Лого vc.ru

Мария Лапук о PR-трендах 2016 года: «Ценить пиарщика будут не за то, что он рассказал, а за то, о чём он умолчал»

Мария Лапук о PR-трендах 2016 года: «Ценить пиарщика будут не за то, что он рассказал, а за то, о чём он умолчал»

Бывший руководитель пресс-службы ФРИИ Мария Лапук написала для vc.ru колонку, в которой поделилась своими мыслями о PR-тенденциях уходящего года и о том, как будут развиваться профессиональные коммуникации в 2016 году.

Поделиться

Ближе к Новому году принято подводить итоги уходящего, смотреть, сбылись ли старые предсказания и строить прогнозы на следующий деловой сезон. Этим и займемся.

Сначала о том, что сбылось. В конце 2014 года я выделила четыре основных тренда в профессиональных коммуникациях в интернете: расцвет GR, кризисный PR, смерть SMM (наконец-то) и люди-бренды. Можно назвать все эти прогнозы сбывшимися.

Количество предложений по регулированию интернета росло, специалистов, которые сражались в этой неравной битве, становилось больше. Вряд ли их станет существенно больше в 2016 году, но они точно увеличат свой вес внутри компаний.

Кризисный PR — тут даже рассказать особенно нечего. Мы стали свидетелями колоссального количества скандалов, как местного, так и вполне вселенского масштаба. Дальше будет хуже, пора уже учиться ими управлять.

SMM окончательно умер. Хочется сказать, наконец-то, наконец-то компании стали думать об интернете в разрезе трафика и решения проблем клиентов, а не картинок и количества постов. Думаю, что в 2016 году коммуникациями в интернете всерьёз озадачатся госкомпании, что станет вполне себе нишей для людей, которые научились делать это качественно.

Люди-бренды — просто скажу «Михаил Слободин». Олег Бармин делает бренд из всего, к чему прикасается — мёд, цветы, блогеры, генеральный директор «Билайна». Ждём только увеличения таких историй на рынке. Уж больно много эмоций эти люди вызывают у аудитории.

Что будет происходить на рынке в 2016 году

Безусловно, рынок станет ещё более усложненным и непредсказуемым, усилится борьба за ресурсы. Если раньше пиарщиков брали, чтобы они рассказывали, какие прекрасные цветы растут около офиса — в целом, это был скорее рынок предложения новостей компании, — то сейчас будут искать тех, кто умеет решать проблемы. В этом всё: связи, креативность, умение договариваться, умение видеть ситуацию. Ценить вас будут не только за то, что вышло в СМИ, но ещё больше за то, что не вышло и никогда не выйдет.

Результативность во всём и жесткие KPI. То есть в конце концов нужно научиться делать не 120 статей через релизообменники, а одну, но которая реально поможет бизнесу. Может быть, это всё же «почистит» рынок пиарщиков, хотя я очень в этом сомневаюсь.

Мне кажется, что в 2016 году в нашу жизнь вернутся политтехнологи. Может быть, под другим названием, но с привычной функциональностью. Скорее катализатором станут даже не предстоящие выборы, а в целом усиливающиеся войны внутри системы и уменьшающаяся база возможностей. Интернет тоже не останется без внимания. Думаю, что основные склоки и скандалы мы увидим именно здесь.

Где стоит искать работу пиарщикам в 2016 году

  • Госкомпании. Будет много всего интересного и на это будут бюджеты.
  • Стартапы, особенно те, кто уже вышел на иностранные рынки и имеют валютную выручку. Для них важно показывать результаты и привлекать новых инвесторов. А для этого нужно быть на слуху, поэтому пиарщики тут решают вполне конкретную репутационную задачу. Плюс, конечно, трафик. Людям нравится пользоваться модными штуками, технологиями, гаджетами.
  • Стартапы, которые собираются выйти на мировой рынок. Часто при выходе в новую страну нужен не только трафик, но и публичность, чтобы поддержать активность. Если вы имеете такой опыт, то вы будете востребованы на рынке.
  • Большие интернет-компании. В них всё стабильно хорошо, но много междоусобных войн при пристальном внимании прессы.
  • Традиционный офлайн-бизнес. Ему часто очень не хватает компетенций пиарщиков, работавших в интернет-бизнесе. Поэтому можно попробовать себя в этой стезе, но стоит заранее понять ожидания клиента.

В целом, год обещает быть сложным и интересным. Не забывайте, что главное — работать, работать и еще раз работать. И да, журналисты — наше всё, берегите их.

