Лого vc.ru

Обман в краудфандинге: Внезапный взлет и долгое падение смартчасов Kreyos

Обман в краудфандинге: Внезапный взлет и долгое падение смартчасов Kreyos

В конце августа ЦП писал про скандал с основателем компании Kreyos Стивом Таном, который якобы опубликовал фотографии новой Ferrari в то время, как вложившиеся в его кампанию на Indiegogo пользователи жаловались на продукт.

Качество умных часов, которые произвела его команда, оказалось настолько плохим, что всего через несколько недель после попыток защитить компанию, Стив написал прощальное письмо, где описал весь путь Kreyos от идеи и до провала.

Сотрудники компании Madrobots.ru предоставили ЦП перевод этого письма.

Поделиться

Друзья, коллеги, спонсоры, приветствую вас! Меня зовут Стив Тан и я основал Kreyos.

Сначала главное: я приношу мои искренние извинения всем тем, кто поставил на нас или оформил предзаказ на Kreyos Meteor. Я прекрасно понимаю, что конечный продукт нельзя назвать законченным и похожим на столь детальное описание с Indiegogo. Стоит извиниться и перед всеми пострадавшими из-за ряда задержек с отправкой. Не соответствующий ожиданиям продукт, да еще и с нарушением сроков доставки… Такого вообще не должно происходить. За все это я беру на себя полную ответственность.

У меня и у команды технической поддержки скопилась и продолжает расти очередь из тысяч непрочитанных писем. Я понимаю, что мы отвечали на ваши запросы не так быстро, как хотелось бы, но команда старается изо всех сил сократить время реакции. Ваши письма вовсе не игнорируются — скорее всего, мы просто до них еще не добрались.

Еще я хотел бы извиниться перед коллегами из Indiegogo (Кейт, Бен). Ребята помогали, как могли, на протяжении всей кампании, и им досталось немало негатива и обвинений из-за наших собственных неудач. Indiegogo сыграли важную роль не только как посредники в получении нужных инвестиций, их дельные советы были очень кстати, даже когда дело начало принимать дурной оборот.

Я приношу свои глубочайшие извинения и всей команде Kreyos. Многие из этих 16 человек бросили свою основную работу, чтобы двигаться к мечте вместе со мной и моей компанией. У меня просто нет слов, чтобы выразить всю благодарность за их лояльность и преданность делу. Факт работы с такими выдающимися людьми и столь неприглядный результат делают ситуацию еще более болезненной для меня.

Сегодня я хотел бы внести ясность в ситуацию, и потому публикую детальный отчет по всему проекту: начиная с осмысления идеи и работы над ней, и до запуска массового производства и нашего нынешнего положения. Я пишу это вовсе не для того, чтобы снять с себя вину, ведь вся ответственность за компанию и ее продукцию целиком лежит на мне, как на руководителе Kreyos. Возможно, эта информация будет полезна спонсорам Kreyos, но я надеюсь еще и предостеречь своих будущих коллег. Если вы планируете воспользоваться краудфандингом для воплощения своих идей, помните об этой истории, когда будете выбирать азиатских CM (contract manufacturer) и ODM (original design manufacturer) партнеров для производства.

Всегда непросто найти надежного ODM партнера, особенно если учесть потраченное время и сложность выбора. Во время поисков я не раз принимал неверные решения, но самым худшим из них было довериться компании Viewcooper Corp и ее гендиректору Про Янгу, который впоследствии устроил самое настоящее мошенничество.

Жаль, что я не узнал раньше обо всех проблемах с Viewcooper — судьба Kreyos могла бы сложиться иначе. Но случилось то, что случилось, и Kreyos, вместе со всеми инвесторами и покупателями, стали жертвой тщательно продуманной аферы бизнесменов Viewcooper.

Все началось в теперь уже далеком 2010…

Когда я в 2009 году был в Китае, наш общий друг познакомил меня с Про Янг Хуан Чанем. Помимо Viewcooper Corp, ему принадлежала сеть из 40-50 продуктовых магазинов в Китае. Кроме того, он говорил, что владеет заводами по производству электроники в регионе. Последующие пять лет я поддерживал контакт с Про, и однажды случайно встретил его во время деловой поездки в Шанхай.

Что мог бы рассказать о себе сам Про Янг

Про — опытный и преданный делу технолог, специалист по инновационной потребительской электронике. У него богатый предпринимательский опыт, ведь Про Янг более 10 лет создает OEM/ODM электронику. Хорошо понимая современные тенденции в развитии технологий, умеет своевременно предлагать нужные людям продукты. Его опыт включает не только разработку и поставку сложного оборудования, но и менеджмент продукта. В прошлом Про Янг был гендиректором в шанхайской производственной компании Viewcooper, где он возглавлял направление R&D и отвечал за управление продуктом. Ранее Про основал Innmax, создававшую системы хранения данных для HP, NEC, Lenovo , Acer, Fujitsu, Lacie, Transcend.

