Лого vc.ru

Виды «плохих» заказчиков и принципы работы с «хорошими»

Виды «плохих» заказчиков и принципы работы с «хорошими»

Никита Калиновский, основатель компании Intec, которая разрабатывает интеллектуальную электронику, а также аппаратное и программное обеспечение, рассказал, чем отличаются «хорошие» и «плохие» заказчики, с какими заказчиками не нужно работать вообще и как вести дела с остальными, чтобы не довести свою команду до нервного срыва.

Поделиться
Часто сталкиваюсь с жалобами айтишников на «плохих» заказчиков. Они и не знают, чего хотят, и не платят денег, и взрывают мозг своими дикими «хотелками». Однако «плохие» заказчики есть не только в ИТ — и во всех сферах они одинаковые. Мы накопили определенный опыт работы со сложными, как мы их называем, клиентами. Рассмотрим, какие они бывают и что с ними делать.

«Не плохие заказчики»

«Плохими» не являются заказчики, которые не знают, чего хотят. Если бы они точно знали, чего хотят и как это сделать, они бы сделали это без вас. Помните: вы профессионалы в вашей области, а заказчики — нет. Им можно не понимать, чего они хотят. Это ваша задача — вместе с ними сформировать понимание и дать им то, что нужно.

Также «плохими» не являются заказчики, которые меняют требования в процессе работы. Мы все занимаемся бизнесом и знаем, что ситуация на рынке меняется очень быстро. Соответственно, меняются и требования заказчика. Это нормально. Ваша задача — зафиксировать требования заказчика, оценить их, выставить ему счет, а затем обеспечить выполнение этих требований в нужном ритме и в соответствии с обговоренным и утвержденным планом работ.

Какие заказчики все-таки «плохие»

Рабовладельцы

Самый распространенный тип «плохих» заказчиков. Заплатив один раз, они захотят вас эксплуатировать бесконечно. Эти товарищи будут оставлять в договорах «закладки», которые не позволят вам в полном объеме выполнить свои обязательства, и будут в рамках одного договора заставлять вас бесконечно улучшать продукт.

Типичные примеры «закладок» в договоре или техническом задании: «Дизайн приложения должен быть эстетичным», «Программное обеспечение должно обеспечивать всю необходимую функциональность». Эти пункты не предполагают прямой количественной и качественной проверки с исчислимыми параметрами. Например, когда вы сделаете дизайн, он окажется для заказчика «недостаточно эстетичным». Или перед закрытием проекта окажется, что приложение обеспечивает не всю «необходимую функциональность», которую вы в начале проекта обсудили на словах.

Объем работ растет, бюджет проекта — нет. В итоге вы уходите в минус и либо бросаете проект (после чего заказчик тащит вас в суд и заставляет вернуть деньги), либо продолжаете над ним работать, пока не разоритесь.

Умники

Эти заказчики постоянно лезут в процесс, отвлекают сотрудников бесконечными спорами, мешают команде работать над проектом. Делают они это не потому, что хотят завалить проект. Просто они всерьез считают, что знают лучше вас, как нужно выполнить порученную работу. Им не понравится ничего из того, что вы сделаете, их перфекционизм никогда не будет удовлетворен, а вы будете бесконечно все переделывать.

Страшнее всего, что, когда вы выполните все «хотелки» заказчика, итог не будет соответствовать ни техническому заданию, ни здравому смыслу. И работать ничего, естественно, тоже не будет. А когда вы попытаетесь сдать работу, вам предъявят, что это совсем не то, что должно было получиться, что результат вашей работы кривой и косой и виноваты в этом, естественно, вы. Еще и сроки завалили по вашей вине. Итог такой же, как с «рабовладельцами» — либо суд, либо банкротство.

Заняты́е

Часто встречаются при работе с крупными организациями. Им не до вас. Они не успевают отвечать на вопросы, забывают принять работу и расплатиться. Проект растягивается по времени — бюджет при этом остается прежним. Приемка результатов вашей работы может занять несколько месяцев.

