Лого vc.ru

Пять главных проблем российской ИТ-журналистики

Пять главных проблем российской ИТ-журналистики

Павел Городницкий (Eurosport.ru, Madrobots.ru, Mobiguru.ru) в ответ на заявление Николая Турубара о том, что в России не существует техножурналистов, написал для ЦП колонку о том, почему на самом деле в России так мало качественных ИТ-изданий.

Поделиться

Примечание: в тексте ИТ-журналистика чаще всего будет сравниваться со спортивной журналистикой. Нужно же проводить какие-то параллели.

Проблема первая: отсутствие фронтмена

Василий Уткин комментирует футбол — его голос знают все, а колонки Уткина на Sports.ru еще пару лет назад собирали по 150 тысяч кликов. Юрий Дудь берет интервью у спортсменов — если в расшифровке есть провокационный вопрос про геев, вы сразу поймете, что это Дудь. Александр Беленький пишет репортаж с боя Флойда Мейвейзера: после текстов этого автора люди идут в секцию бокса и занимаются хотя бы для себя (а если пришли в нужном возрасте, то и ради соревнований).

В ИТ ничего такого нет даже близко. Эльдар Муртазин — невероятно трудолюбивый человек, но его тексты не резонируют: тот же Уткин способен за три тысячи символов выстрелить сильнее, чем Муртазин — десятком обзоров. Николай Турубар зажигает в основном у себя на странице в Facebook. Алекс Экслер прославился книгой про кота, которую было весело читать в 12 лет. Сергей Вильянов ведет отличный блог, но, опять же, это не очень популярная история. Hi-Tech от Mail.Ru — сам по себе замечательный сайт, но там тоже нет звезд.

Массовому читателю (зрителю) сейчас лучше всего известны два имени — Андрей Соловьев и Валентин Петухов (Wylsacom). Первый снимает видео про все гаджеты, второй — тоже про гаджеты, но в основном про Apple. Оба практически ничего не пишут, только ведут соцсети.

Внимание, вопрос: где брать пример пишущим авторам, которым сейчас 20-25 лет? Почему кто-то удивляется, что фраза «смартфон хорошо лежит в руке, подойдет как мужчинам, так и женщинам» повторяется в каждом обзоре? Откуда должны браться новые форматы, если скучные тренды формируются уже полтора десятка лет? Характерный пример этой дьявольской стагнации — слово «бабушкофон»: Эльдар Муртазин похвастался, что это слово — его изобретение. Возможно, я что-то упустил, но неологизм «бабушкофон» — сомнительный повод для гордости.

Проблема вторая: авторы не читают

Спортивные журналисты в тысячу раз ревнивее, чем люди из ИТ. Крысы, которые пишут про футбол, постоянно изучают материалы коллег, а затем рассылают перлы друзьям. «Смотри, этот идиот назвал тренера наставником, а игроков — питомцами». «Зацени, какое длинное предложение — разве это будет кто-то читать?». «Как можно было приехать за репортажем, а написать такой унылый отчет?».

Хроническая зависть приводит к личному прогрессу. Ты не хочешь, чтобы над тобой смеялись, ты выкладываешься и пишешь хорошо. Ты пытаешься быть лучшим и трезво оценивать свои материалы со стороны: где качественно, а где можно было доработать.

В ИТ это не требуется: как только ты попадаешь в крупное издание, ты начинаешь работать для себя. В крайнем случае, для редактора (а редакторы здесь тоже регулярно пишут). Твой собеседник — не читатель, а железка, которую ты обозреваешь. В лучшем случае твоя лента состоит только из новостей: нужно быть в курсе происходящего, чтобы сверкнуть каким-нибудь фактом в ближайшем тексте и порадовать редактора. Заглянуть в материалы коллег? Это лишнее.

И самое главное: насколько я могу судить, среди ИТ-журналистов совсем не принято читать зарубежные издания, где к обзорам устройств подходят гораздо ответственнее и тщательнее, чем у нас.

В спорте все совсем по-другому: без чтения иностранных ресурсов ты будешь вечно вторым. В русском футболе много захватывающих сюжетов, но в Европе их в разы больше. Кто первый написал — тот и король. Опять же, это соревнование идет между всеми российскими спортивными СМИ: люди вынуждены читать друг друга, чтобы не повторяться.