Статьи по теме
Мария Лапук, ФРИИ: В 2015 году будут актуальны GR, кризисный PR и люди-бренды15 декабря 2014, 17:31
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Вот правда, посмотрел фотку еще раз, захотелось сесть рядом, обнять, и сказать что все будет хорошо.

но для этого нужно что-то менять.... или профессию или ожидания :)

0

но для этого нужно что-то менять.... или профессию или ожидания :)

0

Я тебе отвечу за Ваню, Маш (поскольку я в похожей ситуации большую часть времени): если ты публично не афишируешь своих клиентов, значит, что-то тебя в них и себе (не по отдельности, а в связке) смущает. Допустим, консультации стартапов публично могут быт шагом назад, несмотря на то, что это может быть прибыльнее по деньгам.

Бренд работодателя придает силу личному бренду, ты это знаешь лучше меня .)

>консультации стартапов публично могут быт шагом назад
Разве? Мне казалось, что это нормальная практика. Типа, ты такой успешные, учишь других жизни, не?

0

Не для всех .) В глазах большой части аудитории Рунета - стартапы это несерьезно, особенно сейчас.
Это не слишком корректный подход, но он имеет место быть.
В соцсетях нас читают не только коллеги, но и друзья, родители и так далее. Иногда проще вообще не светить, чем обьяснять.

0

Впервые сталкиваюсь с таким. Для меня эти проблемы – это какой-то совершенно иной, удивительный мир.

0

Ну, допустим, мой отец не понимает, что такое стартапы. Не то, чтобы он считал это несерьезным, просто для него это рискованно.
И он прав, к слову. Стартапы - это риск.

А женщинам еще сложнее бывает, учитывая патриархальность общества и концепцию "если уж ты не замужем, то хоть в серьезной конторе может работаешь?".

Мария, а как с вами связаться как раз на предмет консультирования стартапов?)) В FB не даёт.

0

«Я думаю» мне и дедушка мой про пиар рассказать может, а привести примеры и обоснование — нет.

Понимаю, что Мария сама по себе специалист хороший. Но когда говорят о прогнозах следующего года и трендах уходящего, хочется видеть больше предметости — ссылок на конкретные события, акции, высказывания людей из тусовки.

Глеб, это колонка, а не аналитика. Жанр такой .) Маша тут сама как эксперт и "тусовка" выступает.

Я бы НЕ считал, что в госкомпаниях в 2016 году будут бюджеты на PR. Их будут нещадно резать, госкомпании перейдут в режим "серых мышек": "вы нас не замечаете, и мы вам на глаза не попадаемся..."

госкомпании, работающие в сфере технологий и интернета

0

Маша, привет. Я поддержу комменатора выше - почему ты думаешь, что у госсектора будет больше бюджетов? Он, конечно, верстался из расчета 50-60 долларов за баррель, но реальность вносит коррективы - мне кажется, вторая половина 16-го пройдет под знаком тотальных невыплат и судов.

По поводу стартапов, которые выходят за рубеж: не уверен. Общее качество проектов падает. Это недавно отмечали экс-сотрудники АСИ на ФБ, в том числе, это я вижу (это личное мнение). То есть, попытки выхода может и будут продолжаться, но вкупе с повысившимся порогом входа за счет курса рубля... мне кажется - нет.

Госсектор не равен бюджету. Они уже давно наладили потоки в обход учета.

Это правда, но потоки != наличию денег.
Но тут время покажет.

На удержание позиций денег у них много. Еще один тренд на 2016: марионеток в комментариях и социалках станет в разы больше. Какой идиот будет писать про какого-нибудь Собянина в положительном ключе? Только за деньги.

0

О, вот тут вы не совсем правы, есть же налаженная система работы с молодежными организациями в Москве. С отдельным приложением для синхронизации работы в соцсетях.
Но это касается Москвы, в первую очередь.
Впрочем, это не исключает вами написанного про марионеток - количество ботов зашкаливает в Рунете.

АСИ и стартапы (ой)?
Насчёт порога входа ты чуть-чуть ошибаешься - раб. сила в РФ стала ещё дешевле, а заработок в валюте ещё ценней. И интерес у проектов к зарубежным рынкам, безусловно, есть, как и возможности на них.

0

Прочёл, что Машка равняет SMM с картинками и постами (работа обычного редактора) и не стал читать дальше. Этот человек явно не знаком с вещами, о которых говорит

А разве работа обычного редактора ограничивается постами и картинками?