Коротко о том, как Про Янг и Viewcooper разрушили Kreyos

  1. Договор с Viewcooper предполагал приобретение нами готового ODM продукта «умные часы». В оговоренный срок Про Янг не выполнил условия, и наши переговоры закончились на том, что Viewcooper еще нужно было переработать прошивку и программное обеспечение, заняться производством и логистикой;
  2. Мы заплатили Viewcooper стоимость премиум-продукции, но на выходе получили низкосортный товар с многочисленными недоработками. Мы даже готовы были закрыть глаза на нарушения договора, если бы они предоставили нам продукцию в соответствии со спецификациями;
  3. Viewcooper получили сумму в $16 тысяч для начала разработки мобильных приложений под iOS, Android и Windows. Но мы до сих пор не увидели результата. Нам даже не предложили компенсаций за невыполнения этого пункта договора;
  4. Kreyos заплатила Viewcooper внушительную сумму $1,692 млн, но, как мы узнали позже, эти деньги не были потрачены на продукцию или найм компетентных разработчиков. Прикарманено почти $900 тысяч от 20 тысяч устройств и купленных у Viewcooper LCD-дисплеев. После того как 20 тысяч «метеоров» готовы, у нас все еще остается 44 тысячи переоцененных LCD ($660 тысяч) и шесть тысяч базовых модулей Kreyos Meteor ($312 тысяч). В этой ситуации больше всего поражает, что они получили столько денег от Kreyos и не предоставили хотя бы близкий к оговоренному продукт. Про Янг срезал много углов на качестве — да вы и сами это видели после вскрытия посылки;
  5. Нас ввели в заблуждение относительно необходимых компонентов, LCD дисплеев от Sharp. Получив $962 тысячи, они должны были поставить дисплеи стоимостью $15 каждый, но их реальная цена была в три раза ниже. Kreyos купила 64150 штук таких Sharp LCD;
  6. Выставив нам счет на высококачественные материалы и обработку, Viewcooper передали нам продукцию из дешевых материалов с бесчисленными проблемами;
  7. Про Янг убедил меня передать ему 30% акций нашей компании в обмен на выпуск продукции по себестоимости. В результате, нам предложили цену $52 за единицу продукции. Но позже мы узнали, что такой ценой являлись $30, а остальные $22 были спокойно положены в карман CEO Viewcooper;

Подсчитаем, сколько денег было украдено у Kreyos

  • 20 тысяч единиц товара X $22 = $440 тысяч чистой прибыли;
  • 64150 переоцененных дисплеев (используются для устройств из предыдущего пункта);
  • 44150 единиц * $10 = $441,5 тысяча;
  • Итоговая прибыль = $440 тысяч + $441,5 тысяча = $881,5 тысяча.

$881,5 тысяча чистой прибыли, на которые я мог закрыть глаза, если бы они показали на выходе качественный продукт. В эту сумму еще не входят расходы на оборудование и образцы, которые тоже стоили Kreyos немалых денег.

Доказательства

Мы выложили в Сеть все инвойсы от транзакций между Kreyos и Viewcooper, архив доступен в нашей Dropbox-папке.

За все время работы с Viewcooper мы заплатили $1 692 575,95. Вот наш баланс для налоговой отчетности:

Как вы знаете, за время проведения кампании на Indiegogo мы получили $1,5 млн, но после уплаты всех процентов, комиссий PayPal и т.п. на балансе осталось около $1,2 млн.

С каждым публичным переносом сроков мы наблюдали волну отказов — не у всех пользователей хватило терпения, что понятно и ожидаемо. Общая сумма возвратов за все время существования проекта составила более $500 тысяч. Как можно заметить, после этого от прошедшей на Indiegogo кампании осталось около $800 тысяч, исключая предзаказы с нашего собственного интернет-магазина.

Я лично вложил в Kreyos $370 тысяч. Чтобы компания могла держаться на плаву до начала отгрузок, мне пришлось дополнительно занять денег у сторонних инвесторов, друзей и родственников. Мы собрали около $750 тысяч, но большая часть этой суммы, увы, осела в карманах Viewcooper.

$750 тысяч, полученные в долг от наших родственников, друзей и сторонних инвесторов:

  • $100 тысяч — 20 декабря 2012;
  • $100 тысяч — 11 июня 2013;
  • $150 тысяч — 13 августа 2013;
  • $200 тысяч — 24 февраля 2014;
  • $100 тысяч — 18 марта 2014;
  • $100 тысяч — 19 июня 2014.

Конечно, были и другие расходы: операционные, на зарплату сотрудников, маркетинговые, возмещение средств отказавшимся пользователям и прочее. Чем дольше мы откладывали дату запуска, тем хуже для нас все становилось. Если Viewcooper задерживает производство и отгрузки на восемь месяцев, то это означает для нас отсутствие прибыли в течение этих восьми месяцев. При этом ежемесячные расходы и регулярные возвраты денег никуда не деваются.

