Лого vc.ru

«Нанимайте в стартап кошек, а в более крупный бизнес — хорошистов»

«Нанимайте в стартап кошек, а в более крупный бизнес — хорошистов»

Генеральный директор платформы для работы с профессиональными рекрутерами JungleJobs Евгения Дворская написала для vc.ru колонку о том, как отличить сильных сотрудников от нежелающих работать и почему команду стартапа стоит формировать из «кошек» — самостоятельных и амбициозных профессионалов.

Поделиться

Сотрудники — это те, от кого зависит ваш бизнес: те, кто его ведёт вперёд или кто помогает ему умереть. И только от вас зависит, как будут развиваться события. Выбор ключевых людей себе в команду — это, вероятно, ваше самое важное решение для достижения результата.

На мой взгляд, можно крупными мазками поделить сотрудников на три основные группы.

Картина первая: оптимистичная

Начнём с хорошего. Есть классные, драйвовые, солнечные, честные, сервисные, гипертрудолюбивые, проактивные, открытые к ответственности и готовые пойти за компанию или за лидером под самые недостижимые задачи. Понятно, что таких получить хочется всем. И таких, как правило, не купить. Потому что всё вышеперечисленное не продается.

Они хотят развиваться и готовы, зачастую (но не всегда), жертвовать заработной платой за задачи и возможность расти. Таких нужно или заслужить (ведь им важен руководитель и такие его качества, как честность и справедливость, готовность вкладываться в них), или вырастить, постоянно давая им возможность развиваться. А ещё их надо грузить ответственностью на свой страх и риск, чтобы они понимали, что если провалят, то это будет только их ответственность. Вот прямо честно — только их. Им нужно просто довериться, и они смогут. Верьте в них, и они перевернут мир.

Ну и небольшое наблюдение: такие сотрудники чаще встречаются до 30-35 лет, чем в более старшем возрасте. Потом на все эти чудесные качества накладывается серьезная доля неудач, падений, ипотек, детей, болезней. Эти люди остаются такими же классными, но уже не рискуют, обрастают чешуей и не хотят подвергать себя опасности. А кто-то сохраняет смелость на всю жизнь, и такие люди очень красивы, храбры и успешны.

И можно сколь угодно причитать, что таких найти можно только в Красной книге. Послушайте, если вы не готовы себе позволить таких людей рядом или сами такими не являетесь, то это ещё ничего не значит. Они есть. Они крутые и ведут бизнес вперёд, как ни один инвестор с его деньгами и связями. Нет ничего проще, чем всё спустить, набирая безопасных для себя посредственностей, которыми удобно управлять. Здесь вспоминается цитата из очередного сообщества во «ВКонтакте», приписываемая Сергею Павловичу Капице: «Собрать стадо из баранов легко, трудно собрать стадо из кошек». Собирайте команду из кошек.

Картина вторая: пессимистичная

А есть те, кто просто не любит работать. Вообще. Не любит. Не считает нужным. У таких есть программа, как в компьютерной игре: обходить препятствия, а не решать их, не влезать в сложные ситуации. Такие сотрудники бывают двух типов: явный и скрытый.

Явный и открытый Петя приходит на собеседование, и в части, где вы спрашиваете, есть ли вопросы, он нежно и долго интересуется графиком, переработками, заработной платой. И всё. Когда вы вдруг спрашиваете, есть ли у него вопросы по задачам или функциональности, он говорит: «Да! Кстати! А бонусы ежемесячные или квартальные? А холодильник есть?».

Петя, скорее всего, претендует на должность менеджера по продажам или рядового специалиста. И скорее всего, выше супервайзера не самой классной компании не вырастет. Потому что не хочет он ответственности. Ну не нужна она ему. И, в общем-то, Петя будет неплох на своем месте, если ему четко обрисовать круг задач и рассказать, «что такое хорошо, а что такое плохо». Только не ждите от него большего.

Скрытый и хитрый Василий приходит на интервью, делает классную презентацию, очень красиво и долго рассказывает о своих достижениях. Вася прошел десятки интервью и прочитал сотни советов в интернете о том, как это делается правильно. Наш Вася претендует на неплохую позицию в неплохой компании за неплохие деньги, естественно. И если вы не пойдёте проверять рекомендации или не почувствуете подвоха, то он, как правило, работу получит.