Проблема третья: слабый русский язык

Вероятно, этот пункт стоит отнести не к причинам, а к следствиям, но здесь это не так важно. Перейдем сразу к фактам: каждодневное написание однотипных материалов убивает и мозг, и словарный запас. Для каждого типа устройств есть свой глоссарий — он давно изучен даже школьниками, которые читают обзоры перед тем, как решить, на что потратить накопленные деньги.

ИТ-журналисты годами пишут о том, как увеличивается диагональ экрана, как разгоняется процессор и как камера фокусируется на три микросекунды быстрее. Автор, который меняет жанры, пишет значительно свежее: например, вот этот текст хочется дочитать до конца, даже если сам девайс вам точно не нужен.

Для тех, кто пишет про гаджеты, есть только два способа не засушить мозг. Первый — короткие и хлесткие колонки с громоподобными глаголами. Они почему-то выходят крайне редко (вот пример).

Второй способ — разминка обзорами приложений: у софта куча подрубрик, поэтому штампом про «подойдет мужчинам и женщинам» ты уже не отделаешься. Нужно тестировать, искать аналогии, вставлять разумную критику и жонглировать синонимами. Исключительно полезное упражнение. Но отчего-то среди авторитетных ИТ-авторов обзоры приложений считаются низким жанром: видимо, гуру представляют себя в роли Энни Лейбовиц, которую пригласили снимать деревенскую свадьбу.

Проблема четвертая: нехватка эксклюзива

Вечный дефицит бюджета в спортивных изданиях приводит к тому, что в командировки летают только лучшие: сначала ты должен достойно работать в редакции, а затем впахивать заграницей, передавая по два-три материала в день. История из жизни: мой коллега с Eurosport.ru скатался в Бразилию на чемпионат мира, потратив на это собственные деньги. Чтобы отбить затраты он писал сразу в три (насколько я помню) издания. За эксклюзив везде платили больше, поэтому коллега к концу чемпионата мира напоминал человека, который целый месяц отращивал мешки под глазами: без адских стараний не будет и инсайдов.

В исполнении русских ИТ-журналистов эксклюзив обычно звучит так: «Мне тут показали новый YotaPhone, он очень крутой, но я вам пока ничего не могу рассказывать — обещал». И всё, конец инсайда.

Репортажи с выставок сводятся к рубрике «Первый взгляд» (в лучшем случае — к ролику на три-четыре минуты). Авторам не нужно раскручивать какие-то истории и не нужно брать интервью. Записать тезисы с презентации, пофотографировать, походить мимо стендов, узнать что-то для себя — и молчать.

Впрочем, определенные исключения в этом плане все-таки встречаются — недавно Эльдар Муртазин выдал несколько важных твитов про Samsung Galaxy S6. Но давайте честно: стремиться к утечкам должны все журналисты, а не только ищейки вроде upleaks. Иначе это не журналистика, а блогерство и гаджетописательство.

Проблема пятая (и самая грустная): нимб над головой

«Я дал комментарий на “Радио Таганрог” — включайте через 15 минут, есть трансляция в сети». «Я пришел в эфир телеканала с аудиторией 150 человек — вот запись». «Мне написали из “Цукерберг Позвонит”». «Я лечу в пресс-тур». «Я ем бутерброд на презентации».

Разрастающееся эго помогает только поначалу: ИТ-журналист рвется наружу из штанов, чтобы его снова пригласили в пресс-тур (позвонили с радио, позвали в телевизор). Дальше наступает момент, когда человек закрывает сразу все ачивки. У него есть работа в топовом издании, есть востребованность и есть известность среди пиарщиков. Финал этой истории плачевен для читателей, но не для автора: все заканчивается дружбой с брендом (естественно, взасос) и тотальной ангажированностью. Хрестоматийный пример: сегодня Nokia хорошая, Samsung плохой, а завтра все наоборот.

В русской ИТ-журналистике это вообще никого не пугает и не беспокоит. Дружи сколько хочешь, пиши как угодно, ведь ты уже царь — твое имя говорит за тебя, ты уже создал иллюзию собственной значимости. К чему это приводит? Ну, например, некоторые мобильные аналитики на полном серьезе добавляют к должности характеристику «ведущий».


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Статьи по теме
Николай Турубар обвинил сотрудников Эльдара Муртазина в работе на ИТ-бренды18 февраля 2015, 17:19
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Проблему, на самом деле, несколько лет назад уже прекрасно сформулировали, но я, к сожалению, забыл, кто (по следам сканадала с Dish, если мне память не изменяет): сейчас в России крайне сложно быть независимым обозревателем и зарабатывать приличные деньги. Отсюда и активный отток мозгов в смежные области - маркетинг, пиар и иже с ними.