Как все началось

В 2012, во время одной из поездок в Китай Про Янг пригласил меня на ужин и продемонстрировал прототип устройства, призванного конкурировать с экшн-камерами широко известных брендов. Признаться, я был очень впечатлен гаджетом и его невысокой стоимостью. Наш будущий партнер отдельно подчеркнул, что его интересует именно ODM-производство, без брендирования и маркетинга. В свою очередь, мы с партнером как раз были заинтересованы в покупке OEM-камеры, ведь на нее можно было наклеить логотип и продавать как собственную разработку.

К счастью, когда Про Янг еще только налаживал производство, GoPro выпустила свою знаменитую Black version. Новая черная камера обладала такими характеристиками, что китайский конкурент выглядел на ее фоне весьма бледно. Китайским коллегам пришлось отложить «чудо-камеру» на полку и снова засесть за чертежи.

Через некоторое время я получил письмо от Про со ссылкой на чрезвычайно популярный проект Pebble с Kickstarter. Он рассказал о сложностях Pebble с выпуском, и как они искали помощи у Viewcooper. Про говорил, что это очень простой для сборки продукт, и Pebble вообще ничего не смыслит в производстве. Увы, я купился на эту уловку. Viewcooper тогда казалась тем спасительным вариантом, который поможет запустить хороший продукт даже с моими скудными познаниями в технологиях выпуска.

Спустя пару недель Про Янг прислал еще одно письмо, на этот раз с конкретным предложением производить для нас «лучшие смартчасы» под брендом Kreyos. От нас требовалось лишь предоставить логотип, дизайн гаджета и упаковки, разработать интерфейс приложения. Все остальное Про брал на себя. Вроде просто, ведь мне не придется думать о прошивках, приложениях, железе; вместо этого можно полностью погрузиться в развитие бренда. Заодно нам озвучили ODM наценку в $15 на каждый экземпляр «умных» и на тот момент безымянных часов, пообещав не брать в работу другие проекты такой же тематики.

Декабрь 2012 - июнь 2013

Итак, меня пригласили в головной офис Viewcooper и прислали PDF с предлагаемыми спецификациями и ценами. Компания Про Янга пообещала продавать будущий Kreyos Meteor по тарифу «себестоимость + $15», причем в качестве стоимости материалов и сборки была озвучена цифра $50. После успешной кампании на Indiegogo мы как раз собирались заплатить Viewcooper $1,3 млн за 20тысяч «Метеоров» (20000 x $65).

Так как я слабо представлял, куда движется рынок потребительской электроники, мы решили положиться на нашего нового партнера по части спецификаций. В конце концов, Про Янг позиционировал себя как эксперта в этой индустрии. Он посоветовал нам добавить микрофон, динамик и поддержку ANT+, чтобы выгодно отличаться от первого поколения умных часов, которые в тот момент как раз выходили в свет. Выглядело разумно и логично.

По ссылкам ниже вы можете скачать эти спецификации в PDF, оригинальные имена файлов сохранены:

Вместе с командой маркетинга мы устроили мозговой штурм на тему названия нашей новой компании, и в итоге остановились на Kreyos. Мы начали с ID дизайна и небольшого заказа Sharp LCD для продвижения Kreyos. Поначалу мы приобрели лишь 3150 дисплеев по цене $15 за каждый. Еще до старта кампании мы заплатили компании Про Янга почти $200 тысяч за молдинги, дисплеи и образцы. До этого я работал в сфере онлайн-маркетинга и управления брендом около 10 лет, потому мы четко знали, какие ресурсы использовать, и как лучше подать новый продукт. По ссылке вы можете загрузить PDF с первоначальным «тонким» дизайном Meteor, который Viewcooper не смогла произвести.

Июль 2013

Перед запуском кампании на Indiegogo все что у нас было — это команда маркетинга из четырёх человек и несколько внешних подрядчиков. Еще мы наняли троих сотрудников поддержки из oDesk. Команда проделала отличную работу по продвижению проекта: email-рассылки, социальные сети и много чего еще. По завершении кампании мы решили, что наша часть дела выполнена и мяч на стороне Viewcooper. Партнеру нужно лишь наладить производство часов по уже согласованным спецификациям.

Изначально расчет был на $100 тысяч с Indiegogo, но результат превзошел ожидания в 15 раз. Когда наша маленькая команда после запуска проекта получила финансирование на $1,5 млн, мы были так счастливы, что уже совершенно не сомневались в успехе стартапа. Кто мог тогда подумать, что приведший меня в индустрию человек станет причиной всех этих ужасных проблем и задержек.

