Лого vc.ru

Стартап ITOP.FM — украинский ответ Spotify

Стартап ITOP.FM — украинский ответ Spotify

Выжить в среде музыкальных сервисов сложно: часть рынка поделена между интернет-гигантами, за другую конкурирует сразу десяток стартапов. ЦП решил узнать у молодого украинского проекта ITOP.FM, как они собираются бороться с такими «монстрами», как Яндекс.Музыка и Spotify.

Поделиться

Редакция ЦП побеседовала с Екатериной Бадиковой и Екатериной Скуридиной. Команда проекта ставит перед собой цель стать популярным музыкальным сервисом в Украине и России и не боится более мощных и востребованных площадок.

ЦП: Начнем с истоков. Расскажите, у кого появилась эта идея, сколько времени потратили на запуск, что изначально планировали делать — музыкальный агрегатор или сервис с контентом? Сколько человек занимается проектом? У кого какая роль сейчас? 

Екатерина Бадикова: Зачинщик и основатель проекта — Тимофей Бадиков. В какой-то момент он решил приобрести полуживой сайт music.itop.net и вдохнуть в него новую жизнь. Так появился ITOP.FM. Тимофей выкупил сайт и полностью изменил его структуру, внешний вид, название и общую направленность. Единственное, что осталось на память о старом проекте — пару миллионов треков, которые мы перенесли в музыкальную библиотеку ITOP.FM.

Тиму понравилась сама идея музыкального ресурса, так как в Украине практически нет своих сервисов для прослушивания музыки, а послушать ее в интернете он и сам не прочь. Когда мы стали глубже погружаться в тему, конечно, поняли, что не все так просто; и затевать проект, который бы смог достойно конкурировать со Spotify или Яндекс.Музыкой нет смысла, да и инвестиций для этого у нас тоже нет. Поэтому мы стали искать новые ниши, и в ходе разработок решили разделить риски. Мы сделали и сервис, и контентную часть. Стали акцентировать внимание на всяких штуках, которые действительно могут помочь музыкантам: рассказать широкой аудитории о своей музыке, пригласить людей на свой концерт, продать билеты или поделиться полезным опытом в блоге.

Тимофей в ИТ-сфере уже более 10 лет, в прошлом он был CEO успешного на сегодня медицинского проекта Likar.info и успел попробовать себя в роли владельца интернет-студии. Изначально партнером Тима в ITOP был его же партнер по студии, которому и принадлежит авторство первоначального дизайна сайта. Но как это обычно бывает, не все выдержали атмосферу стартапа, очень быстро в проекте остались только самые стойкие.

Изначально сайт делало пять человек, но после расхождений в команде нас осталось четверо: Тимофей — CEO, я — ответственная за маркетинг и все, что с ним связано, Артем — наш программист и Стас — SEO и контент-менеджер. В мае к нам присоединился Саша — наш второй программист, а в конце декабря в нашей команде появился еще один боец — наш главный редактор Катя. Можно сказать, что с её приходом начался новый этап развития ITOP.FM.

ЦП: Интересует техническая сторона вопроса: контент хранится на ваших серверах или вы транслируете файлы, которые хранятся не у вас? Какие показатели посещаемости и прослушиваний на сегодняшний день?

Е. Б.: Сейчас мы пользуемся услугами Data Center. Количество уникальных посетителей в сутки доходит до 15 тыс. человек. Сами понимаете, в последнее время Украине было не до музыки, но даже в самые сложные дни посещаемость сайта не падала ниже 5-6 тыс. Что касается прослушиваний, то например, за прошлую неделю мы получили 76 767 прослушиваний. Это только треки, показатели радио здесь не учитываются.

ЦП: На чьи деньги запускались: свои собственные или есть деньги инвесторов? Помогло ли вам прошлое, связанное с телевидением?

Екатерина Бадикова: Трудно оценить все вложенные средства, потому что большая часть делалась на добровольных началах и на энтузиазме всей команды. Конечно, благодаря дополнительным бизнесам и деньгам, которые приносила студия и другие проекты, развивался ITOP. Но недавно мы подсчитывали все затраты и поняли, что могли бы уже купить неплохую «трешку» в хорошем районе Киева (смеется).