Во-первых, фамильярность ни к чему .)
Во вторых, SMM в массовом понимании именно то, о чем речь. Можно переформулировать - роль контента в SMM снижается.

По поводу "во-вторых" поспорил бы, но не буду :)

Игорь, массовое понимание - это мнение PR + SMM + маркетинг, что шире "только SMM". Об обывателе я уж не говорю.

Я тут иду по комментам постепенно и вижу, что Федя в пресс-секретарях у Лапук. :)

0

В смысле, у Маши, конечно. :)

0

Он сам Ивашка, вот и пишет так. ;)

0

"SMM окончательно умер."

И как это соответствует тому, что компании стали правильно воспринимать и работать подобающе с SMM? Или это так, для красивого словца да для активностей в комментах сказано?

Начали считать эффективность возврата инвестиций и ужаснулись.

Во-вторых - зачем они повторили прошлогоднее фото?
Во-первых, прогнозы вполне разумные.

Здраво. Все по делу. В контексте грядущих выборов в ГД и снижения потребительской активности населения очевидно, что градус информационной работы государства будет расти, отсюда и PR в госсекторе.

Одно дело - политика, и бюджет на выборы. Это про политтехнологов, а не про PR, мне кажется. И другое - бюджетные организации в условиях слабеющего рубля и дешевеющей нефти. С другой стороны, PR'ом могут затыкать дыры в виде сворачивающихся/буксующих программ, это возможно.

Маше просто надо работать, а я бездельничаю вместо того, чтобы рисовать презентацию!

Вас коллеги минусуют за безделье?)

1

Это не коллеги, это боты с нулем комментариев .)

Ну Федор отлично справился

Ты просто написала очень "обсуждабельный" материал .) Я тут не причем.

Если смотреть статистику, то почти каждый пятый читатель пошарил этот материал в ФБ, ВК и ТВИ не жалуют на VC.Ru. 5000 уников за пару часов жизни материала - круто! Маша, мне кажется данный ресурс должен тебе авторский гонорар с трафика отщипнуть :)

Не забывайте, что главное — работать, работать и еще раз работать.
Сессию закрыл! Отдыхаю😃

0

Хм, у GR уже сейчас бюджеты не сходятся, к 2017 они совсем станут дырявыми и опять пиар зарежут первыми (есть же полиция для отстаивания прав власти).
Наиболее разумно пиарщикам переквалифицироваться, а то места всем, на рынке труда из 9.5 крупных компаний, не хватит

10 причин гибели smm
10 лучших гос. работодателей в 2016 году
10 стартапов ниочем

В общем котики довели smm, а "кровавый путинский режим" - стартапы :))

0

Согласен, но слишком поверхностно и есть куда больше интересных, отлично работающих кейсов. Не смотря на то, что "SMM умер" ))

А вообще, в принципе, какие есть еще места работы помимо госкомпаний, стартапов и традиционного оффлайн-бизнеса?

0

О, вот и PRщики ФРИИ. Хотел спросить, как можно добиться вот такого восприятия организации в рунете?
vc.ru/p/what-a-storia#comment193821

Мария, вернись!!!

0

Бездельники, ебашьте к станку на завод. SMM, охват, бюджеты. Тьфу, блять.

похоронили смм..вот блин пичаль;=(

0

Смм качественный есть и будет. Это Залина Маршенкулова

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Alexander Litvinov

Дебилы!!! Если исчезнут страны, исчезнет главное - УНИКАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУР. Пусть попробуют есть две недели один борщ. Если уж рассматривать глобализм как идею, то достаточно бесплатных туристических виз.

«Через 50 лет стран не будет — останутся только города»: основные тезисы лекции Кьелла Нордстрема о будущем
0
Anton Shreider
BikesBooking.com

Спасибо, Алексей. Да, сотрудничать с большими западными онлайн компаниями получилось только после переезда

Переезд компании в Ирландию: опыт сервиса BikesBooking.com
0
Роман Тт

И 1998 тоже, когда рубль в пять раз упал. И нет никакой гарантии, что это не повторится

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Роман Тт

Но в долларах стоит меньше, ровно на величину падения рубля, представляете? Вспоминаем 90-92, 2008 и 2014 года.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Sakari Sauso

Чтобы потом продать подписку без рекламы, многоходовочка

«ВКонтакте» закроет публичный доступ к аудиозаписям для сторонних приложений
0
Показать еще