Лого vc.ru

Кейс из России: Как наш журнал встал в App Store на одну полку с GQ, Men's Health и Maxim

Кейс из России: Как наш журнал встал в App Store на одну полку с GQ, Men's Health и Maxim

Денис Бекларов, основатель и главный редактор журналов JORNL и «Бизнес Fun», написал для vc.ru колонку о развитии собственного медиа для iPad, ошибках и основных уроках, которые он вынес в процессе построения своего бизнеса.

Поделиться

Я хочу поделиться историей того, как маленький независимый журнал занял свою нишу в App Store рядом с гигантами мира печати. Эта статья про то, что возможно абсолютно все, главное — верить и упорно трудиться над своим проектом. Я рассказываю, как пришел к идее JORNL и как воплотил ее в жизнь, пройдя через череду ошибок, которые едва не стоили жизни журналу.

Идея

Идея журнала пришла мне в голову сама собой, когда я первый раз в жизни взял в руки iPad. Еще с детства я мечтал о собственном журнале. У меня уже был небольшой опыт работы с интернет-проектами — я запускал несколько сайтов на разные тематики, но ни один из них нельзя назвать успешным.

Вообще сложно сделать журнал из сайта. Это скорее электронная газета — нет обложки, навигация портит внешний вид, а все страницы выглядят одинаково из-за того, что сайты построены на шаблонах.

Приложение на iPad — совсем другое дело. Тут есть и обложка, и развороты во весь экран, и постраничная навигация, и возможность кастомизации каждой отдельной статьи. В общем — полный восторг.

К сожалению, на момент выхода первого iPad не было ни денег, ни понимания, ни доступных технических решений для создания своего журнала, но идея плотно засела в мозгу.

Первая реализация или подложенная свинья от Adobe

После окончания университета стало ясно, что пора действовать. Я был неплохо знаком с продуктами Adobe, особенно с InDesign и Photoshop, так как подрабатывал графическим дизайнером. В пакет Adobe Creative Cloud, который был куплен мной еще во время учебы, входил продукт под загадочной аббревиатурой DPS. Как оказалось, это было именно то, что я так давно искал.

Digital Publishing Suite представляет из себя все необходимое для того, чтобы сделать журнал для iOS. Недолго думая, я оформил подписку где-то за 350–400 евро в месяц. Довольно недорого для того, чтобы осуществить мечту. Параллельно я собирал команду. Вместе с редактором мы придумали рубрики и первые идеи для статей. Я разработал концепцию дизайна, 15 дней потратил на верстку первого номера.

Несколько суток ушло на то, чтобы создать приложение через DPS — требовалось много всего, включая сертификаты безопасности, иконки будущего приложения, описания, заглушки при загрузке и так далее. В общем, было непросто разобраться, когда совсем нет опыта, но служба поддержки Adobe была на высоте, мне все объяснили и даже оперативно исправили один из своих багов.

Я выбрал рекламную бизнес-модель. На это было несколько причин. Во-первых, мужских журналов в App Store было немного, и все они были платными. Хотелось выделяться, завоевать позиции в магазине и расположение читателей за счет бесплатности. Во-вторых, мой опыт интернет-проектов подсказывал, что люди не готовы платить за контент, да и затраты на обычный сайт на Wordpress настолько невелики, что можно жить с рекламных денег. Казалось, что с приложением будет так же.

10 дней проверки от Apple, и журнал в магазине! Было удивительно видеть свою мечту воплощенной. Настроение сильно испортилось утром следующего дня, когда, проснувшись, я увидел странное письмо от Adobe. Его суть сводилась к следующему: твои 400 бесплатных загрузок закончились, будь, пожалуйста, добр заплатить нам много денег.

Компания сильно не афишировала, что за каждую загрузку журнала читателем придется заплатить около 40 евроцентов. Даже в службе поддержки не смогли мне подробнее рассказать про эту тарифную неурядицу. Моему ужасу не было предела. Первый номер активно качали, причем совершенно бесплатно. Чтобы обеспечить работоспособность журнала, пришлось купить загрузок на несколько сотен евро. Сам же я начал искать выход из ситуации.

Вторая реализация или читай договор внимательно

Всего за неделю я успел полностью переверстать журнал под новый движок от компании MagPlus. В отличие от Adobe, они предоставляют возможность размещать номера на собственных серверах, что существенно удешевляет дело. Был быстро подписан договор, создано новое приложение, а на мою кредитку легла новая подписка в размере 450 долларов. Слава богу, договор с Adobe DPS был расторгнут вовремя, и все приключение завершилось без лишних трат.

