Лого vc.ru

Как появился Озон

Как появился Озон
Поделиться
На обложке нового номера “Афиши” изображен герой нерусского интернета Марк Цукерберг, но мы хотим вернуться к недавнему материалу “Афиши” про русский интернет. Этот материал оказался настолько эпическим, что не влез в номер целиком (журнал и так получился толще Стива Баллмера). В частности, туда не уместился результат общения одного из авторов “Цукерберг позвонит” (меня) с одним из основателей интернет-магазина “Озон” (Николаем Ютановым). Важный документ эпохи так и остался бы лежать в архивах никем не прочитанным, но “Афиша” разрешила "Цукерберг позвонит" спасти его, за что ей большое стартаперское спасибо.



OZON.ru. 9 апреля 1998

Книжное издательство Terra Fantastica и разработчик программного обеспечения
Reksoft совместно запускают интернет-магазин, быстро становящийся крупнейшим в
России. Позже обе компании продадут свои доли в бизнесе, но некоторые из первых
сотрудников продолжат работать в “Озоне”.


Николай Ютанов, один из основателей "Озона", исполнительный директор "Terra
Fantastica"


Отправной точкой стало наше знакомство с основателями компании Reksoft — Дмитрием Рудаковым и Александром Егоровым. Они любили фантастику, а мы ее издавали. Сначала Reksoft сделали нам сайт (по тем временам достаточно передовое событие), затем мы c их помощью открыли в интернете книжную лавочку “Под крылом у дракона”. Заказы пошли, хотя интернет-пользователей в России по самым оптимистичным подсчетам было не более двух миллионов человек, да и те по старинке привыкли покупать книги в обычном магазине. Именно тогда Рудаков предложил: “Давайте организуем большой сетевой магазин”. Название “Озон” было выбрано и по созвучию с известным всем Amazon, и по смыслу: когда появляется озон, становится легче дышать. Сначала его писали как “оЗон”, намекая на химическую формулу озона O3, даже одним из зарегистрированных доменов стал O3.ru.

Была создана новая компания, куда обе стороны вошли как партнеры, и Reksoft взял на себя разработку, а мы занялись «рекомендатором». Тогда на него был сделан основной упор: появилась целая команда редакторов, проделавшая грандиозную работу по представлению в сети книг и фильмов. Товары были разбиты на группы: книжная фантастика, кинофантастика, книжные детективы, кинобоевики... Была даже зона поэзии, которую вела поэтесса Татьяна Вольтская. Мы создали массу материалов о фильмах и книгах, вышедших в конце 90-х и начале 2000-х. Возникали виртуальные персонажи: имя одного из таких персонажей-авторов — Cat in Black — был взят его создателем Яной Ашмариной по следам очень популярного тогда фильма “Люди в черном”. Была сделана самая интересная вещь, по тем временам в рунете еще не присутствовавшая и, по большому счету, даже в Amazon недостаточно представленная — база авторов, актеров, режиссеров, издательств и прочих реалий и персоналий. База тех структур и людей, которые создавали книги и фильмы. Все это связывалось через информационное ядро системы, созданной на основе уникальной библиографической базы AdVerbum. Был сформирован большой штат оцифровщиков — это сейчас все данные о товаре можно получить в электронном виде еще до его выхода, а тогда выходные данные каждой книги вбивались в базу вручную.

Я к тому времени был уже более десяти лет был в издательском бизнесе, а он по сути представляет собой довольно узкую группу людей, хорошо знающих друг друга. Это был наш козырь: поскольку я в эту группу входил, просто договорился с издательством АСТ, которое уже в те времена занимало значимую нишу на книжном рынке. Изложил им идею, показал, убедил, они пошли навстречу и сделали нам уникальную книжную поставку: предоставили по одному экземпляру всех книг, находившихся на тот момент у них в продаже. Основу ассортимента “Озона” на первых порах составил именно этот набор, сотрудничество оказалось удачным, и “АСТ” до сих пор остаются партнерами магазина. Другие издательства, несмотря на новизну идеи, тоже достаточно быстро приняли идею электронной торговли.

Когда в августе 1998-го грянул дефолт, издательство Terra Fantastica, как работающее на российском рынке и в рублях, оказались в абсолютно невыгодном положении. А у Reksoft основные покупатели были в Европе, удержался на плаву. В какой-то момент капиталы компаний стали несоизмеримы, мы не смогли поддерживать проект и продали “Рексофту” свою долю. В течение года мы по соглашению с ним поддерживали работу редакционной группы, но уже в упрощенном варианте: основная часть персонала была распущена.

Теперь Озон представляет собой универсальный гипермаркет необъятного размера, где можно найти практически все. Но рекомендательная функция в том объеме, в котором она задумывалась, не реализована. Не реализована и функция сетевого сообщества: на заре проекта создавался круг постоянных пользователей – клуб “Стихия Озон”. Под его эгидой даже начали издавать дорогие иллюстрированные книги, предполагаемые к распространению только среди членов клуба. Но выйти успело только две.

Я считаю, что это была эпическая работа, изменившая психологию и систему деятельностей рунета, и потраченные на нее несколько лет моей жизни считаю потраченными не зря. Рубеж, преодоленный Озоном, открыл новым героям русскоязычной сети новые горизонты развития.

Популярные статьи
Показать еще