Лого vc.ru

​Не завидуй Netflix

​Не завидуй Netflix

Директор по медиаисследованиям и стратегической аналитике ivi.ru написал для ЦП колонку о разнице рынка онлайн-видео на Западе и в России. Почему Netflix пришёл к тому, что стал производить собственный контент и возможно ли такое в нашей стране.

Поделиться

Дмитрий Пашутин, директор по медиаисследованиям и стратегической аналитике ivi.ru

У нас давно принято считать, что за границей трава зеленее, Coca-Cola натуральнее, user experience разнообразнее, все дешевле и круче, да и вообще люди живут «более лучше». Во многих случаях, признаем, это действительно так ‒ Amazon и eBay заставляют россиян завидовать западным шопперам, The Verge читать интереснее, чем многие российские СМИ, а Tesla Motors все никак не откроет у нас свое представительство. Но вот в случае с онлайн-кино, как ни странно, не все так, как многие привыкли думать. Искаженное представление о VOD (Video-On-Demand, видео по запросу) по ту сторону океана укрепилось с выходом пресловутого «Карточного Домика», спонсированного Netflix. Нет, сериал действительно стоящий, и Кевин Спейси прекрасен. Только давайте попробуем разобраться, зачем сервису снимать собственный сериал, если и фабрика грез, и производственные мощности десятка телеканалов выдают на-гора пару дюжин первоклассных шоу в год? Ответ проще, чем может показаться на первый взгляд — Netflix просто не разрешают их показывать. 

И тысяча верст не крюк

Модель взаимодействия правообладателей и прокатчиков, благодаря которой и существует контентный рынок, развивалась в США несколько десятков лет. Эту модель проще всего описать через принцип «максимум денег на единицу времени». Суть в строгом соблюдении «прокатных окон»: сначала кинотеатр, потом DVD, потом кабельный телеканал, потом интернет (с сериалами чуть-чуть меньше звеньев, но в целом та же схема). Пиратов нет, аудитория прокатную цепочку знает наизусть и к ней привыкла. Никто не будет искать текущий кинорелиз в интернете – его там еще нет и быть не может. Логика студий очевидна – контент стоит дороже в начале жизненного цикла, пока заинтересованность зрителя (читай – готовность платить) максимальна. Тут в ход идут самые дорогие носители: кинотеатры, кабельные каналы и DVD. Эти «окна» довольно длинные – кинотеатральный релиз длится 2-3 недели, на DVD фильм выходит спустя 6 месяцев. Только после окончания «дискового» окна, онлайн-кинотеатры могут себе позволить «блокбастер». С момента выхода в кинотеатре может пройти год, если не больше. Общественное телевидение получит права на фильм и того позже.

Специфику и удивительность американского рынка отлично демонстрирует популярный онлайн-сервис проката DVD и Blue-Ray Redbox. Только представьте себе россиянина, москвича или жителя далекой деревни, заказывающего DVD с не самым новым фильмом в прокат по почте, а через несколько дней отправляющего его обратно. У нас даже в библиотеки книги не возвращают. В США же подобные сервисы процветают и не вызывают у населения ни малейшего удивления. Помните, серию «Теории Большого Взрыва», где Шелдон издевался над Леонардом из-за несданного диска?

Популярный онлайн-кинотеатр Hulu относительно быстро предоставляет своим подписчикам телевизионный контент (благо сервис основан несколькими ведущими телеканалами), но кино появляется там только через год. 

Свет в конце длинного и узкого тоннеля, кажется, нашел только сверхпопулярный Netflix. Не имея возможности «кормить» пользователей свежим контентом, они решили снять собственный сериал. «Карточный домик» оказался успешным, но факт остается фактом ‒ Netflix начал производить контент из необходимости, ибо больше показывать было нечего. Сервис постепенно становился «теленяней»: огромное количество людей продлевали аккаунты только ради «Губки Боба» и тихого субботнего утра. 

