn’t Suck». Ребята, в общем, запилили ровно то же самое, что и у нас. Это история не про то, что Y Combinator тиснул идейку (это не так, ребята из Swiftype делали это параллельно), а про то, как нужно относиться к «нет».

Кстати у ребят из Swiftype все движется хорошо.

Ты писал, что вас всего трое - кто они, и ищете ли вы новых людей? 

Да, проект делаю я и еще 2 человека. Это очень сильные опытные ребята, программисты. Они пришли в Mail.Ru Group под этот проект. Всем нам хочется делать продукт, стоять у его истоков. Это сильно мотивирует. И при этом, если будет крупный success продукта, то случится и success для основателей. Как говорится, MBA не кончал, но я работаю и буду работать только над подобными проектам и с людьми, разделяющими мой подход — это снимает все вопросы мотивации.

Вопрос денег мы совсем упустили. Кто финансирует - Мейл.ру? Сколько денег дали? Ищете вы новые деньги?  Сколько? По какой оценке?

Нас финансирует mail.ru. Денег хватает.

АП: Клевый блог на Спарке.

АУ: На Спарке мы больше для PR, чем для денег. В целом, Спарк мне понравился как площадка. Единственно, я бы добавил такую штуку - если подписан на какой-то проект, уведомления об активностях падали бы в ленту Facebook. Удобно - зашел все сразу почитал. А в целом сделано очень круто во всех отношениях.

Спасибо. На днях запилим имейл-нотификейшены.

У вас пока только российские клиенты? Не пробовали показывать на Западе? Как реакция?

Есть первые ласточки. Чем раньше ты начнешь думать глобально, тем проще. Чем дольше ковыряешься в болотце у себя дома — тем страшнее из него вылезать. Опять же, зависит от проекта. Если ты делаешь 1С Бухгалтерию — наверное, глупо идти на Запад. Но если мы говорим о каких-­то технических вещах которые можно взять и использовать (без долгой "продажи", десанта интеграторов) — я не вижу там деления на локальные проекты.

Единственное — лучше 2-­3 месяца понабивать шишки дома. По поводу реакции — на Западе все всегда гораздо более cool, чем в России. Если ты делаешь пост на Хабр — будь готов к жесткому разговору. А на западе все скажут — cool, но относиться серьезно к этому не стоит. Мы смотрим сейчас на реакцию. Все говорят cool.

Cool! Кстати, поставили ваш поиск себе. Читатели - жмите, давайте фидбэк:

Популярные статьи
Показать еще