Август 2013

Так как у нас получилось провести крайне успешную компанию, мы решили сделать цену еще более интересной для потребителя, и обсудили с Viewcooper, как можно удешевить производство на $15. Про Янг это обдумал и предложил взамен передать его компании некий процент от акций Kreyos. Звучало вполне здраво, ведь слияние компаний и совместная работа команд помогли бы избавиться от наших сложностей с железом, прошивками и разработкой приложений. Да еще и стоимость часов мы бы снизили со $169 до $149.

Новая цена была обменяна на 30% акций Kreyos, переданных Про для распределения между ключевыми лицами его компании. Как мы позже узнали, он даже не сказал никому о нашей договоренности, а ведь многие в Viewcooper были не прочь объединиться с Kreyos.

Пока все шло хорошо. Мы приобретали товар «по себестоимости» и наш производитель стал партнером; а значит, мы могли свободно конкурировать по цене и использовать ресурсы команды Viewcooper. Но один странный факт уже тогда должен был меня смутить: Про и его партнер Алекс не позволяли нам работать с инженерами напрямую, пропуская все вопросы через себя. Разумеется, дела из-за этого шли медленно, и ребята все же сдались, позволив нам общаться с командой Viewcooper.

Тут надо пояснить, что с командой нас познакомили лишь на последнем этапе разработки, когда большая часть инженеров Viewcooper уже ушла с проекта «из-за его бесперспективности». Мы начали копать и выяснили, что на самом деле наши часы не стоили запрошенных $50.

Настоящей себестоимостью производства были скромные $30, и Про Янг уже получил по $22 с каждого проданного нам экземпляра. Его общий доход составил около $37 с единицы продукции. Еще хуже было узнать, что, вдобавок к этому, мы купили большую партию LCD дисплеев по втрое завышенной цене (на самом деле каждый дисплей не стоил более $5).

После успеха на Indiegogo нам нужно было заплатить 50% ($52 x 20000/2 = $520 тысяч) по счетам Viewcooper для начала производства.

Дальше стало интереснее. Про и Алекс убедили нас в постоянной недоступности дисплеев Sharp у производителя, так как Pebble и Nike забронировали всю производственную линию. Они утверждали, что для сборки маленьких дисплеев на заводе Sharp выделена всего одна линия, в то время как остальные штампуют дисплеи для телевизоров. Еще нам сказали, что стандартный срок резервирования партии составляет 4-6 месяцев, если только мы не разместим заказ прямо сейчас и выкупим сразу несколько партий. Конечно, мы забеспокоились, ведь перенос сроков мог стать большой проблемой. Оценив успешность кампании на Indiegogo, мы решили, что сможем хорошо продвигать товар по своим каналам продаж, и разместили второй заказ на LCD для 20 тысяч часов. Следом за ним ушел заказ еще на 44 000 дисплеев Sharp. Итого, было заказано 64150 дисплеев на сумму $966 250. Мы сидели на горе из 44 тысяч «бесценных» LCD стоимостью $660 тысяч.

Середина августа 2013

Мы потратили немало денег на поиск и найм дизайн-студии для разработки сайта Kreyos, ведь важно было правильно донести ключевые возможности часов до потребителя. Всю работу по созданию электронной системы продаж мы передали на аутсорсинг одной филиппинской компании.

Филиппинцы немного облажались, и eCommerce не была готова к завершению кампании Indiegogo, так что мне пришлось бросить все и ехать на Филиппины, чтобы навести порядок. Тогда я еще не знал, что выбрал наихудшее время года для путешествия на острова, и по прилету был встречен одним из самых тяжелых тайфунов за всю местную историю. В итоге, я застрял в Маниле, так как все было затоплено, и транспорт не ходил.

Нам пришлось три часа рисковать жизнями в поездке до одной из провинций, среди всего этого потопа и разрушенных мостов. Там мы нашли наших разработчиков в небольшом тесном помещении, как раз работающих над eCommerce.

По возвращении в Манилу я встретил еще одного знакомого, у которого была своя небольшая команда программистов и инженеров для поддержки своего проекта. После сравнения цен на труд инженеров в США и на Филиппинах, я решил разделить небольшой офис с этим товарищем. Так мы открыли представительство на Филиппинах, где размещалась команда клиентской поддержки.

Сентябрь 2013

eCommerce все еще содержала много ошибок, поэтому мы решили не продолжать отношения с филиппинскими разработчиками и наняли собственных веб-программистов для доведения до ума интернет-магазина. Дела пошли в гору.

Октябрь 2013

Наконец, закончилась реорганизация головного офиса, и мы наняли первого инженера поддержки, Катрин (многие из вас неоднократно общались с ней по email). Позже команда была расширена до пяти сотрудников на постоянной основе.

Ноябрь 2013

Помните нашу первую задержку с отправкой? Мы тогда не смогли вовремя отгрузить товар под Рождество, и команда маркетинга первая попала под раздачу потребительского гнева. Тогда я этого не мог сказать, но во всем были виноваты ребята из Viewcooper. Жаль, что с публикой объяснялись не они.