Начнем с того что авторитетный обозреватель новинок с доступом к первым вариантам всех девайсов абсолютно некомпетентный и имеет очень предвзятое мнение к ряду продуктов и фирм. А к ряду других имеет отрицательное мнение даже если девайс действительно стоящий того. Этот человек Муртазин. Ориентир на него имеет много издательств, а профессионалы действительно видят всем только эпплофапера и адроидофареа с ориентиром на определенные бренды. ПРи этом жуткий противник Нокии и Майкрософта. Если бы вендеры просто отвернулись от него и взяли курс на действительно холорших обозревателей то и ситуация со всем этим в журналистики была бы другая.
как будто пресс служба крупных производителей техники этого не понимают...

+100500. "На тусовке было 10 журналистов и один м*****" - и сразу все понимают, о ком речь ))) И дело не в apple-дрочерстве. А просто к его подходу. Вот реально человек с раздутым эго и пафосом.

»» Eurosport.ru, Madrobots.ru, Mobiguru.ru

Павел, а это вы автор гениального опуса про девушку-футболистку? Такое интервью с 27 опечатками (это я бегло насчитал)?

0

А, нет, другой человек. Ну ок.

0

Это что за интервью такое?

0

И кто такой Андрей Соловьев, который мне, массовому читателю, вообще неизвестен? Даже погуглил и ничего не понял.

Андрей Соловьев - основатель MobileImho. Делает видеообзоры, писал сюда колонку про Xiaomi.

0

Как массовый пользователь заявляю, что второй раз в жизни слышу про какой-то MobileImho и уж точно не был на их сайте. Поэтому заявление, что массовые пользователи знают только этого товарища, является ложью и задевает мои чувства.

Это не про сайт, это про YouTube.

Как будто это имеет значение, незнакомец

0

В отечественной игровой "журналистике" все во сто крат хуже все равно :)

0

Статья не затрагивает самые главные проблемы - мотивации и обучения потенциального IT-журналиста.
Зачастую совершенно непонятно,
а) как можно нормально зарабатывать, будучи качественным неангажированным IT-журналистом
б) где учат им быть тех, кто хотел бы, но не знает, как.
Об том напишите статью, будет полезно.

0

Так же в этой статье хотелось бы увидеть гораздо больше и более разнообразных примеров того, что такое качественная IT журналистика.

0

Итог: учим английский и читаем Mashable, TheNexWeb и компания

А после-то что? Чтение не даст ни способности написать так же, ни инсайдов, ни востребованности на российском рынке как журналиста

0

Вот и я о том, раз наши писать не умеют, будем читать западников

Кто знает английский, тот не понимает о ком идет речь вообще. Какая может быть русская ИТ журналистика если нет такого обширного ИТ рынка "русского". Все скатывается к локализации чужой журналистики и обзорам с фразами "а где русская Сири, они же обещали". Все происходит там, здесь может и работают, но на тех.

Все просто: журналисты - не нужны!

Нельзя не согласиться, по многим моментам грешен сам. А вот про фронтменов очень правильно. Это хорошо работает, благо была возможность уже не раз проверить и далеко не в одном издании (хотя и не о гаджетах).

0

"Главная проблема музыки в России" )

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Влад Бенгальский

Да, весьма годно.

Кейс из России: Рост продаж в 2,3 раза благодаря оптимизации работы колл-центра
0
Sergey Sarkisyan
InterSystems

=> должен отстаивать интересы акционеров

Он свои интересы и отстаивал.

Акционеры Facebook раскритиковали инвестора Андриссена за помощь Цукербергу втайне от совета директоров
0
Ivan

Цукерберг хочет усилить свой контроль над Facebook.
-
Чем чревата потеря контроля? кк знаю, у основателей Uber, Stripe, Snapchat не первышает 15% и ниче, живы, здоровы

Акционеры Facebook раскритиковали инвестора Андриссена за помощь Цукербергу втайне от совета директоров
0
Ivan

whahahah глава Facebook не смог разобрать послание и спросил: «Это значит, что кошка сдохла?». whahahah

Акционеры Facebook раскритиковали инвестора Андриссена за помощь Цукербергу втайне от совета директоров
0
Ivan

распечаткам переписки, Цукерберг и Андриссен использовали зашифрованные сообщения..
-
Там тотальный контроль СЕО? Откуда у них переписка?

Акционеры Facebook раскритиковали инвестора Андриссена за помощь Цукербергу втайне от совета директоров
0
Показать еще