Лого vc.ru

Сладкие цифры

Сладкие цифры

2 ноября Activision Blizzard купила разработчика мобильных игр King за $5,9 млрд. Обозреватель vc.ru изучил историю компании, которая выпустила самую скачиваемую мобильную игру за всю историю — Candy Crush Saga.

Поделиться
Сооснователь King Рикардо Заккони

«Как видите, все они довольно старые», — сказал операционный директор King Стефане Курган, показывая фото сооснователей компании на конференции Wired 2015. Из семи людей, создавших King в 2003 году, в компании осталось пятеро и каждому из них далеко за 40. Своей фразой Курган подчеркивал, что успех игровой студии не случайность — за ним стоят годы тяжелой работы.

Сооснователь King Рикардо Заккони родился в Риме. После десяти лет работы в консалтинге, он переехал в Лондон, где стал вице-президентом по маркетингу сервиса знакомств uDate. В 2003 году основатель uDate Мэлвин Моррис продал сервис за $150 млн конкуренту Match.com. Заккони и еще один сотрудник uDate Тоби Роулэнд покинули компанию и основали King Digital Entertainment.

К сожалению, Тоби Роулэнду не повезло. С 2003 по 2008 год он делил должность руководителя с Заккони. В 2011 году он продал свою долю за $3 млн, буквально за несколько месяцев до запуска первой крупной игры на Facebook. Сейчас это же количество акций стоит в 300 раз больше — почти миллиард.

Сооснователи договорились о том, что никто из них не будет получать зарплату первый год. Для Заккони это стало проблемой — денег было не слишком много и ему приходилось снимать комнату у своего друга.

Но еще большей проблемой было то, что Facebook — площадка, которая затем принесёт компании миллионы — еще не появилась. Поэтому первые игры King выходили на веб-порталах AOL, MSN и Yahoo. По словам Заккони, на этих сайтах был огромный трафик, но никто не знал, как его монетизировать.

King разработали свою систему монетизации для веб-порталов. Суть была следующей: игроки могли участвовать в турнирах, вкладывая реальные и виртуальные деньги. Если деньги были реальными — площадка забирала 25% выигрыша победителя.

Система сработала, но не так хорошо, как хотелось бы. Заккони вспоминает, что за 2003 год она принесла компании 14 000 евро. Но расходы росли и этого было недостаточно, поэтому сооснователи обратились к Моррису, который после продажи uDate получил $150 млн. Моррис купил долю в компании и инвестировал 500 000 евро. King продолжила выпускать казуальные игры на веб-порталах и своём сайте. Компания уже была узнаваемой — её штат насчитывал более 100 сотрудников с офисами в США и Германии.

Затем инвестиций стало еще больше. К 2005 году King оценивалась уже в $35 млн. Это позволило компании перейти на новый уровень. Компания приобрела домен King.com, вместо предыдущего Midasplayer.com, который они всегда считали сложным для произношения.

Мы купили King.com за $1 млн у человека, который использовал его в качестве почтового домена для переписки с родственниками.

Эра Facebook

В 2005 году Facebook уже существовал, но сторонние разработчики получили возможность создавать игры и приложения лишь через два года. Несмотря на это, аудитория браузерных игр сокращалась. В 2009 году посещаемость игровой секции Yahoo упала с 23 млн до 14 всего за один год. Рост компании замедлился, а при встрече с партнёрами основатели King описывали состояние на рынке, как «F by F» (F*cked by Facebook).

В октябре 2010 года компания анонсировала существенные изменения. Половина команды веб-разработки распускалась, а разработкой игр для Facebook начинал заниматься целый новый отдел. Для экспертов перемены выглядели как предсмертные метания. Считалось, что компания не сможет адаптироваться под новую платформу.

Операционный директор King Стефане Курган вспоминает, что King выпустила первую игру для социальной сети в 2009 году, но полностью переориентировалась на Facebook лишь в 2011. В то время еще один крупный разработчик игр Zynga уже уходил с Facebook, мотивируя это тем, что платформа не выдержит конкуренции с мобильными играми.

Из пяти первых игр King одна провалилась, три стали более-менее успешными и одна стала успехом — Bubble Witch Saga. Красочная графика и простая концепция понравились пользователям, а игра начала монетизироваться настолько хорошо, что привлекла внимание конкурентов и самой социальной сети.

Bubble Witch Saga

Слово «Saga» стало появляться во всех последующих играх King. Дошло до крайностей — студия зарегистрировала слово «Saga» как торговую марку, а в 2014 году судилась с разработчиком игры The Banner Saga — студией Stoic. Впоследствии, представители King забрали жалобу из суда.