Екатерина Скуридина: Я так понимаю, вторая часть вопроса адресована мне. Если вы имеете в виду, использую ли я в корыстных целях свои телевизионные знакомства, то пока не приходилось (улыбается). Ну, вот разве что Стас Давыдов пару раз у себя «ВКонтакте» наши ссылки запостил да пообещал, что презентация дебютного альбома его группы в Украине пройдет именно на ITOP.FM. Не познакомься я с ним во время своей работы на ТВ, не факт, что достучалась бы со своими предложениями: у него там число подписчиков за сотни тысяч, по-моему, зашкаливает. Самое главное, чему научило меня телевидение: нерешаемых задач не бывает, а работать много — это нормально. Там же знаете какой график? Ого-го.

ЦП: Почему вообще музыка? Есть же Яндекс.Музыка, Spotify, «ВКонтакте» наконец. Не боитесь конкуренции высокой в этой нише? За счет чего собираетесь выжить в этой нише медиа-стартапов?

Е. С.: А почему бы и нет? В Украине  не так много качественных интернет-проектов о музыке. Хочется заполнить эту пустоту чем-то приятным. Про Яндекс.Музыку и Spotify Катя уже ответила раньше, а что касается «ВКонтакте», то с ними совсем глупо конкурировать, мы это понимаем и предпочитаем дружить. У нас хорошие отношения с киевским офисом. Надеюсь, в будущем конкуренция нам тоже не грозит. Выживем за счет своей любви к музыке. Ведь, когда ты искренне любишь то, чем занимаешься, то со временем все получается. Это закон.

Е. Б.: А если серьезно, то мы все-таки стараемся быть полезным сервисом и работаем над этим. Давно ушли от модели «сервис прослушивания музыки» — это нас и выделяет. 

ЦП: Какие инструменты монетизации используете сегодня и планируете использовать в будущем?

Е. Б.: Сейчас мы монетизируемся стандартным способом: размещаем рекламу. В будущем, когда сервис будет более совершенным, планируем давать возможность пользователям  отключать рекламу за символическую абонплату. Также очень скоро у нас будет своя билетная система, уже работает интернет-магазин, в планах организация туров для фестивальщиков и меломанов, тоже за денежку.  Если же говорить о каких-то 100% коммерческих проявлениях, то мы не хотим засорять свой «сайт» рекламой. В интернете и так слишком много роллов и пре-роллов. Если мы и продадимся кому-нибудь, то под большой и интересный проект, глобально. Так что если есть молодежные бренды, готовые доверить судьбу своей рекламной компании стартапу, мы открыты для любых предложений.

ЦП: Проект вышел на самоокупаемость? Если нет, то когда планируете?

Е. Б.: Сейчас мы практически выходим на самоокупаемость, если остановиться в развитии, то можно сказать, что мы окупаем себя. Но каждый день у нас появляются новые идеи, которые требуют новых вложений для своего воплощения. До конца этого года мы планируем завершить все  глобальные разработки и наконец сосредоточиться на заработке.

ЦП: Самый интересный аспект — юридическая сторона вопроса. В свое время в России очень громко стартовал Zvooq, а затем начались проблемы с мейджорами, и пришлось им сосредоточиться исключительно на инди-лейблах и существенно урезать свой контент. Насколько знаю, украинское законодательство не менее беспощадно к пиратству. Вы используете только легальный контент? Как у вас это реализовано: вы заключили договоры с лейблами?

Е. Б.: В Украине есть организации, которые собирают роялти со всех компаний,  вроде нас и передают их дальше — лейблам и исполнителям. Сколько в итоге получают музыканты, мы не знаем, это тайна за семью печатями, но, что касается защиты авторских прав, законодательство Украины пока что на нашей стороне. Так работали и наши предшественники, и все было ОК. Правда, после того, как нас стали замечать и воспринимать как серьезный ресурс, представители лейблов действительно стали ходить и к нам в гости. Посмотрим, чем это закончится.

Что касается контента, то, как только песня появляется на официальном ресурсе, мы добавляем ее в свой каталог. Иногда музыканты или их менеджеры сами присылают нам свои альбомы и просят их разместить. Ну и как уже было сказано, большая часть музыкальной библиотеки нам досталась по наследству.

ЦП: Сколько составляют отчисления в пользу лейблов и рекординговых компаний для вашего стартапа?

Е. Б.: К сожалению, это конфиденциальная информация. Скажу так: маленькую партию пятых айфонов мы уже смогли бы купить (смеется).

ЦП: Сейчас музыкальных стриминг-сервисов и радио-стартапов очень много, как планируете дальше отстраиваться от остального «мейнстрима»? Будет какой-то непохожий дизайн или что? На каких «фишках» сосредоточитесь в 2014 году?