Но работать не будет. Он будет создавать видимость, собирать совещания, активно участвовать в общественной жизни компании, дружить с нужными людьми, а на вопросы про результаты станет рассказывать про магнитные бури, кризис в стране и в отрасли, несвоевременно появившийся ресурс, неверно выставленные планы — всё это помешало ему прийти к выполнению поставленной задачи, и его нужно понять и простить.

Ещё он любит на вопрос «Где результаты?» отвечать «Вы опять ищете крайнего, а я работаю в поте лица». И это такая сладкая манипуляция: «я —Дартаньян, все — гвардейцы кардинала». Ох, сколько часов, сил, денег было потрачено на этих Василиев. И ведь здесь очень простой рецепт: как только ты понимаешь, что человек винит кого-то кроме себя в собственных неудачах — всё, alles, не бери, увольняй, экономь своё время и деньги.

Что объединяет Петю и Васю? Чаще всего, социальные сети.

В них Петя проводит не так много времени: он лайкает фотки грудастых девушек, милых котиков и периодически репостит публикации вроде «предлагаем депутатам пожить на прожиточный минимум».

Вася, как человек воспитанный и умный, понимает, что есть такое понятие, как network, и собирает себе максимальное количество «друзей», на страницах у которых участвует в обсуждениях по всевозможным тематикам — от разрешения на ношение оружия в отдельно взятом штате далекой Америки до совершенно банальных и никому не интересных высказываний на тему его профессиональной деятельности. При этом он не любит тех, кто успешнее него, но заискивает; его основная ЦА — это неудачники, которых он «гладит» и «утешает».

Есть одно «но»: его комментариев, к сожалению, много. И это видно. И желание Васи произвести впечатление эксперта производит впечатление только на тех, кто ничего не понимает в предмете, а таких немало, надо сказать. В общем, тут тоже активная презентация — и ничего за ней.

Поэтому внимательно слушайте на первом интервью, проверяйте рекомендации, подпишитесь на потенциального сотрудника в социальных сетях и смотрите в свою ленту.

Картина третья: реалистичная

Те, кто будет составлять 80% ваших сотрудников в раскачанном бизнесе: сильные и стабильные хорошисты. Они в меру умные, ответственные, готовые хорошо работать за хорошую заработную плату. Но без того, чтобы брать на себя лишнее, не имея гарантий продвижения. Для них работа не стала смыслом жизни, а важнейшая её часть — это источник дохода.

Они хороши, способны, они хотят расти, хотят больше денег. Они готовы недолго терпеть дурь руководства и тяжелый график, понимая, что впереди у них покупка квартиры в ипотеку. Они прагматичны и это, наверное, главное, что характеризует таких сотрудников. И это очень хорошо. Потому что они будут работать, четко понимая прямую зависимость бонусов от результатов, будут готовы за это перерабатывать. Здесь очень важно, чтобы не завёлся Вася. Отличить его на словах от крепкого «хорошиста» не так и просто, а увольнять — сложно, неприятно, пахнуще.

Резюмируя: нанимайте в стартап кошек, а в раскачанный бизнес — хорошистов. И остерегайтесь Василиев.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Статьи по теме
«Любить клиента бесплатно может только профессионал»24 ноября 2015, 10:32
Телефонная книжка, Facebook и HH: семь основных способов поиска персонала в команду и оценка их эффективности19 октября 2015, 16:18
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Евгения не упомянула одну важную вещь на тему "кошек" и стартапов: люди, которые привлекаются в стартап на первом этапе в перспективе получат за своё участие и жертвы зарплатой гораздо больше (доля в проекте, руководящая должность и т.д.), чем сотрудники после них. У таких людей есть сильная мотивация жертвовать доходом сейчас, чтобы получить вдесятеро больше потом. Поэтому сравнивать положение со-основателей, либо близких к ним людей из "ядра коллектива" с теми, кто пришёл работать по найму в сформировавшийся коллектив сотрудником номер 450 просто некорректно.

И да, я понимаю, что нужно формировать имидж, но когда говорят "он живёт работой, а он работает ради зарплаты" меня передёргивает. Бизнес он существует для извлечения прибыли, так что в конечном итоге и те и другие работают ради денег. Только одни ради очень больших денег, а вторые за зарплату.

