Лого vc.ru

Конец отношений Ведомостей и ВКонтакте

Конец отношений Ведомостей и ВКонтакте
Поделиться
В середине пятницы во взаимоотношениях газеты Ведомости и социальной сети ВКонтакте была поставлена первая жирная точка. Не совсем понятно, завершающий ли это знак препинания или мы имеем дело как минимум с троеточием, но хотелось бы а) проследить за развитием событий (которое, как нам кажется, многие упустили из-за происходящего в столице) и б) понять, к чему это может привести в дальнейшем.
13 апреля

ВКонтакте объявляет об очередном нововведении - функция предпросмотра. Ссылка на ряд отобранных сайтов дополняется кнопкой "Просмотреть", нажимая на которую пользователь соцсети видит удобный для чтения контент, который робот забрал с сайта-носителя и закэшировал у себя. Обновления, реклама, дополнительные, и, возможно, полезные штуки на сайте не попадут в этот кэш (как это неудобно можно увидеть на примере предпросмотра ВК здесь и оригинального поста, в котором появилось 11 обновлений и 250 комментариев).

В окне предпросмотра, впрочем, можно перейти к официальному сообществу, которое принадлежит сайту-поставщику контента.


19 апреля

Руководитель интернет-проектов газеты Ведомости Виктор Саксон заявляет "предпросмотр содержимого ссылок, опубликованных пользователями "ВКонтакте", прямо в соцсети нарушает авторские права издания как производителя контента."

Саксон пообещал отправить "в пятницу, 20 апреля, письмо администрации "ВКонтакте", в котором потребует убрать такой функционал."


3 мая

Технические специалисты газеты Ведомости добавили какой-то хитрый хак, который препятствует работе нововведения ВКонтакте и не дает пользователям увидеть контент внутри сети.


5 мая

На своей странице в Фейсбуке Виктор Саксон публично анонсирует хак, который заставляет пользователей ВК переходить на сайт Ведомостей:


11 мая

ВКонтакте делает все ссылки на домен vedomosti.ru неактивными. Для того, чтобы перейти по ссылке пользователю нужно скопировать ссылку и вставить ее в адресную строку. Мы заметили это одними из первых, потом об этом написали все остальные:



Официальная позиция ВКонтакте, которую озвучил пресс-секретарь Владислав Цыплухин:
Так как vedomosti.ru умышленно препятствуют работе скрипта ВКонтакте, который индексирует и проверяет веб-страницы, на которые ссылаются пользователи, мы больше не имеем возможности подсвечивать ссылки с домена vedomosti.ru. Приносим извинения за доставленные неудобства

12 мая

Официальный анонс от Ведомостей на своей странице ВКонтакте. Детально описав ситуацию, представитель Ведомостей рассказал подписчикам страницы все то, что вы уже знаете из текста выше и попрощался:
Мы вынуждены извиниться перед нашими читателями в сети «Вконтакте» в связи с тем, что до разрешения создавшейся ситуации виджеты этой соцсети на сайте Vedomosti.ru будут отключены.

В редакционном блоге Ведомостей появился пост, который подытоживает почти месячные перетаскивания одеяла.
«Ведомости» препятствуют несанкционированному и незаконному воспроизведению полных текстов статей со своего сайта. Поэтому мы обратились к администрации соцсети «Вконтакте» с просьбой вернуться к прежней корректной модели работы с публикациями «Ведомостей». Не получив ответа, мы приняли технические меры, которые не позволяют скрипту «Вконтакте» получать полные тексты наших публикаций.

Управляющий директор компании-издателя в письме, направленном на адрес Павла Дурова, заявил:
Если наше безответное заявление о необходимости ведения цивилизованного бизнеса и действия по защите наших прав вызвали такую ответную реакцию, о которой рассказал г-н Цыплухин, мне остается только констатировать, что, во-первых, мое обращение к Вам с просьбой устранить технический сбой было верхом наивности. Ну а во-вторых, как теперь может видеть все интернет-сообщество, к сожалению, уважение авторских прав и ведение цивилизованного бизнеса не входит в число приоритетов Вашей компании.





На этом факты заканчиваются, можно теперь спокойно посмотреть, что происходило в это время вокруг.

Нетрудно заметить, что комментарии по этой теме ВКонтакте носят более-менее однозначный характер. "Ведомости - самая жадная компания", "ВКонтакте в очереднй раз всем все доказали" и т.д. в этом духе:







На Фейсбуке и в комментариях на сайте Ведомостей комментарии другие - от "Что такое ВКонтакте?" до "Пойду удалю там аккаунт"





Для того, чтобы более полно видеть ситуацию, нужно понимать - чем рискует газета Ведомости, прекращая все отношения с ВКонтактом? Как сначала на словах заявил Виктор Саксон, а потом и выложил PDF файл со статистикой из Google Analytics за последний месяц, действительно, трафик из ВКонтакте составляет менее 1% (63.000 переходов в месяц при 7.182.000 переходах вообще)



Вот полный скриншот. Видно, что учитывая качество (средний показатель отказов 70%), мизерную долю трафика из соцсети, отказываясь от сотрудничества с ВКонтактом, Ведомости вряд ли преследовали какую-то корыстную цель.