На MagPlus мы прожили больше года. В целом, это хорошая система, можно делать необычную верстку в 2 слоя, когда фон, например, фиксирован, а текст скользит над ним.

Злую шутку сыграла со мной невнимательность и спешка. В договоре было прописано, что мне полагается 500 ГБ для скачиваний журналов бесплатно. К сожалению, тогда я не понял, что это одноразовая услуга, а не ежемесячный бонус. Поэтому, сильно не переживая, я размещал номера прямо у них. Так продолжалось несколько месяцев, пока не пришел первый полугодовой счет за хостинг. В общей сложности пришлось выложить несколько тысяч евро.

На тот момент у нас уже были рекламодатели — в основном, дилеры крупных автомобильных брендов. Каждый номер уже скачивало больше десяти тысяч человек, и мы прочно вошли в топ-3 мужских журналов в App Store. В декабре 2014 года у нас впервые было достаточно рекламных контрактов для того, чтобы выйти на окупаемость.

Я уже выпил за это бокал шампанского, когда настал черный вторник — евро больше 100 рублей за штуку. За один день мы потеряли всех рекламодателей. Вообще всех. Вместо окупаемости мы вышли на 0 рублей оборота. Но я был готов к тому, что-то снова пойдет не так, поэтому не паниковал, а начал думать.

Смена бизнес-модели

Пообщавшись с другим издателем, у которого было больше опыта в нашем нелегком деле, я пришел к выводу, что деньги тянутся к деньгам. Было решено ввести платную подписку. Благо к тому моменту уже было достаточное количество читателей, плюс хорошие позиции в App Store. Было страшно, но иного пути просто не было. К тому же, это решало ряд проблем — больше не нужно было бегать за рекламодателями, занимаясь фактически B2B, а можно было посвятить все время работе над продуктом, как полагается настоящему B2C-бизнесу.

Мы создали заявки на встроенные покупки для подписок и отдельных номеров. Дело шло к Рождеству. Перед праздниками Apple отклонили наши заявки из-за ошибок в оформлении и благополучно ушли на каникулы. Публикацию свежего номера пришлось перенести на начало января.

В первый день мы продали на несколько сотен евро. Это, наверное, самое приятное чувство на свете, когда ты понимаешь, что люди реально готовы заплатить деньги за то, что ты и твоя команда создали собственными руками. Это доказательство того, что твой продукт обречен жить, что в нем есть ценность и на него есть спрос.

Третья реализация или блеск и нищета opensource

Нам все равно долго не удавалось выйти на окупаемость, накапливались долги. Было решено, что пора снижать затраты. Пришлось урезать гонорары авторам, встал вопрос о смене движка, ведь важна была каждая копейка — журнал продавался в рублях, а MagPlus желал доллары, что повышало стоимость проекта почти в 2 раза в сравнении с прошлым годом.

Еще до самой первой версии журнала я наткнулся в интернете на бесплатный движок BakerFramework, исходники которого лежат на GitHub. Тогда эта реализация показалась слишком сложной и запутанной, да и возможности у системы, как и дизайн, были не на высоте.

После года опыта у меня уже сложилось понимание того, как должно выглядеть и работать приложение. Baker был взят и полностью переработан под эти представления. Затем больше месяца мы потратили на то, чтобы создать программу-конвертер, которая смогла бы переделать все выпуски из формата MagPlus в HTML. Пришлось разобрать их пакеты, составленные из обрезков изображений, созданных плагином к InDesign. и вывести алгоритм того, как сложить их воедино в новом формате.

Конвертер удалось сделать, но к моменту завершения стало понятно, что, во-первых, незаконно использовать reverse engineering, а во-вторых, сам формат MagPlus отвратителен. Его суть состоит в том, что созданный в InDesign макет разрезается на отдельные изображения, включая текст и остальные элементы. При этом макеты приходилось создавать и адаптировать под 12 устройств (включая 4 для Android). Такой журнал для планшета мог весить более 400 МБ. Мне это показалось глупостью, и я решил отказаться от идеи конвертера.

Мы вручную адаптировали несколько номеров под новый формат, фактически переверстав их заново, но зато остались довольны результатом. Разработанные нами шаблоны позволяли делать всего один макет, который подстраивался под все экраны автоматически и весил до 10 раз меньше. Это позволило существенно экономить на хостинге и CDN.

С первого раза приложение прошло проверку в Apple, и мы замерли в ожидании волны негатива от читателей, но все оказалось лучше, чем я предполагал. Практически никто не заметил разницу, а мы смогли экономить больше 10 тысяч долларов в год (учитывая, что сейчас журналов уже два).

