Лого vc.ru

Создать вирусный ролик для соцсетей — опыт «Изюма» и «Дружко шоу»

Создать вирусный ролик для соцсетей — опыт «Изюма» и «Дружко шоу»

Команда медиапродакшна «Изюм» об особенностях подготовки, съемок и монтажа видео.

Сегодня издания меняют формат контента с текстового на видео, чтобы доносить информацию до аудитории соцсетей. И в большинстве случаев к производству видео приступают журналисты, которые пока не знают базовых тонкостей видеопродакшена. Поскольку мы в «Изюме» занимаемся производством видеороликов уже полгода, то постараемся рассказать о том, чему научились сами.

Предпродакшн

Ануш Манасян продюсер

​Это стадия подготовки перед съемкой — идея, написание сценария, выбор локаций и техники. Большая часть успеха зависит от того, насколько тщательно составлен сценарий. Он содержит логлайн — описание идеи в двух предложениях, синопсис — подробное описание, сцены — кто что сказал, куда повернул голову, и раскадровки — картинки, нарисованные от руки. И остальное: какова цель ролика, что должен получить зритель, какой хронометраж, формат, жанр, сроки, время, локации, что снимается в определенный день. Вот здесь можно посмотреть примерный образец сценария.

По этому сценарию будет работать продюсер, режиссер, оператор, монтажер и дизайнер (если есть такой штат). Малейшее отклонение от сценария во время съемки или монтажа может начисто разрушить первоначальную задумку.

Важно: сценарий пишется, когда в голове есть совершенно четкое представление о том, как будет выглядеть ролик от начала до конца.

Съемка

Митя Щеглов оператор

​Перед съемкой нужно вместе с оператором осмотреть все локации: пространство, где можно выставить камеры и свет, подходит ли интерьер и экстерьер под задачу, расположение окон, освещение. Главным образом это нужно оператору, чтобы он понимал, какую выбрать технику для съемки. Здесь важный момент: если во время съемки будет недостаточно света, то цветокоррекция вряд ли спасет «картинку». Если съемка срочная (например, интервью), то достаточно запросить фотографии локации.

Если по сценарию задуманы сцены в замедленном действии, то просите оператора снимать хотя бы 50 кадров в секунду, а не 25 (есть и 1000 кадров в секунду, с помощью которых можно замедлить движение пули). Тогда замедленные кадры будут смотреться плавно.

Оператор должен слушать звук во время съемки, если он пишется на камеру, чтобы не было брака (шуршаний, посторонних шумов). Если звук пишется на отдельное устройство, то необходимо синхронизировать видео и аудио по хлопку.

Человек в кадре

Александр Кьеза продюсер

Не важно, что вы снимаете: интервью, влог, социальный ролик, документальный фильм — речь человека в кадре должна быть заранее продумана, прописана, выучена и отрепетирована. Многие просто читают с бумажки или по памяти, и это сильно ухудшает качество продукта.

В обычной жизни человек может быть эмоциональным и разговорчивым, но когда на него наведена камера, он стыдится показывать эмоции, начинает сбиваться и в итоге более или менее пристойный кадр записывается с 20-го дубля. Малейшая пауза в речи или невнятно произнесённое слово — и внимание зрителя потеряно. И желательно между предложениями делать паузы для удобства работы монтажера.

О том, чтобы спикер был тщательно подготовлен, должен позаботиться продюсер. Нужно всегда делать по два дубля на каждое сказанное предложение, даже если кажется, что с первого раза было идеально.

Если съемка ведется на хромакее — специальном зеленом фоне, на который можно наложить любую графику и цвет, — то нужно подумать о свете, чтобы на лице не отражался зеленый цвет.

Важно: текст, который люди читают на сайте, и текст, который люди слушают в видеоролике, нужно подавать по-разному. В видео формулировки и сочетание слов должны быть приятны на слух, а текст должен быть более ёмким и коротким.

Монтаж

Эльдар Мусин режиссер монтажа

​Вот материал отснят. Теперь продюсер должен отсмотреть его и выбрать таймкоды (например, человек повернул голову влево, улыбнулся и сказал: «Здравствуйте». Файл 1765, таймкод 0:30 – 0:42). Из этих таймкодов монтажер нарезает «колбасу» (или «рыбу», как вам угодно), подбирает музыку, подгоняет под нее перебивки — смену кадра и обстановки, чтобы удержать внимание зрителя разнообразием, синхроны — куски интервью, лайвы — импровизированные действия героя в кадре, которые соответствуют теме, пишет титры, делает цветокоррекцию.

Кстати о титрах: для Facebook они нужны обязательно, потому что на этой площадке люди привыкли воспринимать контент без звука, и если они видят ролик с титрами, то шансы, что ролик будет досмотрен, сильно возрастут.