А что у нас

Так получилось, что видеопираты, еще со времен VHS-копий, в России практически легитимизованы большинством населения. Они, если не Робин Гуды, отнимающие у богатых и раздающие бедным, то, как минимум, добрые самаритяне, несущие в массы высокое искусство (пусть и отснятое сразу с разметкой под рекламные паузы). Они не дали сформироваться цивилизованному рынку DVD и платного ТВ – кто будет платить большие деньги за контент, когда можно их не платить? 

На фоне такого разгула крепло традиционное центральное телевидение: охваты росли, рекламные деньги позволяли лицензировать хорошие фильмы и иностранные сериалы в большом количестве. В итоге россияне привыкли смотреть «Гарри Поттера» и «Железного человека» по обычному ТВ, лишив кабельные и спутниковые сети своей ниши на многие годы. 

С развитием интернета для россиян наступила пора поистине неограниченного доступа к чему бы то ни было. Теперь не нужно было платить даже за диск с 16-ю фильмами – они попадали в торренты порой до кинопремьеры.

Информация — это оружие, и одна из важнейших её характеристик — место детонации бомбы, уровень доверия к ресурсу и, конечно же, аудитория.

Очевидно, что строить цивилизованный рынок проката в России по западным меркам бессмысленно. Массовый продукт должен спорить с пиратством, а не транслировать «оконную структуру». Россиянам она чужда.

Первыми это поняли российские кинопроизводители, которые стали тесно сотрудничать с легальными онлайн-кинотеатрами, отдавая права на трансляцию контента с рекламными паузами и бесплатно для зрителя. Они же чаще идут на эксперименты – сверхкороткие окна (2,5 недели от кинопремьеры) и даже премьеры «день-в-день». Пусть это пока не постоянная практика, но на американском рынке такое немыслимо в принципе. 

Иностранные студии тоже активно ищут подходы к россиянам – очевидно, что по американской схеме тут ничего работать не будет. И, надо сказать, студии достигли заметного прогресса – после кинорелиза проходит всего от 3 до 6 недель, и права на интернет-прокат открываются для самых кассовых и свежих блокбастеров.

Что в итоге

А в итоге, на ставший уже традиционным вопрос «планируете ли вы снимать свой контент, как Netflix?» наконец-то сформировался лаконичный ответ: «мы можем себе позволить показать вам больше!».

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

"российские кинопроизводители, которые стали тесно сотрудничать с легальными онлайн-кинотеатрами" - на этом можно закончить читать.
Что российские кинопроизводители могут мне предложить? Два-три артхаузных фильма в год?
За это мне оплачивать подписку на иви?
Или за скучно-озвученные, (но зато лицензированные) сериалы, которые появятся через три месяца после премьеры (ну, хорошо, здесь уже всё быстрее происходит).
Но между Амедиатекой и Турбофильмом я выберу Soap4.me - и сериалов больше и платить удобнее

Как будто вы увидите эти самые приличные русские фильмы на иви, ага. Там контент состоит из самой заезженной попсы, которая у всех на слуху, чтобы юзеры, поставившие себе приложение на планшетик, могли сразу сказать "о, вот об этом фильме я что-то слышал, давай гляну".

О, спасибо за наводку на сервис, хотя уже и оформлена подписка на амедиатеку, но то чего там нет теперь буду качать отсюда.

0

Чувак живет в альтернативной реальности. Расскажите ему уже про itunes, а то он так и будет фигню затирать про годовые окна релизов

Про годовые окна он может и преувеличил, но в айтюнсе вы свежевышедший фильм действительно не найдёте.

0

Свежевышедший в США фильм в российском iTunes Store вы конечно не найдете. А вот в американском, релиз фильма в кинотеатре происходит практически одновременно с релизом в iTunes Store :)

0

А можете продемонстрировать пруф?