Е. С.: Мы не хотим быть просто стриминговым проектом, или стандартным лайфстайл-изданием, которое иногда постит рецензии или отчеты о прошедших событиях, нам это неинтересно. Мы хотим быть полезными и музыкантам, и промоутерам, и тем, кто просто любит хорошую музыку. Например, уже сейчас мы открыты для сотрудничества с молодыми группами или артистами, которые запросто могут презентовать у нас свои новые песни или проекты, продавать фирменный мерч, анонсировать концерты. Все абсолютно бесплатно. Единственное наше требование — качественный продукт. Очень скоро запустим блоги, в которых музыканты смогут делиться своим опытом. Возможно, это поможет избежать стандартных ошибок тем, кто в самом начале пути.

Несколько раз мы помогали с промо больших концертов и фестивалей, которые показались нам интересными. Для этого у нас на сайте были созданы специальные fan-разделы, где пользователи могли найти интересную для них информацию о музыканте, пролистать коллекцию Instagram-фото с концертов, послушать альбомы онлайн, купить или выиграть билеты на анонсируемый концерт. В день такой раздел посещало до 3000 человек, и все это была именно ЦА конкретного артиста или мероприятия. Организаторы остались довольны, мы тоже. Останавливаться не собираемся. Сейчас ведем переговоры о главном инфоспонсорстве в Украине нескольких европейских фестивалей. Будет круто, если получится.

Кроме того, нам интересно развивать направление событийного туризма: этого в Украине сейчас очень не хватает. Многие просто не знают, что за деньги, которые они отдают за билет на своего любимого музыканта в партере Дворца Украина, легко можно слетать на выступление этого же музыканта в каком-нибудь европейском городке, еще и сдача на кофе останется. Хотим исправить ситуацию и организовать что-то вроде бюро бюджетных поездок на разные фестивали и концерты. 

Еще мы за то, чтобы ограничивать своих подписчиков от ненужной информации, поэтому в будущем на ITOP.FM будет работать система таргетинга, запоминающего предпочтения пользователя. Проще говоря, зарегистрировавшись на сайте, добавив к себе в избранное альбомы группы KoЯn и читая все больше про Limp Bizkit и Hollywood Undead, от необходимости видеть Лану Дель Рей и Мику вы, скорее всего, будете избавлены. Но все это чуть позже, пока что придется еще немножечко потерпеть.

ЦП: Будет ли у вас нативное мобильное приложение? Будете ли вообще развивать мобильный стриминг и прослушивание?

Е. С.: Будет все. Просто наша команда совсем небольшая и потому все свои идеи и разработки мы реализуем по мере возможностей, иногда просто физически сил не хватает. Сейчас допиливаем приложение для Android. Дальше — больше.

ЦП: Что бы вы посоветовали из личного опыта тем, кто собирается запускать свой медиа-стартап?

Е. Б.: Будьте готовы, что будет тяжело, а иногда — даже очень тяжело! И каждый раз, когда вам захочется все бросить к черту и пойти работать «на дядю», вспомните, что великие дела любят постоянство! Не изменяйте своей идее, своему делу — верьте в нее и в себя, иначе, кто, если не вы?

Е. С.: Прислушивайтесь к советам, воспринимайте критику адекватно, будьте готовы к командной работе и к тому, что не все могут быть согласны с вашим мнением. Старайтесь следить за размерами своего эго, поменьше акцентировать внимание на собственной персоне и как можно больше уделять самому проекту. Хороший продукт — ваша лучшая визитка. Это как по мне. 

ЦП: Какие три книги для прочтения можете посоветовать начинающим стартаперам?

Е. Б.: Три не посоветую, но одну могу. Знаю, что наш Тимофей очень любит книгу «Босс бесподобный или бесполезный»: говорит отличный мотиватор для свершения великих дел. Так как в нашей команде он самый опытный стартапер, посоветую, пожалуй, ее.

Е. С.: Есть такая чудесная детская книга «ПолиАнна», она совсем не про стартапы, но неимоверно крута. Смысл в том, что как бы не складывались обстоятельства, главная героиня, в честь которой и названа книга, всегда находила повод для радости. Даже в, казалось бы, совсем малорадостных вещах. Ну например: от вас сбежал компаньон, который обещал идти до конца? Ну и фиг с ним! Радуйтесь! Когда заработаете мировое признание, вся слава и плюшки достанутся только вам. Позитивное отношение к жизни вообще помогает, во всем.

В остальном же профессиональная литература стартаперов и я далеки друг от друга. Не думаю, что дам дельный совет. :)

ЦП: Наш традиционный заключительный вопрос: какая у вас машина?