Если вы имеете дело с рядовым монтажером, который только склеивает кадры, то лучше сидеть рядом и раздражать его своим видом уже на стадии сборки. Каждые пять минут вы будете поправлять недочеты и добавлять гениальную идею, которая только что пришла в голову. Правда, из-за этого продюсеров часто хотят убить.

Режиссер монтажа может посмотреть на материал без таймкодов и сценария и предложить несколько вариантов реализации проекта. Часто операторы и продюсеры перекладывают ответственность за продукт на монтажера. Почти у каждого в голове было: «А, ладно, на монтаже поправят, добавят, нарежут, сведут». Так вот, монтажер строго ограничен рамками того материала, который ему приносит продюсер.

Почти в любом ролике находятся кадры, которые невозможно свести вместе, потому что человек при важном моменте кашлянул или сделал большую паузу и отодвинул руку, что при нарезке будет «рвано» смотреться.

Поэтому еще на стадии написания сценария сложных сцен, когда движения героев часто перемежаются или одновременно происходит много разных действий, следует отрисовать раскадровки. Это нужно, чтобы оператор понимал и контролировал композицию, а переходы с одного кадра на другой смотрелись на экране максимально органично.

Что, куда и для кого

Когда идея готова, надо сразу определить формат для соцсети. Мы все примерно понимаем, кто где сидит, но есть нюансы: в Facebook важна идея, в YouTube — формат, во «ВКонтакте» — зрелищность, в Instagram — стиль. Пример ролика для Facebook:

Что делает ролики вирусными

Максим Никольский креативный продюсер

​Невозможно точно спрогнозировать вирусность (иначе мы бы в этих роликах утонули), но есть несколько составляющих, которые могут существенно увеличить шансы.

Важный критерий — «привлекательность» видео. Например, в Facebook люди репостят и распространяют только тот контент, который характеризует их перед аудиторией с выигрышной стороны. Именно поэтому перед тем, как приступить к съемкам, стоит трижды подумать: почему твой зритель должен сделать репост этого ролика? Подчеркнет ли ролик его остроумие, эрудицию или широту мышления? Если нет — видео вряд ли станет популярным.

Тем не менее, привлекательности мало для того, чтобы видео стало вирусным. Крайне важно попасть в эмоциональный диапазон аудитории, для которой производится контент.

Как пример: у ролика с Чейзом Винтерсом — чернокожим американцем, который пел песню Летова «Всё идет по плану» в Бруклине, — шансы на успех были практически стопроцентные, потому что он играл на одном из самых сильных эмоциональных крючков для русскоязычной аудитории — гордости за свою культуру.

Россияне всегда с огромным (без преувеличения) интересом воспринимают то, что думают за границей о нас и нашей культуре. По этому принципу построены многочисленные форматы в стиле «Иностранцы пробуют…» на YouTube. Это же сыграло и с Чейзом.

Роман Манусаджян соавтор проекта «Дружко шоу»

Сейчас я скажу банальную мысль, которую знают все, но мало у кого получается её применить: надо узнавать потребности конкретной аудитории, для которой вы делаете видеоконтент. Что для них жизненно и чего им не хватает — именно это вызывает в людях эмоции. Безотказно «заходит» самоирония и ирония над трендами, а также «мемасность». Но все это работает только в связке с качественным производством.

Что касается «Дружко шоу», то оно срабатывает сразу на несколько возрастных категорий аудитории: подростки — им нравятся мемы Дружко и новости интернета, поколение 30-летних — они переживают ностальгию по детству: старые программы, Windows-98 и популярные в прошлом сайты, — и возрастная аудитория, которую привлекает формат передачи.

Однако лучше не «размывать» аудиторию, потому что вероятность попасть одновременно в несколько сегментов минимальна.

Александр Лучкин соавтор «Дружко шоу»

Есть несколько пунктов, которые определяют потенциал вирусности контента, ​в частности, для Youtube. Первый: узнаваемое лицо в кадре (в случае с Дружко это человек, который был широко известен). Второй: формат для незанятой ниши. Например, ток-шоу: в России из альтернатив Дружко есть только Big russian boss.

Третий: рекламодатели. Нужно на начальном этапе определить, кто будет готов платить за ваш контент. Например, если вы делаете контент на футбольную тематику, то вам нужно целиться в букмекерские конторы и бренды, которые сотрудничают с футбольными организациями. Если вы делаете контент для детей, например, как у «Кликклак», то материться в роликах нельзя, иначе рекламодатели не захотят интегрировать в ваши ролики свою продукцию.