0

нету такого. у них просто появляется возможность предзаказа (что также интересно - по очень дорогой цене, хотя казалось бы, что б замотивировать покупателей заплатить за воздух за три месяца до выхода фильма, можно было хотя бы на пару долларов скидку сделать), а на айтюнс (так же как на других pay per view системах типа гугл плей, вуду и т.д.) фильм появляется аккурат после ДВД и перед сервисами типа нетфликс или амазон прайм.

0

какая-то статья куцая для человека, который звучит важным для своей должности

Если взять к примеру сервис Play(playfamily.ru), то все русские новинки, которые идут в кинотеатрах, также доступны в раннем окне и на сервисе.

Компания проделала огромную работу, чтобы кинотеатр стал ближе к дивану :)

К примеру Легенда 17 появилась в Play через 1,5 недели после премьеры в кинотеатрах. "Географ глобус пропил" стартовала вообще день в день с премьерой в кинотеатрах.

Стартап, Дубровский тоже шли/идут одновременно с кинотеатрами.

"3 Дня на убийство" сейчас у них также одновременно с кинотеатрами.

Правда, для защиты контента такие фильмы доступны только на ТВ.

Но качество картинки в HD и FUllHD (!) вообще огонь!
Гравитация в FullHD что-то с чем-то. Незабываемые ощущения.
Еще из плюсов выделю звук в формате Dolby 5.1.

Кстати, есть отличный 3D контент. Ни у кого не видел подобного на российском рынке.

платить 200-300 за фильм, на который билет в КТ стоит 100-150 это за пределами моего понимания.

Я живу в жопе мира (Архангельск) и тут и то, билет на утренний сеанс ВТРИДЭ стоит не менее 180 рублей. Стандартный околовечерний сеанс (18.00) 300+ рублей на человека. И это при учете того, что кинотеатры далеко не цивильные. Думаю что в москвапитетрах нормальные кинотеатры смотрят тоже прилично.

Стоят тоже прилично*
Тупорылая система комментов без возможности редактирования, кто мог сделать такое говно, стыд.

Ну на 3Д у нас тоже недешево, а так вроде нормальные кинотеатры ("Россия", "Москва") и билеты в целом недорого. Но вечерние сеансы (20:00-21:00) дороже, рублей 200-250. Но я вообще не об этом. Какая-то тупая и жлобская политика правообладателей. У КТ большие затраты- персонал, электричество, амортизация и прочее. Если выпустить новый фильм сразу через онлайн по цене 100-150 р., учитывая затраты только на сервера и каналы, то маржа получается больше, да и зрителей не меньше, чем в КТ. Я бы выбрал интернет-прокат, чем слушать жевание попкорна в КТ. Но какого-то хрена они задерживают на полгода-год интернет-прокат. Вымерли бы уж эти динозавры.

0

Простите, но где вы видели билеты в кино за 100-150 рублей? Билеты на 9 утра по будням по очевидным причинам в расчёт не берём.

0

В Махачкале

0

с "Географом" как раз показательная история тесного сотрудничества получилась, ага.

Показательная в том смысле, что он провалился?

0

в частности, да. Фильм вышел практически моментально на нескольких сервисах, а потом был убран "по требованию правообладателей".

0

хорошая попытка рекламы

0

С недавних пор стал периодически пользоваться ivi.ru и подобными сервисами. В принципе нравится, но есть пара серьезных для меня недостатков:
1) Как уже было описано в статье, это время получения контента. Обычно хотелось посмотреть фильмы, которые в кино уже прошли, но на DVD еще не вышли. И их чаще всего не было.
Если бы на подобных сервисах была возможность смотреть фильмы в период их показа в кинотеатрах, я бы на последние вообще забил, дома больше нравится.
2) Приложение на телике (LG) периодически вылетает без сохранения текущей точки, очень раздражает потом искать последний момент.