Следующим релизом стала не такая успешная Pyramid Solitaire Saga, а после неё компания выпустила ту игру, которая до сих пор приносит ей 30% прибыли — Candy Crush Saga.

Дорога в мобайл

Для неискушенного пользователя найти отличия между Candy Crush Saga и другими играми King непросто. Все они выглядят красочно и мультяшно, сопровождаются специфическим звуковым сопровождением и преследуют схожие механики. К примеру, в Bubble Witch игрок стреляет шариком в другие шарики такого же цвета, чтобы они исчезли, если их становится больше трёх. В Candy Crush Saga же нужно передвигать шарики одного цвета в линии для этой же цели.

Однако при создании Candy Crush Saga студия использовала весь опыт и наработки. Механика игры была понятна даже трёхлетнему ребёнку — упор был сделан на простоту. По словам Стефане Кургана, примерно в это время компания увидела потенциал и постоянно растущую аудиторию мобильных игр, и стала адаптировать старые и выпускать новые игры для iOS и Android.

В 2013 году в блоге сервиса мобильной аналитики App Annie вышла заметка со статистикой самых популярных игр для iOS и Android. Согласно ей, к маю 2013 Candy Crush Saga стала самой скачиваемой игрой на обеих мобильных платформах, обойдя Angry Birds, Iron Man 3 и Fast & Furious 6. King также заняли 3 место по количеству прибыли за месяц, имея всего 3 игры. Для сравнения — Electronic Arts с 829 играми заняли 4 место.

Анализируя успех игры, редактор издания Readwrite Дэн Ровински сказал:

Непонятно, как такая обычная игра стала настолько успешной. Candy Crush Saga — это как Bejeweled, только с конфетами.

Вице-президент по коммуникациям App Annie Маркос Санчез также заявил, что их аналитики не смогли найти в игре особенного или уникального элемента, который принёс ей успех.

Но операционный директор King Стефане Курган вряд ли бы с ними согласился. Выступая на конференции Wired 2015, он рассказал о том, как студия создаёт игры. Весь процесс поделён на 5 этапов:

  1. Искусство.
  2. Разработка.
  3. Наука.
  4. Технология.
  5. Маркетинг.

На третий этап тратится огромное количество ресурсов. В компании есть целый отдел, который занимается статистикой и математикой, исследует поведение игроков и их реакцию на игровой процесс. За, казалось бы, простейшей концепцией Candy Crush Saga стоят годы аналитики и разработки, если быть точным, King разрабатывали её 7 лет.

Лишь в App Store Candy Crush Saga ежедневно зарабатывает более $100 тысяч и является самой скачиваемой мобильной игрой за всю историю. Курган указывает на еще одну впечатляющую цифру. 44% — такова узнаваемость бренда в США. То есть, практически каждый второй житель знает, что такое Candy Crush Saga.

Неудачное IPO

Видя успех Candy Crush Saga, основатели задумались о выходе на IPO. В феврале 2014 года компания подала заявку для выхода на биржу. Общая стоимость акций, доступных для покупки, составляла $500 млн.

Компания вышла на биржу в марте. Стоимость одной акции составляла $22,5, а общая оценка — $7,6 млрд. Спустя три месяца, основатель Рикардо Заккони сказал, что IPO King стало одним из самых крупных и прибыльных в истории. Он лукавил. Компания действительно удвоила свою прибыль до $127 млн и утроила доход до $606 млн, однако само IPO было провальным.

Руководство компании во время торгов

В первый же день публичных торгов цена одной акции упала на 15% и уже не поднялась выше этого уровня. Недооценку стоимости компании связали с несколькими факторами. Во-первых, King сложно назвать стабильной — почти всю выручку генерируют 3 игры. Во-вторых, эксперты считают, что основатели неправильно выбрали время для выхода на IPO. Как раз весной 2014 инвесторы стали более осторожно распоряжаться деньгами, боясь того, что рынок ждёт повторение пузыря доткомов.

Операционный директор King Стефане Курган вспоминает:

У нас не было плана Б. Когда мы поняли, что IPO неуспешно, мы пообщались с прессой, отправили комментарии, сели и продолжили работать дальше.

Курган считает, что неудача не смогла вывести компанию из равновесия. Подтверждая свои слова, он вспоминает о Candy Crush Soda — успешной игре, вышедшей после iPO.

