Лого vc.ru

Герман Каплун, TMT Investments: «Yahoo — невероятно недооцененная компания»

Герман Каплун, TMT Investments: «Yahoo — невероятно недооцененная компания»

Каждую неделю ЦП приглашает в гости одного интернет-деятеля, которому предлагает представить себя в роли руководителя какого-нибудь известного сервиса и провести на нём ряд реформ. На этой неделе в гостях Герман Каплун, директор по стратегическому развитию TMT Investments, бывший генеральный директор «РБК Холдинг».

Поделиться

Если бы я был директором Yahoo. Вначале давайте взглянем на то, что собой представляет эта компания.

Yahoo очень необычная компания, бренд который кажется подзабытым, чем-то старым и не очень продвинутым, но на самом деле это огромная компания, c 12 000 сотрудниками, по-прежнему 3-я по аудитории в вебе (больше только проекты Google и Facebook), зарабатывающая почти 5 млрд в год, прибыльная и крайне недооцененная компания — стоимость принадлежащих ей активов сравнима со стоимостью всей компании. Например, ей принадлежит 24% китайского Alibaba Group и 35% Yahoo Japan.

Герман Каплун, директор по стратегическому развитию TMT Investments

Но Yahoo — очень скромная компания, она не умеет говорить о своих плюсах. Еще пару-тройку лет назад Yahoo было больше Google, по анализу большинства независимых статистик. Но уже пять лет назад про это никто не знал. Google говорил: «Мы номер 1», а в Yahoo молчали. Скрывали, стеснялись, не умели — это не важно. Мы видим результат.

Yahoo — невероятно недооцененная компания.

Вся компания YAHOO стоит $35 млрд. Посчитаем ее стоимость по частям:

  • доля Yahoo в Alibaba 24% при ожидаемой оценке на IPO всей компании в $140 млрд = 33,6;
  • доля Yahoo в Yahoo Japan в 35% при оценке всей компании в $25 млрд = 8,75;
  • оборот самой Yahoo $4,67 млрд, если умножить на мультипликатор, хотя бы 5 = 23,35.

Теперь сложим все это и увидим, что у нас получилась справедливая стоимость Yahoo, как минимум равная $65,7 млрд — почти в два раза больше реальной рыночной оценки. И это при том, что я не учитывал всякие мелочи, типа Tumblr и разных прочих стартапов, $3 млрд «кеша» на счету компании и еще много чего. Почему же так дешево и что можно было бы сделать?

Когда акционеров достала ситуации со скромностью Yahoo и неспособностью расти, они позвали «варяга» Мариссу Майерс. Она известна как суперинженер, строитель бизнесов. Марисса Майерс строит новый Yahoo. Но как она его строит? Не на основе текущего. А по сути рядом. Это как если у вас есть огромный отель, он красивый и большой, но старый. И вы понимаете, что переделать его очень тяжело и вы вместо того, чтобы отремонтировать, берете и строите рядом новый корпус. Конечно, он может быть новым, современным, красивым, удобным, функциональным, но текущий бизнес — это старый отель и его вы никак не модернизируете, просто у вас по сути получается два разных проекта в одном флаконе.

В этом случае синергия используется минимально, во всяком случае, я ее качественного проявления пока не видел. Да, Марисса Майерс покупает отличные команды, показавшие возможность быстрого роста и понимание пользовательских предпочтений, закрывает текущие проекты и делает новые не менее красивые проекты. С нуля. Исходя из того, что это лучший метод получить лучшие команды для своих проектов.

Марисса Майер, президент и главный исполнительный директор Yahoo!

Знаю не по наслышке, так как TMT investments, где я один из директоров, продала проект компании Yahoo еще два года назад. Так вот — продукт убит, значит, синергии тут нет. На создание нового тратится время — минимум год. Пока супер-удачной раскрутки я не видел. По сути это такой бизнес-инкубатор по соседству с Yahoo. Но это маленький бизнес и пройдет не менее 10 лет, пока он станет большим. Если станет. Акционеры столько ждать не будут. Они будут высказывать недовольство и когда градус этого недовольства станет высоким, то они поменяют Мариссу и позовут очередного варяга. И тогда все прекрасные приобретенные команды и новые замечательные проекты могут оказаться никому не нужны.