Теперь у нас появилась возможность полностью контролировать как само приложение, так и backend. Мы добавляем новые функции, сами решаем, что нам нужно, а не довольствуемся тем, что предлагает нам конкретный движок. Мы, например, реализовали личный кабинет пользователя и систему наград за привлеченных ими новых читателей.

Где мы сейчас

Летом мы также запустили JORNL Woman и «JORNL Бизнес Fun», но первый закрыли через 2 месяца, так как он не вышел на нужные нам показатели. «Бизнес Fun» тоже только набирает обороты, но уже является достойным младшим братом основного журнала JORNL, постепенно набирая подписчиков.

JORNL и по сей день частенько входит в топ-5 мужских журналов в App Store и стоит обложка к обложке с такими гигантами, как GQ, Maxim и Men's Health. И пусть ниша совсем невелика, но мы гордимся нашим продуктом и нашей командой. Мы развиваем журнал и рады нашей близости с каждым его читателем.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

журнал сделать - это вам не в инстаграме хэштеги прописать! моё почтение!

0

Вот реально дельная статья!
И про ошибки, и про маленький обман от большой компании (что надо внимательно читать напечатанное мелким шрифтом)...
Сам думаю об издании глянцевого журнала...

сколько стоит размещение, если при тираже в 10 000 они гребли сотни тысяч рублей??

Рекламный разворот у нас стоил 600 евро. За это клиент получал верстку макета и целый экран, к которому прикасался каждый читатель, чтобы перейти к следующей статье, как в бумажном журнале.

0

Ну и что что прикасался? Честно говоря не понимаю почему рекламодатели сегодня готовы платить за рекламу в журналах и до сих пор не приходят на тот же ютуб. Хотя на последнем аудитория в разы больше. По привычки что ли.

Да, переходов было много, даже заявок на тест-драйвы хватало. Вообще формат довольно богатый, вы зря так. А на Ютуб идти — это ж видео надо снимать, не самое это дело простое — сделать качественный ролик.

Тоже в те годы горел идеей сделать MacWeek, еженедельник про Apple и всякие крутые гаджеты (ЦА – в основном, занятые люди, кому влом каждый день читать новости на разных сайтах).
Потом внимательно прочитал соглашение Adobe DPS, и увидел то, на чём вы попались.
Журнал хотел делать полностью фришным, зарабатывать на рекламе (как и вы), поэтому такой расклад меня не устроил.
На этом всё и кончилось :/

0

Интересная статья. Есть пара вопросов: сейчас журнал достаточно зарабатывает, чтобы содержать команду? Сколько человек у вас в команде и каковы их роли? Какой сейчас тренд у мобильных журналов, заметен ли спад/рост в России? Мне казалось, что эпоха журналов уже канула в лету...

Да, сейчас мы окупаемся. Но надо иметь в виду, что мы держим затраты на минимуме. Lean management — это про нас). Команда: над номером работает около 25 человек. Авторы и редактора. Остальное приходится делать самому, по большей части.

Рад за тебя, Дэн.

0

Спасибо, Макс! Не ожидал тебя тут увидеть!

0

C удовольствием прочитал статью) Понравился герой и философия: не получилось - делаем лучше, опять косяк - дальше делаем лучше, косяк на деньги - делаем еще лучше и так далее) Прям здорово!) Успеха автору!

Алексей, большое спасибо. А как иначе?) Ты либо делаешь, либо не делаешь. Выбирая первое, приходится также переживать и неудачи. Вам тоже удачи!

Ушел качать журнал ;) Спасибо!

0

Очень интересно было читать.
Спасибо Денису, что поделился с нами своим кейсом.
Надеюсь, что дела у вас будут идти еще лучше и не ограничитесь двумя журналами.
"Эта статья про то, что возможно абсолютно все, главное — верить и упорно трудиться над своим проектом." -- отличные слова!

0

А как продвигали в аппсторе? Тут недавно писали тоже интересную статью, что органика в аппсторе процентов 30 по игрушкам. А в вашем деле как?

В основном хардкор — чистая органика. Мы быстро получили позиции без рекламы и мотивированного траффика, благо ниша очень узкая. Нас пару раз фичирили на главной киоска и апстора.

Планируете ли сделать веб-версию? Может быть, архивы в веб выложить?

0

Есть такая версия: businessfun.club и jornl.ru, но там максимум 10% от всех материалов, пока не придумали, как смастерить paywall.