Activision и будущее

Второго ноября King была куплена компанией Activision Blizzard, которая создала серии игр Call of Duty, Warcraft, Quake и другие. Сумма сделки составила $5,9 млрд. Это в два с половиной раза больше, чем сумма, которую Microsoft заплатила за покупку разработчика Minecraft.

Эксперты считают, что покупка обусловлена желанием Activision Blizzard выйти на рынок мобильных игр. Большинство игр компании выпущены на консолях и компьютерах, а на мобильные игры приходится всего 5% выручки.

В King же 9 из 12 студий направлены на разработку мобильных игр. Ежемесячно в них играет более 340 млн игроков. Сервера King.com обрабатывают 15 млрд событий каждый день и могут выдерживать до 9 млн игроков одновременно.

Успех компании манит к ней потенциальных сотрудников — за 2014 год King получила 56 000 резюме от соискателей. Из них в компанию устроились чуть менее 1 000 человек. «Доходило до того, что мы нанимали 98 человек в месяц», — вспоминает Курган. Каждый месяц штат компании увеличивался на 12%.

Чтобы попасть на работу в King, нужно пройти 6 собеседований. Одно из них с сооснователем, еще одно — с сотрудником другого отдела. Однако после прочтения книги вице-президента Google Лазло Бока «Work Rules!», Курган понял, что они поступают неправильно: «Сократим до 4, так эффективнее».

4 ноября компания выпустила финансовый отчет за третий квартал 2015 года. В нём она рассказала о $920 млн наличных денег, $480 млн прибыли и объяснила спад в показателях в сравнении со 2 кварталом:

Спад обусловлен тем, что наша крупнейшая франшиза Candy Crush Saga всё еще взрослеет и развивается.

Согласно отчету, компания продолжает попытки диверсифицировать источники дохода и выпускает новые игры. Последняя называется Blossom Blast Saga. Но ей вряд ли удастся повторить успех Candy Crush Saga — внешний вид и механики слишком схожи, а средний рейтинг игры в App Store составляет всего 2 звезды.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Был в гостях у них. У компании шикарный офис в центре Лондона на верхнем этаже.

Виды вокруг - заглядение ^^

0

"удвоила свои обороты до $127 млн и утроила прибыль до $606 млн"
Ребята по версии ЦП какой-то наркотой торгуют, не иначе:
На каждый 1 доллар оборота - 5 долларов прибыли :)

Опять "новая девочка" статью писала?

"King также заняли 3 место по количеству прибыли за месяц, имея всего 3 игры. Для сравнения — Electronic Arts с 829 играми заняли 4 место."

какое же EA гамно (

"Спад обусловлен тем, что наша крупнейшая франшиза Candy Crush Saga всё еще взрослеет и развивается."

Вот это отмазы, и такое прокатывает с их инвесторами?

0

Последний абзац:"внешний и механики слишком сложны" реальный автор и переводчик статьи Google translate?

0

а какую статью по вашему мнению переводили?

0

Всё хорошо, но это ж каким нужно быть самовлюбленным и напыщенным чтобы назвать свою компанию - "Король")))

0

Как корабль назовешь, так он и поплывет. И как мы видим поплыл он у них очень не плохо :-)

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Kirill Pankin

Смерть? Почему смерть? Целиком успешный стартап. Просто его реальный бизнес-план не был озвучен.

Смерть стартапа: Как создатели «умного» кольца BioRing собрали $460 тысяч на краудфандинге и исчезли
0
Prolis Labkk
Bpsimulator

Пономарев в 2010 сдал икеевской "Меге" в аренду дизельные генераторы, а потом не забрал их и потребовал аренду и штрафы.

Суд отменил арест 9 млрд рублей IKEA после вмешательства бизнес-омбудсмена Бориса Титова
0
Denis Sudak

" Это отличная фишка от Google, которую, к сожалению, не многие используют." Ну почему немногие используют. Этот инструмент и многое другое, что описано в статье (очень интересной кстати спасибо) используется в любом современном и уважающем себя агентстве по контекстной рекламе, например, ive агентство, которое настраивало нам рекламные материалы.

Пять лайфхаков Google AdWords при настройке рекламной кампании
0
Vladimir Alexeev

Да, помню было время переделывал iOS приложение данной студии (65apps). Денег изначально было потрачено более 1 млн. руб и ничего не работало на выходе.

Думаю лучший способ сэкономить, это не иметь дело с автором ))

8 способов сэкономить на разработке мобильного приложения
0
Lera Slavgorodskaya

а что вас в корзине смутило? или вы не допускаете, что cr из корзины в покупку тоже мог вырасти?

Пять лайфхаков Google AdWords при настройке рекламной кампании
1
Показать еще