С каждой задержкой нам приходилось извиняться за ошибки и недобросовестную работу Viewcooper. С каждого переноса сроков мы выплачивали около $100 тысяч возвратов, что было огромной потерей для маленького стартапа. За все время существования проекта мы вернули $500 тысяч из тех денег, что были получены на Indiegogo и в предзаказах. Когда я обратился с претензиями к Про Янгу, он просто заявил что «это не потери, а вы просто вернули людям предоплату».

С этого момента ни дня не проходило без пинков Viewcooper на тему прототипов, образцов и приложений iOS и Android, ведь никаких подвижек мы не видели.

Декабрь 2013

Наконец, мы получили от Viewcooper несколько прототипов, достаточно неплохих для демонстрации на CES. Но после их проверки выяснилось, что динамик нормально не работает. Про обвинил во всем своего партнера Алекса, который должен был все проверить. Самое забавное, что проблему со звуком обнаружил один мой друг, который просто взял «Метеор» из любопытства. А Viewcooper даже понятия не имели, что с прототипом не все хорошо.

Январь 2014

Честно говоря, я не был уверен что нам надо участвовать в CES. Тогда это выглядело лишними и бесполезными расходами, ведь с большинством дистрибьюторов и ритейлеров мы уже договорились. Но выставка прошла очень удачно, мы ни на минуту не могли отойти от переполненного людьми стенда.

Хотя опыт был отчасти печальным с точки зрения техники: из 20 розданных любопытным посетителям экземпляров в живых остался лишь один.

За все время шоу Про Янг ни разу не показался на стенде, вместо этого он прогуливался по выставке с дядей. Когда я позвонил ему сказать, насколько это неправильно, что большинство экземпляров сломались, он наорал на меня: «ПРОСТО СКАЖИ В ЧЕМ ПРОБЛЕМА И Я ЕЕ ИСПРАВЛЮ». В тот момент мне даже показалось что это моя компания работает на Viewcooper, а Про Янг — босс. После выставки он вскользь упомянул об очередной задержке, ведь им нужно было исправить проблему с динамиком.

Помните как нам пришлось переделывать формы для литья? Это все потому, что Про прислал откровенный хлам, за который при этом было неплохо заплачено. Позже я выяснил, что на эти изделия Про Янг накинул 200-250% от цены его поставщика.

Февраль 2014

Мы разработали дизайн мобильных приложений и внесли за них предоплату в размере $16 тысяч еще в 2013 году, но так их и не получили (в конце концов Про признался, что над мобильным ПО никто даже не работал). Нам просто лгали что «все уже почти готово». Пришлось заняться поиском программистов на Филиппинах, чтобы приложения увидели свет.

Вы спросите «почему бы не нанять разработчиков в Штатах, чтобы все было выполнено в срок?» Ответ прост до безобразия — дело в цене. Мы просто не могли позволить себе нанять 4-5 разработчиков из Кремниевой долины, ведь каждый из них стоил бы нам $80-150 тысяч ежегодно. А на Филиппинах нормальной ценой были скромные $10-20 тысяч.

Наш «партнер» не предоставил разработчикам и работоспособного железа — в добравшихся до нас устройствах батареи даже не были припаяны к плате. Пришлось идти в супермаркет, покупать USB-клавиатуры, отрывать у них кабели, и искать кто бы нам все это спаял.

Март 2014

У нас был потенциальный инвестор, готовый вложить в Kreyos $300 тысяч при условии личной встречи с Про. Знаете что ответил Про Янг?

Про: «Сколько он хочет вложить?»

Стив: «$200-300K, в зависимости от оценки»

Про: «Не трать мое время на копеечные инвестиции и таких инвесторов. Я сам могу с легкостью ссудить тебе эту сумму».

Неоднократно возникали ситуации, когда нам нужна была финансовая поддержка Viewcooper, но Про ни разу не предложил помощь. Одни слова.

Спросите, отчего же мы не разорвали отношения с поставщиком, который столько раз нас подводил, и с которым постоянно возникают проблемы?

  1. У нас не было альтернатив в лице других производителей;
  2. Мы не знали других EMS производств в Китае;
  3. Самое главное: мы уже заплатили Viewcooper половину всех наших денег и стали с финансовой точки зрения их заложниками. Если бы мы отказались от услуг Про, у нас бы не хватило времени и денег начать все с нуля;
  4. Мы — команда маркетологов с очень ограниченными познаниями в технике.

Так что мы можем сделать? Сказать нашим пользователям, что у нас проблемы с поставщиком, которому уже заплачена половина бюджета проекта. По совету которого мы купили LCD дисплеи с дикой наценкой. Так что все что нам оставалось — это ждать, ждать и еще раз ждать, когда нам наконец пришлют заказ.