По поводу денег не все так просто, на мой взгляд.
Да, деньги нужны всем, это инструмент в нашем материальном мире. Но одни пытаются заработать, чтобы, грубо говоря, поменять мир и реинвестируют потом в космос/благотворительность/экологию/человеческий потенциал и тд, а другие просто хотят наживы и денег, чтобы комфортно жить. То есть, если обоим дать гипер крупную сумму с порога, то первому все также будет некомфортно, а второму будет норм.

По случайному совпадению большинство этих людей миллиардеры. То, что они создают общественно полезный бизнес - это хорошо, но то, что они создают этот бизнес с целью заработать - это факт, в противном случае Тесла Маска не стала бы запрещать покупать машину журналисту, который эту теслу публично раскритиковал, а Apple не стала бы вести войну за патенты (зачем вообще нужны патенты компании, основная идея которой - менять мир к лучшему?) А потому что это было, есть и будет бизнесом. А цель бизнеса - извлечение прибыли.

Просто сейчас появился спрос на "полезный бизнес", появились такие термины как "миссия компании" или "ценности бренда". Вот и всё. И пафосная риторика владельцев этих компаний - очередной PR-инструмент в погоне за новыми клиентами.

Имхо, это было всегда. Может, вы просто стали обращать внимание больше. Кстати, про миссии мне понравилось, как сказал Герман Каплун: www.facebook.com/german.kaplun/posts/10209651451982323

0

Так я и не отрицаю, что это было всегда. Этим ещё Бернейс отлично манипулировал. Я просто к тому веду, что тема выступлений меняется, а суть всего этого нет.

"Но одни пытаются заработать, чтобы, грубо говоря, поменять мир и реинвестируют потом в космос/благотворительность/экологию/человеческий потенциал и тд, а другие просто хотят наживы и денег, чтобы комфортно жить."

Вы юный стартапер ?
У всех лозунг "изменить мир, сделать его лучше"
Апл улучшает мир.
Фейсбук революция улучшил мир.
Тесла,гугл,мс.
Все улучшили мир, чтобы что ? Чтобы заработать.

И да картофельный салат на кикстартере тоже улучшил мир.

"Одни пытаются заработать, другие святые люди улучшают мир"
смишно

Евгения, найдите мне питонщика-кошку недорого?

да. и при чем тут кошки.
я аж надумал замутить стартап и нанять своего Барсика в качестве своего зама.

0

лучший коммент :)

0

слишком примитивно все - для детей до 5 лет прокатит, а мальчикам повзрослее уже можно начинать говорить про психотипы. Про роли в команде, про альфы и беты, про лидеров и кардиналов, танков и магов и прочие методики подбора Команды, а не Толпы из однотипных резюме, скандирущей хором "у девочки нет имени"

>найти их можно только в Красной книге

Хватит искать. Я здесь.

0

Ну вот я интересуюсь графиком и переработками. Потому что, если в компании постоянные переработки, есть подозрение, что у руководства проблемы с тайм-менеджментом. Либо экономят на количестве сотрудников.
И да, на работе я действительно работаю,а не как условный Петя.

Коменты шик! Статью не читал

Очень хороший труд. Согласен на 100%. Но сотрудникам не надо забывать про свои типы среди работодателей!)

0

Команду в стартапе нужно собирать из заинтересованных людей. Если человеку интересно, то он будет работать на благо компании будь-то Вася, Петя, Сеня или ещё кто-нибудь.
Вопрос о материальной стороне - нужно всегда понимать человека. Спрашивать о бонусах, холодильнике или графике вполне нормальный вопрос, ведь у всех разный образ жизни. Есть люди, у которы в определенное время тренировки. Если он заботится о том, чтоб посещать свои занятия спортом в назначенное тренером время ещё не значит, что он Василий или Петя.
Участие в дискуссии в соц-сетях не самый расово верный показатель. Что в этом плохого ? Человеку интересно дискутировать на какие-то темы, это плохо?
"Стартапы очень уже хитрый предмет, идея вон есть, а бабла ещё нет". Насмотревшись на Цукерманов и Дорси, народ решил что за красивую powerpoint презентацию можно "нанять!" людей за Like на фэйсбуке. Посмотрите, многие стартаперы(моднецкое слово, блин) начинали имея очень приличные накопления или в период обучения в ВУЗе работая в макдаке. Ребята в 30-35, которые стартапят подрабатывая в макдаке - печальное зрелище, правда? Просто народ решил, что за их прекрасную идею и завтраки люди будут вкалывать 24/7/365. Хочешь нанимать сотрудников ? Бери кредит, реализовывай идею либо честно признайся что тебе нужны ко-фаундеры и ко-инвесторы, а не сотрудники. Сотрудники мотивированы на наёмный труд, за который ты платишь деньги, чтоб человек мог посвящать себя твоему стартапу и не искать подработки на стороне чтоб не проятнуть ноги, если это не мальчик с пальчик , стдящий на глотке у мамы и папы.