Все это время ваш проект будет блуждать между кабинетами, теряться на пыльных столах, зависать между отделами, ожидать возвращения сотрудника из отпуска и так далее. Потом один из сотрудников в одном из отделов организации заказчика найдет орфографическую ошибку — и вы снова вернетесь к началу.

Когда заказчик все-таки примет работу, его бухгалтерия обязательно выставит неустойку за срыв сроков, которая прописана в каждом договоре. И вам придется ее выплатить.

Жулики

Норовят уйти, не расплатившись, хотя получили все, что хотели. Сделают все, чтобы вы начали с ними работать, не заключив никакого договора. Будут рассказывать вам байки вроде «Да кому нужна эта дебильная бюрократия?», «Да мы же друг друга давно знаем, неужели не договоримся?» и так далее.

Потом, когда вы выполните и сдадите все работы, такие заказчики будут рассказывать, что сейчас у них временные трудности, но они вот-вот с вами расплатятся. Когда же вы начнете на них давить, они либо просто исчезнут, либо скажут что-то вроде: «Твоя работа не стоит тех денег, что ты хочешь получить, — она стоит сильно дешевле, потому что мне так сказал сосед дядя Вася, а он уж в твоей теме шарит будь здоров».

В итоге работа сделана за свой счет и подарена заказчику. Никаких оснований для того, чтобы вытащить его в суд, у вас нет.

Бандиты

Самый плохой тип «плохих» заказчиков. Их легко опознать: специфический способ ведения переговоров и бизнеса, специфический сленг, регулярный прессинг, угрозы.

Чаще всего их можно встретить в отраслях бизнеса, отличающихся высокой прибыльностью при относительно небольших вложениях, а также в областях, соприкасающихся с криминалом. Это может быть торговля алкоголем, придорожный общепит, службы такси, ночные клубы, автомобильные грузоперевозки и так далее.

Эти заказчики привыкли работать вне правового поля, поэтому любые законные меры предосторожности с ними могут не сработать.

Как обезвредить «плохих» заказчиков

Детализировать документы

Начать следует с себя — ввести культуру делового документооборота. Заключайте договор, в котором неотъемлемой частью будет техническое задание или спецификация работ.

У заказчика появились новые «хотелки»? Не вопрос. Заключаем дополнительное соглашение на изменение объемов работ, а соответственно, на изменение их сроков и стоимости. Работа завершена и принята? Подписываем акт выполненных работ.

Все ходы должны быть записаны и подписаны с двух сторон. Бюрократия ли это? Несомненно. Есть ли от нее польза? Еще какая! Вы делаете ровно то, под что подписались вы оба, и ни на грамм больше.

Структурировать и оформить рабочие процессы

Вы должны четко понимать, что вы делаете и как:

  • Из каких этапов состоит проект.
  • Кто на каком этапе принимает те или иные решения.
  • Кто взаимодействует с заказчиком и через какие каналы.

Непосредственный исполнитель должен четко знать свой объем работ, ориентироваться в плане проекта и в техническом задании. Задачи ему ставит только руководитель проектной группы и никто другой: ни заказчик, ни директор, ни бухгалтер.

Если у заказчика появляются дополнительные требования, исполнитель отсылает его к своему непосредственному руководству. И оно уже принимает решение: следует вносить изменения в техническое задание и в план работ или эти требования все же относятся к ранее утверждённому заданию и должны быть выполнены сейчас.

Предоставлять результаты работы на нескольких стадиях

Продукт никогда не получается идеальным сразу: даже Apple выпустила шесть версий смартфонов и девять версий операционных систем. Ситуация на рынке меняется — меняются и требования к продукту. Однако менять требования в процессе разработки — верный способ остаться и без денег, и без продукта.