Супер статья. С технической стороны интересует вот что: 1) DPS, Magplus, ...framework c Github - они позволяют на выходе получить готовое приложение для размещения в Appstore? Если нет, то что именно на выходе, контент завернутый в специальный шаблон? 2) Схема какая: приложение в сторе, номера журналов на вашем сервере, оттуда подгружаются при покупке в программу оболочку? 3) Что вы посоветуете для MVP, чтобы проверить на примере одного номера журнала спрос? Вы наверно много вариантов проверили, опробовали, какое решение позволяет быстро и с минимальными финансовыми вложениями выпустить пробный номер в стор?

0

За последние 2 года появились новые недорогие решения, но я не располагаю экспертизой в этом вопросе, т.к. мы полностью ушли от чужих движков. Запустить 1 номер — слишком мало, чтобы прощупать почву, боюсь, что на это уйдет минимум 6 месяцев — 6 номеров.

0

Ну а первый вопрос? Вы же с этими продуктами работали.

0

Любое решение позволяет получить на выходе все, что необходимо, включая приложение и бэкэнд.

0

Скачал JORNL Бизнес Fun. Определенно интересные статьи!
Не останавливайтесь на мобильных устройствах, делайте веб-версию с платной подпиской, как например у Slon. На мобильном телефоне не всегда удобно читать, а веб-версия даст огромный приток читателей.
В любом случае, удачи в развитие!

Спасибо! В веб выкладываем материалы частично (businessfun.club), давно думаем про paywall, но пока не нашли технического решения, а писать его самим пока нет ресурсов. Именно на слона и смотрим, как на пример того, как хочется сделать. Если вы в курсе, какая технология оптимальна для этого, пишите мне тут или в соцсетях — меня легко найти.

И вообще, если кто-то разбирается в подобных решениях, буду рад помощи!

Очень классный продукт, интересный кейс. Дальнейших Успехов создателям!)

0

Спасибо, Настя! Будем стараться!

0

Почему не воспользовались Наполеонитом? Ведь у них цены очень доступны. Да и их продукт практически полностью поддерживает Adobe DPS

После неудачного опыта с Adobe не хотелось снова сесть на крючок одного решения. Да и приложение у них довольно унылое и некрасивое.

0

Интересно если у наполеонита движок унылый и некрасивый. То как вы охарактеризуете свое "творение". Я специально взял в скобки, ибо ваш движок это нечто!! Ничего более примитивного я еще не видел. Не говоря уже о вашей верстке. Наймите нормального дизайнера!!! Или ваш движок на большее не способен?

Максим, это не скобки, это кавычки.

А ими нельзя воспользоваться — у них форма на сайте не работает...
Сейчас как раз ищу нечто подобное (но не СМИ), Наполеонит был бы интересен, но они по какой-то причине отгородились.

чёт тоже не понял что с технической стороны представляет собой журнал. кто нибудь в курсе? может объяснить дураку?

"Такой журнал для планшета мог весить более 400 МБ." - это еще ничего, у Vogue первый номер вообще был около гига :)

0

За прочтением пережил каскад эмоций и флешбеков. Денис, спасибо за кейс, за смелость и упорство. Лишь один вопрос: в периоды смены подходов у вас сбивалась периодичность выхода новых номеров? Если да, то как реагировали читатели?

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Shutov Danil
Makeuphub.ru

Как у любого проекта, это публичная презентация предпроектного решения. На данной стадии обычно прикидываются основные метрики, прорабатывается концепция. что весьма важно на данном этапе.

Элон Маск анонсировал систему межпланетных перелётов и представил план колонизации Марса
0
Leo Vl

кстати из презентации непонятно как он будет от вспышек на Солнце экипаж защищать, пояс Ван Алена так далеко не распространяется.

Элон Маск анонсировал систему межпланетных перелётов и представил план колонизации Марса
0
Максим Дьяков
Geometria.ru

Хотел бы ещё почитать про то как открывался пивоварня и бар ,очень кстати хорошее место.

«Подделки принесли нам 1,5 миллиона рублей за два месяца»
0
Leo Vl

Я нечто подобное читал в советской детской книжке типа "астрономия для дошкольников", годов 60х выпуска. Графон был похуже конечно, но цифр и фактов было побольше и в целом было внятнее всё.

Элон Маск анонсировал систему межпланетных перелётов и представил план колонизации Марса
0
Nikita Tanygin

я ем только домашние пельмени :) но вы меня расстроили :(

Галерея: как на самом деле фотографируют моделей, вещи и еду для рекламы
0
Показать еще