P.S. - олололо, пишу этот комент в своё рабочее время, т.к. КПД моего труда расчитывается не временем, которое я просидел на жопе у компьютера, а пользеностью сделанного для фирмы.

Лучший комментарий в теме.

1

А вот сама Евгения симпатичная :D

0

А если кота Васькой назвали это приговор?

0

ну почему же, коту-то, как раз, может быть и повезло:)

0

История взлетов и падений, без явного вывода.
Разнесенные типы сотрудников, прям гуд и не гуд.
Когда-то тоже писал подобное ( theonestory.ru/?p=278 ), так как типов сотрудников больше, чем плохие и хорошие, а те что горят солнцем и прочее - все такие, когда интересная задача, но материальная часть важна тоже. И мне не 35+

0

Хорошая кошечка на фотографии :)

0

Ищут всегда в "команду", но зачисляют всегда в "штат".

Я правильно понимаю, что человек с ярлыком кошки должен не есть (не на что), не спать (некогда) и вкалывать (чтобы не просрать ответственность) ради будущей зарплаты? То есть ни о каких долях ведь речи не было.
Таких людей нет.
Либо они есть, но вы их завлекли обманом.

Ануш, нет, Вы не правильно поняли. А слова "просрать" и "обманом"- это уже какая-то Ваша личная история, простите.

Статья правильная. Мой опыт найма в том, что типов всего три: "барыга", "планктон" и "ремесленник". Первый описан в статье как "Петя", второй похож на "Васю", а третий не выражен явно.

"Барыга" всегда говорит про деньги и только деньги. Качество его работы не меняется - сколько ему не плати. "Платите мне больше и я буду работать лучше" - это попытка взять на понт. Наличие в послужном списке частой смены занятий, даже самых гнусных, но денежных.

"Планктон" - это офисный менеджер, всячески избегающий принятия решений, а значит и ответственности за них. "Платите мне много". Почему? "Потому что так положено - я же менеджер".

"Ремесленник" - самый лучший тип. Для ремесленника его занятие - смысл бытия. Он не мыслит своего существования без своей профессии, которую не меняет никогда. Поэтому, ремесленник не способен халтурить по определению; в отличие от барыги - ремесленник скорее уволится, нежели будет халтурить.

Ремесленник принимает вызовы и преодолевает их. В послужном списке они есть. Способности преодолевать и бороться - самые ценные.

Ремесленник точно знает свою ставку, но он не преследует цели обогатиться в отрыве от своей профессии. В другой хорошей статье по кадровым вопросам было сказано, что для работника нужно "убрать вопрос денег со стола". То есть, платить достаточно, чтобы работник об этом вопросе не задумывался. Вы все знаете, что когда работник постоянно задает вопросы по оплате - это не работа. Зарплата может быть разной: одни являются одинокими волками, другие с женой и двумя детьми. На чем договоритесь - это уже Ваш навык ведения переговоров и заключения сделок (навык торговаться, короче), необходымий любому руководителю - что не отменяет сказанного выше. И если договорились - платите. Умрите, но платите.

Ремесленники разделяются на мастеров и подмастерьев. Мастера - это состоявшиеся ремесленники. Для них главные вызовы - позади. Подмастерья - это ремесленники, которым вызовы еще предстоят. Таким требуется наставник. Они плохой вариант для стартапа, так как стартап не может себе возволить тратить силы/время на то, чтобы кого-то тянуть. Однако они хороший вариант для состоявшейся компании, которая обязана растить новую смену.