Июнь 2014

Когда уже забрезжил свет в конце тоннеля всех этих напастей, возникла новая проблема: Viewcooper забыли разместить заказ у производителя аксессуаров, и нам уже не успевали собрать все желаемое. Пришлось снова лететь в Китай к поставщику Silicon. Мы потратили много денег на нормальные формы для литья, но поставщик готов был производить лишь 500 единиц товара в день. При этом у них не хватало рабочих, а многие станки попросту не работали. А тут еще и форма для застежки ремня «Метеора» сломалась, чтобы окончательно нас добить.

После этого инцидента мы стали очень подозрительными, и начали всплывать разные интересные подробности. В тот раз выяснилось, что Про заплатил поставщику аксессуаров лишь 30% стоимости, хотя с нас требовал 50%. Более того, чуть позже с нас потребовали оставшиеся 50%, чтобы производство не останавливалось. Я поддался давлению и заплатил. Потом моей компании выставили якобы неоплаченный счет за уже отгруженную партию в 14 тысяч «Метеоров», и отказывались отдать оставшиеся шесть тысяч до урегулирования вопроса. Видимо, Про вложил часть переданных ему денег в себя или другой бизнес.

Июль 2014

Наконец-то мы начали пересылку товара на наш гонконгский склад. В то время я уже был достаточно близко знаком с производителем и некоторыми его сотрудниками, чтобы «паззл сложился». Кое-что было в корне неверно во всей этой ситуации (помните, до последнего момента у нас вообще не было связи с сотрудниками Viewcooper).

Работники уходили из Viewcooper по банальным причинам: им не платили вовремя, и приходилось терпеть регулярные переработки. Кстати, людям выплатили зарплату лишь после первых отгруженных партий товара, по $1-2 за произведенный «Метеор».

Еще мы осознали, что Kreyos и поставщики — лишь пешки в большой игре Про Янга. На самом деле, он с нашей помощью разрабатывал ODM направление по производству умных часов для последующей перепродажи готового производства.

Помните его обещание не брать конкурирующие продукты? Как выяснилось, Про одновременно работал над 15 проектами, и некоторые из них были как раз на тему смартчасов.

Мы получали счета от поставщиков Про Янга напрямую, и там действительно были озвученные Про цены. Но позже выяснилось, что всех этих ребят очень просили поставить нужную Viewcooper цену с предложением разделить разницу.

Август 2014 и до сего момента

О да, меня обвинили в попытке бегства со всеми украденными у пользователей деньгами.

Это фото из поездки в Италию, 2010 год. Мы с друзьями ездили на родину Ferrari и посетили их завод. Да, один из них действительно купил себе красную Ferrari. Конечно, я с ней сфотографировался.

А как вам фотография меня на фоне огромного количества пакетов с покупками? На самом деле, пакеты принадлежали женам моих друзей. Я уже разместил объяснение на официальной странице нашей компании в Facebook, но клевета не прекращается.

Это все равно не объясняет откуда у него столько битком набитых сумок от Ferragamo!

— @BetaBeat

Ну серьезно, если уж у людей есть деньги на Ferrari, то они наверняка могут себе позволить купить такие пакетики женам. Единственное, что я купил для себя — это пара туфель от Hugo Boss.

Таких объяснений вам достаточно, уважаемый @BetaBeat?

Одна из основных причин, почему я пишу все это только сейчас — это проблемы собственности. Хотя мы и заплатили столько денег Viewcooper, часть имущества Kreyos формально принадлежала им. Пришлось потратить много времени на переоформления и получение пускай бесполезных, но все же наших комплектующих.

Чего я никак не могу понять

Так это почему при таком успехе Kreyos и стольких вложенных в производство денег господин Про Янг не удосужился нанять нормальных профессионалов. Всего на Kreyos работало четыре человека, причем некоторые совмещали. Мы бы не обвинили Про в воровстве, если бы он потрудился выпустить нормальный работоспособный товар. Пусть бы там были какие-то мелкие недоработки, но гаджет должен был продаваться хотя бы пару месяцев до выхода обновленной версии Kreyos Meteor.

Про Янг часто хвастался, что мы еще удивим клиентов отгрузками раньше срока, но очень скоро все стало не так радужно.

Мы хотели нанять собственных разработчиков для доработки прошивок «Метеора», но нам так и не передали исходники. А без исходного кода со всем этим не разобраться. Нам обещали нанять людей в тайваньский офис, чтобы ускорить процесс, но все эти люди в итоге работали над другими проектами.

