Лого vc.ru

Как российские инвесторы относятся к нарушению корпоративного договора со стороны предпринимателей

Как российские инвесторы относятся к нарушению корпоративного договора со стороны предпринимателей

Сергей Скрипников, заместитель директора ФРИИ по коммуникациям, опросил известных российских венчурных инвесторов о моментах, когда стартаперы нарушали условия корпоративного договора — либо по невнимательности, либо осознанно — и к чему это приводило.

Материал написан при поддержке ФРИИ

Поделиться
Александр Туркотоснователь и управляющий партнер Maxfield Capital

Такие истории происходили, от этого никто не может быть застрахован. Важно понимать причины, по которым основатели компании могут пытаться изменить первоначальные договоренности.

Если это произошло по злому умыслу — это одна история. В таком случае мы защищаем интересы инвесторов фонда, подключается юридическая служба, могут быть применены другие рычаги давления в рамках законодательства.

С другой стороны, в венчурной компании желание изменить корпоративный договор может встречаться довольно часто, например, если компания сделала pivot. Это нормальная ситуация, в которой основатели и инвесторы вместе обсуждают изменения, предлагают новые договоренности, стараясь вывести компанию на новый, прибыльный уровень.

Александр Коноплястыйуправляющий партнер Buran VC

В условиях, когда у компании все получается и бизнес растет, конечно, «по бумажке» соглашения акционеров никто не живет. В этой ситуации по невнимательности происходит много разных незначительных нарушений, на которые мы как фонд обычно закрываем глаза.

Однако когда дела в бизнесе идут не совсем гладко или наоборот слишком хорошо, то на нашей практике происходило несколько вещей.

Наиболее яркий случай, когда фаундеры отказывались конвертировать конвертируемый займ, выданный по английскому праву. Так как в конвертируемом займе не всегда прописывается четкая оценка конвертации, она может быть условная или привязанная к каким-то KPI, то и количество акций иногда сложно зафиксировать, есть прочие нюансы.

Соответственно, требуется согласие акционеров на эмиссию акций в будущем. В нашем случае, так как ожидания по оценке оказались ниже планируемых, то основатели решили попробовать переторговать оценку конвертации. К счастью, удалось договориться.

Были случаи, когда основатели уже через какое-то время после подписания соглашения акционеров пытались сделать вид, что «не совсем поняли», что имелось ввиду и пытались передоговориться по коммерческим условиям или опционам менеджмента. При этом дела в компании шли хорошо и возникало желание этим поманипулировать.

В таких случаях мы всегда стараемся а) придерживаться документов, б) здравого смысла, что ссоры ни к чему хорошему не приведут, в) привлекаем сторонних «арбитров», которым основатели могут доверять. Так как судиться с основателями и компанией, на наш взгляд, не представляет смысла, как с точки зрения юридических затрат, так и выстраивания дальнейших отношений.

Андрей Романенкопредприниматель и инвестор, акционер Run Capital

Я всегда за то, чтобы не перегружать конструкцию сложными договорными механиками на начальных этапах проекта, в том числе и корпоративный договор. Но считаю необходимым обязательно четко прописывать условия «развода», они должны быть прозрачными для всех сторон. Безусловно, начиная что-то совместное, не хочется думать о «расставании», но лучше договариваться на берегу.

Александр Галицкийсооснователь и управляющий партнер Almaz Capital Partners

Я, честно говоря, не помню такого случая. Мы достаточно внимательно формируем условия договора, а главное — старательно обговариваем все условия их исполнения с предпринимателями. И это работает.

Конечно, иногда в спорах и продолжительных дискуссиях — но работает. Главное, нельзя ограничить предпринимателя в его желании развивать новые идеи в компании, а так как это иногда не совсем идёт на пользу росту компании, нужно чётко определять и договариваться о стратегии и тактике роста и следовать этим договоренностям.

Но этим и ценен предприниматель в отличии от хорошего управленца: его фантазией делать что-то новое. Главное определить четко, что предприниматель занимается своим бизнесом на все 100% и не строит ещё что-то где-то в параллель.

Сергей Негодяевдиректор по управлению портфелем ФРИИ

Корпоративный договор нужен именно для того, чтобы четко фиксировать деловые договоренности между инвестором и проектом. Но основатели редко умеют хорошо разбираться в юриспруденции, поэтому часто при быстром росте всё же нарушают те или иные правила, записанные в документе.

В таком случае для обеих сторон есть два варианта развития ситуации. Если нарушения незначительны, инвесторы могут закрыть на них глаза. Так иногда случается. Если же нарушение серьезное, лучшее, что может сделать стартап в этом случае — не скандалить, а сесть за стол переговоров и обсудить причины случившегося и варианты доработки документов, чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем.

По-хорошему, такие переговоры должны проходить спокойно, без обид и истерик в социальных сетях, чтобы основатели стартапа не портили свою репутацию в глазах инвестиционного сообщества. Инвесторы не любят работать со скандалистами.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Ох уж эти нарушители )))

0

В ответ на последнюю фразу: а стартаперы не любят работать с инвесторами, желающими получить слишком высокий уровень корпоративного контроля в компании, явно несоразмерный той ценности, что вносят в нее.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Алексей Кулешов

1. Между 1С уровня фриланса (это исключительно задачи начального уровня в малом бизнесе) и SAP просто пропасть, это совершенно разные весовые категории и необходимости переходить из одного в другое просто нет, т.к. по зарплатам разницы нет. Еще надо понимать что 1С (а SAP тем более), если говорить о топовой карьере, это проектная работа и командировки.

2. Нужно исходить из рынка и изначальных условий. Если вы студент из ИТ с хорошим английским, живете в Москве, можно делать карьеру в Java. Хотя 10 лет назад популярность Java совсем не была очевидна и лично у меня есть внутренние ощущения, что ее популярность идет на спад, так что входить в эту технологию сейчас возможно не лучшее время. Я не подскажу что сейчас учить, но сразу скажу что C++ это очень узкий и специфический рынок труда.

3. Ваш крайний вариант это еще одно заблуждение. Даже через 5-6 лет такой теоретик COBOL никому не нужен будет. Чтобы стать востребованным и дорогим специалистом, нужны вертикальные компетенции (сильные знания предметной области + хорошие техники программирования)

4. Искать себе изначально предметную область это из области фантастики. Первая работа это скорее та, куда взяли, а не та, которую выбрал сам. Возможны исключения для очень одаренных ребят, сильно везучих и блатных.

Общий совет - откройте любой сайт с работой, посмотрите что нужно и оцените уровень вакансий, т.е. есть ли junior позиции ? Соберите требования кроме языка программирования, выпишите все неизвестные аббревиатуры и гуглите поочередно до просветления.

P.S. Я не теоретик и не студент, 16 лет стажа коммерческого программирования за плечами.

С чего начать изучение программирования ради заработка
0
Valentin Dombrovsky
Travelabs

Ребята, Убери будет держать цены низкими столько, сколько сможет, чтобы выдавить конкурентов с рынка, а потом спокойно подымет их, не имея конкурентов.
Классно, конечно, не видеть очевидных вещей и из этого создавать типа умные заметки...

«Uber не поможет эффект масштаба»: почему сервис по заказу поездок никогда не станет прибыльным
0
Yuriy Khait
SREDA Digital

Елена, радуюсь вашим успехам. :)
Позвольте немного прокомментировать.

Для SaaS и услуг по подписке довольно сложно принимать решения относительно эффективности рекламных каналов и контента только по воронке трафик -> лиды -> объём продаж -> ROI.

Так или иначе, для сервиса, который уже 3 года работает с ненулевыми продажами имеет смысл считать такие показатели как churn rate, LTV, CAC и каждому инструменту присваивать роль, которую он играет в процессе сделки.
К примеру, e-mail-маркетинг редко эффективен для привлечения новых регистраций, однако, с одной стороны это канал доставки контента, с другой - инструмент удержания клиентов.
Контент-маркетинг - вообще не должен продавать, но передвигает часть аудитории с одной ступеньки принятия решения на другую.
Директ на поиске - привлечение тех, чей спрос уже сформирован, ремаркетинг в РСЯ - возврат незавершивших регистрацию.

Построенная таким образом модель наверняка поможет вам решить задачу масштабирования бизнеса в будущем.

Что же касается поднятия постов в facebook - отслеживать эффективность отдельных постов помогут просто UTM-метки. Однако "поднимать" имеет смысл разные посты на разные аудитории.
Тем, кто пока ничего не понимает в стандартизации и дедубликации - бессмысленно давать промо-код на бесплатные проверки или тестовый период. А тем, кто уже является вашим пользователем, но пока не применяет возможности сервиса в полную силу - посты о том, как работать с вашим API вполне способны помочь.

В любом случае, желаю не останавливаться на достигнутом! :)

Кейс из России: Как увеличить оборот B2B-сервиса с нуля до 14 млн рублей в год с помощью контент-маркетинга
0
Александр Дегтярев

До определенной суммы подоходный налог отсутствует практически во всех европейских странах. Пример в Германии это суммы менее 9 000 долларов, Франция менее 6 800 долларов, Великобритания менее 15 000 долларов. Доллары взяты относительно удобства, дабы не уравнивать разные валюты

Налоговая служба потребовала 60 млн рублей от бывшего издателя проектов Look At Media
0
Максим Мостовой
Куппи.ру

Примеры западных стран, отказавшихся от налогов будут?

Налоговая служба потребовала 60 млн рублей от бывшего издателя проектов Look At Media
0
Показать еще