Мастера снимают собственное жилье. Подмастерья живут с родителями. Каждого можно отличить по доходам. У мастеров выше доход и они берут больше ответственности перед самим собой, а кто может - перед своей семьей. Из этого следует адекватность восприятия мира. Подмастерья же еще не заработали своими навыками и ответственность им неведома. Они способны на самые неадекватные поступки, так как им ничего не грозит - все равно родители не выкинут на улицу. Проанализировав, почему я по разным причинам уволил 4 работника из 6, которых нанимал, вывод оказался: четырёх уволенных объединял фактор неспособности снимать собственное жилье. Так что, это верный признак.

Вам нужно писать труды по дифференциальной психологии. (НЕТ)

0

Кошки - животные независимые. Заставить их делать что-то против своей воли - почти невозможно. А заставить необходимо, потому что всегда есть главный носитель идеи по изменению мира. То есть, конфликт кофаундеров гарантирован уже фактом их наличия (Внимательно посмотрите фильм "Социальная сеть"). Фаундер должен быть один и у него должны быть (1)деньги на найм кого нужно и (2)навыки менеджмента тех, кого нанимает. И (3)кадровые навыки - отличить "петь" и "вась" от нужных сотрудников. Лично я потратил много (1) без (2) и (3) - поэтому и делаюсь опытом. Как достать деньги - вот тут уже или вы предприниматель, или нет.

0

На собеседовании при трудоустройстве специалист может пройти десятки тестов, о нем соберут информацию в соцсетях, потратят время и... потеряют неплохого работника в результате неорганизованного рабочего процесса, отсутствия контроля, невозможностью проявить себя. Или ещё одна сторона... Большинство работодателей как раз устраивает специалист, который живет работой и на работе, работает вместо обеда и ужина, задерживается до глубокой ночи... Только вот специалисту зачем такая работа? Сколько у него шансов, что его потом отметят, компенсируют его усилия, потери здоровья и конфликты в семье. Почти нет. Всем наплевать на эту кошку, потому что она нужна пока живёт чужими (или по вашему командными) идеями. О Боже, он спросил про оплату переработок? Он мечтает о премии? Он решил, что уходить вовремя с работы это его право? Или претендует на долю за свой вклад? Да он не командный игрок... Воооон! Хорошо...но вот скажите... Готова кошка работать за идею на первом этапе, не спит, не ест, поддерживает и вписывается во все... Есть ли случаи, что у неё на руках договор, в котором ей гарантируют, а не просто обещают те самые бонусы, ради которых она пашет сейчас...

0

Умываем кошку и она резко превращается в обычную знакомую нам Валю, Галю, Свету .. .

0

> можно крупными мазками поделить сотрудников на три основные группы

Медицинский подход. Так-так, интересно.

0

Вы проделали большой труд, при написании статьи и у Вас получилось хорошее для тех, кому нужно срочно и хоть как-то дельно.

Но любая каталогизация содержит прилагательные, а о субъективности прилагательных на с Вами говорит физика, философия и National Geographic (они их практически не использовали).

Вы не подумайте - я рад тому, что вы подняли тему. Но я уверен, что Вы видите проблему глубже, чем рассказываете.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Dmitry Sokolov
Tiu.ru

Пользовался Apple Music с начала беты на Android в течении 6 месяцев, ушел на Google Play. В Apple Music подборки по поим предпочтениям просто выбешивали. Мне нравится Tiesto и Prodigy. Хочу услышать что-то подобное, так нет, пихает именно Tiesto и Prodigy. Добил меня клиент iTunes под Windows. Вечно тормозящий, дублируются купленные треки. Хотел что бы единый удобный доступ к музыке и дома и с собой. В итоге Google справился с этим лучше.

Количество платных подписчиков Apple Music достигло 20 млн
0
Mandor Sawall

Вся Большая Тройка консалтинга в сборе в этом списке (1, 3 и 11 место). Что наверно и неудивительно.

Лучшие компании США для работы в 2017 году — отчет Glassdoor
0
Stas Major

Хотел как всегда посрать в каментах, но увидел одноклассника на фото и решил сдержаться. Держитесь там!

«Ценная практика — пойти в отделение и спросить у клиентов, что они думают о твоём интерфейсе»
0
Stas Major

работаем )

«Ценная практика — пойти в отделение и спросить у клиентов, что они думают о твоём интерфейсе»
0
Stas Major

сквад - быстро и лаконично

«Ценная практика — пойти в отделение и спросить у клиентов, что они думают о твоём интерфейсе»
0
Показать еще