Исходная позиция: компания с огромной аудиторией, с недостаточно высоким ростом «ревеню» и с потрясающими активами в Азии. Есть только два варианта.

Первый. Быстрый, эффективный, малорисковый – но без надежды на чудо. Распродаем компанию по частям, так как вместе все это выглядит крайне слабооцененным. На вырученные деньги ничего не покупаем, раздаем акционерам.

Второй. Более медленный, но потенциально дающий гораздо большую перспективу. Превращаем Yahoo в инвестиционный фонд. В портфеле уже есть два потрясающих проекта, которые долго будут расти: Alibaba и Yahoo Japan. Это основа фонда. И даже имея только это, будет легко привлечь в фонд новые деньги в случае необходимости. Запущенные Мариссой стартапы превращаем в отдельный реальный инкубатор и реальные компании с отдельной структурой собственности и огромными опционами для менеджмента (по результатам, конечно).

Прекращаем покупать маленькие компании. Покупаем проекты с капитализацией минимум $50-100 млн, показавшие хорошую динамику, имеющие перспективу и синергию с остатками Yahoo. Покупать команды, чтобы они начинали делать проекты с нуля или маленькие стартапы, бессмысленно. Это микросделки для такого большого фонда и результат будем ждать 10 лет. А компании с капитализацией около $100 млн могут показать заметный результат уже через три года.

Покупать команды, чтобы они начинали делать проекты с нуля, бессмысленно.

Кстати, я попробовал бы купить Saxo Bank или другой подобный проект, так как Yahoo Finance до сих пор имеет огромную популярность и правильную аудиторию. Flipbord год назад был оценен в 800 млн и я не думаю, что Yahoo News меньше читают. Но никто их никак не оценивает. Короче, дробим Yahoo на разные компании, везде где возможно и получаем возможность все это оценивать и смотреть на динамику не целиком, а по частям.

Акционеры, которым не нравится подобная структура, продадут акции, а новые акционеры, которых такая структура очень устраивает, будут гораздо более долгосрочными. И компания получит время на то, чтобы доказать эффективность новой стратегии. Для того, чтобы фонд показал отличный результат, для этого нужно время. В данном случае гораздо меньше, чем фонд, который бы был создан с нуля.

Статьи по теме
Александр Амзин: 5 шагов, которые могут помочь Twitter избежать кризиса20 мая 2014, 18:03
Руководитель Surfingbird Сергей Шалаев: «Ненавижу iTunes»05 июня 2014, 19:11
Герман Клименко: как выжить «Рамблеру»29 апреля 2014, 14:50
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Это уже не реформа, а 1) разрушение 2) революция.

0

Либо аффтор — гений, а инвесторы и менеджмент Yahoo — дураки, либо наоборот))

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Елена Богатырева

Илья, тут нет рецепта. Вы экономите на свой страх и риск или проверяете. Мастер не может зависеть от исхода сделки. Он свою работу сделал. Примерно как с вашим здоровьем. Вы делаете обследование. Как часто и насколько разные методики используются - ваше решение.

DamProdam — сайт покупки-продажи подержанной техники
0
Данил Петрусёв

Сук, я так себе велосипед не закажу никогда такими темпами

Власти России намерены снизить беспошлинный порог для ввоза интернет-посылок до 500 евро с середины 2018 года
0
Pavel Molchanov
SoftProducers

Я клиент Агавы

Регистратор Reg.ru приобрёл старейшего российского хостинг-провайдера Agava
0
Alexander Dembovski

Рэйчика уважаем!

PewDiePie сохранил лидерство в рейтинге самых высокооплачиваемых YouTube-блогеров по версии Forbes
0
Yevgeniy Rozenblat

Про многомиллионные откаты и заносы ни слова?

Почему корпоративных клиентов не интересуют скидки
0
Показать еще