Е. Б.: Метро — вот наш выбор. 

Е. С.: Из личного имущества у меня пока только кот. Он, моя любовь к путешествиям и съемная квартира в Киеве съедают все, что может дать мне ITOP.

Статьи по теме
Основатель The Next Web: «Для начала мы предприниматели и гики, а потом уже журналисты»21 апреля 2014, 14:23
Valve и ее денежная машина: интервью с Гейбом Ньюэллом06 января 2014, 11:28
В Steam появится музыка05 февраля 2014, 12:00
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Приходилось вмете работать с CTO Артемом в одном медиа-холдинге. За техническую часть проекта, думаю, можно не переживать ;-) А по поводу тематики сайта, то конкуренция у них и правда не слабая. В любом случае желаю им успеха.

0

неинтересно, пусто. слащаво. албарн и бахрома не смогут ужиться на одной странице(

0

Ребятам успеха.
Жаль правда, что punto switcher не дает набрать ваш домен в строке браузера.
Пока сохранил вкладку.

0

Это очень хорошо что появляются альтернативы американским сервисам!

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Александр Багринцев

Инвестор увидел, что идут заказы (они через неделю после старта пошли, под стартом подразумеваю первый "транш") и сделал выводы, что нужно "возвращать" инвестиции. По факту, первый раз попросил часть от выручки, уже через 1.5 месяца, правда потом вернул. Как он объяснил, хотел увидеть деньги, что они реально есть. А через 2 месяца и 11 дней, просто взял деньги, т.к. ему нужно было. Еще через неделю, начал брать машину, на несколько дней, для решения своих вопросов - очевидно, что "стартап" простаивал.
"Инвестиции" были расписаны по неделям, т.к. было достаточно хорошее понимание, что в какой последовательности будет происходить, по крайней мере на начальном этапе. Но с таким подходом, деньги сначала поступали с задержкой а потом, вообще было озвучено, что их нет в нужном объеме. Без денег мы держались 4 месяца, но потом меня утомило работать без роста, т.к. цель была рост, объемы и оборот, а их не могло быть без оборотных средств, их хватало только на оплату аренды, зарплат и маркетинг, которых хватало как раз для такого себе ровного существования.
Потом выяснилось, что деньги не его были и по факту он их брал у других людей, для решения своих вопросов, которые я так понимаю он так и не решил. Человек, который находится всегда в состоянии "перманентной жопы", и всегда рассчитывает выкрутится/перекрыться.

20 причин, почему умирают стартапы
0
Anastasia Baryshnikova
 Riot Games

Аналитику пропущу)
Насчет стримерства - мне кажется, мы о разном. Вы о том, что у каждого из этих стримеров есть своя фишка (или, назовем это, "талант"). Но кто-то захочет идти дальше.
Тот же версута побывал в роли профессионального комментатора и его стиль полностью менялся на официальных трансляциях. Совмещать рейджи с профессиональной историей не удалось.
Карина - очевидно продвинулась не только благодаря крикам, но и чуткому менеджменту и PR :)
В любом случае, best practices очевидны и вы сами их перечислили.
Возьмем тех же радиоведущих. Казалось бы, тоже можно затащить все на таланте, но ведь этого недостаточно?
Стримерство становится профессией, коммерческим проектом. Также как и любая профессия или проект, он потребует несколько больше чем просто талант.
Я жду, что это будут не курсы для чайников, но время покажет.

Продюсер проекта Sports.ru о киберспорте Ярослав Комков запустил сеть киберспортивных клубов GamerStadium
0
Фагиз Мавлютов

я говорил, а ты комментировал.

Сервис поиска попутчиков BlaBlaCar ввёл комиссию 20% с пассажиров в России
0
Олег Жаров

Если такого в Варшаве нет, надо делать однозначно. И даже если есть - тем более делать. Предыдущий комментатор не прав, она просто не в ЦА: это распространено у нас повсеместно, ногтевые и ресничные мастера ездят к клиентам. С парикмахерами сложнее, но и они выезжают.

Стоит ли открывать салон красоты по подписке
0
Sergio A-Rzhevskiy

Илья, всего в BlaBlaCar в 22 странах работает более 500 человек. В парижском офисе работают разработчики, служба поддержки (на 22 страны), маркетологи, пиарщики, комьюнити-менеджеры, ивент-менеджеры, бухгалтеры и т.д. Так сказать - стандартный набор.

Штаб-квартира: Парижский офис райдшеринговой компании BlaBlaCar
0
Показать еще