Что делать? Вводить жесткую версионность итогового продукта. Работа над каждой версией ведется по полному комплекту оформленной проектной документации, в соответствии с внутренними рабочими процессами (см. предыдущие пункты). Все новые пожелания и улучшения переносятся в следующую версию.

Если же изменения критичны по времени и продолжать проектирование без них не имеет смысла — проект останавливается. Нужно зафиксировать результаты текущего этапа и закрыть все формальности, связанные с подписанием актов и оплатой выполненных работ. После этого проектирование начинается сначала.

Не давать заказчику висеть у вас над душой

Заказчик, который висит над душой, способен довести до психоза всю проектную команду. По большому счету, в проекте заказчик нужен только два раза: для запуска работ и для приема результатов. Вмешательство между этими двумя точками надо пресекать.

Это не значит, что с ним не надо общаться или держать в неведении — ни в коем случае. Заказчик, который не понимает, что происходит, становится нервным и начинает еще больше «выносить мозги». Он должен понимать, в каком состоянии проект сейчас, какие есть риски, есть проект в графике или нет. Но у него не должно быть возможности влиять на работу вашей команды.

Работать только по предоплате

Некоторые заказчики любят свалить, не расплатившись. Бывает, что заказчик к концу проекта вообще оказывается банкротом. Если взять предоплату, которая как минимум покроет ваши прямые расходы по проекту — при негативном сценарии вы хотя бы не останетесь в накладе.

Разбивать большие проекты на этапы

Посчастливилось получить контракт на долгий срок и большую сумму? Разумнее поступить так: разбить проект на относительно короткие этапы и в договоре привязать закрытие каждого этапа к оплате соответствующих ему выполненных работ.

Так вы рискуете только суммой окончательного расчета по текущему этапу (вы же получили по нему предоплату, верно?), а не всей суммой контракта.

Ускорить и регламентировать общение с заказчиком

Если вы работаете с большой организацией — будьте готовы, что все процессы будут протекать очень медленно. Это происходит по двум причинам:

  • В организации заказчика мало кто лично заинтересован в вашем общем проекте.
  • В большой организации сложная структура, длинные цепочки коммуникаций. Мало того, что все занимает кучу времени, — не факт, что информация, которая до вас дойдет, будет корректной (так называемый эффект испорченного телефона).
Что делать в этом случае? Найдите в организации заказчика лицо, заинтересованное в проекте, либо попросите его выделить такого человека. Причем это должно быть лицо, принимающее решения (ЛПР). Взаимодействуйте с ним напрямую, а этот человек уже будет взаимодействовать со всеми, с кем понадобится, в своей организации. У него это будет получаться ощутимо быстрее.

Также рекомендую прописать в договоре регламент ответов заказчика на ваши запросы. Например, если заказчик не ответил на запрос в течение суток, — срок проекта сдвигается на время задержки ответа.

Не работайте с бандитами. Выгоду от такой сделки нивелируют риски, которые на вас ложатся. Если уж вас угораздило связаться с такой клиентурой, примите меры безопасности:

  • Не сообщайте им никакой личной информации — ни о себе, ни о своей семье, ни о сотрудниках и их семьях.
  • Все работы ведите только «вбелую».
  • Если вы подозреваете, что ваш клиент бандит, но по отношению к вам он не совершал никаких противоправных действий, — свяжитесь с местным отделением ФСБ и поделитесь своими подозрениями. Они вам помогут.
  • Если все стало совсем плохо, единственная надежда — сотрудники МВД и ФСБ.
  • Ну либо надо просто самому быть более страшным бандитом, чем клиент.

Выполнение этих несложных рекомендаций не гарантирует, что ни один «плохой» заказчик не сможет с вами ничего сделать. Зато сильно усложнит ему жизнь, если он захочет сделать что-то за ваш счет.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Бесподобно, это пять — "Если вы подозреваете, что ваш клиент бандит, но по отношению к вам он не совершал никаких противоправных действий, — свяжитесь с местным отделением ФСБ и поделитесь своими подозрениями." Госпоже Елене Очковой можно выдавать Оскар, предварительно отжав его у ДиКаприо, поделившись сомнениями с фсб о том, что Оскар ДиКаприо выдал бандит.

