Лого vc.ru

Коворкинг, деньги, две соцсети

Коворкинг, деньги, две соцсети
Поделиться
В Питере нет ни Рэд Эспрессо, ни Старбакса, ни Красного Октября, так что стартаперам и маркетологам, казалось бы, в таком гиблом месте работать невозможно. Но в Питере есть Юрий Лифшиц, с недавних пор в одиночку заменяющий все перечисленное. Летом он собрал всех продвинутых стартаперов города на мероприятии Geek Picnic, осенью они толпились у входа в его квартирный коворкинг-проект HomeWork, зимой смотрели образовательное видео на сайте его премии "ВниманиеТВ" (получившей грант мильнеро-дуровского фонда StartFellows). А в эту пятницу, за несколько дней до наступления весны, Лифшиц открывает в одном здании с известным лофт-проектом "Этажи" коворкинг-центр "Зона действия" – и нет сомнений, что стартаперская тропа туда не зарастет. Поэтому наш человек в Питере Евгений Трифонов побывал с Лифшицем в помещении центра, где еще вовсю идет ремонт, и расспросил его обо всем, что мы любим: продвижении в соцсетях, дележе денег и так далее.

Юрий Лифшиц на фоне ремонта и Instagram-фильтра




– Что вообще сейчас в Питере с коворкингом? Много у вас конкурентов, где можно арендовать рабочее место и приходить со своим ноутбуком?
Есть пара мест, но это офисные коворкинги, где речь идет исключительно о квадратных метрах и рублях. И люди сравнивают их попросту по тому, где смогут сэкономить денег. А мы хотим создать что-то бесценное, за что люди захотят платить не из расчета за квадратный метр, а примерно как за концерт. Если ты любишь группу "Сплин", ты же не пойдешь вместо ее концерта на "ДДТ", потому что там билет на сто рублей дешевле? Ты пойдешь на ту группу, которую любишь. Мы хотим создать место, где люди захотят быть частью сообщества. Большим преимуществом по сравнению с другими коворкингами станет ивент-зона: у нас будет большая событийная программа, в первую очередь, образовательная.

– Но ведь многие удаленные работники идут в коворкинг-центр из-за того, что дома родные отвлекают и атмосфера получается не слишком рабочей. Стремление к сообществу и событийная программа не приведут к тем же самым неудобствам?
Мы верим в сосуществование возможности углубленно поработать и возможности поучаствовать в жизни сообщества. В этом помогут жесткие правила зонирования и временных рамок. Например, в основной зоне нельзя арендовать места тем, у кого работа связана с постоянными звонками – они мешали бы окружающим. Активно работать все будут днем, а мероприятия проходить вечером. И так далее. Это сложно, такой конфликт есть у любого коворкинга, но мы верим, что получится.

– Вы место выбрали не случайно, тут в "Этажах" куча ваших потенциальных клиентов тусуется. Предполагаете, что де-факто произойдет объединение с "Этажами" в культурный кластер вроде московского "Красного Октября", где творческие люди и работают, и по галереям ходят, и кофе пьют, и с террасы эффектным видом любуются?
Да, так определенно можно сказать. Помимо "Этажей", я бы еще упомянул дизайн-клуб "ДеЛа'Рук" в следующем дворе, это крупнейшее в Питере объединение людей, занимающихся hand-made. В Петербурге уже существуют отличные творческие сообщества (например, вокруг Monochrome Loft или кофейни Coffee Station), но туда ходят не работать. И уже есть коворкинги, где работают, но не общаются. А вместе это обычно не сходилось, и теперь мы намерены совместить. Есть некоторые идейно близкие места, но думаю, что здесь, на бывшей территории Смольнинского хлебозавода, теперь самое сильное место – ну или одно из самых.

Эффектный вид с террасы


– Вы принимаете предзаказы на аренду мест – уже ясно, кто их больше всего оставляет? Стартаперы, дизайнеры или еще кто-то?
У нас есть большая группа лингвистов и переводчиков, при слове "коворкинг" никто о них не вспоминает, а ведь они тоже работают удаленно. Второе – да, конечно, программисты и интернет-предприниматели. Дальше идут медиа в самом широком смысле, от пишущих журналистов до видеомонтажеров, и дизайнеры.