Четвертый: целевая аудитория. Если вы говорите на взрослые темы в роликах для детей, то это не будет интересно ни тем, ни другим. Важно понимать, кто будет смотреть ваши ролики. Например, для подростков популярны челенджи, лайфхаки, бьюти-блогеры (Марьяна Ро, Халберы, Эни Мей). Аудитория 30+ только сейчас приходит на YouTube, и у этой возрастной категории нет большого выбора. В основном они смотрят «вДудь», «Версус», «Дружко шоу», Badcomedian и еще несколько каналов по интересам.

Пятое: качество. Сейчас на YouTube приходят крупные продакшены, из-за которых студии вынуждены вкладывать деньги в качественную «картинку» и нанимать целые команды. Если раньше можно было поставить перед собой веб-камеру или телефон, то сейчас этого уже недостаточно.

Если вы дочитали до этого места, то справедливо возникнет вопрос: «Зачем так усложнять, когда видео, снятые вертикально на iPhone, набирают десятки миллионов просмотров в Facebook?».

Дело в том, что в этих роликах нет цели донести структурированную информацию. Это просто смешные или трогательные жизненные ситуации без внятного посыла. Не пытайтесь повторить: концепция «чем проще, тем круче» в постановочном продакшене не сработает.

Единственное, что закономерно и в производстве видеоконтента, и в написании текстов — чем тщательнее вы готовите материал и больше вкладываетесь в него, тем выше отклик аудитории.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru.

мне 30 через месяц, я этот ваш ютуб можно сказать и не смотрю (ну мультики с сыном разве что иногда).
Ну и уж точно не «вДудь», «Версус», «Дружко шоу», Badcomedian

ага, а моя бабка там только на Катю Клэп подписана, что вы тут нам рассказываете?!
а сосед - Дениска, вообще только на фудпорн каналы подписан! так ему 30 только через год будет.
ну очевидно же, что в статье приводят очень средний и безликий срез по данным. А что вы еще хотели от Дружко шоу?

29. Подписан на сотню каналов) Чтобы в тренде быть) Ну а смотрю Badcomedian, вДудь, Навальный, оСпортеТВ, Камикадзе и т.д.

У меня не так хорошо со свободным временем.
Могу себе позволить только комменты)))

0

зачет, надо на баш выложить и друзьям в аське.

0

Если я не смотрю каналы на ютубе это не значит, что я где то там в 2004 году живу.

0

Я просто не люблю смотреть видео. Не нравится мне. Читать люблю

Так прозвучало, как будто похвастались. Эти ваши ютубы... А все остальные по жизни ничем не заняты и читать не любят, только вДудь один смотрят. Простите, если не так ваши комменты прочитал

0

прям мои мысли озвучили

0

Видимо не так.
Это ж такое устоявшееся начало фразы "эти ваши (что угодно)"

0

Ну и заняты по жизни все по разному. Время когда я никому не нужен и ничто меня не отвлекает более 15 минут наступает как правило после 23 часов. А я в это время спать хочу.
А смотреть видео отрывками я не могу.

0

И я не считаю это поводом для гордости.

0

мне 30+, вот реально начал подписывать на каналы, когда наших многих нынешних блоггеров и в помине не было.

Мне 27 (это почти 30+), и русскоязычных каналов в подписке практически нет.

0

на аватарке чувак лет 40 о_О

Если за дело уже взялись владельцы камеди клаба (биг рашн босс) и лайфа - русский ютуб потерян. Лучше бы дальше самобытно деградировал, теперь и следующему поколению мозги промыть попытаются. Всем спасибо, все свободны.

Честно говоря, было бы глупо оставлять людей без "промывания" и вот этого всего - это хорошо отлаженная многоуровневая схема, которая позволяет многим людям жить в удовольствие. До ingsoc ей, конечно, еще довольно далеко, но она старается - если люди смотрят в экраны мониторов, а не телевизоров, то и им надо тоже устраивать релокацию.

Но, мб есть надежда - основной контент, к которому привыкло юное поколение - дружеское импровизационное общение с одним лицом в домашней обстановке, а не много людей, которые с зелеными лицами и искусственными эмоциями читают заранее подготовленный сценарий.

Если и появится тут свой Филип ДеФранко, то ему придется как Камикадзе Ди свалить, почему, надеюсь, объяснять не надо.

Дружко — редкий случай, когда попадание в тренды и аудиторию сразу нескольких возрастов оправдано

Любо видеть, когда люди пытаются придумать оправдания случайному стечению обстоятельств и оправдать хайп на ютубе "профессионализмом", замечая, при этом, что никто не знает, как ролики становятся вирусными.