0

Смотреть с дубляжом не стыдно только супер-новиночки в кинотеатры, а во всех остальных случаях оригинал+сабы дают куда более богатые впечатления от просмотра. (Надеюсь вы не будете писать про хард ту лерн ингриш, ибо на дворе 2014 год, и ингриш изучается до среднего/хорошего уровня понимания за год-полтора просмотра сериалов. Я уж промолчу про полноценные сайты/курсы).
Думал даже не так давно платить за какой-нибудь нетфликс, но эти танцы с проксями отбили все желание, так что продолжаю отыгрывать торрент-господина.

0

Промахнулся, ниже ответ.

0

Слово "стыдно" по-моему здесь вообще неуместно)). Тут дело не в этом. Если я заранее решил, что хочу посмотреть этот фильм, я качаю его, оригинал с сабами норм могу потянуть. Но чаще мне хочется прям сразу сесть и смотреть, 30-60 минут на скачку фильма не вариант. Лень было копаться в тоннах подобных сервисов и выбирать хороший с англоязычным качественным контентом с сабами, да еще чтобы у него приложение было под мой телик. Если подскажите какой-нибудь, буду признателен (про Netflix понял).

0

интересно народ вообще покупает платные просмотры на ivi?

0

"Первыми это поняли российские кинопроизводители, которые стали тесно сотрудничать с легальными онлайн-кинотеатрами, отдавая права на трансляцию контента с рекламными паузами и бесплатно для зрителя. Они же чаще идут на эксперименты – сверхкороткие окна (2,5 недели от кинопремьеры) и даже премьеры «день-в-день»"

ДООО! Помнится, будучи в глухой балийской деревне в прошлом году немало обрадовался, увидев новость в ленте, что новый фильм "Географ глобус пропил" можно будет посмотреть в день премьеры на ivi.ru всего-то за каких-то 350 рублей. Захожу на ivi.ru - а фильма нет, его изъяли из онлайн-просмотра. ну чо, пришлось на торренты идти по привычке, скачал там в 720p.

0

Да, как раз недавно с ними сотрудничали по продаже прав на показ нашего фильма спустя 3 недели после окончания широкого проката - www.ivi.ru/watch/116741

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Alexander Pershin
HTML Academy

Все перечисленные задачи типовые для IT, просто взял примеры чуть шире просто программирования.

Называя "обезъянками" других IT-специалистов вы показываете великолепнейший уровень дискусии, достойный только высококласснейших программистов, повелителей логики и алгоритмов.

Тезис был простой — на рынке есть море задач, за которые платят деньги, для которых не нужен высокий уровень. И эти простые задачи можно решать хорошо, не будучи суровым программистом.

Куда пойти учиться программисту: советы опытного тимлида, преподавателя и новичка
0
Evgeny Rodionov

Ожидания от комментариев вц: обсуждение маркетинговой стратегии крупной продуктовой сети
Реальность: уровень ок.ру с нытьем про бомжей, кассиров и детей

«Товарооборот на 44% превысил ожидания маркетологов»: история акции с «Прилипалами» в «Дикси»
0
Ivan Rakevich

Ты кто такой? 1 раз тебя вижу.

Facebook запретила Live-голосования на основе реакций и ужесточила правила использования эмодзи
0
Сергей Иванов

если вы хотите сказать что красный и синий провод это CAN-H и CAN-L то объясните где питание к датчику, как к примеру вибромотор 2 отпустит шину если сигнал от акселерометра? автор решил присобачить схему с какого нибудь автофорума, собрал бабки и съеб.......

Смерть стартапа: Как создатели «умного» кольца BioRing собрали $460 тысяч на краудфандинге и исчезли
0
Денис Семенов
Mokselle

Все счастливые стартапы похожи друг на друга в гениальности своей идеи, все неудачные стартапы - неудачливы по своему, но в корне каждой неудачи лежит огромная, политая спермой и мочой инвесторов, куча денег и неумение сдержать себя.

«Я потратил $10 млн и два года на то, что мог выяснить за 4 недели»: основатель Twenty20 об ошибках проекта
0
Показать еще