Спасибо, конечно, но госпожа Елена Очкова не автор текста.

Я так понимаю, что вы предлагаете дождаться таки противоправных действий? )))

0

Вы говорите вещи, которые не совсем актуальны сейчас. Если я в чем-то кого-то подозреваю, это еще не основание бежать в фсб (почему не райотдел или учасковый), где в 99% меня с моими подозрениями пошлют нахрен, тем более если против меня никто и не совершал никаких противоправных действий. Исправьте хоть формулировку. И причем здесь фсб? Контора немного не тем занимается. В России по прямому заявлению о похищении человека начинают искать только по прошествии суток, вдруг гульнул, бедолага, а тут истерят, нагнетают.

Прошу прощения, промахнулся и ответ запостил ниже.

0

нет, это вам господа полицейские предложат)))

0

По моему опыту, да. Полиция, к сожалению, зачастую работает именно так.

0

То есть лично вы не сталкивались с бандитами, поэтому считаете, что никто в стране с ними не сталкивается и сейчас это не актуально?

То есть вы не знаете, как, чем и почему занимается ФСБ, чем оно интересуется, а чем нет, но твёрдо уверены, что я должен что-то изменить в статье?

Я вас правильно понял?

Давайте объективно. Самое главное — кто для вас бандит? Вы советуете принимать конкретные действия против определения "бандит", неплохо было бы расшифровать, у всех понимание теории разное. После понимания этой субстанции, возможно, многие вопросы прояснятся сами собой.

0

Под понятием "Бандит" в этой статье понимается человек, решающий вопросы вне правового поля.
Из моего опыта. Если вы почуяли неладное, в полицию идти бесполезно, пока не совершены противоправные действия. Это факт. ФСБ же работает немного иначе. Есть шанс, что они смогут помочь.

0

Помочь против чего? Против чувства неладного? Не,ну ок, на переговорах я увидел с десяток кг кокса россыпью и закованную в цепи прекрасную блондинку. Бандит ли чувак? Или кино снимают? У каждого свое восприятие. Где понимание "решающий вопросы вне правого поля"? Что в данном конкретном случае будет "правовое поле", кокс или весталка? Ну и под ваше определение попадает очень большое количество людей, даже вон, почта россии в последних новостях.

"Слыш, братан, мне пох на твои проблемы и мне пох что в этом сраном договоре написано! Завтра все должно быть! Я таких как ты пачками в компост утрамбовывал! Или тебя в лес вывезти, чтобы ты понятливее стал?!"
Вот это - решение вопросов вне правового поля. В полицию с этим не пойдёшь. Ведь пока не утрамбовали и не увезли. А вот в ФСБ вполне можно.
Либо, как я писал в статье, можно просто быть более страшным бандитом, чем клиент )))

В таком случае надо писать не "подозреваете, что ваш заказчик бандит", а "вашей жизни угрожают" - и не было бы никаких ехидных комментариев в начале.

0

1) Я описал самый яркий пример. Не всегда есть подобные прямые угрозы. Давление может быть совершенно разным. Тут очень важно не довести ситуацию до момента, когда все станет совсем плохо.
2) Ехидные комментарии - это проблемы ехидных комментаторов, не мои.
Как-то так.

Никита, не могли бы вы описать свой опыт, как вы ходили в ФСБ поделиться подозрением о том, что человек бандит. Мне очень интересен описанный вами прецедент. Что именно вы говорили? Как это выглядело? Какое именно это было подразделение? Кто и что вам там ответил? И в какой форме?

0

К сожалению, я не могу его тут описывать. А вас это интересует с практической точки зрения? Т.е. уже есть необходимость?