Проблемы устройства

  • Влагостойкость: У «Метеора» есть проблемы с герметичностью. Мы не советуем поливать его водой и плавать в бассейне. Viewcooper пришлет замену, но не факт что это поможет;
  • Динамик: Из-за конструкции часов динамик не может выдавать полную мощность. Еще одной причиной низкого качества звука является встроенный кодек. Нам постоянно обещают исправление, но пока безрезультатно;
  • Батарея: Viewcooper обещал нам семь дней работы без розетки, это даже есть в спецификации. Вот причины почему батарея «живет» меньше: прошивка не оптимизирована; аккумулятор слишком долго лежал без заряда в ожидании сборки и потерял часть емкости. В спецификации на батарею подчеркивается, что простаивающее устройство необходимо заряжать каждые 3 месяца во избежание потери емкости;
  • Прошивка: Мы до сих пор пинаем Viewcooper чтобы они исправили хотя бы известные проблемы в прошивке «метеора». Обновления должны выложить в Сеть, откуда вы сможете их скачать. Еще мы собираемся реализовать обновление через компьютер;
  • Windows-приложение: Есть проблемы с протоколами, которые нам предоставил Viewcooper. Сейчас мы активно работаем над этим;
  • Kreyos Custom: Мы заметили, что один из пользователей самостоятельно работает над улучшением прошивки. Будем с ним сотрудничать — вдруг сможем помочь;
  • Возвраты: Единственная причина, почему мы больше не можем возвращать деньги, это плачевное финансовое состояние. У нас нет средств даже на поддержание работы офиса и выплату зарплаты. После того, как будут отгружены все заказы, мы подведем итоги и закроем Kreyos.

Заключение

Если бы мы с самого начала планировали сбежать с деньгами, тогда зачем все эти сложности с поддержанием работы до текущего момента? Зачем занимать деньги у друзей и родственников, ездить на CES и регулярно летать в Китай? Мы так усердно работали не для обмана потребителя, а потому что верили в успех с самого первого дня кампании.

После запуска на Indiegogo с нами часто связывались огромные корпорации с намерением наладить эксклюзивные поставки. Дистрибьюторы и потенциальные партнеры прилетали изо всех уголков планеты просто чтобы обсудить условия поставок в их страну.

Компания Kreyos действительно выдохлась и окончательно испортила свою репутацию. Мы очень хотим поддерживать наши продукты, выпускать исправления и отрабатывать возвраты. Но нехватка денег жестко ограничивает возможности. Сегодня мы сделали все, что в наших силах.

За последние два года мы прошли очень тяжелый путь. Благодарим всех вас за поддержку, нам искренне жаль, что возлагаемые на Kreyos надежды не оправдались, и мы не можем продолжать работу. Я и моя команда сделали все, что могли, чтобы урегулировать ситуацию, но из-за Viewcooper ничего не вышло. Для Kreyos все могло сложиться иначе, если бы компания Про Янга потратила наши деньги так, как мы изначально договаривались.

Что мы будем делать

  • Публиковать исходные коды, документацию и приложения для iOS, Android и Windows Phone 8 в качестве open source на Github или BitBucket;
  • Kreyos прекращает свое существование как компания в сентябре 2014 года.

Что будет делать Viewcooper

  • Viewcooper продолжит выпускать исправления известных ошибок в программном обеспечении «Метеоров»;
  • Viewcooper будет осуществлять замен устройств с протечками и проблемами качества. Пожалуйста, обращайтесь по адресу exchanges@viewcooper.com

Спасибо за потраченное на чтение время!

Статьи по теме
Стартапера обвинили в покупке Ferrari на деньги пользователей Indiegogo25 августа 2014, 19:08
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

А что, это единственный кривой продукт с индигого?

0

Нашумевший из-за фотографии с дорогой машиной.

это единственный продукт, про историю которого так откровенно написали

откровенно написали - да.
Но если читать внимательно - это трогательная история о том как менегер все прое*ал

Почему так произошло - потому что понадеялся на китайских "партнеров", неконтроллировал важный кусок работы (лошара!)

И кстати фото с Феррари, да : )

только боцман человек...

Обычная перепродажа. Хорошо что не $100 000

Спасибо за перевод, прекрасная статья.
Некрасиво, конечно, но после каждого предложения хочется злорадно похихикать... Наивный чукотский юноша - не знал погоду на Филиппинах, не знал спецификацию железа, не имел доступа к прошивке - вот к чему приводит дилетантизм лошарей-мракетологов. Да у авторов половины статей на Хабре айкью выше, чем у этого гуманитария...

Детский сад с рюшечками какой-то. "Янг себя позиционировал как профессионала", "Янг обещал взять на себя прошивки, приложения, железо, чтобы я мог сфокусировать на брендинге". Таких бизнесменов лучше, чтобы вообще не было на рынке, потому что хуже, чем осознанная хитрожопость и мошенничество может быть только наивность, безответственность и полный неадекват людей, которые взяли на себя ответственность за чужие деньги.

Давайте уже свежачок про Healbe, интересно как в этот раз будут отмазываться

скажут, что их ребята из БМ кинули

0

Там скорее всего будет так:
- браслет таки выпустят.
- его качество и функции будут под большим сомнением
- основатель расскажет, что вообще технологии еще не готовы и они думали что смогут, но не дошли. Со всеми попрощается и уйдет делать следующий стартап.