– Займемся нашим любимым делом – пересчитаем деньги в чужом стартаперском кармане. Если не секрет, на чьи средства открываетесь и на какую прибыль рассчитываете?
Не секрет. Проект создан мной и Анной Прилуцкой, начальные средства тоже наши с ней. У нас есть точка окупаемости – 500 000 рублей в месяц. Мы предполагаем, что оборот будет в вилке от 300 000 до 700 000. Если получится меньше 500 000, проект будет убыточным, но я готов вложить в него часть полученных от Дурова и Мильнера денег, какие-то собственные. Для меня этот проект важен, потому что это, в частности, лаборатория образовательных форматов. Я рискую покрывать разницу. Если проект будет получать больше 500 000 – он перестанет быть проектом энтузиастов и станет сколько-то прибыльным. Если больше 700 000 – это будет означать, что мы нашли работающую модель, которую можно масштабировать. Тогда мы рассмотрим это как бизнес. До того это проект имиджевый – просто потому что хочется, чтобы такое было, потому что мы сами хотим работать в таком месте.
Мы экспериментируем со смешением бизнес-моделей. Сам по себе коворкинг однозначно не окупает это пространство. Но коворкинг с платными событиями, партнерами, возможными корпоративными спонсорами, еще чем-то – может. Мы верим, что главное, как говорят на английском, create value. Если мы создаем value, то рано или поздно найдем способ сделать деньги. Если не создаем пользу – надо закрываться.

– А сейчас по предзаказам уже ясно, насколько востребованным получается проект?
Однозначно ясно, что весь коворкинг заполнится в течение месяца, максимум – полутора. Друзья, уехавшие зимовать в Таиланд, умоляют нас придержать для них места к их возвращению в марте. Еще у нас два мини-офиса, их уже заняли питерская редакция интернет-газеты The Village и архитектурная студия oneione. Но коворкинг вместе с мини-офисами – это только 200 000 рублей в месяц, нужны еще 300 000 на событиях и тому подобном. И вот что с востребованностью этого направления, пока что непонятно.


– Вторая наша любимая тема: продвижение в соцсетях. Правильно ли понимаю, что вы "Зону действия" только в интернете и продвигали, к оффлайну вообще не прибегая?
Пока да. Единственная оффлайн–реклама, которую мы собираемся сделать – большая заметная вывеска на двери, тут по лестнице в "Этажи" столько людей ходит, что она одна многих привлечет. А так – сайт, соцсети, преимущественно ВКонтакте, мы спокойно относимся к Facebook и не планируем сейчас его развивать, потому что видим, что отдача от ВКонтакте в разы больше. Следующей линией продвижения будет контент – будем снимать проходящие у нас лекции, выкладывать, люди будут узнавать о нас благодаря этому.

– Считается, что как раз продвинутые стартаперы знают и любят Facebook, а у вас ВКонтакте отдача больше. Это питерская специфика, в Москве работали бы иначе?
Думаю, что и в Москве тоже работал бы с ВКонтакте. Facebook популярнее в Москве, но в нем и там хуже конвертация подписчиков в действия. ВКонтакте я пишу "кто может предоставить проектор" или "кто может подвезти на машине", и мне через пару минут уже отвечают. А в Facebook другой принцип составления ленты, и в итоге при том же количестве подписчиков вопрос видит в своих лентах меньше людей. И мы событиями занимаемся, а их удобнее организовывать ВКонтакте. Кроме того, мы хороши в визуальном контенте, так что нам очень нравится недавний редизайн фотоальбомов ВКонтакте, красочно показывающий содержимое.

– Спасибо. Хочется в наших традициях какую-нибудь гадость сказать, но в случае с вами получается только удачного открытия пожелать.

"Зона действия" (zonaspace.ru)
Санкт-Петербург, Лиговский пр., 74
Открытие: 24 февраля в 18:00 (vk.com/zonaopening)
EggTop.com ведет прямую трансляцию с открытия (zonaspace.ru/live)

http://www.youtube.com/watch?v=jwF_RlN03ko
Популярные статьи
Показать еще