0

Нет. Просто описанная вами реальность очень отличается от моей. Но ответ я услышал именно тот, который ожидал. Так что вопросы отпали.

0

Реальность она обьективна, соответственно она не может быть моей или вашей. Ее восприятие да, может быть у каждого свое.
Если у вас есть конкретный вопрос с конкретным контекстом, напишите в личку на ФБ, попробую помочь. Если же это был праздный интерес, то извините, не все вещи я могу комментировать.

0

Думаю, все происходило так:
"Вась, еще пивка? Кстати, тут один клиент быкует, может прессанешь его чуток, все же за одной партой 10 лет сидели. А с меня еще одна сауна."

0

Нет, все происходило не так.
Хотя такие варианты тоже возможны.

0

"По большому счету, в проекте заказчик нужен только два раза: для запуска работ и для приема результатов. Вмешательство между этими двумя точками надо пресекать. " - прямая дорога к убогой формальной реализации.

Клиент 100% не захочет видеть точную реализацию того, что описано в ТЗ, потому что все мы знаем почему. Клиент не захочет платить за то, что ему не нравится. Клиент в будущем не захочет работать с тем, кто ставит его в такое неудобное положение.

В интересах исполнителя привести ЛПР, посадить у себя в офисе и начать показывать проект на всех стадиях. Это не исключает, что после каждой встречи клиент будет уходить с очередной бумажкой о допработах, но число этих встреч нужно сделать максимально большим.

Ваша общая цель - прийти к идеальному продукту.

Отчасти согласен. Однако, это работает если заказчик адекватен.
У нас был негативный опыт, когда заказчик сидел в проекте с головой в проекте и чуть ли не сам рулил разработчиками. Ставил им задачи, менял ТЗ на ходу. В итоге проект превратился в тыкву.
К тому же, если вы внимательно читали статью, то вы заметили, что там сказано, что клиент должен быть отлично информирован о состоянии проекта и о том, что и как делается, но влезать в работу команды он не должен.
А вот по поводу несоответствия итогового результата ТЗ не соглашусь. Значит ТЗ недостаточно хорошо проработано, если итоговый продукт ему не соответствует, но при этом нравится заказчику.

0

Одолжите денег, потом отдаи

0

Аффтор не умеет работать вообще.

Может быть вы умеете? Ну так расскажите нам как надо?

Да, вы предлагаете не работу работать, а в игры с заказчиком играть.

0

То есть, если вы с такими проблемами не встречались, то значат их не существует?
Я правильно понял?

0

Если Клиент должен денег с ноября 2014 г, но не отдаёт (обещает отдать плюс куча отмазов), договора нет, есть ли шанс деньги выбить? Если да, то как? Должен 25 тыс р. Переписка , тз, фотографии с проекта - все есть.
Только по сути пишите, кто сталкивался, пжлст. Заказчик из Красноярска.

0

В каком смысле? Я, правда, не понимаю)

0

Подавайте в суд и не церемоньтесь. Составьте иск, приложите договор, документы об оплате, копии переписок и в суд. Хорошо бы это сделать с помощью юриста, а то там много нюансов.
Я сам заказчик и никому не должен. Если работа выполнена, она должна быть оплачена.

0

Спасибо за поддержку. А сколько стоит в суд подать? Учитывая бумажную волокиту/юриста и тд. Все переписки, сметы, подтверждения работ - есть. Сумма-то вроде небольшая. Сотрудникам я выплатила из своих денег. И можно ли потребовать какую-нить неустойку или что-нить такое (тк эти 25 тыс сьелись инфляцией).

0

Шанс есть если на руках имеется несколько факторов:
1) с заказчиком велась переписка. пусть даже по email
2) в переписке заказчик прямо подтверждает, что работы велись и были выполнены
3) в переписке заказчик подтверждает, что он за сделанную работу должен вам денег.
Если все вышеперечисленное есть, идете к нотариусу, заверяете распечатку переписки и прикладываете ее к иску. тогда ваши шансы сильно повышаются.