Сообщество Ведомостей ВКонтакте имеет около 40,000 подписчиков. На Фейсбуке - 260 тысяч. Очевидно, что ВКонтакт - далеко не самая приоритетная площадка для деловой газеты.



Нужно также помнить, что контент Ведомостей через какое-то время становится закрытым, и доступным только для подписчиков электоронной версии. Кэш ВКонтакта, естественно, не знает ничего про этот paywall и тексты в нем будут доступны всегда и без ограничений. Вот что видит обычный человек без подписки, когда пытается открыть новость декабря 2011 года:



Наверняка подобная дискриминация, при которой обычные люди должны платить за неактуальный контент, а пользователи ВКонтакта, пусть и не самая целевая аудитория, может смотреть все, всегда и бесплатно, стала одной из причин развития ситуации. Как мы видим, другие сайты с бесплатным пока не очень переживают по поводу нововведений ВКонтакте, пока.

Например, Коммерсанта, похоже, вообще нет в ВКонтакте (UPD: есть). У Слона кнопка "Просмотреть" маленькая и незаметная, они к каждой новости ставят картинку, это приводит к такой вот трансформации этой кнопки:


Бонусом - интересная дискуссия с участием СЕО ВКонтакте:



Жесткие дискуссии насчет того, то предпросмотр убивает газеты, журналы, морит детей голодом и вообще является абсолютным злом заслуживают отдельного рассмотрения.

Например, если у пользователя есть выбор - воспользоваться функцией предпросмотра илиперейти на сайт, разве очевидно, что он выберет первое? Если я давний фанат Ведомостей, люблю читать мелкий текст в привычном дизайне, в обрамлении полудюжины баннеров и спецпредложений, разве я не буду продолжать это делать? Или комментарии, которые, я надеюсь, никогда не попадут в предпросмотр? На наш сайт многие люди заходят в первую очередь за взвешенными экспертными мнениями в комментариях.

На примере нашей статистики можно сравнить - насколько упал прямой трафик из ВКонтакте на наш сайт, после введения функции предпросмотра.

Для сравнения мы взяли два периода: с 13 марта по 13 апреля (до введения) и с 14 апреля по 13 мая (после введения предпросмотра)

 

В этом случае из ~110.000 посещений ВКонтакте принес 16.600 или около 15.5%

[caption id="" align="aligncenter" width="819"] Месяц до предпросмотра[/caption]


В этом случае из ~140.000 посещений ВКонтакте принес 21.000 или около 15.2%




[caption id="" align="aligncenter" width="814"] Месяц после предпросмотра[/caption]




Естественно, есть специфика сайта и много других факторов, которые у всех влияют на все по-разному, но похоже что на посещении Цукерберг Позвонит функция предпросмотра никак не сказалась. Ни в отрицательную сторону, ни в, что грустно, в положительную.

Можно предположить, что более активное ведение группы и медленный рост участников должен был бы принести больше трафика - но он и принес (16К vs 21К), ВКонтакт вырос пропорциально общему росту.

Наверняка у других сайтов другие цифры, было бы интересно посмотреть (кому не жалко).




Наверное стоит ожидать какого-то развития ситуации, судя по посту у Ксении Болецкой, последнее слово еще не сказал пресс-секретарь №1:



Можно попытаться сделать какие-то выводы из произошедшего. Например.

  • Для некоторых сайтов функция предпросмотра не привела, вопреки ожиданиям, к снижению трафика из ВКонтакте. Что, естественно, не исключает того, что это произойдет в ближайшем будущем, когда пользователи к ней привыкнут.

  • Для некоторых сайтов предпросмотр должен был уменьшить количество трафика из ВКонтакта. Сайты, у которых такой трафик составляет значительную часть общего, попали в сложную ситуацию. Отрубить предпросмотр, как Ведомости, они не могут, но количество просмотров (реклама все-таки остается одним из основных статей доходов медийных проектов) и прибыль уменьшается.

  • С помощью технических средств можно препятствовать предпросмотру из ВКонтакта. Непонятно, зачем это делать - это не помогает ни пользователям, которые из двух вариантов вынуждены выбирать один, работающий (переход на сайт), ни владельцам сайтов - пример Ведомостей, конфликт с ВКонтактом для которых обернулся потерей аудитории, пусть мизерной и нецелевой.

  • Можно отключать предпросмотр вручную, крестиком на каждой новости. Не самая приятная работа, но хоть какой-то выход из ситуации. Несмотря на то, что некоторые считают, что есть какие-то договоренности между ВК и СМИ, у нас получилось взять у пресс-секретаря ВКонтакте комментарий, согласно которому никаких преференций для тех или иных сайтов не существует, правила для всех одинаковые.


Кстати, говоря про "удобство пользователей" - кто-то вообще их спрашивал - нужен ли им этот предпросмотр? Удобен ли? Судя по статистике группы того же Слона, на последнюю новость, за 3 дня, при 30.000 подписчиков, нажали 8 раз.



Как-то не очень похоже на востребованную штуку, ради которой можно настроить против ВКонтакте половину медиапроектов. Надеюсь у Фейсбука такое не скоро появится.
Популярные статьи
Показать еще