0

На аглицкой визитке – опечатка.

Китайцу можно и Croporation

0

Ключевая фраза в тексте - "Мы — команда маркетологов с очень ограниченными познаниями в технике".

>Мы — команда маркетологов с очень ограниченными познаниями в технике.
(-_\)

"Про Янг убедил меня передать ему 30% акций нашей компании в обмен на выпуск продукции по себестоимости."

Заебись. Взял на заметку.

Напишу цикл статей для ЦП по себестоимости за долю : )

"...ведь на нее можно было наклеить логотип и продавать как собственную разработку.".
Бизнесмены.

Если всё именно так, как описано — то ребятам просто стоило найти человека, который бы контролировал фабрику и весь процесс непосредственно в Китае. Вообще про бизнес с Китаем очень классно написано в книге "Плохо сделано в Китае", рекомендую.

Мопэд не мой, я просто разместил объяву.

Какие то ну очень глупые отмазки. Сразу видно, что ребята ничего не понимают в данной теме. Мол мы все сделали правильно, а вот они нас подставили. Клиент не должен этого знать и слышать. Он должен получить продукт, за который заплатил денег.
"Не виноватая я, он сам ко мне пришел".

Ну и лох, мог бы просто распилить бюджет на пару с тем китайцем.
А судя по рассказу, его на московском вокзале даже цигане развести смогут.

Все потому что парень не набрал себе сильных менторов рубящих в теме производства в китае себе в adviser board.
Ребятки, собирайте adviser board в первую очередь, это важнее чем многое.

0

без лоха и жизнь не та

0

"наш общий друг познакомил меня с Про Янг Хуан Чанем. Помимо Viewcooper Corp, ему принадлежала сеть из 40-50 продуктовых магазинов в Китае"

Веди дела с владельцами ларьков - и не такое получишь.

Ума- палата.

"Самое забавное, что проблему со звуком обнаружил один мой друг, который просто взял «Метеор» из любопытства. А Viewcooper даже понятия не имели, что с прототипом не все хорошо."

Самое забавное, что проблему со звуком обнаружил какой-то случайный друг, а не сам основатель компании. Такое впечатление, что ему было наплевать на сам продукт всё время производства.

Это не снимает ответственности с фабрики, но заказчик же должен контролировать качество.

Красивая история о том, как благодаря одному мифическому бизнесмену-негодяю из Китая, фаундер освоил лям баксов :)

Если допустить, что 500к всё-таки пришлось выплатить, то на феррари, шмотки и отдых на островах - хватит. Примечательно, что встретиться с китайским бизнесменом не получилось даже у акционера, готового вложить 300 000$ :)

Оба китайца. Что Про, что Тан. За такими китайцами глаз да глаз нужен.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
K M

Потому что бизнес- это ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ деятельность приносящая прибыль. Воровство и грабеж- это не человеческая деятельность, ее результат не доход, а добыча

«Подделки принесли нам 1,5 миллиона рублей за два месяца»
0
Эдуард Малой

Черное зеркало это шедевр в каждой серии

На выходные: cписок фильмов для разработчиков от команды агентства «Мануфактура»
0
K M

И? Политика- это выражение экономики. В Италии борются с подделками итальянских фирм, в Швейцарии швейцарских. Во Франции наверно с подделками парфюмерии также жестко обходятся. А в целом по миру это погоду меняет?

«Подделки принесли нам 1,5 миллиона рублей за два месяца»
0
Артем Акулов
Digital Cowboys

В мире не нужно всем быть предпринимателями. Предпринимательство - это стиль жизни. "Работаешь на наемной работе" не равно "неудачник, лох, паскуда". В каждой компании есть сотрудники-дебилы и сотрудники-ангелы, вопрос в том, как сотрудник относится к работе в принципе: как к повинности или как к интересному делу. Любую работу, даже самую грязную, можно полюбить. И все же я уверен, что предпринимательство - это врожденное. Любо ты отсюда, либо нет. Не верьте шарлатанам, которые втирают через свои ублюдские тренинги и вебинары, что бизнесменом может быть любой. Предпринимательство, лидерство, бизнес (особенно большой) вообще не для каждого.

«Предпринимательство — это не про деньги, славу и IPO»: мнение бывшего бизнесмена о преимуществах наёмного труда
0
kpower

Нет, в России еще круче. Попробуйте узнать про бизнес в какой-нибудь Германии, узнаете, сколько отдадите налогами. Проблема наших - сокрытие настоящих цифр, однако финальные не будут в процентах сильно хуже (скорее лучше). Останется крыть только уровнем жизни))) По факту, мы одна из немногих стран, где можно начать кучу разных вещей, имея три рубля.

«Предпринимательство — это не про деньги, славу и IPO»: мнение бывшего бизнесмена о преимуществах наёмного труда
0
Показать еще