0

А вот тут не согласен. Не вводите девушку в заблуждение. У нее сумма долга 25 000, она за нотариальное заверение переписки столько же отдаст.
Игра совершенно не стоит свеч.

Анастасия, забудьте про эти деньги, если нет договора. Теперь Вы на опыте знаете, зачем его следует заключать.

А сколько по деньгам займёт суд, нотариус и тд? Если не секрет.
Мне ещё посоветовали в прокуратуру, тк этот клиент ещё несколько агентств по России кинул( но доказательств на руках нет, есть отзывы в интернете).

0

А если клиент - субподрядчик у крупного бренда, можно ли обратиться напрямую к торговой марке? Или это не этично?

0

Если уверены в своей правоте, пишите крупному бренду в юридический отдел письмо. Отправляйте через почту с уведомлением. Только имейте ввиду, что он с этим брендом может работать под другим наименованием.
Про отсутствие договора, то что здесь пишут, ерунда. Если есть факт оплаты и переписка, суд это принимает на ура. Идет в ход ГК РФ. Юрист стоит примерно 5-10тыс анализ ситуации, 2-5тыс составить иск. Дорого для вашего случая, поэтому займитесь сами, получите бесценный опыт.

0

В случае выигрыша суда клиент (должник) должен возместить издержки?

0

Да, но:
а) далеко не все
б) в пределах оговоренной суммы, которую присуждает суд. Не факт, что эта сумма ваши расходы покроет.
Проконсультируйтесь с практикующим юристом. Он вам поможет оценить судебные издержки и принять решение, судиться или нет.

Господа, ну хватит девушке вселять лишние надежды.
Нет договора, не подписан и не направлялся акт, из доказательств- электронная переписка с несогласованных сторонами адресов электронной почты.
О какой положительном решении суда идет речь :)
А уж с юристом, который составляет иск за 5 000 рублей, и подавно.

Анастасия, даже не ввязывайтесь при таких раскладах. Оно того не стоит. Потеряете время и деньги.

Тут надо смотреть, сколько надо заверять. Естественно, если там 1000 листов переписки, то игра свеч не стоит. С другой стороны, если заказчик в одном письме из трёх предложений подтверждает все, то можно заверить только его и выйдет это не так уж дорого. Но, еще раз, каждую ситуацию надо рассматривать индивидуально и с практикующими юристами. Они подскажут, стоит в это лезть или нет.
Все должно быть целесообразно. Суд ради суда смысла не имеет.

0

Автор дает странные советы: "не сообщайте информации о себе." Исполнители, как правило, физлица и ИП-шники. В договоре должен быть адрес и номер паспорта. Я работаю и как заказчик со стажем и как исполнитель с еще большим стажем, мутный договор без этих данных никогда не подпишу.
В целом, заказчики отклассифицированы более-менее верно, но вот советы совсем примитивные. Почему заказчики так ведут себя объясню на своем свежем примере: разместил на fl заказ с хорошим бюджетом. Из 17 откликнувшихся - 15(!) даже не дочитали ТЗ (только заголовок), а 2 дочитавших отказались подписать договор, требовали просто БД. В итоге, был потерян месяц времени, отдал работу по знакомым по рекомендации. Когда с таким отношением сталкиваешься, начинаешь реально звереть.

Прошу прощения, промахнулся и ответ запостил ниже.

0

Так фриланс так и работает, я в свое недолгое время когда там сидел немного охреневал с того что никто не читает ТЗ, а также с бюджетов на проекты. Ощущение что у исполнителей стоят боты, которые трекают новые проекты и автоматом постят ответы.