0

Почему же?
1) узнаваемое лицо в кадре
2) хайпование на трендах
3) раскрутка и поссев на множестве платформ.
4) Профит!
А, ну еще немного шуток можно добавить

0

Продюсеры не знают какое кино выстрелит
Пропагандисты не знают какая агитация будет успешной
Рекламщики не знают повысит идея конверсию или нет

Доля правды в этом есть. Но они стараются. И сильно увеличивают свои шансы по сравнению с самонадеянными нонеймами, думающими только о том встретят они на улице динозавра сейчас или нет.

0

Есть мнение, что зарубежные продюсеры уже давно всё знают, и успех сериалов от Neflix и блокбастеров Marvel - это не случайность.

0

В общем, надо много пахать.

0

>>Если съемка ведется на хромакее — специальном зеленом фоне, на который можно наложить любую графику и цвет, — то нужно подумать о свете, чтобы на лице не отражался зеленый цвет.

Полезнее убрать все зеленые элементы в одежде. А свет на лице легко скорректировать при кеинге.

"Если вы делаете контент для детей, например, как у «Кликклак», то материться в роликах нельзя, иначе рекламодатели не захотят интегрировать в ваши ролики свою продукцию".

Я понимаю, что из-за роста может сложиться впечатление, что Джарахов - ребенок (и потому снимает для детей). Но хотела бы я тогда посмотреть видео Клик Клака вашими глазами - особенно борьбу в бассейне с вазелином.

Да весь ютуб, по сути, для детей, 90% аудитории - дошколята и школоло.

0

вы видели статистику? или из чего вы делаете вывод?

0

О, 30-летний любитель мамкоебства с 0 комментариев в профиле решил минусануть. Хоть бы ответил, в чем я не прав. А, да, фанат версусов же, о чем я :)

Если у вы в версусе видите только мамкоебство, то у меня для вас плохие новости

0

Штук 10 смотрел с разными участниками - 2 чувака стоят и оскорбляют друг друга в рифму. Мамкоебство - это обобщение происходящего, но нередко там случается и оно.
Вот я и не понимаю, что такого интересного в просмотре взаимных оскорблений? Это ж как дота, только без экшена.

0

> Штук 10 смотрел с разными участниками
так так так

0

Лолшто? 30+ только приходят на Ютуб?

«Дата регистрации 25 июл. 2008 г.»

По ходу у нас с вами разный ютуб :)

Клик-клак контент для детей waaaaaaaat?
30+ — основная аудитория Версуса. WAAAAAAAT?!

0

Ну, не детей, так подростков.

0

Боженьки, бред какой то ребята Ютюб появился давно что в нем не обычного, мне 30 и похоже по всем параметрам тоже не попадаю в рамки )))

0

Нет ни одной цифры материальных вложений, кроме времени. Полагаю, что стоимость и промо всего этого обходятся недешево

0

Дружко сам по себе является мемом. Он бы собрал миллион просмотров, даже если бы просто снимал себя на телефон. Получилось бы у Изюма собрать столько хайпа, возьми они на главную роль неизвестного человека?

Кстати, интересно, что Изюму Друшко-шоу власти заказали, чтобы Навального опускал время от времени. Идеальный способ воздействия на соответствующую начавшую прозревать аудиторию, особенно когда работающие еще в совке страшилки в виде Навального-гитлера не сработали, и время, казалось бы, оказалось потеряно. Но, как сказал Шнур о клипах, созданных для воздействия на другую часть этой аудитории, "Малыши не дураки, ... не будут есть с руки". Поправьте меня если не прав, может быть есть неспоримые пруфы того, что Изюм сам против пукина. Но пока увы, продались.

какая же отбитая логика. или власти заказали, или против путина. аплодирую фейспалмами

0

Спасибо за пруфы, другого я и не ожидал услышать.

0

за какие пруфы спасибо, алло, я только лишь проехался по отличнейшей постановке вопроса, не более того

0

В том-то и дело, что опровержений, как и пруфов, я даже и не ждал...

0

>Кстати, интересно, что Изюму Друшко-шоу власти заказали, чтобы Навального опускал время от времени.

А где ваши пруфы?

0

А очень просто, время от времени эта тема у них всплывает, казалось бы, зачем молодежи нужно втирать про Навального, они же и так на ютубе его смотрят...

Это не пруф, а теория заговора. Дальше продолжать разговор не вижу смысла раз вы требуете от других того, что сами предоставить не можете (это самая настоящая демагогия).

0

Пхах, ну я-то как раз-таки хоть какие-никакие аргументы привел, поэтому это просто дешевая отмаза обвинять меня что я якобы сам не могу предоставить, при том, что мои слова даже оспорить не могут. А теорией заговоров можно все объяснить, это так удобно...

Прямой эфир
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления