Лого vc.ru

IPO Фейсбука - полный провал или все-таки нет?

IPO Фейсбука - полный провал или все-таки нет?
Поделиться
Пока ведущие аналитики (как российские, так и западные) усердно комментировали флуктуации цен на акции Фейсбука, мы старательно избегали этой темы по ряду причин, главной из которых являлась крайняя насыщенность информационного поля.

Начиная с 18 мая, когда Фейсбук вышел на IPO, в прессе появились миллионы статей, в которых сотни тысячи экспертов давали свои комментарии, более-менее единодушно соглашаясь с тем, что это было "Officially the Worst-Performing IPO of the Decade":



В нашем, отечественном медиапространстве постов, статей и комментариев, которые относились к выходу Facebook на биржу тоже хватало. Нам регулярно присылали письма, сливы и твиты, спрашивали "А что вы думаете по этому поводу?", и "Почему не освещаете такое событие?".

Вот, например, известный эксперт Вадим Плесский прислал ссылку на свою статью:



Текст написан профессионально, с высоты человека, умудренного опытом, который консультирует по вопросам развития бизнеса подростков вроде Цукерберга не реже нескольких раз в день, и заканчивается потрясающим по глубине абзацем:
Налицо отсутствие у Facebook внятной стратегии. Пока ситуация не поменяется, акции будут находиться в понижательном тренде. И компания Facebook может сама стать объектом поглощения.

Пока Фейсбук тонет в пучине своих неудач, посторонние наблюдатели зарабатывают на этом миллионы (вот, например, Герман Клименко заработал на IPO Фейсбука эклер), хотелось бы немного отстраниться от графиков, мнений экспертов и прогнозов на будущее и просто посмотреть на то, чем Фейсбук является сейчас.

Фейсбук это монополия на рынке соцсетей


"Фейсбук это естественная монополия, а естественные монополии, как правило, стабильны, прибыльны и довольно редки, за счет чего являются хорошими инвестициями" - пишет инвестор Пол Кедровски.

"Более того, такие компании как правило недооцениваются рынком, многие относятся к ним изначально скептически, сначала - Эта компания никогда не наберет достаточного количества пользователей!, а потом, когда она набрала - Она не сможет продолжать расти!, в то время, как компания взрослеет и растет. В данном случае многие перепутали не самое удачное IPO с судьбой компании, это классическая рыночная близорукость."

Вовлечение


По данным Comscore, пользователи проводят 89 минут в месяц нa Tumblr, столько же на Pinterest, 21 минуту в Твиттере, 21 в LinkedIn, 8 - MySpace, 3 минуты в месяц на Google+. Это суммарно дает 230 минут в месяц. На Фейсбуке люди проводят 405 минут.

Только вдумайтесь - Фейсбук в два раза больше, чем Tumblr, Google+, Twitter, Pinterest, LinkedIn, MySpace вместе взятые. Каждая пятая страница которую посещают люди  в Интернете принадлежит Фейсбуку. До тех пор, пока интернет имеет какую-то ценность, Фейсбук тоже будет иметь ценность.

Международная экспансия


У Фейсбука больше 900 миллионов пользователей. Для сравнения, самая крупная широковещательная сеть в мире это BBC World Service, ее охват 188 миллионов людей в неделю. Фейсбук это самый крупный и самый глобальный медиа канал, который когда-либо существовал в мире.

Если кому-то в США кажется, что Фейсбук умрет из-за того, что из-за неправильно выставленных настроек приватности его фотографии попали в широкий доступ, он ошибается. Если кто-то в деревне Жопино считает что "отрыжка Цукерберга" (реальная цитата) провалится из-за того, что он не может там смотреть последние сериалы и свежие выпуски Камеди Клаба, он тоже ошибается. 80% пользователей Фейсбука живет за пределами США, а в России вообще жалкие доли процента от общей аудитории.

Фейсбук обречен на рост пользователей практически в любой стране мира кроме Китая. В Индии уже около 50 миллионов пользователей Фейсбука, и по данным Gartner, через три года индусы обгонят США по этому показателю. В Бразилии и Индонезии по 40 миллионов пользователей, эти страны тоже будут расти.

Дизайн


Дизайн Фейсбука был очень крутым, для своего времени. Нужно понимать, что тогда сравнивали в основном с Майспесом, который выглядел примерно вот так:



Парни из MySpace считали, что чем больше свободы у пользователя в оформлении своей страницы, тем больше времени он будет ей уделять. Очевидно, что они ошиблись - поколению, которое родилось после 1995 года слово Майспес ничего не говорит (мы проверяли). Фейсбук же запустился с чистым, простым, светлым интерфейсом, который задал новый стандарт на рынке.

Да, сейчас у Фейсбука может быть не самый понятный и интуитивный дизайн, а количество баннеров на странице исчисляется двухзначными числами. Но. В середине 2011 они купили дизайн-компанию Sofa. Потом Инстаграм. Потом Lightbox,  потом несколько человек, которые работали над сайтом Apple, и еще много чего/кого.

Как говорит дизайнер Flipboard Dider Hilhorst: "Команда дизайнеров у Фейсбука - лучшая в мире."

Фотографии


Робин Слоан, бывший сотрудник Твиттера, пишет:
Фотографии - краеугольный камень Фейсбука, и сердце его бизнеса. В форме S1 было сказано, что в последний квартал 2011 пользователи загружали примерно 250 миллионов фотографий - в день! Для сравнения, дневная аудитория Фейсбука на всех платформах составляет около 400 млн. пользователей. Практически каждый второй загружает по фотографии каждый день.

Многие заводят аккаунты для того, чтобы найти фотографии своих школьных друзей, как старые, так и актуальные. Фейсбук сейчас - это самый крупный фотохостинг, который по случайному совпадению стал социальной сетью и огромной базой данных о людях.

Причем вам важны не только фотографии, который вы загрузили. Наверняка вам интересны фотографии ваших друзей, и фотки, на которых друзья отметили вас. Вы не можете просто закрыть аккаунт и уйти, как же вся эта оцифрованная история вашей жизни, которая осталась в системе?

Ориентация на пользователя


Недавно мы писали про то, что GM перестал покупать рекламу на Фейсбуке. Как выяснилось, менеджеры General Motors хотели забрендировать Фейсбук как-то по-своему, стандартной кастомизации страниц им оказалось мало. Не исключено, что у всех, кто в последний месяц написал "I want to buy a new car" логотип Фейсбука в левом верхнем углу подменялся бы на логотип GM. Фейсбук отказал в таком вмешательстве в user experience, GM перестал покупать рекламу. Но с точки зрения пользователя это должно быть круто - эй, Марк, ты реально заботишься о нас!

Приватность


Фейсбук это, конечно, не образец системы с закрытыми данными. Но, в конце-концов, их бизнес заключается в том, чтобы показывать вам релевантную рекламу, в зависимости от того, что вы нажимаете или пишете. Если вы будете помнить о том, что пока вы находитесь на Фейсбуке, каждый ваш клик, комментарий, личное сообщение, фотография или обычный лайк, будут записаны в базу данных и при необходимости переданы потенциальным рекламодателям (или представителям правоохранительных органов), все будет в порядке. Практически точная аналогия реальной жизни.

Контроль каналов


Медиа компании не контролируют свои каналы дистрибьюции. Они как правило не показывают вам напрямую рекламу и не доставляют контент сами. Раньше газеты развозили по почтовым ящикам почтальоны, а сейчас все больше и больше медиакомпаний зависят от Фейсбука, как от одного из основных источников трафика.

Недавно, в апреле, Фейсбук добавил какие-то изменения в Таймлайн и - бум - Viddy и Socialcam выросли в разы. Одновременно с этим social reader apps от Washington Post и Guradian упали практически в ноль.





Если вы работаете в медиа, вас это наверняка пугает (нас тоже, если честно!). Если вы Фейсбук, то это очевидный знак того, что вы рулите ситуацией.

Плюс, отличная информированность Фейсбука про рост/падение пользователей того или иного приложения может служить (и служит) отличным инструментом при принятии решений о покупке компаний.

Монетизация


Вернемся к Полу Кедровски. Тот пишет:
Вы можете либо увеличивать количество пользователей, либо увеличивать ревенью на пользователя. (Или, конечно, оба параметра). Растить базу пользователей - реальный вариант, но это становится все труднее, учитывая насыщенность на существующих рынках. Очевидно, что у Фейсбука есть определенные проблемы с рекламным инвентори, особенно на мобильных устройствах.

Текущее значение, что-то около $2 на пользователя, скорее всего нижнее значение, которое будет/должно расти, учитывая что Фейсбук не делал практически ничего для монетизации трафика, кроме показов рекламы.

Многие говорят: "Фейсбук не придумал, как монетизировать мобильных пользователей, и это его самая главная проблема." Ну, во-первых, откуда вы знаете что еще не придумал, а во-вторых, если Фейсбук не придумает, то придумает кто-то другой, кого Фейсбук привычно и быстро купит.

Плюс, мы намеренно не упоминали возможный вариант развития событий, в котором Фейсбук станет методом оплаты. Facebook credits - одна из самых популярных валют в мире, которую обгоняет, наверное, только юань; даже евро с населением Европы в 830 млн. человек отстает от 900 миллионов жителей страны Фейсбук.

Заключение


Естественная монополия - огромное преимущество для Фейсбука. Самая крупная соцсеть остается самой крупной соцсетью, чтобы ни говорили эксперты широкого круга вопросов. Сайт растет быстро и по всему миру. Одна из пяти страниц которую просматривают в интернете принадлежит Фейсбуку. На многие сайты львиная доля трафика приходит с Фейсбука. Если вы считаете, что интернет имеет ценность, значит подразумевается что и Фейсбук имеет ценность.

Спасибо The Atlantic за альтернативный взгляд.
Популярные статьи
Показать еще