Так и есть, у многих стоят боты. Вылезает заказ, бот автоматом шлет ответку: "Все умеем, все сделаем." Поэтому у некоторых заказчиков в конце ТЗ приписка: "Отвечаем на отклики, если в отклике написан ответ - сколько будет 9+6?". Это для примера.
Но откликаются и живые ФЛ-ы, тем не менее, % прочтения текста ТЗ редко превышает 50. Приходится уточнять: "А вы читали вот это условие? А вы обратили вот на это внимание?" Так как большинство ФЛ-ов ну очень молодые люди, то восприятие текстов у них на уровне комиксов, больше 2 абзацев не осиливают. :))))

1) не знаю как насчёт "как правило, физлица..." за почти 10 лет работы с физиками мы не работали ни разу. С ИП да. Было дело. Но очень редко. Видимо, сегмент у нас немного другой.
2) по поводу "не сообщать информацию о себе", да если вы прописываете свои реквизиты как физ.лица в договоре, тут уже никуда не денешься. Но вот рассказывать, что у вас замечательная жена и работает она там-то, а еще у вас замечательные дети и учатся они там-то, а по субботам вы гуляете в этом безлюдном парке, явно лишнее.
3) Примитивные ситуации - примитивные советы. Это же все азы. Тема про неадекватных заказчиков и рукозадых исполнителей вечная и обсосана уже со всех сторон.

0

"Тема про неадекватных заказчиков и рукозадых исполнителей вечная и обсосана уже со всех сторон."
Поэтому вы решили публично обсосать ее еще раз?

Вам не интересно? Можете не читать.

0

А если не секрет, были у вас бандиты?

0

Были. Но деталей рассказывать не могу. Извините.

1. Весь fl.ru заполонён физиками. Практически все, кто берется за работу, не хотят подписывать договор. Требуют безопасную сделку (БС).
2. Если договор подписывает ИП, то все его данные как налогоплательщика, есть в базах данных в открытом доступе. А за 200 руб - еще в развёрнутом виде. Если ты учредитель и гендиректор в ООО, то тоже есть. Найти адрес вопрос одного дня.
3. Тема вечная, согласен. Поэтому и нужно об этом вечно писать. Кто не хочет учиться на чужих ошибках, учится на своих. Пусть читают, знают.

0

1. С фрилансом никогда не работал. Подозреваю, что все так и есть. Однако БС не позволяет обезопасить и заказчика и исполнителя от целого ряда спорных ситуаций, которые, например, грамотно составленный договор хорошо разруливает. Это моё ИМХО.
2. Речь не только и не столько про адрес проживания. Речь про то, что нужно меньше болтать о себе и о своей семье. Конечно, кто захочет, всегда найдёт и выследит, однако зачем же облегчать ему работу?
3. Солидарен.

0

Отличная статья, все по полочкам

всегда это знал, но теперь буду заворачивать всех советчиков на этот "документ"

Я как фрилансер, во избежание таких проблемных заказчиков, перестраховуюсь предоплатой и ТЗ!) Один раз попалась весь своеобразная заказчица, двухдневная работа с которой растянулась на 2 месяца...но в результате мне таки удалось угодить ей и получить хоть и небольшую, но дополнительную денежную премию!)
Но к советам из статьи все-таки порой лучше прислушиваться и быть всегда на чеку...стоит только расслабиться, как не заметишь подвоха. Как говорится лучше перебдеть, чем недобдеть)))

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Sakari Sauso

Я догадываюсь, в какие компании, этот товарищ отправил резюме)))

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Андрей Малолин

У Нимакса проекты хорошие, но вот с зп действительно так себе.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Roma Schreibikus
Phrask

> Крутые дизайнеры уезжают в Москву или заграницу на большие зарплаты и проекты.

Следует читать: "мы не готовы предоставить крутому дизайнеру большую зарплату и интересные проекты"

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
1
Максим Пирогов

Интересная статья. Спасибо.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Александр Савинов

и Пусть говорят, тоже

Google запустила тестирование сервиса по оценке фильмов и тв-программ в результатах поиска
0
Показать еще